Конфликт между учителем и учеником: его признаки и причины возникновения, рекомендации для родителей. Об отношении между учителем и учеником

Часть 2.

Конфликты между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

  1. действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
  2. поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
  3. отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности.

Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных к классах, когда на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, покрой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми

  • в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие
  • вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов:

  1. недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями;
  5. присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
  7. ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе - стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.

Опрос школьников, проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:

  1. учителя не любят детей - 70%;
  2. отрицательные личные качества учителя - 56%;
  3. несправедливая оценка их знаний учителем - 28%;
  4. учитель плохо владеет своей специальностью - 12%.

Нередки случаи, когда негативное отношение ученика к учителю переносится и на предмет, который он преподает. Так, 11% школьников говорят, что ненавидели отдельные дисциплины, изучаемые в школе. В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:

  1. первая учительница была идеальной;
  2. она образец, учитель о котором помнишь всю жизнь;
  3. никаких недостатков, моя первая учительница - идеал;
  4. исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
  5. за четыре года сменилось семь учительниц, все были прекрасными людьми;
  6. не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
  7. учительница была нам как мама, ее очень любили;
  8. конфликтов не было, авторитет учительницы был на-столько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
  9. конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей.

Подростки (10-15 лет), а тем более юноши и девушки (16-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники. Однако и со старшеклассниками подготовленный и умелый учитель всегда может установить хорошие отношения. В таком случае конфликты между учителем и учениками редки либо исключены вовсе. Оценивая учителей-предметников, старшеклассники чаще все-то выражают свое отношение к ним так (В.И. Журавлев).

1. Хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек - 75%.
2. Применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику - 13%.
3. Хорошо организует внеклассную работу - 7%.
4. Не имеет любимчиков - 1%.
5. Плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками - 79%.
6. Проявляет грубость по отношению к ученикам - 31%.
7. Не любит свою профессию, детей - 9%.
8. Не может вести классное руководство - 7%.
9. Нет слаженности в педагогическом коллективе, так как в основном учителя - женщины - 16%.
10. Школе нужно больше молодых учителей, в том числе мужчин - 11%.
11. Недостаточная подготовка учителей в вузе - 6%.

Анализ оценок старшеклассниками учителей-предметников показывает, что почти у половины из них сформировалось скорее отрицательное, чем положительное мнение о педагогах. Если бы такое положение дел было доказано в результате более масштабного исследования, то можно было бы сделать вывод о неблагополучном характере взаимоотношений старшеклассников и учителей в школах. Приведенные данные получены на основе локального исследования в школах Московской области и не могут быть распространены на всю общеобразовательную школу. Тем не менее, очевидно, что при таком состоянии дел в одном регионе велика вероятность возникновения конфликтов между учителями и учениками. Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных (лучше - с юмором).

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.

Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1982 г. Причем, нередко не в лучшую сторону. Двадцать лет назад в кошмарном сне I невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность.

Во-вторых, заметно ухудшилась социально-экономическая обстановка в самой школе, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.

В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя. В одной из школ Новониколаевского района Волгоградской области конфликт ученика с учительницей русского языка возник весной 2001 г. из-за того, что педагог продемонстрировала недостаточное знание правил грамматики и, написав слово с ошибкой, настаивала на своей правоте.

В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и других.

Главное в преподавательской деятельности - установление между учителем и учеником взаимных доверительных и уважительных отношений, дают возможность передавать знания в непосредственном общении. Для педагога необходимы не только глубокие теоретические знания, почерпнутые им из книг, мудрость и выводы из собственного опыта, но и умение найти у ученика что-то особенное, присущее только ему, а также содействие развитию его способностей, а не сковывая инициативу. Преподаватель любого предмета, и прежде всего социологии, обязан минимум унифицированных знаний, то есть он должен дать основные понятия и суждения, трактовать правила и законы, показать взаимовлияние и взаимодействия социальных явлений, передать приемы работы, а дальше ученики обязаны самостоятельно "развиваться" в нужном для них направлении. В этом им помогает систематическая самостоятельная работа над собой, что способствует усвоению знаний и повышает эффективность обучения. Нужно не забывать выражение немецко-американского психолога, философа и социолога Фромма: "Нельзя сковывать свободу ученика".

Однако, главная задача преподавателя - воспитание ученика, который сам сможет стать учителем и в своем мастерстве даже перерасти его. Тогда Страдивари создаст свою скрипку, а не повторит опыт Амати, Аристотель создаст свою теорию, в чем будет противоречить взглядам его учителя Платона, С. Королев создаст первый космический корабль, подтвердив теорию своего учителя К. Циолковского. История знает многих талантливых учеников, которые пошли дальше своих учителей. Стираются из памяти фамилии учителей, а их воспитанники иногда достигают больших высот и сами становятся учителями. Вспомним таких выдающихся людей, как ученый и писатель М. Ломоносов, физиолог И. Павлов, первая женщина - доктор математических наук С. Ковалевская, украинский писатель Т. Шевченко, советский социальный педагог Макаренко, жизнь и деятельность которых стали образцом для подражания последующих поколений.

Необходимо творческое отношение преподавателя к предмету, который он преподает. Для этого следует, готовясь к очередному занятия, переосмысливать, с чем он должен приходить в аудиторию, способна его лекция, семинар или практическое занятие увлечь студентов, дать им не только новые знания, но и вызвать интерес, побудить к дальнейшему усвоению новых и совершенствования приобретенных ранее знаний.

Огромное значение имеют те учебники и учебные пособия, которыми пользуются преподаватели для подготовки лекций. Так, доктор физико-математических наук, профессор Г. Антонов, оценивая уровень первоисточников для преподавательской деятельности, пишет: "Думаю, до тех пор, пока не появятся труда пользователя просто и понятно, без" кружева ", сплетенных из научных, а то и псевдонаучных терминов, доступные широкому кругу преподавателей, деятельный подход в практике обучения так и будет оставаться на уровне декларативных заявлений ". Поэтому перед Министерством образования и науки Украины, Академией педагогических наук Украины возникают серьезные задачи по разработке и изданию современных учебников для высшей школы, которыми смогли бы воспользоваться и педагоги, и студенты.

Каждая лекция, каждое практическое занятие - процесс творческий. А учитель подобен актера, часть своего вдохновения, собственной увлеченности, если хотите - страсти отдает своим ученикам. Он делится с ними своим пониманием окружающего мира, а когда достигает желаемого успеха, ученики не забывают. Отдавая свои знания, умения, навыки, учитель обогащается сам, потому что взаимное общение, понимание и уважение в пользу и учителю и ученику. На сегодня студенчество высокоэрудированный, информированный, любознательный и требовательное и слабых учителей просто не воспринимает. Чтобы прочитать лекцию на высоком интеллектуальном уровне, преподавателю нужно оставить свои нерешенные проблемы дома, прийти в аудиторию с хорошим настроением, независимо от их переживаний и тревог. Его рабочее время, связанный с общением со студентами, должно быть полностью направлен на передачу знаний. Именно поэтому труд учителя - то же, что и труд актера, который иногда должен смеяться на сцене, заряжая своим смехом зрителей, тогда как на самом деле его душа плачет, например, по болезни или потерю родного человека. Истинно сюда подходит выражение: "Смейся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь".

Учитель традиционно был уважаемым человеком в любом обществе, так как является источником знаний и мудрости. Если он авторитетный для молодежи, то становится для нее не просто учителем, а другом и советчиком. Он формирует и воспитывает молодое поколение путем передачи ему знаний, жизненного опыта, мудрости и одновременно является особым примером своего отношения к окружающему миру.

Учителем может быть только тот человек, который достигает высокого нравственного и духовного уровня. Это нужно для того, чтобы быть примером для своих учеников, чтобы постоянно "подтягивать" их до своего уровня. "Учитель - тот, кто распространяет мораль, преподает знания, объясняет правду", - утверждал Конфуций. Вспомним биографию нашего соотечественника, философа-путешественника Г. Сковороды, ведь он не только учил жить по библейским заповедям, но и сам жил по библейским законам. И когда люди видели это, то его примеру действовал на них лучше, убедительнее, чем любая проповедь, любые найблагопристойниши слова.

В современной системе образования недостаточно используется богатый опыт общения учителя с учеником, заложенный восточной традиции, так как считается, что он не принят из-за ориентации на так называемый западный мир. Однако некоторые элементы восточного обучения достаточно универсальны и не просто могут, а должны использоваться в системе современного образования.

Во-первых, в восточной традиции особое место отведено личности учителя, его нравственному состава. Стать учителем -означает занять один из самых высоких ступеней человеческих достижений. Достижения определенной ступени духовного развития позволяет сначала стать учеником. "Достигая высших уровней развития, ученик получает доступ к знаниям более высокого ранга и постепенно сам становится учителем для других. Так происходит освоение и передача мудрости, берет начало с древних времен, через овладение знаний и умений учителей» .

Во-вторых, восточная школа образования известна особой формой подачи учебного материала, наполненный легендами, сказками, конкретными жизненными ситуациями. Ставя ученика в определенную ситуацию, учитель дает ему возможность почувствовать и осмыслить ее, понять не только умом, но и сердцем. Далее учитель направляет ученика на принятие решения, что может понадобиться ему в дальнейшей практической деятельности.

Каждая наука (математика, химия, социология, медицина, астрономия, психология или демография и т.д.), говоря об окружающем мире своим языком, по-своему подходит к пониманию его гармонии. Все эти науки не противоречат и не противопоставляют законы развития окружающего мира, а подчеркивают его взаимозависимость, универсальность, единство картины. Так, например, "целью обучения социологии должно стать понимание гармонии мира, возможности установить гармоничное общение с этим миром, постижение этой гармонии через все пласты мировой культуры" .

В связи с этим вспоминается высказывание известного ученого Р. Феймана (автора замечательных лекций по физике), адресованное студентам: "Я не ставил себе целью подготовить вас к каким экзаменам или даже к работе в промышленности и в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогла оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о нем, что, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи! ".

Философы воспринимают красоту окружающего мира через призму философских рассуждений о проблемах создания Вселенной, возникновение и развитие жизни на Земле, отношений материи и сознания. Они ищут смысл жизни, занимаются проблемами счастья, удовлетворения в творчестве, саморазвитии и самореализации личности. Философы подарили миру основные законы развития общества, стали общими для всех наук. Вот почему философию называют наукой наук.

Историки узнают гармонию мира через изучение социальной реальности прошлого, ищут причины и выявляют закономерности прошлых исторических событий, связывают прошлое с настоящим, делают серьезные выводы о развитии цивилизаций и т.

Задача социолога сложнее. Он, раскрывая красоту и гармонию физического мира, имеет глубоко проанализировать проблему и противоречия социального устройства общества, его структуру и пути преобразования, причины социального неравенства, проблемы в отношениях разных социальных групп. Социолог обязан доказать, что за внешней гармонией физического мира стоит сложный мир межличностной, межгрупповой коммуникации, сложные отношения различных социальных групп и сообществ, столкновения несовместимых интересов и потребностей, неразрешимых противоречий и конфликтов, которые могут сопровождаться даже открытыми беспорядками и такими негативными социальными явлениями, как революции и войны.

Вводить в этот сложный социальный мир учеников учителю нужно постепенно, по мере изучения сначала основ социологии, изложенных в курсе общей социологии, а также истории социальных теорий и учений, а уже потом специальных социологий, в том числе и социологии образования.

Этот принцип перехода от простого к сложному - характерная черта изучения любой науки, универсальное требование образования.

Очень важно понимание учителем своего ученика. К сожалению, существенным недостатком современного человечества является отсутствие умения слушать и понимать "не свое", толерантно относиться к чужому и, наоборот, "талант" преобразовывать с удивительным упорством "чужое во враждебное". Так сказал М. Кесада, президент Международной федерации философских обществ на Всемирном философском конгрессе в 1993 г.. .

Как свидетельствуют социологические исследования, на старших курсах активность студентов иногда снижается. Скорее всего, это является следствием неправильных установок в обучении и неоптимальных форм общения учителя с учениками. Вот почему современный подход к образованию, особенно в высшей школе, требует огромной самоотдачи учителя, его постоянной работы над собой. Если преподаватель потеряет способность постоянно учиться самому и передавать новые знания студентам, то он постепенно деградирует как личность и в итоге может потерять свой авторитет, что сделать гораздо легче, чем потом его приобретать. Авторитет - свойство переменная, его нужно постоянно поддерживать.

Можно выделить и социальный аспект нарушений оптимальных форм общения учителя и ученика. Современная социальная реальность транзитивного общества Украины, крайне низкая заработная плата учителя в школе и преподавателя в вузе побуждают последних увеличивать учебные часы, не оставляя времени на самоподготовку и совершенствования учебного процесса. Постепенно преподаватель высшей школы превращается в обычного "урокодателя". Где уж там творчество и новаторство! На это у него просто нет ни времени, ни сил. "На педагогов смотрят то как на репетиторов, которые обучают студентов основным навыкам, то как на профессионалов, которые отвечают за всестороннее развитие студента.

В конечном итоге важно не столько определение, сколько качество такой подготовки педагогов, даст им возможность расширить круг своих обязанностей ». Английские социологи обратили внимание на изменение отношения общества к образованию как источника позитивных изменений: период разочарования общества в образовании меняется оптимистичным к ней отношением. "На стадии оптимизма (период подъема и процветания экономики) происходят события, свидетельствующие о позитивном отношении общества к образованию, на стадии разочарования (периоды спада и застоя) - о негативном. В период процветания наблюдается высокая оценка обществом труда педагога, появляется много известных и уважаемых всеми педагогов. В момент перехода от периода спада к периоду застоя на фоне ужесточения реакции появляются "элитарные" новаторы. Государство оказывает на них ставку и начинается повсеместное внедрение их опыта. Постепенно избранные лидеры отрываются. После этого меняется модель управления образованием ».

Нельзя проявлять насилие над личностью педагога. Когда общество в целом находится на стадии поиска форм общественного развития, когда происходит кризис экономической, политической и социальной систем, то очень часто появляются различные школы и учения, новые методы, в том числе и в образовании.

Присущие Украины и такие явления, когда каждого учителя школы и педагога высшего учебного заведения обязывают перенимать приемы и методы кого-то из своих коллег, работа которых была официально признана передовой и прогрессивной.

К процессу переобучения подключали даже СМИ, в том числе и телевидения. В этих случаях редко учитывались особенности педагога, несмотря на то, что одни навыки могли быть им усвоены, а другие были для него неприемлемыми и даже далекими. То, что в устах одного педагога звучит естественно, в устах другого - напряженно и даже фальшиво. Но необходимо было неуклонное внедрение методов, признанных передовыми в сфере образования. Этим каличилася личность преподавателя, сковувалася его инициатива, ломались стереотипы его мышления, что вызвало глухие нарекания и недовольство преподавательской деятельностью в целом.

Экономический кризис и нестабильность экономики, как правило, сопровождаются жестким контролем над деятельностью различных учреждений, социальных служб, бюджетных организаций и, конечно же, учреждений образования. Массовые и частые проверки учебного процесса в школах и высших учебных заведениях редко дают положительные результаты, а вот негативные проявления очевидны: отражается охота к творческому подходу в преподавании, утверждается официально признана идеология, страдает плюралистический подход к решению различных проблем, преобладает конформизм, становится приоритетным догматизм, а отсюда недалеко и до преследования инакомыслящих.

Все должно быть в меру. Нельзя внедрять что-то новое, не проверив это практикой, но нельзя и сковывать новаторство педагогов, нельзя без конца контролировать и запрещать, нужно уметь и поощрять, и видеть то новое, что создает сама жизнь, что принято и стало даже нормой педагогической деятельности.

К ак мы все знаем, любовь – это дело тонкое и влюбиться в другого человека можно довольно быстро. В нашем современном мире часто так происходит, что в молодого учителя влюбляются его ученицы. Однако почему так происходит? Правильно ли это? Возможны ли любовные отношения между ними? Какие последствия могут быть от такой любви для обоих? На эти вопросы в рамках данной статьи мы постараемся узнать ответ.

К ак правило, девочки всегда смотрят на ребят постарше. А молодой учитель, который недавно приступил к своей преподавательской деятельности в школе, в глазах у ученицы является одним из самых ярких идеалов мужской зрелости. Ведь, кто как не учитель ей покажется более целеустремленней, наиболее зрелым и харизматичным лидером в классе. Поэтому устоять перед таким образцом взрослого мужского поведения маленькой девочке достаточно трудно.

О собенно, когда молодой учитель впервые приходит проводить урок, то новое лицо для всего класса всегда вызывает повышенное внимание.

В одной из телепередач был раскрыт такой случай, когда в одной из школ страны на урок в класс пришел двадцати четырех летний новый преподаватель. Многим девочкам он сразу сильно понравился, а некоторые в него по уши влюбились. В один прекрасный момент на перемене к нему подошла одна из девочек и просто неожиданно поцеловала его в щеку. Остальные девочки в классе увидели такой случай и рассказали своим родителям, и не просто рассказали, а и еще сильно все приукрасили. На родительском собрании эту тему жестко подняли классному руководителю. Был сильный скандал, после чего директор школы решил уволить молодого учителя, который той девочке даже некогда не отвечал взаимностью.

Д анная история еще очень хорошо закончилась. Ведь и бывают такие случаи, когда учитель знает, что его ученица в него влюблена и этим он пользуется. Таким образом, начинаются игры, которые позже перерастают в сексуальные отношения в рамках односторонней любви. Чаще всего в итоге наигравшись с девочкой, учитель бросает ее. Эти отношения печально заканчиваются для обоих. О них узнают другие и устраивают разбор полетов. В результате чего девочка получает моральную травму или даже много проблем со здоровьем. А на учителя могут подать в суд.

С ама любовь, как чувство между учителем и его ученицей может быть. Однако если молодой учитель осознает, что нужно подождать некоторое время, когда девочка достигнет совершеннолетия, тогда уже и можно строить с ней любовные отношения. В-общем-то, здесь особых ограничений и нет. В конце концов, учитель и ученица — это два разных человека и друг другу они не родственники. А если каждый из них достиг совершеннолетия, то и запретить им любить друг друга нельзя.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности .
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото : Екатерина Афанасьичева.

Тема любви между студентом и преподавателем стара как мир. Нежные чувства могут возникнуть как у первоклассника Максима к первой учительнице Анне Ивановне, так и у третьекурсницы Кати к преподавателю социологии Александру Михайловичу. Обычно эмоции проходят, и влюбленность забывается, но случается, что чувства перерастают «во что-то большее». Комментарии к историям о любви дает психолог, директор Центра успешных отношений Елена Дубовик.

ШКОЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ: ИРА + ВИКТОР ЕВГЕНЬЕВИЧ

— Для того чтобы понять эту историю, нужно пожить в деревне. Там ведь как? Тишь да гладь: девчата есть, а парней — раз, два и обчелся. Поэтому каждый новый мужчина на вес золота. Ире было 16 лет, Виктору Евгеньевичу — 23. Он приехал в деревню отрабатывать два года по распределению, — вспоминает Люда, Ирина одноклассница. — Конечно, закрутилось у них не сразу. Он вел себя серьезно — все-таки учитель! А она не слишком обольщалась: парень, конечно, молодой и перспективный, но в ее классе было еще семь девочек с теми же преимуществами, что и у нее — молодостью и грудью четвертого размера.

Начались отношения в школе на новогоднем вечере. Дискотека, танцы, полумрак… Об их романе знали все: и учителя, и родители, но закрывали глаза — понимали, что личную жизнь Ира, считай, устроила. Правда, жениться после окончания ею школы пара не спешила. Она поступила в колледж, ближе к концу учебы забеременела и через пару месяцев вся деревня играла их свадьбу. Сейчас они живут в деревне, в доме у мужа. У них годовалый малыш, скоро на свет появится второй. Уж не знаю, любовь ли это, но Ира уверена, ее жизнь удалась: колечко из магазина «Сапфиры и дыяманты» в райцентре есть и обязательный минимум — двое детей — выполнен.

ВОЖАТСКАЯ ЛЮБОВЬ: ДАША + ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

— Мы с Димой познакомились в лагере «Дружба» под Раковом. Я попала в профильную смену для активистов организаций, отличников производства и прочих крутых детей, — рассказывает иллюстратор Даша. — Программа там была насыщенная: тематические тренинги, вокал, танцы! Помню, как ужасно я расстроилась, когда меня не взяли на вокал — я-то считала себя знатной певицей. Вожатая наобум записала меня… на сценический бой. На первое занятие я пришла без всяких планов устраивать личную жизнь — в спортивных штанах и не подходящей к ним зеленой кофте.

Постигать сложное искусство некасательного боя у меня не получалось. Курс вели очень крутые люди, сразу было видно — актеры. Дима приехал работать вместе лучшим другом Вовой. Но поскольку от фиаско на певческом поприще мое сознание было помутнено, а строгое воспитание запрещало смотреть в сторону мужчин-преподавателей, никаких мыслей о Диме как о мужчине, у меня не было. Я думала: «Им по 30 лет и давным-давно есть жены-дети». Тогда все было едино: что молодой прекрасный Дима, что усатый физик Николай Степанович. Преподаватель — и все тут. Тогда мне было 16, ему — 24.

Вожатые хотели живого общения с детьми и тут же собрали вокруг себя всех, кто показался им интересным. Мы ходили в леса жарить сосиски, играть в волейбол… Они оба меня очаровали, но ни о какой любви речи все еще не было. Я к ним сильно привязалась. И вот однажды утром я проснулась, а они уехали в Минск. Ревела полдня: чувствовала себя преданной — друзья ведь так не поступают! Рыдала я рыдала и получила вдруг таинственное письмо. В нем говорилось, куда мне идти, чтобы найти тайник. В тайнике оказался букет полевых цветов и стихи Пастернака. В общем, через некоторое время они вернулись — и Дима стал за мной ухаживать. Присылал стихи крутых поэтов о любви, дарил всякие романтичные штуки вроде вороньего пера, стеклянного коника или шишки… Тут я влюбилась окончательно.

Когда смена закончилась, я уехала в другой лагерь — в Украину. Скучала, убивалась… А однажды пришла в столовую — а там Дима! Ждет меня! Приехал! Не знал точно, где я, поэтому две ночи мок в палатке. В Беларусь мы вернулись вместе. Дальше была адская романтика: пока я доучивалась в 11-м классе, он пару раз в месяц приезжал, был на выпускном. Потом я поступила в университет, и после 3-го курса мы поженились.

Я перестала называть его на вы только тогда, когда он меня поцеловал, и я наконец поняла, что у нас любовь, а не «преподаватель-ученик». Был он мне Дмитрий Валерьевич, и перейти на «просто Диму» было сложно. Пришлось, конечно, переучиваться: все-таки звать мужа на вы — это не очень. Если бы такая история произошла с преподавателем в университете, она вряд ли бы получилась: крутить шашни с преподавателями мне не позволяет воспитание и внутренний барьер. А с Димой так вышло, потому что у нас не так велика разница в возрасте, да и отношения в лагере не такие формальные.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЛЮБОВЬ: МАРИНА + СТАНИСЛАВ ИГОРЕВИЧ

— Марина была в нашей группе настоящей секс-бомбой с периферии, — рассказывает бывшая студентка филфака Женя. — А Святослав Игоревич — немного полинявшим столичным плейбоем. Он преподавал в университете философию, а она приходила к нему на лекции-семинары.

Конечно, вначале об их романе никто ничего не знал — ни подружки, ни одногруппницы. Позже выяснилось, что чувства цвели почти целый год. Однажды их просто застукали целующимися в аудитории. Время шло, курс летел за курсом, пока Марина забеременела.

— Через полгода мы узнали, что они поженились. Марина бросила учебу ради семьи: сейчас растит дочку, солит огурцы, бесконечно закатывает какие-то салаты — одним словом, вьет гнездышко. А 52-летний Святослав Игоревич все так же преподает в университете, и мы боимся, как бы не присмотрел себе новую жену.