Об отношении между учителем и учеником. Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

Учеба - довольно сложный процесс, который требует самоорганизации, терпения, усидчивости и желания. - это модель, которая задает тон всего учебного процесса и закладывает твердый фундамент развития ребенка.

Дети, как правило, неохотно вливаются в процесс обучения, если хотя бы один из аспектов процесса учебы отсутствует. Что же делать, если ваш ребенок с первых дней посещения учебного заведения вдруг стал искать любые поводы, чтобы отвертеться от уроков? Прежде всего, попытайтесь поговорить со школьником без лишних эмоций, чтобы выяснить, почему же он потерял интерес к учебе. Причин этому может быть несколько. Рассмотрим некоторые из них:

  • у ребенка тяжелые взаимоотношения с учителем;
  • ребенок не вживается в коллектив сверстников;
  • некоторые предметы не под силу вашему чаду;
  • интерес к учебному процессу отсутствует по причине неготовности к самостоятельности и ответственности.

Первый пункт - самый важный показатель продуктивности ребенка в учебном процессе. Как известно, учитель закладывает основные формулы в сознание «маленького человека». Благодаря этим формулам, ребенок выходит на второй уровень развития - анализ приобретенных знаний и использование их на практике. Отношения учителя и ученика, как правило, не должны вытеснять влияние родителей на формирование психологии ребенка. Тем не менее, не стоит забывать: родители должны контролировать процесс обучения и быть в постоянном контакте с учителем. Это ни в коем случае не подразумевает контроль и недоверие к ребенку, просто учитель должен быть уважаем в семьях своих воспитанников.

Учитель не должен разделять учеников на хороших и плохих, умных и глупых. Такая классификация часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями, двоечники - лидерами, а хорошисты - серой массой. Доминирующие личности в детском коллективе, как правило, действуют по законам улицы - кто сильнее, тот и прав. Отсюда появляются не только психологические конфликты, но и физические разборки, которые редко заканчиваются позитивно и безболезненно.

Профессиональный учитель должен вовремя почувствовать нарастающий конфликт среди учащихся и постараться решить его без внедрения родителей, завуча и директора. Отношения учителя и ученика строятся на доверии, поэтому учитель не должен обещать своим подопечным рассмотрение конфликта в индивидуальном порядке, а после предавать огласке все нюансы происшествия. При потере доверия между учеником и учителем возможно систематическое нарушение дисциплины, потому что ребенок больше не испытывает уважения к своему наставнику.

Учитель не должен бояться хвалить учеников за оценки. Похвала действует на ребенка, как вода на увядающий цветок. Но тут тоже стоит быть осторожным. Излишняя похвала может стать причиной лени и безразличия к остальным предметам, в которых ученик преуспевает не так успешно. Хороший учитель способен пробудить интерес школьника ко всему учебному процессу сразу. Отношения учителя и ученика становятся диалогом лишь в том случае, если каждый участник диалога охотно поддерживает беседу. При этом стоит помнить, что учитель не должен строить этот диалог исключительно с одним учеником. Обретение контакта со всем детским коллективом - это призвание, которое оценивается детьми безоговорочно.

Отношения учителя и ученика должны быть крепкими, но при этом нельзя забывать о разумной дистанции. Индивидуальный подход к каждому ребенку - это талант, которым наделен не каждый работник учебной сферы. Но тут тоже не стоит переусердствовать. Дети очень чувствительны к вниманию, поэтому с первых дней становится ясно - кто для учителя попадает в ранг любимчиков, а кто остается незамеченным. Это прекрасно, если учитель подсказывает, разрешает обращаться к нему во время урока и терпеливо отвечает на вопросы.

Ребенок кодирует в памяти именно позитивный образ учителя, поэтому не боится быть активным на уроках и свободно чувствует себя на перемене. Но все мы люди, и плохое настроение нам не чуждо. Бывает, что учитель всего лишь изменил интонацию, отвечая на вопрос. Ребенку она показалась грубой или безразличной, что вводит его в растерянность. «Учитель меня не любит», — скажет ваше чадо, придя домой, бросив портфель на пол. И вот тогда уже родители должны трепетно изучить схему отношений учителя и ученика, чтобы исключить конфликт или его первые позывные.

Не бойтесь разговаривать с ребенком об учителе и не избегайте общения с учителем. Помните, что школа - это заведение, где из вашего чада формируют человека. Если вам не все равно, каким человеком вырастет ваш ребенок - пытайтесь быть в курсе всех событий, которые происходят с ним в школе, но опять же - не слишком контролируйте каждый его шаг. Позволяйте ребенку чувствовать себя самостоятельным и организованным.

Приятно, когда уже взрослый человек вспоминает о своем первом учителе как о прекрасном наставнике, который сформировал его мировоззрение, пригодившееся ему на пути к успешному будущему. Отношения учителя и ученика - это первый глобальный контакт в жизни каждого человека, который определяет его способность найти свое место в жизни и адаптироваться к любым условиям социума.

По нашим данным, основное число конфликтов у учителей происходит с отдельными учениками. Это нам представляется достаточно естественным, ведь наибольшее число контактов, большая часть рабочего времени у педагога связана с объектом своего труда - учеником, с его индивидуальными и возрастными особенностями. И причины, лежащие в основе возникновения конфликтных взаимодействий, подтверждают это. К ним отно­сятся:

Пассивность учеников, их незаинтересованность

в учебе - 66%

неприятное поведение (грубость, развязность) -48%

плохая дисциплина в классе -27%

Полученная значимая взаимосвязь между частотой возникно­вения конфликтов у учителей с отдельными учениками и причинами, их вызывающими, подтверждает, что большинство проти­востояний вызвано именно этими факторами.

Очевидно, что мотивация на учебу у учеников является важ­нейшим фактором нормального взаимодействия подрастающего поколения и педагога. Отсутствие этого фактора вносит значи­мые проблемы в работу учителя, и, как следствие этого, возника­ют трудности в определении доступности учебного материала, в понимании характера, способностей отдельных учеников, в вы­боре и применении педагогических приемов, в работе с учени­ческим коллективом, в организации общения со школьниками. Более того, чем чаще возникают конфликты с учениками, тем большее количество учителей указывает именно на эти трудности в их работе.

Неприятное поведение (грубость, развязность) для определен­ного числа молодых людей стало нормой. Предпосылок для по­явления такого явления в школах достаточно много. Это и кри­миногенная ситуация в стране, и ослабление влияния семьи на ребенка, и обстановка, климат в самих семьях. Естественно, что учителя реагируют на эту ситуацию, не хотят мириться с та­кого рода явлениями, что и вызывает возникновение конфликтов с учениками. Как следствие этих двух причин (низкой мотивации на учебу и неприятного поведения) возникает третья - плохая дисциплина в классе.

Все эти три причины оказывают непосредственное влияние на возникновение конфликтов между учителем и учеником. Но есть причины, которые опосредованно действуют на возникнове­ние подобных ситуаций. К ним относятся (по оценкам учителей):

пассивность родителей, их нежелание помочь учителю -51%

большое количество учеников в классе -20%

Если причины первой группы связаны с профессиональной деятельностью, то эта группа причин относится к социально-профессиональным. Очевидно, что учитель в своей деятельности во многих случаях должен обращаться за помощью к родителям. Особенно часто такая помощь нужна в начальной школе, когда формируется отношение ребенка к выполнению новых для него обязанностей, происходит адаптация его к новому ритму жизни, зачастую в этом возрасте необходима психологическая под­держка ребенку со стороны не только учителя, но и родителей. Важна помощь родителей и при переходе ученика из начальной школы в среднюю, когда появляются новые предметы, увеличива­ется нагрузка, возрастает число учителей, с которыми он всту­пает в общение. И, конечно, один из сложнейших - пубертатный период жизни, когда ребенок требует особого внимания не толь­ко со стороны учителей, но и со стороны родителей, врачей. Еще правильнее было бы сказать, что в наиболее трудные моменты своей жизни ребенок нуждается в совместной и продуманной, со­гласованной помощи и учителей, и семьи, ибо каждая из сторон знает его глубже и лучше по-своему. Дома виднее психическое состояние, настроение, в школе - успехи в учебе, поведение, отношения с одноклассниками, учителями и т. д.

Что же имеет место в повседневности? Приведем данные о том, сколько родителей посещают школу, помогают.

Таблица 4

Взаимодействие родителей со школой (данные читаются по столбцу)

Число родителей в %

Посещают классные собрания

Помогают

Находятся в контакте

Мы видим, что уже классные собрания посещаются не слиш­ком активно. Есть классы, куда приходят лишь 12% родителей, что, конечно же, выглядит катастрофически. Что же касается по­мощи школе, то здесь положение еще тяжелее: классы, где по­мощь оказывают большинство родителей составляют 5%. Таким образом, мы наглядно видим, что учитель сталкивается с пассив­ностью родителей, с нежеланием помогать ему. Вероятно, это по­ложение определяют и субъективные причины (заниженное чув­ство ответственности за собственного ребенка, а порой и полное, отсутствие его), и объективные причины, связанные с особен­ностями экономического положения страны, когда родители, за­нятые поиском «хлеба насущного», физически не имеют време­ни заниматься собственным ребенком.

Тот факт, что количество учеников в классе влияет на напря­женность работы учителя, является вполне очевидным. Естест­венно, что это создает предпосылки возникновения конфликтных ситуаций между педагогом и школьниками. Существующий в настоящее время нормативный минимум (25 человек - за иск­лючением классов компенсирующего обучения), который в ре­альных условиях доводит число учеников в классе до 30, а в ряде случаев и выше, определен объемом бюджетного и городского финансирования, что, в свою очередь, определяется экономиче­ским положением всей страны.

То, что конфликт между учеником и учителем вносит труд­ности в работу педагога, подтверждается и другими данными ис­следования. Получена значимая корреляция между частотой возникновения таких конфликтов и психологическими сложностя­ми работы учителя. Среди педагогов, конфликтующих с учени­ком, в умеренно конфликтной группе 29% отметило, что им трудно работать психологически, а в бесконфликтной группе с трудностями такого рода сталкиваются всего 20% респондентов. Все противостояния учителя и ребенка, независимо от причин их вы­зывающих, связаны с профессиональной деятельностью учителя, и он как профессионал должен уметь управлять ими, регулиро­вать их, пытаясь не только устранить причины конфликтных вза­имодействий, но и поддерживать нормальные взаимоотношения с ребенком. Только в этом случае можно говорить о том, что это требует дополнительной выдержки, внимания по отношению к ученику, что, естественно, связано с дополнительными психоло­гическими затратами. Не случайно главным признаком своей профессии 79% учителей назвали терпение, психологическую вы­носливость.

Всегда ли учитель способен разрешить конфликт с учеником? Прямого ответа на этот вопрос результаты нашего исследования не дают. Но, вероятно, о деятельности учителя можно судить по удовлетворенности им, в первую очередь, результатами сво­его труда и работой в целом. Это правомерно в том случае, если учитель целью своей деятельности ставит не только передачу.

определенной суммы знаний, но и сохранение нормальных взаи­моотношений с ребенком. Ведь очевидно, что учебный процесс, процесс передачи знаний не может успешно осуществляться без взаимоуважения, взаимопонимания между учителем и учеником, которые, бесспорно, зависят от уважения учителем интересов ре­бенка. Значимость корреляции между частотой таких конфликтов и удовлетворенностью своей работой в целом, удовлетвореннос­тью результатами своего труда позволяет говорить о том, что противостояния между учителем и учеником влияют на оценку учителем своей профессиональной деятельности (см. таблицу 5).

Таблица 5

Зависимость частоты возникновения конфликтов между учителем и учениками

и удовлетворенностью работой в целом, результатами своего труда

(данные читаются только по строке)

Как видим из полученных результатов, основная часть учителей вполне или отчасти удовлетворена и результатами своего труда, и своей работой в целом. Вероятно, мы можем говорить о том, что они находят способы взаимодействия с детьми. Какие конкретно пути выхода из таких конфликтных ситуаций сейчас выбирает на­ше учительство, сказать трудно. Но то, что педагог адаптировал­ся к работе в таких условиях, подтверждается полученными ре­зультатами. Реализуя конфликт вовне, не загоняя его внутрь, большинство из них остаются психологически свободными.

Хочется отметить, что на число конфликтов, возникающих у учителей с учениками влияет образование, полученное педагогом. Среди учителей, получивших высшее педагогическое образова­ние, 24% составляют умеренно конфликтную группу, а среди пе­дагогов с непедагогическим образованием их 30%. Несомненно, что для решения конфликтных противостояний с учениками тре­буется знание психологии, возрастных особенностей ребенка, знакомство с педагогическим опытом прошлого. Не случаен тот факт, что чем выше частота конфликта с учеником, тем большее число учителей говорят о том, что они не удовлетворены получен­ным образованием и хотят продолжить его не только в области освоения новых форм и методов преподавания предмета, но и в области психологических знаний. По данным нашего исследова­ния, среди педагогов, время от времени конфликтующих с уче­никами, 48% хотели бы получить комплекс психологических зна­ний.

Тема любви между студентом и преподавателем стара как мир. Нежные чувства могут возникнуть как у первоклассника Максима к первой учительнице Анне Ивановне, так и у третьекурсницы Кати к преподавателю социологии Александру Михайловичу. Обычно эмоции проходят, и влюбленность забывается, но случается, что чувства перерастают «во что-то большее». Комментарии к историям о любви дает психолог, директор Центра успешных отношений Елена Дубовик.

ШКОЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ: ИРА + ВИКТОР ЕВГЕНЬЕВИЧ

— Для того чтобы понять эту историю, нужно пожить в деревне. Там ведь как? Тишь да гладь: девчата есть, а парней — раз, два и обчелся. Поэтому каждый новый мужчина на вес золота. Ире было 16 лет, Виктору Евгеньевичу — 23. Он приехал в деревню отрабатывать два года по распределению, — вспоминает Люда, Ирина одноклассница. — Конечно, закрутилось у них не сразу. Он вел себя серьезно — все-таки учитель! А она не слишком обольщалась: парень, конечно, молодой и перспективный, но в ее классе было еще семь девочек с теми же преимуществами, что и у нее — молодостью и грудью четвертого размера.

Начались отношения в школе на новогоднем вечере. Дискотека, танцы, полумрак… Об их романе знали все: и учителя, и родители, но закрывали глаза — понимали, что личную жизнь Ира, считай, устроила. Правда, жениться после окончания ею школы пара не спешила. Она поступила в колледж, ближе к концу учебы забеременела и через пару месяцев вся деревня играла их свадьбу. Сейчас они живут в деревне, в доме у мужа. У них годовалый малыш, скоро на свет появится второй. Уж не знаю, любовь ли это, но Ира уверена, ее жизнь удалась: колечко из магазина «Сапфиры и дыяманты» в райцентре есть и обязательный минимум — двое детей — выполнен.

ВОЖАТСКАЯ ЛЮБОВЬ: ДАША + ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

— Мы с Димой познакомились в лагере «Дружба» под Раковом. Я попала в профильную смену для активистов организаций, отличников производства и прочих крутых детей, — рассказывает иллюстратор Даша. — Программа там была насыщенная: тематические тренинги, вокал, танцы! Помню, как ужасно я расстроилась, когда меня не взяли на вокал — я-то считала себя знатной певицей. Вожатая наобум записала меня… на сценический бой. На первое занятие я пришла без всяких планов устраивать личную жизнь — в спортивных штанах и не подходящей к ним зеленой кофте.

Постигать сложное искусство некасательного боя у меня не получалось. Курс вели очень крутые люди, сразу было видно — актеры. Дима приехал работать вместе лучшим другом Вовой. Но поскольку от фиаско на певческом поприще мое сознание было помутнено, а строгое воспитание запрещало смотреть в сторону мужчин-преподавателей, никаких мыслей о Диме как о мужчине, у меня не было. Я думала: «Им по 30 лет и давным-давно есть жены-дети». Тогда все было едино: что молодой прекрасный Дима, что усатый физик Николай Степанович. Преподаватель — и все тут. Тогда мне было 16, ему — 24.

Вожатые хотели живого общения с детьми и тут же собрали вокруг себя всех, кто показался им интересным. Мы ходили в леса жарить сосиски, играть в волейбол… Они оба меня очаровали, но ни о какой любви речи все еще не было. Я к ним сильно привязалась. И вот однажды утром я проснулась, а они уехали в Минск. Ревела полдня: чувствовала себя преданной — друзья ведь так не поступают! Рыдала я рыдала и получила вдруг таинственное письмо. В нем говорилось, куда мне идти, чтобы найти тайник. В тайнике оказался букет полевых цветов и стихи Пастернака. В общем, через некоторое время они вернулись — и Дима стал за мной ухаживать. Присылал стихи крутых поэтов о любви, дарил всякие романтичные штуки вроде вороньего пера, стеклянного коника или шишки… Тут я влюбилась окончательно.

Когда смена закончилась, я уехала в другой лагерь — в Украину. Скучала, убивалась… А однажды пришла в столовую — а там Дима! Ждет меня! Приехал! Не знал точно, где я, поэтому две ночи мок в палатке. В Беларусь мы вернулись вместе. Дальше была адская романтика: пока я доучивалась в 11-м классе, он пару раз в месяц приезжал, был на выпускном. Потом я поступила в университет, и после 3-го курса мы поженились.

Я перестала называть его на вы только тогда, когда он меня поцеловал, и я наконец поняла, что у нас любовь, а не «преподаватель-ученик». Был он мне Дмитрий Валерьевич, и перейти на «просто Диму» было сложно. Пришлось, конечно, переучиваться: все-таки звать мужа на вы — это не очень. Если бы такая история произошла с преподавателем в университете, она вряд ли бы получилась: крутить шашни с преподавателями мне не позволяет воспитание и внутренний барьер. А с Димой так вышло, потому что у нас не так велика разница в возрасте, да и отношения в лагере не такие формальные.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЛЮБОВЬ: МАРИНА + СТАНИСЛАВ ИГОРЕВИЧ

— Марина была в нашей группе настоящей секс-бомбой с периферии, — рассказывает бывшая студентка филфака Женя. — А Святослав Игоревич — немного полинявшим столичным плейбоем. Он преподавал в университете философию, а она приходила к нему на лекции-семинары.

Конечно, вначале об их романе никто ничего не знал — ни подружки, ни одногруппницы. Позже выяснилось, что чувства цвели почти целый год. Однажды их просто застукали целующимися в аудитории. Время шло, курс летел за курсом, пока Марина забеременела.

— Через полгода мы узнали, что они поженились. Марина бросила учебу ради семьи: сейчас растит дочку, солит огурцы, бесконечно закатывает какие-то салаты — одним словом, вьет гнездышко. А 52-летний Святослав Игоревич все так же преподает в университете, и мы боимся, как бы не присмотрел себе новую жену.

Учителя бывают разные - хорошие и плохие, добрые и злые, любимые и нелюбимые. Почему так бывает? Ведь если исходить из функций и задач, учителя должны быть одинаковыми, и, тем не менее, есть учителя, к которым дети на урок идут с удовольствием, предвкушая совместное общение и интересную работу, а есть такие, которых ученики просто боятся и тогда урок этого учителя становится для них чуть ли не каторгой.

Есть на белом свете один хороший учитель - Анатолий Бернштейн , который живет в г. Москве и в данный момент пишет книги по педагогике. Он уже не работает в школе, но все его бывшие ученики ходят к нему домой, приглашают его в гости, или просто звонят по телефону, не забывая о нем ни на минуту. И вот сегодня два наших ростовских учителя - Сорокина Татьяна Борисовна и Маханькова Надежда Павловна решили "пообщаться" с Анатолием Бернштейном, порассуждать о вопросах, поднятых им в его книге "Оставайтесь после уроков", и таким образом помочь понять читателю, каким же должен быть настоящий учитель.


- Могут ли учителя влиять на дальнейшую судьбу ребенка?

Бернштейн: "А кто сказал, что учителя - безобидные ретрансляторы знаний и в худшем случае бациллоносители просвещения? Иногда даже не самым инициативным из них приходится играть роль куда более ответственную - судьбы.
Ничего исключительного в этом нет. Учитель объективно имеет больше шансов влиять на "недоразвитого" человека, как говорили о детях в эпоху Возрождения. Он стоит на его пути, как обязательная отметка, промежуточный финиш, верстовой столб посередине дороги, который непросто объехать".

Маханькова: " Да, я согласна, учителя иногда влияют на становление характера и определение дальнейшей судьбы своего ученика, но это происходит лишь в том случае, если у учителя и ученика возникают с самого начала доверительные отношения, когда учитель является авторитетом и примером во всем".

Сорокина: "А я думаю, что они влияют на ребенка в любом случае, даже если нет доверительных отношений. Все равно какие-то фразы, мысли, замечания откладываются у ребенка в памяти".

- Существуют ли неразрешимые противоречия между учителем и учеником?

Бернштейн: "По сути, никаких неразрешимых противоречий между учителем и учеником не существует. Воспитание - не идиллия, но, безусловно, не война за независимость. Это и взаимообучение, и опыт человеческих отношений"

Маханькова: " Нет, на мой взгляд, между учеником и учителем могут возникнуть неразрешимые противоречия, но в этом случае чаще всего будет виновен сам учитель, его невыдержанность, бестактность, недалекость. Учитель всегда должен помнить об осторожном бережном отношении к маленькому, еще не сформировавшемуся человеку, и тщательно обдумывать каждый свой поступок, тогда неразрешимых противоречий будет гораздо меньше. Но иногда бывает и так, что учитель мало может повлиять на ход развивающегося конфликта, так как причиной бывает запущенное воспитание ребенка, выросшего в неблагополучной семье; в таком случае учитель должен хотя бы сгладить возникший не по его вине конфликт".

Сорокина: " Противоречия есть, но они всегда разрешаются. У меня был недавно очень неприятный и, казалось бы, неразрешимый инцидент. Мама одной девочки решила, что я ущемляю ребенка, отбиваю интерес к знаниям, что ребенок, мол, очень умный, а я все время занижаю оценку. Это противоречие разрешилось - в класс поставили другого учителя. В результате пострадали дети, любившие предыдущего преподавателя".

- Когда учитель ругает ученик, кто больше переживает?

Бернштейн: " Учителя переживают все же чаще и глубже, а ученикам бывает в основном сильно неприятно. Но это, конечно, совершенно частные наблюдения, сугубо из личного опыта".

Маханькова: "Все зависит от ситуации. Если сорвался добросовестный учитель в силу внешних неблагоприятных обстоятельств, то он очень переживает. Если несправедливое отношение учителя к ученику является нормой в практике такого учителя, то учитель никогда не переживает. Переживания ученика зависят от его личных качеств: если ребенок чувствительный, то он переживает очень сильно, а если ученик душевно черствый, то он тоже не переживает".

Сорокина: "Ну, смотря за что ругаешь, если за то, что нужно, то не волнуешься, а если не уверен, когда ругаешь, тогда естественно переживаешь".

- Кто кому больше нужен? Учитель ученику или ученик учителю?

Бернштейн: "Ученики порою нужнее учителю, чем он им. Учителю нужен ученик, как любимая игрушка или как партнер для игры, как медный обруч, регулирующий давление, как верный Пятница - спасение от одиночества и обретение смысла жизни".

Маханькова: "Да, здесь наблюдается взаимопотребность. Настоящий учитель, для которого работа в школе - это не служба, а образ жизни, нуждается в своих воспитанниках, в общении с ними точно также, как они нуждаются в общении со свои учителем."

Сорокина: "Я тоже согласна. Учитель нуждается в ученике так же, как и он в нем".

- Какую дистанцию надо выбирать с учеником: ближнюю или дальнюю?

Бернштейн: Здесь важно понять, что управление процессом определения оптимального расстояния между двумя объектами происходит из 2-х командных центров, только не всегда согласованно. Дети прекрасно, но порой непредсказуемо для нас регулируют процесс.".

Маханькова: "Дистанция между учеником и учителем должна быть строго выверена до миллиметра, нельзя слишком влюбляться в своих учеников, приближать их настолько к себе, что некоторые родители испытывают чувство ревности, такая ситуация только мешает педагогическому процессу. С другой стороны, нельзя отталкивать от себя ребенка, если видишь, что он нуждается в твоей заботе, внимании, а иногда и любви".

Сорокина: "Я выбираю ближнюю дистанцию со всеми учениками, но иногда ребенок решает, что ему все позволено и переходит границы, тогда его необходимо отдалить".

- Кому все это вообще больше нужно: вам или им?

Бернштейн: "Нам! Для них! Ибо весь смысл нашей жизни - в ее полной отдаче им".

Маханькова: "На мой взгляд, в итоге, конечно, им, потому что наша основная функция - давать знания".

Сорокина: "А я думаю, одинаково и им, и нам. Да, наша основная функция - давать знания, а их получать эти же знания, т.е. поровну. Взаимообмен".

- Как вы устанавливаете дисциплину на уроке?

Бернштейн: "Во-первых, отнеситесь к делу, как к делу своей жизни; во-вторых, отдайте ему все 24 часа в сутки и посвятите их детям; в-третьих, уважайте себя и их по-настоящему; в-четвертых, приготовьтесь терпеть и бороться сколько потребуется. И тогда у вас все получится, что вы пожелаете".

Маханькова: "Дисциплину на уроке я предпочитаю устанавливать путем своего личного обаяния или авторитета. Нужен набор личностных качеств, которые даются от природы и путем самовоспитания. Волевым способом, не подкрепленным вышеперечисленными факторами, дисциплину на уроке удержать сложно".

Сорокина: "Это очень сложный вопрос, потому что у меня все это происходит на интуитивном уровне. Сначала я заинтересовываю темой, а затем загружаю работой".

- Существует ли какой-то предел, кульминация учительского дела?

Бернштейн: "Педагогическому делу не грозит быть закрытым. Оно всегда длиною в педагогическую жизнь, а то и в физическую жизнь учителя".

Маханькова: " Согласна, не существует, хотя я, может быть, еще нахожусь в той поре, что еще не достигла этого наивысшего пика в своей профессиональной деятельности".

Сорокина: "Наверное, у каждого по-разному - одни нашли свой предел и уже ходят равнодушными, а для кого-то, и для меня в том числе, это всю жизнь - творческий поиск".

- Педагог - это в первую очередь кто: учитель или человек?

Бернштейн: "Учитель - в первую очередь человек, и отношения, которые устанавливаются с учеником, человеческие".

Маханькова: " Конечно, человек. Педагогика - это некая сфера деятельности, которая не имеет права допускать даже 1% брака, так как мы работаем с людьми, а не с машинами".

Сорокина: "Ну естественно - человек, и у любого учителя должны преобладать человеческие качества".

- Какие отношения должны быть между учителем и учеником?

Бернштейн : "Мы предлагаем себя в качестве объекта для обожания, подражания и послушания, а нас просто любят. Могут попросить совета, а могут и денег, чаще приюта, тепла. Легкие отношения и есть наше лучшее достижение. Не завоевание, не самоцель, а искомый результат".

Маханькова : "Вторя современным веяниям психологической науки, я придерживаюсь принципа субъект - субъективных взаимоотношений с учениками, когда учитель не забывает, что перед ним не просто объект его педагогического воздействия, а трепетная личность, которую нужно уважать, как самого себя и ценить".

Сорокина: "Между учителем и учеником должно быть сотрудничество. Они друзья, но учитель все же должен внушать уважение, выглядев авторитетно в глазах ученика".


- Нужен ли телесный контакт с учениками, взаимоприкосновения?

Бернштейн: "Нужен, так как по тому, как учитель физически раскован с учениками, не боясь ненароком кого-нибудь задеть, как легко он похлопывает, подталкивает, берет за руку, поправляет одежду и как те на это реагируют - можно много сказать о степени человеческой доверительности, открытости и душевной близости между ними. Это дано не каждому, потому что право на такое прикосновение надо заслужить".

Маханькова: "Я за науку прикосновений, особенно это необходимо в среднем школьном возрасте (5-7 классы), когда ребенок еще нуждается в заботе, опеке, у него не изжита потребность в ласковом поглаживании, похлопывании, дружеском рукопожатии, и если отношения учителя и ученика складываются доверительные, то прикосновения будут актуальными вплоть до самого старшего школьного возраста".

Сорокина: "Телесный контакт необходим - кого-то успокоить, кого-то заставить работать, кому-то внушить уверенность".

- Несут ли учителя моральную ответственность за учеников в дальнейшей их жизни?

Бернштейн: "Не берите на себя чужой кармы - не делайте за них их труд, не решайте за них их задачи, не пытайтесь стать их судьбой. Самое лучшее - пусть знают ваше мнение, позицию, оценку".

Маханькова: "В небольшой мере - да, так как с детства им что-то внушали".

Сорокина: "В общем-то да, так как, что воспитали, то и получили. А учителя воспитывают вместе с родителями".

- Каких учеников любят учителя?

Бернштейн: "Парадокс, но учителя не любят счастливых учеников. Вероятнее всего, потому, что в подсознании: если счастливы, значит, свободны, независимы от нас. А мы так хотим, чтобы в нас нуждались"…

Маханькова: "Любят чаще того, у кого есть потребность в любви".

Сорокина: "А я люблю способных, тех, которые хотят чему-то научиться, думающих, ищущих, желающих получить знания".

- Ну и, наконец, кто такой вообще "учитель"?

Бернштейн: "Учитель - скромный служащий на ответственном посту: открывающий дверь в мир знаний или в мир людей, или помогающий заглянуть в свой собственный. И не требующий за это благодарности. И достойный много большего, когда по-настоящему заслужил".

Маханькова: "Учитель - это, прежде всего, хороший профессионал".

"…Учительский труд - одно из величайших призваний в жизни… Но учитель должен быть предан своему делу в наивысшей степени, полностью отдаваться ему, учить от всего ума и от всего сердца, всем своим существом; и при наличии такой преданности возможно многое".
Дж. Кришнамурти.

"Подумайте об этом."
_________________________
© Скрынникова Алена

22.11.2016 16:48

Это неравные отношения. Можно продолжить перечень отношений типа «учитель
— ученик» следующими парами: «родители — дети», «начальники — подчиненные», да и, пожалуй, «муж — жена». Постараюсь быть кратким. Хочу сказать, почему чаще получается не так, как хотелось бы. Чаще ведь ученики не поддерживают своих учителей, бывшие подчиненные своих бывших начальников, А муж и жена, когда расходятся, ненавидят друг друга.

Причиной этому являются зависимость и рабско-тиранический характер отношений. Поясняю. Получается это, потому что в предшествующих отношениях, когда ученики зависели от учителя, дети от родителей, а подчиненные от начальников, те, кто был «сверху», строили свои отношения с рабско-тиранических позиций, постоянно подчеркивая свое превосходство. Пока те, которые были «внизу», реально зависели от тех, кто «наверху», они терпели эту тиранию. Как только эта зависимость исчезала, то те, кто были «внизу», начинали «мстить», часто неосознанно.

В лучшем случае это был уход от ослабевшего тирана. Дети уходили из дома, подчиненные увольнялись, супруги разводились. В худшем случае, те, кто был снизу и окреп, начинали делать гадости бывшим свои «тиранам» под предлогам восстановления высшей справедливости.

В истории медицины известен очень показательный пример. Это было лет 40 назад. Заведующий одной из клинических кафедр пренебрежительно относился ко всем своим подчиненным. Некоторые из них периодически протестовали. И лишь один сносил все «побои» с восторгом. Он первым защитил докторскую диссертацию и стал заведующим кафедрой, клинической базой которой была больница, где он не мог чувствовать себя хозяином, В конце концов, он стал ректором этого института. Первое, что он сделал, это уволил своего учителя, ибо там при кафедре была институтская клиника. Но как он уволил своего учителя! Поймали этого учителя на том, что он взял деньги с больного.

Надо сказать, что тогда это была почти официальная практика. Ну и сделали бы разборку в «верхах». Так нет! Сделали общее собрание студентов, и всю эту грязь трусили в присутствии тысячи студентов. Конечно, на такое собрание студенты пришли с удовольствием. Я интервьюировал одного из этих студентов. Так он мне сказал, что ректор клялся, что он денег с больных не берет. Хотя на самом деле брал, как и все видные врачи того времени. Учителя ректора на этом собрании не было.

И еще несколько слов об отношениях «учитель — ученик». Это единственное неравное отношение, которое можно приветствовать. Психологическое равенство здесь достигается общностью задачи. Задача учителя — помочь подняться ученику до своего уровня. Задача ученика с помощью учителя подняться до его уровня, а потом и превзойти его или хотя бы создать что-то новое, что не смог сделать его учитель. При таком подходе те, кто учится непосредственно под руководством учителя, являются учащимися, тех же, кто уже работают самостоятельно и создают свои системы, уже можно считать учениками.

Учителей я разделяю на две категории: Учащийся учитель и Учащий учитель.

Учащийся учитель — это такой учитель, который не только помогает ученику дотянуться до своего уровня, но и сам еще растет. Тогда он учится не только у своих учителей, но и учеников. Он понимает и осознает такой факт. Любой хороший учащийся всегда стремится превзойти своего учителя. Более того, он нередко метит на его места. Учитель этой категории не боится таких учащихся и готов уступить свое место, ибо сам планирует подняться еще выше или перейти в другое место.

Более того, он ищет активно таковых и, к сожалению, не всегда находит. С таким учителем можно сотрудничать много лет и не чувствовать, что тебя задвигают. Коллективы, которые они возглавляют, постоянно растут. Открываются новые лаборатории, отделы. При учебных кафедрах создаются институты и пр.

Учащий учитель — это такой учитель, который только учит, но сам уже не растет. У него также можно многому научиться. Но сам он остановился уже в своем росте, и никогда не будет учиться у своих учеников. Более того, он будет препятствовать росту тех учащихся, у которых есть шанс дорасти или даже перерасти учителя. Я знаю одного заведующего кафедрой, который подготовил 80 кандидатов наук и ни одного доктора. Как только он замечал какого-нибудь чересчур ретивого ученика, он сразу же его устраивал куда-нибудь в другое место. Возле себя он оставлял только людей, которые остановились в своем развитии или неспособны были на дальнейший рост.

Ученики тоже бывают двух категорий: у ченики, которые хотят стать учителями и у ченики, которые хотят стать специалистами.

Рекомендации для учеников, которые хотят стать учителями .

Если вы попали к учителю первой категории, то вы можете оставаться там долго. Учащегося учителя можно критиковать. Он чутко воспримет ваше новое предложение, примет его и поможет внедрить. Он никогда не будет скрывать ваших заслуг, потому что ему своих хватает. Он заметит ваш рост и создаст для вас что-то новое. Постарайтесь уговорить его стать соавтором вашей работы. Сам он даже намекать не будет. Лавров у него своих достаточно. Почему вам выгодно взять его в соавторы? Он тогда глубже вникнет в содержание вашей работы, внесет что-то свое. Работа от этого станет лучше. Вашу работу прочтут все его почитатели. Потом вам легче будет двигаться самому.

Какое-то время вы можете учиться и у учителей второй категории, но ни в коем случае не критикуйте учителя и не пытайтесь его изменить. Помните, что вам вряд ли удастся внедрить что-нибудь новое. Совсем плохо будет, если вам все- таки удастся внедрить что-то новое. Все лавры достанутся вашему учителю, а ваше увольнение не за горами. Если вы написали статью или сделали рационализаторское предложение, обязательно берите его в соавторы и ставьте
на первое место. Но как только заметили, что вам здесь получить уже нечего, сразу же уходите в другое место. Оставайтесь все время благодарным ему за то, что он помог вам сделать несколько шагов в вашем развитии.

Рекомендации для учеников, которые хотят стать специалистами.

Если вы попали к Учащемуся учителю, то учитесь у него до тех пор, пока не почувствуете, что уровень вашей квалификации стал таким, что вы можете работать самостоятельно. Немедленно переходите на другое место работы. Больше вы там не усидите. Вас начнут тянуть за уши.
Будет больно. Если не захотите расти, то уши вам оторвут, а потом выбросят все равно, но без ушей.

Ваше место у учащего учителя. А если вы с восторгом будете в тридцатый раз выслушивать одно и то же, да еще и научитесь делать такое выражение лица, как будто вы услышали это впервые (чуть-чуть поднять подбородок, широко раскрыть глаза и редко моргать ими, слегка приоткрыть рот), да еще если научитесь квалифицированно льстить, то, скорее всего, он не отпустит вас от себя. Но помните, что все победы коллектива — это его заслуги, все неудачи коллектива —
это ваши неудачи.