Какую роль политика играет в жизни общества. Что такое международное гуманитарное право? Почему Конституция – Основной закон государства

Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, доступны ли станут им достижения культуры, увеличится степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасное? страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зав сит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры по различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации, стремятся, чтобы отвечающая их интересам политика проводилась государством. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В наши дни главный вопрос политической жизни России -- вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти; организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы.

Сущность государства

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.

Государство является ядром, основой всей политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.

О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном лане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Термин "государство" стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "королевство", "республика", "империя" и др. Одним из первых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком, ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин "stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Признаки государства

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией и населением.

Так же признаками государства являются:

!) Территория, отмеченная границей, - также неотъемлемый атрибут государства. Она включает землю и ее недра, воздушное пространство. По разным причинам территория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры. Утрата территории означает исчезновение государства.

2) Население, подчиняющееся органам власти. Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием гражданства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами. Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности)

3) Наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами;

4) Монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.

Дополнительными признаками государства являются: единый государственный язык, единая транспортная система, единая денежная единица, единая информационная система.

С конца 70-ых годов наиболее популярной политологи-ческой концепцией становится неоконсерватизм. Консервативная тенденция идёт от таких разных по своим позициям мыслителей как Платон, Аристотель, Цицерон, Маккиавели, Ницше и др. Письменная история консерватизма начинается со времён Великой Французской революции конца 18-го века. С первой половины 19-го века консерватизм выступает как идейно-политическая доктрина, отражающая, в основном, интересы дворянства в его борьбе против буржуазии. Позже, приняв отдельные положения классического либерализма, консерватизм становится идейно-политической платформой отдельных фракций буржуазии. Он выступает также как защитная реакция средних и мелких предпринимателей перед неудержимым динамизмом капиталистического роста, угрожавшего их существованию.

В целом консерватизм направлен на сохранение, поддержку исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых его основ. Он опирается на соответствующие стереотипы массового сознания и традиционалистские представления, благодаря чему имеет широкую базу среди представителей различных сословий. На пользу консерватизму «работают» негативные явления, сопровождающие общественный прогресс.

Приверженцами неоконсерватизма является та часть буржуазии, которая получила наивысший экономический статус, власть и привилегии. Он аппелирует также к фермерам, ремесленникам, сельским жителям и поддерживается религиозной философией. В конце 70-ых годов консервативные взгляды приобретают значительный авторитет среди трудящихся наёмного труда.

В процессе развития капитализма не оставалось неизменным содержание консерватизма. Основные его положения эволюционировали как обратная реакция на изменения противостоявших ему идейно-политических течений. После второй мировой войны консерватизм внёс в свои доктрины ряд серьёзных изменений, призванных обновить и усилить его социально-охранную функцию. В частности, он руководствуется такими либеральными принципами, как конституционализм, разделение власти, всеобщее избирательное право и другие, которые раньше отрицал.

Таким образом, термин «неоконсерватизм» не очень удачный, так как создаёт неверное впечатление стагнации и даже реакционности. Кроме этого неоконсерватизм проявил значительную открытость и гибкость, способность усваивать ценные элементы доктрин. В теоретическом плане он является синтезом неолиберализма и некоторых традиционных ценностей. Однако консерваторы принимают только такие изменения в своих позициях, которые не затаргивают сущности существующих институтов, системы власти и привелегий.

Современный консерватизм не имеет чёткой идеалогии. Можно говорить о «философии революционной заботы о сохранении». Консерватизм не провозглашает себя открыто врагом каких-либо перемен, тем более, приверженцем простого возвращения к прошлому. Вся система его ценностей основывается на уверенности, что прошлое лучше чем настоящее. Отсюда стремление к переменам, но ретроградным. Всё это определяет основные черты мировосприятия неоконсерватизма (Г.-К. Кальтенбруннер). Превая из них - забота о создании условий, в которых традиции и преемственность были бы приняты и реализованы обществом. Далее стабильность как главное условие утверждения ценностной ориентации человека. Имеется ввиду и такая черта, как порядок, который обеспечивается общественными институтами. Отсюда следует необходимость противостоять пагубному процессу освобождения человека от институционально обоснованного порядка. Существенной является и такая черта, как государственный авторитет. Поэтому государство обязано быть не только сильным. Оно должно стать проводником единой чётко выраженной политической воли. Важной чертой является также и принцип свободы - возможности осуществлять индивидуальную и общественную инициативу в границах, которые допускаются иерархическим порядком.

В соответствии с таким мировосприятием, формируются взгляды на основополагающие явления политической жизни. Подчёркивается, что власть не может быть подчинена каким-то функциональным целям - социальной справедливости, равности, свободе и т.п. Смысл её существования заключается только в том, чтоб командовать и заставлять тех, кто в другом случае занимался бы реформами и разрушением (Р. Скрутон). Мощность и эффективность государственной власти зависит от того, в какой мере ей удаётся соединить в своей политике авторитет и традиции.

Противостояние государства и гражданского общства считается губительным. Отсюда неуважительное отношение к либерально-реформистскому «государству всеобщего благополучия». Оно считается вредным, так как разлагает и угнетает волю индивидов и свой собственный авторитет. Общественное напряжение, недовольство снимаются не равенством, а приданием законной силы неравенству. Собственность рассматривается как основа раскрытия человеком его социальной сущности.

Подход неоконсерватизма к организации общественной жизни основывается на убеждении в безнадёжной несостоятельности людской природы, органичной неразумности и греховности человека, в ограниченности сферы человеческого разума и, значит, необходимости и важности универсального морального порядка. Такой порядок санкционируется и поддерживается религией. Особое значение в связи с этим приобретают традиции, символика и даже предрассудки.

В системе консервативных ценностей важное место занимает постулат о ненадёжности прогресса. И это не случайно. Именно в конце 20-го века как никогда остро стал вопрос о «цене прогресса», прежде всего научно-технического. Усложнилось его взаимодействие с социальным прогрессом. Возникла проблема сохранения человеческого рода. Глубинные сдвиги во всех сферах заставили задуматься над тем, оправдан ли пригресс, ведущий к отчуждению, разрушению традиционных связей. Отсюда тяга людей к вечным моральным и религиозным ценностям, традициям. Соответственно возник благоприятный климат для расширения консервативных идей.

Среди других постулатов выделяются извечное (физическое и умственное) неравенство людей; необходимость общественных классов и групп, то есть, бессмысленность попыток социального уравнивания с помощью закона; несовершенство правления большинства, которое склонно к потенциальной тирании; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; важная роль частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.

В общем, идёт речь об ориентации на экономическое, социальное и политическое неравенство, создание социальных структур, призванных обеспечить такое неравенство путём присуждения господстующих позиций «избранному меньшинству».

Наиболее сильная директива неоконсерватизма - экономическая, точнее - рыночная. Через призму экономической рациональности рассматривается ситуация в других сферах жизни. Широкое и гибкое использование рыночных принципов, ориентация на индивида, развитие личной инициативы, предпринимательства и активности, снятие бюрократических преград и одновременно усвершенствование, придание максимальной гибкости уже созданным регулирующим механизмам - всё это наиболее адекватно учитывает требования экономики при переходе к постиндустриальному, информационному обществу.

Экономическая программа исходит из концепции «экономики предложений», согласно которой активной основой общества являются капиталисты. Именно они выполняют важные экономические функции, пержде всего инвестицию в производство большей части своих доходов. Отсюда необходимость защитить богатство от любых посягательств, в том числе и от налогов. Так как они неизбежны, то единственно приемлимой считается регрессивная налоговая система. С этой целью необходимо покончить с государственным контролем над ценами, отменить гарантированный законом минимальный уровень заработной платы и т. п. Для уменьшения же гсоударственного доглга необходимо скоращение выплат на социальные нужды. В практической деятельности неоконсерватизм уяснил, что без надёжных социальных амортизаторов современное общество не может существовать.

В политической сфере провозглашается идея «сужения обратной связи», то есть возможности граждан влиять на политические процессы. Отсюда аппеляция к «сильному» в политическом плане государству. Основное ударение делается на функции прямого насилия как основной форме реализации власти, что предусматривает прежде всего постепенный демонтаж демократических институтов. Считается, что качество управления и демократия несовместимы и находятся в состоянии войны. Излишек демократии равнозначен дефициту управления.

В концентрированном виде ориентация на отрицание демократии воплощается в теории демократического правления элиты. Однако все согласны с тем, что нынешний объём демократических прав народа слишком велик. Участие населения в политическом процессе, считают они, должно ограничиваться одноразовым электоральным актом. Элементы прямой демократии решительно отрицаются, считаются губительными. Более того, разрыв между электоральной массой и представительскими институтами должен быть максимальным. Именно этому должна служить система функционального представительства. При этой системе правительство и другие органы исполнительной власти формируются сверху, в приказном порядке. Государство устанавливает их состав, полномочия, формулирует задачи, финансирует их, отсылает в них своих представителей. Такая система становится достаточно эффективным фактором ограничения представительского механизма, влияния на него в антидемократическом духе.

В сфере международных отношений неоконсерватизм опирается на концепцию «политического реализма». Расстановка сил в современном мире до последнего времени рассматривалась как биполярное противостояние сверхдержав. Единственно возможной формой такого противостояния провозглашалось наращивание военной мощи.

Международные отношения обязательно характеризуются жёсткой борьбой за власть между государствами, которые свои собственные интересы ставят выше всего. Поэтому и внешняя политика определяется как борьба за власть (Г. Моргентау). Вся мировая история, согласно такой концепции, создавалась из того, что государства либо готовились к войнам, принимали активное участие в них или возрождались из состояния организованного насилия в виде войны.

Любая политика сводится к усилиям сохранить или продемонстрировать силу. Поэтому все государства стремятся не к балансу, то есть равновесию сил, а к их преимуществу в свою пользу. В связи с этим превентивная война считается естественным порождением баланса сил, и, соответственно, целиком допустима. Наряду с этим выявляется способность неоконсерватизма учитывать новые реалии в сфере международных отношений. Достаточно сказать, что в 80-ые годы в вопросах войны и мира, международной безопасности не только левые силы отошли от своих небезопасных догм. Множество трезвых консервативных политиков сделали существенные шаги в этом направлении.

Итак, в конце 70 - начале 80-ых годов неоконсерватизм стал доктриной, которая была наиболее адекватной потребностям западного мира, его перехода от индустриального к потсиндустриальному обществу. Она открыла простор для модернизации и структурной перестройки экономики. Именно неоконсерватизм выступил за освобождение человека от государственных структур, которые сковывали его, за развитие инициативы и предпринимательства, увеличение свободы, ориентируясь на личные силы и потенциал индивидов. В неоконсервативной политике рядовые «средние» граждане видели силу, которая способна противодействовать таким явлениям, как вседозволенность, деградация морали, развал семьи, наркомания.

Но уже сейчас возникают проблемы, которые не находят решения в границах неоконсервативной модели развития. Это, в частности, угроза экологической катастрофы. Очень небезопасна для части населения нынешняя тенденция увеличения разрыва между Югом и Севером. Неоконсерватизм отбросил на задний план вопросы о социальных издержках модернизации. Делая акцент на конкуренции как на ведущем принципе организации межличностных отношений, неоконсерватизм усиливает жестокость общества, поощряет прагматизм, индивидуализм и эгоизм. Выступая за защиту принципа свободы, неоконсерваторы отбрасывают равенство. Они считают, что увлечение утопической идеей равенства приводит к уничтожению свободы. По сути это апология сильного. Она не совместима с гуманистическими основами. Уже это даёт основание утверждать, что неоконсерватизм пребывает на этапе кризиса, что создаются условия для существования и развития других идейно-плитических доктрин, в первую очередь неолиберализма.

От идеи к идеологии

Либерализм - это учение о свободе, это система взглядов, направленных на «освобождение человека от всех форм зависимости», это идеология свободы, теория, программа и практика освобождения.

Человек, так или иначе, зависим от множества вещей. Он физически зависим от природной среды, от социальной среды. Вообще говоря, человек не может не быть зависим от внешнего мира, поскольку сам является составной его частью. Однако в своих фантазиях, во снах, человек иногда представляет себя «полностью свободным». И так как человек всегда зависим от природной среды, от которой освободиться - означает умереть, то под свободой, на практике, понимается освобождение человека от воли другого человека, других людей, общества, государства.

Идея освобождения человека от той или иной зависимости сопровождает человека во все времена.

Раб мечтал о свободе от господина. Художник мечтал о свободе самовыражения. Торговец мечтал о свободе дорог от разбойников, а морей от пиратов. Разбойник мечтал о свободе от ответственности за содеянные им преступления. Производитель мечтал о свободе от произвола чиновника. Чиновник мечтал о свободе самому назначать поборы. Монарх мечтал о свободе править без законов. Феодал мечтал о независимости своей вотчины от сеньора. Муж мечтал о свободе самому распоряжаться своим временем. Жена мечтала о свободе от семейных дел. Прелюбодей мечтал о свободе сношений с любой и каждой. Извращенец мечтал о свободе сношений с кем попало, с чем попало и когда попало. И так далее и тому подобное.

Мысли о свободе и освобождении от какой-либо зависимости всегда были присущи человеку просто в силу того, что разум в принципе невозможно ограничить в помыслах, не убив его. Свобода - это неотъемлемый атрибут разума, его природное свойство.

Стремление к свободе - естественное стремление разума.

Откуда же явилась идеология свободы? Где истоки современного либерализма?

УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА.

Необходимыми условиями для появления либерализма являются

Единобожие,

Формализация веры,

Тотальное господство безнравственной католической церкви в Европе.

Единобожие, пришедшее в Европу вместе с христианством, полностью вытеснило язычество уже в первом тысячелетии от Рождества Христова.

Мы не будем здесь рассматривать преимущества единобожия перед язычеством - это прекрасно сделали до нас многие мыслители. Отметим лишь одну особенность, что открывается с принятием единобожия - только единобожие позволяет одним актом отказаться от веры в Бога, религии вообще и перейти на позиции атеизма.

В язычестве такое невозможно в принципе - нельзя усомниться в не существовании всех богов одновременно. Можно отвергнуть одного-другого бога, но не всех разом. Языческий атеизм - это не отказ от богов вообще, а лишь отказ от их первичности, исключительности. Языческий атеизм может делать с богами что угодно, как угодно умаляя их, отвергая то одного, то другого, но не в состоянии отказаться от богов вообще.

И лишь с появлением единобожия возможным становится отвергнуть Бога и религию вообще. Но для того, чтобы такое стало возможно, необходимо наличие ещё нескольких условий.

Формализация веры в Бога означает замену Бога «непогрешимостью Папы римского». Это есть многовековой процесс подмены истинной веры в Бога формальными отношениями с Ним, когда через посредство католической церкви можно уладить все вопросы. Формализация веры понадобилась хитрым и жестокосердным людям вершить свои дела на земле, прикрываясь именем Бога.

Формализация веры в Бога, то есть, разделение веры в Бога и нравственного поведения в жизни, происходила на протяжении почти тысячи лет католического господства в Европе до эпохи Возрождения - как человеку вести себя в жизни учила католическая церковь, основываясь на своих интересах. Встав непробиваемой стеной между Богом и человеком, она присвоила себе право говорить от имени Бога. Вещая малообразованной средневековой европейской пастве на не понятном латинском языке христианские истины, католические церковники преследовали при этом далеко не христианские интересы.

Вера в Бога в католической интерпретации не означает обязательное следование в жизни Его заповедям, а лишь исполнение распоряжений католической церкви. В течение средних веков католическая церковь постепенно подчиняла своему влиянию население и власть в Европе. Именем Бога она жестоко карала всех тех, кто смел размышлять и говорить иначе, чем она разрешала. Не словом Божьим, но чудовищными пытками, насилием, огнём и железом воспитывала католическая церковь послушание европейцев своим приказам.

Именно в период средних веков одно христианское воинство проливает кровь другого христианского воинства, и оба противника идут на битву друг с другом «во имя Христа» - более чудовищного извращения Христовых заповедей трудно представить! Католическая церковь полностью извратила учение Христа, чтобы одни христиане проливали кровь других христиан «ради Христа», а на самом деле - ради материальных интересов служителей католической церкви.

Окончательная победа католического формального подхода в трактовке христианства была закреплена церковным расколом 1054 года. Тогда католическая Европа провозгласила себя смертельным врагом православия, оставшегося верным христианским традициям, как еретического христианства. И с тех пор закрепился не только церковный раскол, но и раскол Европы на две христианские цивилизации: Восточную (православную) и Западную (католическую).

Это произошёл раскол не только в трактовке библейских текстов, в обряде священнодействия. Это произошёл раскол в понимании основ человеческого общежития, раскол в подходе к человеку. Сформировались две ментальности, которые резко противоречат друг другу.

Две системы ценностей образовались на христианской основе, формирующие разных людей: послушных рабов католичества и свободных последователей Христа. Именно поэтому католичество всегда относилось к православию как к смертельному врагу - православие мешало распространять формальный подход к вере и препятствовало тем самым дальнейшему закабалению народов в католическое рабство.

Эта ненависть объясняет причину полного уничтожения православного Константинополя в 1204 году, когда крестоносцы, вместо восточного похода против мусульман, разорили самый богатый город мира, грабежом христиан предоставив Европе первоначальный капитал для создания основ капитализма.

Эта ненависть к неформальной вере во Христа объясняет и жестокий приговор Жанны дАрк - её осудили как еретичку совместно католики Франции и Англии. Осудили за то, что она посмела верить в Бога не формально, как учила католическая церковь, а как православная, без посредников, в лице Папы римского. Более того, она смела вдохновить французов не жалеть своей жизни ради победы над англичанами, используя именно православную трактовку веры в Бога, сделав их непобедимыми. Поэтому и казнили её не как победителя англичан, а как еретика, смевшего верить как православная.

Эта ненависть объясняет всё «непонимание» европейцами русского народа - проще навесить на противника ярлык «варваров», чтобы исключить навсегда какое-либо сочувствие к людям «этой дикой страны». Этим и объясняется постоянная жестокость, которую европейцы проявляли всегда по отношению к русским - ни одну из европейских столиц не тронул великий Наполеон, но приказал взорвать Московский кремль.

И именно со времени раскола 1054 года русские постепенно становятся непобедимыми для европейцев. Русские, воспитанные православием, сражались с неприятелем не за страх, а за совесть, не жалея своих жизней, потому что телесная жизнь коротка и бренна, а душа вечна. Жизнь, по мнению православных, нужно отдать ради правды и справедливости, ради счастья родины, ради людей, потому что только так можно заслужить жизнь вечную. Европейцы же, чем больше формальная вера меняла их мышление, тем больше сражались за деньги - за жизнь земную, телесную.

Самым страшным режимом в истории Европы был период господства католической церкви в Средние века, когда она установила свой тотальный контроль за мыслями и поступками европейцев. Роль тоталитарной идеологии выполняла тогда католическая интерпретация христианства. Тогда католическая церковь превратилась в аппарат преследования и подавления любого инакомыслия. С помощью полностью подчинённых ей светских властей католическая церковь контролировала всю жизнь общества. Опираясь на непререкаемый авторитет Папы римского, непогрешимого и неподсудного, католическая церковь установила в Европе тотальный режим контроля над людьми, кровавый и деспотичный.

Постепенно католическая церковь своим богатством и роскошью затмевает светскую власть - что это, как не поклонение «золотому тельцу»? Католическая церковь не только не выгнала торговцев из храмов, она сама стала уличным торговцем, продающим «благословение и прощение». Каким бы моральным уродом в своей жизни ни был человек, посредством католической церкви за деньги он может купить себе место в раю. А милосердие, о котором твердил в своих проповедях католический священник, в реальной жизни оборачивалось кровавыми пыточными застенками - десятки миллионов европейцев были замучены и сломлены духовно в пыточных камерах.

Больше всего при этом страдала человеческая совесть - ответственность человека перед высшими духовными силами, перед Богом. Католические служители внушали прихожанам необходимость жить по Христу, тогда как в реальной жизни европеец постоянно сталкивался с тем, что сама католическая церковь ведёт себя далеко не по-христиански. Католическая церковь развращала европейцев своей аморальностью и сама развратилась полностью в результате своего тотального господства над европейцами. Она, своим желанием властвовать над людьми, сделала всё от себя зависящее, чтобы лишить человека желания жить по христианским заповедям.

В Европе постепенно рос протест против лжи, жестокости, подлости и обмана, творимых католической церковью. Европейцы всё меньше были склонны подчиняться католическим призывам жить по Христу, видя, что католическая церковь сама на каждом шагу нарушает заповеди христианства. Произошло страшное раздвоение европейской личности: на словах все европейцы славят Христа, а на деле, в жизни, творят зло и беззаконие на каждом шагу.

За тысячу лет, ко времени эпохи Возрождения, в Европе произошло настолько глубокое нравственное падение общества, что естественным стал отказ от католического Бога, служившего чисто формальным прикрытием тотального господства безнравственной католической церкви над душой и телом человека.

НАЧАЛО ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭРЫ.

Когда касаешься эпохи Возрождения, тут же представляешь себе её культурные достижения - шедевры мирового искусства, работы мастеров, полотна и скульптуры европейских художников, творения архитекторов. Возрождение представляется расцветом культуры и искусства, стремлением к свету, к правде, к справедливости.

С эпохой Возрождения связаны, как правило, самые положительные мысли и чувства. Возрождение воспринимается как праздник освобождения человека от средневекового мрачного католического застоя. При этом возникает ощущение полёта человеческой мысли к свободе и к свету. Деятели Нового времени - духовные дети эпохи Возрождения - создали о ней такое праздничное представление.

Однако, если говорить об истоках идеологии либерализма, то именно в эпохе Возрождения появляются идеи, на которых позднее выстроилась эта идеология.

Ложь, проповедуемая католицизмом в виде истины, и зло, творимое католицизмом на протяжении тысячи лет в Европе, не могли не дать соответствующие всходы. Католицизм отвратил, в конце концов, европейцев от Христа и его учения и создал все условия для падения европейского человека в безнравственность.

Свирепая жестокость, власть и богатство - вот какие примеры для подражания даёт средневековая католическая церковь своим прихожанам. И если Бог терпит такую безнравственность католических служителей, не наказывая их тут же по мере их злодеяний, то, значит, Ему нет дела до людских дел вообще. Если Бог допускает зло на земле, даже от людей, выступающих от Его имени, значит, либо Богу безразличны земные дела человека, либо... Его просто нет - вот результат тысячелетнего тотального католического господства в Европе.

Идея свободы становится идеологией после осознания европейцем того, что его поведение, в конечном счёте, регламентируется католическими нравственными нормами. Значит, чтобы европеец стал свободным, надо, во-первых, избавиться от католической церкви. Избавление от католицизма - вот путь к свободе европейца.

Католическая религия и вера в Бога становятся, таким образом, главными врагами европейского человека на пути его освобождения - на Бога перенёс свою ненависть к католицизму европейский человек. Осознание этого факта эпохой Возрождения и стало началом идеологии либерализма.

Бог является главным препятствием на пути освобождения человека.

С эпохи Возрождения европейская мысль отдаляется от Бога, как высшего арбитра человеческих деяний. Отныне сам человек, и только сам, даёт оценку своим действиям. Теперь человек сам решает, по каким принципам ему жить. Европеец эпохи Возрождения стал ощущать себя большим хозяином своей судьбы, независимым от божественного промысла.

Деятели Возрождения, боясь репрессий со стороны католичества, ещё не смели прямо отвергать существование Бога. Но так как их вера шла по католическому обряду, то есть больше формально, чем по существу, то и заповеди Христа практически не оказывали влияния на повседневную жизнь европейцев.

Подлинная христианская вера означает повседневную жизнь на основе заповедей Иисуса Христа. А католицизм фактически отделил веру в Бога от нравственности Христа, извратив тем самым всё учение. Поэтому, хотя и не было формального отказа деятелей Возрождения от Бога, но фактически вера в Бога уже тогда превратилась в пустую формальность.

И постепенно восхищение научно-техническими достижениями Нового времени вселило в умы европейских интеллектуалов такую уверенность в силе человеческого разума, что они стали отказываться от Бога вообще, переходя на позиции рационального, то есть безбожного, осмысления действительности. Рационализм не нуждался «в этой гипотезе», объясняя строение мира.

Европейцы в Новое время по инерции ещё продолжают называть себя верующими в Бога людьми, но в реальной жизни совершенно отвергают мораль Нагорной проповеди. Именно Новое время потрясает воображение чудовищным геноцидом, совершённым европейцами (католиками и протестантами) по отношению к жителям Азии, Африки и Америки. Сотни миллионов людей по обе стороны Атлантики были безжалостно уничтожены европейцами ради процветания Европы.

Разве мог Христос благословить такие деяния? Надо было полностью извратить учение Христа, надо было полностью перевернуть значение его слов, чтобы можно было убивать людей, прикрывая свою жестокость каждый раз Его именем. И вот европейцы, не верующие совсем и якобы верующие во Христа, творят зло, и в это же самое время ослиный хор жаждущих свободы обвиняет Бога и его учение в этом творимом «христианами» зле, перекладывая вину за человеческие злодейства с католической церкви на Христа. Какой поразительный цинизм и невежество слились в своём стремлении творить свободно ложь и расправу на земле!

Примером умственных спекуляций, направленных на отказ от веры в Бога, например, служит творчество Пьетро Помпонацци (1462-1525). Говоря о всеобщем падении нравственности в современном ему обществе, философ трагически восклицает:

«И разве нет чему удивляться, видя, что путь добродетели усеян препятствиями, что честный человек подвергается повсюду горестям, мучениям и страданиям? Получается так, как если бы Бог наказывал людей за то, что они идут стезёй добродетели, между тем как негодяи окружены почетом, процветают и внушают страх».

Интересно у католиков получается! Католики придумали своё понимание Бога, железом и кровью заставили европейцев уверовать в свою карикатуру, а затем Бога же и обвинили в людском злодействе - очень хитро, однако!

Обман и лицемерие органично перешли от католической церкви к идеологам либерализма. Когда либерал заявляет, что верит в Бога - значит, перед нами либо не либерал вовсе, либо Бог «не настоящий» - католический или протестантский. Верующих в Бога либералов в природе не существует - это оксюморон.

Либерализм есть идеология свободы и освобождения человека, а так как свобода человека изначально регламентируется религией и Богом, то освобождение человека, то есть либерализм, начинается с отказа от религии и веры в Бога.

У этого термина существуют и другие значения, см. Российская социал-демократическая рабочая партия (значения).

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) - социал-демократическая партия, основана в марте 1898 года.

Содержание [показать]

Править]Органы управления

· Высший орган - Съезд Российской Социал-Демократической Рабочей Партии, Конференция Российской Социал-Демократической Рабочей Партии

· Исполнительный орган - Центральный Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (1898 - 1903, с 1905)

· Руководящий орган - Центральный Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (1903 - 1905), Русское Бюро Центрального Комитета Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (1905 - 1917), Политическое Бюро Центрального Комитета Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (1917 - 1918, 1918 - 1952, 1953 - 1991), Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической Партии (большевиков) (1918 - 1919), Президиум Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза (1952 - 1965), Центральный Исполнительный Комитет Союза Коммунистических Партий - Коммунистической Партии Советского Союза (с 1992)

· Высший орган местной организации - местная конференция Российской Социал-Демократической Рабочей Партии

· Исполнительный орган местной организации - местный комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии

Править]История

Первые социал-демократические кружки появились в Российской империи в 1880-х годах. В 1883 году Г. Плеханов основал первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда». В конце 1894 - начале 1895 по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей». В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса», в чём была большая заслуга В. И. Ленина. В 1887 году в Киеве состоялось совещание между киевской социал-демократической группой «Рабочее дело» и социал-демократами Петербурга и Москвы. В том же 1887 году еврейские социал-демократические группы Северо-Западного и Привисленского краёв объединились во «Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в Литве, Польше и России», или «Бунд».

Власть существует в любой более или менее организованной, устойчивой общности людей. Реализуясь в обществе, власть призвана служить ему, обеспечивая его целостность, организованность и надлежащее функционирование. В демократическом гражданском об­ществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности. Но власть может приобретать значение самостоятельной силы, быть причиной столкновения различных интересов. Таким образом, следует согласиться с распространенной точкой зрения, что в широком смысле слова под властью следует понимать способность и воз­можность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятель­ность, поведение людей с помощью какого-нибудь средства - авторитета, права, наси­лия.

Следует отметить, что, пронизывая все общественные отношения, власть приобретает различные характеристики в зависимости от объекта отношений. Существует множество классификаций (типологий) власти. Так, по степени институциализации выделяют прави­тельственную, городскую, школьную и другие виды власти; по субъекту власти различают классовую, партийную, народную, президентскую, парламентскую; по режиму правления - демократическую, авторитарную, деспотическую и пр.; по правовому признаку - законную и незаконную, легальную и нелегальную; по количеству индивидов, принимающих ключевые решения, - коллективную (общественная, классовая, групповая) и личную (единоличная); по сфере существования (осуществления власти) - экономическую, политическую, идео­логическую и т.д.

Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между социаль­ными группами, нациями, индивидами, направленная на достижение, удержание, ук­репление и реализацию государственной власти. Политикой также называют деятель­ность, связанную с определением задач и функций государства. Слово «политика» имеет греческое происхождение и переводится как «искусство управления государством».

Политика играет важнейшую роль в развитии общества. От того, какую политику будет проводить государство, зависят способы, темпы решения стоящих перед обществом задач, то, каким образом целесообразно проводить национальную политику, как обезопасить граждан от угрозы терроризма и др.

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политиче­ская власть - это особый тип власти в обществе, реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Власть является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики, которую отличает от других сфер общества (экономической, социальной, духовной и т.д.) то, что власть служит ее основой и, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание - один из основных аспек­тов жизни общества. Поэтому вернее будет считать, что политика и власть связаны круго­вой причинно-следственной зависимостью.


Власть в обществе выполняет функции господства, руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации, мобилизации. Несомненно, основной функцией вла­сти является управление определенной общностью людей с помощью организационных структур и различных способов духовного воздействия на членов этой общности.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть. Идея власти тесно связана с государством, она как бы внутренне присуща ему. Власть - есть нечто структурное, безличное, способное выражать всеобщий интерес посредством каких-либо органов (институтов), в том числе и через государственные органы. Часто власть рас­сматривают не только как политическое господство, а прежде всего как систему государ­ственных органов.

2. Люди, живущие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мо­
бильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и
сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью
обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из
этих фактов?

Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосред­ственную производительную силу общества. Определяющими направлениями прогресса оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профес­сионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. Воз­растает использование компьютерной техники в производстве.

С распространением персональных компьютеров оказалось возможным выполнить ос­новное критериальное условие информационного общества - ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских исследований, всех ви­дов социально-бытового сервиса и общения людей.

Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образова­ния - распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные измене­ния. Во-первых, благодаря информационным технологиям образование становится все бо­лее доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Увлечение новыми ин­формационными технологиями, как правило, расширяет и углубляет разносторонность ин­тересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям по­стоянно технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому, что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.

3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие дейст­
вия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения
гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на товары, предназначен­ные для длительного пользования, к которым относятся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязывается обеспе­чивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изгото­витель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок - то есть период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки то­вара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они возникли после пе­редачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.

Что же может потребовать потребитель в случае поломки телевизора?

Потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);

Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим пе­
рерасчетом покупной цены;

Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

Потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расхо­
дов на их исправление потребителем или третьим лицом;

Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за
товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить то­
вар, имеющий недостаток.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причи­ненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.


В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.

Определимся с понятиями

Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.

Зачем обществу политика?

Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:

  • определение основных целей и направлений развития;
  • организация работы общества по их достижению;
  • распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
  • выявление и согласование интересов субъектов процесса;
  • разработка норм поведения и их внедрение;
  • обеспечение безопасности (любого рода);
  • приобщение людей к процессам управления;
  • контроль.

Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.

Политическая система

Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:

  • нормативную;
  • институциональную;
  • коммуникативную;
  • культурно-идеологическую.

Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.

Институциональная подсистема

Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.

Государство

Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.

Коммуникативная подсистема

Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.

Культурно-идеологическая подсистема

На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.

Нормативная подсистема

Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.

Политика и сферы жизни общества

Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.

Со времён философа из Древней Греции Аристотеля человечеству известно, какую роль играет политика в жизни общества. Если группу лиц объединяет общая цель, в достижении которой они используют чётко установленные инструменты и методы, работая в социальной среде, - это и есть политика, и она вне социума не существует.

Движение

Чем более развитым становится общество, тем важнее для него становится политика. В современных условиях каждый человек так или иначе с нею связан. Какую роль играет политика в жизни общества сегодня? Конечно же, очень важную. Она регулирует взаимоотношения власти и отдельного гражданина, укрепляя, таким образом, его статус. Институты власти всегда теснейшим образом связаны со всеми проявлениями и общественной, и частной жизни.

Политическая жизнь по своей структуре многообразна и переменчива, поскольку её составляют различные партии, общественные организации, политические союзы - чаще всего временные, а также всевозможные более мелкие группировки. Всё это работает на определение государственного видения путей развития, укрепляет гражданское общество. Вот какую роль играет политика в жизни общества.

Человек и политика

В стабильном государстве достаточно легко проанализировать основные функции социального устройства. Каждый человек всегда имеет возможность проверить на собственном опыте, какую роль играет политика в жизни общества. Частью политической жизни он становится либо на теоретическом, либо на обыденном уровне. Вне политики существовать ему невозможно, поскольку живёт в социуме, а все от неё зависят. Прежде всего политика направлена на создание и укрепление стабильности.

Все потребности общества контролируются и учитываются именно политическими движениями, именно политика мобилизует социальные ресурсы, чтобы эти потребности удовлетворить. Также с её помощью разрешаются всевозможные конфликты, без которых ни один период жизни социума не обходится. Какая роль политики в жизни общества наиболее приемлема, решает само общество, создавая и совершенствуя законы, по которым ему предстоит жить.

Власть и организации

Реальная возможность группы лиц или индивидуума держать под контролем общество и манипулировать им существует только у политической власти. Чаще всего качество такого контроля определяется ранее поставленными государственными задачами, а методов для их решения достаточно широкий спектр. Любая современная формация в социуме не разделяет власть государственную и политическую. Отсюда и понимание, какова роль политики в жизни общества, которое целиком и полностью от неё зависит.

Организация политического склада является одной из разновидностей общественной деятельности. Властные политические интересы определяют цели созддания такой группы. У каждой группы собственные особенности иерархии, структуры, дисциплины, свой устав и свои законы. Создаются такие организации с целью добиться власти, это и есть то, что означает слово "политика". Какую роль играет социум - зависит от степени вовлечённости, то есть от агитационного аппарата политических организаций.

Лидерство и состав

В любой политической организации - будь то партия или общественное объединение - обязательно есть лидер. Чаще всего это председатель, который стоял у истоков создания данной политической силы. Довольно весомые прерогативы также у окружения председателя - это его заместители. Политика и ее роль в жизни общества - обычно показатель уровня цивилизованности страны, обозначение режима государственного управления (авторитарный или демократический).

Составлять то или иное политическое сообщество могут люди, способные поддерживать программу этой организации. Например, в партии пенсионеров не могут быть не только лидеры, но и рядовые члены молодого возраста, а в организацию националистического толка вряд ли примут человека другой национальности. Именно организации и их деятельность определяют, какова роль политики в жизни нашего общества. Структуры эти редко бывают стабильными, ещё реже эффективными. И лишь в единичных случаях поставленные программами цели бывают достигнуты.

Многопартийность

Если в государстве легально действуют разнообразные политические организации всевозможных идеологических установок, даже самых противоположных, - это значит, что в стране присутствует многопартийность. Это говорит, прежде всего, о том, что здесь присутствует демократическое начало, общество прозрачное, то есть главенствуют в нём свобода и гласность.

Многопартийность присуща государствам с демократической формой правления и такими же путями развития. Абсолютистские монархии не допускают появления инакомыслящих сообществ, а появившиеся - преследуют, поскольку они вне закона. То же самое происходит и в тоталитарных государствах. Во всяком случае, политика всегда являлась самой значимой сферой жизнедеятельности человечества, поскольку теснейшим образом связана со всеми проявлениями общественной жизни. Более всего от политики зависит экономика страны.

История

Ещё античные мыслители описывали политику и её определяющее значение для жизни отдельного человека. Антисфен, философ из Древней Греции, наиболее точно дал определение тому, как нужно относиться к политике. Следует, говорил он, обращаться с нею, как с огнём: близко не подходить, чтобы не обжечься, но и не удаляться, потому что можно замёрзнуть.

Многозначность и многогранность этого термина допускает разнообразные трактовки. Самая распространённая, используемая в широком смысле, - та, которая определяет политику как программу действий или все виды деятельности по руководству. Значит, политика может быть даже школьной, банковской, даже семейной. В узком значении этот термин обозначает сферу специфических противодействующих интересов относительно различных общественных групп, решающих вопросы власти.

Определение

Что собой представляет политика? Основные направления деятельности в осуществлении общественной и государственной власти; основная сфера жизни социума, связанная с отношениями и борьбой социальных субъектов относительно организации, установления, изменения или функционирования власти в данном государстве или обществе.

Политика - инструмент, с помощью которого сознательно саморегулируется общественная жизнь, именно поэтому её влияние распространяется практически на все общественные явления. В том числе:

  • компетенция власти (охрана, безопасность, общественный порядок, международные связи и так далее);
  • временное политическое значение, приданное стечением объективных факторов (техногенные катастрофы, природные катаклизмы и тому подобное).

Функции и значение политики

В причинах возникновения политической надстройки общества главенствуют следующие: поляризация социума, когда появляются конфликты и противоречия, требующие разрешения; возрастающий уровень значимости и сложности управления обществом, который требует отделения органов власти от народа. Предпосылкой возникновения политики явилось появление власти как таковой. В первобытных обществах, например, политики как таковой не было.

Важнейшими функциями этого явления считаются следующие.

  1. Укрепление и поддержание целостности в обществе, поскольку это сложная система, обеспечение организованности и общественного порядка.
  2. Политическими силами разрабатываются цели развития общества в целом и всех его составляющих - коллективных субъектов. Ими же организуются социальные массы и мобилизуются ресурсы на осуществление поставленных целей.
  3. Блага, ценности и дефицит авторитарно распределяются также политическими силами.
  4. Производится урегулирование и предотвращение групповых конфликтов.
  5. Политические силы организуют и поддерживают коммуникации между социальными субъектами.

Древние греки словом Politika обозначали искусство управления государством, и все принципы, методы и приёмы ведения государственных дел пришли в современность именно оттуда.

Понятие власти

Основа политики - власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:

  • в широком смысле - способ влияния на людей;
  • в узком смысле - отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых.

Структура власти

  • субъект власти - человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
  • приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
  • объект власти - человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
  • подчинение объектавласти приказу;
  • общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

Основа власти - социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями - именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть - власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным - систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным - знания и информацию, к силовым - институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности . Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.

Еще одним показателем эффективности государственной власти принято считать результативность - степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения.

Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Власть можно разделить на типы:

  • личная власть - влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия - он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
  • публичная власть - власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.

Важнейшей в обществе является политическая власть - право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:

  • публичность - эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
  • легитимность - признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании - можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
  • легальность - соответствие власти закону;
  • регламентированность - определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
  • институциональность - выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
  • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
  • многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).

Политическая власть обычно разделяется на:

  • государственную - осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти - государство в лице официальных государственных органов власти;
  • общественную(партийную, профсоюзную, средств массовой информации) - осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

Таким образом, понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть".

Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:

  • формирование политической системы;
  • организация политической жизни и политических отношений;
  • управление делами общества и государства;
  • руководство политическими процессами;
  • создание определенного типа правления.

В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей - гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов - система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента - отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п.

Роль политики в жизни общества

Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.

Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.

Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.

Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.

Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».

Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.

Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike - искусство управления государством. «Политикой» назывался трактат древнегреческого философа Аристотеля. Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».

Важное предназначение политики - управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение - урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.

В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.

По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:

  • экономическая - регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере;
  • социальная - регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе;
  • национальная - регулирование отношений между нациями, этническими группами;
  • культурная - регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни;
  • государственно-административная - регулирование отношений во властно-политической сфере.

По уровням проявления выделяются следующие виды политики:

  • местная - регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);
  • региональная - регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);
  • общегосударственная - регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;
  • международная - регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;
  • мировая (глобальный уровень) - регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.

По объему политика подразделяется на:

  • стратегическую (долгосрочную) - выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения;
  • тактическую (краткосрочную) - решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.

По функциям государственная политика подразделяется на:

  • внутреннюю политику - регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства;
  • внешнюю - регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.