Какие типологии обществ существуют в науке. Типология общества

Основы социологии и политологии: Шпаргалка Автор неизвестен

25. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

25. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Система общества при всей своей устойчивости и целостности преобразуется в процессе исторического развития. В ходе этого развития выделяются разные типы общества. Типология обществ – отнесение обществ к определенным типам на основании существенных признаков и отличительных особенностей.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию общества, которая исходит из главенствующей роли способа производства в определенной общественно-экономической формации. Общество в историческом развитии прошло четыре формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Все они представляют собой предысторию развития человеческого общества, которое достигает своего полного расцвета только в обществе пятого типа – социалистическом. В нем открываются возможности для всестороннего развития человека как личности.

Во второй половине XIX – начале XX в. в западной социологии сформировалась иная типология общества (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби). Традиционное общество (аграрный уклад экономической жизни, малоподвижные социальные структуры, основанные на традиционном способе социополитической и социокультурной регуляции) и индустриальное общество – тип общественной организации, в которой индустриальное производство является основой экономической жизни.

Во второй половине XX в. в западной социологии создана трехступенчатая типология обществ (Д. Бэлл. Р. Арон, О. Тоффлер, Ж. Фурастье).

Аграрно-ремесленный тип общества – общество, в котором земля является основой экономики.

семейной организации, политики и культуры. Простое разделение труда, несколько четко определенных сословий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, помещики, крестьяне. Жесткая система авторитарной власти.

Индустриальное общество – общество, отличающееся крупным машинным производством, развитой системой разделения труда при сильной его специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Развитие средств транспорта и коммуникации. Возрастает уровень социальной мобильности и урбанизации населения.

Индустриализация – социальный процесс, который характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий. Критерий развитости – экономическая эффективность и военное могущество. Массовое производство, ориентированное на массовое потребление.

Постиндустриальное общество – общество, характеризующееся всеобщим компьютерным оснащением. Массовое производство товаров заменяется продукцией индивидуального потребления, выпускаемой быстро и на заказ в соответствии с потребностями определенных групп покупателей или отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, биотехнология, космические станции. Возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат» – работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания сложной и разнообразной информации.

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Типология валют Напомним, что валютными отношениями называются отношения национальных (резидентных) денег с другими (нерезидентными) деньгами.Деньги, рассматриваемые с точки зрения их валютных отношений, называются валютой.Рубль в магазине или в бухгалтерии

Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

2.7. Типология современных религий В науке существует классификация религий в зависимости от разных классификационных признаков:По наличию или отсутствию Бога-творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях (иудаизм, христианство,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

7.4. Курорты и их типология Курорт – территория, располагающая природными лечебными факторами и необходимыми условиями для их применения с лечебно-профилактическими целями.Курорт – местность, обладающая ценными природными свойствами, пригодными для лечения

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Класс (обществ.) Класс общественный, см. Классы.

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

49. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ Одним из наиболее массовых статусов людей является статус избирателя. В настоящее время в большинстве стран действуют: а) принцип всеобщности избирательного права – установление права участия всех граждан, достигших

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционирования выделяют кадровые и массовые партии.Кадровые партии – политические организации, отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, отсутствием

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

9. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ Формационный подход к типологии государства разработан марксизмом в рамках исторического материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая формация, обусловленная определенным 1) уровнем

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

33. ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, хотя все основные особенности, напр., англосаксонского и

Из книги Основы управления конкурентоспособностью автора Мазилкина Елена Ивановна

23. Типология характеров На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров.Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

История и типология дневникового жанра Писать - значит читать себя самого. Макс Фриш Истоки и взлеты жанра в России. Литературный дневник растет из судового журнала или тюремного дневника, путевых или научных записей. Может быть длительным, отражающим всю жизнь, как у

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

4.4. Типология политических режимов Политический режим – 1) совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей; 2) совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его

Из книги автора

3.4. Типология входных барьеров Появление новых конкурентов приводит к конкурентной борьбе, избежать которой можно за счет создания новых входных барьеров в отрасль.Ограниченная емкость рынка является значительным препятствием для создания нового предприятия. Рынок с

Типология обществ рассматривается с разных позиций. Научные подходы позволяют выделить основные признаки типов государственного устройства. 10 класс профильного курса обществоведческих дисциплин представляют кратко, но понятно общие характеристики и уровни развития стран.

Развития государств

Общество, по мнению исследователей, проходит 3 ступени (уровня, этапа) . Их можно выстроить последовательно следующим образом:

  • аграрное, до индустриальное или традиционное;
  • индустриальное или капиталистическое;
  • постиндустриальное или информационное.

Два первых типа развивались медленно. Их исторический период длился в зависимости от культурных традиций стран. Несмотря на различие и индивидуальные особенности развития стран, во всех государствах данные типы имели схожие характеристики. Ученые не прекратили изучать развитие государств, они выявляют, какие черты следует выводить на уровень обязательных, какие могут присутствовать полностью или частично. Эволюция может продвигаться медленно, задерживая государство на одной ступени развития на многие века. В других условиях все ускоряется. Что имеет значение в определении типа :

  • человек и его отношение к природе, естественным ресурсам планеты;
  • межличностные отношения, социальные связи;
  • ценности духовной жизни людей (человека и общества).

Тема учебного курса помогает представить, как проходит история планеты, страны, отдельного человека.

Все три типа взаимосвязаны, назвать точную дату перехода из одного состояния в другое невозможно, эволюция проходит по территориям, удаленные области подтягиваются за центром или наоборот.

Таблица «Типология обществ»

Традиционное до индустриальное

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Производственная сфера

Преобладающей производственной сферой является сельскохозяйственный труд, основанный на ручных технологиях. Понятно, что орудия производства есть, но они просты по устройству.

Преобладает промышленная сфера деятельности. Для нее характерно активное использование машин и конвейерных технологий.

Сферой производства являются услуги для населения. Производство отличается развитием компьютерных технологий. Начинается эра роботов.

Население

Большей частью населения являются сельские жители. Уровень жизни их невысок: дома на дровяном топливе. Человек занят физическим трудом, требующим крепкого здоровья. Живет человек за счет ухода за домашними животными. Основные продукты питания производит самостоятельно. В обществе придерживаются обычаев и традиций, построенных на опыте предков.

Большая часть населения живет в городской местности. Источники энергии – использование природных ресурсов: нефть, уголь или газ.

Население концентрируется вокруг городов. Для добычи энергии выбираются альтернативные источники: опасные, но менее затратные, например, атом.

Главные ценности

Главной ценностью являются земельные площади.

Главной ценностью является капитал.

Ценностью человека и общества являются знания и своевременность получения информации.

Политическое устройство

Общество представляет собой по политическому устройству монархию с бесправными жителями. Человеку сложно подняться, перейти из одного сословия в другое. У правителя особое право и неприкосновенный авторитет.

Устройство общества - республика, гарантирующая соблюдение прав любого человека, но права не одинаковые для всех стран, а различные.

Общественные законы регулируются правовыми нормативными актами.

По политическому устройству - правовое государство.

Общественную жизнь регулируют законы и правовые нормы.

Традиционное общество встречается и сегодня. Это государства Азии и Африки. Часть признаков цивилизации дошли до стран, но полностью не укоренились в обществе.

Для индустриального типа общества характерны: расцвет крупных городов, концентрация в одних руках финансовых средств и четкое разделение форм собственности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Постиндустриальное общество охвачено технической модернизацией во всех сферах жизни человека. Постиндустриальное общество часто называют техногенной цивилизацией.

Все многообразие обществ, существовавших ранее и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.

Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования:

Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь.

Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.

Аграрное общество. На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества.

Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794гг. Первой чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства. Индустриализация означает не просто появление машинного производства, но и использование в производственных целях достижений науки и техники, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Резко повысилась производительность труда.

Второй отличительной чертой индустриального общества является урбанизация – рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

Другими важными особенностями данного типа общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Различные авторы используют дополнительные штрихи при описании традиционного и индустриального обществ и иногда иные названия. К.Поппер использует понятия открытого и закрытого обществ , основное различие между которыми – соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное или коллективное общество, - пишет он, - мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытым обществом».

В 60-70-х гг. социологи А.Турен, Р.Арон, Д.Белл разработали синтетическую модель типологии общества и выделили доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальну (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, способ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Концепции постиндустриального общества или постмодерна активно разрабатывались в американской (Д.Белл) и западноевропейской социологии (А.Турен.).

Первым для определения современного общества термин «постиндустриальное общество» ввел Даниэль Белл.

Постиндустриальное общество – стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу.

Основные характеристики постиндустриального общества:

· резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

· смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.

· изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом. Классовое деление уступает место профессиональному. Имея необходимое образование и доступ к информации, индивид получает больше шансов в продвижении по лестнице социальной иерархии;

· изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций;

· ролевой характер взаимодействия (ожидание и поведение человека обуславливается их социальным статусом и социальными функциями);

· углубленное распределения труда;

· формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров);

· сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления);

· секуляризация (приобретение светских признаков) религии;

· выделение разнообразных социальных институтов.

В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его называют информационным обществом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное общество» ввел японский ученый И.Масуда.

Информационное общество – характеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость. Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией – гуманизм.

В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.

Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор.

Литература

1. Волков Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

2. Общая социология. Учебное пособие. Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002. – 654 с.

3. Кравченко А.И. Общая социология– М., 2001.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2002.

6. Луман Понятие общества / Проблемы теоретической социологии. –СПб., 1994.

7. Скалацький В.М. Інформаційне суспільство: нові тенденції розвитку // Вісник Київ-го нац. Ун-ту ім. Шевченко. – 2004. - № 68-69. – С.81-83.

8. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Київ: «Каравела», 2005.

9. Соціологія. Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. Городанянко К., 2002. – 560 с.

Общество - явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество - это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад - в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков - алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы - народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, - не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте - ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300-400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация - это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами - государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество - это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном - рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу:

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации основаны на выделении основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

В последующие века исследователи делили общества на открытые и закрытые, на первобытные и современные, на варварские и цивилизованные и т.д. Рассмотрим два основных современных подхода к типологизации общества: формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым Карлом Марксом (1818-1883) в середине XIX в. Общественно-экономическая формация (строй) - исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

По мнению К. Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности обуславливают формирование соответствующих сфер общества: политической, социальной, духовной. Маркс считал, что общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций:

  • 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно- присваивающим способом производства;
  • 2) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей - рабов и продукты их труда;
  • 3) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
  • 4) капиталистическое (буржуазное) общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
  • 5) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности.

Цивилизационный подход к типологизации общества был предложен в сер. ХХ в. американским социологом Даниелем Беллом (1919-2011).

Понятие цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) многогранно, но чаще всего его рассматривают:

  • 1) в общефилософском значении, как социальную форму движения материи, которая обеспечивает её стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
  • 2) в историко-философском значении, как единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
  • 3) как стадию всемирного исторического процесса, связанную с достижением определенного уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
  • 4) как локализованное во времени и пространстве общество.

Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам определенных циклов.

Д. Белл делил историю развития общества на три основные стадии:

  • - доиндустриальную (аграрная или традиционная);
  • - индустриальную;
  • - постиндустриальную (информационная).

Схема - Цивилизационные стадии развития общества

Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

Доиндустриальная (аграрная или традиционная) цивилизация - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Для него характерны следующие основные признаки:

  • - основной способ производства - земледелие и скотоводство (на ранних стадиях - собирательство и охота);
  • - натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится - в основном идет на удовлетворение собственных потребностей);
  • - в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных;
  • - преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города);
  • - низкий уровень социальной и географической мобильности;
  • - система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.

Поэтому доиндустриальный тип общества называют также традиционным. Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Социальные преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел французский философ, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон (1760-1825). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У. Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей. В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация доиндустриального общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

  • - машинный способ производства;
  • - производство носит рыночный характер, т.е. большая часть произведенного продукта предназначена для продажи;
  • - преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах);
  • - высокий уровень социальной и географической мобильности;
  • - сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения;
  • - рост городского населения и одновременно уменьшение количества сельских жителей;
  • - возникновение крупных промышленных центров (мегаполисов);увеличение числа людей, занятых в промышленном производстве (рабочих, техников, инженеров и пр.).

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

  • - автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг;
  • - внедрение автоматических систем управления во многие сферы жизнедеятельности людей;
  • - главный продукт производства и продажи - информационные технологии;
  • - сокращение количества людей, занятых в промышленности рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг;
  • - наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности;
  • - выравнивание городского и сельского уровней жизни.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р.Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии.

В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, отсутствует безработица и нет национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Российский исследователь Ю.В. Яковец, основываясь на работах Даниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура».

История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.

Таблица 1. Развертывание цивилизации во времени

Глобальная цивилизация

Мировые цивилизации

Поколения локальных цивилизаций

Локальные цивилизации

Первый исторический суперцикл (VIII тыс. до н. э. - I-е тыс. н. э.)

Неолитическая (VIII - IV тыс. до н. э.) Раннеклассовая (кон. IV - нач. I тыс. до н. э.)

1-е поколение (кон. IV - нач. I тыс. до н. э.)

Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская

Античная (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)

2-е поколение (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)

Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская

Второй исторический суперцикл (VI - XX вв.)

Средневековая (VI - XIV вв.)

3-е поколение (VI - XIV вв.)

Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская

Раннеиндустриальная (XV - сер. XVIII в.) Индустриальная (сер. XVIII - XX в.)

4-е поколение (XV - XX вв.)

Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская

Третий исторический суперцикл (XXI - XXIII вв.) (прогноз)

Постиндустриальная (XXI - нач. XXIII в.) (прогноз)

5-е поколение (XXI - нач. XXIII в.) (прогноз)

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций. Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.