Финансовая стратегия и тактика. Большая энциклопедия нефти и газа

Финансовая стратегия – план действий по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, формированию механизма накопления, распределения и потребления прибыли, росту активов, обеспечению ликвидности имущества, формированию механизма финансирования проектов и минимизации задолженности и др.

Финансовая стратегия отличается от финансовой тактики тем, что в 1-ом случае необходимо согласовать план действия со всеми участниками деятельности, а во 2-ом этого не требуется.

Финансовая стратегия - долгосрочная финансовая программа, нацеленная на решение глобальных задач предприятия – его независимости, самоокупаемости и рентабельности. Финансовая стратегия состоит из следующих составляющих:

Финансовое планирование (текущее и перспективное), определяющее все источники поступления финансов и основные направления их расходования;

Централизация финансовых ресурсов, благодаря которой возможно маневрирование этими ресурсами и их направление на главные сферы деятельности предприятия;

Создание финансовых резервов в целях обеспечения устойчивости предприятия на фоне рыночных колебаний;

Полное и своевременное выполнение обязательств перед контрагентами;

Разработка учетно-финансовой политики, а также амортизационной политики предприятия;

Ведение финансового учета на основе действующих стандартов;

Формирование финансовой отчетности в соответствии с действующим законодательством;

Финансовый анализ и контроль деятельности предприятия.

Финансовая стратегия предполагает учет всех финансовых возможностей компании в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивая соответствие этих возможностей рыночной конъюнктуре, определяет долгосрочные цели деятельности предприятия и выбор оптимальных путей их достижения.

Финансовая стратегия является базисом для выработки основных направлений финансовой политики компании, к которым относятся налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная и инвестиционная политика.

Задачи финансовой стратегии:

Выявление способов оптимального использования финансовых ресурсов;

Выявление перспектив финансовых взаимоотношений с контрагентами;

Финансовое обеспечение текущей деятельности и инвестиционных проектов;

Исследование финансово-экономических возможностей конкурентов;

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение финансовой устойчивости.

Разработка и воплощение финансовой стратегии базируются на применении инструментов финансового управления (бюджетирование, финансовый анализ и контроль) и рынка финансовых услуг (лизинг, факторинг, страхование). Финансовая стратегия предприятия является элементом всей стратегии его развития, а потому ее постоянно надо согласовывать с целями и направлениями общей стратегии, и в то же время финансовая стратегия заметно влияет на комплексную стратегию развития предприятия, так как изменения на финансовом рынке вызывают необходимость корректировки всех элементов общей стратегии. Разработка финансовой стратегии основывается на данных финансовой отчетности – сведениях финансового (бухгалтерского) учета, который ведется с нарастающим итогом, что удобно для контроля за финансовыми потоками, но не для управления ими. Поэтому все большее распространение получает учет управленческий, обслуживающий финансовую службу предприятия более оперативно, чем бухгалтерский учет – не раз в квартал, а ежедневно. Для этого разрабатывается учетная политика, предусматривающая ведение финансового учета на основании ежедневно получаемой финансовой информации с учетом требований, устанавливаемых нормативно-правовыми актами.

Финансовая тактика – это текущая финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных сиюминутных задач, которые предусмотрены финансовой стратегией предприятия. В том числе финансовая тактика обеспечивает правильное и своевременное изменение финансовых связей, а также перераспределение денежных потоков между различными ресурсами предприятия, а также между его структурными и обособленными подразделениями. Финансовая тактика по сравнению с финансовой стратегий должна отличаться большей гибкостью, дабы предприятие могло без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка – изменения стоимости услуг и капитала, спроса и предложения, воздействия человеческого фактора – например, принятия неверного решения кем-то из сотрудников компании. Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны: стратегия определяет тактику, однако удачное применение тех или иных тактических находок в ситуациях, не предусмотренных в стратегическом плане, вполне может привести и к изменению финансовой стратегии компании.

    Рациональное сочетание доходности и риска как основа эффективного бизнеса.

Доходность и риск, как известно, являются взаимосвязанными категориями. Наиболее общими закономерностями, отражающими взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора, являются следующие:

более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность;

при росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска.

Оптимальность соотношения дохода и риска означает достижение максимума для комбинации «доходность - риск» или минимума для комбинации «риск - доходность». При этом должны одновременно выполняться два условия:

2) ни одно другое соотношение доходности и риска не может обеспечить меньшего риска при данном или большем уровне доходности.

На рис. 11.1 показано, что при допущении принятия одного риска и одного источника дохода имеется лишь одно такое сочетание - точка Е.

Однако поскольку на практике инвестиционная деятельность связана с множественными рисками и использованием различных ресурсных источников, количество оптимальных соотношений возрастает. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод решения путем последовательных приближений. Осуществление инвестиционной деятельности предполагает не только принятие известного риска, но и обеспечение определенного дохода. Если предположить, что минимальному риску соответствует минимальный необходимый доход, то можно выделить несколько секторов, характеризующихся определенной комбинацией дохода и риска: А, В, С.

Сектор А, вложения в котором не обеспечивают минимального необходимого дохода, может рассматриваться как область недостаточной доходности. Функционирование в секторе С связано с высокими рисками, снижающими возможность получения ожидаемых высоких доходов, поэтому сектор С может быть определен как область повышенного риска. Осуществление вложений в секторе В обеспечивает инвестору достижение дохода при допустимом риске, следовательно, сектор В является областью оптимальных значений соотношения доходности и риска.

Выделим общие закономерности, отражающие взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора:

Более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность;

При росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска.

Напомним, что инвестиционный портфель ценных бумаг - совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу либо физическим или юридическим лицам на правах долевого участия, выступающая как целостный объект управления. В него могут входить как инструменты одного вида (например, акции или облигации), так и разные активы: ценные бумаги, производные финансовые инструменты, недвижимость.

Главная цель формирования портфеля состоит в стремлении получить требуемый уровень ожидаемой доходности при более низком уровне ожидаемого риска. Данная цель достигается, во-первых, за счет диверсификации портфеля, то есть распределения средств инвестора между различными активами («Не кладите все яйца в одну корзину»), и, во-вторых, тщательного подбора финансовых инструментов.

Доходность портфеля ценных бумаг

Портфель ценных бумаг представляет собой совокупность различных ценных бумаг, и доходность его можно определить по следующей формуле:

Доходность портфеля = (Стоимость ценных бумаг на момент расчета – Стоимость ценных бумаг на момент покупки) / Стоимость ценных бумаг на момент покупки.

Измерение риска портфеля ценных бумаг

Все участники фондового рынка действуют в условиях неполной определенности. Соответственно, исход практически любых операций купли-продажи ценных бумаг не может быть точно предсказан, то есть сделки подвержены риску. В общем случае под риском подразумевают вероятность наступления какого-либо события. Оценить риск - это значит оценить вероятность наступления события. Риск портфеля объясняется не только индивидуальным риском каждой отдельно взятой ценной бумаги портфеля, но и тем, что существует риск воздействия изменений наблюдаемых ежегодных величин доходности одной акции на изменение доходности других акций, включаемых в инвестиционный портфель.

К сведению

На развитых рынках для устранения специфического риска достаточно составить портфель из 30–40 активов. На развивающихся рынках эта цифра должна быть выше из-за высокой волатильности рынка.

Для того чтобы определить риск портфеля ценных бумаг, в первую очередь необходимо определить степень взаимосвязи и направления изменения доходностей двух активов. Например, если цена одной ценной бумаги идет вверх, то растет курс и другой ценной бумаги, и наоборот, движения цен разнонаправлены или полностью независимы друг от друга. Для определения связи между ценными бумагами используют такие показатели, как ковариация и коэффициент корреляции.

1. При анализе целесообразности операций с портфелем ценных бумаг (в том числе операций, затрагивающих его состав и структуру) могут ставиться три основные целевые задачи: достижение максимально возможной доходности; получение минимально возможного риска; получение некоторого приемлемого значения комбинации {доходность-риск).

2. Доходность портфеля определяется по формуле средней арифметической взвешенной, поэтому задача максимизации доходности портфеля может быть решена однозначно и без особых проблем, в том числе вычислительного характера, поскольку объединение в портфель высокодоходных финансовых активов обеспечивает и высокую доходность портфеля.

3. Решение второй задачи более сложно. Если речь идет о безрисковом портфеле, то проблем не возникает, поскольку такой портфель может быть составлен, например, из государственных ценных бумаг. Любые другие целевые установки, связанные с минимизацией риска, делают в рамках решения третьей задачи.

4. Третья задача является превалирующей в инвестиционной деятельности. Она наиболее сложна и, как правило, не может иметь однозначного решения.

5. Если анализируется целесообразность дополнительного включения в портфель одного актива, то задача оптимизации относительно несложна и сводится к анализу последствий объединения двух активов. Добавление в портфель нескольких активов, равно как и любые другие комбинации, являются многовариантными в плане достижения оптимального значения комбинации {доходность-риск}.

6. Являясь нелинейной функцией, риск портфеля зависит от количества активов в портфеле, структуры портфеля, рисковости его составляющих, динамики

доходности составляющих. Как видно из формулы (20.26), риск портфеля зависит не от значений доходности, а от их вариации и структуры портфеля (речь идет не о конкретной мере «среднее квадратическое отклонение», которая, безусловно, зависит от значений варьирующего признака, а о риске как экономической категории).

7. Добавление в портфель безрискового актива уменьшает доходность портфеля, при этом риск портфеля уменьшается прямо пропорционально доле этого актива.

8. Объединение рисковых активов в портфель может приводить к снижению риска по сравнению с обладанием каждым из этих активов в отдельности, однако результат зависит не только от рисковости объединяемых активов, но и от характера взаимосвязи между их доходностями.

11. Поскольку на рынке ценных бумаг функциональные связи возможны лишь теоретически, расширение портфеля всегда сопровождается изменением его риска.

При оценке портфеля и целесообразности операций с входящими в него активами необходимо оперировать с показателями доходности и риска портфеля в целом. Оценивая возможность той или иной операции, связанной с изменением структуры портфеля и его объемных характеристик, чаще всего рассуждают с точки зрения ожидаемой доходности портфеля и соответствующего ей риска. Очевидно, что доходность портфеля представляет собой линейную функцию показателей доходности входящих в него активов и может быть рассчитана по формуле средней арифметической взвешенной. В данном случае речь может идти как об ожидаемой, так и о фактической доходности.

    Учетная политика корпорации.

Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности), согласно ПБУ.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группровки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы, системы и приемы.

Учетная политика формиреутся исходя из допущений и требований, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 года № 106н. В данном ПБУ указаны следующие основополагающие принципы:

    имущественной обособленности означающий, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств участников организации и активов и обязательств других организаций. Недопустимо использовать в угоду личных интересов собственников организации активы или материальные средства организации (например автомобиль организации для личных нужд);

    непрерывность деятельности организации означает, что она будет продолжать свою экономическую деятельность в ближайщем будущем и у нее отсутствует намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

    последовательность применения учетной политики означает, выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Последовательное применение учетной политики по годам необходимо прежде всего для обеспечения сопоставимости отчетных данных на начало и конец отчетных периодов. Поэтому в случае изменения отдельных элементов учетной политики соответствующие отчетные данные на начало отчетного периода корректируются;

    временной определенности фактора хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

    полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

    непротиворечивости обуславливает неоьходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на последний календарный день месяца.

Учетная политика компании формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации.

    Налоговая политика корпорации.

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т.д.

Налоговая политика корпорации- составная часть финансовой стратегии корпорации, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности.

Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Формирование налоговой политики базируется на следующих принципах:

    строгое соблюдение действующего налогового законодательства;

    поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности;

    плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей и др.

Налоговая политика включает:

    управление рисками;

    выбор правильной организационно-правовой формы;

    определение тактики работы с налоговой инспекцией;

    выбор видов деятельности, которые сделают налоговую нагрузку минимальной;

    эффективное планирование состава затрат и др.

    Амортизационная политика корпорации.

Амортизационная политика - составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных фондов и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность. В процессе формирования амортизационной политики предприятия учитываются следующие факторы:

    объем используемых основных фондов и нематериальных активов,

    подлежащих амортизации;

    методы оценки стоимости используемых основных фондов и

    нематериальных активов, подлежащих амортизации;

    реальный срок предполагаемого использования на предприятии

    амортизируемых активов;

    разрешенные законодательством методы амортизации основных фондов и

    нематериальных активов;

    состав и структура используемых основных фондов;

    темпы инфляции в стране;

    инвестиционная активность предприятия в предстоящем периоде.

При выборе методов амортизации исходят из действующей законодательной базы в этой области, предполагаемого периода использования амортизационных активов и задач формирования инвестиционных ресурсов предприятия в разрезе отдельных источников.

Решение о применении метода прямолинейной (линейной) или ускоренной амортизации основных фондов предприятие принимает самостоятельно.

Средства амортизационного фонда, который формируется за счет накапливаемых амортизационных отчислений, носят целевой характер и должны использоваться на следующие цели:

    осуществление капитального ремонта основных фондов;

    осуществление реконструкции, модернизации, технического переоснащения и другие виды улучшения основных фондов;

    приобретение новых видов нематериальных активов (в первую очередь, связанных с инновационной деятельностью).

    Ценовая политика корпорации.

Ценовая политика - это принципы и методики определения цен на товары и услуги.Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования.

Ценовая стратегия определяет соотношение объема продаж и цены продажи, прибыль, конкурентоспособность продукции и, в целом, эффективность работы компании на рынке.

В цену продукции закладывается необходимая рентабельность.

Ценовая стратегия должна обеспечить максимизацию прибыли, долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Этапы ценовой стратегии : анализ цен и конкурентной среды; установление целей и направления ценообразования; прогнозирование затрат, цены единицы продукции и прибыли; принятие решения. В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг.

Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия.

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

    Метод полных издержек: к производственной себестоимости (сумма переменных и постоянных издержек) прибавляется норма прибыли (налоги, пошлины, сбытовые расходы и прибыль).

    Метод стоимости изготовления: полную сумму затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, равный вкладу компании.

    Метод маржинальных издержек: предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли.

    Метод рентабельности инвестиций: к суммарным издержкам на единицу продукции прибавляется сумма процентов за кредит, приходящаяся на единицу продукции, тем самым обеспечивается рентабельность продукции не ниже стоимости заемных средств.

    Методы маркетинговых оценок: компания стремится выяснить цену, по которой покупатель купит товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара с учетом эластичности спроса, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен - это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

    Основные этапы формирования финансовой политики корпорации.

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, и, во-вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.

Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. Если рассматривать термин «политика» более широко – то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками – а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

1. Определение стратегических направлений развития

2. Планирование

Стратегическое планирование;

Оперативное планирование

Бюджетное планирование.

3. Разработка оптимальной концепции управления

Управление капиталом;

Управление активами;

Управление денежными потоками;

Управление ценами;

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Рассмотрим сущность финансовой стратегии. Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир .

Долгосрочная финансовая стратегия государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса.

Основными проблемами долгосрочной финансовой стратегии государства являются :

система финансово-кредитных органов управления;

бюджетная система и бюджетное устройство страны;

кредитная система страны и ее сеть;

пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;

укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ;

политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;

выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;

выбор и корректировка политики в области государственного кредита.

Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

Что касается финансовой тактики, то изучение данного вопроса заставляет обратиться к нескольким источникам толкования значения слов. Термин тактика - многосторонний и встречается во всех областях деятельности.

Тактика - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и т.д.

Тактик - человек, выбирающий нужную линию поведения.

Краткосрочная финансовая тактика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов .

Это большая работа, проводимая финансовой системой: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса валюты к основным мировым валютам.

Государственная краткосрочная финансовая тактика, имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса национальной валюты, т.е. финансовую тактику.

Таким образом, финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

Фин. стратегия -это долговременный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач фирмы. Объектом фин. управления выступают капитал и денежные потоки. Фин. тактика -это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей перераспределение денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. Финансовая политика фирмы призвана обеспечить стратегический план финан. ресурсами.

Базовые стратегии развития фирмы :

1) консервативная или стратегия ограниченного роста-эта стратегия характерна для сложившихся отраслей со стабильной технологией. В рамках этой стратегии цели устанавливаются от достигнутого по факту и корректируются в зависимости от изменения условий деятельности фирмы. Если положение фирмы стабильно, то руководство стремится и дальше предерживатся этой стратегии, т.к. она обладает 2 плюсами: а)простота и дешевизна б)min риск. Фин. политика направлена на обеспечение финн. устойчивости, платежеспособности и оптимизации уровня оборотных средств.

2) стратегия роста - эта стратегия характерна для динамично развивающихся отраслей с быстро меняющейся технологией. Ежегодное увеличение по этой стратегии значительно превышает уровень прошлого года. Этой стратегии придерживаются фирмы стремящиеся к диверсификации своей деятельности, чтобы обеспечить дальнейшее развитие фирмы и при необходимости покинуть затухающие рынки. Фин. политика направлена на привлечение выгодных фин. ресурсов, на формирование рациональной структуры капитала и на управление прибылью с целью ее максимизации.

3) стратегия сокращения - фирма устанавливает цели ниже уровня достигнутого в прошлом году. Ее применяют в том случае, если показатели деятельности фирмы имеют устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не могут переломить эту тенденцию. Стратегия реализуется в виде свертывания производства, ухода с рынка, продажи одного из подразделений или бизнеса в целом. Фин. политика направлена на сохранение стоимости фирмы, на реализацию мероприятий по предотвращению банкротства и на экономию затрат.



4) стратегия сокращения расходов. Цель-экономия затрат с выявлением свободного резерва средств, которые могут быть использованы на диверсификацию деятельности. Отличается от стратегии сокращения: а) ориентирована на снижение затрат по отдельным элементам, а не глобально по фирме б) более ограничена по времени. Стратегию применяют для увеличения прибыли, увелич. производительности труда, для более обоснованного ценообразования, для сокращения производства низкорентабельной продукции и т.д. Считается что стратегия сокращения затрат переходит в стратегию сокращения, когда начинают продаваться отдельные подразделения или основные фонды в большом количестве. Фин. политика направлена на снижение производств. и фин. затрат, на управление прибылью и на управление основными фондами и имуществом.

5) комбинированная стратегия - сочетает в себе 4 стратегии. Применяется для многоотраслевых компаний. Компания может продать какое-либо производство(сокращения) затем купить другое(стр. роста) и при этом проводить стратегию экономии затрат. Фин. политика имеет комбинированный характер, но предпочтение отдается след. направлениям: а) обеспечение фин. ресурсами б) управление структурой капитала в) обеспечение платежеспособности и фин. устойчивости г) экономия затрат.

58. Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи.

Цель внутрифирменного фин. планирования- обеспечение наилучших возможностей ведения хозяйственной деятельности, получения необходимых для этого средств и обеспечения прибыльности фирмы. Финн. планирование связано с одной стороны с предотвращением возможных ошибочных действий в области финансов, а с другой с уменьшения числа неиспользованных возможностей. По экон. содержанию финн. планирование- это процесс разработки системы финн. планов.

Задачи:

1)обеспечение финн. ресурсами

2) определение путей эффективного вложения капитала

3) выявление факторов увеличения прибыли

4) установление рациональных отношений с бюджетом, банком и контрагентами

5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов

6) контроль за финн. состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью.

Принципы фин. планирования :

1) финансового соответствия сроков

2) обеспечения платежеспособности фирмы

3)рентабельности капитальных вложений

4) сбалансированности рисков

5) ориентации на потребности рынка.

Последствия фин. планирования:

1) реализация поставленных стратегических целей в виде конкретных фин. показателей

2) оценка жизнеспособности фин. проектов

3) обоснование для получения внешнего финансирования.

Этапы фин. планирования :

1) анализ фин. ситуации

2) разработка общей фин. стратегии

3) составление текущих фин. планов

4) разработка оперативных фин. планов

5) корректировка планов по результатам их фактического выполнения.

Фин. планирование включает 3 подсистемы:

1) Перспективное – определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Горизонт планирования от 3 до 5 лет. Персп. планирование включает в себя: а) разработку фин. стратегии б) прогноз фин. деятельности. Фин. стратегия представляет собой характеристику долгосрочных целей фин. деятельности фирмы и описание наиболее эффективных способов достижения этих целей. Этапы разработки фин. стратегии: 1)определение периода реализации 2) анализ факторов внеш. среды 3) формирование стратегических целей фин. деятельности 4) разработка фин. политики 5) разработка мероприятий по обеспечению реализации фин. стратегии 6) оценка эффективности разработанной фин. стратегии. Перспективное планирование базируется на прогнозировании, которое основано на анализе и обобщении имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития фирмы и изменения фин. показателей.

2) Текущее- заключается в разработке конкретных видов текущих фин. планов- это дает возможность определить возможные источники финансирования, сформулировать структуру доходов и расходов, обеспечить платежеспособность на конец планируемого периода. Разрабатывается 3 документа: а) плановый отчет о движении денеж. средств б) плановый отчет о прибыли и убытках в) плановый бухгалтерский баланс. Текущий финансовый план составляется на 1 год с разбивкой по кварталам. Цель- оценить фин. состояние фирмы на конец планируемого периода.

3) Оперативное - Цель-контроль за поступлением выручки на р/сч и за расходованием наличных ден. ср-в фирмы. Система операт. планирования включает комплекс краткосрочных плановых заданий по финан. обеспечению всех хозяйст. операций. Разрабатываются платежный календарь и кассовый план. Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам, чтобы он был реальным разработчики должны контролировать ход производства и реализации продукции, состояния запасов и дебиторской задолженности. В платежном календаре притоки и оттоки ден. ср-в должны быть сбалансированы. Отклонения служат для определения фин. ошибок. Кассовый план- это план оборота наличных ден. ср-в через кассу. Основная функция- это контроль за поступлением и расходованием наличных ден. ср-в.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы »

Финансовая стратегия и финансовая тактика государства

ПЛАН

Введение

1. Содержание финансовой политики

2. Финансовая стратегия и тактика

3. Финансовая стратегия и тактика Республики Казахстан

4. Финансовая стратегия и тактика России

Заключение

Введение

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованной концепции развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей. Также субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, партии, профсоюзы и другие социальные общности.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика - это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей, например, бюджет страны, принимаемый на очередной год. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, отечественный и зарубежный опыт финансового строительства, а также историю развития финансов.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время экономическое и социальное развитие общества, на которое воздействует государство через финансовую стратегию и тактику, особенно важно.

Предмет изучения данной курсовой работы – финансовая стратегия и тактика государства на примере Республики Казахстан, Российской Федерации.

Целью нашей курсовой работы является изучение финансовой политики государства, которая включает в себя финансовую стратегию и тактику государства и ее реализация на современном этапе. Исходя из цели курсовой, задачами работы являются: определить понятие финансовой политики; ее функции; отдельно рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику. Дать расширенное представление о финансовой стратегии и тактики государства. Рассмотреть степень реализации финансовой тактики на 2010 г., а так же определить направления финансовой стратегии до 2030 года на примере Республики Казахстан, России и других стран.

Курсовая работа включает в себя 3 главы.

В первой главе раскрыты теоретические основы финансовой политики: приведено определение финансовой политики, ее содержание и определение ее функций.

Во второй главе представлены современные направления финансовой стратегии и тактики.

В третьей главе рассмотрены приметы финансовой стратегии и тактики на примере конкретных государств.

При написании курсовой работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы.

Для того чтобы правильно разобрать значение финансовой стратегии и тактики государства необходимо дать определение и содержание финансовой политики государства в целом, поскольку финансовая стратегия и тактика, это неотъемлемая составляющая финансовой политики государства. Вся система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства базируется на финансовой политике, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового, права и международных финансовых институтов.

Соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

Разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

Осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Так, общая стратегическая задача развития - модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом выделяются следующие приоритетные задачи финансовой политики:

Формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;

Существенное снижение налогового бремени и повышения эффективности налоговой и таможенной системы;

Создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

Достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика определяется Конституцией государства, Бюджетным кодексом государства, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

Финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;

Поддержание финансовой стабильности в стране;

Обеспечение финансовой целостности государства;

Создание условий для социально-экономического развития.

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит главе государства, который ежегодно определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов и решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год могут быть:

Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая целевые программы;

Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней;

Урегулирование кредиторской задолженности бюджета;

Проведение реструктуризации государственного долга и введение единой системы управления государственным долгом;

Совершенствование казначейских технологий и управления государственными финансами и др.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Она играет важную роль в стимулировании инновационной сферы. Выделяют основные задачи налоговой политики:

Значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

Упрощение налоговой системы;

Минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

Ликвидация налогов с оборота;

Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

Уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

Создание условий для легализации прибылей предприятий;

Сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

Современная налоговая политика в Казахстане связана с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Новый налоговый Кодекс РК направлен на:

Совершенствование налогового законодательства;

Установление жесткого оперативного контроля над соблюдением налогового законодательства, пересечение "теневых" экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

Совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.

Реализация мер, предусмотренных налоговым законодательством, должен привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, а также существенно повысить собираемость налогов.

Таможенная политика - целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и так далее. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. Политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами реализации таможенной политики являются:

Таможенные пошлины, сборы (тарифное или экономическое регулирование);

Процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное или административное регулирование).

В Казахстане осуществляется единая таможенная политика, а с января 2010 года Казахстан, Россия и Беларусь заключили единый таможенный союз. Ее целями являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории стран участниц, участие в реализации торгово-политических задач по защите рынка, стимулированию развития экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Основные направления таможенной политики:

Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Применение мер защиты рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, от импорта недоброкачественных и опасных товаров;

Содействие привлечению иностранных капиталовложений;

Совершенствование валютного контроля;

Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством и Национальным банком и ставит следующие основные приоритетные задачи:

Сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

Продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;

Контроль над денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке, и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

Мы дали определение финансовой политики, определили составляющие финансовой политики, охарактеризовали бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Далее мы перейдем к детальному рассмотрению вопроса финансовой стратегии и тактики государства.

3.ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. Результативность финансовой стратегии и тактики тем выше, чем они больше учитывают потребности общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни. Финансовая стратегия должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой стратегии нужна достоверная информация о финансовом положении государства.

Реализацию финансовой стратегии и тактики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Краткосрочная финансовая тактика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов. Это большая работа, проводимая финансовой системой: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса валюты к основным мировым валютам. Государственная краткосрочная финансовая тактика, имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

Долгосрочная финансовая стратегия государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса.

Основными проблемами долгосрочной финансовой стратегии государства являются: система финансово-кредитных органов управления; бюджетная система и бюджетное устройство страны; кредитная система страны и ее сеть; пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ; политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней; выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса национальной валюты, т.е. финансовую тактику.

4.ФИНАСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В предыдущем разделе курсовой мы дали определение стратегии и тактики государства.

Финансовая стратегия – долговременный план. К финансовой стратегии государства, в конкретном случае Республики Казахстан, относится стратегический план развития Казахстана 2030.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Для нашего случая это отдельно взятый 2009 год.

Итак, финансовой стратегией Республики Казахстан является стратегический план развития Казахстана 2030.

В Стратегии "Казахстан - 2030" определены семь долгосрочных приоритетов: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство. Эти приоритеты стали основой для разработки конкретных планов действий по дальнейшему развитию страны.

Первым долгосрочным этапом реализации Стратегии "Казахстан - 2030" стал Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года (далее - Стратегический план - 2010), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан в декабре 2001 года.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (далее - Стратегический план - 2020) станет следующим этапом реализации Стратегии "Казахстан - 2030" в период с 2010 по 2019 годы.

Ко времени завершения реализации Стратегического плана - 2010 и в период разработки Стратегического плана - 2020 существенно изменились внешние условия развития. Казахстан вошел в противостояние самому серьезному глобальному кризису за последние семьдесят лет.

Воздействие экономической цикличности, в первую очередь, влияние текущего финансово-экономического кризиса определяет необходимость осуществления мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов.

Первоочередные меры, создающие условия для посткризисного развития страны, будут сфокусированы на улучшение делового и инвестиционного климата, укрепление финансовой системы страны и повышение эффективности государственного управления.

Качественный рост экономики будет основан на модернизации физической инфраструктуры, развитии человеческих ресурсов и укреплении институциональной базы, способствующих форсированному индустриально-инновационному развитию страны.

Вопросы социальной защищенности, внутренней стабильности и сбалансированной внешней политики останутся в числе приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие.

Повышение благосостояния граждан страны на основе диверсифицированной экономики станет главным достижением реализации Стратегического плана - 2020.

Дальнейшее регулирование в отечественной финансовой системе станет более полным и всесторонне учитывающим макроэкономические связи финансового сектора. В период активного экономического подъема пруденциальные нормативы будут ужесточаться с тем, чтобы в период спада использовать накопленный потенциал.

В целом развитие финансового сектора будет ориентировано на привлечение финансовых ресурсов для форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Внутренние источники фондирования будут повышаться за счет свободных ресурсов населения и отечественных предприятий. Возрастет роль и значимость механизмов государственно-частного партнерства, которые будут подкрепляться созданием необходимых условий для привлечения ресурсов в качестве источников финансирования инвестиционных проектов.

Стратегическим планом предусмотрено достижение следующих ключевых показателей развития страны:

Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП составит к 2015 году не менее 12,5%, к 2020 году – не менее 13%;

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта увеличится с 10 до 40% к 2015 году и до 45% к 2020 году;

Производительность труда в обрабатывающей промышленности увеличится в 1,5 раза к 2015 году и в 2 раза – к 2020 году;

Производительность труда в сельском хозяйстве увеличится в 2 раза к 2015 году и в 4 раза – к 2020 году.

Энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 10% к 2015 году и не менее чем на 25% – к 2020 году.

К 2015 году экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится с 4 до 8%, внутренние потребности строительства на 80% будут обеспечиваться казахстанскими стройматериалами, отечественные нефтеперерабатывающие заводы будут в полном объеме удовлетворять потребности страны в топливе.

За пять лет производство, и экспорт металлургической продукции возрастет в 2 раза, производство химической продукции – в 3 раза.

Валовый внутренний продукт (ВВП) Казахстана к 2020 году увеличится в реальном выражении не менее чем на треть по сравнению с уровнем 2009 года.

Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

Финансовая тактика Республики Казахстан четко была обозначена в послании Президента Народу Казахстана 2009 «Через кризис к обновлению», сегодня, после оглашения итогов счетной палаты, можно сказать, что в целом финансовая тактика 2009 года была выполнена в полном объеме.

Успешно проведены процессы реформирования в системе государственных доходов, концентрации в пределах одного ведомства всех фискальных органов, связанных вопросами контроля над поступлением средств государственного бюджета.

Проводится работа по совершенствованию налогового законодательства. Принят новый Налоговый кодекс, учитывающий перспективы развития экономики и направленный на создание благоприятной среды оптимального сочетания интересов государства и налогоплательщиков, объединение всех нормативно-правовых актов в рамках одного законодательного акта.

С целью уменьшения налоговой нагрузки в 2009 году снижены ставки налога на добавленную стоимость до 16% и социального налога до 12%.

Приняты меры по созданию эффективной системы расходов. На должном уровне поставлена работа Казначейства. Одним из первых среди стран СНГ Казахстан добился своевременного и целевого финансирования бюджетных программ через систему казначейства.

Созданы Национальный фонд Республики Казахстан и Банк Развития Казахстана.

Внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, отвечающая требованиям мировых стандартов.

Выполнены важные мероприятия по усовершенствованию системы расходов.

Для подготовки экономики к глобальному восстановлению и повышению ее устойчивости к внешним вызовам предстоит решить триединую задачу:

Во-первых, существенно улучшить бизнес-климат;

Во-вторых, обеспечить стабильное функционирование финансовой системы;

В-третьих, продолжить формирование надежной правовой среды.

По состоянию на 1 января 2010 года доходы республиканского бюджета (с учетом трансфертов) при плане 2 768,7 млрд. тенге составили 2 779,2 млрд.тенге, или 100,4%, перевыполнение плана составляет 10,5 млрд.тенге.

План республиканского бюджета на 1 января 2010 года по налоговым поступлениям при плане 1 381,3 млрд. тенге в бюджет поступило 1 451,0 млрд.тенге, или 105,0 %. По неналоговым поступлениям план перевыполнен на 24,7 млрд. тенге, или 127,5%. По поступлениям от продажи основного капитала план исполнен на 83,1%. Поступления трансфертов исполнены на 93,6%.

Расходы государственного бюджета по состоянию на 1 января 2010 года (без учета погашения займов) составили - 4 003,0 млрд. тенге или 97,7% к плану финансирования на год в сумме - 4 096,9 млрд. тенге, в том числе расходы республиканского бюджета - 3 311,2 млрд. тенге, или 98,2 % к плану финансирования по платежам на год в сумме - 3 371,3 млрд. тенге, местные бюджеты - 2 100,9 млрд. тенге к плану финансирования - 2159,6 млрд.тенге и исполнены на 97,3%.

В целях реализации предварительного этапа долгосрочной Стратегии Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922 был утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года.

Несмотря на то, что по многим приоритетным сферам в период реализации Стратегического плана - 2010 достигнут значительный прогресс, многие пункты повестки дня реформирования остаются незавершенными. Реализация программ развития конкурентоспособной и диверсифицированной экономики требуют дальнейшего продолжения. Качество услуг образования и здравоохранения все еще требует улучшения. Реформы в государственном секторе, начатые в период реализации Стратегического плана - 2010, также остаются незавершенными. Разграничение полномочий между уровнями государственного управления, развитие системы стимулов на государственной службе, повышение качества государственных услуг и эффективности их администрирования - все эти вопросы требуют дальнейшего решения в период реализации Стратегического плана - 2020.

Стратегическое планирование или тактику для повышения своей конкурентоспособности используют передовые страны и крупнейшие транснациональные компании. Используя их опыт выживания в современном мире, Казахстан должен усилить роль государства и стратегического планирования своего развития. Без четкого стратегического плана государство утрачивает способность реализовывать свое предназначение. Вместо того чтобы управлять ходом событий, оно становится зависимым от них.

Вместе с тем стратегические планы не должны превращаться в застывшие догмы, а быть гибким инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны. Это означает, что 10-летние стратегические планы должны ежегодно анализироваться в части реализации и корректироваться с учетом складывающейся внутренней и внешней обстановки.

5.ФИНАСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Представленная на заседании Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (далее - Стратегия) по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения (далее - Концепция). Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Как следует из таблицы 1, прогнозные макроэкономические показатели к 2020 г. по сценариям заметно отличаются. Хотя и инновационный и энергносырьевой сценарии обеспечивают удвоение ВВП за прогнозный период, прирост ВВП по инновационному сценарию выше на 21%. При этом прирост инвестиций по инновационному сценарию выше, чем по энергосырьевому, на 59%, и составляет 270% - это более чем вдвое превышает прирост ВВП.

В Концепции говорится о формировании национальной инновационной системы и мощного высокотехнологического комплекса, о диверсификации экономики и создании условий для реализации творческого потенциала личности. Ставятся задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, построения эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

Для достижения этих задач у государства есть ограниченный набор инструментов: бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольная политика, госпредприятия. На основе их использования государство может формировать свою политику развития в расчете на правильную реакцию институтов рыночной самоорганизации. Если в отношении последних Концепция ограничивается туманными рассуждениями, смысл которых не всегда понятен, то планы использования перечисленных инструментов государственной политики представлены достаточно четко.

Во-первых, по расходам на социальную сферу бюджет России существенно приблизится к общемировым стандартам. Согласно Концепции к 2020 г. расходы на образование за счет государственных и частных источников составят не менее 5,5% ВВП (2006 год - 4,6%), на здравоохранение - 6,3% (2006 год - 3,9 процента); затраты на исследования и разработки - 3,5-4% ВВП (2006 год - 1 % ВВП). В том числе государство будет тратить на образование - 4,5% ВВП, на здравоохранение - 4,8% ВВП, на науку - 1,3% ВВП.

Заметим, что планируемый на 2020 год уровень государственного финансирования расходов на воспроизводство человеческого потенциала и социально-экономическое развитие остается ниже ныне достигнутого уровня развитых стран. Его достижение, с учетом накопленных средств Стабфонда, вполне реально до 2010 года. Затягивание до 2020 года процесса выравнивания уровня госфинансирования расходов на цели социально-экономического развития в России с другими странами не способствует переходу на инновационный путь развития.

Более того, в ближайшие три года планируется сохранить двукратное по сравнению с общемировыми стандартами, недофинансирование уровня расходов на образование, науку и здравоохранение, в которых именно сейчас критически важно провести модернизацию и кардинально поднять зарплату. Откладывание этих мер еще на несколько лет приведет к углублению необратимых тенденций деградации российской науки и образования и тем самым сделает реализацию инновационного сценария в принципе невозможной. Разрыв между уходящим и подрастающим поколениями ученых и педагогов, как по количеству, так и по качеству кадров через три года может стать непреодолимым.

Во-вторых, за пределы текущего десятилетия откладываются давно назревшие меры по созданию внутренних механизмов кредитования экономического роста. Лишь после прогнозируемого с 2011 года дефицита торгового баланса планируется переключить денежную эмиссию с приобретения иностранной валюты на рефинансирование банков под внутренний спрос на кредиты. До этого денежное предложение будет следовать за спросом со стороны внешнего рынка, подчиняя развитие экономики интересам экспортеров и иностранных инвесторов. С учетом их замкнутости в сырьевых отраслях это означает, что в ближайшие три года денежно-кредитная политика государства будет удерживать экономику в рамках инерционного сценария, препятствуя переходу на инновационный путь развития. До конца прогнозного периода растягивается процесс демонетизации экономики до уровня развитых стран - денежно-кредитная полтика в обозримой перспективе будет сдерживать экономический рост, затрудняя доступ предприятий к кредитам и подталкивая лучшие из них к кредитованию за рубежом. Согласно Концепции, вклад банковского сектора в финансирование инвестиций останется невысоким, повысившись с 11,3% в 2006 году до 20% в 2020 году.

В-третьих, Правительство продолжает идти на поводу монополистов в энергетике, планируя дальнейший опережающий рост тарифов на газ и электроэнергию. Средняя цена на электроэнергию повысится за 2011- 2015 гг. в интервале от 35 до 45% и составит по текущему курсу в 2015 году 7,8-8 центов за кВт к 2015 году, а в 2016-2020 гг. - в интервале от 15 до 25% и 9,5-10,6 центов за кВт в 2020 году соответственно (для населения - примерно до 14-15 центов за кВт). Средняя цена на газ для всех категорий потребителей повысится за 2011- 2015 гг. в 1,5 -1,6 раза за 2016-2020 гг. - на 2 -5%. Средняя цена на газ для всех категорий потребителей повысится до 125-127 долларов США за 1000 куб. метров в 2015 году и 135-138 долларов США в 2020 году.

Повышение тарифов на базовые энергоносители более чем в полтора раза в ближайшее десятилетие несомненно снизит и без того неудовлетворительную конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. С учетом втрое более высокой энергоемкости отечественной продукции по сравнению с конкурентами, столь масштабный подъем цен на ключевые энергоносители приведет к разорению многих сохранивших жизнеспособность предприятий энергоемких отраслей машиностроительного и химико-металлургического комплексов. Уже сегодня злоупотребления монополистов при подключении новых потребителей к газо- и электроснабжению стали труднопреодолимым барьером в создании новых производств, которые многие отечественные инвесторы начинают размещать в Китае и других странах с более благоприятными ценовыми условиями. Правительству следует понять, что планы по полуторократному повышению тарифов на газ и электроэнергию исключают достижение запланированного в этом же документе семикратного повышения экспорта машиностроительной продукции и ставит под сомнение даже сохранение многих оставшихся машиностроительных заводов.

В-четвертых, в Концепции не планируется устранение налоговых барьеров, мешающих переходу на инновационный путь развития. Речь идет, прежде всего, об отмене НДС, который, по определению угнетает сложные производства с длинными кооперационными цепочками, а также о переоценке основных фондов. В настоящее время вследствие их недооцененности объем амортизационных отчислений вчетверо ниже объема капиталовложений, необходимых для простого воспроизводства основных фондов. Кроме того, предприятиям должны быть предоставлены возможности списывать все расходы на НИОКР, обучение кадров и освоение новой техники на издержки производства.

В-пятых, в планах Правительства не стыкуются меры в сфере производства и потребления новой техники. К примеру, с одной стороны, говорится о приоритетности развития гражданского авиастроения, а с другой стороны принимаются решения о закупке контролируемыми государством авиакомпаниями иностранных самолетов и освобождении их ввоза от импортных пошлин. Вместо того чтобы освоить массовое производство уже созданных современных отечественных авиалайнеров, Правительство направляет бюджетные средства на освоение малоперспективной американской модели на основе импортных комплектующих. А тем временем российские инженеры работают, вкладывают свои знания в создание нового поколения Боинга, будучи невостребованными в собственных КБ. Таким образом, траектория развития перспективной наукоемкой отрасли формируется под влиянием лоббистов иностранных конкурентов, вследствие чего обесценивается ранее созданный научно-технический потенциал, а наиболее качественные его составляющие поглощаются зарубежными конкурентами.

Аналогичные примеры можно привести и в других отраслях. Так, государство тратит десятки миллиардов рублей на закупку иностранных лекарств при наличии более дешевых отечественных аналогов. Многие годы блокируется развитие отечественных мощностей по производству инсулина, антибиотиков, вакцин. Контролируемые государством энергетические корпорации вкладывают миллиарды долларов в закупку иностранного оборудования при наличии более конкурентоспособных отечественных аналогов. Переход добывающей промышленности на иностранную технологическую базу означает, что большая часть природной ренты, образующейся при эксплуатации российских месторождений полезных ископаемых осваивается за рубежом. Там же остается и значительная часть валютной выручки от экспорта сырья, направляемая на погашение иностранных кредитов. В то же время российская обрабатывающая промышленность лишается собственной сырьевой базы, так как более половины углеводородов и 2\3 минерального сырья уходят на экспорт.

Таким образом, использование основных инструментов государственной политики для перевода экономики на инновационный путь развития либо не предполагается вовсе, либо откладывается на середину прогнозного периода. Едва ли при такой политике переход на инновационный путь развития окажется в принципе возможен. Во всяком случае, этому будут препятствовать: опережающее повышение тарифов на газ и электроэнергию, затягивание изменения денежно-кредитной политики; неизменность налоговой системы, откладывание на конец прогнозного периода приведения госрасходов на социальное развитие к среднемировому уровню.

6.Заключение

От финансовой политики и финансовой стратегии и тактики, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая стратегия и тактика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики в Казахстане ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики. Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.

В заключение можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования финансового механизма Казахстана можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Назарбаев Н., Казахстан 2030, Алмвты: "Билим", 1997 г.

2.Назарбаев Н., Стратегический план - 2020: глобальные тенденции.

3.Назарбаев Н., Послание Президента РК народу Казахстана 2009 г. «Через кризис к обновлению и развитию»

4.Мельников В.Д., Финансы, Алматы: "Каржы-каражат", 1997г.

5.Финансы. /Под ред. Родионовой В.М, - М.: Финансы и статистика, 1995.

6.Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

7.Бюджетный Кодекс РК, Астана 2007

8.Конституция РК, Астана 2007

9.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов - М.: Проспект 2007

10.Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов. /Под. ред.Г.Б. Полякова. - М.: Юнити, 2001.

11.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского; О.В. Врублевской. - М.: Юрайт - Издат, 2007

12.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов - М.: Проспект 2007.

Интернет сайты:

1.www.akorda.kz – официальный сайт президента РК;

2.www.minfin.kz – сайт министерства финансов РК.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные модели принятия решений по финансированию предприятий. Способы и методы решения проблем управления финансами фирмы, обеспечивающие рост рыночной стоимости бизнеса. Планирование, бюджетирование, разработка финансовой стратегии и тактики.

    презентация , добавлен 18.09.2014

    Понятие, особенности разработки и реализации налоговой стратегии и тактики, их сущность и значение в современных условиях, порядок проведения на предприятии и оценка эффективности. Разработка мероприятий по совершенствованию данных налоговых механизмов.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2010

    Финансовая политика организации: содержание, цели и задачи. Взаимосвязь финансовой политики с другими видами политики организации. Анализ финансового состояния предприятия ООО "Консалтинг-ЮГ". Пути совершенствования его финансовой стратегии и тактики.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Теоретические и нормативно-правовые основы разработки финансовой стратегии предприятий. Оценка движения предприятия по матрице финансовой стратегии Франшона и Романе. Использование матрицы финансовой стратегии для выбора стратегической цели предприятия.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие, цели и принципы финансовой политики государства, классификация ее видов. Финансовая стратегия и финансовая тактика. Анализ финансовой политики Российской Федерации в современных условиях, ее основные направления, оценка эффективности и проблемы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2013

    Место и роль финансовой стратегии в общей стратегии предприятия. Принципы и особенности формирования финансовой стратегии предприятия. Основные этапы формирования, методика и инструменты организации процесса разработки финансовой стратегии предприятия.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Виды, цели, задачи и разработка финансовой стратегии. Использование финансовой стратегии для обеспечения устойчивого развития компаний в рыночных условиях. Анализ мероприятий по формированию и использованию финансово-ресурсного потенциала компании.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2012