4 причины нарушения зрения у учащихся. Исследовательская работа на тему " причины и профилактика нарушений зрения у школьников"

С момента, когда ребенок становится школьником, его зрение начинает подвергаться усиленным нагрузкам, которые дополняются просмотром мультфильмов и затяжными компьютерными играми. В этот период жизни развитие еще не полностью сформированных органов зрения очень легко нарушить, особенно если отсутствует режим труда и отдыха. Как правило, так и происходит: по статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый ребенок школьного возраста имеет те или иные заболевания глаз, среди которых наиболее распространена близорукость. По убеждению врачей, проблемы со зрением лишь в некоторых случаях носят наследственный характер – большинство детей страдают по вине родителей, неправильно выстроивших режим дня.

Специалисты не рекомендуют подвергать детей школьным нагрузкам раньше, чем будет сформирована цилиарная мышца глаз, отвечающая за способность видеть предметы на разных расстояниях. Ее развитие, как правило, заканчивается к 7-8 годам, а до этого возраста испытывать ее на прочность не стоит. Ведь, согласно статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6-летнем возрасте, близоруких в два раза больше, чем среди школьников, отправившихся в первый класс в 7 или 8 лет.

Источник: depositphotos.com

При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, а при близорукости – каждые полчаса. Во время 10-15-минутного отдыха нельзя смотреть телевизор, читать, играть в компьютер и заниматься другими видами деятельности, связанными с напряжением глаз. Лучше поиграть в подвижные игры.

Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов – 2 часа. Если ребенок посещает дополнительные занятия, стоит помнить, что они не должны длиться свыше 1,5 часов в учебные дни и 3 часов в выходные. При этом факультативы не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позднее 20.00.

Чтобы укрепить иммунитет, ребенку желательно каждый день бывать на свежем воздухе, играя в подвижные игры или занимаясь спортом, но при этом следует избегать травматичных видов спорта. Ушибы головы разной степени тяжести могут вызвать близорукость или усугубить ее, если она уже существует.

Источник: depositphotos.com

Компьютерные игры – излюбленное времяпрепровождение современных детей. Если не контролировать такой досуг, может возникнуть компьютерный зрительный синдром: нарушение, которое выражается в сухости, покраснении глаз, частых морганиях, трудностях с фокусировкой зрения на разных расстояниях и т. д. Длительное напряжение зрения, в том числе из-за световой пульсации экрана, нередко становится основой развития спазма аккомодации либо удлинения глазного яблока и, как следствие, близорукости.

Чтобы предупредить усталость глаз и связанные с ней заболевания, ребенок должен соблюдать нормы непрерывной работы за компьютером (СанПиН):

  • для младших классов – 15 минут;
  • для средних классов – 25 минут;
  • для старших – 40 минут.

«Коварство» компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети не замечают усталости, хотя установлено, что первые симптомы переутомления зрения (рассеянность, снижение частоты морганий) возникают уже после 15 минут работы, а по истечении 25-30 минут определенные признаки нарушения зрения уже могут быть зафиксированы специалистом.

Родителям, обеспокоенным здоровьем своего ребенка, не стоит позволять ему играть на компьютере в общей совокупности свыше 1 часа в день, по возможности следует отвлекать школьника другими занятиями.

Источник: depositphotos.com

Правильная организация рабочего места позволит несколько снизить нагрузку на зрение:

  • линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину экрана;
  • оптимальное расстояние до монитора компьютера – 60-80 см. Лучше выбрать монитор с высокой разрешающей способностью, чтобы снизить эффект мерцания экрана;
  • на монитор не должны падать свет и прямые солнечные лучи;
  • нельзя работать за компьютером в темноте или сумерках. Лучше, если источник освещения при этом находится слева от ребенка.

Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено. Кроме естественного освещения, в комнате нужны искусственные источники света – основной (люстра) и дополнительный (настольная лампа мощностью 40–60 Вт). Располагать настольную лампу для ребенка-правши лучше слева, для левши же, наоборот, справа. При этом важно правильно сочетать источники освещения: в темное время суток недопустимо заниматься только при свете люстры или лампы, а днем желательно включать только лампу.

Оптимальное расстояние до глаз при чтении и письме – не менее 35-40 см, что надо учитывать при выборе письменного стола для ребенка. Кроме того, во время работы он не должен сутулиться, поэтому стул не должен быть слишком высоким и мягким.

Источник: depositphotos.com

Не секрет, что крепкий, выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и заболеваниям глаз. Рацион, богатый витаминами и микроэлементами, обеспечит оптимальные условия для сетчатки глаза и поддержит зрение. Наиболее полезны для этих целей творог, кефир, говядина, мясо кролика, продукты с высоким содержанием витамина А (морковь, абрикосы, тыква, цитрусовые), отварная рыба, а также ягоды (черника, клюква, брусника) и зелень (укроп, петрушка).

Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких.

Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова. И это ещё больше снижает тягу к знаниям.

За какой партой должен сидеть «очкарик», какие есть ограничения при занятии спортом и можно ли избавиться от очков, рассказывает детский офтальмолог, доктор медицинских наук Игорь Азнаурян .

— Когда ребёнок плохо видит, — текст в книге на столе или задание учителя на доске — он делает много ошибок, отвечает невпопад, получает плохие оценки и, в конце концов, может потерять интерес к процессу обучения вовсе.

Необходимость надеть очки в начальной или средней школе становится для многих детей настоящим стрессом. У кого-то необходимость носить очки возникает в сложном переходном возрасте, когда подростки бывают крайне жестоки по отношению к «очкарикам».

Отчаиваться не стоит. От очков ребёнка можно избавить, если правильно и своевременно начать лечение. Когда ребёнок начинает видеть лучше или вовсе снимает очки, он проявляет больше интереса к учёбе, у него появляются новые увлечения, например, ранее недоступные из-за плохого зрения хобби, он чувствует себя более уверенно в обществе сверстников.

Наденьте их немедленно!

Что происходит при снижении зрения? При нормальной рефракции лучи света, преломляясь, должны фокусироваться на сетчатке. При дальнозоркости фокус находится за сетчаткой, и ребёнок нечётко видит предметы, расположенные как вблизи, так и вдали, и ему постоянно приходится напрягать глаза. При астигматизме в глазу одновременно существует два фокуса, поэтому изображение размытое, расплывчатое, что не даёт возможности чётко видеть предметы. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, близорукий ребёнок плохо видит предметы, расположенные вдали.

Если детский офтальмолог назначил вашему ребёнку очки, их нужно надеть без промедления! Очков бояться не нужно. Утверждение, что ношение очков ухудшит зрение, что как только ребёнок наденет очки, то уже никогда их не снимет, ошибочно и в корне неверно. При близорукости слабой и средней степени очки назначаются только для дали, при близорукости высокой степени — для постоянного ношения. Это средство коррекции зрения, в очках ребёнок хорошо видит и чувствует себя комфортно. А при дальнозоркости и астигматизме это ещё и важное лечебное мероприятие, которое не позволит развиться косоглазию и амблиопии.

Контактные линзы — с 7 лет

Ребёнок стесняется очков? Им есть альтернатива: мягкие или жёсткие контактные линзы, которые при определённых показаниях можно надеть с 7 лет или даже раньше. Но определить возможность ношения и подобрать их правильно для ребёнка сможет только специалист по контактной коррекции (и только после правильно проведённого офтальмологического обследования).

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

Выбор парты должен осуществляться согласно рекомендациям детского офтальмолога, который наблюдает ребёнка. В целом подход такой:

— если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребёнок может сидеть за любой партой, справка офтальмолога, для того чтобы пересадили поближе, ему не нужна;

— при зрении ниже 0,4 — только за первой партой.

Какие ограничения для занятий спортом?

Ребёнок не может заниматься спортом профессионально и участвовать в соревнованиях, если острота зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу и нет возможности долго находиться без очков или линз.

При близорукости средней и высокой степени, при наличии изменений на сетчатке, противопоказаны серьёзные физические нагрузки, которые могут стать причиной ее отслойки. Поэтому раз в год детей старше 7 лет (независимо от остроты зрения) нужно обследовать с трёхзеркальной линзой Гольдмана на предмет наличия/отсутствия дистрофических изменений на сетчатке.

90% детей с косоглазием и амблиопией имеют расстройства бинокулярного зрения: не воспринимают объём, не могут оценить расстояние до объекта и видят мир плоским. Таким детям противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (прыжки, барьеры и т. д.)

Как избавиться от очков?

На самом деле современные технологии позволяют нам не только восстанавливать зрение, но и при определённых глазных патологиях вовсе избавить ребёнка от очков. Сделать это можно лишь при соблюдении нескольких условий. Первое — своевременность. Чем раньше родители начинают лечение, тем быстрее им удаётся добиться положительного результата. А вот «нелечение», в свою очередь, может спровоцировать осложнения: амблиопию и косоглазие.

При дальнозоркости и астигматизме при проведении своевременного и регулярного лечения с помощью современных технологий мы можем избавить от очковой коррекции навсегда. Важно правильно разработать для ребёнка индивидуальную программу комплексного лечения. Проводить курсы терапевтического лечения нужно регулярно и под контролем детского офтальмолога, который ведёт ребёнка.

Что касается столь распространённой сейчас у школьников близорукости, то лечение в данном случае мы направляем на остановку её прогрессирования и профилактику развития осложнений, которые часто сопровождают быстро прогрессирующую близорукость: истончения, дистрофические изменения и разрывы сетчатки глаза. А если успеть поймать близорукость в самом начале и правильно и комплексно лечить, то ребёнку, возможно, даже не придётся надевать очки. У нас такой опыт есть.

Волшебных капель нет

И ещё один важный момент: сейчас существует много так называемых аппаратов, которые лечат и от близорукости, и от дальнозоркости, и от астигматизма. Важно понимать, что нет одного универсального аппарата, который сможет восстановить зрение ребёнку. Как нет таких волшебных капель или тем более витаминов для глаз. Положительного результата в лечении глазной патологии у ребёнка можно добиться только при проведении комплексного лечения, которое включает в себя различные методики для повышения остроты зрения, улучшения микроциркуляции внутриглазных структур и питания тканей. И лечение должно проводиться не в домашних условиях, а только в специализированной детской глазной клинике под контролем детского офтальмолога.

  • Дозируйте зрительные нагрузки ребёнка. Обязательно делайте пятнадцатиминутные перерывы во время занятий, чередуйте занятия с играми на свежем воздухе.
  • Расстояние между глазами и объектами зрительной работы (книги, экран компьютера) должно быть не меньше 40 см и строго фиксированным. Если это расстояние всё время меняется, глаза ребёнка находятся в постоянном напряжении, что может спровоцировать развитие спазма мышцы, которая отвечает за фокусировку (цилиарной мышцы), и, как следствие, развитие близорукости. Именно по этой причине крайне вредно читать лёжа или в транспорте.
  • Кстати, ухудшение зрения может спровоцировать и искривление в шейном отделе позвоночника. Обязательно следите за правильной осанкой ребёнка.
  • Больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе. Обеспечьте ему правильное питание с большим количеством свежих овощей, фруктов и ягод. Это полезно для всего организма в целом!
  • Регулярно показывайте ребёнка детскому офтальмологу, даже если он не предъявляет жалоб. Некоторые патологии могут развиваться без симптомов.
  • Если глазная патология будет выявлена, не отчаивайтесь и начинайте лечение как можно раньше. Сегодня современная медицина позволяет нам лечить такие заболевания, которые недавно считались (а где-то и поныне считаются) неизлечимыми. И во многих случаях ваш ребёнок сможет смотреть на мир ясным взором без очков и линз!

Что делать, если ребёнка дразнят «очкариком»?

Советует доцент факультета психологии МГУ им. Ломоносова и Первого МГМУ им. Сеченова, член ассоциации детского психоанализа, кандидат психологических наук Антон Сорин :

— Прежде всего родителям ребёнка, которому прописали очки, важно самим отнестись к этому спокойно и позитивно. Выберите красивые очки. Расскажите, что довольно часто взрослые и дети носят очки, в этом нет ничего страшного, что на самом деле очки на сегодняшний день — модный аксессуар и т. д. Кроме того, очень важно самим взрослым не придумывать ребёнку прозвища, связанные с очками, даже в шутку. Потому что, только если в семье уверены, что ребёнок любим, талантлив и хорош, независимо от того, носит он очки или нет, он не будет их стесняться. А следовательно, — провоцировать негативную реакцию окружающих детей. И не будет обижаться на шутки сверстников.

Если всё же ребёнка задевают обидные шутки и оскорбления сверстников, поговорите с ним о том, что люди или дети, которые хотят обидеть кого-либо, всегда найдут повод и придумают обзывательство. Будь то очки, смешная фамилия, чудаковатая внешность, необычное поведение и т. д. Единственное, что имеет смысл делать в таком случае, — это игнорировать того, кто обзывается. Ведь если обидчик не получает обратную реакцию, его интерес к такой забаве быстро проходит.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Глаза - удивительный дар природы. Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время большое очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Нарушение зрения у детей - большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации - чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

2. Близорукость - это приобретенное заболевание, которое может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере). В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость - это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ухудшается острота зрения вблизи, хочется отодвинуть текст от себя.

4. Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильной кривизной роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие - это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

По данным анализа медицинских карт учащихся 1 - 2 - х классов МОУ > г. Якутска было выявлено, что в каждом классе (1 а, 1 б, 2 а, 2 б) есть дети с нарушением зрения. Из 135 учащихся 36 имеют нарушение зрения, что составляет 26,7 % от общего количества обследованных.

Степень участия зрения в процессе школьных занятий очень велика. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

К основным факторам, которые влияют на нарушение зрения у школьников, считается:

:: Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

:: Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

:: Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.

Для обеспечения сохранения и нормализации зрения, а также для предупреждения прогрессирования зрения мы рекомендуем:

Использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

Чередование занятий учащихся с отдыхом;

Контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

Организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

Активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

Организацию рационального питания и витаминизации;

Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Проведение гимнастики для глаз в школе и дома.

Гимнастика для глаз:

Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь.

Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и поселите так 1 минуту.

Зрительная гимнастика в стихах

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

  • 1.3 Особенности развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения
  • 1.4 Особенности развития зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности детей с нарушением зрения
  • Часть 2. Содержание педагогической работы по развитию зрительного восприятия младших школьников на общеобразовательных уроках
  • 2. 1 Коррекционная направленность общеобразовательных уроков
  • В начальных классах
  • 2.2 Программные требования и методические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 1 класса общеобразовательной школы
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Изобразительное искусство
  • Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию
  • Математика
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно – следственных связей
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения Математика
  • Изобразительное искусство
  • 2.3 Программные требования и методические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 2 класса общеобразовательной школы
  • Методические приемы и примерные виды заданий, способствующие развитию зрительного восприятия учащихся 2 класса общеобразовательной школы
  • На листе бумаги
  • Математика
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Изобразительное искусство
  • Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления
  • Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения Изобразительное искусство
  • 2.4 Программные требования и методические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 3 класса общеобразовательной школы
  • Методические приемы и примерные виды заданий, способствующие развитию зрительного восприятия учащихся 3 класса общеобразовательной школы
  • Изобразительное искусство
  • Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию
  • Математика
  • Активизация зрительно – целостных образов и сенсорных эталонов
  • Природоведение
  • Трудовое обучение
  • Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно – следственных связей Математика
  • Трудовое обучение
  • Методические приемы и примерные виды заданий, способствующие развитию зрительного восприятия учащихся 4 класса общеобразовательной школы
  • Изобразительное искусство
  • Математика
  • Изобразительное искусство
  • 2.6 Виды заданий на тренировку свойств зрительного восприятия младших школьников на общеобразовательных уроках
  • Уроки русского языка
  • Порядок проведения упражнений для развития зрительного восприятия:
  • Уроки математики
  • Уроки окружающего мира
  • Уроки окружающего мира
  • Уроки русского языка и математики
  • Порядок проведения упражнений для развития зрительного восприятия:
  • Уроки русского языка
  • Уроки математики
  • Уроки окружающего мира
  • Индивидуальная карта обследования зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения
  • Изучение восприятия зрительных сенсорных эталонов Изучение восприятия цвета
  • Изучение восприятия формы
  • Исследование восприятия величины
  • Изучение развития зрительно-моторной координации
  • Изучение развития зрительно-пространственного восприятия
  • Изучение развития восприятия сложной формы
  • Изучение восприятия сюжетной картины
  • Медико-педагогические требования к работе учителя по охране зрения учащихся
  • Оптимальные размеры школьной мебели
  • Рекомендации учителю по использованию наглядности при работе с учащимися с нарушением зрения
  • Рекомендации учителю по использованию демонстрационного материала на общеобразовательных уроках в условиях зрительной недостаточности
  • Памятка для педагогов по организации и проведению гимнастики для глаз
  • Рекомендации по работе за компьютером для учащихся с нарушением зрения
  • Приложение 7 Рекомендации педагогу по оформлению слайдов для компьютерных презентаций
  • Содержание программы
  • Раздел 1. Психолого-педагогические основы охраны зрения и развития зрительного восприятия у младших школьников
  • Тема 1. Теоретические аспекты охраны зрения и развития зрительного восприятия школьников с нормальным и нарушенным зрением и пути его совершенствования.
  • Тема 2. Особенности развития зрительного восприятия младших школьников с нормальным и нарушенным зрением в учебной деятельности.
  • Раздел 2. Организационно-методические основы развития зрительного восприятия младших школьников в условиях образовательного процесса.
  • Тема 1. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия в структуре образовательного процессе школ.
  • Тема 2. Психолого-педагогические основы диагностики зрительного восприятия младших школьников.
  • Вопросы и задания для самостоятельной работы
  • Контрольные вопросы для проведения зачета
  • Основная литература по курсам повышения квалификации:
  • Дополнительная литература по курсам повышения квалификации:
  • 1.2 Наиболее распространенные нарушения зрения у детей школьного возраста

    Близорукость (миопия) – характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении они приближают книгу к глазам, сильно наклоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов – это первые признаки развития миопии, которые педагоги и родители не должны оставлять без внимания. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15-20 минут. Различается три степени миопии: слабая степень – до 3D; средняя – от 3 до 6D; высокая степень – свыше – 6D. В исследованиях С.И. Шкарлова, В.Е. Романовского выделяется две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии. Так, к первой группе относятся факторы, характеризующие общее состояние организма: перенесенные заболевания, хронические интоксикации, наследственность. В свою очередь, вторую группу составляют факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение, неправильная посадка во время чтения и письма, несоответствующий подбор мебели в школе и дома, несоблюдение режима дня. Для лечения данного заболевания применяются очковая коррекция, контактные линзы, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, точечный массаж, а также большое значение для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования отводится специально разработанным комплексам упражнений.

    Дальнозоркость (гиперметропия) – характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к десяти годам глаза, становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким (Э.С. Аветисов, Д,Д. Демирчоглян и др.). При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат. Поэтому напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах и в области лба, также могут иметь место головокружения (А.В. Васильева). Различают три степени дальнозоркости: слабая степень – до 3D; средняя – от 3 до 6D; высокая степень – свыше – 6D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. Кроме того, параллельно может развиваться сходящееся косоглазие. Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее ее выявление и очковая коррекция могут предупредить возникновение косоглазия.

    Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность соединять их изображения в единый зрительный образ. Причинами этого заболевания могут выступать: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка (М.А. Пеньков, С.Ф. Зубарев). Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. Так, при содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Непосредственной причиной возникновения этого вида косоглазия является отсутствие точного совмещения зрительных осей глазных яблок с объектом фиксации (рассматриваемым предметом) и невозможность удержать их на объекте фиксации, так как основной регулятор (бинокулярное зрение расстроен. Необходимо отметить, что этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Кроме того, оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено в сторону носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Лечение необходимо начинать сразу же после выявления заболевания. Первоначально назначаются очки, проводится плеоптическое лечение (заклейка лучше видящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, затем используются упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения. В отдельных случаях прибегают к оперативному вмешательству. Подавляющее большинство детей с косоглазием в результате лечения может обучаться в массовых школах. Если же косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах 3-4 вида.

    Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Оно характеризуется ограничением или отсутствием подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. К причинам возникновения этого вида косоглазия относятся: травма, опухоль, инфекция. Его лечение направлено, прежде всего, на устранение причины, вызвавшей поражение нерва или мышцы. При отсутствии эффекта применяют хирургическое вмешательство, направленное на усиление функции пораженной мышцы. В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрения при косоглазии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства, в формировании пространственных представлений, в осуществлении зрительно-пространственного синтеза.

    Амблиопия нарушение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора и связанное с ослаблением остроты зрения без видимых анатомических причин. Необходимо отметить, что в отличии от нормального развития зрительной системы, при котором зрительная ось глаза, направляясь на объект, соединяет его с центральной ямкой сетчатки, в условиях амблиопии данная зона теряет свое функциональное превосходство перед другими участками сетчатки. Поэтому амблиопичный глаз фиксируется таким образом, что изображение предмета падает не на центр сетчатки, а на другой ее участок, что неизбежно снижает остроту зрения. При этом зрительная ось глаза отклоняется от рассматриваемого объекта, а на него направляется так называемая ось нецентральной фиксации (Г.И. Рожкова, С.Г. Матвеева). По классификации, предложенной Э.С. Аветисовым, различают следующие виды амблиопии: истерическую, рефракционную, анизометропическую, обскаруционную, дисбинокулярную. Каждый из видов амблиопии оказывает определенное негативное влияние на состояние зрительных функций детей.

    При истерической амблиопии, встречающейся достаточно редко, функциональные расстройства могут выступать в виде ослабления и даже полной потери зрения, нарушений цветоощущения, сужения поля зрения, выпадения его отдельных участков.

    К рефракционной амблиопии относятся случаи понижения зрения при аномалиях рефракции.

    Анизометропическая амблиопия возникает в случае разной преломляющей способности глаз, приводящей к тому, что зрительный анализатор уже не может сливать воедино изображения, получаемые на сетчатке. При высокой степени анизометропии глаз с менее благоприятной рефракцией резко отстает в развитии.

    Обскурационная амблиопия обусловлена помутнением преломляющих сред глаза, вызванных врожденной или приобретенной катарактой, помутнением роговицы.

    Дисбинокулярная амблиопия наблюдается при косоглазии и возникает вследствие утраты бинокулярного зрения. Основными ее признаками является снижение остроты зрения и расстройство функций фиксации взора.

    Кроме того, необходимо отметить, что анализ статистических данных от различных диагностических структур (медико-психолого-педагогические консультации, ПМС- центры и т.п.) свидетельствует, что в качестве наиболее многочисленной группы выступают дети с дисбинокулярной и рефракционной амблиопией.

    Комплексное лечение детей с амблиопией включает в себя: окклюзию, аппаратное лечение, организацию жизненного режима детей с учетом зрительных нагрузок, лечение сопутствующих заболеваний, общеоздоровительные мероприятия.

    Астигматизм – сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, человек плохо видит и вдаль, и вблизи, ему трудно определить расстояние между предметами, решить какой из них находится дальше, а какой ближе, при этом контуры предметов сильно искажены, их изображение воспринимается глазом нечетко (Г.И. Рожкова, С.Г. Матвеева). Как правило, астигматизм сочетается либо с близорукостью (миопический астигматизм), либо с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм). Такая ситуация предполагает постоянное ношение очков или контактных линз, без которых острота зрения очень низкая. Также используется хирургическое и лазерное лечение данного заболевания (С.И. Шкарлов, В.Е. Романовский). По степени различают астигматизм: слабой степени – до 3D; средней – от 3 до 6D; высокой степени – свыше – 6D. При выборе коррекции вначале устанавливается степень астигматизма, а при назначении очков учитывается индивидуальная переносимость коррекции, рассчитанная на зрительную комфортность (А.В. Васильева). Астигматизм чаще всего бывает врожденным и передается по наследству, но может иметь и приобретенный характер, что чаще всего связано с появлением грубых рубцовых изменений в роговице глаза после травм или хирургических изменений. Астигматизм небольшой (до 0,5D) встречается настолько часто, что называется физиологическим астигматизмом.

    Нистагм (дрожание глаз) – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть: горизонтальным, вертикальным, вращательным; по виду: маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причинами возникновения нистагма могут выступать поражения различного происхождения мозжечка, гипофиза, продолговатого мозга. Нистагм, как правило, не доставляет особого беспокойства ребенку, но дети с подобными расстройствами испытывают слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Лечение нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалии рефракции), плеоптического и медикаментозного лечения, укрепления аккомодационного аппарата, которые приводят к частичному снижению амплитуды нистагма и повышению зрительных функций.

    На сегодняшний день, по данным годового отчета за 2011 год, главного офтальмолога Приморского района Орловой А.Б. (врача высшей категории), полученным в ходе обследования детей, наиболее распространенными зрительными патологиями являются аномалии рефракции и косоглазие. Также имеют место воспалительные заболевания глаза, врожденные аномалии (в частности врожденная миопия, катаракта), травмы глаз различного происхождения. Наиболее подробная информация представлена в Таблице 1.

    Таблица 1

    "

    Каждый человек когда-либо задавался вопросом, почему в школу принимают детей с семилетнего возраста. Дело в том, что к этому возрасту у них формируется абстрактное мышление, которое необходимо для того, чтобы оперировать числами и усваивать правила грамматики. К тому же, в 7 лет у детей приближается к эмметропической. Это значит, что они могут одинаково хорошо видеть цифры и буквы, написанные как в книге, так и на доске. У детей к этому возрасту хорошо развивается мелкая моторика, что позволяет детям овладеть письмом. Они готовы усваивать колоссальный объем знаний и умений.

    Показания к внеочередному посещению офтальмолога

    На успеваемость также оказывает влияние качество зрения. При появлении следующих признаков ребенка следует немедленно показать офтальмологу:

    • он старается сесть поближе к телевизору или держит книгу в руках близко к глазам;
    • при чтении ведет пальцем вдоль строк или теряет место в тексте;
    • прищуривается;
    • для того чтобы лучше видеть, наклоняется к книге;
    • при просмотре телевизора или чтении закрывает один глаз рукой;
    • избегает спортивных игр или занятий, которые требуют хорошего зрения вблизи (рисования, чтения);
    • часто трет глаза;
    • жалуется на утомление глаз или головную боль;
    • старается зажмуриться при ярком освещении;
    • не пользуется компьютером;
    • начинает получать более низкие, чем обычно, отметки.

    Необходимость скрининговых осмотров офтальмолога

    В 3, 9 и 11 классах общеобразовательных школ учащимся проводят медицинские осмотры, которые являются примером скрининга. Это массовое обследование, которое направлено на выявление детей с повышенным риском развития заболеваний.

    Однако скрининг не может заменить полноценного обследование. В связи с этим даже если у ребенка во время медосмотра не выявлено никаких нарушений качества зрения, его дважды в год необходимо показывать офтальмологу. А если школьник пользуется очковой или контактной оптикой, ему показаны ежегодные обследования. С возрастом увеличивается и диаметр глазных яблок ребенка, поэтому ему надо часто менять или очки.

    Заболевания органов зрения у школьников

    Дети школьного возраста страдают рядом заболеваний глаз, которые приводят к нарушениям качества зрения. К ним относится . Она развивается вследствие увеличения диаметра глазного яблока или же чрезмерного преломления световых лучей. Они сходятся не на , а впереди нее. На сетчатке формируется нечеткое изображение. В 8-14 лет детские глаза подвергаются чрезмерной нагрузке на аппарат. Глазное яблоко в этом возрасте, как и другие детские органы, активно растет. Эти процессы и являются причиной близорукости у детей. Ребенок начинает плохо видеть в школе информацию, написанную на доске, он не может играть в подвижные игры, поскольку не четко видит мяч. Коррекцию зрения при миопии осуществляют при помощи минусовых (рассеивающих) линз.

    Наиболее частым нарушением рефракции у детей десятилетнего возраста является гиперметропия, или . Она развивается по причине малого размера глазного яблока или недостаточного преломления лучей света. Они сходятся за сетчаткой. При этом изображение предметов будет нечетким. Если у ребенка гиперметропия невысокой степени, то он достаточно хорошо видит предметы, расположенные вдали, а также за счет срабатывания аккомодационных механизмов, располагающиеся вблизи. Очковая коррекция зрения при дальнозоркости требуется в таких случаях:

    • гиперметропия свыше 3,5 диоптрий;
    • зрения при работе на близком расстоянии;
    • ухудшение остроты зрения одного глаза;
    • утомление глаз;
    • головные боли.

    Для коррекции остроты зрения при гиперметропии детям прописывают носить очки с плюсовыми (собирающими) линзами.

    Визулон - современный аппарат цветоимпульсной терапии, с несколькими программами, что позволяет его использовать не только профилактике и комплексном лечении болезней зрения, но и при патологии нервной системы (при мигрени, бессоннице и т.д.). Поставляется в нескольких цветах.

    Наиболее известный и популярный аппарат для глаз, основанный на методах цветоимпульсной терапии. Выпускается около 10 лет и хорошо известен как пациентам, так и врачам. Отличается невысокой ценой и простотой использования.