Япония в первой половине хх века. Великие научные открытия первой половины XX в

К началу 20 в. Япония подошла быстроразвивающимся государством со значительным капиталистическим сектором и сохраняющимися пережитками феодальных отношения в сельском хозяйстве.

По азиатским традициям японские монополии были тесно связаны с феодальными помещиками и монархией. Еще в начале ХХ в. Буржуазия использовала многочисленные докапиталистические формы эксплуатации – кабальный наем женщин6 и детей, система принудительных общежитий полутюремного типа и т.д. Уровень жизни рабочих был намного ниже, чем в других странах.

Мировой экономический кризис 1900 г. Затронул и японскую экономику. Результатом его явилось разорение мелких и средних капиталистических предприятий и поглощение их крупными, в результате чего в Японии стали появляться многочисленные монополии. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были тресты (д з а й б а ц у). В это время в стране появились такие крупнейшие монополии как МИЦУИ, МИЦУБИСИ, СУМИТОМО, ЯСУДА, которые сконцентрировали львиную часть национальных богатств.

Быстрое развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв. стало сдерживать некоторыми объективными обстоятельствами и в частности практически полным отсутствием своей собственной сырьевой базы … Одновременно с этим Япония стала остро ощущать необходимость в рынках сбыта своих товаров и приложения капитала …

Пытаясь выйти за рамки своей территории Япония на рубеже веков начинает вести активную подготовку к будущим военным действиям. В качествен таких объектов Япония стала рассматривать относительно близко расположенные страны и территории – Корею, Китай и затем Россию. На подготовку к этим захватам ушло несколько лет. Шла активная милитаризация страны, подкрепленная значительными финансовыми вливаниями государства и частных компаний.

В войне 1904 – 1905 гг. Япония нанесла России тяжелые поражения на суше и на море. Дальнейшая борьба России была прервана внутренними революционными потрясениями. Но и сама Япония оказалась сильно истощенной и не смогла значительно расширить и закрепить свою победу. По Портсмутскому договору - 1905 г. – она получала "исключительные права" в Корее, получала арендовавшиеся Россией земли на Ляодунском полуострове, Южно-Маньчжурскую ж.д. и южную часть острова Сахалин.

Исход войны развязал Японии руки в Корее. В 1905 г. Корейскому правительству был навязан договор о японском протекторате, а с 1910 г. Корея вообще стала японской колонией.

В 1909 г. Японские войска высадились в Южной Маньчжурии (Квантунская область) и фактически заставили Цинский двор согласиться с этой аннексией.

Русско-японская война и продолжающаяся милитаризации страны способствовали еще более быстрому развитию тяжелой индустрии, концентрации капитала и укреплению позиций монополий. Но сама стран6а по прежнему оставалась аграрной.

В 1901 г. В Японии была создана Японская социал-демократическая партия, которая в тот же день была запрещена. Практически вся первая половина века была ознаменована постоянными выступлениями рабочих. Правительство крайне жестоко расправлялось с этими явлениями и их руководителями - репрессии, многочисленные казни…

В августе 1914 г. Япония вступила в войну с кайзеровской Германией на стороне стран Антанты, но военных действий не вела. Воспользовавшись ситуаций Япония стала поочередно захватывать Германские владения на Дальнем Востоке и стала активно вытеснять с рынков Азии представителей западного капиталистического мира … Главные усилия Японии были направлены на экспансию Китая. В 1915 г. Она захватила провинцию Шаньдун и ультимативно предъявила Китаю ряд требований, нарушающих его суверенитет. Но Китай вынужден был их принять.

После окончания Первой мировой войны Япония предприняла масштабные действия по захвату российского Приморья, Восточной Сибири и Северного Сахалина. Началась интервенция на Российский Дальний Восток, которая сопровождалась жестоким отношением к мирному населению … Однако действия Красной Армии и развернувшееся партизанское движение привело к тому, что японцы в 1922 г. Были вынуждены вывести свои войска.

На Версальской мирной конференции 1919 г. Япония добилась передачи ей помимо китайского Шаньдуна, мандата на Каролинские, Маршалловы и Марианские острова, которые до этого были владением Германии – плата союзников за интервенцию на советский Дальний Восток…

Классы и сословия при Петре 1. Дворянское сословие
Петра 1 нельзя назвать социальным реформатором. Все его внимание было сосредоточено главным образом на войнах, непрерывно продолжавшихся в течении почти всего царствования, и можно сказать, что эти войны были как бы основным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Учреждение регулярной армии и военного флота с ко...

Обнародование Манифеста и Положений
Опубликование «Положений» о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. «Колокол» Герцена в статьях Огарева провозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что «народ царем обманут». С другой стороны, сами крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «в...

В годы революций, интервенций, и первых пятилеток
К значительному обострению политического положения в стране привела начавшаяся в январе 1904 года русско-японская война. К лету 1905 года политическая атмосфера в Севастополе накалилась настолько, что началась подготовка к вооружённому восстанию. Предполагалось, что Севастополь станет центром революции на юге России. 14 июня вспыхнуло в...

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

  • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
  • Модернизм.

Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

  • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
  • отказ от резких линий;
  • блеклые, приглушенные тона;
  • декоративность, воздушность;
  • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

Модернизм

Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

  • высокая роль внутреннего мира человека;
  • поиск новых оригинальных идей;
  • огромное значение уделяется творческой интуиции;
  • литература способствует одухотворению человека;
  • появление мифотворчества.

Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

Оригинальные течения модернизма
Название течения Характеристика
Сюрреализм

Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

Импрессионизм

Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

  1. расслаблением сознания;
  2. принятием образов из подсознания;
  3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

Литература: от классицизма к экзистенциализму

Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

  • внутренний монолог;
  • поток сознания;
  • далекие ассоциации;
  • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
  • ирреализм.

Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

Кинематограф

Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

XХ век принёс серьёзный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в экономике, политике, идеологии, культуре, науке, технике и медицине. Главным экономическим результатом века стал переход к массовому машинному производству товаров из естественных и синтетических материалов, создание конвейерных производственных линий и заводов-автоматов. Параллельно совершилась научно-техническая революция, переведшая экономику всего мира в постиндустриальную стадию капитализма. В политической области от колониальных аграрных империй ХIХ века мир перешёл к индустриальным республиканским государствам. Глобальной политической катастрофой стала военно-революционная эпоха первой половины ХХ века - период революционных изменений в крупнейших мировых державах и связанных с этим гражданских, межгосударственных и межкоалиционных войн 1904-1949. Быстрый технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида "неарийских" народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. Войны унесли жизни около 90 миллионов человек (Первая мировая война более 20 млн, гражданские войны и голод в Китае и России более 10 млн, Вторая мировая около 60 млн.). Основными политическими событиями столетия стали: Распад Османской, Китайской, Австро-Венгерской, Второй Германской и Российской империй в ходе Первой мировой войны. Создание Лиги наций, образование Союза Советских Социалистических Республик, Третьей Германской, Японской империй; Великая депрессия в межвоенный период. Гибель Третьей Германской и Японской империй и создание в качестве средства предотвращения будущих мировых войн Организации Объединенных Наций в ходе Второй мировой войны. Холодная война двух супердержав США и СССР после Второй мировой войны. Возникновение разделённых наций в Германии, Китае, Корее и Вьетнаме и их борьба за воссоединение. Воссоздание еврейского государства в Палестине и связанный с этим многолетний ближневосточный конфликт. Создание социалистической Китайской Народной Республики. Крушение Британской, Французской и Португальской колониальных империй и конец колониализма, который привел к провозглашению независимости многих африканских и азиатских стран. Европейская интеграция, начавшаяся в 1950-е годы и приведшая к Европейскому союзу, который в конце столетия объединял 15 стран. Революции 1989 года в восточной Европе и распад СССР. В результате этих событий почти все великие державы начала века перестали существовать, только Соединённые Штаты приобрели и сохранили до конца века свой статус сверхдержавы. Экономические и политические потрясения Европы в первой половине века привели к возникновению тоталитарных идеологий нескольких типов: в Европе - фашизма , в России - коммунизма , а в Германии после Великой депрессии в 30-е годы - нацизма . В социальной области в течение ХХ века получили распространение идеи о равенстве прав всех людей земли независимо от их пола, роста, возраста, национальности, расы, языка или вероисповедания. Восьмичасовой рабочий день стал законодательной нормой большинства развитых стран. С появлением новых средств контроля за рождаемостью стали более независимыми женщины. После десятилетий борьбы все западные страны предоставили им право голоса. ХХ век принёс в сознание человечества такие термины, как мировая война, геноцид, ядерная война. Ракетное термоядерное оружие, возникшее во время "Холодной войны" предоставило человечеству средство полного самоуничтожения. Средства массовой информации, телекоммуникаций и информационных технологий (радио, телевидение, персональные компьютеры и Интернет) сделали знания более доступными для людей. Кино, литература, популярная музыка стали доступны в любой точке Земного шара. Одновременно средства массовой информации стали в ХХ веке средством безудержной пропаганды и оружием в борьбе против идеологического противника.

что стало залогом одержанной Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., создания мировой системы социализма, т.е. выхода социалистических отношений за рамки одной страны, вклада Советского Союза в дело ликвидации колониальной системы капитализма.

Упрочению международного положения России способствовало ее успешное экономическое развитие в послевоенные 1946-1970 гг., когда она наряду с другим гигантом – США была лидером первого этапа современной НТР и обеспечивала геополитическое равновесие Планеты. Однако неизведанность выбранного пути, гонка в соревновании с капиталистической системой исключительно в сфере военнопромышленного комплекса (включая освоение космоса) обусловили формирование в стране монополизированной громоздкой структуры экономики, с гипертрофированным развитием отраслей группы «А», т.е. производства средств производства, что не давало возможности уделять должного внимания развитию сферы потребления. В политической жизни господствовала идеология однопартийной системы, что до предела сужало в обществе демократические начала.

Таким образом, всесторонние преобразования в стране были необходимы.

Глава 21. Россия в первой половине ХХ века

Революции в России начала XX в.

Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

21.1. Революции в России начала XX в.

После промышленного подъема 90-х гг. XIX в. Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии (1904-1908). В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Отрасли, производящие средства производства (группа «А»), увеличили свою продукцию на 83%, а отрасли, производящие товары потребления (группа «Б»), – на 35,3%. В эти же годы (за исключением 1911 г.) в России отмечались высокие урожаи, что придало экономическому развитию страны прочную базу.

Однако социально-политические процессы, происходящие в стране, привели к возникновению революционной ситуации, вызванной сохранением пережитков феодализма (самодержавия, помещичьего землевладения и др.).

Несмотря на некоторые буржуазные реформы, Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавие опиралось на поместное дворянство и охраняло его интересы. Неограниченность власти проявлялась во всевластии чиновников и полиции, в гражданском и политическом бесправии народных масс. Россия была единственной из крупных стран Европы, не знавшей элементов парламентаризма. Существующим самодержавным строем были недовольны все основные слои населения. Сложное внутриполитическое положение усугубила Русско-японская война 1904-1905 гг.

Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.Началом революции послужило «Кровавое воскресенье» – 9 января 1905 г., когда было расстреляно мирное шествие 140 тыс. рабочих Петербурга к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о своих нуждах. По всей стране «Кровавое воскресенье» вызвало всеобщий взрыв возмущения.

По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России была буржуазнодемократической, поскольку ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Иначе говоря, ее задачей была революционная ликвидация феодально-крепостнических пережитков, сохранявшихся в стране.

В ходе революции определились три основных этапа:

9 января – сентябрь 1905 г.: политические стачки и демонстрации в ряде городов; появление первого в стране Совета рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске; восстание на броненосце «Потемкин».

Октябрь – декабрь 1905 г.: Октябрьская всероссийская политическая стачка; царский Манифест 17 октября; создание законодательной Государственной Думы, разгром Декабрьского вооруженного восстания в Москве.

Январь 1906 г. – 3 июня 1907 г.: спад революции, разгон 1-й и 2-й Государственной Думы; конец революции.

Роспуск 3 июня 1905 г. Государственной Думы означал окончательное поражение и конец революции. По стране прокатилась волна арестов, обысков, административных высылок. Одним из организаторов подавления революции был П.А. Столыпин (18621911) – председатель Совета министров и министр внутренних дел. Во избежание новой революции Столыпин предложил программу преобразований, ведущее место в которой занимала аграрная реформа, создающая дополнительную социальную опору для царизма в деревне в лице богатых крестьян (кулаков). Аграрная реформа желательных результатов не дала, а ее автор П.А. Столыпин был в 1911 г. убит эсером Багровым.

Участие России в Первой мировой войне. Начало XX в. характеризовалось обострением между ведущими европейскими странами, усилением их борьбы за сферы влияния. Основные противоречия и послужили причинами Первой мировой войны: англогерманское соперничество за лидерство в Европе и на морских коммуникациях; франко-германские противоречия из-за Эльзас-Лотарингии; соперничество России с Германией и Австро-Венгрией на Балканах.

В начале XX в. окончательно оформились два противостоящих блока государств: Антанта (возглавляемая Россией, Англией, Францией) и Четверной союз (Германия,

Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Страны обоих блоков усиленно стали готовиться к войне.

Поводом к развязыванию мировой войны послужили события на Балканах летом 1914 г., когда в Сараево сербскими националистами 15 (28) июня был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц-Фердинанд. 13 (28) июля 1914г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России, а через два дня – Франции. В войну вступили Бельгия, Болгария, Италия, Япония, Турция и другие страны.

Россия вступила в войну неподготовленной: лишь к 1917 г. предусматривалось завершение военной программы страны.

Военные действия России развернулись в Восточной Пруссии против Германии и на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии. В декабре 1914 г. российские войска разгромили турецкую армию на Кавказе. Однако весной и летом 1915 г. из-за больших потерь на фронтах, несогласованности действий русского командования, а главное – острого недостатка вооружения и боеприпасов ход военных действий сложился для русских войск неудачно. Немецкие войска оккупировали Галицию, Польшу, Литву, часть Прибалтики и Белоруссии.

В 1916 г. было успешным лишь наступление русской армии на Юго-Западном фронте под командованием генералаА.А. Брусилова (1853-1926). Но «брусиловский прорыв», в ходе которого русская армия вышла к Карпатам, не был поддержан другими фронтами. Не получив ресурсов и боеприпасов, Брусилов в Галиции перешел к обороне, успех не был развит.

Наряду с неудачами на фронте нарастала кризисная ситуация в области экономики страны. Война требовала колоссальных расходов. Бюджетные расходы в 1916 г. превышали доходы на 76%. Были резко увеличены налоги. Правительство пошло на массовый выпуск денег без золотого обеспечения, что привело к падению ценности рубля, нарушению всей финансовой системы в государстве, необычайному росту дороговизны.

Развал экономики, продовольственные трудности вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной, хлебной разверстки. Поставки продовольствия в Петрограде составляли лишь половину его потребностей. Из-за недостатка топлива в Петрограде уже в декабре 1916 г. была остановлена работа около 80 предприятий.

Неудачи на фронтах, ухудшение внутреннего положения породили разочарование и недовольство политикой правительства. Нарастание революционного движения в стране привело зимой 1916-1917 гг. к возникновению новой революционной ситуации.

Февральская революция 1917 г. К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис, который в феврале 1917 г. вылился в революцию.

18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе; 25 февраля забастовка стала всеобщей; 26 февраля началось вооруженное восстание; 27 февраля значительная часть армии перешла на сторону революции.

В это же время революционные рабочие избрали Петроградский Совет, который возглавили меньшевик Н.С. Чхеидзе (1864-1926) и эсерА.Ф. Керенский (1881-1970). В

Государственной Думе был создан Временный комитет во главе с М.В. Родзянко (18591924). Этот комитет по соглашению с Исполкомом Петроградского Совета сформировал Временное правительство во главе с князем Г.Е.Львовым (1861-1925). В него вошли лидер партии кадетовП.Н. Гучков (1862-1936) (военный и морской министр), эсер А.Ф. Керенский (министр юстиции) и др. Большую часть министерских постов заняли представители партии кадетов. ИмператорНиколай II (1868-1918) под давлением революционных масс 2(15) марта 1917 г. отрекся от престола.

Характерной особенностью Февральской революции было образование двоевластия. С одной стороны, действовало Временное буржуазное правительство, а с другой, – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (в июле 1917 г. Советы свою власть уступили Временному правительству).

Февральская революция, победив в Петрограде, быстро распространилась по стране.

Мирное развитие революции в условиях двоевластия. После Февральской революции в России действовали основные политические партии: кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики и большевики. Политику Временного правительства определяли кадеты. Их поддерживали октябристы, меньшевики и правые эсеры. Большевики на своей VII (Апрельской 1917г.) конференции утвердили курс на подготовку социалистической революции.

Временное правительство в целях стабилизации обстановки и смягчения продовольственного кризиса ввело карточную систему, повысило закупочные цены, увеличило импорт мяса, рыбы и других продуктов. Хлебная разверстка, введенная еще в 1916 г., была дополнена мясной, а для принудительного изъятия хлеба и мяса у крестьян в деревне направлялись вооруженные воинские отряды.

Временное правительство весной и летом 1917 г. пережило три политических кризиса: апрельский, июньский и июльский. В период этих кризисов проходили массовые демонстрации под лозунгами: «Вся власть Советам!», «Долой десять министровкапиталистов!», «Долой войну!». Эти лозунги выдвигались партией большевиков.

Июльский кризис Временного правительства начался 4 июля 1917 г., когда в Петрограде под большевистскими лозунгами прошла 500-тысячная демонстрация. В ходе демонстрации произошли стихийные перестрелки, в результате которых было убито и ранено более 400 человек. Петроград был объявлен на военном положении, закрыта газета «Правда», отдан приказ об аресте В.И. Ленина и ряда других большевиков. Сформировано второе коалиционное правительство (первое было сформировано 6 (18) мая 1917 г. в результате апрельского кризиса) во главе с А.Ф. Керенским, наделенное чрезвычайными полномочиями. Это означало конец двоевластия.

В конце июля и начале августа 1917 г. полулегально в Петрограде состоялся VI съезд большевистской партии. В связи с тем, что с двоевластием было покончено и Советы оказались безвластными, большевики временно сняли лозунг «Вся власть Советам!». Съезд провозгласил курс на вооруженный захват власти.

1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой, власть перешла к Директории из пяти человек под руководством А.Ф. Керенского. В конце сентября было сформировано третье коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским.

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно было проведено в США.

Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволяли противоречиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-е годы. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы.

К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы - капитализм и социализм, - противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.

Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной - сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.

В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов по поводу одного и того же явления.

Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной Запада.

В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который - «Боги жаждут». Второму мировую известность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «Семья Тибо», дающего широкую панораму Франции.

Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю - романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе».

Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период ее представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого - «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» - созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго - «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» - отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.

Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своими историческими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» и др. Ремарк выразил мироощущение «потерянного поколения». Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др.

Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую славу принесла трилогия «Сага о Форсайтах». Второй известен как автор романа «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах - драме, романе, новелле.

На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повести-притчи «Старик и море» жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.

Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны СМИ. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард.

Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существенные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости. Он не до конца порывает с прошлым, испытывает разлад с настоящим, не слишком верит в будущее. Отсюда его асоциальность, иногда переходящая в антисоциальность. В отношениях с наукой он колеблется между тесным сотрудничеством с ней и полным ее непринятием.

Модернизм полон меланхолии, отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий потенциал. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.

Стиль «модерн» (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главным его представителями были Х. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. «Модерн» во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.

В своих манифестах он призывал к «тотальному обновлению искусства». Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине. Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом.

Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля «модерн», испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники - А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке - выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выживания. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.

А. Матисс - глава течения - определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета». Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты. Среди его произведений особо выделяются «Радость жизни», «Танец», «Музыка», «Красные рыбаки». Фовизм был открыт обществу. Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но и в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир.

Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э. Мунка «Крик» (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы «Мост» (1905). Он получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее.

Экспрессионизм более решительно порывает с традиционными искусством, более открыто, устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Ради этого он смело идет на нарушение пропорций и деформацию изображаемого предмета. Экспрессионизм проявляет максимализм и в выборе выразительных средств, и в усилии субъективного начала. Художники-экспрессионисты создали внутреннее напряжение, взрывчатые формы. Они писали свои полотна яркими, ядовито-красными или синими красками и с радужными контурными очертаниями. Экспрессионизм опирался большей частью на иррационализм, философию жизни В. Дильтея и Ф. Ницше, теорию бессознательного З. Фрейда, скептически воспринимал науку. Для него была характерна острая социальная и антивоенная позиция.

Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.

Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Пикассо также подчеркивал, что в живописи «важны только находки». Самыми известными его произведениями являются «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», «Герника», «Голубь мира». В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации - заводы, трубы, бутылки, зонты и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства.

Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; и в России - В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.

Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, «эстетику локомотивов, монопланов и автомобилей». Машина для них казалась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм был в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма. Большинство придерживалось левых позиций.

Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З. Фрейда.

Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения - «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны», «Осеннее каннибальство». Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека Он не сторонился политики, объявляя себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства.

В целом первая половина XX века была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.