Скобки как знак препинания. Этот интересный знак препинания – скобки

Везде. Везде и всюду, куда ни глянь, встречаются вот такие конструкции:



«Конструкции» эти у грамотных людей вызывают неоднозначную реакцию. Как минимум типа «неужели так - правильно?».
Вообще лично я не могу понять, откуда пошла «мода» не закрывать внешние кавычки. Первая и единственная приходящая по этому поводу аналогия - аналогия со скобками. Никто же не сомневается, что две скобки подряд - это нормально. Например: «Оплатить весь тираж (200 шт. (из них 100 - брак))». А вот в нормальности постановки двух кавычек подряд кто-то засомневался (интересно, кто первый?)… И теперь все поголовно стали с чистой совестью плодить конструкции типа ООО "Фирма "ПупковЪ и Ко".
Но даже если вы в жизни не видели правила, о котором речь пойдет чуть ниже, то единственным логически обоснованным вариантом (на примере скобок) был бы следующий: ООО "Фирма "ПупковЪ и Ко"".
Итак, непосредственно правило:
Если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые «елочки» и «лапочки»), причем внешние кавычки не должны опускаться, например: С борта парохода передали по радио:«„Ленинград“ вошел в тропики и следует дальше своим курсом». О Жуковском Белинский пишет: «Современники юности Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад, и в одном своем послании Батюшков называл его „балладником“».
© Правила русской орфографии и пунктуации. - Тула: Автограф, 1995. - 192 с.
Соответственно... если у вас нет возможности набрать кавычки-«елочки», то, что уж поделаешь, придется пользоваться такими "" значками. Однако, невозможность (или нежелание) использовать русские кавычки отнюдь не является причиной, по которой можно не закрывать внешние кавычки.

Таким образом с неверностью констукции ООО "Фирма "ПупковЪ и Ко" вроде бы разобрались. Встречаются еще конструкции вида ООО «Фирма «ПупковЪ и Ко».
Из правила совершенно понятно, что и такие конструкции безграмотны... (Правильно: ООО «Фирма „ПупковЪ и Ко“»

Однако!
В «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина (издание 2004 года) указано, что можно использовать два варианта оформления в подобных случаях. Использование «елочек» и «лапок» и (при отсутствии технических средств) использование только «елочек»: двух открывающих и одной закрывающей.
Справочник это «свежий» и лично у меня тут сразу появляется 2 вопроса. Во-первых, с какой все же радости можно использовать одну закрывающую кавычку-елочку (ну нелогично это, см. выше), а во-вторых, особо обращает на себя внимание фраза «при отсутствии технических средств». Это как, простите? Вот откройте Notepad и наберите там «только елочки: две открывающие и одну закрывающую». На клавиатуре таких символов нет. Напечатать «елочку» не получается... Сочетание Shift + 2 выдает знак " (который, как известно, и кавычкой-то не является). А теперь откройте Microsoft Word и снова нажмите Shift + 2. Программа исправит " на « (или »). Что же, получается что существовавшее не один десяток лет правило взяли и переписали под Microsoft Word? Мол, раз ворд из "Фирма "ПупковЪ и Ко" делает «Фирма «ПупковЪ и Ко», то пусть теперь это будет допустимо и корректно???
Похоже, что так. А если это так, то есть все основания усомниться в правильности подобного нововведения.

Да, и еще одно уточнение... про то самое «отсутствие технических средств». Дело в том, что на любом компьютере с Windows всегда имеются «технические средства» для ввода и «елочек», и «лапок», так что это новое «правило» (для меня оно - именно в кавычках) неверно изначально!

Все специальные символы шрифта можно легко набрать, зная соответствующий номер этого символа. Достаточно зажать Alt и набрать на NumLock-клавиатуре (NumLock нажат, индикаторная лампочка горит) соответствующий номер символа:

„ Alt + 0132 (левая «лапка»)
“ Alt + 0147 (правая «лапка»)
« Alt + 0171 (левая «елочка»)
» Alt + 0187 (правая «елочка»)

Цель урока: на примере миниатюр, вошедших в книгу Д.С. Лихачева «Заветное», помочь учащимся понять и увидеть возможности скобок как знака препинания в предложениях с вставными конструкциями.

ХОД УРОКА

– Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о таком знаке препинания, как скобки. А что вы знаете о скобках?

(Ответы. Скобки – это парный знак препинания.

Скобки, как запятые, тире, кавычки, выполняют функцию выделения. М.В. Ломоносов называл скобки «вместительным» знаком препинания.

Скобками выделяются вставные конструкции.

Скобки бывают круглые, прямые, квадратные, фигурные, ломаные. Ломаные скобки имеют еще одно название – угловые.)

– Хорошо. Все это верно. А использовали мы с вами на уроках русского языка одиночную скобку? Когда?

(Одиночную скобку мы применяли при цифровой или буквенной рубрикации, выделении небольших разделов или пунктов плана: 1); 2); а); б) .)

– Одиночную скобку, применяемую при рубрикации, ученые-лингвисты также считают знаком препинания. Но сегодня в центре нашего внимания будут скобки как парный знак препинания. Продолжим разговор. Какие ассоциации рождаются в вашем сознании, когда вы слышите слово скобки ?

(Дополнительная информация, дополнение, уравнение, пояснение.

Знак препинания, математика, русский язык, урок, выделение.

Вставная конструкция, текст, речь, письмо.

Довольно редкий знак препинания.)

– Что такое вставные (вставочные) конструкции?

(Ответ. Прием вставки в предложение высказываний, так или иначе связанных с его содержанием, широко распространен в речи. Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого.

В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модальных значений, не содержат указания на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т.д. Обычно вставные конструкции не могут стоять в начале предложения, они стоят в середине или в конце предложения. Вставные конструкции выделяются большими паузами, произносятся с понижением тона и убыстрением темпа.)

– Можем ли мы утверждать, что вставные конструкции и скобки неразлучны? (Нет! Вставные конструкции могут выделяться не только скобками, но и тире, реже – запятыми, на месте разрыва, помимо тире – могут быть еще запятые.)

– Все вы прочитали книгу Д.С. Лихачева «Заветное». Встречаются ли в книге вставные конструкции? Какой знак препинания предпочитает Д.С. Лихачев для выделения вставных конструкций? (Скобки в этой книге – очень распространенный знак препинания. Зачастую этот знак автор употребляет вопреки правилам пунктуации.)

– Сделаем небольшое отступление от темы урока. Что вы знаете о Д.С. Лихачеве и его книге «Заветное»?

(Дмитрий Сергеевич Лихачев был одним из самых интересных и талантливых людей России XX века. Во многом он возродил понятие русского интеллигента. Лихачев изучал культуру, быт, искусство, духовную жизнь русского человека. Его книги одинаково значимы и ценны и для ученого, и для школьника и студента. В книгу «Заветное» включены личные наблюдения, открытия, воспоминания – то, что следует знать культурному человеку. Заслуживает внимания то, что Лихачев относился к собственной жизни как к свидетельству истории, он умел в мелочах повседневности увидеть Время. Все вошедшее в книгу побуждает размышлять.)

– Вернемся к теме урока. Обратимся к примерам из книги. В каких случаях автор применяет скобки?

Мои первые детские воспоминания восходят ко времени, когда я только учился говорить. Помню, как в кабинете отца сел на подоконник голубь. Я побежал сообщить об этом огромном событии родителям и никак не мог объяснить им – зачем я их зову в кабинет.

Другое воспоминание. Мы стоим на огороде в Куоккале, и отец должен ехать в Петербург на службу. Но я не могу этого понять и спрашиваю его: «Ты едешь покупать?» (отец всегда что-то привозил из города), но слово «покупать» у меня никак не выговаривается и получается «покукать». Мне так хочется сказать правильно!

И еще воспоминание. Когда ночью выпадал первый снег, комната, где я просыпался, оказывалась ярко освещенной снизу, от снега на мостовой (мы жили на втором этаже). (Образы раннего детства)

С тех пор балетная музыка Пуни и Минкуса, Чайковского и Глазунова неизменно поднимает мое настроение. «Дон Кихот», «Спящая» и «Лебединое» (именно так сокращала названия балетов и Ахматова), «Баядерка» и «Корсар» неразрывны в моем сознании с голубым залом Мариинского, входя в который я и до сих пор ощущаю душевный подъем и бодрость. (Театр нашего детства)

В моем кабинете, отделяя его от холла, висит сейчас на стеклянной двери бархатный голубой занавес: он из старого Мариинского театра, куплен в комиссионном магазине еще тогда, когда мы жили в конце 40-х годов на Басковом переулке и шел ремонт зрительного зала после войны (там попала бомба в фойе, и обивку и занавеси обновили). (Театр нашего детства)

– Итак, прокомментируем данные примеры.

(Скобками выделены вставные конструкции. В данных примерах вставные конструкции по синтаксической структуре представляют собой предложения и дополняют или поясняют содержание основного высказывания.)

– Перечитайте миниатюру «Образы раннего детства». Подумайте и скажите, какую роль играла семья в становлении Д.С. Лихачева. Поделитесь своими самыми ранними детскими воспоминаниями. А какие слова вы произносили смешно? Какое значение в создании портрета семьи играет вставная конструкция отец всегда что-то привозил из города ? (Вставная конструкция рассказывает о семейных традициях, о важности родительского, в частности отцовского, участия в воспитании.)

Чуть что нужно – и появлялась в семье Катеринушка: заболеет ли кто серьезно и нужно ухаживать, ожидается ли ребенок и нужно готовиться к его появлению на свет – шить свивальнички, подгузнички, волосяной (нежаркий) матрасик, чепчики и тому подобное; заневестилась ли девушка и нужно готовить ей приданое – во всех этих случаях появлялась Катеринушка с деревянным сундучком, устраивалась жить и, как своя, вела всю подготовку, рассказывала, говорила, шутила, в сумерки пела со всем семейством старинные песни, вспоминала про старое.

А в благополучные дни она играла и в семейные игры – с взрослыми и детьми – в лото цифровое (с бочонками), причем, выкликивая цифры, давала им шуточные названия, говорила приговорками и поговорками (а это не одно и то же – приговорок сейчас никто не знает, фольклористы их не собирали, а они часто бывали «заумными» и озорными в своей бессмысленности – хорошей, впрочем).

Кроме нашей семьи, семьи бабушки и ее детей (моих теток), были и другие семьи, для которых Катеринушка была родная и попав в которые не сидела сложа руки, вечно что-то делала, сама радовалась, и радость эту и уют распространяла вокруг.

Мать спрашивает свою матушку (а мою бабушку): «Где Катеринушка?», а бабушка отвечает: «Катеринушка закатилась». Так было принято говорить о ее внезапных уходах.

Какую функцию выполняют вставные конструкции в миниатюре «Катеринушка закатилась»? Вы, наверное, уже заметили, что данная миниатюра очень насыщена скобками.

(Вставные конструкции в примерах 1, 2, 3, 4 поясняют отдельные слова. Сразу становится понятно, почему для новорожденного шили волосяной матрасик – он был нежаркий, что немаловажно. Автор подчеркивает, что лото было с бочонками, а это так интересно. Вставная конструкция моих теток рассказывает о том, что у бабушки не было сыновей, были только дочери. Вставная конструкция а мою бабушку конкретизирует лексическое значение слова матушка , в данном случае это важно, так как слово многозначное. Вставная конструкция о приговорках (пример 2) так и побуждает заглянуть в словарь, лучше всего В.И. Даля, и уточнить разницу между приговорками и поговорками, или можно обратиться к своей бабушке.)

– Какую работу выполняют скобки в следующем предложении?

Утром Рыбинск встретил нас дождем и холодом. Мы направились в магазин купить мне длинные чулки, на которые мне надо было сменять мои носочки. Разумеется (дети всегда одинаковы!), мне этого очень не хотелось. (Волга как напоминание)

(В скобки заключена вставная восклицательная конструкция, выражающая эмоции автора.)

– Что представляют собой вставные конструкции в следующих примерах?

Петр I приказывал сажать в первую очередь душистые цветы, а по дорожкам, вместо того чтобы посыпать их гравием, сажать мяту, которая пахнет, когда по ней ходишь («мнешь» ее). (Сила дерева)

А в лондонском Сити крупные сделки заключались рукопожатием (к рукопожатиям англичане прибегают редко). (Честь и совесть)

(Здесь вставные конструкции выполняют еще одну функцию – попутные авторские замечания.)

– Найдите самостоятельно вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания. (Учащиеся работают с текстами и затем зачитывают примеры.)

Теперь обратимся к следующему блоку примеров. Ваша задача – самостоятельно определить в них функции вставных конструкций.

– Ребята, вы заметили, что зачастую скобки Д.С. Лихачев ставит вопреки общепринятым пунктуационным правилам. Как называется такая пунктуация? (Это авторская пунктуация.)

– Что мы понимаем под этим термином?

(Особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, но в целом не противоречащие принятым в данный период правилам. Автор может предпочесть один из знаков препинания, расширить функции этого знака.)

– Верно. Лингвист А.И. Ефимов в своих работах показывает широкое использование М.Е.Салтыковым-Щедриным такого сравнительно редкого знака препинания, как скобки. Для писателя-сатирика скобки были одним из эффективных средств создания выразительности: в них заключались образные эквиваленты, синонимы слова, разъяснялась устаревшая лексика, «эзоповские» словечки, профессионализмы, давались комментарии к именам и фамилиям, фразеологические параллелизмы, указания на источники фразеологии, раскрывались перифрастические выражения, они обрамляли полемические выпады, включали остроты, анекдоты, всякого рода замечания и др. По подсчетам А.И. Ефимова, скобки у М.Е.Салтыкова-Щедрина выполняли до сорока функций. Какую работу выполняют скобки в текстах Д.С. Лихачева? (Учащиеся читают примеры, которые распечатаны и розданы каждому, и комментируют постановку скобок.) Затем поразмышляйте на тему одного из высказываний. Какой смысл в нем заключен? На что оно направлено? Чему учит?

1. Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). (Этажи заботы)

2. Сенека (кажется) утверждал, что «общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Это удивительно верно. (Этажи заботы)

3. Удивительно, что несмотря на голод и на физические работы по спасению наших ценностей в Пушкинском Доме, несмотря на все нервное напряжение тех дней (а может быть, именно благодаря этому нервному напряжению), язвенные боли у меня совсем прекратились, и я находил время читать и работать. (Блокада)

4. А еще представьте себе или вспомните (это было совсем недавно) те отсутствующие классы в ленинградских школах, которые приходились на годы рождения их учащихся – особенно 1941–1942. (Блокада)

5. Пушкин – величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине-музе («Я помню чудное мгновенье...»). Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова: печаль моя светла – способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически-мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»). (Пушкин)

6. Составитель известного словаря английского языка доктор Самюэль Джонсон утверждал: «Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нем сведения». Это изречение имело в английском высшем образовании огромное значение, ибо было признано, что в жизни самое необходимое знание (при наличии хороших библиотек) – второе. Поэтому экзаменационные испытания в Англии проводятся часто в библиотеках с открытым доступом к книгам. (Познание иных)

7. Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохраняемы, как памятники культуры (человеческой и природной). (Старые деревья)

8. Ворота нации – искусства: архитектура, живопись, особенно музыка, театральное искусство. Ведь если мы едем в другой город, особенно в другой стране, мы прежде всего знакомимся с памятниками искусства, находящимися в этом городе, с музеями, с городским пейзажем, с обликом города (это тоже свидетельство отношения нации, народа к искусству). (О патриотизме)

– Продолжаем работу. Расставьте знаки препинания в следующих примерах, затем сравните с пунктуацией у Д.С. Лихачева. Много ли у вас получилось расхождений? Что вы думаете по этому поводу?

1. В Русском Севере удивительное сочетание настоящего и прошлого, современности и истории (и какой истории – русской! – самой значительной, самой трагической в прошлом и самой «философской»), человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба, грозной силы камня, бурь, холода снега и воздуха. (Русский Север)

2. Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр. (Об интеллигентности)

3. До сих пор помню про рассказ и восхищение главы семьи, крепкого помора, о море, удивление морем (отношение как к живому существу). (Об интеллигентности)

4. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке. (Русский язык)

5. Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. (Чтение)

6. Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. (Чтение)

7. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть – всегда исходит из глубины души и совестью в той или иной мере очищается. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. (Честь и совесть)

8. Мы часто восхищаемся разнообразием и богатством природы, но очень редко (вернее – никогда) восхищаемся богатством и разнообразием мира культуры, который нас окружает. Точно человек не ценит то, что создал сам. В мире культуры мы чаще отвергаем, чем признаем, отказываемся знать, вместо того чтобы изучать и признавать. (Культура)

Подведение итогов

– Молодцы. Ребята, при вставных конструкциях возможен другой знак препинания. Какой? (Тире.)

– Пользуется ли Д.С. Лихачев этим знаком препинания? Почему?

(Пользуется, но редко. Тире как парный знак препинания употребляется не только при вставных конструкциях, но и в простых предложениях с обособленными членами. Скобки же как парный знак препинания используются для выделения вставных конструкций. Скобки – это довольно редкий знак препинания. А раз так, то наличие скобок сразу обращает на себя внимание. В скобках Д.С. Лихачев помещает очень интересные и ценные дополнительные замечания, сведения, поправки и т.д.)

Вспомните: какие способы включения вставных конструкций в основное предложение существуют? Какие из этих способов использует Д.С. Лихачев?

(В книге «Заветное» встречаются различные способы включения вставных конструкций: без помощи союзов, с помощью сочинительных союзов (эти конструкции помещаются после тех слов, к которым относятся, и содержат замечания, противоречащие иногда тому, о чем сообщается в основном предложении), с помощью подчинительных союзов и относительных слов. Вставные конструкции могут относиться ко всему предложению в целом или к отдельным словам.)

– Обобщим. Какую смысловую нагрузку несут у Д.С. Лихачева вставные конструкции?

(Смысловые функции вставных конструкций у Д.С. Лихачева самые разнообразные. Это рассуждения, отступления, весьма существенные для понимания сообщения в целом. Вставные конструкции уточняют, конкретизируют содержание отдельных слов или выражений, расширяя или сужая их значение; служат терминологическими пояснениями употребленных в предложении слов и выражений, комментариями к именам собственным, обращениями к читателю, слушателю. Вставные конструкции указывают на место и время действия, детализируют обстановку, передают разнообразные чувства по поводу сообщения, высказывания и др.)

Домашнее задание. Выпишите из книги «Заветное» 10 примеров на разные функции скобок.

Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород

Если вы хотите включить информацию, связанную с основным текстом, но эта информация не вписывается в основную часть предложения или абзац, вам необходимо взять эту информацию в скобки. Взяв ее в круглые скобки, вы тем самым уменьшаете ее значимость, так что она не отвлекает от основного смысла в тексте.

  • Пример: Дж. Р. Р. Толкин (автор «Властелин колец») и К. С. Льюис (автор «Хроники Нарнии») были постоянными членами литературной дискуссионной группы, известной как «Инклинги».
  • Примечания в скобках. Часто, когда вы пишете прописью численное значение, полезно также указывать это значение в цифрах. Вы можете указать численную форму, поместив ее в скобки.

    • Пример: Она должна заплатить семьсот долларов ($700) за аренду до конца этой недели.
  • Использование цифр или букв при перечислении. Когда вам нужно перечислить ряд информации внутри абзаца или предложения, нумерация каждого пункта может сделать список менее запутанным. Вы должны взять цифры или буквы, используемые для обозначения каждого пункта, в скобки.

    • Пример: Компания ищет кандидата на работу, который (1) дисциплинирован, (2) знает все, что нужно знать о последних тенденциях в редактировании фотографий и улучшения программного обеспечения и (3) имеет, минимум, пять лет профессионального стажа в данной области.
    • Пример: Компания ищет кандидата на работу, который (А) дисциплинирован, (Б) знает все, что нужно знать о последних тенденциях в редактировании фотографий и улучшения программного обеспечения и (В) имеет, минимум, пять лет профессионального стажа в данной области.
  • Обозначение множественного числа. В тексте, вы можете говорить о чем-то в единственном числе, в то же время подразумевая и множественное число. Если заведомо известно, что читатель получит пользу, зная, что вы имеете в виду как множественное, так и единственное число, вы можете обозначить свое намерение, указав в скобках сразу после существительного соответствующее окончание, свойственное данному существительному во множественном числе, если существительное имеет такую форму.

    • Пример: Организаторы фестиваля в этом году надеются на большое количество зрителей, поэтому не забудьте приобрести дополнительный(ые) билет(ы).
  • Обозначение сокращений. При написании названия организации, продукта или других объектов, которые, как правило, имеют общеизвестные сокращения, вам необходимо указать полное имя объекта в первый раз, как вы его упоминаете в тексте. Если далее вы собираетесь обращаться к объекту, используя общеизвестную аббревиатуру, вы должны указать эту аббревиатуру в скобках, так чтобы читатели знали что искать позже.

    • Пример: Сотрудники и волонтеры Лиги Зашиты Животных (ЛЗЖ) надеются уменьшить и, в конечном счете, ликвидировать случаи жестокого обращения с животными и ненадлежащего обращения в рамках сообщества.
  • Упоминание знаменательных дат. Хотя это не всегда необходимо, в определенных контекстах, вам может потребоваться указать дату рождения и/или дату смерти определенного лица, о котором вы упоминаете в тексте. Такие даты нужно заключить в скобки.

    • Пример: Джейн Остин (1775-1817) известна своими литературными работами «Гордость и предубеждение» и «Разум и чувства»
    • Джордж Мартин (д.р. 1948) является человеком, положившим начало популярного сериала «Игра престолов».
  • Использование вводных цитат. В научной литературе, вводные цитаты должны быть включены в текст, когда вы напрямую или косвенно цитируете другую работу. Эти цитаты содержат библиографическую информацию и должны быть заключены в скобки сразу после заимствованной информации.

    • Пример: Исследования показывают, что существует связь между мигренью и клинической депрессией (Смит, 2012).
    • Пример: Исследования показывают, что существует связь между мигренью и клинической депрессией (Смит 32).
    • Для получения дополнительной информации о правильном использовании в тексте вводных цитат смотрите «Как правильно использовать цитаты в тексте».
  • Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 67. Скобки и другие знаки

    § 67. Скобки и другие знаки

    1. Перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки (за исключением случая, указанного в § 26): Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке (Т.); Рудин… так решителен, что сам говорит Наталье о своей любви (хоть говорит не по доброй воле, а потому, что вынужден к этому разговору); он сам просит у ней свидания (Черн.); У него было три дочери (он их даже специально так назвал): Вера, Надежда, Любовь; Вся эта область (это недавно установили учёные) - дно моря в прошлом.

    2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед закрывающей скобкой, если относятся к словам, заключенным в скобки (см. авторские ремарки в пьесах, вставные конструкции): Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.) (Остр.); И до чего уютными и неповторимыми вспомнились мне тихие вечера у нас на зимовке, когда мы, бывало, шестеро мужиков, дымя трубками, сидим в тёплой кают-компании (а на дворе мороз, пурга, брр!) и чешем языки и хохочем (Горб.).

    3. После закрывающей скобки ставится знак препинания, требуемый условиями контекста, независимо от того, какой знак стоит перед закрывающей скобкой: Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); всё подозрительно, и всё его тревожит (Кр.).

    (О постановке точки после закрывающей скобки, если в скобках дается ссылка на автора и на источник цитаты, см. § 56, п. 1.)

    4. При «встрече» в конце предложения внутренних и внешних скобок допускается употребление скобок разного рисунка - круглых и квадратных (ср. употребление кавычек разного рисунка, § 66, п. 5).

    5. Ремарки в стенограммах речей и докладов заключаются в скобки; перед закрывающей скобкой в конце ре марки ставится точка (ср. п. 2); точка, вопросительный и восклицательный знаки перед открывающей скобкой сохраняются: На этом я заканчиваю своё сообщение. (Аплодисменты.); Неужели мы не преодолеем этих трудностей? (Волнение в зале.); Я верю в будущее России! (Все встают. Аплодисменты.).

    Так же оформляются примечания от редакции: Печатается в порядке обсуждения. (Редакция.)

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 66. Кавычки и другие знаки 1. Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не ставятся перед закрывающими кавычками (все эти знаки могут стоять только после кавычек): Одни голосовали «за», другие «против», но первые составляли большинство; Хватит с меня ваших «но», я

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗН) автора БСЭ

    § 67. Скобки и другие знаки 1. Перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки (за исключением случая, указанного в § 26): Овсяников придерживался старинных обычаев не из

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

    § 68. Многоточие и другие знаки 1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки (обычный вид многоточия), а две (третья точка стоит под одним из названных знаков): Сколько жить ещё на свете?.. (Тв.); А как вы вчера играли!.. (Остр.)2. При «встрече»

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    § 135. Кавычки и другие знаки 1. Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не ставятся перед закрывающими кавычками; все эти знаки могут стоять только после кавычек. Например: Одни голосовали «за», другие «против», но первых было явное большинство; Стереть на карте все

    Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

    § 137. Многоточие и другие знаки 1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся две точки (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить ещё на свете?.. (Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А. Н. Островский).2. При встрече многоточия с

    Из книги Новый подход к чтению ладони автора Вебстер Ричард

    § 135. Кавычки и другие знаки 1. Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не ставятся перед закрывающимися кавычками; все эти знаки могут стоять только после кавычек. Например: Одни голосовали «за», другие - «против», но первых было явное

    Из книги FictionBook Editor V 2.66 [Руководство по созданию книг] автора Izekbis

    § 136. Скобки и другие знаки 1. Перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки, например: Это был Петр Герасимович (Нехлюдов никогда и не знал и даже немного хвастал тем,

    Из книги 100 великих загадок астрономии автора Волков Александр Викторович

    § 137. Многоточие и другие знаки 1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся две точки (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить еще на свете?.. (Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А. Н. Островский).2. При встрече многоточия с

    Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

    12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯ Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристик товара.Информационным знаки уведомляют:1.) о предприятии (фирме) – изготовителе (товарные знаки и знаки

    Из книги автора

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

    Из книги автора

    Глава 10. Другие знаки на ладони Кроме холмов, линий и кожных узоров, вы найдете на ладони другие знаки, которыми иногда можно пользоваться, чтобы расширить анализ. Наиболее важные из них – квадраты, кресты, треугольники и звездочки. Их можно видеть и на главных линиях, и по

    Из книги автора

    Перенос примечаний в скобки v1.1. Скрипт переносит примечания и комментарии из body «notes» и «comments» в текст, обрамляя их скобками. Примечания («notes») обрамляются квадратными скобками, а комментарии («comments») – фигурными. Если примечание содержит несколько абзацев, его абзацы

    Из книги автора

    Другие времена, другие вселенные Возможны ли путешествия во времени? Машина времени! Удивительно, но в последние годы этот заветный призрак заставляет сильнее биться сердца ученых, хотя сама тема, признается Стивен Хокинг, относится к числу «политически некорректных».

    Из книги автора

    45. Товарные знаки и знаки обслуживания… 27 Товарные знаки являются инструментом индивидуализации товаров, работ и услуг субъекта предпринимательской деятельности. Товарные знаки и знаки обслуживания – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых

    Значение слова СКОБКИ в Словаре лингвистических терминов

    СКОБКИ

    Парный знак препинания, который ставится:

    а) для выделения слов, вставляемых в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также внесения каких-либо добавочных замечаний (см. вставные конструкции). Цезарь (так авали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает во сне (Куприн);

    б) для выделения слов, выражающих отношение слушателей к чьей-либо речи. (Аплодисменты.) (Движение в зале.);

    в) при указании на источник цитаты. Вспомнились слова Базарова: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник” (Тургенев);

    г) для выделения ремарок в драматических произведениях. (Е п и х о д о в:) Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) (Чехов).

    Словарь лингвистических терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СКОБКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • СКОБКИ в Большом энциклопедическом словаре:
    • СКОБКИ
      1) парный знак препинания, состоящий из двух вертикальных черт: круглых О, квадратных, или прямых, , фигурных, или парантезов, { …
    • СКОБКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      СЌОБКИ, парный знак препинания для выделения отд. слов или частей предложения, содержащих пояснения к осн. тексту. В математике употребляются для …
    • СКОБКИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      ско"бки, ско"бок, ско"бкам, ско"бки, ско"бками, …
    • СКОБКИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      мн. Письменные или печатные знаки (обычно парные), служащие для обособления какой-л. части текста, а в математике - для обозначения порядка …
    • СКОБКИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      скобки, -бок, ед. скобка, -и (пунктуационный и матем. …
    • СКОБКИ в Орфографическом словаре:
      ск`обки, -бок, ед. ск`обка, -и (пунктуационный и матем. …
    • СКОБКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      парный знак препинания для выделения отдельных слов или частей предложения, содержащих пояснения к основному тексту. В математике употребляются для обозначения …
    • СКОБКИ в Толковом словаре Ефремовой:
      скобки мн. Письменные или печатные знаки (обычно парные), служащие для обособления какой-л. части текста, а в математике - для обозначения …
    • СКОБКИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      мн. Письменные или печатные знаки (обычно парные), служащие для обособления какой-либо части текста, а в математике - для обозначения порядка …
    • СКОБКИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      мн. Письменные или печатные знаки (обычно парные) , служащие для обособления какой-либо части текста, а в математике - …
    • СКОБКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ в Медицинских терминах:
      1) (син. Мишеля скобки) приспособления для сшивания кожи в виде металлических пластинок с острыми шипами на концах; 2) приспособления для …
    • МИШЕЛЯ СКОБКИ в Медицинских терминах:
      (g. michel, 1875-1937, франц. хирург) см. Скобки металлические …
    • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
      влиятельное течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря …
    • ДЕСТРУКЦИЯ в Новейшем философском словаре:
      одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера. Понятие Д. используется Хайдеггером в противовес ранней философии Гуссерля и, в особенности, методу …
    • ГУССЕРЛЬ в Новейшем философском словаре:
      (Husserl) Эдмунд (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 века. Для формирования его …
    • ПИСЬМО в Словаре постмодернизма:
      - одна из возможных версий перевода фр. слова йcriture, могущего обозначать П., письменность, Священное Писание. В широком смысле П. фиксирует …
    • ДЕСТРУКЦИЯ в Словаре постмодернизма:
      (Destruktion) - одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера. Понятие "Д." используется Хайдеггером в противовес ранней философии Гуссерля и, в …
    • ВЕДЕНИЕ РОДОВ в Медицинском словаре.
    • ВЕДЕНИЕ РОДОВ в Медицинском большом словаре.
    • СШИВАЮЩИЕ АППАРАТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      аппараты (медицинский), полуавтоматические устройства, предназначенные для соединения тканей при оперативном вмешательстве. Они обеспечивают прочность и герметичность шва, точное сопоставление краев …
    • ЛОГИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (греч. logik), наука о приемлемых способах рассуждения. Слово "Л." в его современном употреблении многозначно, хотя и не столь богато смысловыми …
    • КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      соединения, координационные соединения, химические соединения, состав которых не укладывается в рамки представлений об образовании химических связей за счет неспаренных электронов. …