Распределение температуры на земле в июле и январе. Практические работы


Публикуется с небольшими сокращениями

Наглядное представление об этом распределении дают нам так называемые карты изотерм, т. е. линий, соединяющих места с одинаковой средней температурой. Было уже сказано, что для построения изотерм обычно все температуры приводятся к уровню моря, т. е. прибавляют к температуре данного места некоторое число градусов соответственно его высоте. Кроме того, надо иметь в виду, что при построении изотерм пользуются так называемыми нормальными температурами, т. е. средними за много лет, вычисленными с точностью до 0°,1.
Средние годовые нормальные температуры получаются, если их вывести из записей термографа или из ежечасных наблюдений термометра. Большое значение имеет правильная установка термометра. Обыкновенно термометры и термографы устанавливают в специальных метеорологических будках, на некоторой высоте над землей (до 2 м). В настоящее время для измерения температуры также пользуются психрометром Ассмана, в котором имеется вентилятор. Благодаря вентилятору происходит циркуляция воздуха вокруг шарика, защищенного оправой от лучей солнца, что сообщает термометру действительную температуру воздуха.
Опыт показал, что довольно точную среднюю суточную температуру можно получить из трех-четырех наблюдении за день, если взять подходящие сроки. На метеорологических станциях такие срочные наблюдения с 1935 г. производятся в 7, в 13, в 19 часов и в 1 час ночи по местному среднему солнечному времени. Раньше наблюдения производили в 3 срока (в 7, в 13 часов и в 21 час). Но полученная средняя суточная температура будет иметь значение только для данного года, так как температура сильно колеблется из года в год. Поэтому среднюю нормальную температуру для данного дня мы получим только в том случае, если будем продолжать наблюдения в течение 35-50 и больше лет и возьмем среднее арифметическое из полученных за этот промежуток времени средних суточных температур.
Чтобы получить среднюю месячную температуру, необходимо взять сумму средних нормальных температур для всех дней данного месяца и разделить их на число дней этого месяца. Наконец, чтобы получить среднюю годовую, надо взять сумму всех нормальных месячных температур и разделить на 12.
С этими средними нормальными температурами мы и имеем дело на картах изотерм.
Следует, однако, отметить, что средние нормальные температуры для данного дня, месяца или года далеко не являются самыми частыми, т. е. чаще всего наблюдаемыми. Для того чтобы получить температуру, наиболее часто повторяющуюся в данном месяце, надо восставить к горизонтальной линии (абсциссе) перпендикуляры (ординаты), по длине пропорциональные числу дней с одной и той же определенной температурой. Очевидно, что наиболее длинный перпендикуляр и будет соответствовать температуре, чаще всего наблюдавшейся за данный месяц.
В дальнейшем изложении рассматриваются карты годовых изотерм и изотерм за январь и июль месяцы, т. е. распределение температуры в среднем за год и за наиболее холодный и наиболее теплый месяцы.
Сначала обратимся к распределению средних годовых температур.
Если бы земной шар был весь покрыт морем или, наоборот, его поверхность представляла бы только сушу, то изотермы располагались бы параллельными кругами, и температура правильно убывала бы от экватора к полюсам.
До 45° широты материковый климат теплее морского, под 45° широты оба климата по общему количества тепла одинаковы, а в более высоких широтах, наоборот, морской климат теплее материкового. Такое распределение температуры будет понятно, если мы примем во внимание, что в низших широтах имеет наибольшее значение летнее нагревание, и потому перевес в температуре остается за сушей. В высших широтах средняя годовая температура местности зависит, главным образом, от остывания поверхности во время зимы, а оно, как мы знаем, происходит гораздо быстрее на суше, чем на воде. Теперь мы видим, какое огромное значение в климатическом отношении имеет то или иное распределение суши и моря; если бы мы имели все материки расположенными близ экватора, а моря - в полярных странах, то этим смягчался бы суровый климат севера, но на материках температура была бы очень высока.
На самом деле мы видим неправильное чередование моря и суши, при этом в некоторых местах материки расширяются, в других суживаются. Это вносит большое разнообразие в распределение годовых температур и обусловливает изгибы изотерм.
Рассматривая карту годовых изотерм, мы убеждаемся, что наиболее теплые места на земле находятся в северном полушарии, и что термический экватор смещен к северу от географического экватора. Самые теплые места лежат в Сахаре (температура выше 30°); подобные же центры нагревания находятся в Индостане и на севера Мексики.
Следовательно, северное полушарие в среднем за год теплее южного, а причина этого заключается в большем расширении материков в низких широтах северного полушария. То обстоятельство, что наиболее теплые страны расположены не на экваторе, а около тропика Рака, объясняется, кроме расширения материков, еще присутствием в этих широтах каменистых и песчаных пустынь, лишенных растительного покрова. На экваторе в летнее время выпадает много осадков, и облачность ослабляет нагревание поверхности земли. Кроме того, богатая растительность в свою очередь защищает поверхность земли от непосредственного нагревания, тогда как в пустынях поверхность нагревается и отдает путем лучеиспускания и теплопроводности свою теплоту нижним слоям воздуха.
Места с наиболее низкой годичной температурой находятся на континентах, в полярных странах, особенно северного полушария. На Гринелевой Земле, к западу от Гренландии, средняя годовая температура -20°,4. В северной Гренландии, вероятно, встречаются и более холодные места (до -25°). Большая часть Гренландии в течение всего года покрыта сплошным ледяным покровом, и поверхность ее теряет очень много тепла. По той же причине очень низкая температура должна быть па Антарктиде. Принимают ее среднюю годовую температуру равной -25°. (Из трехлетних наблюдений Скотта выведена средняя годовая -17°,6, но во внутренних частях Антарктиды она должна быть ниже.)
Далее, на карте годовых изотерм обращают на себя внимание изгибы изотерм на суше и на море.
Мы видим, что в высших широтах северного полушария к северу от45° изотермы изгибаются в сторону полюса на океанах и в сторону экватора на материках. Это показывает, что на море в этих широтах теплее, чем на суше, так как в высших широтах имеет большее значение ход остывания поверхности, чем ход нагревания, а море дольше сохраняет запас тепла.
Следует обратить внимание на то. что восточные берега океанов в высших широтах теплее, чем западные. Причина этого - в морских течениях и в направлении преобладающих ветров. Восточные берега океанов подвержены влиянию теплых течений, несущих нагретую воду от экватора (Гольфстрим в Атлантическом, Куро-Сиво в Тихом), и влиянию теплых и влажных юго-западных ветров, содействующих нагреванию западных частей континентов.
В низших широтах обоих полушарий, наоборот, восточные берега океанов холоднее западных, так как они омываются холодными возвратными течениями (Бенгуэльское, Перуанское и др.).
Средние годовые температуры представляют до некоторой степени величины отвлеченные; гораздо более соответствуют действительному положению вещей изотермы двух крайних месяцев - января и июля.
Январь - это самый холодный месяц в северном полушарии. Естественно, что в январе термический экватор передвигается к южному полушарию, так как солнце стоит в зените на тропике Козерога. Наиболее теплые места расположены внутри южных континентов, в особенности в пустынных областях Южной Америки, Африки и Австралии, причем в последней температура выше 32°. Так как внутренние части южных континентов сильно нагреты, то изгибы изотерм у их западных берегов в этом месяце выражены еще сильнее, чем в годовых изотермах, благодаря резкой разнице в температуре между охлажденными холодными течениями берегами и разогретыми внутренними частями материков. Теперь обратимся к северному полушарию. Здесь картина в общем такая же, как и на карте годовых изотерм. Но контрасты между более теплыми океанами и холодными материками и между восточными и западными берегами выражены более резко. В особенности большой изгиб изотерм мы видим в северной части Атлантического океана, так как Атлантическое течение проникает далеко на север в полярные моря и делает их много теплее, чем следовало бы ожидать, судя по широте. К Тихому океану это относится в меньшей степени, так как сближение Азии и Америки препятствует теплому течению Куро-Сиво проникнуть далее к северу, и, кроме того, теплота течения здесь должна распределиться на более обширном пространстве Тихого океана. Западные берега континентов в Старом и Новом Свете теплее восточных, особенно это различие выступает в Старом Свете; нулевая изотерма вдоль западного побережья Норвегии заходит за полярный круг (даже за 70° с. ш.), затем она спускается почти по меридиану до 60° с. ш., пересекает Каспийское море под 40°, в Восточной Азии она проходит под 34°, пересекает Японию почти на широте 40°, а далее у западных берегов Америки она поднимается до 53°, но в середине Америки снова опускается до 38°, а на востоке находится под 40°. Благодаря такому ходу изотерм Шанхай на восточном берегу Азии имеет такую же среднюю январскую температуру, как Фарерские острова, расположенные к северу от 60-й параллели.
Затем следует отметить сильное охлаждение, которое испытывает Азиатский континент. Близ Верхоянска, к востоку от реки Лены, находится полюс холода, т. е. такое место, от которого температура повышается во всех направлениях; поэтому изотермы имеют здесь формы кругов. В Якутске средняя январская температура -43°,3, в Верхоянске-50°,5. Ввиду этого в Сибири температуру нельзя измерять ртутным термометром и приходится пользоваться спиртовым, так как ртуть замерзает при -40°. За последние годы в Восточной Сибири близ Оймякона обнаружен еще один полюс холода с более низкими, чем в Верхоянске, температурами. В Америке не наблюдается такой низкой температуры зимой, как в Азии. Это потому, что последняя гораздо больше вытянута в ширину и представляет более значительную материковую массу, чем Северная Америка. Третий центр холода лежит в Гренландии, где температура, судя по изгибам изотерм, опускается до -45°.
Таким образом, сибирские центры холода более резко выражены, чем гренландский. Абсолютный минимум для Верхоянска равняется даже -69°,8. Правда, самая низкая температура здесь наблюдается в долинах, вообще в понижениях поверхности, куда стекает и где застаивается холодный, тяжелый воздух. Но если даже принять это во внимание и иметь в виду температуру на водоразделах, то все-таки сибирский полюс окажется более холодным. Низкие температуры в Сибири устанавливаются в ноябре и держатся до марта; в Гренландии полюс холода держится круглый год.
Для человека низкие температуры Восточной Сибири не являются столь невыносимыми, как то могло бы казаться: дело в том, что морозы стоят здесь при ясной тихой погоде и воздух очень сух. Зимой здесь устанавливается высокое барометрическое давление, ветры очень слабы или совершенно отсутствуют.
Чтобы покончить с изотермами января, обратим еще внимание на то, что в Европе они имеют почти меридиональное направление. Таким образом, здесь совершенно нарушается зависимость распределения температур от солнца (от солярного климата). На всем Европейско-Азиатском континенте, за исключением восточной окраины, температура быстрее убывает с запада на восток, чем с юга на север.
Перейдем теперь к июльским изотермам; в июле лето в северном полушарии и зима в южном.
Солнце стоит в зените на тропике Рака, и потому наиболее нагретые места лежат в северном полушарии. Самыми теплыми местами являются: Сахара, где наблюдается средняя температура в 36°, Аравия, Месопотамия, Иран, западная Индия и пустынные области южной части Северной Америки, где бассейны Колорадо и Аризоны и отчасти Мексика являются центрами тепла со средней температурой до 32°.
Июльские изотермы идут в общем гораздо правильнее январских, так как распределение температуры в это время года зависит от широты в большей степени, чем то наблюдается в январе. Как видно из карты июльских изотерм, изгибы их в северном полушарии как раз обратные изгибам январских изотерм: изотермы приподнимаются несколько к полюсу на континентах и опускаются к экватору на океанах. В западных частях материков обычный контраст между нагретой сушей и морем сглаживается благодаря преобладанию западных морских влажных ветров. Кроме того, и температура океанов у западных берегов материков в средних широтах несколько выше благодаря теплым течениям, и так как разница между температурой суши и моря невелика, то июльские изотермы поднимаются к центру материка довольно-полого, постепенно. Исключение представляет резкий изгиб на западном берегу Северной Америки, но это объясняется орографическими условиями: здесь Кордильеры представляют резкую границу между нагретым континентом и прохладным океаном, причем влияние этого последнего распространяется только на узкую береговую полосу.
Что касается южного полушария, то здесь изотермы распределены более правильно. Особенно правильное распределение изотерм мы видим там, куда материки совсем не заходят; но и здесь, впрочем, есть кое-какие отклонения. Благодаря полярным экспедициям теперь можно построить изотермы и для южных высоких широт. Самая низкая изотерма в южных полярных морях -15°; на Антарктическом материке надо предполагать еще более низкую температуру, и именно там, по всей вероятности, находится главный полюс холода. Из наблюдений Амундсена под 78°38" ю. ш., на высоте 11 м имеем следующие цифры для августа: средняя температура -44°,5, максимум -24°,5, минимум -58°,5.
Из общего распределения температур в июле обращает на себя внимание крайне низкая летняя температура Лабрадора. В северной его части средняя июльская температура спускается до 10° и даже до 8°, тогда как в Европе под той же широтой температура гораздо выше - около 15°. Вообще вся восточная часть Соединенных Штатов Америки и Канада находятся в менее благоприятных климатических условия, нежели Европа, потому что летняя температура там значительно ниже. Лабрадор по своей температуре близок к Камчатке в Восточной Азии и ввиду крайне холодного лета, почти совершенно исключающего возможность земледелия, стоит в этом отношении даже позади Якутской АССР, где, несмотря на 40-градусные и 50-градусные зимние морозы и вечно мерзлую почву на некоторой глубине, вызревают пшеница и даже арбузы и помидоры. Можно иллюстрировать распределение температуры на земном шаре еще иным способом: вычислить среднюю температуру для каждого градуса широты и с этими средними температурами, которые называются также нормальными, сравнивать действительно наблюдаемые в данном месте температуры; тогда окажется, что в некоторых местах температура на самом деле выше, а в других ниже средней, вычисленной для данной широты. В первом случае, т. е. когда действительные температуры выше средней, имеется положительная аномалия, или положительное отклонение; во втором случае, когда действительная температура ниже средней, - отрицательная аномалия. Соединяя все места с одинаковыми отклонениями, получим систему изаномал.
На карте январских изаномал видно, что в январе наибольшие отрицательные аномалии находятся в Азии (в Сибири и Центральной Азии) и в Северной Америке. Особенно резко отрицательная аномалия выражена в Якутской АССР. Здесь в это время аномалия достигает -20 и даже -24°. Положительные аномалии мы находим в это время в северных частях Атлантического и Тихого океанов, а также на континентах в южном полушарии, где в январе - лето (южная Африка, Южная Америка и почти вся Австралия). Особенно велика положительная аномалия в северной части Атлантического океана (до 20°). Область положительных аномалий захватывает здесь также и большую часть Европы. В южных частях океанов, начиная с широты 35-40°, мы наблюдаем в январе отрицательную аномалию, которая вокруг Антарктиды достигает значительной величины, так как понижению температуры здесь содействует также таяние материкового льда.
В июле положительные аномалии в северном полушарии на континентах - в Азии и в Америке. Наибольшая аномалия в Сахаре, Аравии, Иране и Тибете. В Европе положительных аномалий на западе почти не наблюдается, так как она испытывает умеряющее влияние со стороны Атлантического океана. На океанах в северном полушарии в июле отрицательные аномалии, более значительные в их западных частях, так как здесь понижению температуры содействуют также холодные течения. На востоке Атлантического океана под влиянием Гольфстрима отрицательная аномалия очень незначительна.
В южном полушарии в июле зима, поэтому мы должны ожидать отрицательных аномалий на континентах южного полушария, но так как последние не заходят далеко в высокие широты, то отрицательные аномалии вообще невелики, больше всего в Австралии (свыше -4°), и расположены ближе к западным берегам, где охлаждению способствуют также холодные возвратные течения. В океанах южного полушария температура нормальна или обнаруживает незначительную положительную аномалию.
Система изаномал годовых в несколько смягченном виде повторяет то, что наблюдается в январе. Наибольшая положительная аномалия в среднем за год наблюдается в северной части Атлантического океана (до 12° и даже выше) и в Западной Европе, причем она покрывает не весь этот океан, а сдвинута на восток, так что У восточных берегов Америки наблюдается уже отрицательная аномалия. На размерах и положении этой аномалии сказывается влияние Гольфстрима и холодных течений на западе Атлантического океана (Лабрадорское течение). В Тихом океане имеется также соответствующая положительная аномалия, но она значительно слабее, не проникает так далеко на север и захватывает лишь западный берег Северной Америки, так как согревающее влияние теплых вод не может распространяться за барьер гор, окаймляющих здесь Америку. На годовых аномалиях лучше всего видно преимущество Гольфстрима как климатического фактора над течением Куро-Сиво. Влияние теплых вод Гольфстрима, вследствие отсутствия преград для его проникновения, сказывается далеко на севере (Шпицберген и Земля Франца-Иосифа имеют еще высокую положительную аномалию), тогда как влияние Куро-Сиво - лишь до широты южной части Берингова пролива. Кроме того, интенсивность влияния Гольфстрима уже потому больше, чем Куро-Сиво, что оно распространяется на меньшую поверхность Атлантического океана; наконец, благотворное влияние Гольфстрима при содействии западных ветров распространяется далеко в глубь континента, тогда как орографическое строение Америки ставит преграду распространению влияния Куро-Сиво.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Практическая работа № 1.

Характеристика географического положения России.

Практическая работа 2.

Определение поясного времени по карте часовых поясов

Цели работы: в ходе выполнения практической работы , используя текст учебника - § 4, рис. 5 «Часовые пояса» на с. 17:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

I . Теоретическая часть (время выполнения 15 мин). Изучив текст § 4 и рис. 5 на с. 17:

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

2. Какое время называется местным?

3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

7. В каком часовом поясе находится Ставрополь?

8. Что называется поясным временем?

9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

II. Обсуждение вопросов (10 мин).

III . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).

Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч. Краткая запись условия: Москва - 10 ч.

Якутск - ? Последовательность выполнения задания:

1) определить, вкаких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - в 8-м;

2) определить разницу между часовыми поясами:

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Дополнительные задания

1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в1-й?

2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете вМурманск на такое же расстояние не надо?

3. Чем отличается поясное время от декретного?

4. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

5. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря , если оно было послано из Владивостока 1 января ?

Практическая работа 2.

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указанных в таблице форм рельефа.)

Формам рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европей­ская равнина

Среднерусская возвышенность

Горы Хибины

Западно-Сибирская низменность

Алданское нагорье

Уральские горы

Верхоянский хребет

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

Практическая работа 3.

Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте.

Цели работы: 1.По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Практическая работа 4.

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение.

Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

Цели работы: 1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?

3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

Практическая работа 5.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды.

Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гумбольдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с 1860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Цели работы : 1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1. Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

2. Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

Практическая работа 6.

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

Цели работы: 1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2. Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих фак-

торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3. Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа 7.

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

Цели работы: 1.Сформировать знание о коэффициенте увлажнения как об одном из важнейших климатических показателей. 2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

1. Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

2. Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).

3. Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы оформите в виде схемы:

4. Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в формировании природных процессов.

5. Можно ли утверждать, что восточная часть территории Ставропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

Практическая работа 8.

Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования.

Реки - «продукт климата».

Питание и режим реки обусловлены климатом, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

Последовательность выполнения работы

1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, рис. 40 на с. 76, рис. 42, 43 на с. 79, табл. «Крупные реки России» на с. 87, составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отмечены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана принадлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенности водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны падение, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйственного использования. Знаки легенды карты придумать самостоятельно.

Практическая работа 9.

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрастом территории - с другой.

Цели работы: 1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной карты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите условия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Практическая работа 10

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон

Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов.

Цели работы: 1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

2.Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме

Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.

Практическая работа 11

Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы: 1. Используя различные источники географичес­кой информации, выявить природные ресурсы и условия их освое­ния на примере Кавказа.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники геофафической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа на с. 16-27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.

2. На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты долж­ны соответствовать знакам легенды атласа.

3. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

Практическая работа 12

Составление по каргам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)

Восхождение человечества к вершинам прогресса теснейшим образом связано с использованием им разнообразных даров природы - природных (или естественных) ресурсов.

Цели работы: 1. Составить по картам и статистическим материалам характеристику водных ресурсов.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, составьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.

2. Результаты оформите в виде таблицы.

Практическая работа (урок №1) Характеристика географического положения России.

Ход работы:

План характеристики географического положения страны

    На каком материке находится страна, в какой его части?

    Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

    В каких поясах освещенности находится страна?

    Каковы сухопутные и морские границы страны?

    Какой город является столицей?
    В какой части страны он находится?
    Какие имеет географические координаты?

На контурной карте России:

    Красным цветом обозначьте государственную границу России;

    Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

    Подпишите названия приграничных с Россией государств;

    Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа (урок №3)

Тема: "Определение поясного времени по карте часовых поясов"

Цели работы:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы
1. Теоретическая часть (время выполнения /5 мин).

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

    Какое время называется местным?

    Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

    Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

    Какой часовой пояс принято считать нулевым?

    Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

    В каком часовом поясе находится Ставрополь?

    Что называется поясным временем?

    Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

2. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени

Пример: определить поясное время в Я кутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва – 10 ч.

Якутск -?

Последовательность выполнения задания:

1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - В 8-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:

8 - 2 = 6;

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

10 + 6 = 16.

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске- Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Практическая работа (урок №9)

Тема : «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа (урок №12)

Тема: "Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа (урок №17)

Тема: " Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

    Проведите анализ синоптической карты

    Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Иркутск

Хабаровск

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Практическая работа (урок №20)

Тема: " Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. "

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, го дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ ники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб ника, табл. «Реки России», составьте характеристику реки Лена по предло женному плану.

Река Лена

1. Исток, направление течения, устье

2. К бассейну какого океана принадлежит

3. Источники питания

4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки

5. Годовой сток

6. Длина реки

7. Падение реки

8. Уклон реки

9. Возможность ее хозяйственного использования

Справочный материал «Реки России»

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Вы сота устья

Притоки

Лена

Байкальский хребет

море Лапте вых

4400

930

Алдан, Вилюй, Олекма, Витим

Практическая работа (урок №25)

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.

Ход работы

    Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами

    Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.

    Каковы закономерности распределения речного стока?

    Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.

Высказать свои предложения по использованию вод данного региона

Практическая работа (урок №28)

Тема: " Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах."

Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов.

Л. С. Берг

Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными компонентами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

    Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.

Практическая работа (урок №32)

Прогнозирование изменения одного природного – территориального комплекса при заданом изменении другого

Ход работы:

    Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:

Глобальное потепление

климата

Опустынивание

Изменение годового

количества осадков:

_________________

_________________

Изменение внутренних вод:

_________________

_________________

Изменение почв:

_________________

_________________

Изменение растительности:

_________________

_________________

Изменение животного мира:

_________________

_________________

Практическая работа (урок №36)

Тема "Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по Восточно-Европейской равнине"

Цели работы:

1 . Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

3. Определить закономерности распределение температур и осадков, научиться объяснять причины такого распределения.

4. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы

Последовательность выполнения работы

    Определите температурами января и температуры июля

    Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах.

    Определите количество выпадающих осадков.

    Результаты работы оформите в виде таблицы.

север

центр

юг

запад

восток

Суммарная радиация,

ккал/см 2

Температура января

Температура июля

осадки

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается. Объясните полученные результаты.

практическая работа. (урок №41) составвление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа

Северный Кавказ (по схеме в учебнике стр. 202, рис.162)

Географические задания учащимся, отправляющимся в поход на Северный Кавказ.
1. Как располагаются пояса снизу вверх в горах Северного Кавказа.
2. Описать растительность каждой зоны.
3. Сделать схематические рисунки высотных поясов.
Выявить причинно - следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности. Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.
5. Почему смена природных условий в горах происходит по вертикали и проявляется более резко, чем на равнине
6. Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

1.

Выявить причинно - следственные связи

Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.

Практическая работа (урок № 45)

Тема: " Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа "

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы:

1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их освоения на Урала.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа установите, какими природными ресурсами богат данный район.

    На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны соответствовать знакам легенды атласа.

    На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

практическая работа (урок №49)

«Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»

Планируемые результаты :

- личностные:

понимание и принятие правил работы при проведении практической работы, осознание целостности мира, осознание себя гражданином РФ

- метапредметные:

познавательные умения:

работать с различными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой , устанавливать причинно-следственные связи, создавать ЛОК

регулятивные умения:

ставить учебные задачи , планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу и работу одноклассников

коммуникативные умения:

организовывать работу в группе, выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог

предметные умения:

использовать различные формы географической информации: рисунки учебника, карты атласа, описания для выполнения практической работы, работать на контурной карте, объяснять закономерности распространения болот на территории Западной Сибири, составлять логическую схему по теме, определять влияние заболоченности на освоение региона;

Источники знаний, на основе которых выполняется работа: атлас по географии 8 класса, текст и рисунки учебника: География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС». 2010

Способы познавательной деятельности учащихся: аналитико-синтетические (анализ и сопоставление карт, установление причинно-следственных связей, характеристика условий)

Форма представления учащимися результатов работы:

    работа на контурной карте;

    схема причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири;

    устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий

Задания учащимся

1. Западно-Сибирской низменности принадлежит мировой рекорд по количеству болот на единицу площади (площадь заболоченной территории около 800 тысяч квадратных километров).

Пользуясь необходимыми картами атласа, рисунками 47, 50 учебника, выполните задания на контурной карте:

А) обозначьте районы распространения болот на территории Западной Сибири;

Б) нанесите границы природных зон, вычислите и напишите коэффициент увлажнения для каждой природной зоны;

В) нанесите границу распространения вечной мерзлоты.

2. Подпишите названия крупнейших рек Западной Сибири. Вспомните, что такое уклон реки и как он определяется. Рассчитайте уклон Оби на отрезке от Нижневартовска до устья, если известно, что урез реки у Нижневартовска составляет 35 м, а расстояние до устья – 1711 км.

Подпишите величину уклона Оби на контурной карте.

    Проанализируйте информацию на контурной карте и составьте схему причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири.

Задание 4, 5 и 6 выполняются в паре.

4. Сильная заболоченность территории Западно-Сибирской низменности вызывает большие трудности в ее освоении, резко ухудшают условия труда и быта людей.

Пользуясь необходимыми картами атласа, устно определите:

А) среднюю плотность населения и особенности размещения населения Западной Сибири;

Б) общую особенность транспортно-географического положения большинства городов;

В) основные районы нефтяных и газовых месторождений

5. Проанализируйте следующие факты:

А) в Западной Сибири лесов гораздо больше, чем на Русской равнине, тем не менее большая часть древесины заготавливается на европейской территории.

Б) основной метод работы нефтяников – вахтовый, без постоянного проживания.

Ярко описал свои впечатления Сергей Медведев:

Вспоминать тебя мне неохота,

память не тревожа и не зля,

В вечном утонувшая болоте

Западно-Сибирская земля!

Нефть, брусника – это позолота,

а за тонким слоем позолот –

Мерзлота и вечные болота,

ужасы погоды круглый год!

В тех краях зимой трещат морозы,

заметают местности снега,

Летом комаров, жару и грозы

терпят озверевшая тайга

6. На основании изученных материалов составьте устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.

Данная практическая работа является программной, была проведена в конце изучения темы Западная Сибирь, когда учащиеся уже познакомились с особенностями природы данного региона. Поэтому она носит обобщающий характер, ведь для определения причинно-следственных связей формирования болот на территории равнины необходимо знать особенности и рельефа, и климата, и внутренних вод. На выполнение практической работы программой отведен отдельный урок.

Практическая работа выполняется учащимися индивидуально, предусматривает разные формы работы: на контурной карте, в тетрадях составление схемы причинно-следственных связей, составление устного описания. Это также позволяет закрепить и проверить умения учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, хорошо успевающим ребятам была предложена схема не заполненная, у слабо успевающих – часть схемы уже заполнена (как на образце).

Практическая работа (урок №52)

«Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска»

Цель:

    выявить тесную связь в жизни, быте, хозяйственной деятельности человека и природных условий территории проживания;

    проверить умение получать информацию из разных источников, делать выводы.

Ход работы:

Задание 1. Заполнить таблицу, взяв данные из атласа учебника и используя свой кругозор и жизненный опыт:

Животные

лето

зима

Климатических условий

Др. климатических явлений

Главные черты природы

Норильска

Влияние природных компонентов:

а) на быт;

б) на хоз. деятельность

Задание 2. Какие из природных условий Норильска можно назвать комфортными (благоприятными), а какие экстремальными (неблагоприятными)?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (урок №59)

по теме «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая на»

Цели: 1. Установить зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Ход работы: Составьте в тетради характеристику рельефа и полезных ископаемых Алтая по следующему плану:

    Где находится территория?

    К какой тектонической структуре приурочена?

    Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают? Как это отразилось в рельефе?

    Как изменяются высоты по территории?

    Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа? Какие формы они создали?

    Какие полезные ископаемые есть на равнине, где и почему они распространены?

Практическая работа (урок №64)

Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:

1. В какой части России находится описываемый регион?

2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?

3. Основные климатические показатели данной территории:

Средняя температура января и июля;

Годовое количество осадков и их сезонность;

Коэффициент увлажнения.

4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа(урок № 67)

Составление географического прогноза изменение ПТК какого-либо участка при строительстве через него автомагистрали

Ход работы:

    1. работаем в группах

      Определяемся по специальностям 6 проектировщики, население, экологи

      Каждая группа подготавливают свою точку зрения на данный вопрос

      Слушаем выступление каждой группы и задаем вопросы

.

2.1. Географическое распределение температуры приземного слоя атмосферы

Распределение температуры на обширных территориях или на всем земном шаре можно представить с помощью карт изотерм. Изотермами называют линии, соединяющие на карте точки с оди­наковой температурой воздуха в данный момент или в среднем за тот или иной промежуток времени.

Для сравнимости наблюдений, выполненных в различных пунк­тах, измеренную температуру приводят к уровню моря. Необходи­мость в этом вызвана тем, что температура воздуха в среднем убы­вает с высотой. Поэтому над возвышенностями она в среднем ниже, чем в расположенных рядом долинах. Приведение температуры к уровню моря производится исходя из того, что в тропосфере она понижается в среднем на 0,6° С/100 м.

Изотермы на картах в зависимости от цели их построения про­водят через 1, 2, 4, 5° С, а иногда и через 10° С. Для выявления ха­рактера в различное время года удобно пользоваться изотермами среднемесячной температуры двух месяцев года: самого холодного (января) и самого теплого (июля) .

Изотермы января (рис. 2) не совпадают с широтными кругами. Они имеют различные изгибы, наиболее ярко выраженные в север­ном полушарии, особенно в районах перехода с моря на сушу и на­оборот. Объясняется это различием температур воздуха над водое­мами и континентами. В южном полушарии, где преобладает вод­ная поверхность изотермы, проходят более плавно и имеют почти широтное направление. В северном полушарии изотермы располо­жены гуще, чем в южном. Особенно это проявляется над мате­риками, где контрасты температур между отдельными районами больше, чем над океанами.

Рис. 2. Изотермы января (°С)

Над северной частью Атлантического океана направление январских изотерм приближается к меридиональному. Объясняется это тем, что здесь на температуру воздуха влияет теплое течение Гольфстрим, омывающее западные берега Европы. Почти в мери­диональном направлении зимой проходят изотермы и на севере европейской части России. Температура здесь понижается по мере удаления от океана, т. е. с запада на восток, примерно до 135° в. д. На севере Якутии, в районе Верхоянска и Оймякона, располагается так называемый полюс холода, окаймленный изотермой -50° С. В отдельные дни температура здесь опускается еще ниже: в Верхо­янске она достигала -68° С, а в Оймяконе отмечен абсолютный ми­нимум температуры воздуха в северном полушарии, равный -71° С. Полюс холода в районе Оймякона обусловлен физико-географи­ческими факторами: Оймякон расположен в котловине, куда сте­кает холодный воздух с севера. Здесь он застаивается, так как перемешивание его зимой при отсутствии значительного нагрева ослаблено.

Вторым полюсом холода в северном полушарии является Грен­ландия, где приведенная к уровню моря среднемесячная темпера­тура самого холодного месяца составляет -55° С. Минимальная температура здесь равна примерно 70°С. Возникновение грен­ландского полюса холода связано с большим альбедо ледникового плато. Небольшие очаги холода на картах январских изотерм на­блюдаются также над Скандинавией и Малой Азией. В южном по­лушарии в январе лето. Поэтому над Южной Америкой, Африкой и Австралией в это время расположены очаги тепла.

Июльские изотермы (рис. 3) в северном полушарии располо­жены значительно реже, чем январские, так как контрасты темпе­ратур между полюсом и экватором летом значительно меньше, чем зимой. Летом температура воздуха над материками выше, чем над океанами. Поэтому в северном полушарии над материками изо­термы изгибаются к северу. Над Северной Америкой, Африкой и Азией хорошо выражены замкнутые области тепла. Особенно сле­дует обратить внимание на область в Сахаре, где средняя темпе­ратура июля

Рис. 3. Изотермы июля (°С)

составляет 40 °С, а в отдельные дни она превышает 50 °С. Абсолютный максимум температуры в Северной Африке со­ставляет 58°С (южнее Триполи). Такая же температура была от­мечена в Калифорнии, в Долине Смерти, где повышению темпера­туры воздуха способствует рельеф местности (высокие горы и глубокие долины).

Самые высокие среднегодовые температуры наблюдаются при­мерно вдоль 10° с. ш. Линия, соединяющая точки с максималь­ными среднегодовыми температурами, называется термическим эк­ватором. Летом термический экватор смещается к 20° с. ш., а зи­мой приближается к 5-10° с. ш., т. е. всегда остается в северном полушарии. Объясняется это тем, что в северном полушарии больше материков, которые нагреваются сильнее, чем океаны юж­ного полушария.

В южном полушарии в июле зима. Изотермы здесь проходят почти в зональном направлении, т. е. совпадают по направлению с параллелями. В высоких южных широтах температура резко по­нижается по направлению к Антарктиде. На ледяном плато Антарк­тиды наблюдаются самые низкие температуры воздуха. На по­бережье Антарктиды средняя температура июля изменяется от -15 до -35° С, а в центре Восточной Антарктиды она достигает -70° С. В отдельные дни температура здесь опускается ниже -80° С. Например, на ст. Восток, расположенной на 78° ю. ш., за­регистрирована самая низкая на земном шаре температура воздуха у земной поверхности, равная -88,3° С. Таким образом, район, в котором расположена ст. Восток, является полюсом холода не только для южного полушария, но и для всего земного шара. Такое сильное охлаждение воздуха здесь объясняется тем, что ст. Восток расположена на плато, на высоте 3420 м. над уровнем моря, где при слабом ветре в условиях полярной ночи происходит сильное выхолаживание воздуха .

2.2. Непериодические изменения температуры воздуха.
Континентальность климата

Во внетропических широтах непериодические изменения темпе­ратуры воздуха настолько часты и значительны, что суточный ход температуры отчетливо проявляется лишь в периоды относительно устойчивой малооблачной антициклонической погоды. В остальное время он затушевывается непериодическими изменениями, которые могут быть очень интенсивными. Например, похолодания зимой, когда температура в любое время суток может упасть (в континентальных условиях) на 10-20° С в течение одного часа.

В тропических широтах непериодические изменения температу­ры менее значительны и не так сильно нарушают суточный ход температуры.

Непериодические изменения температуры связаны главным образом с адвекцией воздушных масс из других районов Земли. Особенно значительные похолодания (иногда называемые волна­ми холода) происходят в умеренных широтах в связи с вторжени­ями холодных воздушных масс из Арктики и Антарктиды. В Европе сильные зимние похолодания бывают также при проникновении холодных воздушных масс с востока, а в Западной Европе - с европейской территории России. Холодные воздушные массы иногда проникают в Средиземноморский бассейн и даже достигают Северной Африки и Передней Азии. Но чаще они задерживаются перед горными хребтами Европы, расположенны­ми в широтном направлении, особенно перед Альпами и Кавказом. Поэтому климатические условия Средиземноморского бассейна и Закавказья значительно отличаются от условий близких, но более северных районов.

В Азии холодный воздух свободно проникает до горных хребтов, ограничивающих с юга и востока территорию среднеази­атских республик, поэтому зимы на Туранской низменности достаточно холодны. Но такие горные массивы, как Памир, Тянь-Шань, Алтай, Тибетское нагорье, не говоря уже о Гималаях, являются препятствиями для дальнейшего проникновения хо­лодных воздушных масс к югу. В редких случаях значительные адвективные похолодания наблюдаются, однако, и в Индии: в Пенджабе в среднем на 8 - 9° С, а в марте 1911 г. температура упала на 20° С. Холодные массы при этом обтекают горные массивы с запада. Легче и чаще холодный воздух проникает на юго-восток Азии, не встречая по пути значительных преград.

В Северной Америке нет горных хребтов, проходящих в широтном направлении. Поэтому холодные массы арктического воздуха могут беспрепятственно распространяться до Флориды и Мексиканского залива.

Над океанами вторжения холодных воздушных масс могут глубоко проникать в тропики. Конечно, холодный воздух посте­пенно прогревается над теплой водой, но все же он может вызывать заметные понижения температуры.

Вторжения морского воздуха из средних широт Атлантическо­го океана в Европу создают потепления зимой и похолодания летом. Чем дальше в глубь Евразии, тем меньше становится повторяемость атлантических воздушных масс и тем больше меняются над материком их первоначальные свойства. Но все же влияние вторжений с Атлантики на климат можно проследить вплоть до Среднесибирского плоскогорья и Средней Азии.

Тропический воздух вторгается в Европу и зимой, и летом из Северной Африки и из низких широт Атлантики. Летом воздуш­ные массы, близкие по температуре к воздушным массам тропиков и поэтому также называемые тропическим воздухом, формиру­ются на юге Европы или приходят в Европу из Казахстана и Средней Азии. На Азиатской территории России летом наблюдаются вторжения тропического воздуха из Монголии, Северного Китая, из южных районов Казахстана и из пустынь Средней Азии.

В отдельных случаях сильные повышения температуры (до +30° C) при летних вторжениях тропического воздуха распро­страняются до Крайнего Севера России.

В Северную Америку тропический воздух вторгается как с Тихого, так и с Атлантического океана, особенно с Мексиканско­го залива. На самом материке массы тропического воздуха формируются над Мексикой и югом США.

Даже в области Северного полюса температура воздуха зимой иногда повышается до нуля в результате адвекции из умеренных широт, причем потепление можно проследить во всей тропосфере.

Перемещения воздушных масс, приводящие к адвективным изменениям температуры, связаны с циклонической деятельно­стью.

В менее значительных пространственных масштабах резкие непериодические изменения температуры могут быть связаны с фенами в горных районах, т.е. с адиабатическим нагреванием воздуха при его нисходящем движении.

Так как непериодические изменения температур каждый год происходят по-разному, то и средняя годовая температура воздуха в каждом отдельном пункте в разные годы различна. Так, в Москве в 1862 г. средняя годовая температура была +1,2° C, в 1925 г. +6,1° С. Средняя температура того или иного месяца в отдельные годы варьирует в еще более широких пределах, особенно для зимних месяцев. Так, в Москве за 170 лет средняя температура января колебалась в пределах 19° С (от -21 до -2° С), а июля -в пределах 7° С (от +15 до +22° С). Но это крайние пределы колебаний. В среднем температура того или другого месяца отдельного года отклоняется от многолетней средней для этого месяца зимой примерно на 3° С и летом на 1,5° С в ту или другую сторону .

Отклонение средней месячной температуры от климатической нормы называют аномалией средней месячной температуры данного месяца. Среднюю многолетнюю величину из абсолютных значений месячных аномалий температуры можно принять за меру изменчивости, которая тем больше, чем интенсивнее непериодиче­ские изменения температуры в данной местности, придающие одному и тому же месяцу в разные годы различный характер. Поэтому изменчивость средних месячных температур возрастает с широтой: в тропиках она небольшая, в умеренных широтах значительная, в морском климате меньше, чем в континентальном. Особенно велика изменчивость в переходных областях между морским и континентальным климатом, где в одни годы могут преобладать морские воздушные массы, в другие - континенталь­ные .

Континентальность климата. Климат над морем, характеризующийся малыми годовы­ми амплитудами температуры, естественно назвать морским в отличие от континентального климата над сушей с большими годовыми амплитудами температуры. Морской климат распро­страняется и на прилегающие к морю области материков, над которыми велика повторяемость морских воздушных масс. Можно сказать, что морской воздух приносит на сушу морской климат. Области океанов, где преобладают воздушные массы с близлежа­щего материка, обладают скорее континентальным, чем морским, климатом.

Хорошо выражен морской климат в Западной Европе, где круглый год господствует перенос воздуха с Атлантического океана. На крайнем западе Европы годовые амплитуды темпера­туры воздуха всего несколько градусов. С удалением от Атлантического океана в глубь материка годовые амплитуды температуры растут. Иначе говоря, растет континентальность климата. В Восточной Сибири годовые амплитуды достигают нескольких десятков градусов. Лето здесь более жаркое, чем в Западной Европе, зима гораздо более суровая. Близость Восточной Сибири к Тихому океану не имеет существенного значения, так как вследствие условий общей циркуляции атмосферы воздух с этого океана не проникает далеко в Сибирь, особенно зимой. Только на Дальнем Востоке приток воздушных масс с океана летом понижает температуру и тем самым несколько уменьшает годовую амплитуду.

Континентальный климат в среднем годовом холоднее морского. Это значит, что большая амплитуда в континентальном климате умеренных и высоких широт в сравнении с морским климатом создается не столько повышением летних температур, сколько понижением зимних температур. В тропических широтах, наобо­рот, повышенная амплитуда над сушей создается не столько более холодной зимой, сколько более жарким летом. Поэтому и средняя годовая температура в тропиках выше в континентальном климате, чем в морском.

По мере продвижения в глубь Евразии с запада на восток средние температуры самого теплого и самого холодного месяцев, средние годовые температуры и годовые амплитуды температуры меняются так, как это показано ниже (табл. 1) для нескольких мест на 52-й параллели:

Таблица 1.

Особенности распределения средних температур и годовых амплитуд воздуха в зависимости от континентальности климата

5 класс

Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

  1. 1 . Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность.
  2. Отпустите стрелку компаса рычажком, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой С. Теперь компас сориентирован.
  3. Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге.
  4. Определите, где находится восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на востоке; на западе.
  5. Выберите какой-либо объект и определите направление на него.

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

  1. Выберите масштаб:

а) определите размер участка в метрах;

б) насколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке,— так вы определили масштаб плана;

в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.

  1. Начертите контуры участка на листке.

а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой направление «север — юг»;

б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.

6 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам географических координат точек

и обозначение на контурной карте местоположения своего

населенного пункта по географическим координатам.

Цели работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. Научиться находить на географической карте местоположение своего населенного пункта по географическим координатам и обозначить его на контурной карте.

2.Учиться правильно оформлять контурную карту.

Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа №2.

Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.

Практическая работа №3.

Определение географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин.

Цели работы:

  1. H аучиться определять по картам географическое положение океана, его относительные размеры, преобладающие и максимальные глубины, прогнозировать возможности его использования человеком.
  2. Результаты работы уметь показать на контурной карте.

Последовательность выполнения работы.

  1. Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океана, указанного учителем, по предложенному плану.

План характеристики океана.

  1. Название океана.
  2. Его относительные размеры.
  3. В каких полушариях находится.
  4. Какие материки омывает.
  5. Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова.
  6. Самые большие острова в его границах.
  7. Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф - широкий или узкий.
  8. Течения (указать холодные и теплые).

2.На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые

Им, элементы береговой линии (моря, заливы, проливы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

3 .Условными знаками (знаки легенды карты придумайте самостоятельно)

Покажите виды хозяйственной деятельности в океане.

  1. В условных обозначениях не забудьте объяснить значение условных знаков.

7 класс

Практическая работа №1 «Определение по картам расстояния между точками, координат точек».

Цель работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты, расстояния между точками.

Последовательность выполнения работы.

Используя физическую карту мира заполните таблицу:

Практическая работа №2

«Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели работы:

  1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых.
  2. Учиться правильно работать с контурной картой.
  1. Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:

горы - Атлас, Капские, Драконовы;

нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское;

плоскогорье - Восточно-Африканское;

вулкан Килиманджаро.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

  1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
  2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.
  3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.
  4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

Практическая работа №3

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

  1. Обозначьте на контурной карте :

Горы - Атлас, Капские, Драконовы,

Нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское,

Плоскогорье - Восточно -Африканское

Вулканы - Килимонджаро, Камерун, г. Кения

Пустыни - Сахара, Калахари, Намиб.

  1. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

8 класс

Практическая работа №1.

«Определение поясного времени»

Цели работы: в ходе выполнения практической работы, используя текст учебника.

  • Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
  • Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы

  1. I . Теоретическая часть

Изучив текст § 4 и рис. 9 на с. 24:

  1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
  2. Какое время называется местным?
  3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
  4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
  5. Какой часовой пояс принято считать нулевым?
  6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
  7. В каком часовом поясе находится Ставрополь
  8. Что называется поясным временем?
  9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
  10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
  11. Какое время называют декретным, летним, московским?
  1. II . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени
  1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.
  2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
  3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
  4. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Практическая работа №2.

«Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте».

Цели работы:

  1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
  2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы.

  1. По карте атласа « Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
  1. Как обозначены на карте типы месторождений: магматических и метаморфических? Осадочных?
  1. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые

(магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу?

Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

  1. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
  1. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая

структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной

зависимости

Древние платформы:

Осадочный чехол;

выступы кристал-

лического фундамента

Осадочные (нефть, газ,

уголь…)

Магматические(…)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа №3.

«Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годовое количество осадков».

Цели работы:

  1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2.Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы.

  1. Рассмотрите рис.39 на с.89 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.40 на с.90 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.41 на с.91 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где- меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

9 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам

особенностей экономико-географического положения России.

Ход работы:

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
  5. Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
  6. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
  7. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
  8. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Пр.р.№2

«Определение по картам и статическим материалам закономерностей в размещении населения»

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то размещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-географической характеристики любой территории.

Н.Н. Баранский

Цели работы:

1.Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.

2.Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала(карты атласа, текстовые карты, статистические материалы) , делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите среднюю плотность населения России.
  2. Рассмотрев карту атласа « Население», текстовые карты учебника сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Пр.р.№3

«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

Н.Н. Баранский.

Цели работы:

  1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
  2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.
  2. Проанализируйте экономическую карту атласа. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких- металлоемкое машиностроение?
  3. Обоснуйте сделанный вывод.
  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино-

строения

Примеры

отраслей

Факторы

размещения

Основные

районы

размещения

Политическая карта мира .

Последовательность выполнения работы

Нанесите на контурную карту:

  1. страны гиганты.
  2. Микрогосударства.
  3. 10 стран, крупнейших по численности населения.
  4. 3 государства с монархической формой правления.
  5. 3 государства - федерации.
  6. «Большую семерку».
  7. НИС.

Укажите столицы всех нанесенных на контурную карту государств.

Для каждого задания придумайте свой условный знак.

Практическая работа №2.

Составление картосхемы размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.

Цели работы:

1.Выделить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых.

2.Проверить и оценить знания основных закономерностей размещения минеральных ресурсов.

  1. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.

Последовательность выполнения работы

  1. Используя карту атласа «Минеральные ресурсы» на контурной карте условными знаками обозначьте основные угольные, нефтегазоносные бассейны и рудные пояса, районы размещения химического сырья и алмазов.
  1. Выделите районы выгодных территориальных сочетаний полезных ископаемых.

Практическая работа №3
Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Для выполнения задания использовать

1)учебник В.П.Максаковского.География,10 класс

Тема «Северная Америка»,(тема 9,параграф 2)

2)Атлас,10 класс.Экономическая и социальная география мира.(США.Экономическая карта,Экологические проблемы мира.)

3)контурная карта.(США)

Цели работы:


  1. Выделить районы загрязнения окружающей среды в США, выявить источники загрязнения.

  2. Научиться находить пути решения экологических проблем.

Последовательность выполнения работы.


  1. Используя знания, карту атласа «Экологические проблемы мира», нанесите на картосхему районы загрязнения окружающей среды в США с указанием источников загрязнения. Знаки легенды придумайте самостоятельно или используйте знаки легенды карты атласа.

  2. Предложите пути решения выявленных экологических проблем.(на листочке, прикреплённом к карте)