Географическое распределение температуры приземного слоя атмосферы. Закономерности распределение температуры воздуха, осадков и увлажнения по территории россии

Географическое распределение температуры воздуха показывают с помощью изотерм – линий, соединяющих на карте точки с одинаковыми температурами. Распределение температуры воздуха зонально, годовые изотермы в целом имеют субширотное простирание и соответствуют годовому распределению радиационного баланса.

В среднем за год самой теплой параллелью является 100 с.ш. с температурой 270 С – это термический экватор. Летом термический экватор смещается до 200 с.ш., зимой – приближается к экватору на 50 с.ш.

Территория России расположена в нескольких климатических поясах. Большая её часть находится в умеренном климатическом поясе, в котором выделяются несколько климатических областей. Северные материковые районы и острова Северного Ледовитого океана, за исключением южного острова Новой Земли, островов Вайгача, Колгуева и других в южной части Баренцева моря, лежат в арктическом и субарктическом поясах. В субтропическом поясе расположено Черноморское побережье Кавказа. Климат нашей страны характеризуется наличием четырёх сезонов года.

Распределение температур июля на территории России определяется в первую очередь географической широтой. Минимальные температуры (0˚ С) отмечаются на севере страны, где угол падения солнечных лучей минимален, хотя продолжительность освещения значительная (полярный день). С увеличением угла падения солнечных лучей возрастает среднемесячная температура воздуха. На широте Москвы она достигает +16˚ С, а на Прикаспийской низменности +24-28˚ С. Таким образом, изотермы июля на большей части нашей страны имеют широтное простирание.

На распределение температур января решающее влияние оказывает не географическая широта, а движение воздушных масс. Относительно тёплый в зимнее время Атлантический океан в связи с западным переносом воздуха распространяет своё отепляющее влияние вплоть до Енисея. Чем ближе к Атлантике, тем теплее. Изотермы января имеют субмеридиональное простирание: на западе страны 8˚ С, в Москве 12˚ С, в Западной Сибири 20˚ С, в восточной ниже 30˚ С.

Наиболее низкие температуры воздуха отмечаются на северо-востоке Сибири. Эта территория считается полюсом холода Северного полушария. При средней температуре января 48˚ С абсолютный минимум составил 77,8˚ С. При таких температурах воздуха резина колется, подобно стеклу, и застывает даже керосин.

Формирование столь низких температур воздуха определяется сочетанием многих климатообразующих факторов – низким углом падения лучей, отсутствием отепляющего влияния океанов, сильным радиационным выхолаживанием в условиях антициклональных типов погод, скапливанием и застаиванием холодного воздуха в межгорных котловинах.

Географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности

1. Рассматривая карты многолетнего среднего распределения температуры воздуха на уровне моря для отдельных календарных месяцев и для всего года, мы обнаруживаем в этом распределении ряд закономерностей, указывающих на влияние географических факторов.

Таково прежде всего влияние широты. Температура в общем убывает от экватора к полюсам в соответствии с распределением радиационного баланса земной поверхности. Это убывание особенно значительно в каждом полушарии зимой, потому что вблизи экватора температура мало изменяется в годовом ходе, а в высоких широтах зимой она значительно ниже, чем летом.

Однако изотермы на картах не вполне совпадают с широтными кругами, как и изолинии радиационного баланса. Особенно сильно они отклоняются от зональности в северном полушарии. В этом ясно видно влияние расчленения земной поверхности на сушу и,море, что мы подробнее рассмотрим дальше. Кроме того, возмущения в распределении температуры связаны с наличием снежного или ледяного покрова, горных хребтов, с теплыми и холодными океаническими течениями. Наконец, на распределение температуры влияют и особенности общей циркуляции атмосферы. Ведь температура в каждом данном месте определяется не только условиями радиационного баланса в этом месте, но и переносом воздуха из других районов. Например, самые низкие температуры в Евразии обнаруживаются не в центре материка, а сильно сдвинуты в его восточную часть. В западной части Евразии температуры зимой выше, а летом ниже, чем в восточной, именно потому, что при преобладающем западном направлении воздушных течений с запада в Евразию далеко проникают массы морского воздуха с Атлантического океана.

2. Год. Отклонения от широтных кругов меньше всего на карте средних годовых температур для уровня моря (карта XI). Зимой материки холоднее океанов, а летом теплее, поэтому в средних годовых значениях противоположные отклонения изотерм от зонального распределения частично взаимно компенсируются. На средней годовой карте мы находим по обе стороны от экватора в тропиках широкую зону, где средние годовые температуры выше 25 °С. Внутри этой зоны очерчиваются замкнутыми изотермами острова тепла над Северной Африкой и, менее значительные по размерам, над Индией и Мексикой, где средняя годовая температура выше 28 °С. Над Южной Америкой, Южной Африкой и Австралией таких островов тепла нет; однако над этими материками изотермы прогибаются к югу, образуя <языки тепла>: высокие температуры распространяются здесь дальше в сторону высоких широт, чем над океанами. Мы видим, таким образом, что в тропиках в среднем годовом материки теплее океанов (речь идет о температуре воздуха над ними).

Во внетропических широтах изотермы менее отклоняются от широтных кругов, особенно в южном полушарии, где подстилающая поверхность в средних широтах представляет собой почти сплошной океан. Но в северном полушарии мы все-таки находим в средних и высоких широтах более или менее заметные отклонения изотерм к югу над материками Азии и Северной Америки. Это значит, что в среднем годовом материки в этих широтах несколько холоднее океанов.

Самые теплые в среднем годовом места Земли лежат на побережьях южной части Красного моря. В Массауе (Эритрея, 15,6° с. ш., 39,4° в. д.) средняя годовая температура на уровне моря 30 °С, а в Ходейде (Йемен, 14,6° с. ш., 42,8° в. д.) даже 32,5 °С. Самым холодным районом является Восточная Антарктида, где в центре плато средние годовые температуры -50 ... ... 55 С. 1

3. Январь (карта XII). На картах для января и июля (центральные месяцы зимы и лета) отклонения изотерм от зонального направления значительно больше. Правда, в тропиках северного полушария январские температуры на океанах и материках довольно близки между собой (под каждой данной параллелью). Изотермы проходят не особенно сильно отклоняясь от широтных кругов. Внутри тропиков температура мало изменяется и с широтой. Но вне тропиков в северном полушарии она быстро убывает к полюсу. Изотермы проходят здесь очень густо в сравнении с июльской картой. Помимо того, мы находим над холодными материками северного полушария во внетропических широтах резко выраженные прогибы изотерм в направлении к югу, а над более теплыми океанами - к северу: языки холода и тепла.

Карта XI. Распределение средней годовой температуры воздуха на уровне моря (°С).

Особенно значителен прогиб изотерм к северу над теплыми водами Северной Атлантики, над восточной частью океана, где проходит ветвь Гольфстрима - Атлантическое течение. Мы видим здесь яркий пример влияния океанических течений на распределение температуры. Нулевая изотерма в этом районе Северной Атлантики проникает за полярный круг (зимой!). Резкое сгущение изотерм у берегов Норвегии говорит еще об одном факторе - о влиянии прибрежных гор, за которыми скапливается в глубине полуострова холодный воздух. Это усиливает контраст между температурами над Гольфстримом и Скандинавским полуостровом. В районе Тихоокеанского побережья Северной Америки можно заметить сходное влияние Скалистых гор. Но сгущение изотерм на восточном побережье Азии связано преимущественно с характером атмосферной циркуляции: в январе теплые массы воздуха с Тихого океана почти не попадают на материк Азии, а холодные континентальные воздушные массы быстро прогреваются над океаном.

Над северо-востоком Азии и над Гренландией мы находим даже замкнутые изотермы, обрисовывающие острова холода. В первом районе, между Леной и Индигиркой, средние температуры января достигают -48°С, а на уровне местности -50 °С и ниже, абсолютные минимумы - даже -70 °С. Это район якутского полюса холода. Самые низкие температуры наблюдаются в Верхоянске (67,5° с. ш., 133,4° в. д.) и Оймяконе (63,2° с. ш., 143,1° в. д.).

Северо-восток Азии зимой имеет очень низкие температуры во всей толще тропосферы. Но возникновению чрезвычайно низких минимумов температуры у земной поверхности способствуют в указанных районах орографические условия: эти низкие температуры наблюдаются на впадинах или долинах, окруженных горами, где создается застой воздуха в нижних слоях.

Вторым полюсом холода в северном полушарии является Гренландия. Средняя температура января на уровне местности здесь понижается до -55 °С, а наинизшие температуры в центре острова доходят, по-видимому, до таких же низких значений, как в Якутии (-70 °С), На карте изотерм для уровня моря этот гренландский полюс холода выражен не так хорошо, как якутский, вследствие большой высоты гренландского плато. Существенное отличие гренландского полюса холода от якутского состоит в том, что и летом температуры над льдами Гренландии очень низки: средняя температура июля на уровне местности до - 15°С. В Якутии же температуры летом сравнительно высоки: того же порядка, что под соответствующими широтами в Европе. Поэтому гренландский полюс холода является постоянным, а якутский - только зимним. Очень холоден и район Баффиновой Земли.

Карта XII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в январе (°С).

В области Северного полюса средняя температура зимой выше, чем в Якутии и Гренландии, так как циклоны сравнительно часто заносят сюда воздушные массы с Атлантического и Тихого океанов.

В южном полушарии в январе лето. Распределение температуры в тропиках южного полушария над океанами весьма равномерно. Но над материками в Южной Африке, Южной Америке и особенно в Австралии намечаются Хорошо выраженные острова тепла со средними температурами до 34 °С в Австралии. Максимальные температуры достигают в Австралии 55 °С. В Южной Африке температуры на уровне местности не так высоки вследствие значительных высот местности над уровнем моря: абсолютные максимумы температуры не превышают 45 °С.

Во внетропических широтах южного полушария температура падает более или менее быстро примерно до 50-й параллели. Затем идет широкая зона с однородными температурами, близкими к 0-5 °С, до самых берегов Антарктиды. В глубине ледяного материка температура падает до -35°С. Следует обратить внимание на языки холода над океанами у западных берегов Южной Америки и Южной Африки, связанные с холодными океаническими течениями.

4. Июль (карта XIII). В июле в тропиках и субтропиках северного, теперь летнего полушария хорошо выражены острова тепла с замкнутыми изотермами над Северной Африкой, Аравией, Центральной Азией и Мексикой. Нужно заметить, что как Мексика, так и Центральная Азия обладают большими высотами над уровнем моря, и температуры на уровне местности там не так высоки, как на уровне моря.

Средние июльские температуры в Сахаре достигают 40 °С (на уровне местности несколько ниже). Абсолютные максимумы температуры в Северной Африке доходят до 58 °С (Азизия в Ливийской пустыне, южнее города Триполи; 32,4° с. ш., 13,0° в. д.). Немногим ниже, 57°С, абсолютный максимум температуры в глубокой впадине среди гор в Калифорнии, в Долине

Карта XIII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в июле (°С).

Рис. 28. Зависимость средней температуры воздуха у земной поверхности от географической широты. 1 - январь, 2 - июль, 3 - год.

Смерти (36,5° с. ш., 117,5° з. д.). В СССР абсолютные максимумы температуры в Туркмении доходят до 50 °С.

Над океанами воздух холоднее, чем над материками, как в тропиках, так и во внетропических широтах.

Островов тепла и холода с замкнутыми изотермами во внетропических широтах северного полушария нет, но заметны прогибы изотерм к экватору над океанами и к полюсу над материками. Прогиб изотерм к югу мы видим и над Гренландией с ее постоянным ледяным покровом. Низкие температуры над Гренландией, конечно, лучше выражены на уровне местности, где средняя температура в центре острова ниже -15 °С.

Интересно сгущение изотерм у берегов Калифорнии, связанное с соседством перегретых пустынь и холодного Калифорнийского течения. Средняя температура июля на побережье Северной Калифорнии около 16°С, а в пустыне внутри страны до 32 °С и выше. Следует также отметить языки холода над Охотским и Беринговым морями и над Байкалом. Температура над последним в июле понижена примерно на 5°С по сравнению с районами, удаленными от озера на 100 км.

В южном полушарии в июле зима и замкнутых изотерм над материками нет. Влияние холодных течений у западных берегов Америки и Африки сказывается и в июле (языки холода). Но в общем изотермы особенно близки к широтным кругам. Во внетропических широтах температура довольно быстро понижается в направлении к Антарктиде. На окраинах материка она достигает -15...-35 °С, а в центре Восточной Антарктиды средние температуры близки к -70 °С. В отдельных случаях наблюдаются температуры ниже -80 °С, абсолютный минимум ниже -88 °С (ст. Восток, 72,1° ю. ш., 96,6° в. д., высота 3420 м). Это полюс холода не только южного полушария, но и всего земного шара.

1. Изотермы.

2. Географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности.

3. Распределение температуры воздуха с высотой.

1. Изотермы

Распределение тепла на картах показывают при помощи изотерм. Если нанести на географическую карту средне месячные или средне годовые значения температуры воздуха по данным многолетних измерений на отдельных метеостанциях и соединить точки с одинаковой величиной, то мы получим на карте средние изотермы.

Изотермы – линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями температуры, наблюдаемыми в различных местах (Погосян, Туркетти, 1970).

Изотермы (от гр. isos – равный, therma – тепло) – линии равных значений температуры на синоптической карте, или на карте средних температур за некоторый промежуток времени, или на многолетней средней карте, или на вертикальном разрезе, или на аэрологической диаграмме (Метеорологический словарь, 1974).

Изотермы являются частным случаем изолиний (линий равных значений) метеовеличин. Наиболее употребляемыми являются карты января и июля. Поскольку метеостанции расположены на разной высоте, то на показания температуры большое влияние оказывает абсолютная высота станции над уровнем моря (температура с высотой уменьшается), чтобы исключить влияние этого фактора, строят карты приведенных температур.

Приведение температуры к уровню моря – это увеличение температуры на каждой станции, расположенной выше уровня моря, соответственно высоте станции. При этом вертикальный температурный градиент принимается в размере 0,65° на 100 м. В горных районах на карте приведенных температур они оказываются значительно белее высокими, чем действительные температуры на уровне местности.

Существуют также и карты неприведенных (реальных) температур. На картах температур на уровне местности (неприведенных) провести изотермы в горных районах трудно из-за чрезвычайной пестроты распределения температур, обусловленной различиями в высоте станций. Поэтому на картах неприведенных температур изотермы над большими горными массивами вообще не проводятся.

2. Распределение температуры воздуха у земной поверхности

Тепло по поверхности Земли распространено зонально-регионально. На географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности оказывает влияние ряд факторов:

    географическая широта;

    распределение суши и моря;

    океанические течения;

    характер земной поверхности (снеговой, ледовые покровы; горные страны и т.д.);

    общая циркуляция атмосферы.

Если проследить за ходом изотерм, то можно заметить, что они не повторяют параллели, а имеют довольно сложную форму. Так, январская изотерма 0° на севере Тихого океана расположена вблизи 60° с.ш., а над Северной Америкой проходит несколько южнее 40° с.ш., т.е. смещается вдоль меридиана на 20°, что составляет 2200 км. Следуя затем вдоль берегов Америки, эта изотерма достигает на севере Норвежского моря 70° с.ш., а обогнув северные берега Европы, она смещается к бассейну Дуная, и, следуя к востоку, оказывается на территории Китая южнее 34° с.ш. Таким образом, получается, что в январе средняя температура воздуха одинакова на крайнем севере Атлантики (70° с.ш.) и в Центральном Китае (34° с.ш.).

Распределение температуры воздуха на уровне моря в июле представлено на карте.

Для лучшей ориентации в изменениях температуры в зависимости от широты вычисляют среднюю температуру широтных кругов (зональные температуры). Для этого на карте изотерм определяют температуру в ряде точек, равномерно распределенных на интересующем нас широтном круге, затем из этих значений вычисляют среднее значение.

В январе средняя температура самая высокая на экваторе (27°С). В июле самой теплой параллелью является 20° с.ш. с температурой 28°С. в среднем за год самая теплая параллель 10° с.ш. с температурой 27°С.

Самую теплую параллель называют термическим экватором . В течение года термический экватор остается в северном полушарии, перемещаясь от зимы к лету в более высокие широты.

От экватора к полюсу температура падает в среднем на 0,5–0,6°С на 1° широты. Однако внутри тропиков она изменяется с широтой мало. В средних широтах это изменение нарастает и достигает max, в высоких – вновь уменьшается. Зимой температура падает в направлении экватор-полюс сильнее, чем летом.

Разность температуры между Северным и Южным полушариями на одних и тех же широтах в одинаковые сезоны колеблются в широких пределах. Между 30° и 70° широты зима в Северном полушарии заметно холоднее, чем в Южном. Летом, наоборот, во всем Северном полушарии намного теплее, чем в Южном. Это объясняется тем, что в Северном полушарии по сравнению с Южным преобладает суша. Так в средних широтах Северного полушария суша составляет 45–61% поверхности, а в Южном – лишь 0–4%. Еще более значительны отличия в высоких широтах.

Вследствие наличия ледяного материка Антарктида с преобладающим режимом высокого атмосферного давления, высокие широты Южного полушария значительно холоднее, чем Северного.

По средней температуре широтных кругов можно подсчитать и среднюю температуру воздуха для всего полушария и для целого земного шара. Северное полушарие зимой холоднее (8°), чем Южное (10°), а летом теплее (соответственно 22°С и 17°С). Годовая амплитуда температур для Северного полушария ровна 14°С, а для Южного – только 7°С. Это означает, что климат Северного полушария в целом более континентальный, чем Южного. Увеличение амплитуды температуры в Северном полушарии по сравнению с Южным обусловлено более жарким летом.

Средняя температура воздуха у земной поверхности для всего земного шара в январе равна 12°С, в июле 16°С, в среднем за год 14°С. Сильное зимнее охлаждение материков северного полушария и такое же сильное прогревание в летний период делают январь для всего земного шара в целом значительно холоднее июля, несмотря на большую близость Земли к Солнцу в январе по сравнению с июлем.

Аномалии в распределении температур

Влияние материков и океанов на режим температуры воздуха вблизи поверхности земли можно характеризовать картой разности между средней месячной (годовой) температурой над материками и океанами и соответствующей температурой широтного круга. Эта разность называется термической аномалией . Например, средняя широтная температура января на параллели 71° с.ш. равна -27°С; на о. Ян-Майен она составляет -5°С, соответственно, термическая аномалия положительная и равна +22°С.

Нанесем на карту аномалии средних годовых (месячных) температур воздуха и соединим точки с равными аномалиями. Мы получим карту изаномал температуры (термоизаномал), которая наглядно показывает, в каких областях Земли температура воздуха повышена и в каких понижена по сравнению со средними температурами соответствующих параллелей (карта не приводится).

В январе на материках Северного полушария и океанах отклонения средних месячных температур от средних широтных в различных районах достигают больших значений. Наибольшие положительные аномалии достигаются на океанах, а наибольшие отрицательные – над восточными районами материков в умеренных широтах. По мере приближения к экватору величина отклонений температуры уменьшается, и на 0° с.ш. достигает 2–3°С. В Южном полушарии вследствие его океаничности, малых размеров материков отклонения температуры от зональной не превышает 6–8°С летом и 4–6°С зимой.

Карты изаномал наглядно показывают, в каких областях Земли температура воздуха повышена, а в каких понижена по сравнению со средней широтной температурой. Таким образом, влияние географической широты на распределение температуры исключено. Карты изаномал показывают только температурные отличия на меридианах, которые определяются распределением суши и моря, а точнее их различиями в условиях нагревания.

Сравнение карт изаномал и изобар января обнаруживает их удивительное сходство. Барический минимум умеренных широт соответствует положительной аномалии температуры, максимум – отрицательной. В основе этого лежат термодинамическое взаимодействие океанов и континентов.

Величина температурной аномалии на материках зависит от их размеров: она возрастает пропорционально квадрату расстояния между центрами моря и материка. Но отличается для западной и восточной частей материка, т.е. распределение тепла и давления оказывается дисимметричным.

2.1. Географическое распределение температуры приземного слоя атмосферы

Распределение температуры на обширных территориях или на всем земном шаре можно представить с помощью карт изотерм. Изотермами называют линии, соединяющие на карте точки с оди­наковой температурой воздуха в данный момент или в среднем за тот или иной промежуток времени.

Для сравнимости наблюдений, выполненных в различных пунк­тах, измеренную температуру приводят к уровню моря. Необходи­мость в этом вызвана тем, что температура воздуха в среднем убы­вает с высотой. Поэтому над возвышенностями она в среднем ниже, чем в расположенных рядом долинах. Приведение температуры к уровню моря производится исходя из того, что в тропосфере она понижается в среднем на 0,6° С/100 м.

Изотермы на картах в зависимости от цели их построения про­водят через 1, 2, 4, 5° С, а иногда и через 10° С. Для выявления ха­рактера в различное время года удобно пользоваться изотермами среднемесячной температуры двух месяцев года: самого холодного (января) и самого теплого (июля) .

Изотермы января (рис. 2) не совпадают с широтными кругами. Они имеют различные изгибы, наиболее ярко выраженные в север­ном полушарии, особенно в районах перехода с моря на сушу и на­оборот. Объясняется это различием температур воздуха над водое­мами и континентами. В южном полушарии, где преобладает вод­ная поверхность изотермы, проходят более плавно и имеют почти широтное направление. В северном полушарии изотермы располо­жены гуще, чем в южном. Особенно это проявляется над мате­риками, где контрасты температур между отдельными районами больше, чем над океанами.

Рис. 2. Изотермы января (°С)

Над северной частью Атлантического океана направление январских изотерм приближается к меридиональному. Объясняется это тем, что здесь на температуру воздуха влияет теплое течение Гольфстрим, омывающее западные берега Европы. Почти в мери­диональном направлении зимой проходят изотермы и на севере европейской части России. Температура здесь понижается по мере удаления от океана, т. е. с запада на восток, примерно до 135° в. д. На севере Якутии, в районе Верхоянска и Оймякона, располагается так называемый полюс холода, окаймленный изотермой -50° С. В отдельные дни температура здесь опускается еще ниже: в Верхо­янске она достигала -68° С, а в Оймяконе отмечен абсолютный ми­нимум температуры воздуха в северном полушарии, равный -71° С. Полюс холода в районе Оймякона обусловлен физико-географи­ческими факторами: Оймякон расположен в котловине, куда сте­кает холодный воздух с севера. Здесь он застаивается, так как перемешивание его зимой при отсутствии значительного нагрева ослаблено.

Вторым полюсом холода в северном полушарии является Грен­ландия, где приведенная к уровню моря среднемесячная темпера­тура самого холодного месяца составляет -55° С. Минимальная температура здесь равна примерно 70°С. Возникновение грен­ландского полюса холода связано с большим альбедо ледникового плато. Небольшие очаги холода на картах январских изотерм на­блюдаются также над Скандинавией и Малой Азией. В южном по­лушарии в январе лето. Поэтому над Южной Америкой, Африкой и Австралией в это время расположены очаги тепла.

Июльские изотермы (рис. 3) в северном полушарии располо­жены значительно реже, чем январские, так как контрасты темпе­ратур между полюсом и экватором летом значительно меньше, чем зимой. Летом температура воздуха над материками выше, чем над океанами. Поэтому в северном полушарии над материками изо­термы изгибаются к северу. Над Северной Америкой, Африкой и Азией хорошо выражены замкнутые области тепла. Особенно сле­дует обратить внимание на область в Сахаре, где средняя темпе­ратура июля

Рис. 3. Изотермы июля (°С)

составляет 40 °С, а в отдельные дни она превышает 50 °С. Абсолютный максимум температуры в Северной Африке со­ставляет 58°С (южнее Триполи). Такая же температура была от­мечена в Калифорнии, в Долине Смерти, где повышению темпера­туры воздуха способствует рельеф местности (высокие горы и глубокие долины).

Самые высокие среднегодовые температуры наблюдаются при­мерно вдоль 10° с. ш. Линия, соединяющая точки с максималь­ными среднегодовыми температурами, называется термическим эк­ватором. Летом термический экватор смещается к 20° с. ш., а зи­мой приближается к 5-10° с. ш., т. е. всегда остается в северном полушарии. Объясняется это тем, что в северном полушарии больше материков, которые нагреваются сильнее, чем океаны юж­ного полушария.

В южном полушарии в июле зима. Изотермы здесь проходят почти в зональном направлении, т. е. совпадают по направлению с параллелями. В высоких южных широтах температура резко по­нижается по направлению к Антарктиде. На ледяном плато Антарк­тиды наблюдаются самые низкие температуры воздуха. На по­бережье Антарктиды средняя температура июля изменяется от -15 до -35° С, а в центре Восточной Антарктиды она достигает -70° С. В отдельные дни температура здесь опускается ниже -80° С. Например, на ст. Восток, расположенной на 78° ю. ш., за­регистрирована самая низкая на земном шаре температура воздуха у земной поверхности, равная -88,3° С. Таким образом, район, в котором расположена ст. Восток, является полюсом холода не только для южного полушария, но и для всего земного шара. Такое сильное охлаждение воздуха здесь объясняется тем, что ст. Восток расположена на плато, на высоте 3420 м. над уровнем моря, где при слабом ветре в условиях полярной ночи происходит сильное выхолаживание воздуха .

2.2. Непериодические изменения температуры воздуха.
Континентальность климата

Во внетропических широтах непериодические изменения темпе­ратуры воздуха настолько часты и значительны, что суточный ход температуры отчетливо проявляется лишь в периоды относительно устойчивой малооблачной антициклонической погоды. В остальное время он затушевывается непериодическими изменениями, которые могут быть очень интенсивными. Например, похолодания зимой, когда температура в любое время суток может упасть (в континентальных условиях) на 10-20° С в течение одного часа.

В тропических широтах непериодические изменения температу­ры менее значительны и не так сильно нарушают суточный ход температуры.

Непериодические изменения температуры связаны главным образом с адвекцией воздушных масс из других районов Земли. Особенно значительные похолодания (иногда называемые волна­ми холода) происходят в умеренных широтах в связи с вторжени­ями холодных воздушных масс из Арктики и Антарктиды. В Европе сильные зимние похолодания бывают также при проникновении холодных воздушных масс с востока, а в Западной Европе - с европейской территории России. Холодные воздушные массы иногда проникают в Средиземноморский бассейн и даже достигают Северной Африки и Передней Азии. Но чаще они задерживаются перед горными хребтами Европы, расположенны­ми в широтном направлении, особенно перед Альпами и Кавказом. Поэтому климатические условия Средиземноморского бассейна и Закавказья значительно отличаются от условий близких, но более северных районов.

В Азии холодный воздух свободно проникает до горных хребтов, ограничивающих с юга и востока территорию среднеази­атских республик, поэтому зимы на Туранской низменности достаточно холодны. Но такие горные массивы, как Памир, Тянь-Шань, Алтай, Тибетское нагорье, не говоря уже о Гималаях, являются препятствиями для дальнейшего проникновения хо­лодных воздушных масс к югу. В редких случаях значительные адвективные похолодания наблюдаются, однако, и в Индии: в Пенджабе в среднем на 8 - 9° С, а в марте 1911 г. температура упала на 20° С. Холодные массы при этом обтекают горные массивы с запада. Легче и чаще холодный воздух проникает на юго-восток Азии, не встречая по пути значительных преград.

В Северной Америке нет горных хребтов, проходящих в широтном направлении. Поэтому холодные массы арктического воздуха могут беспрепятственно распространяться до Флориды и Мексиканского залива.

Над океанами вторжения холодных воздушных масс могут глубоко проникать в тропики. Конечно, холодный воздух посте­пенно прогревается над теплой водой, но все же он может вызывать заметные понижения температуры.

Вторжения морского воздуха из средних широт Атлантическо­го океана в Европу создают потепления зимой и похолодания летом. Чем дальше в глубь Евразии, тем меньше становится повторяемость атлантических воздушных масс и тем больше меняются над материком их первоначальные свойства. Но все же влияние вторжений с Атлантики на климат можно проследить вплоть до Среднесибирского плоскогорья и Средней Азии.

Тропический воздух вторгается в Европу и зимой, и летом из Северной Африки и из низких широт Атлантики. Летом воздуш­ные массы, близкие по температуре к воздушным массам тропиков и поэтому также называемые тропическим воздухом, формиру­ются на юге Европы или приходят в Европу из Казахстана и Средней Азии. На Азиатской территории России летом наблюдаются вторжения тропического воздуха из Монголии, Северного Китая, из южных районов Казахстана и из пустынь Средней Азии.

В отдельных случаях сильные повышения температуры (до +30° C) при летних вторжениях тропического воздуха распро­страняются до Крайнего Севера России.

В Северную Америку тропический воздух вторгается как с Тихого, так и с Атлантического океана, особенно с Мексиканско­го залива. На самом материке массы тропического воздуха формируются над Мексикой и югом США.

Даже в области Северного полюса температура воздуха зимой иногда повышается до нуля в результате адвекции из умеренных широт, причем потепление можно проследить во всей тропосфере.

Перемещения воздушных масс, приводящие к адвективным изменениям температуры, связаны с циклонической деятельно­стью.

В менее значительных пространственных масштабах резкие непериодические изменения температуры могут быть связаны с фенами в горных районах, т.е. с адиабатическим нагреванием воздуха при его нисходящем движении.

Так как непериодические изменения температур каждый год происходят по-разному, то и средняя годовая температура воздуха в каждом отдельном пункте в разные годы различна. Так, в Москве в 1862 г. средняя годовая температура была +1,2° C, в 1925 г. +6,1° С. Средняя температура того или иного месяца в отдельные годы варьирует в еще более широких пределах, особенно для зимних месяцев. Так, в Москве за 170 лет средняя температура января колебалась в пределах 19° С (от -21 до -2° С), а июля -в пределах 7° С (от +15 до +22° С). Но это крайние пределы колебаний. В среднем температура того или другого месяца отдельного года отклоняется от многолетней средней для этого месяца зимой примерно на 3° С и летом на 1,5° С в ту или другую сторону .

Отклонение средней месячной температуры от климатической нормы называют аномалией средней месячной температуры данного месяца. Среднюю многолетнюю величину из абсолютных значений месячных аномалий температуры можно принять за меру изменчивости, которая тем больше, чем интенсивнее непериодиче­ские изменения температуры в данной местности, придающие одному и тому же месяцу в разные годы различный характер. Поэтому изменчивость средних месячных температур возрастает с широтой: в тропиках она небольшая, в умеренных широтах значительная, в морском климате меньше, чем в континентальном. Особенно велика изменчивость в переходных областях между морским и континентальным климатом, где в одни годы могут преобладать морские воздушные массы, в другие - континенталь­ные .

Континентальность климата. Климат над морем, характеризующийся малыми годовы­ми амплитудами температуры, естественно назвать морским в отличие от континентального климата над сушей с большими годовыми амплитудами температуры. Морской климат распро­страняется и на прилегающие к морю области материков, над которыми велика повторяемость морских воздушных масс. Можно сказать, что морской воздух приносит на сушу морской климат. Области океанов, где преобладают воздушные массы с близлежа­щего материка, обладают скорее континентальным, чем морским, климатом.

Хорошо выражен морской климат в Западной Европе, где круглый год господствует перенос воздуха с Атлантического океана. На крайнем западе Европы годовые амплитуды темпера­туры воздуха всего несколько градусов. С удалением от Атлантического океана в глубь материка годовые амплитуды температуры растут. Иначе говоря, растет континентальность климата. В Восточной Сибири годовые амплитуды достигают нескольких десятков градусов. Лето здесь более жаркое, чем в Западной Европе, зима гораздо более суровая. Близость Восточной Сибири к Тихому океану не имеет существенного значения, так как вследствие условий общей циркуляции атмосферы воздух с этого океана не проникает далеко в Сибирь, особенно зимой. Только на Дальнем Востоке приток воздушных масс с океана летом понижает температуру и тем самым несколько уменьшает годовую амплитуду.

Континентальный климат в среднем годовом холоднее морского. Это значит, что большая амплитуда в континентальном климате умеренных и высоких широт в сравнении с морским климатом создается не столько повышением летних температур, сколько понижением зимних температур. В тропических широтах, наобо­рот, повышенная амплитуда над сушей создается не столько более холодной зимой, сколько более жарким летом. Поэтому и средняя годовая температура в тропиках выше в континентальном климате, чем в морском.

По мере продвижения в глубь Евразии с запада на восток средние температуры самого теплого и самого холодного месяцев, средние годовые температуры и годовые амплитуды температуры меняются так, как это показано ниже (табл. 1) для нескольких мест на 52-й параллели:

Таблица 1.

Особенности распределения средних температур и годовых амплитуд воздуха в зависимости от континентальности климата

Практическая работа (урок №1) Характеристика географического положения России.

Ход работы:

План характеристики географического положения страны

    На каком материке находится страна, в какой его части?

    Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

    В каких поясах освещенности находится страна?

    Каковы сухопутные и морские границы страны?

    Какой город является столицей?
    В какой части страны он находится?
    Какие имеет географические координаты?

На контурной карте России:

    Красным цветом обозначьте государственную границу России;

    Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

    Подпишите названия приграничных с Россией государств;

    Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа (урок №3)

Тема: "Определение поясного времени по карте часовых поясов"

Цели работы:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы
1. Теоретическая часть (время выполнения /5 мин).

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

    Какое время называется местным?

    Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

    Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

    Какой часовой пояс принято считать нулевым?

    Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

    В каком часовом поясе находится Ставрополь?

    Что называется поясным временем?

    Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

2. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени

Пример: определить поясное время в Я кутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва – 10 ч.

Якутск -?

Последовательность выполнения задания:

1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - В 8-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:

8 - 2 = 6;

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

10 + 6 = 16.

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске- Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Практическая работа (урок №9)

Тема : «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа (урок №12)

Тема: "Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа (урок №17)

Тема: " Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

    Проведите анализ синоптической карты

    Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Иркутск

Хабаровск

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Практическая работа (урок №20)

Тема: " Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. "

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, го дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ ники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб ника, табл. «Реки России», составьте характеристику реки Лена по предло женному плану.

Река Лена

1. Исток, направление течения, устье

2. К бассейну какого океана принадлежит

3. Источники питания

4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки

5. Годовой сток

6. Длина реки

7. Падение реки

8. Уклон реки

9. Возможность ее хозяйственного использования

Справочный материал «Реки России»

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Вы сота устья

Притоки

Лена

Байкальский хребет

море Лапте вых

4400

930

Алдан, Вилюй, Олекма, Витим

Практическая работа (урок №25)

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.

Ход работы

    Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами

    Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.

    Каковы закономерности распределения речного стока?

    Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.

Высказать свои предложения по использованию вод данного региона

Практическая работа (урок №28)

Тема: " Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах."

Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов.

Л. С. Берг

Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными компонентами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

    Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.

Практическая работа (урок №32)

Прогнозирование изменения одного природного – территориального комплекса при заданом изменении другого

Ход работы:

    Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:

Глобальное потепление

климата

Опустынивание

Изменение годового

количества осадков:

_________________

_________________

Изменение внутренних вод:

_________________

_________________

Изменение почв:

_________________

_________________

Изменение растительности:

_________________

_________________

Изменение животного мира:

_________________

_________________

Практическая работа (урок №36)

Тема "Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по Восточно-Европейской равнине"

Цели работы:

1 . Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

3. Определить закономерности распределение температур и осадков, научиться объяснять причины такого распределения.

4. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы

Последовательность выполнения работы

    Определите температурами января и температуры июля

    Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах.

    Определите количество выпадающих осадков.

    Результаты работы оформите в виде таблицы.

север

центр

юг

запад

восток

Суммарная радиация,

ккал/см 2

Температура января

Температура июля

осадки

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается. Объясните полученные результаты.

практическая работа. (урок №41) составвление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа

Северный Кавказ (по схеме в учебнике стр. 202, рис.162)

Географические задания учащимся, отправляющимся в поход на Северный Кавказ.
1. Как располагаются пояса снизу вверх в горах Северного Кавказа.
2. Описать растительность каждой зоны.
3. Сделать схематические рисунки высотных поясов.
Выявить причинно - следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности. Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.
5. Почему смена природных условий в горах происходит по вертикали и проявляется более резко, чем на равнине
6. Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

1.

Выявить причинно - следственные связи

Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.

Практическая работа (урок № 45)

Тема: " Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа "

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы:

1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их освоения на Урала.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа установите, какими природными ресурсами богат данный район.

    На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны соответствовать знакам легенды атласа.

    На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

практическая работа (урок №49)

«Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»

Планируемые результаты :

- личностные:

понимание и принятие правил работы при проведении практической работы, осознание целостности мира, осознание себя гражданином РФ

- метапредметные:

познавательные умения:

работать с различными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой , устанавливать причинно-следственные связи, создавать ЛОК

регулятивные умения:

ставить учебные задачи , планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу и работу одноклассников

коммуникативные умения:

организовывать работу в группе, выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог

предметные умения:

использовать различные формы географической информации: рисунки учебника, карты атласа, описания для выполнения практической работы, работать на контурной карте, объяснять закономерности распространения болот на территории Западной Сибири, составлять логическую схему по теме, определять влияние заболоченности на освоение региона;

Источники знаний, на основе которых выполняется работа: атлас по географии 8 класса, текст и рисунки учебника: География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС». 2010

Способы познавательной деятельности учащихся: аналитико-синтетические (анализ и сопоставление карт, установление причинно-следственных связей, характеристика условий)

Форма представления учащимися результатов работы:

    работа на контурной карте;

    схема причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири;

    устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий

Задания учащимся

1. Западно-Сибирской низменности принадлежит мировой рекорд по количеству болот на единицу площади (площадь заболоченной территории около 800 тысяч квадратных километров).

Пользуясь необходимыми картами атласа, рисунками 47, 50 учебника, выполните задания на контурной карте:

А) обозначьте районы распространения болот на территории Западной Сибири;

Б) нанесите границы природных зон, вычислите и напишите коэффициент увлажнения для каждой природной зоны;

В) нанесите границу распространения вечной мерзлоты.

2. Подпишите названия крупнейших рек Западной Сибири. Вспомните, что такое уклон реки и как он определяется. Рассчитайте уклон Оби на отрезке от Нижневартовска до устья, если известно, что урез реки у Нижневартовска составляет 35 м, а расстояние до устья – 1711 км.

Подпишите величину уклона Оби на контурной карте.

    Проанализируйте информацию на контурной карте и составьте схему причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири.

Задание 4, 5 и 6 выполняются в паре.

4. Сильная заболоченность территории Западно-Сибирской низменности вызывает большие трудности в ее освоении, резко ухудшают условия труда и быта людей.

Пользуясь необходимыми картами атласа, устно определите:

А) среднюю плотность населения и особенности размещения населения Западной Сибири;

Б) общую особенность транспортно-географического положения большинства городов;

В) основные районы нефтяных и газовых месторождений

5. Проанализируйте следующие факты:

А) в Западной Сибири лесов гораздо больше, чем на Русской равнине, тем не менее большая часть древесины заготавливается на европейской территории.

Б) основной метод работы нефтяников – вахтовый, без постоянного проживания.

Ярко описал свои впечатления Сергей Медведев:

Вспоминать тебя мне неохота,

память не тревожа и не зля,

В вечном утонувшая болоте

Западно-Сибирская земля!

Нефть, брусника – это позолота,

а за тонким слоем позолот –

Мерзлота и вечные болота,

ужасы погоды круглый год!

В тех краях зимой трещат морозы,

заметают местности снега,

Летом комаров, жару и грозы

терпят озверевшая тайга

6. На основании изученных материалов составьте устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.

Данная практическая работа является программной, была проведена в конце изучения темы Западная Сибирь, когда учащиеся уже познакомились с особенностями природы данного региона. Поэтому она носит обобщающий характер, ведь для определения причинно-следственных связей формирования болот на территории равнины необходимо знать особенности и рельефа, и климата, и внутренних вод. На выполнение практической работы программой отведен отдельный урок.

Практическая работа выполняется учащимися индивидуально, предусматривает разные формы работы: на контурной карте, в тетрадях составление схемы причинно-следственных связей, составление устного описания. Это также позволяет закрепить и проверить умения учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, хорошо успевающим ребятам была предложена схема не заполненная, у слабо успевающих – часть схемы уже заполнена (как на образце).

Практическая работа (урок №52)

«Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска»

Цель:

    выявить тесную связь в жизни, быте, хозяйственной деятельности человека и природных условий территории проживания;

    проверить умение получать информацию из разных источников, делать выводы.

Ход работы:

Задание 1. Заполнить таблицу, взяв данные из атласа учебника и используя свой кругозор и жизненный опыт:

Животные

лето

зима

Климатических условий

Др. климатических явлений

Главные черты природы

Норильска

Влияние природных компонентов:

а) на быт;

б) на хоз. деятельность

Задание 2. Какие из природных условий Норильска можно назвать комфортными (благоприятными), а какие экстремальными (неблагоприятными)?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (урок №59)

по теме «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая на»

Цели: 1. Установить зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Ход работы: Составьте в тетради характеристику рельефа и полезных ископаемых Алтая по следующему плану:

    Где находится территория?

    К какой тектонической структуре приурочена?

    Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают? Как это отразилось в рельефе?

    Как изменяются высоты по территории?

    Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа? Какие формы они создали?

    Какие полезные ископаемые есть на равнине, где и почему они распространены?

Практическая работа (урок №64)

Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:

1. В какой части России находится описываемый регион?

2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?

3. Основные климатические показатели данной территории:

Средняя температура января и июля;

Годовое количество осадков и их сезонность;

Коэффициент увлажнения.

4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа(урок № 67)

Составление географического прогноза изменение ПТК какого-либо участка при строительстве через него автомагистрали

Ход работы:

    1. работаем в группах

      Определяемся по специальностям 6 проектировщики, население, экологи

      Каждая группа подготавливают свою точку зрения на данный вопрос

      Слушаем выступление каждой группы и задаем вопросы

.