Правописание ЕК,ИК в именах существительных.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Урок в 5 в,Г классе Дата________

Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.

Цель урока:

создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

Настрой учеников на работу

2. Языковая разминка.

Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

(Суффикс).

Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

Блиц-опрос . Что такое морфема?

Что такое морфемика?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое суффикс?

Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

Отвечают на вопросы учителя

Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

Выполняют у доски:

почувствовать,пережить,водяной,подводный

сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

Работа в парах

Самостоятельное изучение и формулирование правила

Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 (3 уровень)

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Работа по алгоритму

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

Измени слово по падежам (просклоняй);

    Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

    Если выпадает, пиши – ек-.

Если сохраняется, пиши – ик -.

Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

6. Подведение итогов.

Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

Выставление оценок .

7. Домашнее задание _______________

8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Самостоятельная работа – работа по карточкам

.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

В разделе на вопрос помогите срочно как различить на письме суффиксы ик и ек заданный автором Камилла Петрова лучший ответ это Надо поставить слово в родительный падеж, если буква из суффикса "убегает", то пишем е, остаётся - и. Например, ключик - ключика, камешек-камешка.

Ответ от Молокосос [мастер]
замочек - замочка
ключик - ключика.
Если гласная суффикса выпадает при склонении в родительном падеже (нет кого, чего?) , то пишется -ек, если остается - то -ик.


Ответ от шеврон [гуру]
Поставь слова в родительниый падеж. Например: стол-ик-стол-ик-а. Суффикс -ИК- сохраняется при склонении. Кусоч-ек-кусоч-к-а: гласный в суффиксе выпадает, значит, нужно писать суффикс -ЕК-.


Ответ от Галина Митрофанова [гуру]
Используй правило КЛЮЧИКА-ЗАМОЧКА. Всегда добавляй слово НЕТ., выпадает гласная, значит, Е, остается -И.НЕТ ключИка, замочка.



Ответ от Ирина Гудкова [активный]
чтобы это проверить надо поставить слово во множественное число если гласная останется суффикс ик исли нет суффикс ек например: клубоч? к клубоЧКи гласной нет пишем клубочЕК билет? к билетИКи пишем ик


Ответ от саша мерзляков [новичек]
если гласная уйдет например кусочек-кусочка тогда пишем е, а если остается листик-листика тогда и.


Ответ от Ѓльяша наша [новичек]
я не понимаю


Ответ от Айлита авзалова [новичек]
допустим слово зайчик что тут поставить ек или ик, это просто! надо слово склонить то есть мало зайчиков или нет зайчиков там слышатся и соответственно пишем и. А если комочек склоняем также нет комочка мало комочка там не слышится не и не е, значит пишем е.


Ответ от Ёаня Кучей [новичек]
Надо поставить слово в Р. п. , если буква в суффиксе пропадает, то - е, в остальных случаях - и


Ответ от Андрей Краснов [новичек]
По моему это были самые большие рассуждения на всём маиле XD


Ответ от Алина Х [новичек]
надо поставить в родительный падеж

Назвал имя существительное "хлебом языка". Действительно, без использования этой части речи невозможно построить предложения. Предметы, вещи, события и состояния, людей и животных, чувства и эмоции - все это мы передаем в речи с помощью имен существительных.

При написании слов этой части речи следует придерживаться правил. Наибольшие трудности вызывают окончания и суффиксы. О том, как правильно писать суффиксы существительных, и пойдет речь в статье.

Суффиксы с единообразным написанием

Правильное написание многих морфем русского языка подчиняется морфологическому принципу, то есть они пишутся единообразно во всех словах и словоформах. Есть такие суффиксы и у существительных. Их нужно просто выучить.

Это такие суффиксы как ИЗН, ОТ, ИН, ОСТ, ОТН, ОВН и некоторые другие. ДешевИЗНа, дороговИЗНа, белИЗНа; добрОТа, краснОТа, простОТа; тишИНа, глубИНа; краткОСТи, молодОСТи, гордОСТи; бегОТНя, колгОТНя; болтОВНя и так далее. Такие суффиксы в основном свойственны образованным от прилагательных и отглагольным словам.

Рекомендуется запоминать написание слов, образованных от глаголов при помощи суффиксов ИВ и ЕВ, например "топлИВо", "месИВо", "варЕВо", "кружЕВо" и другие. К ним нельзя применить какое-либо правило, их нужно помнить или проверять по словарю.

Суффиксы ИК и ЕК

Суффиксы существительных ИК и ЕК служат для образования уменьшительно-ласкательной формы и при произношении звучат одинаково. Писать их нужно в соответствии с очень простым правилом. Если при склонении слова гласная "убегает" - то это суффикс ЕК, а если сохраняется - то это суффикс ИК. Классический пример, который очень любят и легко запоминают школьники, - замочек и ключик. Склоняем слова и видим:

  • замочЕК - замочКа (гласная "убежала");
  • ключИК - ключИКа (гласная осталась на месте).

Применяя данное правило, нужно сначала верно найти суффикс в слове. Например, в слове "мячик" - корень МЯЧ и знакомый нам суффикс ИК, в слове "летчик" колень ЛЕТ и суффикс ЧИК, а в слове "мальчик" суффикса нет вовсе, а есть только корень и нулевое окончание. Важно запомнить: существительных с суффиксом ЧЕК в русском языке не бывает!

  • Вывод. Для выбора ИК или ЕК нужно посмотреть, выпадает ли гласная в форме косвенных падежей.

Суффиксы ЕЦ и ИЦ

Правописание суффиксов существительных ЕЦ и ИЦ похоже на предыдущий пункт правила. Здесь тоже при склонении гласный выпадает из морфемы ЕЦ, но сохраняется в морфеме ИЦ. Но есть еще один нюанс. ЕЦ пишется в словах мужского рода: молодЕЦ, красавЕЦ, иноземЕЦ. Соответственно, ИЦ будет принадлежностью только слов женского рода: красавИЦа, метелИЦа, ленивИЦа.

Здесь все вроде бы просто. Но как быть со словами среднего рода, спросят внимательные читатели? У них и гласный-то при склонении никуда не выпадает. А здесь работает другой принцип, и обращать внимание нужно на ударение. Если ударение падает на окончание, пишем ЕЦ: пальтЕЦО, письмЕЦО. Если же ударной является основа слова - пишем суффикс ИЦ: платьИЦе, именьИЦе, вареньИЦе.

  • Вывод. Суффиксы ЕЦ и ИЦ зависят от родовой принадлежности слова. Ели слово среднего рода - смотрим на ударение.

Суффиксы ИЧК и ЕЧК

Суффиксы имен существительных ИЧК и ЕЧК встречаются тоже в ласковых и уменьшительных названиях как одушевленных, так и неодушевленных предметов. Различить из очень просто. ИЧК пишется в тех словах, которые образованы от форм с суффиксом ИЦ: лестнИЦа - лестнИЧКа, сестрИЦа - сестрИЧКа, мельнИЦа - мельнИЧКа. ЕЧК употребляется во всех остальных словах, в том числе ласково-уменьшительных форм имен собственных: крошка - крошЕЧКа, кошка - кошЕЧКа, Оля - ОлЕЧКа.

  • Примечание . Употребление имен ТанИЧКа, МанИЧКа и других подобных встречается в произведениях художественной литературы, но не является нормированным.

Также следует иметь в виду, что в русском языке не существует суффикса ЯЧК.

  • Вывод. Написание суффиксов ЕЧК и ИЧК зависит от наличия суффикса ИЦ в основе слова, от которой образовано данное существительное

Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК

Правописание суффиксов существительных с ласкательным значением ОНЬК и ЕНЬК редко вызывает затруднения, потому что они, как правило, отчетливо слышны при произнесении. Но все же обобщим: ОНЬК следует писать после твердого согласного, ЕНЬК - после мягкого или шипящего. Коса - косОНЬКа, береза - березОНЬКа, но дочь - дочЕНЬКа, ночь - ночЕНЬКа, Юля - ЮлЕНЬКа. Исключениями можно считать уменьшительно-ласкательные варианты слов "мама" и "папа": допустимо только мамЕНЬКа и папЕНЬКа, несмотря на то что основа этих слов заканчивается на твердые согласные. Нужно запомнить и написание слов, не подчиняющихся правилу, "заИНЬКа", "паИНЬКа", "баИНЬКи". Они пишутся особым образом и являются словарными.

  • Вывод. Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК зависят от мягкости / твердости предшествующего согласного.

Сочетания ИН-К и ЕН-К и суффиксы ИНК и ЕНК

Суффиксы существительных интересны еще и тем, что бывает трудно правильно выделить их. Слова имеют схожее значение, но образуются с помощью разных суффиксов. Например, слова "горошинка" и "снежинка" обозначают уменьшительную форму предмета, но первое образовано от слова "снег" с помощью морфемы ИНК, а гругое - от слова горош-ин-а путем добавления суффикса К.

  • Сочетание ИН-К пишется в словах, образованных от существительных женского рода с суффиксом ИН: балерИН-Ка - от балерИНа, бусИН-Ка - от бусИНа.
  • Сочетание ЕН-К встречается словах, образованных от существительных, оканчивающихся на -НЯ: вишЕН-Ка - от вишНЯ, черешЕН-Ка - от черешНЯ и так далее.

Суффиксы имен существительных ИНК и ЕНК сложно объяснить каким-либо четким правилом. ЕНК встречается в словах, обозначающих лиц женского пола: нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа и другие. Соответственно, в словах, не обладающих таким значением, пишется суффикс ИНК: горлИНКа, смешИНКа, задорИНКа. Если суффикс, вызывающий сомнение, находится в безударной позиции, лучше свериться со словарем.

  • Вывод. Написание суффиксов и сочетаний ЕНК (ЕН-К) и ИНК (ИН-К) зависит от морфемного состава слова или регулируется словарем.

Буквы О-Е в суффиксах существительных в позиции после шипящих звучат одинаково, из-за чего именно эта орфограмма вызывает больше всего затруднений, и именно с ней связано больше всего ошибок. На самом деле правило очень простое.

В суффиксах существительных ОК-ЕК, ОНЬК-ЕНЬК, ОНОК-ЕНОК и подобных под ударением пишется О, без ударения пишется Е. Примеры ударных позиций: речОНКа, межвежОНОК, кружОК. Безударные суффиксы: дочЕНЬКа, речЕНЬКа и другие.

Как видим, О-Е после шипящих в суффиксах существительных различить очень просто!

Но есть один нюанс (ведь русский язык не признает правил без исключений). Данное правило не распространяется на слова, образованные от глаголов. В них, независимо от места ударения, всегда следует писать Е (чаще всего такие суффиксы стоят именно в ударной позиции, чем и вводят в заблуждение). НочЕВка - пишем Е, потому что от глагола "ночевать", сгущЕНКа - пишем Е, потому что от глагола "сгустить", тушЕНКа - объясняется аналогично.

  • Вывод. Суффиксы существительных после шипящих зависят от места ударения (за исключением отглагольных слов).

Суффиксы ЧИК и ЩИК

Суффиксы существительных вызывают затруднение при написании не только гласных, но и согласных. Яркий пример - шипящие в суффиксах существительных ЧИК и ЩИК, которые в устной речи часто звучат одинаково. Чаще всего эти суффиксы образуют слова со значением профессии или рода занятий: "кровельщик", "лазутчик", "укладчик" и т. д. Как же их различить?

Суффикс ЧИК пишется только после букв Д, Т, З, С, Ж: добытЧИК, приказЧИК, перебежЧИК. Морфема ЩИК пишется после всех остальных звуков: каменЩИК, вербовЩИК и т. д.

Примечательно, что мягкий знак никогда не пишется перед суффиксом ЧИК, а перед ЩИК сохраняется только в одном случае - после Л: пиЛЬщик, кровеЛЬщик, верстаЛЬщик.

  • Вывод. Выбор суффикса ЧИК или ЩИК зависит от предшествующего согласного звука.

Н и НН в суффиксах существительных

Удвоенные гласные встречаются в словах любых частей речи, в том числе и у существительных. Как определить, сколько Н писать в суффиксах этой части речи?

  • Одна Н пишется, если существительное образовано без добавления суффикса Н от слова, основа которого оканчивалась на одно Н: юНость - от юНый, пряНик - от пряНый и так далее.
  • Две Н пишется на стыке морфем, то есть если существительное образовано от слова с основой на Н путем прибавления еще одной Н: измеННик - от измеНа с добавлением НИК, цеННик - от цеНа с добавлением НИК.
  • НН также пишется, если существительное образовано от прилагательного или причастия, уже имевших в своем составе удвоенную Н. УвереННость - от увереННый, сдержаННость - сдержаННый.
  • Вывод. Написание одной или двух Н в имени существительном зависит от морфемного состава слова, а также от количества Н в слове, от которого оно образовано.

Подведем итоги

Суффиксальный способ - основной способ словообразования имен существительных. Вероятно, этим и объясняется богатство и разнообразие суффиксов этой части речи. Здесь представлены такие распространенные морфемы как ОСТЬ, ЕК, ОНЬК, но есть и редкие или устаревшие суффиксы, например, ЯДЬ в слове "мокрядь", ЫШ в слове "найденыш" или УН в слове "бегун".

Сложность в том, что все суффиксы, образующие существительные, требуют применения особого правила, а также знания морфемного состава слова и способа словообразования. Поэтому при изучении правописания имен существительных обращаться к словарям придется очень часто.

Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

Когда используются суффиксы ек ик в существительных

Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.

Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

Что мы узнали?

В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.