Конспект урока по русскому языку на тему "Тезис. Конспект

ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:

1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.

2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.

3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.

Пр: история про восп-едевочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название, если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)

Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)

…Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие "личностный рост", которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.

В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь - когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…

Тезисы:

Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.

ДАЛЗаложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:

    биологическое,

    социальное

    собственно личностное

Аналогичная идея ам.психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ыпотребностей (биол-ие, соц-е, личностные).

По Мадди есть 2 пути р-я:

1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц.ролей.

2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

Ч-к сам выбирает способ жизни

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

Цель.

Слайд 1.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.

В школе вам часто приходится составлять конспекты статей, изучая новый материал, записывать его в виде тезисов, готовить домашнее задание в форме реферата. Эта работа не ограничится школой, вы её продолжите и в учебных заведениях, в которых будете учиться после окончания школы.

Но в наш компьютерный век многие, особо не усердствуя, потратив 5-6 минут, приносят готовые работы по заданной теме и не задумываются: действительно, это то, что нужно.

В большинстве случаев работы, особенно рефераты, написаны и оформлены неграмотно.

Назрела необходимость более точного и чёткого определения данных понятий и правильного составления и оформления работ.

Тема нашего урока: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

3.Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, что же обозначает каждое из данных понятий.

Слайд 2.

Запишите эти слова в рубрику «Запомню».

Эти слова заимствованные слово «тезис» из греческого языка;

конспект- из латинского (в переводе «обзор»);

реферат – из латинского (сообщать, докладывать).

4.Слово учителя.

Как же правильно составлять тезисы,конспекты, рефераты? Вот эти вопросы нам нужно решить на нашем уроке. Вообще работа над конспектом и рефератом представляет собой создание «вторичного» текста, т.е. на основе уже готового текста мы создаём новый, свой текст.

Ребята, подумайте и скажите: «Чем отличаются тезисы, конспекты и рефераты друг от друга и в чём их сходность?»

Итак, чем они похожи?

Слайд 4.

В чём отличие?

Слайд 5.

Итог: тезисы, конспекты, рефераты взаимосвязаны

5.Требования к оформлению реферата.

Составляя и записывая тезисы и конспекты, особых каких-то требований к их оформлению, структуре нет. А вот к оформлению рефератов и их написанию предъявляются особые требования.

С ними мы и познакомимся подробнее. Итак, существуют определённые этапы работы над рефератом.

Слайд 6.

Кто знает лексическое значение слова «Библиография»?

Слайд 7.

Чтобы составить реферат, существуют определённые требования .

Слайд 8.

А как оценить, правильно ли составлен реферат. Существуют и критерии оценки.

Слайд 9.

А как строится реферат? И здесь существует определённая структура.

Слайд 10.

Запишите в тетрадь составные части реферата.

Поднимите руку те, кто из вас при работе над рефератом придерживается выполнения всех этих требований .

6.Запись образца оформления титульного листа.

Много ошибок можно встретить в оформлении титульного листа, поэтому сейчас мы с вами оформим титульный лист реферата прямо в тетради, он будет служить вам образцом. Оформлять будем на чистой странице.

Слайд 11.

7. Практическая часть урока. На сегодняшнем уроке, как вы понимаете, невозможно написать реферат или конспект. Поэтому мы выполним только ряд упражнений. Задание 1

Слайд 12

Проверка.

Слайд 13.

Задание 2

Слайд 14

Работа с теорией

Слайды 15-17.

Задание 3.

Слайд 18

Проверка.

Слайд 19.

Задание 4.

Слайд 20.

8.Итог урока.

Слайд 21.

9.Домашнее задание. Слайд 22.

Обратите внимание!

Каждый текст посвящён раскрытию темы или ряда тем. Тема получает развитие в оном, чаще в нескольких абзацах. Каждая тема в свою очередь получает развитие в ряде подтем. Подтемы могут раскрываться подробно или сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или сразу несколько абзацев.

Прочитайте текст. 1) Определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, запишите их; 2) Найдите в тексте предложения сигнализирующие о начале новой темы.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали.

Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение, рассеяние информации в человеческом обществе – эти, казалось бы, такие различные явления имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

3) Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Объясните почему?


Цели урока.

Обучающие:

  • знать определения понятий: “тезис”, “конспект”;
  • давать определения изученных понятий;
  • знать алгоритм составления тезисов и конспекта;
  • овладеть навыками составления тезисов, конспектирования;
  • способствовать отработке навыков конспектирования, составления тезисов.

Развивающие:

  • совершенствовать основные коммуникативные навыки – слушания и говорения;
  • развивать умение выделять главное в тексте;
  • развивать внимание к слову.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности мышления;
  • воспитание речевого этикета.

Задачи урока:

  • дать понятие тезиса и конспекта;
  • познакомить с рекомендациями (алгоритмом) по составлению тезисов и конспекта;
  • отработать навыки составления тезисов, конспектирования;
  • выявить связь между составлением тезисов и конспекта.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • эвристическая и фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование:

  • учебник, словарь;
  • раздаточный материал:

1) определение и алгоритм составления тезисов и конспекта;

2) листы с практическими заданиями;

3) текст для работы дома.

Ход урока

Первый урок

I. Теоретическая часть.

1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).

2. Определение понятий (словарная работа).

На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися:

На каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий?

В каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п.

Определения понятий записываются в тетрадь.

Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1)

3. Слово учителя.

С чего начать работу над конспектом? Как увидеть самую важную информацию, как экономно и рационально ее записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель - овладение навыками конспектирования и составления тезисов, то есть краткой логичной записи прочитанного или услышанного. Работа над конспектом - это создание “вторичного” текста.

Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект .

Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь:

основная мысль абзаца (-ев)

без примеров с примерами

тезисы конспект

Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование)

а) тезисов:

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;

В каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;

Не приводите факты и примеры;

Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;

По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.

б) конспектов:

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы;

Выделите информационно значимые места текста;

Составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал);

Выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);

Запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;

(В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку).

II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте)

1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается.

Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том... В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)...

У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы - морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры.

(Возможный ответ . Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.)

2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке.

Автор балета “Спящая красавица” - Пётр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.

(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.)

3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов).

(Темы в), г), д) - для слабых учащихся, остальные - для сильных)

а) Здоровье нации - дело каждого и всех.

б) Человек и компьютер.

в) Наш сад.

г) История государства Российского.

д) Беречь землю.

е) Из жизни лингвистических терминов.

(Возможные варианты:

а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек;

б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;

в) о садоводстве;

г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;

д) экологические проблемы земли;

е) популярное изложение научных понятий лингвистики.)

4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку.

Берегите книги.

Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость - враги книг, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветривались.

(Ответ . Пыль и сырость - враги книг.)

5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.)

Память бывает разная . Есть память чувств , в которой хранятся радости и печали . Есть память ума , сохраняющая обдуманное и понятое . Можно помнить вкусдыни , которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения . А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти . Но чтобы они по-настоящему выручали , о них надо заботиться: тренировать и развивать .

(Ответ :

а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;

б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.)

6. Подведение итогов.

В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова.

Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов.

Второй урок

1. Фронтальный опрос учащихся:

Что такое конспект? тезисы?

Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов.

Что такое подтема? ключевые слова? и др.

Практическая часть (продолжение)

2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно).

Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.

(Ответ . - Где находятся старейшие действующие часы?

Что у них отсутствует?

Как осуществляется сигнал о ходе времени?

Когда часы созданы?

Когда их ремонтировали капитально?)

3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы):

а) разбейте текст на абзацы (подтемы);

б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали. Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества. Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом обществе - эти, казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

(Ответ .

а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде… - 3 абзац.

б) Две основные взаимосвязанные темы:

1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса;

2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.)

4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки.

(Ответ . “Большое видится на расстоянии”.)

5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему?

(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.)

6. Составьте и запишите тезисы:

а) раскрывающие подтемы текста;

б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся).

(Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли.

Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности.

Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.)

Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец.

7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.)

Домашнее задание.

Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА).

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ

(Из выступления Адюковой Л.А.)

В исследовательской работе трудно обойтись без таких основных умений при работе с текстами как составление тезисов, конспектирование, цитирование, свертывание информации.

Тезис – слово греческого происхождения буквально означает «положение, утверждение»; вид вторичного документа. Согласно общепринятому определению тезисы –это краткое изложение основных положений доклада, лекции, статьи без системы доказательств и фактического материала, которое содержит четко сформулированные мысли первичного документа.

Можно говорить о двух видах тезисов:

    Читательские представляют собой один из вариантов «переработки» научного текста в ходе его изучения; они пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника или статьи.

В учебной практике и самостоятельной научной работе написание тезисов используется как форма работы над готовым чужим текстом. В таком случае тезисы, представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказывается в ряду других видов таких записей:

план – тезисы – конспект – реферат – обзор.

Работа над тезисами:

Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания:

    Актуальность проблемы

    .Степень изученности проблемы

    .Целевая установка

    .Предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы

    Особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения

Структура тезисов : вводная часть, основная, заключительная.

Приступая к работе над тезисами, необходимо внимательно прочитать, проанализировать материалы своего исследования. Тезисы составляются на основании главных идей и положений. Составление тезисов позволяет автору глубоко проанализировать материал, выделить в нем главное.

По форме различают три типа тезисов :

    Краткие, лаконичные, четкие, категорические, в которых заключена суть основных положений работы или доклада;

    Мотивированные , с кратким объяснением выдвигаемых авторских положений;

    Развернутые , с анализом причин исследуемых процессов и явлений.

Требования к содержанию тезисов :

    Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально

    Четкая формулировка каждого положения.

    Логическая последовательность в изложении, т.е. отсутствие

логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

    Соразмерность в содержании тезисов, т.е. учет предыдущего и

последующего «накопления» положений.

    Отсутствие тавтологий (повторения уже названного понятия другими

словами).

    Краткая и лаконичная формулировка (отсутствие обосновывающих

фактов и примеров).

    Объем тезисов должен быть от 1,5 до 3 страниц машинописного

    Соответствие тематике конференции, семинара и т.д.

    Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

    Для тезисов не характерно цитирование, использование

библиографических ссылок, списков литературы, примеров, деталей, пояснений.

По сути, тезисы содержат сжатый текст. Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

Рассмотрим такие виды исследовательских работ, как составле­ние планов, тезисов, конспектов, написание рефератов, аннота­ций, рецензий, отзывов, статей и докладов, поскольку они имеют универсальный характер как в плане изучения различных учеб­ных дисциплин, так и в плане их использования аудиторно или во внеучебное время. В обобщенном виде их суть и структура пред­ставлены в табл. 3. Дадим более подробную характеристику техно­логии выполнения этих видов самостоятельной работы студентов.

План. План - самая короткая форма фиксации информации. Он:

· отражает последовательность изложения

· мысли и обобщает ее;

· раскрывает содержание текста;

· восстанавливает в памяти содержание источника;

· заменяет конспекты и тезисы;

· помогает составлению записей разного рода (доклад, сооб­щения, отчет);

· улучшает сделанную запись; » ускоряет проработку источника информации; « организует самоконтроль;

· сосредоточивает внимание и стимулирует самостоятель­ность работы; " оживляет в памяти хорошо знакомый текст.

Таблица 3. Виды учебно-исследовательских работ

Виды учебно-исследовательских работ Компоненты
Конспект - краткая запись содержания чего-нибудь, выделе­ние главных идей и положений работы В плановых конспектах - соот­ветствие определен-ной части конспекта плану; в текстуальных конспек-тах - цитаты; в свобод­ных конспектах - сочетание выписок, цитат, тезисов; в тема­тических конспектах - ответы на поставленные вопросы по не­скольким источникам
Аннотация - краткая характери­стика текста (книги, статьи, рукописи), раскрывающая содер­жание и фиксирующая основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора Основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложе­ния; значимость текста. Текст аннотации обычно не стандарти­зируется
Отзыв - общая оценка, крити­ческое суждение, мнение, впе­чатление о работе, произведении без детального анализа Вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста, заключение о соответст­вии работы заявленной теме); основная часть - краткое содер­жание и оценка качества выпол­нения исследования; оценка пол­ноты разработки поставленных вопросов, теоретической и прак­тической значимости исследова­ния; заключение (общая оценка работы, пожелания автору)
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье); краткое объективное воспроиз­ведение взглядов автора в статье и развернутое научно обосно­ванное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемо­го источника Вступление - предмет анализа, актуальность темы, структура текста; основная часть - изло­жение позиции автора по ключе­вым вопросам исследуемой про­блемы как в целом, так и к глав­ным ее положениям; изложение отношения рецензента к исследу­емой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств; заключение - выводы рецензен­та, пожелания автору. Структура рецензии может быть различной по желанию автора
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением План - оглавление; введение - постановка проблемы, объясне­ние выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая харак­теристика используемой литера­туры; основная часть - каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга; заключение - выводы автора, область применения результатов работы; список литературы
Доклад - публичное сообщение на опреде-ленную тему, способст­вующее формированию навыков исследовательской работы, рас­ширяющее познавательный интерес План работы; систематизация полученных сведений; выводы и обобщения
Курсовая работа - самостоя­тельное теорети-ческое или экспериментальное исследование отдельных частей образователь­ного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением само­стоятельных переводов научно-педагогической литературы
Квалификационная (аттеста­ционная, дипло-мная) работа - научно-исследовательская рабо­та, расширяющая знания в обла­сти тео-рии, практики, методо­логии отраслей психо-лого-педаго­гической науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы Оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения

Но нужно помнить, что план не передает фактического содер­жания изучаемого материала, а лишь указывает схему его пода­чи. С помощью плана можно составлять записи разного рода: го­товить сообщения, доклады, рефераты. Кроме того, он организу­ет самоконтроль.

Принципы составления плана и его виды представлены на рис. 2 и 3.

Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

· чтение текста целиком;

· деление его на смысловые части;

· озаглавливание частей (на первых порах - заголовки, отра­жающие содержание части);

· воспроизведение текста по составленному плану.

Выписки. Делая выписки, следует выполнять следующие пра­вила.

1. Вчитайтесь в название статьи (параграфа, раздела), осмыс­лите его.

2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения кратко записы­вайте основные мысли.

3. Стремитесь к лаконичности.

4. Отделяйте одну мысль от другой.

5. В конце работы выпишите все библиографические данные источника.


Рис. 2. Принципы составления плана


Рис 3. Виды планов

Справка. Студенты могут готовить статистические, терминоло­гические, биографические, исторические, производственно-технологические и т.п. справки со ссылкой на источник. Целесообраз­но давать задания по подготовке разнообразных справок с опере­жающей целью. Например, преподаватель перед изучением новой темы предлагает 1-2 студентам подготовить справки, иллюстри­рующие конкретные положения лекции.

Тезаурус. Задание по составлению тезауруса дается в связи с прочитанным, оно также педагогически целесообразно для осуще­ствления внешней обратной связи.

Так, выстраивая ряд категорий, базовых понятий на доске пе­ред началом объяснения, рассказа, лекции, преподаватель может в процессе ознакомления с новым материалом проверить уровень его усвоения каждым студентом. Для этого он обращает внима­ние студентов на проработанные понятия и дает задание выстро­ить тезаурус, используя только их. По тому, как, в какой последо­вательности выстраивается эта перевернутая пирамида базовых понятий, можно сделать вывод об уровне усвоения воспринима­емого. Тезаурус используется также для первичного закрепления только что прослушанного, особенно в том случае, когда у препо­давателя остается 7-10 минут до завершения занятия. В этом случае тезаурус составляется уже не по названным понятиям, а по всему их объему.

Сорбоннки. Сорбоннки - это маленькие карточки, содержа­щие новые понятия, встретившиеся студентам в процессе само­стоятельной проработки какой-то темы, раздела, параграфа. При­чем, на одной стороне карточки располагается название понятия (орфографически правильно записанное, с указанием ударения), а на другой - определение, раскрывающее смысл, значение это­го понятия. Таким образом, у каждого студента создается банк подобных сорбоннок по каждой дисциплине, которые можно ис­пользовать не только при ответах на практических занятиях, се­минарах, но и на зачетах.

Тезисы. Тезисы:

· повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

· всегда имеют доказательства;

· подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания;

· позволяют обобщить материал;

· используются для критического анализа статьи, доклада, со­общения.

Существуют различные виды тезисов. По структуре вы­деляют простые, сложные, основные тезисы (рис. 4, 5). По содер­жанию они могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Каждый пункт плана может быть оформлен (развернут) в виде тезисов.

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением соб­ственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создают­ся на основе первичных текстов, принадлежащих другому авто­ру. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каж­дый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматри­ваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композици­онную структуру, в которой выделяются:

· преамбула;

· основное тезисное положение;

· заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркива­ется формально или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тези­сами может быть представлено следующими способами:

· использованием вводных слов в начале каждого тезиса («во-первых», «во-вторых»);

· с помощью оппозиционных фраз («внешние факторы - внутренние причины»);

· использованием классификационных фраз («поле глаголов действия», «поле глаголов состояния», «поле глаголов дви­жения»).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется с помощью нумерации каждого тезиса. В тезисах, как правило, от­сутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к крат­кости.

В зависимости от стиля изложения существует два типа те­зисов:

· тезисы глагольного строя, в которых используются глаголь­ные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

· тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного ска­зуемого), которые встречаются крайне редко, хотя это пре­дельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Приведем пример тезисов.

А. Дистанционное обучение - одна из перспективных форм обуче­ния на современном этапе отечественного образования.

Б. Статистика последних лет свидетельствует о том, что....

В. Таким образом, есть целесообразность открыть эту перспектив­ную форму обучения

1. Познакомьтесь с содержанием материала, при этом обрати­те внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет вам в работе.

2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана, стикера или отчеркиванием).

3. Определите главную мысль каждой части (можно подчерки­ванием).

4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими слова­ми или найдите подходящую формулировку в тексте.

6. Отделяйте один тезис от другого - это облегчит последую­щую работу с ним.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: «Известно, что», «Следует отметить, что», «Однако», «При этом важно, что», «Предполагается, что"», «Специалисты ставят своей задачей».

Основная информация в тезисах может объединяться с помо­щью следующих соединительных лексических средств: «Ставит вопрос», «Считает», «Сравнивает», «Приводит пример», «Пере­числяет», «Характеризует», «Подчеркивает».

Тезисы с точки зрения нормативности являются одним из наи­более устойчивых жанров научного стиля. Поэтому нарушение жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов считается искажением стилистической и коммуникатив­ной норм. В числе типичных ошибок, допускаемых студентами при тезировании, - подмена тезисов текстом сообщения, резю­ме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилисти­ческой чистоты и однородности речевой манеры, в них недопус­тимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Приведем пример тезисов на тему «Алгоритмы чтения и их роль в понимании текста».

1. Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной де­ятельности при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка - это готовность человека к опреде­ленной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на зна­комый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

Изучение нормативных документов.

Для того чтобы студенты могли самостоятельно изучать раз­личные виды нормативных документов, необходимо составить план (алгоритм работы). Рассмотрим пример.

Вариант 1. Проанализируйте содержание приведенного норматив­ного документа и составьте краткую аннотацию (карточку документа):

· цель документа;

· специфичность документа и его содержание;

· группа документа;

· характер и специфичность работы с документом;

· средства достижения цели, отраженные в содержании документа.

Вариант 2. Познакомьтесь с информацией, содержащейся в па­кете документов, и выполните следующие задания:

· определите, соответствует ли оформление данного вида докумен­та принятым стандартам и нормативным требованиям, если нет, то по­кажите, в чем состоит это несоответствие;

· внесите необходимые коррективы в документ по содержанию и оформлению;

· распределите документы по степени важности, срочности и запол­ните в соответствии с этим таблицу, представленную ниже;

· проанализируйте документ, сформулируйте необходимое управ­ленческое решение.

№ документа № задания
а б в г

Конспект:

· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

· показывает внутреннюю логику изложения;

· содержит основные выводы и положения, факты, доказа­тельства, приемы; " отражает отношение составителя к материалу;

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике. Виды конспектов пред­ставлены на рис. 6.

Общий алгоритм конспектирования.

1. Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составьте перечень основных мыслей, содер­жащихся в тексте, и простой план, который поможет группиро­вать материал в соответствии с логикой изложения.

2. Посмотрите в словаре значения новых непонятных слов, выпишите их в тетрадь или словарь в конце тетради.

3. Вторично прочитайте текст, одновременно записывайте ос­новные мысли автора. Запись ведется своими словами. Важно стремиться к краткости, пользоваться правилами записи текста.

4. Прочитайте конспект еще раз, доработайте его.

Остановимся кратко на особенностях создания конспектов различных видов.

План-конспект - пересказ прочитанного или услышанного в виде плана. Он краток, прост, быстро составляется и заполняет­ся. Достоинства плана-конспекта: он учит выбирать главное, чет­ко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить матери­ал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как содержание матери­ала плохо восстанавливается в памяти.

Этапы работы.

1. Составьте план прочитанного текста или воспользуйтесь го­товым.

2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируйте и запишите вывод.

Образец плана-конспекта.

1. Определение понятия «анализатор».

2. Характеристика эволюции анализаторов.

3. Роль анализаторов в приспособлении организма к окружающей среде.

4. Структура анализатора: отделы, их местоположение и функции.

1. Анализаторы - сложные нервные механизмы, обеспечивающие восприятие и тончайший анализ всех раздражителей внешней и внут­ренней среды.

2. В процессе эволюции органы чувств, обладающие примитивной чувствительностью, которая позволяла им только воспринимать раздра­жения и отвечать на него определенной физиологической реакцией, постепенно превращались в анализаторы. Прежде всего это было свя­зано с приобретением организмами способности самостоятельно пере­двигаться. Передвижение привело к частому и значительному измене­нию условий жизни. Чтобы не погибнуть, организм должен был на­учиться быстро улавливать все изменения и тонко их анализировать. Следствиями решений данных задач стали:

Дифференциация органов чувств;

координация их деятельности с движениями (показать на приме­рах).

3. Благодаря анализаторам организм получает информацию о со­стоянии и изменениях внешней и внутренней среды в виде раздражите­лей, которые вызывают в коре головного мозга соответствующие ощу­щения. На основе ощущений формируются определенные ответные реакции, позволяющие организму приспосабливаться к данным конк­ретным условиям существования (показать на примерах).

4. Анализатор состоит из трех основных отделов:

· рецептора;

· нервного волокна;

· центра КБП (коры больших полушарий).

Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс. Нервное волокно проводит нервный импульс в центр анализа­тора. Корковый отдел превращает нервные импульсы в ощущения.

Вывод. Благодаря анализаторам животные и человек различают полезное и вредное воздействие окружающей среды на организм. Это позволяет ему лучше приспосабливаться к условиям существования. В связи с развитием ВИД (высшей нервной деятельности) у человека значительно усложнилась функция анализаторов, так как в основе всей нервной деятельности человека лежит аналитико-синтетическая работа мозга.

План-конспект может выглядеть как таблица. Например:

Вариант 1

Основные вопросы Раскрытие вопросов
1. Суть, содержание и основные характери­стики бренда. 2. Взаимосвязь бренда с экономическими кате­гориями «потребность», «спрос», «предложение». 3. Технологии. 4. Управление активами бренда и др. Бренд - атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуальность, привлекают внимание клиентов, создают имидж фирме, репутацию, способствуя продвижению товара на рынке. Российскими авторами бренд трактуется как раскрученная торговая марка. Сим­вол бренда должен: - наиболее точно и полно отражать содержание товара; - обеспечивать максимальное отличие от конкурентных брендов; - сформировать у потребителя убежде­ния, что этот бренд уникальный. Уникальность символа бренда - главное требование при формировании бренда

Вариант 2

Задание для самостоятельной работы при этом может быть сформулировано следующим образом.

Вариант 1. Внимательно прочтите предложенный текст (тексты) в учебнике (учебниках или распечатке). Представьте его в виде конспек­та. На его основе составьте тезисы и план.

Вариант 2. Внимательно прочтите предложенный текст в учебни­ке или распечатке. Законспектируйте его, используя предложенный преподавателем план. Оформите план-конспект.

Вариант 3. Внимательно прочтите предложенный текст в учебни­ке или распечатке. Законспектируйте его, используя вид конспекта - тематический обзорный (раскрывает конкретную тему с использовани­ем нескольких источников).

Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат. Он состоит из высказываний автора, изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспектов используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует активной мыслительной работе, поэтому, как прави­ло, служит только иллюстрацией к изучаемой теме. Этапы работы.

1. Прочитайте текст, отметьте основное его содержание, глав­ные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект.

2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тет­радь. Форма записи может быть разной, например:

· цитата;

· цитата-вывод;

· основные вопросы; цитаты - доказательства; выводы.

4. Сделать общий вывод.

Опорный конспект - это отражение информации, содержа­щейся в тексте в виде опорных сигналов, - слов, условных зна­ков, рисунков.

Он краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причин­но-следственные связи, развивает логическое мышление и образ­ное умение моделировать информацию. Незаменим при повторе­нии материала к зачету, экзамену.

Этапы работы.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Разделите его на смысловые части - блоки.

3. Поставьте к каждой части вопрос.

4. Ответьте на поставленный вопрос опорными сигналами, рас­положив их в виде логической схемы.

Ниже приведен образец опорного конспекта-схемы, выполнен­ного студентом по теме: «Ребенок как объект и субъект целостно­го педагогического процесса» (рис. 7).

Свободный конспект - сочетание выписок, цитат и тезисов. Он требует серьезных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: пла­нов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в боль­шей степени способствует прочному усвоению учебного материала.

Этапы работы.

1. Используя имеющиеся источники, выберите материал по ин­тересующей теме, изучите его и глубоко осмыслите.

2. Сделайте необходимые выписки основных мыслей, цитат, составьте тезисы.

3. На основе подготовленного материала сформулируйте основные положения по теме.

Тематический конспект - конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме. Он может быть обзорным и хронологическим; учит анализиро­вать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привле­кать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процес­се работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы.

1. Изучите несколько источников и сделайте из них выборку материала по определенной теме или хронологии.

2. Мысленно оформите прочитанный материал в виде плана.

3. Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложите осознанный материал.

Ниже приведен образец тематического конспекта.

Введение в тему «Анализаторы»

Живой организм не может существовать, не взаимодействуя с внешней средой. В то же время из окружающей среды на организм од­новременно воздействует множество факторов - благоприятных и не благоприятных для организма. В целях самосохранения и наилучшего приспособления к окружающей его среде организм должен быстро и тонко распознавать воздействующие на него факторы. С этой целью в процессе эволюции у живых организмов постепенно развивались спе­циальные органы чувств - анализаторы.

Анализатором И.П.Павлов назвал целостную совокупность всех ней­ронов, участвующих в восприятии раздражений и проведении возник­ших импульсов возбуждения к клеткам коры головного мозга, включая сами эти клетки.

Структура и деятельность анализаторов довольно сложны. Каждый анализатор состоит:

· из рецептора (периферического отдела);

· афферентного или эфферентного волокна (проводникового отдела);

· клеток КБП (коркового отдела, анализирующего нервные импуль­сы).

Рецепторы - это своеобразные разведчики, собирающие информа­цию вне и внутри организма, зашифровывающие ее в нервные импуль­сы.

Проводниковый отдел - это связной, передающий зашифрованные депеши.

Корковый отдел головного мозга - штаб армии, где донесения бу­дут расшифрованы и использованы для планирования ответных дей­ствий

Обладая узкой специализацией, каждый рецептор посылает в мозг лишь информацию об отдельном свойстве предмета, воспринять пред­мет в целом он не может. Образ предмета воссоздается в мозге на ос­новании показаний многих рецепторов.

Рецепторы есть во всех органах, они воспринимают самые разные свойства предметов, явлений, событий.

Внешние рецепторы различают свет, звук, температуру, давление, положение тела в пространстве, запах, вкус и т.д., а внутренние - дав­ление крови, РН крови, состояние желудочно-кишечного тракта, состо­яние мышц и т.д.

Но в результате всех этих совершенно различных раздражений в ре­цепторах возникают нервные импульсы, природа которых одна и та же - электрическая. Нервный импульс, идущий по слуховому нерву, по при­роде ничем не отличается от нервного импульса, идущего от зритель­ного, тактильного или обонятельного рецептора. Но путаницы не проис­ходит, так как каждое из возбуждений идет в мозг по строго опреде­ленному пути в свой центр.

В связи с различием видов энергии, воспринимаемой рецепторами, устройство их неодинаково. Рецепторы могут быть очень простыми разветвлениями нервных окончаний в виде волосков, пластинок, спира­лей и пр. и более сложными - в виде специализированных клеток: па­лочки и колбочки в сетчатке глаза, слуховые клетки кортиевого органа и т.п. Это обеспечивает высокую чувствительность рецептора к адек­ватному раздражителю.

Например, гремучая змея улавливает изменение температуры в 0,001 "С.

Итак, после воздействия раздражителя на организм сразу начинает­ся его анализ, который свойственен всем звеньям анализатора.

Первичный анализ происходит на периферии в рецепторах, реагиру­ющих на строго определенные раздражители. Вторичный, более слож­ный, анализ осуществляется в спинном мозге.

Наиболее сложный анализ происходит в разных отделах головного мозга, особенно в зонах КБП.

Сигналы, поступающие в ЦНС через все анализаторы, имеют важное значение для регуляции функций в организме, так как они, во-первых, вызывают новые реакции. Во-вторых, корректируют и координируют уже осуществляющиеся реакции. В-третьих, оставляют следы, которые используются в последующей деятельности, спустя дни, месяцы и годы.

Кроме того, нервные импульсы, поступающие в ЦНС, поддерживают ее тонус на высоком уровне. У человека при отсутствии раздражений нарушается способность концентрировать внимание, логически мы­слить, выполнять умственные задачи, при этом у него возникают галлю­цинации, сонное состояние. Таким образом, анализаторы - это основ­ной орган получения информации организмом о его внешней и внут­ренней среде, что позволяет организму через ЦНС оптимально приспо­сабливаться к изменяющимся условиям среды.

Аннотация. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе. Виды аннотаций и их структура схемати­чески представлены на рис. 8, 9.

Основные требования, предъявляемые к составлению аннота­ции, заключаются в следующем:

· композиция аннотации должна быть внутренне логична, она может отличаться от композиции исходного текста;

· отбор сведений, формулирование выводов и их расположе­ние зависят от характера аннотации;

· язык аннотации должен быть лаконичным, простым, яснос­тью;

· аннотация на статьи оформляется на библиографической карточке, дается без абзацев;

· средний объем - 500 печатных знаков.

Аннотация имеет две обязательные части:

· указание на адресата аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут быть и факультативные части:

· композиция, структура первичного текста;

· иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

При характеристике содержания текста используются следу­ющие речевые клише: «В статье (книге) рассматривается»; «В книге изложены»; «Статья посвящена»; «В статье даются»; «В основу работы положено»; «Автор останавливается на следую­щих вопросах»; «Автор затрагивает проблемы»; «Цель статьи - показать»; «Цель автора - объяснить (раскрыть)»; «Целью ста­тьи является изучение»; «Автор ставит своей целью проанализи­ровать».

При характеристике композиции работы применяются такие речевые клише: «Книга состоит из... глав (...частей)»; «Статья де­лится на... части»; «В книге выделяются... главы».

При характеристике назначения текста - такие: «Статья пред­назначена (для кого; рекомендуется кому)»; «Сборник рассчитан»; «Предназначается широкому кругу читателей»; «Для студентов, аспирантов»; «Книга заинтересует».

Основная ошибка в составлении аннотации - избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей. Одно из важ­нейших правил рецензента - избегать лишнего: вводных слов и предложений, сложных предложений.

Рецензия и отзыв. Рецензия - это разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального про­изведения. В рецензии указываются достоинства и недостатки работы, даются ее оценка, детальный анализ.

Отзыв - это мнение, впечатление о произведении без деталь­ного его анализа; важной является общая оценка.

Структура рецензии и отзыва графически изображена на рис. 10.

Статья. Основные этапы работы над статьей:

· определение темы, ее анализ, составление плана/тезисов;

· работа над первым вариантом статьи на основе плана/тезисов;

· завершение работы, анализ, совершенствование, исправле­ние текста.

Доклад. Доклад может быть представлен в устной и письмен­ной форме.

Письменный доклад - это запись устного сообщения по ка­кой-либо теме объемом от 5 до 15 страниц. В таком докладе не обязательно:

· выделять структурные элементы работы в виде плана; » выделять заголовки внутри текста;

· ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Однако необходимо приводить список всех используемых источников в конце работы.

При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1) подберите литературу по изучаемой теме, познакомьтесь с ее содержанием;

2) отметьте наиболее существенные места или сделайте выпис­ки, пользуясь закладками;

3) составьте план доклада;

5) прочитайте текст и отредактируйте его;

6) оформите доклад в соответствии с требованиями.

Реферат. «Реферат - краткое изложение содержания науч­ной работы, художественной книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат - это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по данной теме, ее основной проблематике. Реферат отражает точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний (рис. 11, 12).

Поскольку реферат - одна из форм интерпретации исходно­го текста или нескольких источников, он, в отличие от конспек­та, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, осо­бую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зре­ния.

Таким образом, реферирование предполагает изложение како­го-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата заключается в том, что:

· в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассужде­ний, оценок;

· в нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного со­держится в тексте по интересующей проблеме;

Рис. 12. Структура рефератов

Виды и структура рефератов представлены на рис. 11 и 12.

К реферату предъявляются следующие требования:

· изложение всех наиболее существенных моментов рефери­руемого источника (конспективно, фрагментарно, аналити­чески - на выбор референта);

· соблюдение единого стиля изложения;

· точность, краткость, литературный язык;

· логическая последовательность изложения;

· ограниченность объема (не более 25 страниц машинописно­го текста).

Анализ рефератов показал, что студенты чаще всего испыты­вают трудности при формулировании цели и задач работы, со­ставлении плана реферата, что приводит к нарушению его струк­туры.

В процессе работы над рефератом можно выделить четыре этапа:

1) вводный - выбор темы, работа над планом и введением;

2) основной - работа над содержанием и заключением рефе­рата;

3) заключительный - оформление реферата;

4) защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.) (рис. 13).

Опыт работы показывает, что специфика циклов дисциплин актуализирует потребность учебного заведения в конкретных, предметных методических рекомендациях по написанию рефера­тов. Однако должны существовать единые требования к их фор­ме, структуре, оформлению, что будет способствовать развитию у студентов четкого представления о реферате как письменном аттестационном испытании, и способах работы над ним.

Работа над рефератом начинается с выбора темы ис­следования. Заинтересованность автора в проблеме определя­ет качество проводимого исследования и соответственно успеш­ность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, студен­ту не следует спешить воспользоваться списком тем, предложен­ным преподавателем. Он должен попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.

При определении темы реферата нужно учитывать и его ин­формационную обеспеченность. С этой целью используются списки рекомендуемой литературы, библиотечные каталоги, кон­сультации преподавателя и библиотекаря.

Выбрав тему реферата и изучив литературу, нужно сформули­ровать цель и задачи работы и составить план реферата.

Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого резуль­тата. Целеполагание характерно только для человеческой дея­тельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально ее необходимо обозначить, чтобы ори­ентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, студент параллельно думает над составлени­ем плана. Причем необходимо четко соотносить цель и план ра­боты.

Можно предложить два варианта формулирования цели.

1. Формулирование цели при помощи глаголов: «исследовать», «изучить», «проанализировать», «систематизировать», «осветить», «изложить» (представления, сведения), «создать», «рассмотреть», «обобщить» и т.д.

2. Формулирование цели с помощью вопросов. Например, цель реферата заключается в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие классификации методов обучения существуют в настоящее время в педагогической науке?».

Цель разбивается на задачи - ступеньки в достижении цели.

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы.

Черновой набросок плана в ходе работы дополняется и изме­няется. Существуют два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делит­ся на параграфы, а в сложном - на главы и параграфы.

Перед студентом часто встает вопрос: как грамотно составить план реферата? Конкретного рецепта не существует, большую роль играет то, на что учащийся намерен сделать упор в ходе ра­боты, как хочет расставить акценты, как он сформулировал тему и цель работы.

Введение - одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, при­обретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1 - 2 машинописные страницы. Работу над этой частью реферата необходимо постро­ить следующим образом.

1. Сделайте вступление - это 1 - 2 вводных абзаца. Желатель­но, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным. Можно начать, например, с какого-то определения: «Политиче­ские отношения - это...».

2. Обоснуйте актуальность выбранной темы, т.е. ответьте на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связывать тему реферата с современностью, предстоящей профессиональной деятельно­стью.

3. Сформулируйте цель и задачи реферата.

4. Сделайте краткий обзор литературы и источников по про­блеме. В этой части работы над введением необходимо охаракте­ризовать основные источники и литературу, с которой работает автор, оценить ее полезность, доступность, высказать свое отно­шение к этим книгам.

5. Осветите историю вопроса - кратко охарактеризуйте круг представлений, которые сложились в науке по исследуемой про­блеме и стали известны студенту. Допустим, тема реферата «Про­исхождение человека». Существует множество версий и теорий происхождения человека, например, религиозная, трудовая, ано­мальная, космическая и т. д. Или нет и не может быть единой точ­ки зрения на проблему этапов становления человеческого обще­ства и т.д.

6. Сделайте вывод - обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением. Например, отметьте, ка­кие препятствия были встречены (не обнаружили в библиотеке необходимую книгу), или кратко посвятите читателя в то, о чем в дальнейшем будет написано в реферате, или выдвиньте собствен­ную гипотезу, теорию.

1. Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Такие утверждения лучше выражать в без­личной форме. Например, вместо фразы: «Проведенный мною эксперимент», лучше писать: «Проведенный эксперимент».

2. При упоминании в тексте фамилий необходимо ставить ини­циалы перед фамилией.

3. Каждая глава (параграф) начинается с новой страницы.

4. При изложении различных точек зрения и научных положе­ний, цитат, выдержек из литературы необходимо соблюдать ряд требований:

· Цитату нужно приводить точно по источнику и заключать в кавычки.

· Цитата должна быть полной. Возможен пропуск слов, пред­ложений в цитате, который обозначается многоточием. Многоточие ставится в любом месте цитаты. Знак препина­ния, стоящий перед пропущенным текстом или за ним, не сохраняется.

· Допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ мыслей других авторов своими словами. В этом случае также необ­ходимо сделать ссылку на источник.

· Цитирование не должно быть избыточным, что создает впе­чатление несамостоятельной работы.

· При необходимости выразить свое отношение к цитате или к какой-то мысли автора рекомендуется ставить после вос­клицательный или вопросительный знаки, которые заключа­ют в круглые скобки.

· Сноски на источники цитирования можно оформлять раз­личными способами

· Сноску можно давать в тексте.

Например:

«Модернизация образовательно-воспитательного процесса в дет­ских образовательных учреждениях предполагает его демократизацию и гуманизацию» (Васильев В.Н. Преемственность детского сада и школы. - М.: Пламя, 1993. - С. 29).

Сноска на литературный источник может быть подстрочной.

Например:

«Модернизация образовательно-воспитательного процесса в дет­ских образовательных учреждениях предполагает его демократизацию и гуманизацию» 1 .

В данном случае нужно помнить, что ссылки располагаются в конце страницы не в алфавитном порядке, а в последовательно­сти цитирования. Нумерацию ссылок можно делать сплошной по всей работе или самостоятельной для каждой страницы. Если на одной странице дают подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках используют слова: «Там же» и ставят но­мер страницы, с которой взята цитата.

Например: «Там же. - С. 35».

Например:

«Модернизация образовательно-воспитательного процесса в ДОУ предполагает его демократизацию и гуманизацию» .

Первая цифра в данном примере указывает на номер источни­ка в общем списке литературы, вторая - номер страницы.

Например:

(разрядка наша. - П. И.) или (подчеркнуто мною. - П. И.).

« Инициалы студента ставятся также в случае, когда в цита­ту вводится пояснение. Например:

«В его (Л.С.Выготского. - П.И.) психологических исследованиях можно получить ответы на многие чисто педагогические вопросы».

1 Васильев В.Н. Преемственность детского сада и школы. - М.: Пламя, 1993. -

· Сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся.

Приведем примеры оформления ссылок на использованную литературу.

По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО до 15-20% поступаю­щих в систему начального и среднего профессионального образования оказываются непригодными к избранной профессии; 20-25% учащих­ся прерывают учебу, так и не получив профессии; до 30% выпускников трудоустраиваются не по специальности (Чистякова С.Н., 2002).

Многочисленные работы по проблеме качества среднего профес­сионального образования (О.С.Гребенюк, Г.И.Ибрагимов, Г. В.Мухаметзянова, А.А.Скамницкий и др.) убедительно доказали, что традици­онный подход к оценке качества подготовки специалиста по одному па­раметру - уроню знаний и умений - не отвечает требованиям совре­менности. По словам Г.И.Ибрагимова, чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красными дипломами», а те студенты, которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности: общественной, культурной, коммуникативной, научной и т.д. .

6. При написании реферата (курсовой или дипломной работы) целесообразно использовать следующие «клишированные» фразы и словосочетания: «Проблема исследована авторами», «В работе... рассматривается», «Во введении указывается, что», «Автор счита­ет, что». «В первой главе освещается вопрос», «Говоря о пробле­ме..., автор подчеркивает», «Также обращается внимание на», «Таким образом, автор приходит к выводу о том, что», «В работе... рассматривается роль (значение)», «Автор придерживается идеи (позиций)», «Подчеркивается необходимость», «В заключении автор приходит к выводам».

7. При написании текста не следует злоупотреблять вступи­тельными словосочетаниями в начале фраз («следует подчерк­нуть», «необходимо заметить»); рекомендуется избегать длинных предложений, так как они затрудняют понимание текста.

8. При наличии в тексте перечислений следует соблюдать сле­дующие требования.

· Перечисления, состоящие из отдельных слов или простых фраз, пишут в подбор с текстом, отделяя друг от друга за­пятой.

· Перечисления из сложных фраз, пишут с новой строчки, де­лая абзацный отступ, отделяя одно от другого точкой с за­пятой, начинают со строчной буквы.

· Нельзя перед нумерованным перечислением оканчивать ос­новную фразу на «из», «на», «от», «то», «как» и т.д.

9. Сокращения допустимы только для слов: «т.д.», «т.п.», «др.», «пр.», нельзя сокращать слова «так как», «таким образом», «так называемый», «например», «уравнение», «упражнение».

Нельзя делать сокращения путем произвольного слияния слов («спецупражнение», «спецтренировка» и т.п.). Сокращения слож­ных слов-терминов, образованных от начальных букв, пишутся строчными буквами и с точками. Например: «коэффициент полез­ного действия» - к.п.д. Сокращения нарицательных существи­тельных пишутся слитно. Например: вуз. Сокращенные названия государств пишут слитно заглавными прописными буквами без точек и кавычек. Например: США, СНГ и т.п.

Знаки, обозначающие номер, градус, параграф, процент и т.п., следует писать словами. Но если они стоят перед числительными величинами, их обозначают знаками. Например: «тринадцатый номер или № 13»; «двадцать процентов или 20%»; «§1».

Сокращения метрических мер при числах производятся в со­ответствии со стандартами. Например: «мм», «см», «мм рт. ст.». Формулы располагают посередине строки, после чего пишут слово «где» и с новой строки дают перечень условных обозначе­ний. Например:

Формула расчета мышечной силы

F - сила,

т - масса гири (кг);

q - ускорение силы тяжести.

Заключение - самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть кратким пересказом содержания работы. Заключе­ние содержит:

· основные выводы в сжатой форме;

· оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения.

Объем заключения - 1-2 машинописных листа формата А-4.

Приложение помещают после заключения, оно содержит материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фо­томатериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

Примеры оформления.

Приложение 1. Современные политические термины. Словарь. Приложение 2. Структура деятельности учителя. Схема. Приложение 3. Гражданская война в России. Хронология событий.

В тексте реферата можно делать примечания: «(См. приложе­ние 1, с. 21)».

Приложение является желательным, но не обязательным эле­ментом реферата.

Список литературы помещают в конце реферата. Его составляют по алфавиту и пронумеровывают.

Сведения о книге дают в следующем порядке:

2) название работы;

3) выходные данные (место издания, издательство и год изда­ния).

Например:

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - 415 с.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указывают:

1) название сборника, журнала, газеты;

2) место и год издания (для сборника);

3) год, номер журнала или дату выхода газеты, страницу. Например:

Семушина Л.Г. Проблемы формирования личности специалиста со средним профессиональным образованием и их реализация в государ­ственном образовательном стандарте // Профессиональное образова­ние и формирование личности специалиста: научно-метод. сборник. - М., 2002. - С. 39-49.

Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпрета­ции // Обществознание в школе. - 1999. - № 1. - С. 10-16.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей.

Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д). Названия осталь­ных городов пишут без сокращений.

Если книга издавалась параллельно в двух городах, их назва­ния приводятся через тире (М. - СПб.).

Требования к оформлению реферата.

1. Текст работы пишут разборчиво на одной стороне листа (формата А-4). Оставляют широкие поля слева, страницы прону­меровывают. При изложении материала следует четко выделять части (абзацы), начинать главы и параграфы с новой страницы, избегать сокращения слов.

2. Если работу набирают на компьютере, необходимо придер­живаться следующих правил (в дополнение вышеуказанных):

· текст набирают 12 шрифтом;

· заголовки набирают 14 шрифтом и выделяют полужирным;

· междустрочный интервал - полуторный; « разрешается интервал между абзацами; " отступ в абзацах - 1-2 см;

· левое поле - 2,5 см, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм;

· нумерация страницы - снизу справа;

· объем реферата - до 25 страниц.

3. Наименования структурных частей работы служат их заго­ловками и располагаются в середине строки. Заголовки пунктов и подпунктов начинают с абзацного отступа. Заголовки не под­черкивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предл° жения г их разделяют точкой. В конце второго предложения точку не ставят. Переносы слов в заголовках не до­пускаются.

4. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдает­ся сквозная нумерация по всему тексту работы.

5. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­снимки, карты) располагают непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки. Каждая иллюстра­ция должна иметь название, которое помещают под ней. Под ил­люстрацией располагают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных.

Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами порядковой нуме­рацией в пределах всей работы. Если в реферате одна иллюстра­ция, ее не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.

6. Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруют араб­скими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над ее заголовком по­сле слова «Таблица». Если в работе одна таблица, ее не нумеру­ют и слово «Таблица» не пишут.

Заголовок таблицы помещают над таблицей посередине.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подза­головки - со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

7. Титульный лист должен содержать информацию об учебном заведении, отделении, курсе обучения студента, названии учеб­ной дисциплины, по которой выполнен реферат.

Качество рефератов оценивается, как правило, по следующим критериям:

1. Новизна реферативного текста: » актуальность темы исследования;

· новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта известной проблемы, в ус­тановлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интегративных);

· стилевое единство текста, единство жанровых черт.

2. Степень раскрытия сути вопроса:

· соответствие плана теме реферата;

· соответствие содержания теме и плану реферата;

· полнота и глубина раскрытия основных понятий темы;

· обоснованность способов и методов работы с материалом;

· умение работать с исследованиями, критической литерату­рой;

· умение систематизировать и структурировать материал;

· умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу.

3. Обоснованность выбора источников:

· полнота использования работ по проблеме;

· привлечение работ наиболее известных исследований, но­вейших учебно-научных изданий, современных статисти­ческих данных.

4. Соблюдение требований к оформлению:

· оценка грамотности и культуры изложения, владение тер­минологией;

· культура оформления и соблюдение требований к объему реферата.

При проверке и оценке рефератов следует обращать внимание на следующие типичные ошибки студентов:

· механическое переписывание текстов без их комментирова­ния и собственных оценок. Текст должен не переписывать­ся, а излагаться;

· отступление от темы и плана;

· резкий переход от одного вопроса к другому, от фрагмента к фрагменту;

· при изложении вопросов мало внимания обращается на ар­гументацию, доказательства тех или иных положений;

· некритическое восприятие прочитанной литературы, приня­тие любых суждений на веру;

· цитаты не берутся в кавычки;

· абстрактность изложения: студент слабо подключает соб­ственный жизненный опыт, профиль учебного заведения, свою специализацию;

· учащийся редко высказывает собственное мнение;

· введение, по сути, не отличается от заключения.

Порядок защиты реферата.

1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.

2. Ответы на вопросы.

3. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения ра­боты.

На весь ответ во время защиты реферата отводится примерно 15-20 минут. При ответе студенту рекомендуется соблюдать сле­дующие рекомендации.

1. Готовясь к ответу, вспомните максимально подробно матери­ал, который должны найти отражение в схеме вашего ответа. Необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе можно проговорить все 15-20 ми­нут и не раскрыть сути вопроса, особенно строго следует отби­рать примеры и иллюстрации.

2. Вступление должно быть очень кратким - 1-2 фразы (если вы хотите подчеркнуть важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите на примере его сложность и важность).

3. Полезно сначала показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.

4. Рассказывать будет легче, если вы представите, что объясня­ете материал очень способному и хорошо подготовленному чело­веку, который не знает именно этого раздела, и что при этом вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинте­ресовать в его освоении.

5. Строго следите за точностью своих выражений и правильно­стью употребления терминов.

6. Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

7. Не демонстрируйте излишнего волнения, не напрашивай­тесь на сочувствие.

8. Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподава­теля, к малейшим его замечаниям. Он поможет вам припомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддерж­кой. Ни в коем случае не перебивайте педагога!

9. Не бойтесь дополнительных вопросов - чаще всего препо­даватель использует их как один из способов помочь вам или сэкономить время. Если вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем вы были прерваны.

10. Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходи­мо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы не­много подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли вы поняли поставленный вопрос. При ответе следует соблюдать принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что вы можете сказать.

11. Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы (это вина не преподавателя, а ваша, и пересдавать экзамен вы будете тому же преподавателю).

12. В период сдачи экзаменов, как и на спортивных состязани­ях, нужны выдержка и воля к победе. Не падайте духом при не­удачах, стремитесь к победе!


Похожая информация.