Пособие по чтению на уроках английского. Обучение чтению на английском языке: учимся самостоятельно

)
6 часть. Еще чуть-чуть больше, чем азы (1 стр., 2 стр.)

Хотят ли дети научиться иностранному языку?

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович.

К.И.Чуковский, «Крокодил»

Может быть, это странно, но я до сих пор помню, как и когда я написала первое английское слово. Я помню, где это было, в какой комнате, что было в этот день до этого и что потом, кому я его показала, и что мне сказали в ответ. Мне было восемь лет, это было слово «a ball», и, хотя я и списывала его с учебника, оно было таким очевидным, мне было настолько ясно, почему оно так пишется и что обозначает само слово и каждая буква, что было полное ощущение того, что я сама пишу по-английски.

На этом детском ощущении чуда и чего-то странного, казавшегося недосягаемым, я и строю обучение чтению малышей. Подарками часто бывают в буквальном смысле взвизги восторга. Если занятия проходят у меня дома, где моим маленьким ученикам позволено громкое выражение навалившихся на них чувств, в кабинет иногда заглядывают узнать, все ли в порядке и жив ли еще ребенок, только что истошно кричавший. Честное слово, так бывает.

Умение самостоятельно написать слово на иностранном языке у детей неизменно вызывает восторг и удивление. Я могу сравнить это с восторгом от умения плавать или просто вытворять в воде разные штуки, когда ребенок ежеминутно кричит взрослому: «Смотри!». Не меньшее удивление, даже какое-то недоверие, вызывает и умение прочитать иностранные слова. Поверьте, только ради того, чтобы понаблюдать такие сцены, стоит набраться терпения и обучить малыша этой науке самостоятельно.

Дети разных возрастов страстно относятся к иностранному языку. Думаю, всем хорошо известны детские попытки создать «шифрованный» , «свой» язык. Например, в нашем городе популярен такой его вариант: «куякухокудикулакукбакубукушке», или: «якухокудикулакукбакубукушкеку». Многие дети в совершенстве им владеют, изъясняются быстро и понимают друг друга без помех. Сидят в маршрутке, болтают о своем на этом языке, и никто из взрослых не может ничего понять.

Не менее известны попытки создать несуществующий доселе язык. Авторы мультфильма «Котенок по имени Гав» создали целую серию о том, как котенок и щенок придумывают свой тайный несуществующий язык, который они к тому же сами не понимают.

Многие дети просто делают вид, что разговаривают друг с другом на иностранном языке, пытаясь имитировать его фонетику и мелодику, и получают от этого огромное удовольствие.

Почти все дети очень довольны, когда начинают изучать иностранный язык. Они чувствуют в этом неповторимую магию и очарование. Ребенок уже по своей детской природе тянется к иностранному языку, можно смело начинать занятия.

Планы идеальные и планы реальные

Довольно часто приходится слышать, как родители малышей рассуждают о том, как хорошо было бы, чтобы их ребенок с раннего детства овладел иностранным языком, и лучше даже не одним. Первым в ряду желаемых иностранных языков, как правило, стоит английский. «Нужно говорить по-английски с ребенком с детства!» «Мы найдем ему друзей, говорящих по-английски, он будет с ними играть, и английский будет ему, как родной!» «Мы наймем репетитора, и ребенок будет с двух лет общаться с ним на английском!» Это действительно блестящие решения: языковая среда или ее имитация - самый надежный путь к языку, и повезло тем детям, родители которых среди ежедневной суеты сумели хотя бы в какой-то степени воплотить свои планы относительно иностранного языка в жизнь. Не то чтобы из этих детей обязательно вырастали полиглоты или билингвы, просто для них владение иностранным языком на определенном уровне - это такая же очевидность, как умение читать и писать. Недостаток этих планов об «английском языке с двух лет» только в том, что, к сожалению, они очень часто остаются нереализованными или реализованными не совсем так, как виделось родителям.

В определенный момент многие родители приходят к мысли о том, что неплохо было бы просто немного позаниматься с ребенком английским: чтобы подготовить его к школе, где высокие требования к языку, или, наоборот, чтобы компенсировать то, что недодает школа. Родители на каком-то уровне владеют языком и могут многое дать ребенку, но не знают, как подступиться к этим занятиям, с чего начать и к чему идти. Речь уже не идет о свободном владении языком, родители просто хотят познакомить ребенка с азами.

Этот цикл статей - не о возможных идеальных путях обучения детей иностранному языку. Он адресован тем родителям, которые хотели бы сами позаниматься с ребенком иностранным языком, чтобы научить его азам, преследуя скромные, но реальные цели. Глазами многих родителей научить ребенка азам языка означает научить его чтению на языке. В этом цикле статей я постараюсь рассказать, какому алгоритму действий я обычно следую при обучении чтению на английском языке малышей шести - девяти лет и, соответственно, какие советы я обычно даю родителям, которые хотят самостоятельно научить малышей немного читать на английском.

Мне кажется правильным сначала сказать о том, с чего лучше не начинать и с чего почему-то очень часто начинают обучение чтению, а то и обучение языку вообще.

Во многих «неязыковых» школах, в которых английский в начальной школе является факультативом или дополнительным предметом, детей в первый год учат в первую очередь английскому алфавиту, а попутно и некоторому количеству слов и нескольким фразам. Дети проходят весь алфавит букву за буквой в течение года, заполняют прописи, выполняют различные упражнения, не начиная при этом читать и писать. Чтение и письмо мыслится какой-то дальней целью.

По моим наблюдениям, очень часто весь этот год как бы проходит сквозь пальцы: буквы путаются, дети забывают название буквы практически сразу же после того, как ее «прошли», не знают, как эта буква читается, и не могут читать знакомые слова. Иначе говоря, этот год, посвященный изучению алфавита, приносит минимум реальных плодов, и дети все никак не могут приступить к самостоятельному чтению и письму. Для детей английский язык превращается, в лучшем случае, в абстракцию.

Большинство детей из тех классов, учитель которых идет по этому пути, охладевает к языку. Они прочно хранят в памяти несколько слов и могут с уверенностью сказать, что та или иная буква из английского алфавита, могут аккуратно написать буквы, но вот «какая из них какая» они в точности сказать не могут.

По этому же пути идут многие родители. Занятия с ребенком языком часто строятся на обучении каллиграфически писать буквы английского алфавита. Это немало. Но часто после этого этапа родители пытаются пожинать плоды: показывать на букву и спрашивать, как она называется, а также начинать обучение чтению.

А вот здесь многих ожидает загвоздка . Часто оказывается, что ребенок не удерживает в памяти названия букв, «пары» для «больших» и «маленьких» букв, и уж тем более не представляет, как читаются буквы. К этому времени ребенок уже оказывается порядком измучен всеми этими непонятно зачем существующими значками. Не понимает, к чему все это, если на английском он читать не может, и новый этап обучения чтению начать сложно именно из-за того, что ваш ученик как-то скептически к этому относится. Магия иностранного языка разрушена. Чаще, правда, родители останавливаются на середине алфавита. Как-то само получается, что или занятия прекращаются, или родители находят другой «ход».

Этот путь может быть и очень эффективным, если вы знаете все тонкости и препятствия, но я обычно рассказываю о нем как о таком пути, с которого как раз лучше не начинать - хотя бы из-за того, что он долгий и может утомить ребенка ожиданием очевидных результатов.

Интерес ребенка - вещь хрупкая и непостоянная , мне кажется, им лучше не рисковать. Куда как лучше, когда ребенок не пишет букву за буквой в долгом ожидании того момента, когда же он сможет читать, а время от времени приходит в умиление от того, что он сумел. Для них это так важно - что-нибудь суметь.

Чтение на английском языке – достаточно специфический процесс, собственно это касается и орфографии. М. Мюллер, известный филолог, словарями которого пользуются до сих пор, назвал английскую орфографию «бедствием национального масштаба». Настолько сильно произношение может отличаться от написания. Как следствие, чтение на английском языке вызывает много вопросов и трудностей.

На начальном этапе в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста обучение чтению занимает одну из самых ведущих позиций. Как правило, этот процесс сопряжен с большими сложностями, так как не каждое учебное пособие способно помочь овладеть навыками чтения на английском любому ребенку с разными способностями. Разумеется, на помощь приходят различные тренажёры для чтения и пособия по обучению чтению, которые можно активно использовать в работе с детьми. Многие пособия написаны на русском языке и с комментариями, соответственно, могут быть полезны родителям, которые помогают своим детям и занимаются с ними самостоятельно.

Вот некоторые из книг для обучения чтению:

Тренажёр по чтению

Тренажёр представляет собой учебник и рабочую тетрадь одновременно, состоит из 30 уроков, по прохождению которых ребенок будет знать буквы и звуки, запомнит много повседневных слов, научится читать слова в транскрипции и освоит основные правила чтения английского языка. Пособие рассчитано на детей в возрасте 7 -10 лет.

Научись читать по-английски

Эта книга поможет родителям научить своего ребенка легко и без стрессов читать по-английски, особенно если ваш ребенок уже столкнулся с первыми трудностями в чтении. Пособие можно использовать и на индивидуальных занятиях, и в группе.

Учимся читать, учимся писать

Lands and Friends. Учимся читать, учимся писать. Грановская Г. И., 2008 г.
Это пособие предназначено для обучения чтению самых маленьких, воспитанников детских садов и учащихся начальной школы. В книге много забавных текстов, песенок и стихов. На каждом развороте множество рисунков. Рисунки чёрно-белые, но очень приятные. Хорошо изложены правила чтения, много разнообразных заданий: лабиринты, кроссворды, прописи, чайнворды.

Лично мне очень нравится “Easy Steps To Reading” by Harry Hattyar . Эту книгу я часто использую на занятиях с детьми в качестве тренажёра по чтению, особенно если у ребенка есть большие проблемы с чтением. Тренажёр свободно доступен в формате pdf для скачивания, состоит из 36 шагов-уроков, с подробными методическими рекомендациями.

В последнее время меня стала увлекать тема обучения детей чтению на английском языке: я пересматриваю свои прошлые наработки, без сожалений избавляюсь от отжившего и с удовольствием пополняю свою базовую коллекцию новым. Видимо, эта тема небезынтересна и вам, но, судя по большому количеству просмотров и отсутствию комментариев к теме форума , готовых ответов у вас нет.

Между тем, вопросы заданы абсолютно правомерные. Педагогам известно, что один из самых трудных аспектов, связанных с обучением английскому языку, является именно обучение чтению. Говоря простым языком, можно обозначить проблему следующим образом: в английском языке слишком много правил чтения для того, чтобы их игнорировать, но при этом они не достаточно часто соблюдаются для того, чтобы им безоговорочно следовать. Эта дуальность нашла отражение и в школьной программе: в сегодняшних школах прослеживаются две чётко разграниченные тенденции.

Одних учеников совсем не учат читать - вместо этого их внимание акцентируется на повторении, запоминании и развитии разговорных навыков. Этот метод получил название "метода обучения чтению целым словом" и он применяется даже к новорожденным детям (см. на эту тему). У школьников, которые "обучались" чтению по этому методу, как правило, довольно сносное - а порой и вовсе удивляющее своей чистотой - произношение и они могут что-то сказать. Но при этом они совершенно не умеют ни читать, ни (как правило) писать.

Других школьников (справедливости ради надо заметить, что сейчас таких меньшинство, т.к. образовательная система накренилась в сторону коммуникативности) обучают правилам чтения. Отмечу, что дефицит правил чтения на уроках английского характерен не только для России, но и для англоговорящих стран. Например, вот как обстоит ситуация в Штатах:

Much research has been done to find a sound basis for teaching children to read. Today, there are two main approaches to reading instruction. The first approach is commonly referred to as the whole word method or whole language. The second is a more traditional method called phonics.

Whole-word reading instruction is not only the most widely used method in the United States, but for over a decade has been the dominate teaching approach in most English-speaking countries. The whole word method is based on the theory that that children should learn to read in a way similar to how they learn to speak. The main idea behind this approach is that reading is natural. Whole word requires children to memorize thousands of words, each as a discrete and separate unit.

This method stresses reading aloud from children"s literature. The sounding out of words is not taught. Instead, children are encouraged to sight-read words. advocates argue that the whole sounding out of words is cumbersome, time consuming and unnecessary. As reading is supposed to be just like learning how to speak, the child needs to be exposed to good children"s literature, using books and stories which use natural or "normal" language.

One of the problems with whole word learning is that there are more than 500,000 words in the English language. By the time children complete the fourth grade they may be able to recognize only around 1,400 simple words. Children should not be expected to guess words based on the context of a story. This method will not produce good readers. Instead of merely memorizing words, children should learn how words work, how they are put together and how they sound. Knowing the sounds of the alphabet and learning how to properly piece letters and sounds together is much more beneficial to children than simply memorizing words.

The other method used to teach reading is phonics. The phonetic approach is quite different from whole word. Phonics is based on sounding out and blending letters. With phonics, children can read and understand as many words as they have in their spoken vocabulary. They learn the 44 phenomes, or sounds of the alphabet. Once they know the sounds of the alphabet, they can break down multi-syllabic words into their discrete sounds. Phonics instruction teaches children how to use letter-sound relations to read or spell words and how to manipulate phenomes in spoken syllables and words.

Phonics advocates believe children should know how the sounds on words work before they learn to read. Children who have phonemic awareness skills will have an easier time learning to read than children who have little or none of these skills. The main focus of phonics is to help children understand how letters are linked to sounds to form letter-sound correspondences and spelling patterns and to help them learn how to apply this to their reading. Since there are 26 letters in the English alphabet but there are 44 sounds to the alphabet, phonics is a much easier and more efficient approach to reading instruction.

Learning to read can be a very difficult task for some children. Phonics is one key that simplifies this task. While whole word requires children to memorize hundreds of words, phonics helps children sound out words. There is no guesswork with the phonics method, whereas whole word requires children to guess words based on the context in which they are used. While it is good for children to be exposed to literature and encouraged to read books, this alone is not a good means to teach reading. If children know the sounds of the alphabet and can manipulate and put letters together, they will be able to read many more words and will greatly enhance their reading fluency and comprehension. Reading instruction that teaches the rules of phonics clearly will ultimately be more successful than teaching that does not.

Как видите, автор статьи видит решение проблемы безграмотности во внедрении в школах звукового метода обучения грамоте (Phonics). В сети можно найти множество материалов, позволяющих сделать это весело и интересно, превратив занятие в игру.

В одной из ближайших заметок я собираюсь дать обзор ресурсов, которыми пользуюсь сама, а пока хочу обратить ваше внимание на недостатки этого метода. Во-первых, направляя фокус урока на такие "мелочи", как сочетания букв, регулярность появления одних и тех же звуков в одних и тех же положениях, вы замедляете темп занятия. Соответственно, и прогресс идёт медленнее - а мы все знаем, как младших школьников демотивирует отсутствие быстрого результата.

Во-вторых, применение звукового метода обучения грамоте требует тщательнейшего подбора материалов. Поставив фонетику во главу угла, вы уже не сможете принести своим учащимся любой простой короткий текст для чтения - вам придётся самостоятельно сочинять или приобретать такие тексты, каждое слово которых будет состоять только из изученных звуков. А это не только очень трудоёмко для учителя, но и...

В-третьих, когда материалы содержат исключительно знакомые явления и ничего нового - это безумно скучно. Имея дело только с "причёсанными", выверенными и тщательно отфильтрованными материалами, ученики начинают скучать - скучать, не смотря на игровую форму, широкую улыбку учителя и прочие атрибуты бодрого фасада - ведь они лишены каких бы то ни было трудностей, а следовательно, и пространства для роста.

Таким образом, оба подхода к обучению ребёнка чтению имеют свои плюсы и минусы. Что касается меня, то я не являюсь фанатом ни метода обучения чтению целым словом, ни звукового метода в чистом виде. В своей работе я применяю элементы обеих методик, беря лучшее из каждой. А о том, как именно я это делаю, речь пойдёт в другой раз.

А какой подход применяете в свой работе вы, уважаемые учителя?

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бевз Елена Викторовна

МБОУ «СШ № 37»,

учитель английского языка

с.т.8-906-901-83-56

Я работаю учителем в МБОУ «СШ № 37» по этой теме уже несколько лет. Одной из важных задач в своей работе с детьми является то, чтобы уроки проходили интересно, увлекательно. В значительной мере это зависит от учителя, его умения увлечь детей, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Актуальность этой темы заключается в том, что существует проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе, что многие дети не умеют читать на английском языке, не учат звуки и буквы.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир, это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и извлечением нужной информации, закодированной графическими знаками (Пассов Е.И.)

Чтение нужно ученику не только для практического овладения иностранным языком и открытия другой культуры, а также оно является средством самообразования и творческой деятельности.

Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Ссылка на интернет –источник)

Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся начальной школы, часто они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Это - чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются в зависимости от положения в слове. Многие дети плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний и неверно читают слова. Часто возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.

Проблема состоит в том, что при чтении учащийся испытывает очень сильное влияние родного языка. Отсюда возникают различного рода ошибки. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы не только помочь учащимся освоить новую для них систему символов, но и предотвратить их возможные ошибки.

И это объясняется многими причинами: английский алфавит состоит из 26 букв, 146 графем и 46 фонем. Соответственно, 26 пар печатных букв составляют 52 символа, при этом: 4 похожи на символы русского алфавита (K, k, М, T); 33 буквы – это совершенно новые символы для учащихся (b, D, d, F,f, G, g, h, I, i, J, j, L, l, m, N, n, Q, q, R, r, S, s, t, U, u, V, v, W, w, Y, Z, z); 15 букв (A, a, B, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, X, x) встречаются в обоих языках, но читаются по-разному. Большую сложность представляют именно те буквы, которые встречаются и в русском, и в английском языках, но дают совершенно разные звуки. Например, букву «H» очень часто дети читают как русский звук [Н].

Успех обучения зависит также во многом от того, насколько интересно и учитель проводит уроки. В процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, чем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал

При восприятии материала учащиеся младших классов обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки.

Во многих учебниках обучение чтению на английском языке в младших классах ведётся по стандартному принципу: сначала дети учат буквы, потом в учебниках даются правила чтению открытого и закрытого слогов и подразумевается, что учащиеся сразу же начнут читать быстро, бегло и без ошибок. Конечно, алфавит дети должны знать для того, чтобы видеть буквы при чтении.

С опытом уже начинаешь понимать, что это просто невозможно сделать. Учащиеся знают алфавит, но не знают звуки. Им трудно читать по транскрипции. К тому же в английском языке так много исключений, что даже в старших классах трудно обойтись без словаря. Поэтому я пришла к выводу, что обучение чтению нужно начинать со знакомства с английскими звуками. Можно очень долго пытаться записывать английские звуки русскими буквами, но все рано или поздно приходят к выводу, что это безуспешно. Нужно знать английскую транскрипцию. Это дает возможность легко прочитать и правильно произнести незнакомое английское слово самостоятельно, без посторонней помощи

Как же сделать обучение не только интересным, но и эффективным? Существует много методик по обучению чтению на английском языке. Это методики Г.В.Роговой, И.Н.Верещагиной, М. Уэст и другие. Одним из ведущих современных методистов является Е.И.Пассов. Я в своей работе использую только общие его рекомендации и использую смешанный метод (звуковой и алфавитный).

Давайте рассмотрим, как я преодолеваю все сложности и повышаю качество обучения чтению учащихся 2-х классов.

I этап. Знакомство с алфавитом.

Знание ребенком песенки-алфавита дает очень многое:

Он знакомится с начертаниями букв и начинает связывать начертания с названиями.

1. Он запоминает названия букв и их последовательность. Учащийся еще не сможет самостоятельно называть или показывать любую букву, но ему будут известны названия букв.

    Они запомнят порядок букв в алфавите.

    Знание последовательности букв алфавита будет использоваться в дальнейшем для ведения бумажных словарей, записывать слово, диктуемое по буквам.

    Ему пригодится он при изучении открытых и закрытых слогов гласных звуков, так как в открытом слоге гласные читаются как в алфавите.

Существует много способов изучения алфавита. Можно выучить песенку, можно стихотворение, сыграть в игру и т.д. (например: поднимаю руку вверх - произносим буквы алфавита по порядку (A, B, C, D…), направляю руку горизонтально - произносим одну и ту же букву (S, S, S....»), руку вниз - в обратном порядке (Z, Y, X, W) и т.д.

Хорошо помогают задания по рисованию и раскрашиванию букв.

II этап. Знакомство со звуками и буквосочетаниями.

Я знакомлю учащихся со звуками, а не с названиями букв. Для прочтения подбираю слова, значения которых уже знакомы ребенку. Так можно набирать словарный запас одновременно с изучением звуков.

Я знакомлю учащихся с английскими звуками. Каждый звук вводится в стихотворной форме или использую фонетическую зарядку, например, показываю детям картинку с изображениями и говорю: - Дятел стучит по дереву: [t][t][t][d][d][d];- Выталкиваем воздух: [p],[p],[p],b],[b],[b].

Таким образом, в течение урока я ввожу до 7-10 звуков, и дети легко запоминают их, т.к. стихотворная форма и фонетическая зарядка помогут довольно быстро запомнить и усвоить данный звук

На этом этапе учащиеся моего класса создают карточки, на которых прописаны с одной стороны буквы, а на другой стороне карты транскрипция звука и как оно по-русски произносится. С карточками можно играть и одновременно запоминать, как выглядят буквы, которые дают определенные звуки. Произношение гласных звуков зависит от многих факторов. На него влияет место буквы в слове, соседние гласные и согласные буквы, в открытом или закрытом слоге находится гласная буква. Существует способ правильно произнести английские буквы и звуки, это транскрипция. К ней нужно обращаться, когда появляются сомнения, как читается или произносится то или иное слово.

Я стараюсь объяснить детям, почему я так много внимания уделяю транскрипционным знакам и показываю, как помогают значки при самостоятельной работе.

Многие учащиеся не всегда выполняют домашние задания и не делают карточки. Чтобы научить всех детей читать, я использую на уроке работу с карточками звуков и буквосочетаний, где сильные дети обучают по карточкам слабых детей. Учителям-детям очень нравиться обучать и контролировать друг друга.

Существует много разных способов, которые стимулируют детей к изучению звуков. Но самым эффективным я считаю на этом этапе – игра. Например:

а) пригласить несколько детей рисовать в воздухе буквы, а остальные будут отгадывать звуки и называть слово.

б) дети встают в круг. Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках, выбирает карточку с буквой и называет звук.

Можно использовать много других игр. Сейчас их существует много. Игры используются из сборников или из интернет - ресурсов. Я сама переделываю их на свой лад и под определённую тему.

III этап. Чтение слов.

На этом этапе многие из моих учеников расстраиваются, начинают путаться, когда они начинают читать слова. Дети испытывают страх, увидев буквосочетания. Для того чтобы дети не волновались, я подготавливаю детей к тому, что большинство букв английского алфавита могут читаться по-разному. Дети постепенно привыкают к этому. Когда они начинают справляться с минимумом, у них просыпается любопытство и интерес к чтению. Здесь также можно использовать игры, которые помогут детям научить читать.

Например, дети делятся на две группы, я предлагаю одной группе слово, которое они должны изобразить с помощью собственных тел, а другая группа прочитывает слово, и наоборот.

Учащимся можно дать сыграть игру «Испорченный телефон». Учащиеся делятся на две команды. Я раскладываю на столе, картинки в одну стопку, а карточки со словами в другую стопку. Учащиеся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки, показывает и прочитывает его. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему и т.д. Можно использовать картинки и карточки на разные темы.

В целях развития скорости чтения, я пользуюсь карточками с написанными на них словами. Я держу карточку со словом изображением к себе, затем быстро показываю учащимся и снова поворачиваю к себе. Дети угадывают и называют слово.

Также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

IV этап. Чтение словосочетаний и связных предложений, текстов.

На этом этапе дети читают в первую очередь стихи и песенки со знакомыми словами, которые были изучены по проходящим темам уроков. Стихи учить не обязательно – это всего лишь помощь для лучшего освоения и запоминания.

Как же сделать так, чтобы уроки чтения полюбились учащимся? В соответствии с методикой обучения чтению на иностранном языке Солововой Е.Н. добиться этого возможно, если соблюдать несколько условий:

1.Следить за размером предлагаемого ученикам текста. Слишком длинные тексты будут утомлять детей, а некоторых просто испугают. И дети не будут читать такой текст. В текст могут входить рисунки и схемы. Порой даже они являются более информативными.

2. Необходимо подбирать текст, обращая внимание на месторасположение в нем основной идеи. Уже доказано, что дети лучше воспринимают текст, в котором основная идея находится в начале или в конце текста.

3. Важно, чтобы тема текста соответствовала уровню развития ребенка.

4. Необходимо учитывать проблемы, которые затрагивает текст. Ведь читая текст и обсуждая его в классе, ученики делают выводы о поступке главного героя и ставят себя на его место.

За вторую и третью четвери этого года во 2-х классах при регулярном использовании этой методики, мне удалось научить читать большинство детей осмысленно, а также повысить качество и скорость чтения, что наглядно демонстрируется на диаграммах (рис.1 и рис 2).

Заключение:

1. Всегда читайте вслух.

2. Уделяйте чтению минимум 30 минут своего времени в день.

4. Всегда проверяйте правильность чтения в словаре (особенно на начальном этапе)!

Это называется практика. Читая вслух, учащиеся слышат себя и тренируют своё произношение.

Правила чтения английского языка содержат много исключений. Мы их отдельно проговариваем вместе с детьми.

В настоящее время идет поиск новых технологий обучения и воспитания, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного учащегося.

Свою задачу я вижу в том, чтобы побудить в моих учениках познавательный интерес, используя разнообразные формы, методы работы, которые подходят моим детям и которые в конечном итоге дадут хороший результат.

Используемая литература:

    Рахманова И.В., Миролюбова А.А., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. /. М., 1967.

    Н.А.Бонк. Английский для самых маленьких./ М. 2006

    Шарова Т.М. «Учим, обучая» // Начальная школа 2002 №12

    Сажнева М.А. «Игра как способ развития интереса к изучению иностранного языка» // ИЯШ 2001 № 6

    Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка/ Вопросы психологии: -1966.- № 6

    Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. -М.: Высш. школа, 373 с.. 1982

    Интернет-ресурсы

Учитель английского языка: Тихонова Юлия Александровна

МАОУ СОШ №2, г. Троицк, г. Москва

Эффективное обучение чтению на английском языке.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.

Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило . Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

Однако время от времени мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения.

В связи с введением нового стандарта обучения ФГОС ОО и началом изучения иностранного языка в общеобразовательных школах со второго класса, выявляются проблемы при использовании привычных учебно-методических комплексов. Методика преподавания иностранного языка во втором и пятом классах существенно отличается, поэтому авторы учебников стараются переориентировать содержание на восприятие ребенком восьми лет. Однако до сих пор основную трудность, особенно молодым педагогам, представляет обучение чтению во втором классе.

Общепринятой стратегии обучения чтению нет, поэтому молодые педагоги ищут поддержку у опытных педагогов или следуют методике обучения чтению авторов учебников, по которым проходит обучение.

С помощью анализа учебно-методических комплексов, одобренных министреством образования РФ были выделены основные стратегии обучения чтению:

  1. обучение по транскрипции отдельных слов (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова);
  2. обучение по транскрипции предложений (В.П. Кузовлев);
  3. обучение по запоминанию графической формы новых слов и их устному воспроизведению (Н.И. Букова,Д.Дули, С.И. Азарова).

Каждая стратегия имеет свои минусы и плюсы. При обучении транскрипции учащиеся испытывают трудности в различии букв и знаков, обозначающих звуки, для второклассника данные знаковые системы сливаются. При запоминании графической формы слова и его устном воспроизведении учащиеся хорошо читают знакомые им слова, но новые, неизученные слова часто прочитать не могут.

Таким образом, интерес представляет обучение чтению в стране изучаемого языка. В Великобритании и США одной из эффективных методик обучения чтению является методика Jolly Phonics . Эта методика ориентирована на ребенка-носителя языка в возрасте пяти-шести лет, представляет собой курс, рассчитанный на изучение одной буквы или сочетания за занятие. Ребенок пяти и восьми лет (возраст обучающихся второклассников) отличается сформированностью навыков, интересами, поэтому использовать данную методику в полной мере не представляется возможным.

Описание методики и гид по работе с методикой находится в доступе в сети Интернет. Обучение чтению начинается сразу с обучением алфавита. Однако буквы изучаются не в алфавитном порядке. Порядок изучения букв – по частоте употребления в английском языке. Изучение начинается с буквы Ss. При обучении мы видим систему:

  1. изучение буквы (название, графическая форма);
  2. изучение звука, который дает буква;
  3. чтение незнакомых слов, содержащих новую букву/сочетание и пройденные ранее буквы;
  4. запись незнакомых слов, содержащих новую букву/сочетание и пройденные ранее буквы.

Таким образом, изучив три первые буквы – Ss, Aa, Tt- мы можем составить слова sat, at , прочитать их и написать. При изучении новой буквы – появляется все больше комбинаций для тренировки чтения, учащиеся повторяют пройденные буквы и легко запоминают новые. Кроме того, каждая буква сопровождается движением, которое помогает запоминанию звука.

При адаптации данной методики к современному уроку английского языка во втором классе были выведены вкратце следующие положения:

  • Каждый урок изучается по 3 буквы алфавита (не по порядку) и материал учебника, нетребующий навыков чтения;
  • На уроке после прохождения новых букв ученикам предлагается на слух записывать на доску и в тетрадь слова, состоящие из знакомых и пройденных на уроке букв;
  • Каждому ребенку выдается лист чтения (слова, составленные из пройденных букв), который используется на уроке и для практики дома;
  • Лист чтения сопровождается аудиоматериалом, который используется родителями для контроля;
  • После прохождения алфавита изучаются сочетания букв и другие правила чтения, подкрепленные практикой письма и чтения.

Также для повышения мотивации можно использовать карточки для чтения, предложенные методикой. В виду своих особенностей развития второклассники предпочитают не просто читать с листа, а перебирать карточки руками, выбирать любимый цвет, здесь также просматривается TPR методика.

Проблему представляют только слова, которые читаются не по правилам. С этими словами ученикам помогает учитель и приводит в пример ассоциации, помогающие запомнить звуковую и письменную форму слова.

Библиографический список:

1. Английский язык. 2 класс: учебник / [Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. М. : Просвещение, 2013. 152 с.

2. Английский язык. 2 класс: учебник / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др]. М. : Вентана-Граф, 2012. 80с.

3. Английский язык. 2 класс: учебник / [ В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др]. М. : Просвещение, 2013. 128 с.

4.Английский язык: Милли / Millie: учебник / . Обнинск: Титул, 2007. 128 с.

5. Jolly Learning (Educational Publisher)