Мы и наше здоровье организм человека. Открытый урок по окружающему миру "Мы и наше здоровье" (3 класс)

Обобщение и контроль знаний по разделу «Мы и наше здоровье» (3 класс) Цели педагогической деятельности

Формировать умение определять системы органов человека, соотносить название систем органов с их функциями ; уточнить знание правил здорового образа жизни , охраны и укрепления здоровья, правил организации домашней учебной работы

Тип урока

Контроль и коррекция знаний и умений

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: рассказывать о с троении тела человека, соотносить название систем органов с их функциями, выполнять тестовые задания; обсуждать сбалансированное питание; получат возможность научиться: оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; вести здоровый образ жизни.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность – целостно-смысловая) : регулятивные – осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; решать практические задачи с помощью наблюдения.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определять личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Методы и формы
обучения

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Образовательные
ресурсы

Презентация « Мы и наше здоровье » , карточки с заданиями для работы в парах , учебник и тетрадь « Окружающий мир », 3 класс (1–4). А. А. Плешаков, тесты для индивидуальной работы

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Готовит наглядный материал, необходимый для урока

Слушают и обсуждают тему урока

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определяют личностный смысл учения; развивают навыки сотрудничества со взрослыми

Устный опрос

II. Мотивация к учебной деятельности

Игровой момент с героями мультфильма

Предлагает учащимся посмотреть на доску, где герои мультфильма приготовили задание.

Слушают учителя

Фронтальная

Познавательные: логические – удовлетворяют познавательный интерес

Устные ответы

III . Самоопределение к деятельности

Кроссворд

Предлагает разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока

Разгадывают кроссворд

Работа в парах

Познавательные: общеучебные –
самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализ ируют полученную информаци ю ; логические – удовлетворяют познавательный интерес.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнёров в сотрудничестве

Выполнение задания

IV . Работа по теме урока

Презентация « Мы и наше здоровье »

Демонстрирует и комментирует слайды

Просматривают слайды, отвечают на вопросы

Индивидуальная,

Фронтальная ,

Познавательные: общеучебные – логические

Личностные:

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Устные ответы , работа по карточкам

Задание от героев мультфильма

Предлагает выполнить задание, определить систему органов, подписать названия органов, рассказать об основных функциях этой системы

Выполняют задание на карточках, о твечают на вопросы учителя

Работа в парах

V . Физкультминутка

Презентация «Машина физкультминутка»

Проводит физкультминутку в игровой форме с героями мультфильма

Выполняют упражнения

Фронтальная

Выполнение уп-ражнений

VI. П родолжение работы по теме урока

Игра «Кто быстрее?» Выполнить задания в рабочей тетради из учебника (с.166-170 ) «Проверим себя и оценим свои достижения».

Беседа «Правила здорового образа жизни».

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради.

Задает вопросы по теме.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия

Проверка задания в рабочей тетради

Устные ответы

VII . Закрепление изученного

Тесовые задания на карточках для индивидуального выполнения

Предлагает выполнить контрольный тест по разделу «Мы и наше здоровье»

Выполняют тест

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – удовлетворяют познавательный интерес.

Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно воспринимают причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Выполнение теста

V III . Рефлексия.

IX. Итоги урока.

Самооценка полученных знаний, о предел ение свое го эмоционально го состояни я на уроке

Предлагает оценить себя в игровой форме

Предлагает высказать свое мнение: -Почему необходимо знать строение своего организма ? –Какие науки о человеке помогают сберечь свое здоровье?

Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: умеют прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя

Оценивание учащихся
за работу на уроке . Устные ответы.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Делают выводы.

Фронтальная.

Обобщить полученные на уроке сведения.

X . Домашнее задание

Нарисовать плакат на тему: «Если хочешь быть здоров…»

Объясняет выполнени е домашнего задания

Зап исывают домашнее задание.

Задают вопросы

Индивидуальная

Урок окружающего мира «Мы и наше здоровье» (3 класс).

О себе: Работаю учителем с 1975 года. Закончила пединститут по специальности «учитель русского языка и литературы». В настоящее время работаю учителем начальных классов. Люблю все новое, интересуюсь новыми информационными технологиями. По итогам работы получила грант «Наш лучший учитель».

Цель: Обобщить знания об устройстве организма человек, воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.
Оборудование: телевизор, контур тела человека, пословицы, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3 класс.

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «В здоровом теле, здоровый дух»

I. Организационный момент.
1.Как вы понимаете слово эпиграф? (прослушать ответы детей)

II. Проверка знаний.
1.Устройство организма человека.
Палочки, шарики, спирали…невидимые простым глазом живые существа (микробы).
Защитой от микробов служит наша кожа, если на коже нет царапин, расчесов, через которые вредные невидимки могут проникнуть внутрь организма. Микробы свободно могут залететь в нас, рот или попасть в глаза.

2.Быстро бежит, достает пищу и кислород (кровь).
Через кровь в организм поступают полезные вещества.

3.«Лук – от семи недуг».
В древности врачи использовали целебные свойства лука, готовили из него лекарства. Луковый сок помогает при воспалении горла, улучшает аппетит. Луком лечили фурункулы, мозоли, обмороженные места.
Итоги по ответам детей.

III. Физкультминутка.
Дружно встали! Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри!(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. (раз, два, три).

IV. Правила здорового образа жизни.
1.Что значит здоровый образ жизни? (ответы учеников)

2.Какие вредные привычки есть, которые разрушают здоровье.
А) о вреде курения
Б) о вреде наркотиков
В) о вреде алкоголя
Г) о пользе закаливания

Крепыш:
Говорил я им зимой
Закалялись бы вы со мной
Утром бег и душ бодрящий
Как для взрослых, настоящих
На ночь окна открывать
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет
Не послушались болеют!
(И.Семенов)

Д) правила закаливания:
1.Одеваться по погоде и не кутаться
2.Делать зарядку и дружить со спортом
3.Обтираться полотенцем, принимать прохладный душ.
4.Чтения стиха И.Семенова
Мы поняли братцы
Как полезно закаляться
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать,
Из водицы ледяной.

V. Роль витаминов в жизни человека.
Отгадать загадки. Все отгадки очень нужные овощи и ягодки, которые нужны для организма человека, чтобы зубы были крепкие.

А) Стоит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевать, тот слезы проливает (лук).

Б) Не корень, а в земле
Не хлеб, а на столе
И к птице приправа
И на болезни управа (чеснок).

В) Росту в земле на грядке
Красная длинная, сладкая (морковь).

Г) Весной повисло, всё лето кисло
А сладким стало – на землю упало (яблоко).

Д) На болоте, на лугу
Витамин зарыт в снегу. (клюква)
Все ответы загадок это нужные для организма витамины.

Теперь возьмите зеркало и посмотрите свои зубы.
1.Кому понравились свои зубы поднимите руки.
2.Что нужно для того, чтобы зубы были крепкие и красивые?
3.Ортодонт. Хотите сохранить зубы красивыми? Прикус.
4.Надо на секунду закрыть глаза. Стало темно. Выши ощущения. Что надо делать, чтобы глаза хорошо видели, как сохранить зрение?

Просмотр отрывка фильма.
Проделать это упражнение вместе со всеми.

VI. Пословицы, поговорки о здоровье.
А) Чтение с доски пословиц.

Б) Сказать свои пословицы и поговорки, которые подготовили дома.

VII. Работа с учебником.
1.Прочитать по учебнику стр.154-157.

VIII. Мини-тестирование.
По тетради стр.47-48.

Вести здоровый образ жизни это значит?
А) соблюдать чистоту
Б) много двигаться
В) подолгу сидеть у компьютера
Г) занятие физкультурой

Что вредит здоровью?
А) утренняя гимнастика
Б) игры на свежем воздухе
В) долгое просиживание у телевизора
Г) занятие физкультурой

Что нужно делать, чтобы стать сильнее?
А) кататься на лыжах
Б) плавать в бассейне
Г) есть сдобные булочки
В) играть компьютерные игры

IX. Итог урока.
1. Дружить со спортом
2. Как правильно закаливать свой организм
3. Как правильно заботиться о чистке своего организма?
4. Какие вредные привычки разрушают здоровье?

X. Подарки от Бобра Супердуба.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Цель: Ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни.

Задачи:

    Формировать знания детей о здоровом образе жизни.

    Развивать самостоятельность, речь, память, мышление.

    Воспитывать ответственное отношение к здоровью.

Оборудование:

    мультимедийный проектор,

    проекционный экран,

    магнитофон,

    творческие работы детей по составлению режима дня,

    плакаты по пропаганде здорового образа жизни.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Что на свете дороже всего? (здоровье).

А что такое здоровье?

(Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Здоровье – это здоровый образ жизни.

Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Слово “здоровье” как и слово “любовь”, “красота”, “радость” принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни.

Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.

Итак, тема нашего урока: Мы и наше здоровье.

Презентация – слайд 1.

3. Беседа по результатам опроса.

Готовясь к уроку, мы с вами провели два простых теста о вашем здоровье.

Мы оценили состояние нашего здоровья сначала смайликами. Красным цветом отметили себя те ребята, которые считают, что все делают правильно для сохранения и укрепления своего здоровья. Зеленым цветом отметили себя те ребята, которые считают, что они стараются, но у них не всегда получается уделять внимания своему здоровью. Желтым цветом себя отметили ребята, которые честно признают, что почти не обращают внимание на свое здоровье.

После этого мы провели опрос, где вы честно, не подписывая листочки, отвечали на вопросы.

Давайте посмотрим на диаграмму, какие результаты у нас получились.

Презентация. Слайд 2.

Сегодня на уроке мы будем закладывать кирпичики знаний в фундамент нашего общего дома под названием «Наше здоровье», т.е. наметим пути, которые помогут нам избежать многих неприятностей в жизни.

4. Правила здорового образа жизни.

Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека?

(выслушиваются ответы детей, на доску прикрепляются «кирпичики» из бумаги)

1 кирпичик – СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ГИГИЕНУ.

Как вы понимаете это правило?

Отгадайте загадки, какие друзья помогают вам соблюдать чистоту и гигиену.

  1. Если руки ваши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?
    Чтобы не было беды.
    Жить нельзя нам без … (воды)
  2. Вот какой забавный случай!
    Поселилась в ванной туча.
    Дождик льется с потолка
    Мне на спину и бока.
    До чего ж приятно это!
    Дождик теплый, подогретый.
    На полу не видно луж.
    Все ребята любят … (душ)
  3. Как купаться мы идем,
    Так его с собой берем.
    Вафельное, льняное, махровое,
    Вытрет ваше тельце,
    А называют его … (полотенце)
  4. Волосистою головкой
    В рот она влезает ловко
    И считает зубы нам
    По утрам и вечерам. (зубная щетка)
  5. Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится. (мыло)
  6. Лег в карман и караулю
    Рёву, плаксу и грязнулю.
    Им утру потоки слез,
    Не забуду и про нос. (носовой платок)
  7. Целых двадцать пять зубков
    Для кудрей и хохолков.
    И под каждым под зубком
    Лягут волосы рядком. (расческа)
  8. Очень странное оно,
    Когда смотришься в него,
    Обнаруживаешь там,
    На себя ты смотришь сам! (зеркало)
  9. По плечу мне вся одежда –
    Плащ, и куртка, и пальто.
    А в одежде я невежду
    Не впустила б ни за что. (вешалка)
  10. Вроде ежика на вид,
    Но не просит пищи,
    По одежде пробежит –
    И одежда станет чище. (щетка одежная)
  11. Забралась в прихожую
    На ежика похожая.
    Но любит не лежать,
    А сапоги лизать. (щетка обувная)
  12. Утром рано поднимайся,
    Прыгай, бегай, отжимайся.
    Для здоровья, для порядка
    Людям всем нужна … (зарядка)
  13. Хочешь ты побить рекорд?
    Так тебе поможет … (спорт)
  14. Чтоб большим спортсменом стать,
    Нужно очень много знать.
    Вам поможет здесь сноровка
    И, конечно, … (тренировка)

Молодцы, вы хорошо знаете друзей чистоты и гигиены.

Презентация – слайд 3.

Дружите с ними каждый день, чтобы и ваше тело, и ваша одежда всегда были в чистоте и порядке.

2 кирпичик – РЕЖИМ ДНЯ.

Одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня. Режим дня детей и подростков способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Как научиться соблюдать режим дня?

  • Приучайся вставать всегда в одно и тоже время.
  • Приготовь с вечера то, что понадобится взять с собой завтра, чтобы утром не тратить время на поиски нужной вещи и не забыть ее.
  • Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти на 2-3 минуты раньше, чем опоздать.

Рассмотрим и проанализируем режим дня школьника, который учится в школе в первую смену.

Презентация – слайд 4.

3 кирпичик – ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ.

В режиме дня большое место занимает время, отведенное на питание.

Зачем человек ест?

Сколько раз в день нужно питаться?

Какой должна быть пища?

Мы уже поняли, что здоровье ребенка зависит от многих причин, одна из них – полноценное питание. Питательные вещества, содержащиеся в продуктах (белки, жиры, углеводы) – это строительный материал для всех тканей и органов, а также источник энергии для всех функций организма.

Давайте назовем основные правила здорового питания.

Правила питания:

  • Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
  • Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас».
  • Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
  • Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
  • Нужно стараться есть в одно и тоже время. Организм привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
  • Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо полноценного завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, снижается работоспособность.
  • Ужинать надо не позднее, чем за 2 часа перед сном. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

На прошлом уроке мы проводили с вами практическую работу, выявляли содержание белков, жиров и углеводов в разных продуктах. Вспомните, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами?

Презентация – слайд 5.

4 кирпичик – ПОДРУЖИСЬ СО СПОРТОМ.

  • 30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.
  • Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом – будешь красивым.
  • По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

Физкультминутка.

Выполняется под музыку «Если хочешь быть здоров…»

5 кирпичик – НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Мы назвали наших друзей здоровья. А теперь давайте поговорим о врагах нашего здоровья.

Презентация – слайд 6.

Что вредит, угрожает нашему здоровью? (плохой воздух и вода)

Воду мы можем очистить с помощью фильтра, а вот воздух, к сожалению, мы очистить не можем.

А какие вредные привычки мешают нашему здоровью?

Пришел ученик из школы, раскидал по всей комнате свои вещи. На столе у него беспорядок. Родители расстроены: у сына плохая привычка – не кладет свои вещи на место, все разбрасывает, не аккуратен.

Другой ученик привык постоянно палец во рту держать или грызть ногти, карандаш. Опять же плох: с грязью можно и микробов в рот занести.

Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит другое название – опасные, вредные. Назовите их (табак, алкоголь, наркотики)

Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными.

5. Подведение итогов урока.

Итак, мы с вами построили Дом здоровья, т.е наметили пути сохранения здоровья. Сделав выбор, что каждый должен заботиться о своем здоровье, мы уже сделали большой шаг к его сохранению. Ведь основой всего является сначала осознание необходимости здорового образа жизни и выполнение самых простых правил.

Давайте их еще раз хором повторим (по «кирпичикам» дети повторяют правила здорового образа жизни).

Проводится игра «Собери пословицу»

Презентация- слайд 7.

  1. Я хочу, друзья, признаться,
    Что люблю я по утрам
    Физзарядкой заниматься,
    Что советую и вам.
  2. Всем зарядку делать надо,
    Много пользы от нее.
    А здоровье – вот награда
    За усердие твое!
  3. Постарайтесь не лениться –
    Каждый день перед едой,
    Прежде чем за стол садиться,
    Руки вымойте водой.
  4. В школе голодным ходить не годится!
    Трудно там будет сидеть и учиться.
    Будут все мысли твои не о том,
    Трудно учиться с пустым животом.
  5. Чтобы зубы не болели,
    Вместо пряников, конфет
    Ешьте яблоки, морковку –
    Вот вам, дети, наш совет.
    Репка, яблоки, морковка –
    Детским зубкам тренировка.
    Чтобы зубы не болели,
    Знают дети, знают звери:
    Каждый должен дважды в год
    Показать врачу свой рот.
  6. Вредно ребятам
    Лежачее чтение.
    Вредно для книги
    И вредно для зрения.
  7. Дружи с водой, купайся, обтирайся,
    Зимой и летом спортом занимайся.
    Едва ль здоровьем может тот гордиться,
    Кто любит кутаться и форточки боится!
  8. Ноги мой водой холодной.
    Пятки крепко растирай.
    И тогда микроб голодный
    Не нагрянет невзначай.
    Если к слабым он приходит,
    Им не просто защититься,
    Он при слякотной погоде
    Может в насморк превратиться.
  9. Спасенье в нас самих, ребята!
    Скажите никотину: «Нет!».
    Вернется чистота и свежесть,
    Мы станем лучшей из планет.
    Пусть не страдают больше люди
    В дыму горящих сигарет.
    Науку эту не забудем.
    И никотину скажем: «Нет!».
  10. Свежим воздухом дышите
    По возможности всегда.
    На прогулки в парк ходите,
    Он вам силы даст, друзья.
  11. Мы желаем вам, ребята,
    Быть здоровыми всегда.
    Но добиться результата
    Невозможно без труда.
  12. Мы открыли вам секреты,
    Как здоровье сохранить,
    Выполняйте все советы,
    И легко вам будет жить.

Помните, что заботиться о своем здоровье должен каждый сам.

Главное – захотеть быть здоровым!

Презентация – слайд 8.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме «Мы и наше здоровье»

учащегося 3 класса ________________________________________

 Физиология;

Зоология;

Анатомия.

7;

6;

5.

 Без кишечника;

Без головного мозга;

 Без селезёнки.

глаза орган осязания

уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык орган слуха

Является опорой тела.

Почки;

 Головной мозг;

Селезёнка.

От скелета и мышц;

От связок и сухожилий;

От хрящей и костей.

Во рту;

В желудке;

 В кишечнике.

Благодаря крови;

Благодаря нервным волокнам;

Благодаря мышцам.

Кислород;

 Углекислый газ;

Азот.

В носу;

В бронхах;

В лёгких.

Через кожу, почки, лёгкие;

ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме «Мы и наше здоровье»

1.Зачем нужно знать свой организм?

Чтобы сохранять и укреплять здоровье;

Чтобы мыслить, говорить, трудиться;

Чтобы умело использовать свои возможности.

2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?

 Физиология;

Зоология;

Анатомия.

3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

Глаза, лёгкие, желудок, кожа;

Сердце, головной мозг, почки;

Печень, селезёнка, уши, желчь.

4.Сколько органов чувств вы знаете?

7;

6;

5.

5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

 Без кишечника;

Без головного мозга;

 Без селезёнки.

6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Горбатый, бледный, хилый, низкий;

Стройный, сильный, ловкий, статный.

7.Соедини линиями органы и их функции:

глаза орган осязания

Уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык орган слуха

8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

Делает кожу мягкой и упругой;

Делает кожу крепкой и сильной;

Делает кожу ловкой и стройной.

9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;

Мочалка, мыло, полотенце, крем;

Гуталин, обувная щётка, клей.

10.Какова роль скелета человека?

Защищает внутренние органы от повреждений;

Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;

Является опорой тела.

11.Какой орган расположен внутри черепа?

Почки;

 Головной мозг;

Селезёнка.

12.От чего зависит осанка человека?

От скелета и мышц;

От связок и сухожилий;

От хрящей и костей.

13.Для чего человеку нужна пища?

С пищей человек получает питательные вещества;

С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

С пищей человек получает воду и витамины.

14.Где начинается пищеварение?

Во рту;

В желудке;

 В кишечнике.

15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

Благодаря крови;

Благодаря нервным волокнам;

Благодаря мышцам.

16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

Кислород;

 Углекислый газ;

Азот.

17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

В носу;

В бронхах;

В лёгких.

18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

Через печень, кишечник, мочевой пузырь;

Через кожу, почки, лёгкие;

Через сердце, желудок, желчный пузырь.

Светлана Морозова

Урок окружающего мира в 3 классе

Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

объяснять значения понятий;

рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе;

понимать взаимосвязь систем органов организма человека;

формировать адекватную оценку своих достижений.

Универсальные учебные действия:

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

структурирование знаний;

оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оборудование : компьютер, компьютерная презентация, проектор, экран, карточки с заданиями, скелет человека, макет человека и муляжи органов человека, таблицы и книги по теме урока, пословицы и поговорки о здоровье, лимон, мыло.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, мы заканчиваем изучение раздела «Мы и наше здоровье».

Вспомним, что в начале изучения раздела мы поставили цель (на доске таблица):

Хочу узнать:

1. Что такое живой организм? В чем особенности организма человека?

2. Какие есть органы в человеческом организме? Какова их функция?

3. Что образуют органы, выполняя общую работу?

4. Чем занимаются науки: анатомия, физиология, гигиена?

5. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Сегодня на уроке мы с вами постараемся обобщить наши знания об организме человека. Посмотрим, как вы знаете устройство организма человека, правила ведения здорового образа жизни.

2. Работа по теме уро ка.

Учитель. В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Пожалуй, и сегодня этот вопрос остается одним из самых важных, потому что ответ на него отнюдь не всегда однозначен.

Человек – часть природы, ее живого мира.

Слайд 3.

Вы согласны с этим утверждением? Докажите.

(Как и другие живые существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети, умирает)

Слайд 4.

Но мы знаем, что человек все же отличается от животных. Чем? Назовите основные признаки.

Слайд 5.

По словарю Ожегова: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи»

Слайд 6.

Живем мы с вами на свете, не задумываясь особенно над тем, как мы устроены. Как будто все очень просто. Но вы уже знаете, какая сложная работа происходит в вашем организме.

А зачем нам нужно знать строение организма человека?

Страница «Опорно – двигательная система»

Слайд 7.

Опорно двигательную систему (учитель показывает на учебное пособие «Скелет») образуют скелет (кости) и мышцы.

Для чего служит скелет человека? (Скелет человека служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений)

Какое значение имеют скелет и мышцы для человека? (Обеспечивают определенное положение тела человека в пространстве – осанку и его подвижность.)

Отчего портится осанка? (Неправильная посадка за партой; ношение тяжестей в одной руке и т. д.)

Какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была правильной, хорошей? (Сидеть правильно, прямо; носить тяжести в двух руках или за спиной и т. д)

Не забывайте о правилах осанки, сядьте правильно, покажите мне свою осанку.

Спасибо. Какие органы предохраняет грудная клетка? (Она защищает легкие и сердце)

Итак, вспомним основные системы органов организма человека.

Страница «Дыхательная система»

Слайд 8.

Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Назовите органы дыхания по порядку воздухоносного пути. (Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие). Покажите их на макете.

Положите обе руки на свои легкие. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Расскажите коротко о путешествии воздуха.

Какова основная функция дыхательной системы?

Страница «Кровеносная система»

Слайд 9.

Огромную роль в организме играет кровь. Она приносит по всем органам питательные вещества и кислород, а уносит от них углекислый газ.

Назовите органы кровообращения. (Сердце и кровеносные сосуды). Покажите на макете человека сердце.

Положите правую руку на свое сердце. Чувствуете, как оно стучит?

Расскажите, как работает сердце. (Сердце – мышечный орган, который можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав все тело, кровь возвращается в сердце. Оно посылает ее в легкие, а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека.)

3. Физкультминутка.


4. Продолжение работы по теме урока.

Страница «Пищеварительная система»

Слайд 11.

В теле человека постоянно расходуются питательные вещества. Питательные вещества нужны всем органам. Поэтому организму человека необходимо питание. Систему пищеварения называют «внутренней кухней» организма.

Перечислите органы пищеварения. (Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямая кишка, печень.) Покажите их на макете человека.

Положите левую руку на то место тела, где у вас желудок, а правую – где печень.

Давайте обсудим, для чего служит каждый орган пищеварения.

Слайд 12.

Какие питательные вещества человек получает с пищей? (Белки, жиры, углеводы, а также витамины.)

Какова их роль и в каких продуктах они содержатся?

Страница «Выделительная система»

Слайд 13.

Ненужные остатки жизнедеятельности организма (пот, жир, моча, кал, углекислый газ) покидают его.

Положим обе руки на поясничный отдел спины, где у нас находятся почки.

Какова основная функция выделительной системы?

Страница «Нервная система»

Слайд 14.

Наше тело нас слушается. Захочешь – сядешь, захочешь – побежишь. Для жизнедеятельности организма человека существует «главный командный пункт». О каких органах я веду речь? (мозг: головной и спинной)

Верно, это головной и спинной мозг. Где находится головной мозг? (В черепе) Где проходит спинной мозг? (В позвоночном столбе). Покажите место расположения мозга на макете человека.

Для чего служат нервы в организме человека? (Для передачи команд от мозга ко всем органам)

Страница «Органы чувств»

Слайд 1 5.

Какие органы помогают человеку ориентироваться в окружающем мире? (органы чувств)

Наше тело вооружено 5 органами чувств. С их помощью мы получаем всю информацию об окружающем мире.

Звучит музыка.

Послушайте. Что вы услышали? С помощью чего мы слышим звуки? Звуки идут через ухо к барабанной перепонке, а уже потом нервные окончания передают информацию мозгу. И мы начинаем различать, понимать, какая музыка: тихая или громкая, быстрая или медленная. Итак, ребята, первое чувство – это … (слух).

А сейчас посмотрите вокруг, что вы видите? А теперь закройте глаза, что вы видите? С помощью чего же мы видим? Свет попадает через зрачок внутрь глаза и фокусируется хрусталиком на его задней стенке. Она покрыта сетчаткой, светочувствительные клетки которой воспринимают картинку и передают ее в мозг по зрительным нервам. Вот именно с помощью зрения, мы различаем предметы, их форму, цвет, размер. Это ребята, второе чувство – …. (зрение).

А теперь возьмите лимон, откусите, что вы почувствовали? А с помощью какого органа, мы определили вкус лимона? На языке расположены крошечные пупырышки, они называются вкусовыми сосочками. Их чувствительные клетки позволяют нам определить вкус пищи. Каждый его тип – горький, сладкий, кислый и соленый – воспринимается строго определенной частью языка. Язык помогает нам различать вкус пищи. Это вкусно, сладко буду кушать. А это нет, невкусно. Это третье чувство – … (вкус).

Далее возьмем кусочек мыла, понюхайте, что вы чувствуете? С помощью чего, мы почувствовали запах? В носу есть рецепторы, которые передают сигналы о запахах в головной мозг. Это четвертое чувство – … (обоняние).

Когда мы ощупываем какой-либо предмет, чувствительные клетки в коже информируют мозг, твердый он или мягкий, сухой или холодный, гладкий или шершавый. Сейчас вы проведите рукой по крышке стола и скажите, какова она на ощупь? Это пятое чувство – … (осязание).

Итак, назовите органы чувств и их функции. (Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.)

Страница «Тест»

Слайд 16.

Приготовьте карточки с цифрами «1», «2», «3». Я буду читать вопрос и три возможных ответа на него. Вы должны выбрать один правильный ответ и показать карточку с номером ответа.

1) Какой внутренний орган называют «мотором» всего организма?

1- сердце 2- легкие 3- мозг

2) Внутренний орган, который заведует всеми мыслями и чувствами человека, следит за правильной работой органов – это…

1- желудок 2- печень 3- мозг

3) Этот парный орган сравнивают с губкой за пористое строение…

1- мозг 2- сердце 3- легкие

4) Соседка и помощница желудка, находится с правой стороны от него…

1- глотка 2- печень 3-трахея

5) Какой орган не относится к органам выделения…

1- почки 2- кожа 3- сердце

1- Ваше сердце размером с ваш кулак.

2- Пищевод – орган дыхания

3- Главное отделение «внутренней кухни» – это желудок.

4- Извилистый лабиринт «внутренней кухни» - это мозг.

5- Трахея и бронхи – органы пищеварения.

Молодцы!

Страница «Науки о человеке»

Слайд 17.

Изучением природы занимается наука биология. А какие науки изучают человека?

Закончите предложения, как называются науки:

Строение тела изучает наука (анатомия).

Работу органов и систем органов - … (физиология).

Наука о сохранении и укреплении здоровья - … (гигиена)

Слайд 18.

Вспомните, чем занимался ученый И. Павлов?

Страница «Здоровый образ жизни»

Слайд 19.

Наше здоровье в наших руках!

Обратите внимание на подборку книг, пословиц и поговорок о здоровье.

Вспомните основные правила здорового образа жизни.

Работа в паре по карточкам

Теперь вы будете работать в парах. Я хочу предложить вам всем выполнить задание, которое поможет вам узнать основные термины здорового образа жизни.

Слайд 20

Учитель устно оценивает работу. Комментирует правильность её выполнения.

Самопроверка (на экране): спорт, закаливание, обливание, витамины прививка, солнце, иммунитет.

Вам знакомы эти термины?

На нашем уроке присутствуют гости (учитель биологии, медсестра и другие) и они хотят вам задать вопросы по теме урока.

Вопросы-ответы.

5. Рефлексия

Какое задание мне было интересно выполнять на уроке?

Какое задание мне было сложно выполнять на уроке?

Где эти знания мне пригодятся в жизни?

С каким настроением я ухожу с урока? Почему?

Довольны ли вы своей работой?

6. Подведение итогов урока

Ребята, наш урок подходит к концу. Мы достигли поставленной цели (вновь обратиться к плакату на доске?

Да, мы узнали много нового и интересного.

Я довольна вашей работой. За работу на уроке каждый из вас получает отметки (прокомментировать отметки).

Слайд 22.

7. Домашнее задание

Повторите правила сохранения здоровья, которые вы узнали, изучая организм человека, и подготовьтесь к защите проектов, которые вы выполнили, изучая раздел «Мы и наше здоровье». Всем успехов и КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ!