Ласточка — описание и характеристики. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Запустить уже в сентябре. Там будет 31 станция, 17 из них с пересадкой на метро и 10 – на радиальные направления железной дороги. Перевозить пассажиров будут "Ласточки"..

В начале XX века пассажирские поезда по Малому кольцу Московской железной дороги (а именно так оно называется с точки зрения железнодорожной инфраструктуры) уже ходили, и в начале XXI века кольцо вновь будет использоваться не только для грузов.

Для обслуживания "Ласточек" в конце июля прошлого года открыто депо рядом со станцией "Подмосковная" (и станция и депо, несмотря на название, находятся в Москве в районе Сокол, там же рядом находится музейный комплекс и паровозное депо).

Электропоезда ЭС2Г "Ласточка"в депо "Подмосковная". Фото: сайт/Андрей Перечицкий

"Обкатка" движения по кольцу Ласточками началась не так давно, однако само депо начало функционировать раньше – здесь обслуживаются поезда, работающие на участке "Москва – Тверь".

Электропоезда обслуживаются по контракту жизненного цикла. Это значит, что покупая "Ласточку", РЖД получает не только сам поезд, но и его обслуживание в течение срока службы, поэтому в "Подмосковной" присутствуют и работают немецкие специалисты компании Siemens.

Электропоезд ЭС1 "Ласточка". Фото: сайт/Андрей Перечицкий

Здесь поезда могут проходить все виды технического обслуживания. В том числе производится замена тележек и обточка колесных пар. Обтачиваются колеса для соблюдения геометрических размеров, а также для удаления дефектов. В частности, обточка колесных пар может понадобиться после экстренного торможения вагона.

Оборудование для обточки колесных пар в депо "Подмосковная". Фото: сайт/Андрей Перечицкий

Условно депо разделяется на три уровня:

  • уровень пола
  • уровень канавы (обслуживание подвагонного оборудования)
  • уровень крыши (токоприемники, кондиционеры)

  • При необходимости здесь могут обслуживаться и "Сапсаны".

    Электропоезд ЭС2Г "Ласточка"в депо "Подмосковная". Фото: сайт/Андрей Перечицкий

    Поезда "Ласточка" производятся компанией Siemens и являются адаптированной для России моделью Desiro (Siemens Desiro Rus).

    Поезда семейства Desiro производятся компанией Siemens AG в Германии с 1999 года и эксплуатируются в Германии, Чехии, Швейцарии, Австрии, США и других странах. Поезда "Ласточка" (Siemens Desiro RUS) созданы на базе модели Desiro ML, имеющей конструкционную скорость 160 км/ч. Поезда модели ЭС2Г производятся в России на заводе в городе Верхняя Пышма в Свердловской области, первый поезд был выпущен в июне 2014 года, на данный момент построено 40 составов.

    "Ласточки" хоть и выглядят одинаково, но все же отличаются, так как бывают двух моделей – ЭС1 и ЭС2Г

    Первые партии поездов (с индексом ЭС1 – электропоезд скоростной 1-го типа) являются двухсистемными, то есть способными передвигаться как на линиях с постоянным, так и с переменным током и произведены в Германии.

    Поезда модели ЭС2Г (Электропоезд скоростной 2-го типа городской) производились уже в России и могут работать только на постоянном токе. ЭС1 и ЭС2Г внутри отличаются салоном

    Поезда ЭС1 могут эксплуатироваться на линиях с переменным током (25 кВ, 50 гц) и постоянным током (3 кВ). ЭС2Г может работать только на линиях с постоянным током (3 кВ). Электропоезд состоит из пяти вагонов с возможностью сцепа двух составов вместе с управлением из одной кабины (по такому принципу работают поезда на маршруте Санкт-Петербург – Бологое/Великий Новгород, расцепляясь на станции Чудово). Головные вагоны поезда являются моторными. В поезде ЭС2Г 368 сидячих мест и 4 места для инвалидных колясок. Заявленная рабочая температура окружающей среды от -40 до +40, все вагоны оснащены климатическими установками

    В Свердловской области выпустили первый российско-германский поезд "Ласточка" с номером "001", изготовленный по технологиям немецкого концерна Siemens, выпустили 30 мая на заводе "Уральские локомотивы" (Верхняя Пышма, Свердловская область).

    "Мы именно в этот день по графику должны были сделать "Ласточку", и уже 6 июня она уйдет на испытания в Подмосковье, на полигон в Щербинку", - рассказал гендиректор завода Александр Салтаев.

    Одним из преимуществ проекта является высокий уровень локализации производства – сегодня это 62 процента, а в 2017 году он достигнет 80 процентов. В кооперационных поставках компонентов электропоезда задействовано 100 российских предприятий, 20 из которых расположены в УрФО.

    Развитие производства поездов "Ласточка" позволит до 2017 года создать более 10 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест, привлечь в кооперационные поставки не менее 150 предприятий региона.

    По словам старшего вице-президента по инновационному развитию РЖД Валентина Гапановича, 30 мая был заключен беспрецедентный в мировой практике договор. Компания "Сименс" передаст российским производителям исходные коды программного обеспечения, которое используется на компьютерном оборудовании поезда "Ласточка".

    В этом году завод выпустит еще восемь поездов "Ласточка". Они также будут направлены на испытания. После этого продукция получит сертификат и ее можно будет передать железнодорожникам. В 2015 году будет произведено 33 состава, в каждом из которых по пять вагонов. Полная мощность производства - 250 - 270 поездов.

    Всего по контракту между РЖД и "Уральскими локомотивами" до 2020 года будут изготовлены 1200 вагонов или 240 электропоездов "Ласточка" на общую сумму более 2 млрд евро. Помимо этого, заключен договор на 40 лет на техническое обслуживание поездов "Ласточка" более чем на 500 млн евро.

    Компания "Уральские локомотивы" создана в 2010 году группой "Синара" и концерном "Сименс" с целью совместного производства железнодорожной техники.

    О ПОЕЗДЕ "ЛАСТОЧКА"

    "Ласточка" - поезд, созданный специалистами немецкого концерна Siemens специально для железных дорог России. Он разработан на платформе Desiro Rus. Поезд своими обтекаемыми контурами внешне напоминает "Сапсан". Однако "нос" "Ласточки" не такой острый, как у ее "летающего коллеги". Кроме того, вагон "электрички будущего", как называют новый поезд в отрасли, немного шире, чем у "Сапсана".

    Первый поезд "Ласточка", собранный на заводе в германском городе Крефельд, был принят в эксплуатацию в январе 2012 года. Этот состав стал первым из 38 поездов, заказанных в 2009 году. Заказ на следующие 16 поездов РЖД сделала годом позднее, в сентябре 2011 года российские железнодорожники и Siemens подписали контракты на производство 1 тыс. 200 вагонов для "Ласточки" и техническое обслуживание 54-х электропоездов этой серии.

    «Ласточка» — это скоростной электропоезд, созданный в компании «Siemens AG» для российских железных дорог на основе платформы «Siemens Desiro». Описание поезда «Ласточка» включает в себя список маршрутов, на которых он используется, технические характеристики поезда «Ласточка», короткую историческую справку.

    «Ласточки» связывают между собой Москву с Нижним Новгородом, Орлом, Курском и Смоленском, Санкт-Петербург — с городами Великий Новгород, Бологое и Петрозаводск. Кроме того, поезда этого типа курсируют на линиях между Краснодаром и Ростовом-на-Дону, Краснодаром и Адлером, Майкопом и Адлером, в сочинском регионе. Во время Зимней Олимпиады в Сочи «Ласточки» перевозили участников, гостей и зрителей Игр.

    Обычно «Ласточка» состоит из 5 вагонов, но на загруженных направлениях курсируют сдвоенные составы, состоящие из 10 вагонов. Все вагоны в поезде — сидячие, одного класса. Туалеты в поезде «Ласточка» расположены только в первом и последнем вагоне. Длина поезда — 130 или 260 метров, в зависимости от числа вагонов.

    Поезда «Ласточка-премиум» ходят на маршрутах Москва — Санкт-Петербург, Москва — Курск и Санкт-Петербург — Петрозаводск. От обычных «Ласточек» эти поезда отличаются более удобными салонами междугороднего типа и наличием бизнес-класса в одном из головных вагонов.

    Скорость поезда «Ласточка» достигает 160 км/ч. Для этого в каждом из головных (моторных) вагонов установлены по 4 электродвигателя мощностью по 320 кВт. Каждый из них примерно в три раза мощнее мотора современного легкового автомобиля.

    «Ласточка» может эксплуатироваться при температурах от −40 до +40 °C. Во всех вагонах работают системы климат-контроля.

    Контракт на поставку 1200 вагонов серии «Desiro Rus» был заключен между «Российскими железными дорогами» и компанией «Siemens» в сентябре 2011 года.

    11 ноября 2013 производство поездов «Ласточка» началось на заводе «Уральские локомотивы» (первым производителем поездов «Ласточка» был завод в немецком городе Крефельд, недалеко от голландской границы). Планируют, что на уральском заводе будут собирать по 200 вагонов в год. На этом же заводе с использованием технологий компании «Siemens» с 2011 года уже производятся грузовые локомотивы.

    Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» (Desiro RUS)


    Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» изготовлен компанией «Siemens AG» в городе Крефельд (Германия) на основании технических требований компании ОАО «РЖД». Данный подвижной состав разработан на платформе электропоезда «Desiro ML». Для России электропоезд получил название «Desiro RUS» и предназначен для обеспечения пригородных пассажирских перевозок на участках железных дорог с шириной колеи 1520 мм, оборудованных высокими и низкими пассажирскими платформами.


    Максимальная скорость электропоезда ЭС1 «Ласточка» составляет 160 км/ч. Схема питания от контактной сети 3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока. Пр едусмотрен автоматический режим смены рода тока во время движения (проезд участков со смешанным питанием). Основная составность электропоезда - 5 вагонов. Предусмотрена возможность работы по системе многих единиц (до двух сцепленных между собой составов, с управлением из головной кабины ведущего электропоезда). Электропоезд ЭС1 «Ласточка» может эксплуатироваться в диапазоне температур окружающей среды от –40°C до +40°C.


    Основные технические характеристики электропоезда ЭС1 «Ласточка» приведены в таблице 1.

    Таблица 1. Основные технические характеристики электропоезда ЭС1

    Количество вагонов

    Количество сидячих мест

    Общая пассажировместимость, чел.

    Длина поезда, м

    Длина головного вагона, м

    Длина кузова промежуточного вагона, м

    Ширина кузова, м

    Материал кузова

    алюминий

    Ширина колеи, мм

    Высота пола над уровнем головки рельса, мм

    Высота платформ от уровня головки рельса, мм

    Устройство для входа/выхода пассажиров на низкие платформы (200 мм)

    выдвижные ступеньки

    Номинальное напряжение тяговой сети, кВ

    3,0 постоянного тока и 25,0 (50 Гц) переменного тока

    Мощность, кВт/л.с.

    Ускорение до 60 км/ч, м/с 2

    Диапазон эксплуатационных температур, °C

    Срок службы, лет

    Инновации, реализованные в электропоезде ЭС1 «Ласточка»:

    1. При разработке данного подвижного состава была обеспечена гармонизация Российских и Европейских норм безопасности;

    2. Применение асинхронного тягового привода и системы управления;

    3. Изготовление кузова из экструдированных алюминиевых профилей;

    4. Использование пневматической подвески кузовов вагонов;

    5. Повышенный интервал между проведением периодических видов ремонта до 45 дней;

    6. Удобство технического обслуживания, благодаря применению модульной конструкции;

    7. Возможность питания как от сети постоянного тока напряжением 3 кВ, так и от сети переменного тока напряжением 25 кВ;

    8. Возможность безостановочного прохождения участков со смешанным питанием (например, Москва – Нижний Новгород или Санкт-Петербург – Петрозаводск);

    9. Рекуперация энергии торможения в контактную сеть;

    10. Наличие системы пассивной безопасности пассажиров – элементов поглощения энергии аварийного столкновения (крэш-системы);

    11. Наличие системы внешнего и внутреннего видеонаблюдения.

    Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» (Desiro RUS) в исполнении «Премиум»

    Первые итоги эксплуатации электропоездов ЭС1 «Ласточка» на межобластных маршрутах (Санкт-Петербург – Великий Новгород) показали, что для данного типа перевозок необходима их адаптация, в целях предоставления пассажирам в электропоездах более комфортных услуг. На основании полученного опыта для данного типа перевозок, с конструкторами компании «Сименс АГ» в апреле 2013 года началась проработка концепции электропоезда серии ЭС1 «Ласточка» исполнения «Премиум». Был разработан измененный вариант внутренней компоновки вагонов 9 электропоездов ЭС1 «Ласточка» с (с № 046 по № 054), в сравнении со стандартной компоновкой. Компоновка вагонов электропоезда ЭС1 «Ласточка» исполнения «Премиум» предусматривает иное расположение пассажирских сидений, установку в головных вагонах дополнительных туалетов, установку в каждом вагоне информационных видеомониторов, системы беспроводного интернета и сервисного оборудования. Максимальное число мест для сидения составляет в электропоезде исполнения «Премиум» составляет 322 и 2 места для пассажиров в инвалидных колясках. Проезд пассажиров стоя не предусмотрен.

    Важными техническими особенностями электропоездов серии ЭС1 «Ласточка» (Desiro RUS) являются:

    1.Ширина кузовов вагонов электропоезда оптимально адаптирована к российскому габариту приближения строений. Таким образом, обеспечивается минимальное расстояние между пассажирской платформой и вагоном, гарантирующее максимальную безопасность пассажиров при входе и выходе из вагона;


    2. Обеспечен высокий уровень безопасности для пассажиров благодаря применению сминаемых элементов, гасящих энергию удара при столкновении;

    3.Оснащенность вагона отвечает требованиям TSI-PRM;


    4. Компоновка зон входа (выхода) в вагонах электропоезда рассчитана на российские посадочные платформы высотой 200, 1100 и 1300 мм;

    5. Конструкция ходовой части разработана с учетом наличия кривых малого радиуса (например, при маневровой работе в депо);

    6. На электропоезде реализованы российская система обеспечения безопасности движения поездов, ориентированная на условия сети железных дорог ОАО «РЖД», автоматическая система управления поездом, обеспечивающая оптимальное движение с точки зрения энергопотребления, комфорта для пассажиров и времени хода.


    Скоростной электропоезд «Ласточка» производства компании ООО «Уральские локомотивы» (Российская Федерация)


    С целью создания в Российской Федерации предприятия по производству современного моторвагонного подвижного состава, отвечающего требованиям мировых стандартов, в сентябре 2011 года между ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» был заключен договор на поставку электропоездов для пригородных пассажирских перевозок.

    В соответствии с договором ООО «Уральские локомотивы»» произведут и поставят для ОАО «РЖД в период 2015 – 2020 гг. 1200 вагонов электропоездов в различных модификациях (для пригородного, городского и межрегионального сообщений). В настоящее время базовым проектом по разработке и производству электропоездов для пассажирских перевозок, реализуемым в настоящее время в ООО «Уральские локомотивы», является электропоезд типа ЭГЭ – «электропоезд городской экспресс» (серия получила название ЭС2Г «Ласточка»).

    Электропоезд ЭС2Г «Ласточка» имеет технические характеристики, конструкцию кузова, расположение оборудования и внутреннюю компоновку вагонов, аналогичные электропоезду серии ЭС1 «Ласточка», производства компании «Сименс АГ». Исключение составляют: система питания выполнена только на 3 кВ постоянного тока, более высокая тяговая мощность подвижного состава, применение форточек в вагонах и измененная внутренняя компоновка.

    Основные технические характеристики электропоезда ЭС2Г «Ласточка» приведены в таблице 2.

    Таблица 2. Основные технические характеристики электропоезда ЭС2Г

    Конструкционная скорость, км/ч

    Ширина колеи, мм

    Напряжение, род тока

    3,0 кВ (пост.ток)

    Длина участка оборота, км

    Основная составность, число вагонов

    Приводная мощность на колесе электропоезда основной составности, кВт

    Сила тяги электропоезда основной составности, кН

    Максимальный уклон продольного профиля, ‰

    Высота платформ от головки рельса, мм

    Длина поезда основной составности, м

    Ширина вагона, мм

    Количество посадочных мест поезда основной составности

    368 стац.сидений;

    4 места для инвалидных колясок;

    18 откидных сидений;

    886 стоячих мест

    Климатическое исполнение, диапазон рабочих температур окружающего воздуха, °С

    У, от минус 40 до плюс 40°С

    Срок службы, лет

    Предприятие в полном объеме выполнило обязательства по поставке подвижного состава для второй кольцевой линии метро столицы

    33 скоростных электропоезда «Ласточка» серии ЭС2Г производства «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара») были поставлены на Московское центральное кольцо за две недели до запуска пассажирского движения, сообщает Центр общественных связей группы «Синара».

    22 августа 2016 года завод отправил последний в рамках поставки поезд «Ласточка» под номером №44 в депо «Подмосковное». Таким образом, производитель подвижного состава выполнил план поставки скоростных поездов «Ласточка» для Московского центрального кольца (МЦК, ранее МКЖД).

    Генеральный директор завода «Уральские локомотивы» Александр Салтаев, оценивая исполнение контракта, отметил, что выполнив поставку поездов «Ласточка» для Московского Центрального кольца, завод завершил выпуск серии поездов с уровнем локализации 64,19%. «Предприятие приступает к следующему этапу, предусматривающему более глубокую локализацию компонентов электропоездов, и с выпуском всех последующих «Ласточек» уровень локализации будет постепенно увеличиваться до запланированных 80%», - отметил Александр Салтаев

    Как ранее сообщал сайт, в сентябре 2011 года на международном железнодорожном салоне в Щербинке ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» (совместное предприятие группы «Синара» и концерна Siemens) заключили договор на поставку 1200 вагонов (240 электропоездов) серии Desiro RUS («Ласточка») с 2015 по 2020 годы. Согласно контракту, к концу 2017 года уровень локализации производства этих электропоездов должен составить .

    Скоростной электропоезд «Ласточка» (Desiro RUS) был разработан немецкой компанией Siemens AG. Он состоит из 5 вагонов, общая длина всего состава достигает 130 м. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч.
    Пассажирам будет доступен Wi-Fi, в вагонах будут работать кондиционеры.

    Вагоны имеют современные двери, которые обеспечивают плотное закрытие и защищают от проникновения внутрь салона холода, пыли и осадков. Здесь комфортно будут чувствовать себя все пассажиры, в том числе маломобильные группы населения, пассажиры с колясками, велосипедами и багажом. Бестамбурные вагоны позволяют обеспечить быстрый и комфортный вход и выход пассажиров.

    Салоны оснащены панорамными окнами с теплоизоляционными свойствами, здесь установлены мягкие кресла, информационное табло с указанием маршрута, следующей остановки, температуры воздуха в салоне и снаружи. Электропоезда оборудованы удобными маршрутными указателями, расположенными на лобовой части головных вагонов и по бокам вагонов. На полках для ручной клади предусмотрены электророзетки на напряжение 220В переменного тока, что позволяет во время следования производить подзарядку мобильных телефонов и прочих устройств.

    В головных вагонах поезда установлены санузлы с биотуалетами (по одному на вагон), оснащёнными специальным оборудованием для маломобильных пассажиров.

    Конструкция электропоезда «Ласточка» соответствует самым высоким стандартам эргономики и безопасности: кузов сделан из алюминиевого профиля, облегченная конструкция позволяет сократить потребление энергии.
    Пневмоподвеска дает пассажирам ощущение высокого комфорта, сами поезда имеют очень тихий ход, что избавит прилегающие районы от шумового загрязнения.

    Проект создания Московского центрального кольца (МЦК) (ранее – «Московская кольцевая железная дорога» и «Вторая кольцевая линия метро») реализуется на основе железнодорожного кольца, существующего с 1908 года. С 2010 года началась реконструкция путей и строительство инфраструктуры для пассажиров.

    Комплексный инвестиционный проект реализует АО «Московская кольцевая железная дорога» (АО «МКЖД»). Заказчик проекта – правительство Москвы.

    Организация пассажирских перевозок по МЦК возложена на ГУП «Московский метрополитен», перевозчиком является ОАО «Российские железные дороги». Из федерального бюджета в основной капитал ОАО «РЖД» для обустройства железнодорожной части инфраструктуры МЦК внесены 74,8 млрд руб. На строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) правительство Москвы выделяет 15,5 млрд руб.

    На МЦК построены 31 транспортно-пересадочный узел, в том числе 17 пересадок на 11 линий метрополитена, 10 пересадок на 9 радиальных направлений железной дороги. На МЦК прокладывается так называемый бесшовный путь. При этой технологии допустимая длина рельсовых плетей увеличивается до 800 метров.

    Транспортное обслуживание пассажиров будет осуществлять Дирекция скоростного сообщения (филиал ОАО «РЖД») электропоездами «Ласточка» на базе депо «Подмосковная». На первом этапе пассажирского движения по кольцу пустят 33 пятивагонных поезда. Интервалы между поездами составят 6-15 мин.
    Поезда будут следовать с интервалом от 6 минут в часы пик (7:30-11:30; 17:00-20:30) и 12 минут во внепиковое время. Полный круг по кольцу поезда будут совершать за 1,5 часа, движение будет осуществляться ежедневно с 5:50 до 00:30.

    Московское центральное кольцо позволит снизить пассажиропоток на Сокольнической линии метро на 20%, на Кольцевой - на 15%, Люблинской - на 14%, Филевской - на 12%, Таганско-Краснопресненской - на 18% и Серпуховско-Тимирязевской - на 5%. Нагрузка на Казанский вокзал уменьшится на 30%, на Курский - на 40%, на Ярославский - на 20%, Рижский - на 30%, Ленинградский - на 20%.

    В соответствии с расчетами, выполненными специалистами ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в первый год эксплуатации поезда перевезут 75 миллионов человек. Почти половина из них - 34,5 млн человек - будут пассажиры метро, 20,2 млн - железнодорожного транспорта, 12,7 млн - автобусов, 7,5 млн - жители близлежащих домов. В 2025 году пассажиропоток увеличится до 300 миллионов.

    АО «Группа Синара» - диверсифицированная компания, объединяющая предприятия различной отраслевой направленности. Одним из приоритетных бизнес-направлений группы являются машиностроение. АО «Синара-Транспортные Машины» - машиностроительный холдинг группы «Синара», объединяет научно-технический и производственный потенциал российских предприятий по инжинирингу, производству, сервисному обслуживанию железнодорожной техники и дизельных промышленных установок.

    Основными направлениями деятельности холдинга АО «Синара-Транспортные Машины» являются инжиниринг железнодорожной техники, продукции дизелестроения, легкорельсового транспорта; производство грузовых электровозов постоянного и переменного тока, маневровых, маневрово-вывозных, и магистральных тепловозов различных модификаций; производство промышленных дизелей и дизель-генераторов; производство путевой техники; производство электропоездов; предоставление услуг по сервисному обслуживанию железнодорожной техники и продукции дизелестроения; производство узлов и компонентов железнодорожной техники.

    В структуру холдинга входят 5 дивизионов: Тепловозостроительный дивизион, дивизион «Путевая техника», дивизион «Сервис», дивизион «Легкорельсовый транспорт», дивизион «Электровозы и электропоезда».

    Выручка группы от продаж (без НДС) в 2015 году составила 49,82 млрд руб. (минус 28,3% к 2014 году), показатель EBITDA напротив вырос на 19,9% до 4,39 млрд руб. Объем инвестиций группы в 2015 году составил 10,77 млрд руб. (в 2014 году - 9,06 млрд руб.).