Какой город столица израиля. Историческое значение перемещения посольства сша из тель-авива в иерусалим

Израиль был образован относительно недавно – в 1948 году. За это время Израиль превратился в одно из самых влиятельных государств в мире. Ежегодно эту страну посещают миллионы туристов. Их в Израиль привлекают святые места, связанные с Иисусом Христом и библейскими патриархами, тысячи уникальных достопримечательностей, пляжные курорты Средиземного и Красного морей, а также спа-курорты Мертвого моря. Будете ехать в Израиль? Не забудьте взять с собой видеокамеру!

География Израиля

Израиль расположен на Ближнем Востоке. На севере Израиль граничит с Ливаном, на северо-востоке – с Сирией, а на востоке – с Иорданией. На юго-западе находится сектор Газа, т.н. «непризнанная территория». На западе Израиль омывается водами Средиземного и Красного морей, а на юго-востоке находится Мертвое море. Общая площадь этой страны – 22 072 кв. км, а общая длина государственной границы – 1 017 км.

На юге Израиля находится пустыня Негев, чья площадь составляет около 12 тыс. кв. км., а на севере – Голанские высоты, а также горные цепи. Еще одна большая пустыня в Израиле – Иудейская. Самая высокая вершина в Израиле – гора Хермон, чья высота достигает 2 200 м.

На востоке Израиля протекает река Иордан, которая отделяет эту страну от Иордании.

Столица

Столица Израиля - Иерусалим, в котором сейчас проживают более 820 тыс. человек. Первое поселение людей на территории современного Иерусалима, как полагают археологи, появилось еще в эпоху позднего бронзового века.

Официальный язык

В Израиле два официальных языка – иврит и арабский.

Религия

Более 75% населения Израиля являются иудеями. Еще более 17% израильтян считают себя мусульманами.

Государственное устройство

Израиль – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый Кнессетом (Парламентом) на 7-летний срок.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Кнессету, состоящему из 120 депутатов.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, Премьер-министру и Кабинету министров.

Основные политические партии в Израиле – «Ликуд», «Наш дом – Израиль», «Еврейский дом» и др.

Климат и погода

Климат в Израиле субтропический средиземноморский. Средняя температура воздуха составляет +17,4%. Самая теплая средняя температура воздуха в Израиле наблюдается в июле и августе - +30С, а самая низкая - в январе и феврале (+6С). Среднее количество осадков – 493 мм в год.

Средняя температура воздуха в Иерусалиме:

Январь - +9С
- февраль - +9С
- март - +12С
- апрель - +16С
- май - +21С
- июнь - +23С
- июль - +24С
- август - +24С
- сентябрь - +23С
- октябрь - +21С
- ноябрь - +16С
- декабрь - +11,5С

Море в Израиле

На западе Израиль омывается водами Средиземного и Красного морей. Общая береговая линия Израиля составляет 273 км. На востоке страны находится Мертвое море. Среднегодовая температура Средиземного моря возле Хайфы составляет +22,4С.

Средняя температура Средиземного моря возле Хайфы:

Январь - +17С
- февраль - +16,2С
- март - +17,1С
- апрель - +19,2С
- май - +22,2С
- июнь - +25,5С
- июль - +28,3С
- август - +28,8С
- сентябрь - +28,5С
- октябрь - +26С
- ноябрь - +22С
- декабрь - +18,4С

Реки и озера

Несмотря на то, что в Израиле есть несколько пустынь, по территории этой страны протекает достаточно много рек. Среди них нужно назвать Кишон, Лахиш, Бесор, Нааман, Сорек, Харод. На востоке Израиля течет река Иордан, которая отделяет эту страну от Иордании.

История Израиля

Первые поселения людей на территории современного Израиля появились 9 тыс. лет назад. Семитские племена поселились в Израиле примерно 5 тыс. лет назад. Примерно 2 400 лет назад на территории современного Израиля уже жили древнееврейские племена.

В древности Израиль входил в состав Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, персидской империи Ахеменидов, Македонии, государств Птолемеев и Селевкидов. В середине I века до н.э. Иудея попала в вассальную зависимость от Древнего Рима, а в 70 г. н.э. она стала римской провинцией.

Римляне разделили Иудею на несколько регионов - Самарию, Галилею, Перею, и собственно Иудею. Через некоторое время Иудею римляне переименовали в Палестину.

В Средние века Израиль входил в состав Византийской империи, а также империи Сасанидов. На некоторое время Израиль захватывали арабы и крестоносцы. Кстати, дольше всего в Израиле просуществовала крепость крестоносцев Акра, которую египетские мамлюки завоевали только в 1291 году. С этого времени и по 1517 год Израилем управляли египетские мамлюки.

В 1517 году турецкий султан Селим I сумел завоевать Израиль (Палестину), который стал частью Османской империи.

Только в 1918 году Израиль (Палестина) получила фактическую независимость, хотя и находилась под протекторатом Великобритании. Независимость Израиля была провозглашена в мае 1948 года.

В 1949 году Израиль стал членом ООН.

Культура

Несмотря на то, что израильтяне долгое время не имели своей родины, они все равно сохранили свою культуру и традиции. «Шаббат» в Израиле приходится на субботу, но практически начинается еще в пятницу вечером. Поэтому в Израиле выходной день не только суббота, но и половина пятницы.

Израильтяне отмечают огромное количество праздников, большинство из которых, конечно, религиозные. Среди этих праздников обязательно нужно назвать следующие: Еврейский Новый год, Судный день, Праздник кущей, Праздник радости Торы, Еврейская Пасха, Седьмой день еврейской Пасхи, День Независимости, Пятидесятница.

Кухня

Большинство израильтян родились в самых разных странах. Они принесли кулинарные традиции этих стран в Израиль. Поэтому в Израиле можно встретить очень широкий ассортимент блюд, которые своим происхождением обязаны, например, Ирану, Ираку, Ливану, Египту, Турции, Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Венгрии, Польше, Украине и России. Кроме того, в израильской кухне заметны арабские кулинарные традиции.

- «Гефилте» - рыбные шарики (чаще всего их делают из карпа);
- Kneidlach – клецки, сделанные из мацы, которые добавляют в суп;
- Fazuelos – традиционная израильская выпечка;
- «Хоменташен» - маленькие пирожки с разной начинкой (абрикосы, орехи, яблоки, вишня);
- «Латкес» - жареные блины, сделанные из муки, яиц и картофеля (очень часто их подают с чесноком и луком);
- «Креплах» - маленькие клецки, фаршированные картофельным пюре и мясным фаршем;
- «Цимус» - традиционное еврейское блюдо, которое состоит из моркови, фасоли и нута (часто добавляют чернослив и изюм);
- «Птитим» - изделия из пшеничной муки. Птитим или едят как гарнир, или добавляют в суп.

Традиционный алкогольный напиток в Израиле – арак, который приправлен анисом (крепость этого напитка может превышать 40 градусов).

Достопримечательности Израиля

В Израиле очень много самых разных достопримечательностей. Многие из них являются святыми местами для иудеев, христиан и мусульман. Какие же самые лучшие достопримечательности в Израиле? Короткого ответа на этот вопрос нет. В десятку лучших достопримечательностей в Израиле, на наш взгляд, могут войти следующие:

Эта крепость была построена иудейским царем Иродом Великим. Раньше в крепости Давида было три башни. Однако, до наших дней сохранилась только нижняя часть одной из башни. Сейчас в крепости Давида находится музей истории Иерусалима.

Церковь Иоанна Крестителя в Иерусалиме

Церковь Иоанна Крестителя была построена в VIII веке. Таким образом, она является одной из самых старых церквей в Иерусалиме. В раннее Средневековье Церковь Иоанна Крестителя разрушили, но в XI веке ее восстановили.

Считается, что этот храм построен на том месте, где был распят Иисус Христос. Инициатором строительства храма Гроба Господня в Иерусалиме была Юлия Елена Августа, мать римского императора Константина. Строительство храма было закончено в 335 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Этот храм построен на том месте где, как полагают, родился Иисус Христос. Со временем вокруг храма Рождества Христова было построено несколько монастырей.

Замок Монфор

Строительством замка Монфор занимались в первой половине XIII века тевтонские рыцари. В 1271 году султан Египта Бейбарс захватывает этот замок, и с тех пор его больше никто не восстанавливал.

Считается, что в Гефсиманском саде беседовал со своими учениками Иисус Христос. Там же он и был арестован.

Крепость Бельвуар

Эту крепость построили рыцари-госпитальеры в XII веке. Правда, раньше на ее месте уже были укрепления крестоносцев. В середине 1960-х годов в крепости Бельвуар начались археологические раскопки.

Мечеть Омара

Это сооружение еще иногда называют мечеть аль-Акса. Она была построена в конце XII веке на месте Соломонова храма, где, согласно преданиям, когда-то хранился Ковчег.

Усыпальница Махпела в Хевроне

В этой усыпальнице похоронены библейские патриархи Авраам, Исаак и Яаков. Усыпальница Махпела является святым местом для иудеев, христиан и мусульман.

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе построен в XII веке на библейской горе Кармель. Именно на этой горе, как полагают, жиль когда-то Илья-пророк.

Города и курорты

Самые большие израильские города – Тель-Авив, Хайфа, Яффа, и, конечно же, Иерусалим.

Несмотря на то, что Израиль – небольшая страна с несколькими пустынями, в ней есть отличные пляжные, спа (и даже один горнолыжный) курорты.

Самые популярные пляжные израильские курорты - Эйлат, Нетания, Герцлия, Хайфа, и Кейсар. На побережье Мертвого моря расположены спа-курорты Эйн-Геди и Эйн-Бокек.

На горе Хермон построен горнолыжный курорт, общая длина трасс которого составляет 8 километров

Сувениры/покупки

Израиль на карте мира можно найти на узенькой полосе суши, соединяющей Африку и Азию. Страна находится в регионе, который характеризуется климатическим и географическим разнообразием. Государство может похвастаться богатой историей, множеством древних памятников архитектуры и религиозных святынь. Поражает своим богатством также и местная этническая мозаика. Климат здесь является довольно приятным и обеспечивает возможность путешествовать по стране на протяжении всего года. Вместе с этим посещать страну рекомендуется осенью либо весной.

Общее описание и государственный устрой

Географическая карта Израиля является ярким подтверждением разнообразия его рельефа. И правда, в северной части государства преобладают горные массивы, увенчанные снежными шапками, а в южной - выжженные ярким солнцем пустыни. Ещё одна интересная особенность страны заключается в том, что рядом с безлюдными землями здесь развиваются современные цветущие города.

Общая площадь государства составляет более 21 тысячи квадратных километров. По форме правления Израиль является парламентской демократией, возглавляемой президентом. Орган законодательной власти, именуемый кнесетом, управляет страной. В его состав входят 120 парламентариев, которые избираются на всеобщих выборах каждые четыре года. Что касается исполнительной власти, то она представлена правительством. Иврит и арабский язык, согласно местному законодательству, являются государственными. Кроме них, обязательным для изучения в школе является английский язык. По уровню жизни, исходя из международной классификации, страна располагается на 22 позиции в мире. Она является очень популярной с туристической точки зрения. Прежде всего это связано с тем, что здесь находится множество религиозных святынь всех трёх основных мировых религий. Карта Израиля на русском языке приведена ниже.

Население Израиля

Численность населения государства составляет почти семь миллионов человек. Самая характерная его черта - разнообразие. Основной критерий делит жителей страны на евреев и арабов. К первым из них относятся примерно 80% жителей, а ко вторым - 20%. Еще одна важная отличительная характеристика - высокие темпы прироста местного населения. С того момента, когда было провозглашено государство Израиль, количество его жителей выросло почти в десять раз. Как показывают исследования, произошло это во многом за счёт иммиграции евреев с самых разных уголков планеты. В целом население Израиля является довольно молодым, ведь средний возраст в стране составляет чуть более 28 лет. Нельзя не отметить и довольно высокую среднюю продолжительность жизни - 78,7 лет.

Экономика

Страна может похвастаться экономикой, которая стала истинным примером настоящего успеха. На её территории практически нет никаких природных ресурсов. Более того, она пережила ряд войн и волн иммиграции. Несмотря на всё это, в настоящее время государство Израиль входит в число самых развитых стран на планете. Главный секрет успеха местной экономики лежит в квалифицированной рабочей силе и правильно использованной иностранной помощи. После появления на политической карте мира этого государства его годовой экспорт составлял около 30 миллионов американских долларов. Тогда основными продаваемыми страной товарами были некоторые промышленные продукты, прошедшие обработку алмазы и цитрусовые фрукты. Сейчас этот показатель достиг отметки в 30 миллиардов долларов. Израиль преимущественно экспортирует продукты высочайших технологий из многих областей, начиная с электроники и заканчивая современным и самым качественным медицинским оборудованием.

Самые большие и важные города

Крупнейшие и самые известные города Израиля - это Иерусалим, Хайфа, Вифлеем, Кейсария, Эйлат и, конечно же, Тель-Авив. История Иерусалима насчитывает более трёх тысяч лет. Он является древней столицей государства и самым центром трёх мировых религий. Здесь же находится одна из важнейших христианских святынь - Храм Гроба Господня.

Хайфа считается третьим по величине городом государства и лежит на берегу Средиземного моря. Она была основана в римскую эпоху. Наименование города в дословном переводе на русский язык означает «красивый берег». Во времена крестовых походов здесь функционировал орден кармелитов, охранявших святую гору, где пребывал пророк Илья. В наше время город украшен бахайскими садами.

Вифлеем представляет собой один из древнейших городов планеты и фактически граничит с Иерусалимом. Для христиан он является святым, поскольку именно здесь родился Иисус Христос. Кейсария была основана царем Иродом. Именно здесь располагались резиденции префектов, в том числе и Понтия Пилата. Первые воспоминания об Эйлате датируются ещё эпохой царя Соломона. В настоящее время этот город представляет собой крупный, важный для страны порт на Красном море. Это известный туристический и курортный центр, в котором даже есть международный аэропорт. Одна из главных местных достопримечательностей, привлекающая множество туристов, особенно любителей подводного спорта - это коралловые рифы. Тель-Авив - столица Израиля, более подробно о которой речь пойдёт далее.

Основание

Город был основан в 1909 году. За короткий промежуток времени он превратился в место, где принимали прибывающих в Палестину евреев. Изначально ими выступали преимущественно выходцы из Польши и России. Многие представители Германии массово хлынули сюда после прихода к власти в стране нацистов. Это существенно сказалось на общей внешности Тель-Авива, ведь здесь много работали представители немецкой архитектурной школы. В 1948 году Бен-Гурион провозгласил здесь декларацию о независимости государства, а сам город - его административным центром. В список культурного наследия ЮНЕСКО он внесён под наименованием «Белый город».

Общее описание

Столица Израиля находится на восточном средиземноморском побережье и является вторым по величине городом в стране, после Иерусалима. Поскольку история Тель-Авива насчитывает всего лишь немногим более ста лет, каких-либо старинных и знаковых достопримечательностей в нём нет. Здесь находятся дипломатические представительства государств и офисы министерств. Многие местные улицы отличаются эклектичной архитектурой. На них можно найти множество элитных бутиков, ночных клубов и устричных баров. Нельзя не отметить и золотые пляжи, залитые солнцем.

Население

В самом городе проживет немногим более 400 тысяч человек. Если говорить о национально-религиозном составе, то 96,1% местных жителей - это евреи, 3% - арабы-мусульмане, 0,9% - арабы-христиане. С учётом пригородов в агломерации, именуемой Гуш-Дан, здесь, по разным оценкам, живёт от 1,3 до 2 миллионов жителей.

Транспорт

Столица Израиля представляет собой крупнейший транспортный узел государства. Железнодорожная магистраль проходит с севера на юг вдоль восточной границы города. Здесь функционирует четыре станции, от которых отправляются поезда во все направления. Одним из важнейших видов транспорта являются городские автобусы. Аэропорт имени Давида Бен-Гуриона располагается в десяти километрах от Тель-Авива. Это главные воздушные врата всего Израиля. В городской черте функционирует также аэропорт имени Дова Хоза, который обслуживает только внутренние гражданские рейсы и транспортные рейсы на авиационные базы израильских военно-воздушных сил. Через город проходит множество автомобильных дорог, важнейшей из которых является магистраль «Аялон». Следует отметить, что для Тель-Авива характерен ежедневный наплыв автомобилей, в количестве до полумиллиона, в связи с чем город страдает от перенасыщения транспортом.

Досуг

Столица Израиля, бесспорно, является культурным центром государства. Здесь есть несколько десятков театральных и концертных залов, а также галереи и музеи. Концерты, представления и спектакли обычно проводятся в многочисленных местных концертных залах. Одним из самых интересных мест в городе является Музей Земли Израильской. Сам комплекс располагается вокруг площадки с археологическими раскопками, где был найден город, существовавший во времена филистимлян.

Здравоохранение

Столица Израиля - это место, где сконцентрировано множество известных медицинских учреждений. Одним из крупнейших из них является центр «Меир», что был открыт в 1956 году. Он носит имя Йосефа Меира - местного министра здравоохранения. В центре Тель-Авива располагается главная городская больница имени Сораски. Самой большой частной клиникой в городе считается госпиталь «Ассута», в котором преимущественно проводятся хирургические элективные процедуры.

14 марта президент Соединенных Штатов, Дональд Трамп, подпишет соглашение о перемещении Столицы из Тель-Авива в Иерусалим. Итак, учитывая это, можем ли мы сказать, что Господь может прийти когда угодно?

Иерусалим был объявлен столицей государства Израиль еще 23 января 1950 года. Тогда Восточный Иерусалим принадлежал Иордании. На данный момент, Восточный Иерусалим является в основном палестинской территорией, которую Израиль завоевал у Иордании во время войны на Среднем Востоке в 1967 году. Международное сообщество до сих пор не приняло аннексию Восточного Иерусалима, также как и статус столицы Иерусалима. В 1980 году израильский Парламент принял закон, в результате которого Иерусалим был провозглашен «единой и вечной столицей» страны.

Даже если международное сообщество не приняло Иерусалим в качестве столицы молодого государства Израиль, всё-таки, этот город является столицей государства Израиль, и здесь находится центр современного израильского правительства, штаб-квартира израильской законодательной власти и Высшей судебной палаты.

6 декабря 2017 года, Дональд Трамп объявил о решении Белого Дома признать Иерусалим столицей государства Израиль. В то же время, Трамп потребовал от Государственного департамента США начать подготовку для того, чтобы перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, и объявил, что вице-президент Майк Пенс нанесет визит на Средний Восток в связи с этим.

В своей речи, Дональд Трамп упомянул, что это заявление является не чем иным, как признанием реальности.

В речи, переданной из зала дипломатических приемов Белого Дома, Дональд Трамп заявил:

«Я решил, что пришло время официально признать Иерусалим в качестве столицы Израиля . Хотя предыдущие президенты сделали из этого главные обещания в предвыборных кампаниях, им не удалось сдержать обещание. Сегодня я его сдержу».

Решение перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим было принято в соответствии с законом 1995 года, который предусматривал это изменение. Его предшественники, Билл Клинтон, Джордж У. Буш и Барак Обама, откладывали это решение, чтобы избежать напряженной ситуации на Среднем Востоке.

Международное сообщество обеспокоено последствиями этого решения, принимая во внимание предупреждения палестинских властей, объявивших, что это решение помешает всякому шансу мирного договора между Израилем и палестинцами, которые считают Восточный Иерусалим столицей «своего будущего государства».

Американские власти решили, что 14 мая 2018, когда государство Израиль будет праздновать 70-летний юбилей с провозглашения независимости государства Израиль, провести церемонию открытия посольства США в Иерусалиме во временном помещении, в то время как постоянное помещение будет в процессе строительства.

Если говорить об исполнении пророчеств из Откровения, то это событие является ни чем иным, как укреплением государства Израиль, процесс которого начался ещё в 1948 году. Этим событием американское правительство официально признало, что эта территория (Израиль, Палестина или Ханаан) принадлежит Израильскому народу, а не палестинцам.

Всё-таки, мы не можем утверждать, что перемещение посольства США в Иерусалим является переломным моментом в истории Израильского народа, который бы указывал на пришествие Господа Иисуса. Есть и другие элементы, которые точно укажут на то, что пришествие Господа Иисуса близко.

Признание Иерусалима в качестве столицы Израиля: важность

Признать, что Иерусалим является столицей Израиля, значит признать, что страна принадлежит Израилю, а не Палестине, те, которые являясь арабами по национальности, говорят, что их предки жили на этой земле с древности, и что страна принадлежит им. Они аргументируют это тем фактом, что они являются потомками филистимлян, которые жили на юге Ханаанской земли. Но из истории и из Библии мы знаем, что арабский народ отличается от филистимлян, которые жили на юго-западе Ханаана до того, как Бог отдал эту страну во владение Израильскому народу.

За 1400 лет до нашей эры, Бог отдал эту страну Израильскому народу. В течении нескольких веков, Израильский народ уничтожил филистимлян как нацию. Это правда, что название «Палестина» происходит от названия этого народа (с латыни: palaestina). Император Адриан, после подавления восстания в римской провинции Иудея в 135 году, объединил эту провинцию с Сирией, другой римской провинцией, и назвал этот регион Палестинской Сирией, желая через это навсегда отделить иудеев от этой территории. Палестинская Сирия просуществовала до 390 года, после чего она была разделена на три: Палестина Прима (Иудея и Самария со столицей в Кесарии возле моря), Палестина Секунда (Галилея), и Палестина Терциа (Идумея со столицей в Петра). В 638 году эта территория была завоевана арабами, которые назвали ее Фаластын (арабская форма слова «Палестина»). Таким образом, на этой территории в большинстве стали жить арабы. В 1947 году, когда было решено, что Великобритания покинет территорию Палестины, на этой территории было создано два государства: государство Израиль и Палестинское государство. Соседние арабские страны посчитали, что не должно образовываться еще одно арабское государство в этой зоне, и запланировали, сразу после выхода британских войск из Палестины, занять эту территорию, что и случилось на второй день после того, как британские войска покинули страну. Этот инцидент привел к тому, что Израиль завоевал новые территории и постепенно занял большую часть арабских земель.

Вот, каким был процесс перехода Палестины во владение государства Израиль, образованного в 1948 году:

Короткая история: как Иерусалим стал столицей Израиля

Во-первых, я хочу упомянуть, что Израиль — это единственный народ, который имеет документ о стране непосредственно от Бога, и этим документом является Библия. Бог заключил с Авраамом завет, на основе которого дал большую территорию (которая включает и Палестину) во владение потомкам Авраама, Исаака и Иакова:

В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата : Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев. (Бытие 15:18-21)

Иерусалим — это город, завоеванный Давидом у иевусеев

И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым. (1-я Паралипоменон 11:4-7)

Иерусалим является городом, который Бог выбрал, чтобы в нем пребывало Его Имя

… а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. (3 Царств 11:36)

Это соответствует Закону:

… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите , и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. (Второзаконие 12:5-7)

Итак, Иерусалим является городом, выбранным Богом, чтобы Его Имя пребывало в нем, и этот город, начиная с царя Давида, до его разрушения в 70 году н. э., был столицей Израиля. В этом городе находился престол царя Давида, Соломона и всех царей Иуды (Южного царства).

С 70 года до 14 мая 1948 года, Израиля не существовало как государства. Тот факт, что, в течении почти 2000 лет, народ, рассеянный по всему миру, смог сохранить свою национальную идентичность и культуру, и после почти 2000 лет восстановить свою страну, доказывает верность Библии и силу Бога. Он пообещал в Библии, что во время конца Он соберет Израильский народ из всех народов и вернет их в страну, и они будут одним народом, и у них будет один царь (больше не будет разделенного царства):

То скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки. (Иезекиль 37:21-28)

Начиная с 14 мая 1948 года, это пророчество начало исполняться: Бог начал собирать евреев со всех стран и приводить их в Израиль, в страну, данную Богом Аврааму, Исааку и Иакову. Это означает, что время приблизилось.

Бог делает это, чтобы освятить Свое Имя среди народов:

Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. (Иезекиль 36:22-24)

Перевод: Елена Столерь.

Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо - сам город не восстанавливался - отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.

Библейский Иерихон

Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет - по крайней мере до 7 в. - существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.

Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские - Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея - Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу - летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.

Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде - opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре - opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле - здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.

Иерихон сегодня

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана -руины иродовских строении, театра и ипподрома - Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета - арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 - 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.

Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй - довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами - сидения - лежанки с каменными подголовниками. Далее - огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее - там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.

Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом - туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками - арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон - часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.

Фото: panoramio.com, wikipedia.org, juan.livejournal.com kezling.ru

В отличие от Царства Иуды, которое после захвата Иерусалима царём Давидом в конце XI в. до н. э., всегда управлялось из одной столицы, у Царства Израиля на протяжении его истории столиц было несколько: Шхем (Тель Балата), Тирца (Тель эль-Фара), и, наконец, Самария. Эта последняя была основана в 876 г. до н. э. царём Омри (884-873 гг. до н. э.), сын которого, Ахав, женился на знаменитой финикийской принцессе Изевель, жутко ненавидимой пророками Израиля за её поганое влияние на израильского царя. Однако поганые влияния – это одно, а политика и экономика – совсем другое. В период правления царей Омри, Ахава, а затем Йеровама II, Царство Израиля в целом, и его столица Самария, в частности, достигли апогея своего расцвета. Пламенные борцы за права угнетённо-обездоленных лишенцев (т. е., пророки Израиля и Иуды) толкали гневные обвинительные речи в адрес Самарийских братков, которые тем временем возлежали на ложах из слоновой кости, слушали красивую музыку, и распивали качественные напитки. Что же касается царства пастухов к югу от Царства Израиля, то до падения Самарии там богатых было немного, и делить было почти нечего.
Вид с вершины горы, на которой некогда находилась столица Израиля:

Вид в другую сторону, справа видны останки стены и башен эллинистического периода:


Ступени, ведущие в Храм Августа, возведенный Иродом Великим (37-4 гг. до н. э.)


Развалины Храма Августа. Где-то здесь, внизу, находился дворец Царей Израиля:






В ранних книгах Еврейской Библии (Танаха), "Самария" – это название города, а не района. После того, как в 722/1 гг. до н. э. Царство Израиля и его столица Самария были захвачены ассирийцами, новые хозяева реорганизовали аннексированную ими территорию в качестве новой провинции, и дали ей название "Самерина". Провинция Самерина простиралась от Изреэльской долины на севере до долины Аялон на юге, и от Средиземноморского побережья на западе до реки Иордан на востоке. Отсюда и пошло название центральной части Земли Израиля. А до этого, ассирийцы называли Царство Израиля "Бейт Хамри", по имени основателя Самарии, царя Омри.
Земля Израиля в период правления Саргона II:


Еще интереснее судьба названия "Израиль" – изначально, скорее всего, оно относилось лишь к северным племенам, а затем, к северному царству. После его падения, правители Царства Иуды развязали широкомасштабную кампанию по интеграции северного населения в состав своего царства, параллельно заимствуя и реинтерпретируя северные традиции (известно, что после разрушения Северного Царства, огромное количество израильтян искало убежище на юге, на территории Царства Иуды). В результате, история была написана заново, появился эпонимный патриарх Иаков-Израиль, затем древний народ "Израиль", затем объединенное Царство Израиля, которое раскололось надвое, и сейчас "Израиль" снова имеет возможность воссоединиться под знаменем общей истинной веры. Другим словами, в процессе борьбы за интеграцию жителей разрушенного Царства Израиля родился миф об общих древних истоках, а также мифическая трансцендентная категория "Израиль". Интересно, что ни одно еврейское государство в древности (кроме на 100% неортодоксального Царства Израиля) не называлось "Израилем". "Израилем", в более поздние периоды, назывался весь еврейский народ – в смысле метафизическом и трансцендентном. Однако обратите внимание, для современного еврейского государства было выбрано именно это название.
Карта района:


Развалины древней Самарии (н. ц. 168.187) находятся на расстоянии ок. 13 км к северо-западу от Шхема, на территории палестинской деревни Себастия (о происхождении этого названия см. ниже), недалеко от поселения Шавей Шомрон. Для того, чтобы попасть туда, необходимо ехать по 60 дороге до поворота на Шавей Шомрон, продолжить далее до перекрестка "Цомет Шомрон" (рядом с деревней Дир Шараф), и повернуть налево (это все еще 60 дорога). Проехав километр, справа Вы увидите небольшую горку – это и есть Тель Шомрон. На вершину ведет асфальтированная дорога.
Так это выгладит со стороны посёлка Шавей Шомрон:


Однако стоит заметить, что в настоящий момент дорога ремонтируется, и попасть на развалины сложно. Во избежание разочарований, стоит договориться о планируемом визите с армией; офицер, с которым мы общались, сообщил нам, что каждую неделю-две место посещается израильтянами в рамках организованных экскурсий (в-основном, по четвергам). Нас туда пускать не хотели, мы изловчились, и пошли в обход. Это не проканало, так как нас, конечно, заметили, и поджидали. В конце концов, я договорился с офицером, что они позволят нам посетить развалины, а я за это расскажу им историю сего дивного места. Так оно и было. Пока командир дивизии выписывал запрет на наше посещение развалин, мы успели посмотреть большую часть того, что нас интересовало. Самое интересное, что, разговаривая с солдатами, как всегда, нашли кучу общих знакомых (и я не имею в виду Ирода и Хасмонеев).
Спереди ехал джип, сзади – Хаммер. На сей раз наши дети остались дома, им развалины надоели.






К сожалению, раскопки в городе Самария велись давно, и поэтому, конечно, не наилучшим образом. Почему, в отличие от других важных мест на в Иудее и Самарии, там практически не копали после конца 60-х гг., мне не очень понятно, но вероятно, есть на то причины. Раскопки в Самарии производились в 1908-10 гг. (Шумахер, Райзнер и Фишер), в 1931-35 гг. (Крауфут, Сукеник и Кеньон), в 1965-67 гг. (Заядин), и 1968 г. (Хеннеси). В ходе раскопок были обнаружены развалины городского акрополя, стены города, склады, дворец, и дома, датируемые периодом Первого Храма (а также 63 остракона). Кроме этого, были раскопаны городские башни, датируемые эллинистическим периодом (считающиеся наиболее впечатляющими развалинами того приода, сохранившимися в Израиле), а также останки различных строений, сооруженных Иродом Великим – храм Августа, театр, форум и стадион. Также были найдены храм римской богини Коры и улица с колоннами, датируемая Римским периодом. В Византийский период здесь были возведены церкви. Несмотря на то, что в настоящий момент на месте нет никаких указателей, и не специалисту разобраться в развалинах довольно сложно, надо сказать, что масштабы раскопа весьма впечатляют. Хочется надеяться, что археологи еще вернутся сюда; также хочется надеяться, что развалины Самарии когда-нибудь будут приведены в порядок и снова станут Израильским Национальным Парком, как это было в не столь далеком прошлом.
План раскопа:



A вот план сооружений, датируемых периодом Первого Храма:


Об историческом контексте основания Самарии в Танахе рассказывается следующее (здесь и далее синодальный превод с моими исправлениями):
...Прочие дела Зимри и заговор его, который он составил, описаны в летописи царей Израильских. Тогда разделился народ Израильский надвое: половина народа стояла за Тивни, сына Гинатова, чтобы воцарить его, а половина за Омри. И одержал верх народ, который за Омри, над народом, который за Тивни, сына Гинатова, и умер Тивни, и воцарился Омри. В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Омри над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Тирце он царствовал шесть лет. И купил Омри гору Шомрон у Шемера за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею (Шомрон), по имени Шемера, владельца горы. И делал Омри неугодное пред очами Яхве и поступал хуже всех бывших перед ним. Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израильтян, чтобы прогневлять Яхве, Бога Израилева, идолами своими. Прочие дела Омри, которые он сделал, и мужество, которое он показал, описаны в летописи царей Израильских. И почил Омри с отцами своими и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него. Ахав, сын Омри, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Омри, над Израилем в Самарии двадцать два года.
И делал Ахав, сын Омри, неугодное пред очами Яхве более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Этбаала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Яхве, Бога Израилева... (Млахим Алеф 16: 20-33)
А Яхве, Бог Израиля, в его Самарийской версии, был падонком. Во-первых, у него была баба (жена-не жена, не совсем ясно). Во-вторых, он выставлял свое сокровище на всеобщее обозрение. Вот рисунок, обнаруженный на севере Синая, в месте под названием Кунтиллет Аджруд, на нём изображены два голых мужика (ученые считают, что эти мужики – это дважды изображенный египетский бог Бес – по всей видимости, так автор рисунка представлял себе Яхве), и женщина, играющая на каком-то музыкальном инструменте. Надпись на иврите гласит: "Сказал Е[…]??? "Скажи Йехал[елю] и Йоасе и [… ... ... я б]лагословил вас Самарийскому Яхве и его Ашере"."


Покрупнее:


Сын Омри, Ахав (873-852 гг. до н. э.), как было сказано выше, был весьма непопулярен в среде борцов за истинную веру и социальную справедливость, и тёркам между ним и знаменитым пророком Элиягу посвящено немало глав Еврейской Библии. Что же касается археологических свидетельств, связанных с периодом его правления, то он, пожалуй, был одной из наиболее продвинутых и деятельных личностей того периода. Другими словами, Царство Израиля при нём цвело и развивалось быстрыми темпами. Постройки, обнаруженные в Самарии и датируемые его периодом, свидетельствуют о незаурядной изощренности и качестве строительства, которые, по всей видимости, стоит приписать финикийским камнетесам, строителям, и ремесленникам, прибывшим сюда в рамках добрососедских взаимоотношений между Ахавом и финикийским царем Этбаалом. Но не только археологические находки свидетельствуют о том, что Ахав был крут – так называемый "Курхский Монолит" Салманасара III рассказывает о том, что Ахав принял участие в анти-ассирийской коалиции, и прислал 10.000 солдат и 2.000 колесниц для знаменитой Каркарской битвы (853 г. до н. э.). Поясняю: это очень много.
Кроме развития экономики и политических связей, Ахав вел довольно агрессивную политику по отношению к своим соседям, и, в конце концов, погиб в битве за Рамот-Гильад (северное Заиорданье):
... И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии.
И обмыли [его боевую] колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек. Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских... (Млахим Алеф 22: 37-39)
Археологи полагают, что они обнаружили развалины этого самого пруда. Я его не видел, или видел, да не опознал.
Его сын, Йехорам (851-842 гг. до н. э.), также погиб на войне – но на сей раз не от руки чужеземного врага, а из-за заговора своего же военачальника Йеху. Этот Йеху был подпольно помазан на царство(-убийство) учеником пророка Элиягу (после того, как он улетел на небеса на огненной колеснице), пророком Элишой. Элиша вообще был товарищ, связываться с которым не стоило – однажды, во имя Господа, Бога Израилева, он натравил медведей на детишек, которые обозвали его "лысым". Медведи, послушавшись повеления "человека божьего", разодрали детишек на части:
...И пошел он [из Иерихона] в Бейт-Эль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, лысый! иди, лысый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Яхве. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка... (Млахим Бет 2: 23-
24)
Это – одна из поучительных библейских историй, ибо к "человекам божьим" подобает относиться с уважением. Стоит отметить, что именно из-за этой истории появилась ивритская поговорка "?? ????? ??? ???" – типа, какие медведи в Иерихонских краях, и откуда там лес? Хотя, конечно, защитники историчности Святаго Писания скажут, что лес там был, но давно. А сейчас – нету, но это ничего не доказывает и не опровергает.
Итак, благочестивый на первых порах Йеху (842-814 гг. до н. э.) методично истребил всю семью Ахава, а также провел религиозную реформу. После того, как, в соответствии с заповедью Господней, он уже поубивал несколько десятков детей, решил Йеху очистить Землю Израиля от идолопоклонства. Дело было так:
...Прибыв в Самарию, он убил всех, остававшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его, по слову Яхве, которое Он изрек Элиягу. И собрал Йеху весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Йеху будет служить ему более. Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Йеху делал это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала. И сказал Йеху: назначьте праздничное собрание ради Ваала. И провозгласили собрание. И послал Йеху по всему Израилю, и пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришел; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края. И сказал он хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принес им одежду. И вошел Йеху с Йонадавом, сыном Рехавовым, в дом Ваалов, и сказал служителям Ваала: разведайте и разглядите, не находится ли у вас кто-нибудь из служителей Яхве, так как здесь должны находиться только одни служители Ваала. И приступили они к совершению жертв и всесожжений. А Йеху поставил вне дома восемьдесят человек и сказал: душа того, у которого спасется кто-либо из людей, которых я отдаю вам в руки, будет вместо души спасшегося. Когда кончено было всесожжение, сказал Йеху скороходам и начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушел. И поразили их острием меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него отхожее место, до сего дня. И истребил Йеху Ваала с земли Израильской. Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Йеху, - от золотых тельцов, которые в Бейт-Эле и которые в Дане. И сказал Яхве Йеху: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом... (Млахим Бет 10: 17-30)
Кроме своих зверств, Йеху знаменит еще тем, что он изображен на коленях (но зато в шапке-петушке) перед ассирийским царем Салманасаром III (858-824 гг. до н. э.) на знаменитом "Черном Обелиске", ныне в Британском Музее:




Самария достигла апогея своего расцвета в период правления внука Йеху, царя Йеровама II (789-748 гг. до н. э.), правившего огромной империей, простиравшейся от Лаво Хамат (70 км севернее Дамаска) до Мёртвого Моря. Именно в период его правления в Израиле объявились трагический пророк Хошеа (которому Яхве приказал жениться на пищевой бляди), и гневный пророк(-пастух?) по имени Амос, который был родом из иудейской деревни Ткоа (до того, как появился хайтек, жрать там было нечего). Амос неоднократно пытался жечь глаголом сердца надменных самарийских богатеев, обвиняя их в различных преступлениях против нравственности и социальной справедливости.
Археологи обнаружили в Самарии немало предметов роскоши из слоновой кости, которые, по всей видимости принадлежали подобным браткам:




Богатеи, я так полагаю, клали на Амоса и его глаголы с прибором, хотя, надо признать, говорил он красиво (да и отредактировали его речи грамотно, уверяю вас как истинный ценитель пророческой литературы):
...Вы, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия, - вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных... (Амос 6: 3-7)
...Так говорит Яхве: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. Втаптывают голову бедных в земную пыль, и сталкивают кротких с дороги; даже отец и сын ходят к одной девушке, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих... Вот,.. у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Яхве... (Амос 2: 6-15)
После смерти Йеровоама II Самария постепенно стала приходить в упадок. Ассирийцы, постепенно начавшие прибирать к рукам части Израильского Царства, превратили его в своего вассала. После смерти ассирийского царя Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н. э.), последний израильский царь Хошеа бен-Эла (732-724 гг. до н. э.) восстал против ассирийского владычества, в результате чего ассирийцы решили окончательно покончить с существованием Царства Израиля. Самария была осажена Салманасаром V, и захвачена - либо самим Салманасаром в 722 г. до н. э. (если верить Еврейской Библии), либо Саргоном II в 721 г. до н. э. (если верить ассирийским источникам).
Саргон II (справа):

В соответствии с анналами Саргона II, 27.290 человек были депортированы в Месопотамию, а на их место привезены поселенцы из Месопотамии.
Tипа как это было:


Cаргон также хвастался тем, что отстроил Самарию заново лучше, чем она была прежде. Оставшиеся на месте израильтяне перемешались с новоприбывшими жителями, и (так рассказывают библейские авторы), в результате появиась новая этническо-религиозная сущность – самаритяне. В следующем отрывке из Танаха рассказывается о том, как все это произошло:
...В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Хошеа, сын Элы, в Самарии над Израилем и царствовал девять лет. И делал он неугодное в очах Яхве, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него. Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Хошеа подвластным ему и давал ему дань. И заметил царь Ассирийский в Хошеи измену, так как он посылал послов к Со, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Хошеи взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Хлахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских... (Млахим Бет 17: 1-6)
Далее библейский редактор объясняет, что все это произошло из-за грехов, коими сыны Израиля не переставали гневать Яхве. А в конце главы он рассказывает, откуда появились самаритяне:
...И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хаматы, и из Сфарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. И как в начале жительства своего там они не чтили Яхве, то Яхве посылал на них львов, которые умерщвляли их. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона бога той земли, и за то он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону бога той земли. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Бейт-Эле, и учил их, как чтить Яхве. Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккот-Бнот, Кутийцы сделали Нергала, Хаматяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сфарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сфарваимским. Между тем чтили и Яхве, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Яхве они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Яхве и не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Яхве сынам Иакова, которому дал он имя Израиля... ...Народы сии чтили Яхве, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их. (Млахим Бет 17: 30-34; 41)
Из этого отрывка появилось такая известная ивритская фраза, как "??? ?????" ("львиные прозелиты"), т. е., люди, принявшие иудаизм из страха, неискренне.
После ассирийского завоевания, город Самария продолжал быть главным административным центром провинции (а затем – сатрапии) на протяжении ассирийского, вавилонского, и персидского периодов. О том, как обстояли дела в Самарии в ранне-персидский период (последняя треть VI –V вв.), мы узнаем в-основном, из книг Эзры-Неемии, повествующих о возвращении евреев из Вавилонского плена и восстановлении еврейского поселения на территории Иуды и Иерусалима. В соответствии с библейским нарративом, правитель Самарии по имени Санваллат (наряду с Товией-Аммонитянином [на самом деле, евреем, проживавшем в Заиорданьи] и Гешемом-Аравитянином) являлся одним из главных противников возведения стены вокруг Иерусалима во время Неемии, который прибыл в Иерусалим в 445 г. до н. э. Некоторые ученые даже полагали, что конфликт между правителями Самарии и вернувшимися из Вавилона евреями, описанный в книгах Эзры-Неемии, произошел потому как изначально Иудея подчинялась Самарии с административной точки зрения.
Но тут началась новая эпоха. После того, как Александр Македонский завоевал Сирию, он назначил некого Андромаха ее правителем (332 г. до н. э.). Историк Квинт Курций Руф рассказывает, что в то время, как Александр пребывал в Египте, самаритяне сожгли его живьем. Александр расправился с жителями Самарии, часть которых была убита, а часть бежала, и на месте захваченного города Александр основал Македонскую колонию. В Самарии находятся наиболее впечатляющие развалины на всей территории Израиля, датируемые эллинистическим периодом (а именно, сторожевые башни):








В 108-7 гг. до н. э. еврейский этнарх и первосвященник Йоханан Гиркан осадил, взял и разрушил Самарию. Осада длилась целый год, после чего городы был стерт с лица земли, а жители его порабощены. В 63 г. до н. э., после захвата Земли Израиля римлянами, Гней Помпей отобрал Самарию у евреев, и вернул ей независимость. В 57-55 гг. до н. э. она была отстроена заново Габинием наряду с другими эллинистичскими городами, захваченными и разрушенными Хасмонеями. Вершины своего расцвета в период Второго Храма Самария достигла в период правления Ирода Великого (40 – 4 гг. до н. э.), облюбовавшего её в самом начале своего правления. Во время осады Иерусалима в 37 г. до н. э., он демонстративно отправился в Самарию для того, чтобы отпраздновать там свою свадьбу с Мирьям, внучкой (бывшего) первосвященника Гиркана II. После разборок между Марком Антонием и Октавианом, Ирод получил Самарию в подарок от последнего, и решил заново отстроить ее.
Главным письменным свидетельством касательно деятельности Ирода в Самарии являются "Иудейские Древности" Иосифа Флавия. Не обращайте внимание на то, как он оценивает побуждения Ирода и его действия – Йосиф просто гонит:
"Теперь (Ирод) задумал возвести для ограждения себя от народа третью крепость, а именно в Самарии, которую он назвал Себастией. Итак, он решил укрепить это место, находившееся на расстоянии одного дня пути от Иерусалима и представлявшее то удобство, что оно могло служить отличным средством для обуздания не только города, но и всей страны. Для ограждения себя от всенародного восстания Ирод приступил к перестройке города, носившего название Стратоновой Башни и теперь прозванного Иродом Кесарией. На широкой равнине он воздвиг укрепление и поместил в нем отряд всадников, выбранный для того по жребию; в Галилее он построил Геву, в Перее (Заиорданьи) Хешбон. Ирод воздвиг все эти крепости в разных местностях, постоянно заботясь о том, чтобы укрепить и обезопасить свое положение, и стараясь держать в своих руках весь народ, чтобы он менее думал о возмущении (впрочем, некоторое небольшое брожение замечалось всегда) и чтобы ни малейшее движение не оставалось незамеченным, так как всегда имелись налицо силы, бывшие в состоянии немедленно все узнать и подавить всякую такую попытку. Когда он отправился, чтобы укреплять Самарию, он пригласил поселиться там многих из своих прежних солдат, равно как и многих пограничных жителей, причем соблазнил их перспективою постройки нового храма. Вместе с этим он также желал поднять таким образом значение этого города, который раньше не принадлежал к числу особенно блестящих. Главною побудительною для этих иноземцев причиною было то, что Ирод в видах своей личной безопасности не скупился на деньги. При этом Ирод переименовал город в Себастию и распределил между жителями ближайшую, лучшую во всей стране землю, дабы они при своем поселении сейчас же пользовались известным благосостоянием. Он окружил город крепкою стеною и воспользовался покатостью местности, причем дал городу такие размеры, что он не уступал в этом отношении даже наиболее знаменитым городам. Он обнимал двадцать стадий. Внутри города он оставил красивую открытую площадь в полторы стадии и воздвиг здесь храм, принадлежавший по величине и красоте к числу самых выдающихся. Отдельные части города также были им постоянно украшаемы, причем это вызывалось соображениями личной безопасности, стремлением воспользоваться крепкими стенами для обращения всего города в огромную крепость, а также желанием оставить после себя достойный памятник своего вкуса и человеколюбия" (Древности 15: 292-8).
"Себастос" – это греческий эквивалент "Августа", и Ирода назвал отстроенный им город, который он получил в подарок от Августа, "Себасте" в честь своего патрона. Это название и сохранилось в названии арабской деревни, до сих пор расположенной на развалинах древнего города.
Монументальные ступени в храм Августа, построенный Иродом Великим:












Себасте была сожжена еврейскими повстанцами во время Великого Восстания (а именно, в 66 г. н. э.), но впоследствии была восстановлена, и достигла нового апогея своего расцвета в период правления императора Септимия Севера (193-211 гг. н. э.). Септимий Север восстановил храм Августа, построенный Иродом, и стадион. Этим периодом также датируется улица с колоннами (около 600 из которых сохранились), театр, форум, базилика и акведук.
Колоннада (сейчас тут прогуливаются толстые арабы и их противные бабы – все в шлёпанцах, с грязными ногами, а когда-то кросавчег Ирод тут свадьбу справлял). Да, кстати, могу сказать, что, судя по их ляжкам и животам, в оккупированной Палестине жрать хватает:




Когда-то здесь Цари Израиля, македонские бойцы и друзья Ирода двигали прогрессом, а теперь - козлы пасут баранов:






В Византийский период зародились традиции, в соответствии с которыми в Себастии находились могилы пророков Элиягу и Овадии, а также две пещеры, в которых Овадия (напарник Элиягу) спрятал сотню пророков Яхве от гнева Ахава и Изевель (Млахим Алеф 18: 4).
Вот одна из неплохо сохранившихся церквей (арабская надпись над входом гласит: "нету бога кроме аллаху", внутри церкви нарисован магендовид, так что мы не намного умнее):






Интересно, что каким то образом появилась традиция, идентифицирующая Себасте как место захоронения Иоанна Крестителя, который, в соответствии с Иосифом Флавием, был казнен в крепости Махеронт (Михвар), расположенной в Заиорданьи, к востоку от Мертвого Моря. Город начинает приходить в упадок в VI в. н. э., возможно вследствии землятресения 551 г. н. э. Средневековые путешественники упоминают Себасте как деревню.