Философская концепция конфуция. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Конфуцианство

Многие из нас наверно слышали про Конфуция и его мудрые изречения, но далеко не все знают, что есть целая религия, называемая конфуцианством, поэтому на этот раз мы рассмотрим Конфуцианство, его истоки, принципы, идеи и философию.

Более того, на самом деле миллиарды людей воспитаны на нравственных идеалах конфуцианства и около 2 тысяч лет это была основная религиозно – общественная система всего китайского общества.

Истоки и история Конфуцианства

Как уже понятно данное учение или религия связана с известнейшим китайским философом Конфуцием (551-479 года до нашей эры) и которое затем распространилось на Японию и Корею. Во многих странах его считают Великим Учителем или Кун-фу-цзы или Мудрец Кун.

Учение Конфуцианства иногда еще называют «Школой образованных людей », за его идеологию и способ мышления. Сам Конфуций родом из разорившейся семьи аристократов, много учился, и как он сам выражается «познал волю Неба ».

В ту пору создание устойчивого общества больше всего занимало умы обычных людей. Считается, что при жизни Конфуция не очень ценили. Его культ был создан уже после его смерти. Так на месте его смерти был создан алтарь, а впоследствии и храм для служения. Так же были построены и другие храмы во славу конфуцианству как религии по всему Китаю.

В более поздние времена китайские императоры даже возводят его в ранг покровителя Китая . Так Конфуций был обожествлен и возведен в ранг «Наставника Мудрости ». Люди часто делают культы из кого-то, кто сам себя не считает Богом, обычно для поддержания порядка в стране и управления людьми, хотя на тот период такой подход был вполне оправданным.

Принципы конфуцианства

В основной своей массе принципы конфуцианства основаны на нравственности и морали. Даже когда Конфуция спрашивали, почему он не интересуется религией, ритуалами и духами, он отвечал, что поскольку ведет нравственную жизнь, все остальное его не интересует и что он прав перед Небом.

По его мнению уже достаточно того, что соблюдаются моральные принципы. А ведь в ту пору была весьма распространенной вера в духов предков, и духов природы, и было множество ритуалов на эту тему.

Принципы морали Конфуций возлагает на каждого человека. Так по принципам конфуцианства в отношении родителей должно быть почитание, даже если с детьми сами родители плохо обращаются .

А в отношении службы на работе, должно быть в первую очередь чувство долга, а не выгоды .

Тоже в отношениях между людьми должна стоять на первом месте братская любовь и уважение . В отношении правителей к подчиненным должны соблюдаться честные отношения.

Данные принципы конечно в наше «не очень моральное» время звучат конечно странно, но полностью соответствуют таким мудрым учениям как Христианство, ведическая культура и прочим высокоморальным и духовным религиям.

Идеи Конфуцианства

Человеческая добродетель и моральное поведение составляет основную идею конфуцианства. В качестве главной добродетели выступает доброта и почтение старших.

Сыновняя почтительность, а также братская любовь – это основа добродетели и правильного поведения, как в кругу семьи, так и в обществе в целом.

И прежде всего человек должен стремиться к нравственности и учится быть добродетельным , а уже домашний уют и насыщение себя пищей должно отступать на второй план.

В отношении правления народом поведение также должно быть добродетельным и править надо честно, и чиновниками для управления соответственно нужно ставить лишь честных людей.

Приличному человеку не свойственен дух состязания, нужно вести себя скромно. Также одной из главных идей конфуцианства является человеколюбие или любовь . Что также совпадает со многими религиями.

И еще данное учение учит не искать выгоды в окружающем, а просто выполнять свой гражданский долг.

Философия Конфуцианства

Сам Конфуций стремился, чтобы как можно больше людей были образованными, грамотными и владели письмом и устной речью. Под словом образованность подразумевается, прежде всего, обучение нравственности и человеческой добродетели .

И конечно философия конфуцианства построена, прежде всего, на нравственности, а также преданности и искренности .

Здесь, если брать, например, искренность и честность, то эти принципы для китайских правителей были основополагающими. Так как именно они, по мнению Конфуция, позволили бы избежать многочисленных государственных переворотов, происходящих в Китае.

Согласно его учению Небо подарило человеку добрую природу, однако страсти омрачили ее и потому человеку нужно возвращаться к нравственности, чтобы она проявилась во всех его начинаниях.

Философия гуманизма в конфуцианстве ставит своей задачей победу над обычными человеческими страстями с помощью определенных правил поведения и возвращения к исконной добродетели , дарованной Небесами человеку.

Девять (заповедей) концепций Конфуция

Конфуций обозначил определенные нормы нравственности в виде девяти правил или концепций поведения человека в обычной жизни, что обычно в других религиях называют заповедями, так что можно их считать заповедями конфуцианства:

  • Смотря на что-либо, человек должен видеть все ясно, и знать, что делать, чтобы сохранить свою нравственность. Например, идя по улице, и увидев слепого нужно уважительно к нему отнестись. А если перед тобою родители, то будь к ним всегда почтителен. На службе же государственной — будь честен с тем, кем управляешь;
  • Слушая – услышь все правильно и отчетливо, и лишь после этого действуй;
  • Выражение лица всегда должно быть любезным;
  • Вести себя всегда необходимо почтительно;
  • Речь должна быть искренней;
  • По отношению к делам, выполняемым тобой, всегда будь внимательным;
  • Если в чем-то сомневаешься, спроси у другого;
  • Если гнев возникает, то думай о разрушительных последствиях его;
  • Когда существует возможность приобрести что-либо, подумай, а справедливо ли это будет.

Вывод Конфуций сказал:

«По натуре люди близки между собой,

Но по привычкам далеки».

В конфуцианстве признается единая природа всех людей, которая выражается добротой. Стремясь к доброте можно обрести ее полноту.

Хорошая ли религия конфуцианство?

Но с другой стороны, довольно тяжело дать однозначную оценку является ли конфуцианство хорошей религией или нет, так как в древнем Китае признавались ритуалы поклонения духам предков и для этого приносились в жертву животные.

Как-то китайский император отменил один из ритуалов, где в жертву приносили барана. И император спросил у Конфуция, правильно ли он поступил, на что тот ответил, что императору жалко барана, а ему жалко ритуала.

Так, что не все так просто было с конфуцианством, где за правило были не только нравственность, но и ритуалы с приношением в жертву животных, что уже само по себе по мнению многих людей и некоторых религий безнравственно.

Но в целом, конечно, нельзя не признать, что Конфуцианство внесло очень много позитивного в развитие китайского общества, да и всему миру в целом. И как сказал великий мудрец Конфуций: «Устремленность к человечности освобождает от всего дурного».

Так что в следовании моральным принципам естественно есть большая заслуга принципов идей и философии конфуцианства, единственным, но этой необычной религии можно назвать то что его развитие так и остановилось на моральных принципах, в то время как в большинстве других признанных мировых религий, моральное поведение это всего лишь середина учения и оно само собой подразумевается.

Так что изучайте Конфуция и его высокоморальное и без сомнения полезное учение, но не забывайте развиваться дальше, посещайте наш портал, где можно узнать и про другие полезные религиозно-философские системы мира. Например, рекомендуем почитать подробнее или , как довольно близкой по моральным принципам и культуре учению и многих других.

2.1 Что такое конфуцианство. Его письменные источники

Конфуцианство явилось прагматичным ответом на запросы окружающего мира. Оно пытается выработать ряд форм нравственного поведения, позволяющих людям достойно приспособиться к тому положению, в котором они оказываются. Посредством такого рода нравственного поведения человек затем пытается обрести понимание духовной природы самого окружающего мира.

Конфуцианство располагает рядом письменных источников, составляющих основу его верований. Прежде всего, к ним относят так называемые «пять канонов» (кит. “У цзин”). Некоторые из них, а возможно, и все, были написаны ещё до Конфуция. Среди них «Книга перемен» («Ицзин»), «Книга песен» («Ши цзин»), летопись «Вёсны и осени» («Чунь цю»), «Книга исторических писаний» («Шу цзин») и «Записки о правилах благопристойности» («Ли цзи»). Сюда присовокупят ещё так называемое «Четверокнижие» («Сы шу»), куда входят «Изречения» (Лунь юй), «Мэн-цзы» и 2 главы «Ли цзи» в качестве самостоятельных текстов: «Великое учение» («Да сюэ») и «Учение о середине» («Чжун юн»).

«Ицзин» была написана задолго до Конфуция, но он дал её толкование. Сама книга предлагает способы предсказания грядущих событий. Бросаются стебли растений или монеты, и на основе того, как они упали, строятся гексаграммы (фигуры из 6-и прерывистых и сплошных чёрточек). Книга истолковывает получившиеся образы, помогая людям решить неясные для них вопросы.

2.2 Социальный идеал Конфуция

В своей основе конфуцианство занято вопросами стабильности и целостности общества. Конфуций огромное внимание уделяет поведению людей. Он сконструировал некий эталон, объект для подражания (цзюнь-цзы). Этот высокоморальный эталон должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувство долга. Понятие гуманности (жень) трактовалось Конфуцием весьма широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Жень - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние, по мнению философа. Однако и одной гуманности недостаточно для настоящего цзюнь-цзы. Он должен был обладать чувством долга (и), продиктованным внутренней убеждённостью, что следует поступать так, а не иначе. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Обусловлено чувство долга никак не может быть расчётом. Здесь очень важны знания, и потому в понятие «и» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу и назначения на службу - всегда и во всём существовали фиксированные и обязательные для всех правила поведения.

2.3 Социальный порядок по Конфуцию

«Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником», т.е. пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, се будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из 2-ух основных категорий, верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения на верхи и низы должны служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций откровенно презирал, но только знания и добродетели, а точнее - степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы.

Плата за обучение была символическая - «связка сушёного мяса», т.е. всё казалось очень просто, но на деле обстояло гораздо сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа труднопреодолимой преградой - грамотностью, которая и определяла социальное положение и имущественный ценз человека на протяжении всей истории Китая. Удачливые выходцы из низов, овладев грамотой, могли сделать карьеру и оказаться наверху. Но в принципе это ничего не меняло: получив образование и конфуцианское воспитание, человек становился опорой того порядка, к неизменности которого призывало само учение.

Конечной и высшей целью управления провозглашались интересы народа.

2.4 Культ семьи и клана

Конфуций говорил, что лучше всего сплочения общества можно достичь посредством укрепления положения семьи и всяческого поощрения уважительного отношения к старикам и родителям.

Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далёких предков к отдалённым потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причём это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не стояла. Любовь - на гораздо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга. Любовь могла придти после брака, а могла и не придти. Мужчины из состоятельных семей могли компенсировать её отсутствие выбором себе наложниц по вкусу - этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному.

Постоянная тенденция к росту семьи.

2.5 Конфуцианское воспитание и образование

Начиная с эпохи Хань (она длилась с III в. До н.), конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привел к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями

2.6 Культ формы в конфуцианстве

По конфуцианским понятиям, очень важны церемониал, строгие нормы поведения, которые зачастую наносили урон чувству собственного достоинства человека (например, обычай уничижительного тона обеих сторон по отношению к себе).

Регламент сковывал возможности человека - воспитание помогало приспособиться, человек привыкал и исполнял церемониал автоматически. Но дело даже не в этом, а в том, что чем плотнее была сеть обязательного церемониала, чем больше человек приближался к состоянию автомата. Ни свободного волеизъявления, ни смелости и непосредственности в чувствах, ни стремления к гражданским правам - всё это замещалось, вытеснялось жёсткой тенденцией к конформизму, к полному и автоматическому соблюдению детально разработанной и веками апробированной формы.

2.7 Трансформация конфуцианства

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории Китая. Придя на службу, став чиновниками, взяв в свои руки управление страной с её сложившейся социальной структурой и мощным централизованным бюрократическим аппаратом, конфуцианские учёные стали по-иному относиться к собственной доктрине. В центре их внимания оказались теперь интересы сохранения и упрочения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Это означало, что на первый план в трансформированном в Хань конфуцианстве должны были выйти те положения учения и в таких формах, какие способствовали бы сохранению и неизменности принятых всеми порядков.

Если раннее конфуцианство, призывая учиться у древних, предполагало за каждым право самому размышлять. То теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и непреложности древних канонов и мудрецов, каждого их слова.

Такая жёсткая консервативная схема, в которую превратилось конфуцианство, была удобна для управления огромной империей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. Биография Конфуция

2. Учение Конфуция

а) Учение о человеке

б) Учение об обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун - Цю (Конфуций).

Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.

Конфуцианство - одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций - создатель нравственно-религиозного учения - оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни - политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией, в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации». По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.

Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, в частности изложенные в «Ши цзин». Однако в условиях широко распространившихся сомнений о небе в VIв. до. н.э. конфуцианцы и их главный представитель Конфуций делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.

Конфуций говорил, что «все первоначально предопределено судьбой и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить» («Мо-цзы», «Против конфуцианцев», ч.II). Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем».

Конфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного повелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами. Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает.

Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») - произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача Конфуция - гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» - дао.

1. Биография Конфуция

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя - вана давно ослабла. Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включала в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Жень - это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством - чувством долга. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде», - учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, «благородный человек».

Конфуций - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа, особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. до н.э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу - всегда и во всем существовали строго факсированые и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил - трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка, который хотел бы видеть в поднебесной:

«Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником», т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов - тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа “стеной иероглифов” - грамотность. Уже в Лицзы было специально оговорено, что церемониалы и обряды не имеют отношения к простонародью и что грубые телесные наказания не применяются к грамотным.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев - управителей он обойтись никак не может: «Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему».

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой, прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо - всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и - от имени неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора «сына неба» управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника - из центра Мира, Китая.

Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы, и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

2. Учение Конфуция

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо -- «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный -- подданным, отец -- отцом, сын -- сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

а) Учение о человеке

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

Распущенные.

Сдержанные.

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - «человечность». Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» - «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

«Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ».

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив».

Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями.

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т.д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: «Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей». Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.

б) Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок «ли» (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. «Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь». Благодаря «ли» Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.

Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.

Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности. конфуций китай конфуцианство государство

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в «идеальном» прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

Управляющие.

Управляемые.

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение, придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений, тем не менее очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя, прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества.

Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.

IV. Философский словарь

Философия (от фил. и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н.э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Конфуцианство - этико-философское учение, развитое в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

Государство, политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Общество, в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Человек, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексеев В.М. Китайская литература (Избранные труды) / М. - 1978.

А.Чанышев. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981.

«Древнекитайская философия», т. 1,2. М. - 1972.

Конфуций. Изречения. - М.: - 1992.

Л.С. Переломов Конфуцианство и легизм в политической истории Китая, Москва. - 1981.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба, М. - 1989.

Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность». М., 1993.

Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. В 12 томах: т. 6: Клейракъ-Лукьяновъ / Отв. ред. В.М.Карев, М.Н.Хитров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Конфуция, выдающегося философа Древнего Китая, заложившего основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Характеристика социального идеала Конфуция - "цзюнь-цзы" - гуманного человека.

    реферат , добавлен 22.06.2010

    Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Начальный этап конфуцианства. Главный элемент в учении Конфуция - концепция Жэнь (человечность), которая опирается на идеальные человеческие взаимоотношений в семье, обществе, в самом государстве. Благородный муж в Учении Конфуция, его качества.

    реферат , добавлен 27.11.2013

    Жизненный путь Конфуция, древнекитайского мыслителя, основателя конфуцианства - государственной религии Китая. Его философские убеждения. Государственный порядок в учении Великого учителя. Идеи социальной гармонии и воспитания человеческих характеров.

    реферат , добавлен 29.01.2014

    Древний мыслитель и философ Китая. Систематизация литературного наследия прошлого Ши-цзин (Книга Песен). Золотое правило этики Конфуция. Пять постоянств праведного человека. Главные духовные наследники Кун-цзы. Ортодоксальная интерпретация конфуцианства.

    презентация , добавлен 21.11.2013

    Основные принципы учений Будды, его четыре благородных истины, принципы существования, правила аскетики, отношение к земной жизни, а также концепция бесконечности перерождений. Сущность и цели учений Конфуция о человеке, обществе и идеальном государстве.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Исследование жизненного пути и философских взглядов Конфуция, которому принадлежит особая роль в формировании культурной традиции Древнего Китая. Социально-этическая доктрина: учение о человеколюбии и правилах нравственного поведения. Учение о ритуале.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Древнекитайское государство как типичная восточная деспотия с крайним социальным неравенством, абсолютной властью обожествляемого главы государства. Учение Конфуция – искусство управления государством. Высший нравственный императив и учение о двух дао.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Этико-политическое учения Конфуция. Основы учения Конфуция о государстве. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2002

    Основные жизненные этапы в биографии Конфуция. Описание в труде Конфуция "Беседы и суждения: трактат" философских мыслей, основ и учений Учителя, его учеников и деятелей Древнего Китая. Художественный стиль трактата, характеристика основных концепций.

Конфуцианство основные идеи и принципы древнекитайского учения изложены в этой статье

Конфуцианство основные идеи кратко

Основная цель конфуцианства — достижение состояния «благородного мужа». Данного состояния можно достичь путем тренировки нравственных высочайших качеств личности в себе. Это дано только тому человеку, который обладает навыками справедливости, гуманности и человеколюбия. Главное правило учения – делать для человека то, чего ты желаешь самому себе.

Тот, кто ступил на путь конфуцианства, должен относиться с почтением к своим родителям, «духовным родственникам». Согласно страна – это одна большая семья, наши «духовные родственники», к которым необходимо проявлять доброе отношение и любовь.

Также учение Конфуция основывалось на культурном воспитании, на строгих правилах поведения в обществе и этикета. «Благородный муж» является примером для всех и в обращении с женщинами всегда ведет себя почтительно.

Основные идеи конфуцианства сводятся к 5 чертам, которыми в идеале должен обладать человек:

  • Истинное отношение. Благородный муж существует в абсолютной гармонии с людьми. Знатоки философии часто определяют такое отношение как самоконтроль и высокую самодисциплину.
  • Истинное поведение . Человек, изучающий конфуцианство знает нормы этикета и ежедневно применяет в своей жизни. Благородный муж знает все необходимые правила и традиции, которые касаются почитания и уважения своих предков. Если человек не обладает истинным отношением, то истинное поведение не имеет никакого смысла.
  • Истинное знание. Достойный человек высокообразованный: знает историю своей страны, знаком с творчеством китайских композиторов и классических поэтов, разбирается в юриспруденции. Конфуций был уверен, что те знания, которые нельзя применить в жизни являются бесполезным грузом. И чтобы достичь истинного знания нужно развивать в себе истинное отношение и истинное поведение.
  • Истинное состояние духа. Благородный человек остается верным своим идеалам, самому себе и справедлив по отношению к другим. Его действия и поступки улучшают жизнь общества.
  • Истинное постоянство. Когда человек развил в себе все вышеупомянутые черты, то уже отступать назад он не имеет никакого права. Это и есть особенность характера – постоянство.

Основная идея построения общества согласно конфуцианству — это достижение гармонии в нем. Этого можно достичь, если придерживаться 5 философских типов взаимоотношений между людьми, которые выделил Конфуций:

  1. Почтительные отношения между родителями и детьми.
  2. Благожелательное и доброе отношение между детьми, которое выражается в том, что младшие помогают старшим, а старшие наставляют младших.
  3. Почитание женой мужа своего, уважительное отношение мужа к своей жене.
  4. Доброта в отношениях между людьми.
  5. Правитель должен уважительно относиться к своим подчиненным, а подчиненные должны почитать правителя.

Также для построения конфуцианского общества необходимо придерживаться социального равенства. Вышеупомянутые правила и нормы способствуют социальному взаимодействию в социуме. Главный посыл в том, что каждый человек должен заниматься своим делом.

Основной целью древнекитайского учения конфуцианства является достижение особого состояния духа – состояния «благородного мужа».

Это состояние достигается путем тренировки в себе высочайших нравственных качеств личности. Достичь состояния благородного мужа может только человек, обладающий такими навыками, как гуманность, человеколюбие и справедливость. Главное правило конфуцианства заключается в том, чтобы делать для людей то, чего желаешь самому себе.

Все эти качества основываются на трех чертах личности: мудрость, смелость, человеколюбие.

Человек, идущий по пути конфуцианства должен почтительно относиться к своим родителям в частности и своим «духовным родственникам» в более глобальном смысле, ведь Конфуций не раз говорил – страна является одной большой семьей. Это и означает любовь и доброе отношение ко всем людям.

Учение Конфуция также основано на сильном культурном воспитании, в частности на строгих правилах этикета и поведения в обществе. Благородный муж должен быть примером для других и почтительно обращаться с женщинами.

Человек в разрезе конфуцианской философии

Человек в конфуцианском мире считается частью общества, а не отдельной единицей мироздания. Жизнь отдельного члена общества должна гармонировать с жизнью всего общества в целом. Когда человек познает методы гармоничного существования в обществе, ему становятся доступны способы гармоничного сосуществования с миром и природой.

Конфуций выработал для своего учения ряд правил, основой для которых послужили древние традиционные правила китайских общин.

В своде конфуцианских правил жизни упомянуты все аспекты жизни, начиная от отдыха в свободную минуту и до ритуалов поклонения и памяти предков. При этом, каждое жизненное правило описано очень конкретно, дабы исключить даже малейшее отступление ученика от норм.

Только выполняя все правила, человек мог показать миру свое желание стать образцом. По сути, правила описывают эталон идеального, духовно и культурно развитого человека.

Основные идеи конфуцианства кратко сводятся к пяти главным чертам, которыми должен был обладать каждый человек:

— Истинное отношение – Благородный муж должен существовать в гармонии с другими людьми. Часто знатоки философии определяют истинное отношение, как высокую самодисциплину и самоконтроль.

— Истинное поведение – Идеальный член общества знает все нормы этикета и применяет их ежедневно в своей жизни. Он знаком со всеми необходимыми традициями и правилами, касающимися уважения и почитания своих предков. Истинное поведение не имеет смысла, если человек не владеет истинным отношением.

— Истинное знание – Каждый достойный человек имеет высокое образование. Он знаком с творчеством классических китайских поэтов и композиторов, помнит всю историю своей страны и разбирается в юридических нормах жизни.

Конфуций утверждал, что знания, которые не применяются в жизни – бесполезный груз. Поэтому для воспитания истинного знания необходимо развивать и предыдущие две черты характера.

— Истинное состояние духа. Человек всегда должен оставаться верным себе и своим идеалам, а также быть справедливым по отношению к другим людям. Все его поступки и действия направлены на улучшение жизни общества.

— Истинное постоянство. Развив в себе все ранее упомянутые черты, человек не имеет права отступать назад. В этом и заключается пятая особенность характера – постоянство.

Отношения в конфуцианском мире

Конфуций выделял в своей философии пять основных типов взаимоотношений между людьми, которые плотно взаимосвязаны между собой:

  1. Почтение между детьми и родителями;
  2. Доброе и благожелательное отношение между детьми: старшие мягко наставляют младших, младшие благодарно помогают старшим;
  3. Уважительное отношение мужа к своей жене и почитание женой своего мужа;
  4. Доброта в отношениях молодых людей к более зрелым членам общества и благосклонное наставничество старших над младшими;
  5. Уважительное отношение правителей к своим подчиненным и почитание подчиненными своего правителя.

Такой подход способствовал установлению уже упомянутого человеколюбия у каждого члена общества, независимо от занимаемого социального положения или возраста.

Издревле в Китае почитание предков считается обязанностью каждого гражданина. Это настоящий культ предков. И именно он лежит в основе каждого из перечисленных типов взаимоотношений.

Социальное равенство в конфуцианском обществе

Конфуцианские правила поведения, упомянутые ранее, включают в себя и нормы социального взаимодействия.

Данные нормы заключаются в том, что каждый должен заниматься своим делом. Не должно рыбаку управлять государством, а правителю империи – ловить рыбу.

И здесь действует уже известный нам принцип уважительного отношения между родителями и детьми. Именно в нем заложены кратко идеи конфуцианства Родители являются в данном случае наставниками, чье мнение равноценно закону. Их задача – указать молодому человеку на его место в обществе и следить, чтобы он выполнял свои функции качественно.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)