Федеральные округа рф и их состав. Сколько в России федеральных округов? Список и состав федеральных округов России

Федеральные округа, представляющие собой в РФ по сути разновидность так называемых специальных округов, довольно хорошо известны в мировой практике федеративных государств. 5 Целью создания специальных округов является обеспечение эффективного управления в той или иной отрасли и решения задач, которые либо совсем не входят в компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации, либо должны решаться на межрегиональном уровне. При этом органы и отдельные должностные лица в специальных округах обычно реализуют технико-исполнительные функции.

Цель и нормативно-правовые основы создания федеральных округов в современной России.

Полномочие Президента РФ по назначению и освобождению от должности его полномочных представителей закреплено в Конституции РФ 1993 г. (п. "к" ст. 83). Указанное конституционное положение закладывает фундамент для назначения Президентом вообще любых своих представителей, причем глава государства активно пользуется данным полномочием. На практике Президент назначает представителей в иные органы государственной власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Конституционный Суд и пр.), специальных представителей по какой-либо проблеме (например, для переговоров с Европейским союзом по Калининградской области) и полномочных представителей в федеральные округа.

Федеральные округа образованы в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". В данном Указе не названы причины, побудившие реорганизовать всю систему представителей Президента на местах (раньше полномочные представители Президента назначались в субъекты РФ) и создать федеральные округа, а содержится стандартная фраза: "В целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений..." Вместе с тем многие из этих причин, вытекающих из указанной цели, вполне очевидны:

1. В частности, за пределами столицы, в ряде случаев на весьма отдаленном от нее расстоянии, имеются объекты, находящиеся в федеральной собственности. Нельзя сказать, чтобы они были бесхозными, но в лучшем случае ими управляли отдельные ведомства. Однако известно, что ведомственный интерес далеко не всегда совпадает с общегосударственным.

2. Помимо этого на рубеже XX-XXI столетий обострилась проблема приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством по вопросам совместного ведения России и субъектов РФ. Однако во многих случаях противоречия коренятся не столько в принципиальной позиции органов государственной власти субъектов РФ, сколько в недостаточной экспертной проработке проектов законодательных актов, в отсутствии возможности провести консультации с соответствующими федеральными органами власти еще на стадии подготовки законопроектов.

Понятие федерального округа. В России федеральный округ представляет собой территорию, охватывающую площадь нескольких субъектов РФ, в рамках которой действует полномочный представитель Президента РФ. Всего на территории РФ образовано семь федеральных округов.

При этом федеральные округа не представляют собой административных единиц, но только дают территориальную "привязку" для деятельности полномочных представителей. Фактически Указ от 13 мая 2000 г. лишь расширил территориальные границы функционирования каждого из полномочных представителей Президента РФ: до принятия Указа полномочный представитель действовал в пределах одного субъекта РФ, в результате же принятия Указа пределы расширились до нескольких субъектов Федерации.

Полномочные представители являются должностными лицами, обеспечивающими исполнение Президентом РФ своих конституционных полномочий, а помимо такой обеспечивающей деятельности каких-либо самостоятельных полномочий представители не имеют. Функции полномочных представителей в федеральных округах. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. (раздел II) следующим образом определяет основные задачи полномочного представителя: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

В целом функции, которыми наделен, согласно Указу, полномочный представитель, соответствуют поставленным в том же указе перед таким представителем главным задачам его деятельности. Вместе с тем некоторые функции выходят за рамки наблюдения и контроля. Так, полномочный представитель вправе и даже обязан организовывать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; разрабатывать совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

Следует отметить, что все полномочные представители приняли участие в мероприятиях по анализу законодательства субъектов РФ на предмет обнаружения противоречий с федеральным законодательством, с тем, чтобы в дальнейшем законодательство субъектов РФ было приведено в соответствие с федеральным законодательством.

В то же время некоторые полномочные представители в своих действиях иногда выходили за рамки, установленные Указом от 13 мая 2000 г. Так, в отдельных случаях полномочные представители открыто высказывались в поддержку того или иного кандидата на выборах в органы государственной власти в субъектах РФ. При этом в настоящее время должности полномочных представителей Президента РФ рассматриваются как важные политические посты.

Название округа

Площадь (км²)

Население (на 01.01.2009)

Субъектов РФ

Административный центр

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Ростов-на-Дону

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ

Хабаровск

Сибирский федеральный округ

Новосибирск

Уральский федеральный округ

Екатеринбург

Приволжский федеральный округ

Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ

Пятигорск


В современных условиях участие в мировом хозяйстве и международном географическом разделении груда возможно не только на государственном уровне. Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно заключать соглашения с другими странами и регионами мира. Такой опыт уже есть у Дальневосточного федерального округа, который активно интегрируется в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особое место во внешнеторговых связях Белоруссии занимают российские регионы. Подписаны и действуют соглашения и договоры с 60 субъектами Российской Федерации! Основными торговыми партнерами являются Москва (34 % товарооборота между Россией и Белоруссией), Тюменская область, Санкт-Петербург, Московская область.

В этой связи необходимо знать не только специализацию России в мировом хозяйстве, но и специализацию ее отдельных регионов. Рассмотрим географическую специфику регионов России в пределах федеральных округов, которые были организованы Указом Президента России от 13 мая 2000 г. в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти. В результате все субъекты РФ были сгруппированы в семь федеральных округов (рис. 32). В каждый из них назначены полномочные представители Президента России.

Рис. 32. Административно-территориальное деление РФ. Федеральные округа

Список субъектов Российской Федерации по федеральным округам и их центры

1. Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область. Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область. Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Центр федерального округа — г. Москва.

2. Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.

3. Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону.

4. Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Пермский край.

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород.

5. Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Екатеринбург.

6. Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область. Омская область. Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Новосибирск.

7. Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Хабаровск.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ

(гуманитарный)

Экономический факультет

По дисциплине «ЭКОНОМИКА РОССИИ»

Тема: «Федеральные округа Российской Федерации»

Выполнила:

Купцова И. В.

Краснодар 2006 г


1. Центральный федеральный округ

2. Северо-Западный федеральный округ

3. Южный федеральный округ

4. Приволжский федеральный округ

5. Уральский федеральный округ

6. Сибирский федеральный округ

7. Дальневосточный федеральный округ


1. Центральный федеральный округ

Территория - 653 тыс. км2. Население - 37,1 млн. чел.

Федеральный центр - Москва.

Территориальный состав : Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва - 18 субъектов;

Федеральный округ в % от России: территория - 3,8; население - 25,6;

валовой региональный продукт - 28,0; промышленная продукция - 20,2; сельскохозяйственная продукция - 24,3.

Условия для развития хозяйства. Выгодное в недалеком прошлом экономико-географическое положение в центре европейской части страны после распада Советского Союза заметно ухудшилось: оно приобрело черты периферийности.

Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а положительной стороной - соседство с самым крупным по промышленному потенциалу Приволжским федеральным округом, крупным ресурсным районом - европейским севером, а также с важными внешнеэкономическими партнерами - Украиной и Белоруссией.

Полезными ископаемыми округ беден. Исключение составляют железные руды, по запасам которых он занимает лидирующее положение в стране, и массивы черноземных почв.

Важными предпосылками экономического развития также являются:

* уже созданный крупный экономический потенциал с полифункциональной отраслевой структурой;

* самая мощная в стране научная база;

* развитая сеть учреждений среднего специального высшего образования;

* наличие на территории округа столицы РФ.

Население . Наиболее освоенный и заселенный округ России.

Средняя плотность населения - 57 человек на км2.

Самый высокоурбанизированный округ. Хотя по доле городского населения - 80% - он уступает Северо-Западу, однако и по степени концентрации горожан в крупных и крупнейших городах и в городских агломерациях ему нет равных во всей стране. Здесь расположена столица и самый крупный в России город - Москва с населением 8631 тыс. человек (2000 г.), а вся Московская агломерация насчитывает 12 млн. жителей.

Еще две городские агломерации - Тульско-Новомосковская и Брянско-Людиновская насчитывают более 1 млн. каждая.

ЦФР самый однородный по этническому составу в стране, русские составляют 97% в общей численности населения. Из других этносов выделяются украинцы и белорусы.

Отрасли хозяйственной специализации :

* машиностроение;

* черная металлургия;

* легкая промышленность;

* сахарная промышленность;

* маслобойная промышленность;

* молочное животноводство;

* картофелеводство;

* овощеводство;

* выращивание технических культур (сахарной свеклы, подсолнечника, льна-долгунца);

* наука, научное обслуживание, высшее образование;

* банковско-финансовая деятельность.

Машиностроение - самая крупная отрасль промышленной специализации ЦФО. Ее отличает широкая номенклатура выпускаемой продукции. Вместе с тем, здесь намного выше, чем в других регионах страны, доля технически сложной, наукоемкой продукции, ориентирующейся на использование квалифицированного и высококвалифицированного труда. Наибольшее развитие получило транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, железнодорожное и автомобилестроение). Предприятия авиакосмической промышленности в основном расположены в Москве и Подмосковье, а также в Рыбинске; автомобилестроения - в Москве, Подмосковье, Ярославле, Брянске, Владимире; железнодорожного машиностроения - в Твери, Брянске, Подмосковье.

ЦФО - ведущий в России регион точного и сложного машиностроения (электроника, приборостроение, инструментальное производство и др.). Предприятия точного и сложного машиностроения концентрируются в Москве, Подмосковье, а также в областных центрах и крупных городах.

Черная металлургия. На территории ЦФО размещается вторая по значению и масштабам производства база черной металлургии страны: первое место в России по добыче железной руды, второе - по выплавке чугуна, стали и производству проката, третье - по выплавке ферросплавов. Железорудная промышленность, основные объемы производства чугуна, стали и проката тяготеют к южной части округа (Белгородская, Курская и Липецкие области). В центральных и северных районах округа преобладает передельная металлургия, главным образом выплавка качественных сталей и производство проката в металлургических цехах машиностроительных заводов.

Крупнейшие предприятия отрасли: Лебединский и Стойленский горнообогатительные комбинаты, Яковлевский рудник, Новолипецкий и Старооскольский металлургические комбинаты, металлургические заводы Тулы, подмосковный завод «Электросталь», Орловский сталепрокатный завод.

Легкая промышленность . ЦФО - родина отечественной легкой промышленности. По большинству видов продукции отрасли он занимает ведущие позиции в стране. Здесь производится около половины всех отечественных тканей, одна треть обуви и швейно-трикотажных изделий. Наибольшая концентрация предприятий легкой промышленности наблюдается в центральных и северных областях округа, особенно в междуречье Оки и Волги. Крупнейшие центры отрасли - Москва и города Подмосковья, Иваново, Кострома, Владимир, Ярославль, Тверь, Смоленск, Калуга.

Сахарная и маслобойная промышленность концентрируются в южной части округа (Белгородская, Курская, Воронежская, Тамбовская и в меньшей степени Липецкая области), где они приурочены к основным ареалам возделывания сахарной свеклы и подсолнечника. ЦФО - основной производитель свекловичного сахара в России, а по площади посевов, сбору семян подсолнечника и производству растительного масла он занимает второе место в стране после Южного федерального округа.

Льноводство . ЦФО - главный район льноводства России, он дает большую часть сбора отечественного льна-долгунца. Основной ареал возделывания этой культуры - северная часть округа (Смоленская, Тверская, Калужская, Ярославская, Костромская, Владимирская, Ивановская и в меньшей степени Московская, Рязанская, Брянская и Тульская области).

Скотоводство молочного направления - основная отрасль животноводческой специализации округа, ее доля в производстве молока в стране превышает четверть. Молочное направление скотоводства возрастает по мере продвижения с юга на север, где лучшая обеспеченность сочными кормами.

Картофелеводство и овощеводство развито повсеместно. Однако густота их посевов возрастает в пригородных зонах. Особенно велика роль в производстве картофеля и овощей Московской области и пограничных с ней административных районов соседних областей. Округ занимает первое место в России по общему объему сбора картофеля, а по производству овощей делит первое и второе места с ЮФО.

Высшее образование, наука и научное обслуживание, кредитно-финансовая деятельность. ЦФО в последние годы существенно усилил свою роль в общероссийской системе территориального разделения труда в сфере кредитно-финансовой деятельности. Меньше, чем в других регионах, здесь пострадали в 90-е гг. высшее образование, наука и научное обслуживание. Отличительная черта географии этих отраслей - их чрезвычайно высокая территориальная концентрация в Москве и Подмосковье.

Внутрирегионалъные различия . На территории округа выделяются два района - Центральный и Центрально-Черноземный.

Центральный - высокоиндустриальный район с развитыми машиностроением и легкой промышленностью, с крупнейшими в России центрами высшего образования, науки и научного обслуживания, развитой банковско-финансовой сферой.

Центрально-Черноземный район специализируется на черной металлургии и отраслях АПК. В этом районе на базе черной металлургии формируется ТПК Курской магнитной аномалии. Основу специализации ТПК составляют: добыча и обогащение железной руды; производство железорудного концентрата; выплавка чугуна, стали; производство проката.

Обилие металла повлияло на развитие тяжелого металлоемкого машиностроения и метизного производства, прежде всего горно-шахтного и металлургического оборудования, необходимого самим железорудным металлургическим предприятиям комплекса. Использование вскрышных пород железорудных карьеров, главным образом известняка, создало благоприятные условия для развития промышленности минерально-строительных материалов. Эта отрасль также использует шлаки металлургического производства. Улавливание сернистых газов на металлургических заводах обусловило развитие сернокислотного производства и целого ряда сернокислотоемких производств химической промышленности, в частности, фосфорных удобрений, необходимых сельскому хозяйству Центрального Черноземья.

Серьезно сдерживают дальнейшее развитие черной металлургии ТПК КМА:

* отсутствие собственных топливно-энергетических ресурсов;

* ограниченные условия водоснабжения;

* экологическая обстановка в районах железорудных карьеров и металлургических заводов.

В этих условиях перспективы развития металлургического передела в ТПК КМА во многом связаны с методом прямого восстановления железа из руды химическим способом, минуя стадию производства чугуна, с последующей выплавкой электростали. Подобный металлургический процесс с успехом апробирован на Старооскольском металлургическом комбинате. Он не требует кокса и менее водоемок, чем обычный процесс выплавки стали из чугуна. Последнее особенно важно в условиях топливно- и вододефицитного юга ЦФО.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


За последние двадцать пять лет наша страна пережила массу потрясений, непосредственно сказавшихся на ее дальнейшем будущем. Первое из них - это крушение СССР, которое означало слом всей системы государственного управления, затем формирование новой страны - Российской Федерации.

Административная проблема

Россия всегда была огромным территориальным образованием, эффективное управление которым представляет определенные трудности. Российская империя держалась за счет самодержавной власти императора, который с аппаратом бюрократии контролировал даже мельчайшие процессы, именно с огромным масштабом страны связаны довольно частые реформы управления регионами. Первый раз это произошло в правление Петра Великого, который разделил всю территорию страны на губернии во главе с губернаторами, при этом главы регионов также были подотчетны особым коллегиям, таким образом царь пытался ввести трехстепенную систему управления государством. Однако некоторые области были по территории равны некоторым европейским странам, поэтому было дополнительно произведено разделение на большее количество губерний. В целом реформа в некой степени упорядочила управление, и центр получил возможность более оперативного контроля над отдаленными регионами. Однако все еще не было четкого соподчинения.

Исторический опыт

Исправляя ситуацию, императрица проводит новую реформу. В 1775 году последовал указ о разделении России на 51 губернию, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе, как и раньше, находился губернатор, а вот далее были произведены значительные изменения. Для контроля вводится пост генерал-губернатора, который под своим началом объединял несколько областей, всего с 1775-го по 1917-й было создано 20 генерал-губернаторств и особая административно-территориальная единица - Кавказское наместничество. Как видим, такая система очень напоминает федеральные округа Росси, состав которых также неоднократно изменялся. Правительство Екатерины II сделало это с целью усилить надзор над местными властями, поставить под контроль действия губернаторов и снизить вероятность народных выступлений и недовольства. Действительно, это позволило в значительной мере повысить эффективность административно-бюрократического аппарата.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в управление страной. Большевики первоначально дали окраинам и отдаленным территориям значительную власть. Что впоследствии привело даже к свержению советской власти в некоторых регионах. Осознав свою ошибку, СНК быстро стал менять тактику и стратегию управленческого устройства. При формировании СССР были заявлены федералистские принципы организации государства, но на самом деле всю власть контролировали партийные чиновники, и если провести аналогию с Российской империей, то станет ясно, что суть не поменялась. А изменилось только название. Так, вместо губернаторов и прочих областных администраторов вводились разного уровня партийные секретари, которые поддерживали железную дисциплину во вверенных им «вотчинах». Степень централизации в советский период достигла своего апогея и по своему уровню была гораздо выше имперской.

Сколько в России федеральных округов?

Крах СССР и последующий «парад суверенитетов» поставил РФ практически на грань распада. Многие части государства вводили свое законодательство, которое шло вразрез с федеральным, управляемость регионов из столицы была практически нулевой. В этой ситуации президент РФ В. В. Путин решил возродить межрегиональное управление с четкой и жесткой схемой соподчинения. В мае 2000 года последовал указ президента «О федеральных округах». Всего было создано 7 единиц. Вот сколько в России федеральных округов было первоначально. Границы были взяты по аналогии с делением управлений Генеральной прокуратуры РФ. Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество федеральных округов в России изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. этих изменений представлена широким спектром федеральных законов. Назначение на должность в федеральном округе производит глава государства.

Политические причины изменений и нормативная база

А сколько в России федеральных округов на данный момент, учитывая последние трансформации (в частности из состава был выделен Северо-Кавказский ФО)? В марте 2014 года в связи с политическим событиями в Украине и референдумом в Крыму был образован еще один ФО. Таким образом, можно сказать, что всего насчитывается 9 федеральных округов, отвечая на вопрос о том, сколько в России федеральных округов. Создание такой системы власти позволило укрепить контроль федерального центра над регионами, не нарушая основных принципов асимметричной федерации, коей РФ является по Конституции. Законодательная база субъектов России была приведена в полное соответствие с федеральным правом. Федеральные округа России на карте страны выделены разным цветом, что позволяет быстро разобраться, где какой округ, и какие регионы входят в данную административно-территориальную единицу.

Окончательная картина административно-территориального устройства РФ

Мы уже разобрались с количеством ФО, а теперь разберемся, какие федеральные округа в России существуют. И вот как это выглядит:

  • Центральный ФО (г. Москва).
  • Северо-Западный ФО (г. Санкт-Петербург).
  • Южный ФО (г. Ростов-на-Дону).
  • Северо-Кавказский ФО (г. Пятигорск).
  • Дальневосточный ФО (г. Хабаровск).
  • Сибирский ФО (г. Новосибирск).
  • Уральский ФО (г. Екатеринбург).
  • Приволжский ФО (г. Нижний Новгород).
  • Крымский ФО (г. Симферополь).

Все эти подразделения подчиняются полномочному представителю который, в свою очередь, напрямую подчинен президенту РФ. В сферу его компетенции входят надзорно-контрольные функции, для чего был создан аппарат, состоящий в разных округах из варьируемых по численности управлений. На сегодня можно сказать, что федеральные округа России (состав этих единиц) соответствуют заявленным властью потребностям.