«Союз русских людей». «Русская монархическая партия»

Русская монархическая партия (РМП), одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В.А. Грингмутом .

Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февраля 1905. В марте - начале апреля он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах. 24 апр. 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП). Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сент. 6 окт. на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 окт., прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 ноября были приняты решения: заключить тесный союз с др. патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие.

Результатом объединительной деятельности стало создание Всенародного Русского Союза, объединившего все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.). А 1 дек. 1905 состоялся Высочайший прием депутации от правых организаций, во время которого с приветственным и ободрительным словом к Императору Николаю II от имени русских монархистов обратился основатель РМП В. А. Грингмут. После того, как 6 дек. появилось обращение, зовущее к открытому бунту, по инициативе Грингмута на Красной площади состоялось всенародное моление за Царя и Родину. Несмотря на неприкрытый революционный террор, в назначенный час к центру города пришли многие тысячи православных русских людей, которые во главе с архипастырями молились Богу об умирении Отечества.

В 1906 началась планомерная работа по организационному и идейному обеспечению деятельности РМП. Было открыто несколько отделов партии: 5 марта - в Егорьевске, 6 марта - в Богородске, 10 марта - в Павловском Посаде, 11 мая - в Бронницах, 19 июня - в Иваново-Вознесенске, 29 июня - в Рязани. Появилось также и 3 отдела в самой Москве: Дорогомиловский, Лефортовский и Басманный. В др. городах начали возникать партии с аналогичным названием (самая известная - в Киеве), но они организационно не были связаны с московской РМП. С 5 февр. по 17 дек. 1906 состоялось 11 собраний РМП, наиболее важными из них были собрания 26 февр., 9 июля и 8 авг. 26 февр. на 2-м общем собрании с обстоятельным докладом выступил председатель партии В. А. Грингмут: он прочитал текст ответа Государя на телеграмму РМП, принятую на первом общем собрании 5 февр.; рассказал об итогах 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8-12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания); дал разъяснение о подготовке к выборам в Государственную Думу; проинформировал о деятельности провинциальных отделов. Отдельную речь произнес Грингмут об историческом значении Царских слов, сказанных депутации монархистов Иваново-Вознесенска «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Собрание, пропев народный гимн «Боже, Царя храни», заслушало специальное воззвание «Православные люди, радуйтесь», составленное К. П. Степановым, а также приняло решение избрать слова Государя девизом для нагрудного знака монархиста. На собрании с речами также выступили В. Г. Орлов, Л. В. Геника, К. Н. Пасхалов, Л. Н. Бобров, А. С. Шмаков, Б. В. Назаревский и др. 8 июля 1906 в день Казанской иконы Божией Матери Император Николай II распустил революционную Государственную Думу. Монархисты, давно чаявшие этого, на следующий день провели собрание, на котором приняли решение поднести к образу Богородицы в Казанском соборе серебряно-вызолоченную с эмалью лампаду, украшенную драгоценными камнями с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память 8 июля 1906». Роспуск Думы обрадовал монархистов, однако вскоре появились слухи, что правительство ведет закулисные переговоры с представителями либеральных партий. Эти слухи, а также общая нестабильная ситуация в стране побудили РМП направить Всеподданнейший адрес Государю, принятый общим собранием 8 авг. В адресе выражалась надежда, что распущенная Государственная Дума будет теперь навсегда упразднена. При этом, не ставя никаких условий и выражая полное повиновение Царской воле, члены РМП предлагали по крайней мере изменить избирательное законодательство: «Если же Ты, Великий Государь, решил еще продолжить опыт с Государственною Думою, то мы исполним Твою Волю и приложим все старания к достижению возможно лучших результатов на предстоящих выборах; но таких результатов мы ни в каком случае не достигнем, если выборы будут происходить на основании прежних избирательных законов и в особенности, если в них будут принимать участие евреи». Однако, избирательный закон был изменен только после опыта со II Думой.

Адрес заканчивался призывом-мольбой к Монарху: «Родимый Ты наш Кормилец, внемли воплю русской души, сними, наконец, путы с русского духа, дай Русским людям возможность жить по-русски с Неограниченным Самодержавным Царем во главе, и тогда народ Твой богатырь встанет во весь свой рост, вздохнет всею грудью и, уповая на милость Божию, пока-жет своим изменникам и другим народам, что рано они собрались петь по нас панихиду. Прости, Великий Государь, за наши слезы, - сил нет переносить наше унижение и наши страдания». В 1906 в качестве своего рода диспут-клуба при РМП начало функционировать Русское Монархическое Собрание, которое призвано было обсуждать программно-теоретические вопросы монархического движения. Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В. А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в «Московских ведомостях». В к. 1905 (н. 1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении - через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, - считал Грингмут, - поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в др. сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав - важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности.

У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета «Московские ведомости» и т. д. В целях противодействия образованию внутри партии фракций специально оговаривалось, что «принцип оспаривания основных положений не допускается», кто не согласен хотя бы с одним из них, в партию не вступает или исключается из нее.

В1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил. 18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н. Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв. 1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний). 15 апр. была торжественно освящена хоругвь РМП, которую исполнил известный иконописец, поставщик Высочайшего Двора В. П. Гурьянов при содействии проф. живописи В. М. Васнецова и инокинь Иоанновского монастыря. Хоругвь представляла собой несколько видоизмененную копию знамени кн. Д. И. Пожарского, чем подчеркивалась преемственность служения монархистов Богу, Царю и Отечеству.

Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В. А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП. Ряд проектов председатель партии обеспечивал лично своим высочайшим авторитетом, влиянием в высших сферах и просто необходимым уровнем компетентности по целому ряду вопросов. Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот. И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз.

Десятилетие основания РМП как ввиду войны, так и ввиду расколов в монархическом движении, широко не отмечалось, откликнулись только «Московские ведомости», опубликовавшие 24 апр. 1915 редакционную статью, посвященную юбилею.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Литература:

Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Монография. Киев, 2006;

Русская Монархическая партия. М., 1906;

Собрание статей Владимира Андреевича Грингмуга. Вып. III и IV. М., 1910;

Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности. М., 1913;

Русская Монархическая партия // Московские ведомости. 1915. № 93.

одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В. А. Грингмутом. Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февр. 1905. В марте - нач. апр. он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах.

24 апр. 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП).

Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сент. 6 окт. на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 окт., прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 нояб. были приняты решения: заключить тесный союз с др. патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие. Результатом объединительной деятельности стало создание Всенародного Русского Союза, объединившего все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.). А 1 дек. 1905 состоялся Высочайший прием депутации от правых организаций, во время которого с приветственным и ободрительным словом к Императору Николаю II от имени русских монархистов обратился основатель РМП В. А. Грингмут. После того, как 6 дек. появилось обращение, зовущее к открытому бунту, по инициативе Грингмута на Красной площади состоялось всенародное моление за Царя и Родину. Несмотря на неприкрытый революционный террор, в назначенный час к центру города пришли многие тысячи православных русских людей, которые во главе с архипастырями молились Богу об умирении Отечества. В 1906 началась планомерная работа по организационному и идейному обеспечению деятельности РМП. Было открыто несколько отделов партии: 5 марта - в Егорьевске, 6 марта - в Богородске, 10 марта - в Павловском Посаде, 11 мая - в Бронницах, 19 июня - в ИвановоВознесенске, 29 июня - в Рязани. Появилось также и 3 отдела в самой Москве: Дорогомиловский, Лефортовский и Басманный. В др. городах начали возникать партии с аналогичным названием (самая известная - в Киеве), но они организационно не были связаны с московской РМП. С 5 февр. по 17 дек. 1906 состоялось 11 собраний РМП, наиболее важными из них были собрания 26 февр., 9 июля и 8 авг. 26 февр. на 2-м общем собрании с обстоятельным докладом выступил председатель партии В. А. Грингмут: он прочитал текст ответа Государя на телеграмму РМП, принятую на первом общем собрании 5 февр.; рассказал об итогах 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8–12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания); дал разъяснение о подготовке к выборам в Государственную Думу; проинформировал о деятельности провинциальных отделов. Отдельную речь произнес Грингмут об историческом значении Царских слов, сказанных депутации монархистов Иваново-Вознесенска «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Собрание, пропев народный гимн «Боже, Царя храни», заслушало специальное воззвание «Православные люди, радуйтесь», составленное К. П. Степановым, а также приняло решение избрать слова Государя девизом для нагрудного знака монархиста. На собрании с речами также выступили В. Г. Орлов, Л. В. Геника, К. Н. Пасхалов, Л. Н. Бобров, А. С. Шмаков, Б. В. Назаревский и др. 8 июля 1906 в день Казанской иконы Божией Матери Император Николай II распустил революционную Государственную Думу.

Монархисты, давно чаявшие этого, на следующий день провели собрание, на котором приняли решение поднести к образу Богородицы в Казанском соборе серебряно-вызолоченную с эмалью лампаду, украшенную драгоценными камнями с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память 8 июля 1906». Роспуск Думы обрадовал монархистов, однако вскоре появились слухи, что правительство ведет закулисные переговоры с представителями либеральных партий. Эти слухи, а также общая нестабильная ситуация в стране побудили РМП направить Всеподданнейший адрес Государю, принятый общим собранием 8 авг. В адресе выражалась надежда, что распущенная Государственная Дума будет теперь навсегда упразднена. При этом, не ставя никаких условий и выражая полное повиновение Царской воле, члены РМП предлагали по крайней мере изменить избирательное законодательство: «Если же Ты, Великий Государь, решил еще продолжить опыт с Государственною Думою, то мы исполним Твою Волю и приложим все старания к достижению возможно лучших результатов на предстоящих выборах; но таких результатов мы ни в каком случае не достигнем, если выборы будут происходить на основании прежних избирательных законов и в особенности, если в них будут принимать участие евреи». Однако, избирательный закон был изменен только после опыта со II Думой. Адрес заканчивался призывом-мольбой к Монарху: «Родимый Ты наш Кормилец, внемли воплю русской души, сними, наконец, путы с русского духа, дай Русским людям возможность жить по-русски с Неограниченным Самодержавным Царем во главе, и тогда народ Твой богатырь встанет во весь свой рост, вздохнет всею грудью и, уповая на милость Божию, покажет своим изменникам и другим народам, что рано они собрались петь по нас панихиду. Прости, Великий Государь, за наши слезы, - сил нет переносить наше унижение и наши страдания». В 1906 в качестве своего рода диспут-клуба при РМП начало функционировать Русское Монархическое Собрание, которое призвано было обсуждать программно-теоретические вопросы монархического движения. Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В. А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в «Московских ведомостях». В к. 1905 (н. 1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, Русская Монархическая Партия - хоругвь во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа.

Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении - через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, - считал Грингмут,- поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в др. сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав - важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности. У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета «Московские ведомости» и т. д. В целях противодействия образованию внутри партии фракций специально оговаривалось, что «принцип оспаривания основных положений не допускается», кто не согласен хотя бы с одним из них, в партию не вступает или исключается из нее. В 1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил. 18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н. Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв.

1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний). 15 апр. была торжественно освящена хоругвь РМП, которую исполнил известный иконописец, поставщик Высочайшего Двора В. П. Гурьянов при содействии проф. живописи В. М. Васнецова и инокинь Иоанновского монастыря.

Хоругвь представляла собой несколько видоизмененную копию знамени кн. Д. И. Пожарского, чем подчеркивалась преемственность служения монархистов Богу, Царю и Отечеству. Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В. А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП. Ряд проектов председатель партии обеспечивал лично своим высочайшим авторитетом, влиянием в высших сферах и просто необходимым уровнем компетентности по целому ряду вопросов. Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот. И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз. Десятилетие основания РМП как ввиду войны, так и ввиду расколов в монархическом движении, широко не отмечалось, откликнулись только «Московские ведомости», опубликовавшие 24 апр. 1915 редакционную статью, посвященную юбилею.

Просвещение. В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковноприходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.

Промышленный подъем, вызванный реформами С.Ю. Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном университетского, образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на порядок выросло число студентов (в середине 90-х годов XIX в. - 14 тыс., в 1907 г. - 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распространение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогических институтов. В 1903 г. открылся женский педагогический институт в Санкт-Петербурге.

В начале века для ликвидации неграмотности среди взрослого населения возникали народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские ученые. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие XX в. Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных газет. Самым популярным журналом была “Нива”. В 1905 г. правительство сняло предварительную цензуру периодических изданий. Следует отметить просветительскую деятельность издателя и книготорговца И. Д. Сытина, типографии которого массовыми тиражами выпускали “Библиотеку для самообразования” и другие книги для народа. В первое десятилетие XX в. в Российской империи существовало более 10 тыс. общественных и народных библиотек. В это же время начинается развитие русского кинематографа. В период с 1908 по 1917 г. было создано 2 тыс. игровых фильмов отечественного производства. По замечанию многих современников, отличительной чертой начала века была тяга низших слоев населения к знаниям.

Наука. К началу XX в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды ученых продолжали играть роль координирующих центров для научных сил страны. Передовые знания распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы “Вокруг света”, “Природа”, “Наука и жизнь” и др.). Ведущие ученые страны часто выступали с публичными лекциями. В России развивались новые научные отрасли: воздухоплавание и электротехника, гидро- и аэродинамика (Н.Е. Жуковский). В 1913 г. были построены первые русские самолеты. Продолжалась научная деятельность К.Э. Циолковского, который заложил теоретические основы будущих космических полетов. Русская наука развивалась в тесном контакте с мировой. Открытия российских ученых - физика П.Н. Лебедева, естествоиспытателя В.И. Вернадского, физиологов И.П. Павлова и И.И. Мечникова -были с интересом восприняты международной научной общественностью. Павлов и Мечников были удостоены Нобелевских премий. Развитие естествознания привело к переоценке многих философских теорий. Материализм и марксизм теряли последователей в среде русских интеллектуалов. Эти перемены отразились на общественных науках. По мнению многих видных ученых, центр философии переместился из Германии в Россию. В начале века публикуются труды религиозных философов-идеалистов B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, в которых утверждался примат духовности. Новые имена появляются в экономической науке (М.И. Туган-Барановский) и в истории (С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский).

Художественная культура. Начало века считается временем “переоценки ценностей” в духовной сфере. Интеллектуалы и творцы бросают прежнее увлечение социальными проблемами и переходят к рассмотрению чувств и переживаний отдельной личности. Это явление в искусстве получило название “декадентства”. Сторонники этого направления призывали в своих произведениях уйти от серой действительности в грезы, в мистику, в запредельные миры. Возникло такое течение, как модернизм, которое отображало жизнь через субъективное восприятие художника-творца.

В литературе продолжали творить такие корифеи русской словесности, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, молодые И.А. Бунин и А.И. Куприн. Среди революционно-демократических слоев растет популярность М. Горького (A.M. Пешкова). Рядом с реализмом в русской литературе на рубеже веков возникает новое, модернистское направление. Модернизм был сложным течением, внутри которого можно выделить несколько направлений, преобладавших на разных этапах его развития. Это символизм, футуризм, акмеизм и т. п. Каждое из них выдвигало собственную эстетическую программу, но все они отрицали принципы реалистического искусства. Модернисты выступали за “чистое и свободное” творчество, отражающее чувственный мир индивидуальности, а не социальные проблемы. К символистам могут быть отнесены Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый (Б.Н. Бугаев). Другие направления модернизма (футуризм, акмеизм) представляли В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, СМ. Городецкий, Н.С. Гумилев, А. Крученых.

В условиях “наэлектризованности” общественной жизни чрезвычайно возросла роль театра. Новые подходы к этому виду творчества разрабатывали режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко (Московский Художественный театр). Также формировалась эстетика символического, условного театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда. В 1904 г. в Санкт-Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской, где с большим успехом шли пьесы М. Горького.

В музыке также происходят значительные перемены. Расширяется сфера музыкального образования, новые консерватории открыты в Саратове, Одессе, Киеве. В 1906 г. в Москве СИ. Танеевым созданы Народная консерватория и Дом песни. Как и в других видах искусства, в музыке повысился интерес к внутреннему миру человека. Усиливаются лирические начала в произведениях русских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, А.И. Скрябина, СВ. Рахманинова. В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры, которым составляли конкуренцию многочисленные частные оперы. Именно в частной опере СИ. Мамонтова раскрылся талант известного певца и актера Ф.И. Шаляпина, ставшего в один ряд со звездами русского вокала Л.В. Собиновым и А.В. Неждановой.

В изобразительном искусстве наряду с творчеством передвижников появляются новые направления. Искания в русской живописи связаны с именами таких художников, как М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин. В творчестве последнего нашел наиболее яркое выражение русский импрессионизм. Заметно возрождение интереса живописцев к культуре Древней Руси (В.М. Васнецов, Н.К. Рерих). В 1898 г. в Санкт-Петербурге под патронатом княгини М. Тенишевой возникли художественное объединение “Мир искусства” и журнал с таким же названием. Вокруг журнала объединились А.Н. Бенуа, Л.С Бакст, Е.Е. Лансере. Главной целью “мирискусников” было преобразить жизнь “посредством прикосновения к прекрасному”. Это движение, помимо живописи, охватило архитектуру, скульптуру, поэзию, оперное искусство и балет. Видным деятелем этого направления был СП. Дягилев, который знакомил Европу с русскими талантами и устраивал с просветительской целью выставки в российских городах. Большой успех имели дягилевские “Русские сезоны” в Париже. С 1907 г. в изобразительном искусстве появляются новые объединения: “Голубая роза”, “Бубновый валет”, “Ослиный хвост” и т. п. Творчество художников, входящих в эти группы, несло отпечаток модернизма (М.С. Сарьян, П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов). К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего большую роль в развитии мировой живописи. Основателями этого направления считаются художники К.С. Малевич, В.В. Кандинский, К.С. Петров-Водкин, М.З. Шагал, П.Н. Филонов.

В скульптуре на смену эстетике классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения. Она отразилась в творчестве ваятелей П.П. Трубецкого, А.С. Голубкиной, СТ. Коненкова.

В целом культура и искусство начала XX в. отличались сложностью философских и художественных исканий, разнообразием течений и групп, каждая из которых выступала с собственными лозунгами и манифестами.

Русская монархическая партия возникла в 1905г. вокруг редакции газеты «Московские ведомости» по инициативе редактора-издателя В.А. Грингмута. Партия занимала правый фланг консервативного движения, выступала за сохранение неограниченной самодержавной власти и господствующего положения русского народа. Программа партии первоначально полностью отвергала идею создания представительного выборного органа, считая, что основным законосовещательным органом при императоре должен быть назначенный им Государственный Совет. Русская православная церковь рассматривалась идеологами Русской монархической партии как духовная основа общества и государства. Партия требовала сохранения единства и неделимости Российской империи. Считалось недопустимым создание национальных школ и каких-либо национальных политических организаций.

Важнейшим фактором стабильности общества считалось сохранение сословий, среди которых духовенство, дворянство и крестьянство признавались опорой государства. Опасаясь увеличения численности пролетариата, партия призывала укреплять крестьянские хозяйства, за которыми признавалась ведущая роль в экономике России.

Численность партии – до 10 тысяч человек, однако большинство членов состояло в ней номинально. Социальная база – интеллигенция, средние городские слои, рабочие. Председатели партии: В.А. Грингмут (1905-1908г.г.), И.И. Восторгов (1908-1913г.г.), В.В. Томилин (ноябрь 1913г.-август 1914г.), С.А. Кельцев (август 1914г.-февраль 1917г.). Руководящие органы партии находились в Москве.

Русская монархическая партия выступала за продолжение русско-японской войны 1904-1905 г.г. до победы, против каких-либо уступок Японии, и осудила Портсмутский мирный договор; в период Революции 1905-1907г.г. выступала с резкой критикой властей за их нерешительность в борьбе с революционным движением; критиковала деятельность правительства С.Ю. Витте.

После раскола консервативного движения (1910-1912г.г.) активно сотрудничала с обновленным Союзом русского народа . Попытка провести своих кандидатов на выборах в 4-ю Государственную думу закончилась для Русской монархической партии неудачей, что способствовало усилению разногласий внутри партийного руководства. Осенью 1913г. партия раскололась: её рабочие отделы, возглавляемые В.Г. Орловым, перешли в Русский Народный Союз имени Михаила Архангела.

В годы 1-й мировой войны партия выступала за войну до победного конца.

По инициативе Русской монархической партии было создано несколько обществ трезвости, общество для содействия патриотического воспитания детей. Партией собирались средства на приобретение здания для «Русского дома», была основана Грингмутовская библиотека и книжный склад, оборудована типография.

Русская монархическая партия распалась в феврале 1917г.

2. Союз русского народа (черносотенцы).

Союз был основан в ноябре 1905г. в Петербурге. Руководители монархического союза утверждали, что черная сотня – это простой народ, который на протяжении веков спасал отечество от изменников. Подавляющее большинство членов организации были крестьянами, значительно меньше было ремесленников, мелких торговцев, наемных рабочих. В то же время верхушку «Союза» составляли представители интеллигенции, государственные служащие, купцы, землевладельцы, духовенство. Черносотенцы выступали за упрочение господствующего положения Русской православной церкви, за единство и неделимость Российской империи. Идеология черносотенцев была пронизана антисемитизмом. В аграрном вопросе Союз отстаивал принцип неприкосновенности частной собственности, отвергая конфискацию помещичьей земли. Осознавая непопулярность данного тезиса среди крестьян, численно преобладавших в Союзе, лидеры партии выдвинули ряд второстепенных мер, призванных улучшить положение сельского населения. Хотя руководители Союза заявляли о своей приверженности закону, часть лидеров высказывали убеждение, что против революционеров необходимо использовать террористические методы. Не имея твердой опоры в Думе, черносотенное руководство взяло курс на дискредитацию законодательного учреждения.

Среди черносотенцев постепенно оформилось два течения. Одно из них, получившее название Дубровинского (по имени Дубровина) выражало недовольство реформами социально-экономической системы. В противовес дубровинцам выделилась группа, признававшая необратимый характер изменений в государственном строе. В 1916г. Союз находился в состоянии глубокого кризиса, его местные отделы были дезорганизованы. Подобно другим черносотенным организациям «Союз русского народа» не сумел оказать сопротивление в период Февральской революции. В марте 1917г. Союз распался.

Русская монархическая партия (РМП), одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В.А. Грингмутом .

Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февраля 1905. В марте - начале апреля он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах. 24 апр. 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП). Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сент. 6 окт. на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 окт., прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 ноября были приняты решения: заключить тесный союз с др. патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие.

Результатом объединительной деятельности стало создание Всенародного Русского Союза, объединившего все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.). А 1 дек. 1905 состоялся Высочайший прием депутации от правых организаций, во время которого с приветственным и ободрительным словом к Императору Николаю II от имени русских монархистов обратился основатель РМП В. А. Грингмут. После того, как 6 дек. появилось обращение, зовущее к открытому бунту, по инициативе Грингмута на Красной площади состоялось всенародное моление за Царя и Родину. Несмотря на неприкрытый революционный террор, в назначенный час к центру города пришли многие тысячи православных русских людей, которые во главе с архипастырями молились Богу об умирении Отечества.

В 1906 началась планомерная работа по организационному и идейному обеспечению деятельности РМП. Было открыто несколько отделов партии: 5 марта - в Егорьевске, 6 марта - в Богородске, 10 марта - в Павловском Посаде, 11 мая - в Бронницах, 19 июня - в Иваново-Вознесенске, 29 июня - в Рязани. Появилось также и 3 отдела в самой Москве: Дорогомиловский, Лефортовский и Басманный. В др. городах начали возникать партии с аналогичным названием (самая известная - в Киеве), но они организационно не были связаны с московской РМП. С 5 февр. по 17 дек. 1906 состоялось 11 собраний РМП, наиболее важными из них были собрания 26 февр., 9 июля и 8 авг. 26 февр. на 2-м общем собрании с обстоятельным докладом выступил председатель партии В. А. Грингмут: он прочитал текст ответа Государя на телеграмму РМП, принятую на первом общем собрании 5 февр.; рассказал об итогах 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8-12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания); дал разъяснение о подготовке к выборам в Государственную Думу; проинформировал о деятельности провинциальных отделов. Отдельную речь произнес Грингмут об историческом значении Царских слов, сказанных депутации монархистов Иваново-Вознесенска «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Собрание, пропев народный гимн «Боже, Царя храни», заслушало специальное воззвание «Православные люди, радуйтесь», составленное К. П. Степановым, а также приняло решение избрать слова Государя девизом для нагрудного знака монархиста. На собрании с речами также выступили В. Г. Орлов, Л. В. Геника, К. Н. Пасхалов, Л. Н. Бобров, А. С. Шмаков, Б. В. Назаревский и др. 8 июля 1906 в день Казанской иконы Божией Матери Император Николай II распустил революционную Государственную Думу. Монархисты, давно чаявшие этого, на следующий день провели собрание, на котором приняли решение поднести к образу Богородицы в Казанском соборе серебряно-вызолоченную с эмалью лампаду, украшенную драгоценными камнями с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память 8 июля 1906». Роспуск Думы обрадовал монархистов, однако вскоре появились слухи, что правительство ведет закулисные переговоры с представителями либеральных партий. Эти слухи, а также общая нестабильная ситуация в стране побудили РМП направить Всеподданнейший адрес Государю, принятый общим собранием 8 авг. В адресе выражалась надежда, что распущенная Государственная Дума будет теперь навсегда упразднена. При этом, не ставя никаких условий и выражая полное повиновение Царской воле, члены РМП предлагали по крайней мере изменить избирательное законодательство: «Если же Ты, Великий Государь, решил еще продолжить опыт с Государственною Думою, то мы исполним Твою Волю и приложим все старания к достижению возможно лучших результатов на предстоящих выборах; но таких результатов мы ни в каком случае не достигнем, если выборы будут происходить на основании прежних избирательных законов и в особенности, если в них будут принимать участие евреи». Однако, избирательный закон был изменен только после опыта со II Думой.

Адрес заканчивался призывом-мольбой к Монарху: «Родимый Ты наш Кормилец, внемли воплю русской души, сними, наконец, путы с русского духа, дай Русским людям возможность жить по-русски с Неограниченным Самодержавным Царем во главе, и тогда народ Твой богатырь встанет во весь свой рост, вздохнет всею грудью и, уповая на милость Божию, пока-жет своим изменникам и другим народам, что рано они собрались петь по нас панихиду. Прости, Великий Государь, за наши слезы, - сил нет переносить наше унижение и наши страдания». В 1906 в качестве своего рода диспут-клуба при РМП начало функционировать Русское Монархическое Собрание, которое призвано было обсуждать программно-теоретические вопросы монархического движения. Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В. А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в «Московских ведомостях». В к. 1905 (н. 1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении - через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, - считал Грингмут, - поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в др. сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав - важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности.

У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета «Московские ведомости» и т. д. В целях противодействия образованию внутри партии фракций специально оговаривалось, что «принцип оспаривания основных положений не допускается», кто не согласен хотя бы с одним из них, в партию не вступает или исключается из нее.

В1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил. 18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н. Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв. 1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний). 15 апр. была торжественно освящена хоругвь РМП, которую исполнил известный иконописец, поставщик Высочайшего Двора В. П. Гурьянов при содействии проф. живописи В. М. Васнецова и инокинь Иоанновского монастыря. Хоругвь представляла собой несколько видоизмененную копию знамени кн. Д. И. Пожарского, чем подчеркивалась преемственность служения монархистов Богу, Царю и Отечеству.

Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В. А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП. Ряд проектов председатель партии обеспечивал лично своим высочайшим авторитетом, влиянием в высших сферах и просто необходимым уровнем компетентности по целому ряду вопросов. Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот. И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз.

Десятилетие основания РМП как ввиду войны, так и ввиду расколов в монархическом движении, широко не отмечалось, откликнулись только «Московские ведомости», опубликовавшие 24 апр. 1915 редакционную статью, посвященную юбилею.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Литература:

Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Монография. Киев, 2006;

Русская Монархическая партия. М., 1906;

Собрание статей Владимира Андреевича Грингмуга. Вып. III и IV. М., 1910;

Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности. М., 1913;

Русская Монархическая партия // Московские ведомости. 1915. № 93.

Имеет в качестве основной характерной черты идеологическую платформу. Монархические партии главной своей идеей провозглашают возрождение царской власти в России. Существование таких организаций началось еще в начале ХХ века.

Что представляет собой монархическая форма правления?

Сам по себе термин «монархия» означает, что основная власть в государстве принадлежит одному человеку - царю, королю, императору и т. д. Смена руководителя происходит по правилам престолонаследия. Эта форма правления бывает либо абсолютной, когда власть во всей своей полноте принадлежит только монарху, и его решения никем не оспариваются, либо конституционной, когда в стране имеется парламент.

На сегодняшний день существуют страны, где сохранилась монархическая власть. Преимущественно как, например, в Англии, где королевский дом не принимает участия в управлении государством, а лишь выполняет символическую функцию, отдает дань традиции. Встретить абсолютную власть правителя можно в некоторых восточных странах, например в Саудовской Аравии.

Монархия в России

В России монархический строй существовал долгие годы, вплоть до начала 20 века. Изначально это была абсолютная монархия, когда власть государя ничто не ограничивало. Но во времена правления Николая II царская власть претерпела некоторые изменения. Начиная с 1905 года, в стране появилась Государственная дума, что означало возникновение конституционного строя.

В России на сегодняшний день провозглашена во главе которой стоит президент. Также в нашей стране существует большое количество политических организаций, среди которых есть и монархические партии.

Возникновение монархических организаций в России

Уже к концу 19 века в Российской империи начинают складываться политические движения монархической направленности. Их основной целью была защита существующего строя от различных изменений и реформ. В качестве примера можно привести общество под названием «Русская беседа», которое было основано на рубеже веков, в 1900 году. Также в этом году была основана старейшая партия, деятельность которой продолжалась нелегально даже после Революции. Она называлась «Русское собрание».

Монархические партии преимущественно стали появляться после того, как вышел Манифест 17 октября, благодаря которому население страны обрело демократические права и свободы. Была создана Государственная дума, и партии монархической направленности стали одной из политических сил.

Если говорить о политических движениях того времени, выступающих за сохранение традиционных ценностей и царской власти, то можно назвать две крупнейшие организации. Они были созданы в 1905 году. Одна называлась Союзом русского народа, а другая - Русской монархической партией.

Союз русского народа

Это самая многочисленная монархическая партия России 20 века. Она насчитывала самое большое количество членов - около 350 тысяч человек. Войти в организацию мог любой желающий, независимо от социального статуса, однако главенствующую роль играли представители интеллигенции. Такой широкий охват всех социальных групп был оправдан целью партии - объединить всех русских людей на благо Отечества ради единой и неделимой страны.

Среди программных принципов этой организации были популярны шовинистические, националистические настроения и радикальное православие. Также для нее был характерен антисемитизм - неприятие лиц еврейской национальности.

Что касается государственного устройства, то Союз русского народа - монархическая партия. Форма правления - абсолютизм, парламентские органы управления страной отрицались. Единственное, что эта организация предлагала, - создание народного совещательного органа, работающего на благо царской власти.

Движение прекратило свое существование после Октябрьской революции. Попытка воссоздания предпринималась в 2005 году.

Русская монархическая партия

Политическая организация, названная Русской монархической партией, была основана также в 1905 году. Ее численность была не такой огромной, как у Союза русского народа, - всего около сотни тысяч человек.

Начиная с 1907 года, Русская монархическая партия стала носить другое название, что было связано с внезапной смертью ее создателя и руководителя - В. А. Грингмута. Организация стала называться Русским монархическим союзом, а во главе встал И. И. Вострогов, бывший ранее заместителем Грингмута.

Провозглашалось неограниченное самодержавие, особую роль в жизни государства играла церковь. Она должна была играть главную роль и быть гарантом и оплотом нравственной и духовной жизни людей. Что касается Думы, то она не отвергалась идеями движения, но должна была являться соборным органом власти.

«Черносотенцы»

Вышеуказанные партии представляют собой далеко не весь спектр монархических организаций и движений того периода времени. Общее название этих движений - «черносотенцы». Они - участники патриотических организаций, общей чертой которых является национализм, антисемитизм, шовинизм, приверженность православию. Это стоявшие на страже традиционных для того времени ценностей, идейные приверженцы абсолютной царской власти.

Среди них можно выделить такие организации, как Союз Михаила Архангела, Всероссийский Дубровинский Союз русского народа, Священная дружина, а также Союз русских людей и другие черносотенные движения.

Монархическая партия Российской Федерации

На сегодняшний день среди самых известных партий и движений монархического толка можно назвать Монархическую партию России, основанную политтехнологом, бизнесменом Антоном Баковым. Организация была официально зарегистрирована Минюстом в 2012 году, тогда же состоялся ее учредительный съезд. Монархическая партия России является приверженцем конституционной монархии, более того, на официальном сайте организации выложен текст их собственной Конституции. Интересный момент, что для своих членов эта организация выдает паспорта с гражданством Российской империи и собирается принимать участие в выборах. Лидер партии выпускает книги, а также известен благодаря заявлениям, касающихся В. И. Ленина и И. В. Сталина. Он собирается устроить для них публичный суд за свержение династии Романовых и разрушение Российской империи.

В качестве наследника престола Монархическая партия РФ предлагает Николая III, который является потомком императора Александра II. Известно, что это немецкий принц, принявший православную веру.

Монархическое движение сегодня

В современной России после распада Советского Союза появилось большое количество различных политических организаций, среди которых есть и монархические партии. Они не принимают участия в борьбе за власть, но занимаются общественной деятельностью - проводят различные мероприятия.

Что касается вопроса о том, кто должен стать государем в случае, если Россия вернется к царской власти, то у многих партий и движений есть свое мнение по этому поводу. Одни признают законными претендентами на трон наследников дома Романовых, ныне проживающих за рубежом, другие считают, что царь должен быть народным избранником, а третьи вообще признают в качестве императора действующего президента России.