Система огэ по обществознанию. Подготовка к огэ и егэ по обществознанию

В справочнике, адресованном выпускникам 9 классов общеобразовательных организаций, представлен материал курса «Обществознание» в объёме, проверяемом на основном государственном экзамене.
Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».
Полнота, компактность, наглядность и чёткость изложения обеспечивают максимальную эффективность подготовки к экзамену.
Образцы заданий разного типа и всех уровней сложности (базового, повышенного и высокого), ответы к ним и указание примерного времени их выполнения помогут объективно оценить уровень знаний и умений.
Книга адресована старшеклассникам, а также может быть полезна учителям для организации повторения.

Биологическое и социальное в человеке.
Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное (лат. socialis - общественный) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Полный справочник для подготовки к ОГЭ, 9 класс, Баранов П.А., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ОГЭ, Обществознание, 10 тренировочных вариантов, Баранов П.А., 2018
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Калачёва Е.Н.
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 32 варианта, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.

Следующие учебники и книги.

В справочнике, адресованном выпускникам 9 классов общеобразовательных организаций, представлен материал курса «Обществознание» в объёме, проверяемом на основном государственном экзамене.
Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».
Полнота, компактность, наглядность и чёткость изложения обеспечивают максимальную эффективность подготовки к экзамену.
Образцы заданий разного типа и всех уровней сложности (базового, повышенного и высокого), ответы к ним и указание примерного времени их выполнения помогут объективно оценить уровень знаний и умений.

Примеры.
Что свойственно и человеку, и животному?
1) преобразование мира
2) накопление знаний
3) необходимость в отдыхе
4) стремление к прекрасному

Павел учится во втором классе общеобразовательной школы. В свободное время он любит играть в настольные игры. Сравните две формы деятельности, упомянутые в условии задания, - учение и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) способствует развитию личности
2) имитирует реальные действия
3) вооружает системными знаниями и умениями
4) помогает познанию окружающего мира

Содержание
Предисловие 6
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей 12
Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы 14
Тема 1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь 16
Тема 1.4. Биологическое и социальное в человеке 17
Тема 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста 19
Тема 1.6. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение) 23
Тема 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 30
Тема 1.8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение 40
БЛОК-МОДУЛЬ 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1. Сфера духовной культуры и её особенности 43
Тема 2.2. Наука в жизни современного общества 44
Тема 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации 48
Тема 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести 52
Тема 2.5. Мораль 58
Тема 2.6. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность 61
БЛОК-МОДУЛЬ 3. ЭКОНОМИКА
Тема 3.1. Экономика, её роль в жизни общества 65
Тема 3.2. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 68
Тема 3.3. Экономические системы и собственность 72
Тема 3.4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация 78
Тема 3.5. Обмен, торговля 83
Тема 3.6. Рынок и рыночный механизм 85
Тема 3.7. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство 92
Тема 3.8. Деньги 103
Тема 3.9. Заработная плата и стимулирование труда 107
Тема 3.10. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 111
Тема 3.11. Налоги, уплачиваемые гражданами 115
Тема 3.12. Экономические цели и функции государства 119
БЛОК-МОДУЛЬ 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Тема 4.1. Социальная структура общества 122
Тема 4.2. Семья как малая группа. Отношения между поколениями 124
Тема 4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте 127
Тема 4.4. Социальные ценности и нормы 130
Тема 4.5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни 134
Тема 4.6. Социальный конфликт и пути его решения. 138
Тема 4.7. Межнациональные отношения 142
БЛОК-МОДУЛЬ 5. СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема 5.1. Власть. Роль политики в жизни общества 146
Тема 5.2. Понятие и признаки государства 148
Тема 5.3. Разделение властей 151
Тема 5.4. Формы государства 153
Тема 5.5. Политический режим. Демократия 157
Тема 5.6. Местное самоуправление 162
Тема 5.7. Участие граждан в политической жизни 167
Тема 5.8. Выборы, референдум 169
Тема 5.9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни 173
Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство 178
БЛОК-МОДУЛЬ 6. ПРАВО
Тема 6.1. Право, его роль в жизни общества и государства 187
Тема 6.2. Норма права. Нормативный правовой акт 188
Тема 6.3. Понятие правоотношений 192
Тема 6.4. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности 195
Тема 6.5. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 200
Тема 6.6. Федеративное устройство России 206
Тема 6.7. Органы государственной власти Российской Федерации 209
Тема 6.8. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан 219
Тема 6.9. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан 223
Тема 6.10. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних 227
Тема 6.11. Механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина 230
Тема 6.12. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов 233
Тема 6.13. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей 236
Тема 6.14. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей 245
Тема 6.15. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних 254
Тема 6.16. Административные правоотношения, правонарушения и наказания 259
Тема 6.17. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних 263
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию 271
Ответы 282
Литература 285.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Полный справочник для подготовки к ОГЭ, 9 класс, Баранов П.А., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:

Человек и общество, задания 1–4

Духовная культура, 5–6

Экономика, 7–10

Социальная сфера, 11–13

Политика и социальное управление, 14–16

Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год . Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности - до 10 минут.

Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:

Задание 26 → 15–20 минут

Задание 29 → 15–20 минут

Задание 31 → 10–15 минут

Как оценивается работа

1 балл → задания 1–21, 23–25

2 балла → задания 22, 24, 26–28, 30–31. Задание 22 оценивается в 2 балла, если ошибок нет, и в 1 балл, если допущена одна ошибка. В заданиях 26–31 баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.

З балла → задание 29. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла - в зависимости от полноты ответа.

Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 39 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

15–24 → «3»

25–33 → «4»

34–39 → «5»

Как решать задачи с кратким ответом

1. Внимательно читайте все слова в условии

В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет знание для правильного решения.

Задание 1. Отличительной тенденцией развития современного общества является:

1. Механизация

2. Индустриализация

3. Модернизация

4. Глобализация

Решение. В данном случае ключевое слово - «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.

Ответ: 4.

2. Выучите все термины и определения

Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.

Задание 2. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1. Личность

2. Темперамент

3. Индивид

Решение. Вспоминаем определения: «личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ на задание - личность.

Ответ: 1.

3. Читайте первоисточники

Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

Задание 18. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:

1. Председатель Совета Безопасности

2. Министр обороны

3. Начальник Генерального штаба

4. Президент РФ

Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».

Ответ: 4.

4. Будьте внимательны

Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.

Задание 21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1. Наступает только за совершённое преступление

2. Применяется компетентными органами государства

3. Строго регламентируется нормами права

4. Влечёт судимость гражданина

Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:

5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии

Если каких-то данных в задании нет - значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.

Задание 23. В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять некурящего специалиста?» Результаты опроса представлены в диаграмме ниже.

Результаты опроса для задания 23

Решение. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Предпочтение работодатели отдают некурящим офисным сотрудникам.

2. Наиболее важно для работодателей, чтобы не курили менеджеры по работе с клиентами.

3. Для работодателей не принципиально, курит или нет их бухгалтер, многие примут на эту должность курящего человека.

4. Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть некурящими административный персонал.

5. Работодатели не акцентируют внимание на курении медперсонала.

Нужно проанализировать диаграмму и найти несколько правильных вариантов ответа. Не привлекайте для решения задачи дополнительные знания и ничего не подсчитывайте, ведь никаких цифр и процентов на диаграмме нет. Достаточно простого сравнения.

❌ Вариант 1 не подходит, столбик «Офисные сотрудники» недостаточно высокий, чтобы говорить о предпочтении работодателей.

❌ Вариант 2 не подходит. По столбику «Менеджеры по работе с клиентами» нельзя сказать, что для их работодателей это так уж важно.

✔️ Вариант 3 подходит. Согласно данным этой таблички, курящего бухгалтера примут на работу более половины работодателей, а это действительно «многие».

✔️ Вариант 4 подходит. Столбик, посвящённый данным о «личных помощниках», самый высокий - такое большинство вполне можно назвать подавляющим.

✔️ Вариант 5 подходит. Столбик, относящийся к медперсоналу, говорит о том, что работодатели действительно не акцентируют внимание на его вредных привычках.

Ответ: 345.

На что обратить внимание. Правильная запись ответа выглядит именно так - 345, без пробелов и запятых.

Задание 24. Оно связано с заданием 23, для его решения нужно использовать ту же диаграмму.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1. Если вы хотите стать личным помощником руководителя солидной компании, стоит пересмотреть свои взгляды на курение, так как многие руководители предпочтут некурящего помощника курящему.

2. Врачи должны подавать пример остальным гражданам и отказаться от вредных привычек.

3. При трудоустройстве офисных сотрудников отрицательный ответ на вопрос о курении часто сыграет решающую роль.

4. Артисты, музыканты и иные творческие работники чаще всего курят, что не мешает их успешной карьере.

5. В резюме секретаря стоит указать, что отсутствуют вредные привычки, так как это повысит привлекательность данного работника.

Решение. Выполняя это задание, обращайтесь исключительно к диаграмме. Ориентируйтесь на представленные данные, а не на то, насколько правильным выглядит утверждение. Оно может быть абсолютно верным, но не иметь отношения к диаграмме.

В данном случае варианты 2, 3 и 4 неверны, из диаграммы подобных выводов сделать нельзя.

Ответ: 15.

На что обратить внимание. В задании 23 верными обычно бывают три варианта ответа, а в задании 24 - два варианта.

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Текст для заданий с развёрнутым ответом

Текст для заданий с развёрнутым ответом

1 - задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план - это ваша шпаргалка для выступления. Если, глядя на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 - задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 - задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 - задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

Значит, один пример нужно взять из текста, один - из других источников.

  • Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
  • Выберете две из них.
  • Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
  • К каждой черте приведите пример не из текста.
  • Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 14

«3» – от 15 до 24

«4» – от 25 до 33

«5» – от 34 до 39

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).