Российская история в лицах. Основания для канонизации царской семьи

Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола

- Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министраиностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи - в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божия!»

- Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть - да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ - после семидесяти лет безбожия - считает себя православным. К сожалению, большинство - не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Комната великих княжон в Ипатьевском доме

Революция: неизбежность катастрофы?

- То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, - дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

- Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама - множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

- Почему?

Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви - я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России - огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева - была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени - прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

- Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

- Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

Да, именно так - ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, - путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. здесь был убит вместе с семьей и домочадцами император Николай II

Какие же это святые?..

Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

- Из-за определенного страха?

Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения - среди них священники и даже один епископ, - которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. - видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика - он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые - «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает - какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

В 1991 году останки царской семьи были найдены и захоронены в Петропавловской крепости. Но Церковь сомневается в их подлинности. Почему?

Да, была очень долгая полемика о подлинности этих останков, было проведено множество экспертиз за границей. Одни из них подтверждали подлинность этих останков, а другие подтверждали не очень очевидную достоверность самих экспертиз, то есть была зафиксирована недостаточно четкая научная организация процесса. Поэтому наша Церковь уклонилась от решения этого вопроса и оставила его открытым: она не рискует согласиться с тем, что недостаточно проверено. Есть опасения, что, заняв ту или иную позицию, Церковь станет уязвима, потому что нет достаточного основания для однозначного решения.

Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

Конец венчает дело

Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами - государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца - мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик - и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» - говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего - за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, - в этом их неповторимое величие.

Валерия ПОСАШКО

Интервью диакона Андрея Кураева журналу “Вслух”

Ольга Севастьянова: отец Андрей, по-вашему, почему так сложно и трудно происходила канонизация царской семьи?
О. Андрей Кураев: То, что она происходила сложно и трудно, это мне кажется абсолютно естественным. Слишком необычны были обстоятельства последних лет жизни русского императора. С одной стороны, в церковном понимании, император – это церковный сан, это епископ внешних дел церкви. И, конечно, если епископ сам складывает с себя свой сан, то это вряд ли можно назвать достойным деянием. Вот с этим были связаны основные трудности, прежде всего сомнения.

О.С. То есть, то, что царь в свое время отрекся, говоря современным языком, пошло не на пользу его историческому имиджу?

А.К. Безусловно. А то, что канонизация все-таки состоялась… Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и, мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат.

У Бориса Пастернака были такие строчки о великой эпохе, “о жизни бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат”. Представьте, на улице в толпе мы видим незнакомую женщину. Я смотрю – женщина как женщина. А вы мне говорите, что она перенесла страшное горе: у нее в пожаре погибли трое детей. И только эта беда способна выделить ее из толпы, из всех похожих на нее, и возвысить над окружающими. Вот точно также и с царской семьей. В России не было другого человека, который потерял бы больше, чем Николай Александрович Романов в 1917 году. По сути, тогда он уже был властелином мира, хозяином страны, которая практически выиграла Первую Мировую войну. А царская Россия её, несомненно, выиграла и становилась державой номер один в мире, а у императора были большие замыслы, среди которых, между прочим, было отречение от престола, как это ни странно. Есть свидетельства, что он говорил очень доверенным людям, что хотел бы ввести в России конституцию, парламентскую монархию, передать власть своему сыну Алексею, но в условиях войны он попросту не имел на это права. Так он считал в 16-м году. А затем события потекли несколько иначе. В любом случае, образ страстотерпца оказывается очень христианским. Кроме того, когда речь идет о нашем отношении к последнему императору, надо учесть символизм церковного восприятия мира.

О.С. А в чем символизм?

А.К. XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников, говоря словами Анны Ахматовой, “хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и всех не узнать”. Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество “царь-народ”. Поэтому, учитывая, что царская семья могла бы опять же сказать о себе словами Анны Ахматовой:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ к несчастью был…,

канонизация царя-страстотерпца Николая Второго – это канонизация “Ивана стотысячного”. Здесь есть еще особый обертон. Попробую объяснить это почти личным примером.

Допустим, я был в гостях в другом городе. Гостил у батюшки. Затем у нас возникла с этим батюшкой горячая дискуссия: чья водка лучше – московского производства или местного. Мы нашли консенсус, только договорившись идти путем проб и ошибок. Попробовали, подегустировали, сошлись, в итоге, что обе хороши, а затем, перед сном, я вышел прогуляться в город. Тем более, под окнами батюшки был городской парк. А батюшка не предупредил меня, что под окнами по ночам сатанисты собираются. И вот вечером я в сад выхожу, а сатанисты смотрят на меня и думают: экого тельца упитанного нам наш владыка в жертву послал! И меня убивают. И вот вопрос: если со мной произошло нечто подобное, причем, подчеркиваю, сам я не стремился к мученической смерти, был не очень духовно готов, водку подегустировал и вот так вот встретил свою смерть, для определения моей посмертной судьбы на Божьем суде, будет ли иметь значение то, во что я был одет в этот день? Светская реакция: какая разница, во что одет, главное, что в сердце, в душе и так далее. Но я считаю, что в этом случае гораздо важнее, какая была одежда. Будь я в штатской одежде в этом парке – это была бы “бытовуха”. А если бы я шел в церковной одежде, то люди, которых я лично не знаю, у которых нет лично ко мне никаких претензий, они на меня выплеснули ту ненависть, которую они питают к Церкви и ко Христу. В таком случае получилось, что я за Христа пострадал. Вот то же самое и с царской семьей. Пусть юристы спорят между собой, был ли Николай Александрович Романов в 18 году царем или просто частным лицом, полковником в отставке. Но, в глазах тех людей, что стреляли в него, он, безусловно, был императором. И они потом всю жизнь писали мемуары и рассказывали пионерам про то, как убили последнего русского царя. Поэтому для Церкви очевидно, что этот человек- мученик за нашу веру, равно как и его семья.

О.С. И семья тоже?
А.К. Аналогично. Можно правителю России Николаю Второму предъявлять какие-то политические претензии, ну а дети тут при чем? Более того, в 80-х годах раздавались голоса, что, мол, давайте хотя бы детей канонизируем, они-то в чем виноваты?

О.С. В чем заключается святость мученика в церковном понимании?

А.К. Святость мученика – это святость особая. Это святость одной минуты. В истории церкви были люди, например, в древнем Риме, когда на арене устраивали театрализованную казнь, в ходе которой на полном серьёзе казнили христиан. Выбирают самого поганого шута и по ходу действия другой шут, в одежде священника его крестит. И вот когда один шут крестит другого и произносит эти священные слова: “крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. И когда после слов молитвы на шута, изображавшего христианина, действительно снизошла благодать, и он стал повторять, что увидел Бога, что христианство истинно, трибуны сначала смеялись, а потом, поняв, что это не шутка, шута убили. И он почитается как мученик… Поэтому святость мученика – нечто иное, чем святость преподобного. Преподобный – это монах. И вся его жизнь берется во внимание. А для мученика – это некий фотофиниш.

О.С. А как Церковь относится к тому, что в разные века возникали всякие лже-Анастасии?

А.К. Для православного человека это спекуляция на святыне. Но, если бы это было бы доказано, то Церковь признала бы. Подобный случай в истории Церкви был, правда, связанный не с царскими именами. Любой православный человек знает историю с семью отроками эфесскими, которые прятались от гонений императора Юлиана в пещерах, где впали в летаргическое состояние и проснулись лет через 150. Когда они вышли из пещер, по тому, что они говорили, стало понятно, что эти дети чудесным образом пропустили полторы сотни лет. Для Церкви никогда не было проблемой принять в число живых людей, считавшихся умершими. Причем, именно не воскресшими, но умершими. Потому что были случаи чудесного воскресения, а тут человек пропал, считался погибшим, а через какое-то время появился вновь. Но, для того, чтобы это произошло Церковь будет ждать подтверждения со стороны именно светской науки, светских экспертиз. У буддистов такие вопросы решаются легче. У них считается, что душа умершего далай-ламы перевоплощается в ребенка, в мальчика, детям показывают игрушки и если какой-нибудь двухлетний мальчик вместо блестящей погремушки вдруг потянется к старой чашке прежнего далай-ламы, то считается, что он узнал свою чашку. Так что у Православной Церкви более сложные критерии.

О.С. То есть, возникни сейчас столетняя старушка и скажи, что она царевна, ее бы долго поверяли на нормальность, но всерьез бы отнеслись к такому заявлению?

А.К. Безусловно. Но, я думаю, что генетической экспертизы было бы достаточно
О.С. А как вы относитесь к истории с “екатеринбургскими останками”?

А.К. Это то, что погребено в Петропавловском соборе Петербурга, останки, найденные в Екатеринбургской области? С точки зрения государственной комиссии, которую возглавлял Борис Немцов, это останки царский семьи. А церковная экспертиза этого не подтвердила. Церковь попросту не участвовала в этом погребении. Притом, что сама Церковь не располагает никакими останками, она не признает, что те кости, которые погребены в Петропавловском соборе, принадлежали царской семье. Церковь выразила в этом свое несогласие с государственной политикой. Причем, не прошлой, а нынешней.
О.С. Правда ли то, что до царской семьи у нас очень давно никого не канонизировали?

А.К. Нет, я бы так не сказал. Начиная с 1988 года были канонизированы Андрей Рублев, Ксения Петербургская, Феофан Затворник, Максим Грек, грузинский поэт Илья Чавчавадзе.

О.С. А были случаи канонизации, связанные с Великой Отечественной Войной, блокадным Ленинградом?
А.К. Нет, как ни странно, пока я такого все-таки не встречал. Все-таки мученик, это не тот, кто принес себя в жертву, пусть даже религиозно мотивированную, погиб страшной смертью, безвинно пострадал. Это тот, кто стоял перед ясным выбором: вера или смерть. В войну у людей в большинстве случаев такого выбора не было.

О.С. Неужели у царя был кардинальный выбор?

А.К. Это один из самых сложных вопросов канонизации. К сожалению, до конца неизвестно, до какой степени он был влеком, в какой мере что-то от него зависело. Другое дело, что он ежеминутно был в состоянии выбрать, питать свою душу местью или нет. Есть и еще один аспект этой ситуации. Церковное мышление – мышление прецедентное. То, что произошло когда-то, может служить примером для подражания. Как объяснить людям это, чтобы они не брали с него пример? Это действительно сложно. Представьте себе: обычная директриса школы. Она обратилась в Православие и пробует детишек в своей школе воспитывать соответствующим образом. Экскурсии в православные паломничества превращает. Приглашает батюшку на школьные праздники. Выбирает православных педагогов. Это вызывает недовольство части учеников, родителей, преподавателей. А потом и вышестоящего начальства. И вот ее приглашает к себе какой-нибудь депутат и говорит: “знаете, жалоба на вас. Нарушаете закон о светском образовании, священника приглашаете. Поэтому знаете, чтобы сейчас обошлось без скандала, напишите сейчас заявление о своем увольнении, за школу не переживайте, вот Сара Исааковна стоит, она прекрасно понимает, как надо воспитывать русских детей, а как их не надо воспитывать. Она на ваше место будет назначена, а вы подпишите отказ от должности. Что делать этой директрисе? Она православный человек, она не может так просто отказаться от своих убеждений. Но, с другой стороны, она помнит, что был человек, который смиренно отдал власть. И детей будет учить Сара Исааковна, которая их воспитает в лучшем случае – в светском варианте, в худшем – просто в антихристианском. Поэтому я считаю очень важным здесь пояснять, что в случае с императором это было бы юродство.

О.С. Как это?

А.К. Юродивый – это тот человек, который нарушает законы церковные и светские ради того, чтобы исполнить волю Бога. В ту минуту очевидно воля Бога была в том, чтобы Россия прошла тем крестным путем, которым должна была пройти. При этом каждый из нас все-таки не должен подталкивать Россию на этот шаг. Проще говоря, если есть воля Божия, то надо быть готовым исполнить ее самым неожиданным образом. И еще надо помнить, что юродство и сиротство, в данном случае – юродство, закона не отменяет. Закон понятен: должность императора в том, что ему вручается меч, чтобы он силой государственного меча защищал свой народ и свою веру. И задача императора не складывать меч, а хорошо уметь владеть им. Мне, по-церковному и по-мужски, гораздо ближе в этом случае император Константин XXII, последний византийский император, который, когда турки в 1453 году уже проломили стены Константинополя, снял с себя царские регалии, остался в одежде простого солдата и, с мечом бросившись в самую гущу противников, нашел там свою смерть. Мне гораздо понятнее такое поведение, чем отречение, отказ. Так вот поведение императора Константина – это закон, это норма. Поведение императора Николая – это юродство.

О.С. Ну, на Руси много было всяких блаженных, но чтобы так…

А.К. Те были нищие. А это царь.

О.С. А для церкви что-нибудь значит время? Ведь прошло много лет, сменились поколения…

А.К. Именно это многое означает. Более того, канонизация не может состояться ранее 50 лет, чтобы отстоялась память.

О.С. А что касается самой процедуры канонизации – это большая ответственность для того, кто принимает это решение?

А.К. Решение принимает Собор, то есть все епископы. Не только Россия, но и Украина, Белоруссия, Молдавия, Средняя Азия… Дискуссии о канонизации были и на самом Соборе

О.С. Значит, царскую семью просто внесли в какие-то специальные списки или были еще процедуры?

А.К. Нет, было еще благословение иконы, молитвы… Это очень важно, потому что в начале 90-х уже появились другие молитвы, и литературно, и богословски совершенно безграмотные.

О.С. Я слышала выражение “ненамоленная икона”. Можно ли считать икону с изображением царской семьи “намоленной” Как к ней относятся верующие?

А.К. Допустим, церковь такого выражения не знает. А икона уже стала привычной и в домах и в храмах. К ней обращаются самые разные люди. Канонизация царской семьи – это канонизация семьи, это очень хорошо, потому что у нас в святцах почти нет святых семейств. Здесь важно именно то, что это многодетная семья, о которой мы много знаем. Поэтому многим людям дорога именно вот эта вот семейственность.

О.С. А Церковь действительно верит, что в этой семье все было гладко и правильно?

А.К. Сколько бы не было мнений, в супружеской неверности вроде никто никого не обвинял.

С диаконом Андреем Кураевым беседовала Ольга Севастьянова.

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы.

В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов , член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. Государеву семью убивали именно как государеву семью: люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное - положительное - решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».
«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, - подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», - как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики…

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II - за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора - все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление. Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал - он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга. Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой - не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент - миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель - Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», - так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

(38 votes, average: 4,21 out of 5)

Комментарии

    Март 11, 2019 19:57

    Жесть. Одни люди, пускай служители церкви, но тем не менее все-таки просто люди признают или не признают святыми других людей. Мертвых людей. И кладут их кости в церковные алтари. Третьи люди молятся вторым(мертвым) людям, которых первые признали святыми. Целуют кости. И разводят споры в интернете. Где вообще в библии описан механизм данного действа?

    Март 7, 2019 21:00

    Февраль 17, 2019 2:02

    Попробуйте помолиться Государю нашему Императору Николаю 2 и его семье. Попросите помощи в любой нужде. Тогда сразу будет понятно всем за что он был канонизирован. Странно видеть здесь спор о святости или несвятости Царя, зная, что он с семьёй был зверски убит безбожниками и предателями русского народа. Вроде бы православные общаются на православном сайте. И такие странные споры.

    Август 8, 2018 18:40

    В истории ничто не происходит само собой, всё имеет свои корни и своё начало:
    1. Отмена крепостного права в 1861 г. произошло без выделения крестьянам земли.

    2. Трудоустройство крестьян (строительство ж/д дорог) при Александре II и
    Александре III.

    3. Становление страны из аграрной в индустриальную (строительство шахт, заводов, кораблей, североморского пароходства, добыча нефти, металлургия, продолжение строительства ж/дорог, начало авиастроения и т. д.), при АлександреIII и Николае II.

    4. Были построены Транссибирская ж/д и КВЖД. Это влекло за собой большой пошлинный сбор с Запада.
    Россия взяла крутой старт. Западники (в частности Черчилль) говорили: «Ещё лет 10 такого подъёма России, и нам её никогда не догнать, потому как Россия дистанцирует от Запада навсегда.

    4. После окончания Первой мировой, Россия должна была сидеть на скамье победителей, а это давало ей ещё большие преимущества. Англия уже обещала России пролив Гибралтар, что давало стране беспошлинную торговлю с Западом.
    Но, произошло отречение Николая II, а следом: гражданская война, разруха, Вторая мировая, хрущёвская кукуруза и волюнтаризм, застой, перестройка, Афганистан, две чеченских войны и путинизм (всё это вытекало одно из другого). Когда мы с этим разберёмся, одному Богу ведомо, да и разберёмся ли вообще?
    Вот, что произошло с Россией после отречения от престола Николая II.
    В истории нет сослагательного наклонения, но наглядно видно, что все беды России пошли после отречения от престола последнего нашего царя Николая II. Так заслужил ли он причисление к лику святых!?

    Июль 31, 2018 21:33

    когда казнили Николая и его семью они уже как 1,5 года были простыми гражданами /причём тут царская семья/

    Июль 26, 2018 16:39

    я его не признаю святым!

    Июль 26, 2018 16:30

    плохо сделали что его канонизировали и сделали святым! людей только разделили!у меня тогда вопрос давайте сталина сделаем святым он хоть страну оставил с ядерным оружием и мощной экономикой хоть он и был жестоким правителем!?а николай 2 страну угробил и войны проиграл. все постигается в сравнении! я см фильм почему николай 2 святой там много полубреда – с чем то соглашусь, а с чем то нет! конечно он молодец что отказался бежать заграницу и признал свои ошибки, но это не делает его святым!

    Июль 22, 2018 10:58

    а не подскажите в 1905 году по чьему приказу били расстрелены рабочие в питере? во главе колонны шел поп и люди несли иконы, пели молитву.

    Январь 27, 2018 23:03

    Святые -это те, кто служит Христу “в том звании, в каком призван””до конца,несмотря ни на что,не предавая порученного.” Дело,которое Ты поручил мне, Я совершил”

    Декабрь 29, 2017 12:40

    А есть процедура отмены канонизации???

    Ноябрь 25, 2017 13:40

    Господа и дамы, всё очень просто: любая церковь – это прежде всего политическая организация со своими неочевидными и неафишируемыми целями и задачами. Поэтому нечего удивляться столь спорному решению о канонизации ц.семьи. Это исключительно политическое решение!

    Ноябрь 18, 2017 9:39

    На вопрос “За что?”, хорошо отвечает вопрос “Когда?” В августе 2000 года, когда Президентом стал нынешний Президент.

    Ноябрь 18, 2017 9:21

    Из вида упускают, как 8 марта 1917 года, Николая-2 арестовал
    его личный генерал-адъютант, а личная рота георгиевских кавалеров
    дворцовых лейб-гренадер, под звуки Марсильезы развернула над Ставкой
    красные знамёна. Гвардия, генералитет, государственная Дума из
    олигархов, армия, казаки и простые пролетарии, верха и низы, левые и
    правые, будущие «красные», «белые» и прочие в вопросе
    негодности Николая-2 как монарха оказались Единодушны. Даже
    «великокняжеская фронда» из родных братьев, матери и дядек желала
    гнать такого Самодержца. А а после ареста ещё полтора года гражданина бывшего
    царя мариновали, передавая с рук на руки разным комитетам,
    и никто не решился выручить, пока не нашлись мстители. Разве могли
    ошибаться все те современники?

    Ноябрь 12, 2017 20:20

    Простите за резкость предыдущего комментария, видимо, я еще не христианин. Моя мысль в том, что все мы, Россия – блудный сын, который еще не пошел к Отцу. А если мы все грешим, как можем кого обвинять.

    Ноябрь 11, 2017 17:42

    Когда Христос Пообещал разрушить Израиль, и тот был уничтожен через 70 лет, Он Кем Был – бухгалтером? Когда считали праведников в Содоме, Он Кем Был? Мы ничем не лучше того Израиля и Содома. Бог Есть Любовь, это христианская истина, а это подразумевает наше вразумление и воспитание. Не видеть такого вразумления России в 20-м веке (100 млн. человек) может только слепой.

    Ноябрь 10, 2017 22:40

    Возникает еще более сложный вопрос. После прославления в лике святого Церковь перестает молиться о человеке и начинает уже просить у святого. Если было преждевременное признание, мы лишаем человека помощи отсюда, и не дождемся помощи оттуда. И как просить помощи у членов семьи?

    Ноябрь 10, 2017 20:34

    1917 год – Русский Потоп! Этого мнения придерживаются многие священники. И начало этому было положено в 17 веке. Тогда же был предсказан конец династии Романовых. Главой Церкви является Христос, а не царь! Попытка государства (Романовых) возглавить Церковь привела ко всеобщему отступлению от веры. Предали все классы и сословия, за что и был попущен этот Потоп. Николай 2 не оказался Ноем, хотя знал о приближении конца. Жалко всех, потому что Потоп еще не закончен!

    Ноябрь 5, 2017 9:16

    А для меня Николай 2 , просто как последний царь в истории но никак не святой.

    Октябрь 30, 2017 20:24

    Да, уж святой. А как же расстрел мирного шествия в январе 1905 года несколько сот людей?

    Октябрь 15, 2017 11:05

    Христос учил нас судить по плодам. Что видим: общество разделилось. Масла в огонь подлили и фильм Матильда, и « царебожница» Поклонская, и «Христианское государство» с поджогами. Оказывается, это первый император, канонизированный РПЦ. Почему не Александр 1 тогда, почему серьезно не заняться старцем Фёдором Кузьмичем? Человека мучил грех отцеубийства и много лет он замаливал это перед Богом. Вот вам и образец святого человека. Осталось провести Днк- экспертизу.

    Октябрь 14, 2017 20:36

    Господи! Какой ушат нечистот в этих комментариях. Господа нерукопожатные, если вы не желаете признавать Государя святым - пожалуйста,не признавайте, не молитесь, не считайте себя православными. Но хоть имейте такт помолчать! И умерить своё желание с упоением перемыватькости человеку, давно убиенному безбожниками. И учтите,что наша Церковь никого просто так не канонизирует! Для этого должны быть случаи чудес, сотворённых этим человеком; доказательства его праведной жизни; ещё много чего… А вы берётесь рассуждать о том, о чём ни малейшего представления не имеете. Церковные иерархи знают лучше. Они окончиди семинарию и имеют гораздо больше духовного опыта. Нет, нельзя удержаться от того, чтобы не поучить профессионалов. Позор на вашу голову.

    Октябрь 6, 2017 20:11

    Что осмысливать? Картина маслом Результат руководства – конец империи, семья расстреляна, крайних нет.

    Октябрь 5, 2017 15:01

    Всем, кто в помрачении своем умножает хулу на Государя и Его семью, скажу: суждения ваши стоят на том, чем вас 100 лет кормили те, кто стремился сделать из вас же тупой скот, а несогласных уничтожить, как и святых страстотерпцев! И, к горести своей, замечаю, что пока у них неплохо получается. Задумайтесь, чью “жвачку” пережевываете, пока еще есть время. А осознав, начинайте искать, читайте, смотрите, осмысливайте.. А осмыслив – молитесь и просите прощения.
    Да, воистину силен дьявол. Но Бог сильнее!.
    Прости нас, Государь!

    Октябрь 4, 2017 12:00

    Почему-то все здесь (да и не только здесь) упускают один значительный нюанс. Николай II Романов был руководителем государства. Это большая ответственность. Ответственность за миллионы твоих подданных и судьбу страны. Любой руководитель государства отвечает за все, что в этом государстве происходит (по большому счету, естественно). Николай взял на себя эту ответственность добровольно, но, как показывают годы его бездарного правления, с нею не справился. Не справляешься – уходи. Но он не ушел сам до самого конца, до февраля 1917-го, когда его фактически к этому принудили.
    Но бездарное правление – это еще не беда, беда в том, что результатом его правления стали гибель и мучения миллионов русских людей. В том числе и замученных, и невинно убиенных!
    Так за что канонизировали такого человека? За то, что он смирно сидел с семьей в Тобольске, а затем в Екатеринбурге в то время как Россия уже захлебнулась кровью русских людей, убивавших друг друга?
    Есть юридическое понятие преступного действия. Возможно, Николай не совершал преступных действий. Но он совершил преступное бездействие, и потому лично меня никогда и никому не убедить в том, что руки его чисты. А человек с нечистыми руками святым быть не может!

    P.S. И не нужно говорить о том, что, дескать, он не сам подписывал те или иные приказы и указы, что его дезинформировали и обманывали. Хотел бы – разобрался бы во всем. Александра III почему-то никто не дезинформировал.
    И еще не надо ставить ему в заслугу то, что он не бежал за границу. Да не мог он бежать! Это – миф, фикция. Арестовали его 9 марта, а Александру еще раньше арестовал Корнилов. Как бы он бежал? На лошади что ли? А посему сидел и ждал безвольно и спокойно своей участи, как безвольно и спокойно правил страной десятки лет, пуская все на самотек

    Сентябрь 28, 2017 16:02

    Возникает ощущение, что Николая 2 назначали святым. Куча оговорок, специальных пояснений, допущений. Не серьезно это.

    Сентябрь 17, 2017 18:24

    Маяковский писал что если звезды зажигают –
    значит – это кому-нибудь нужно? Канонизация и святость Николая II народу точно не нужна.Она нужна церкви.Зачем? Сие есть тайна великая.Но по моему убеждению здесь зарыта какая-то многоходовочка.

    Сентябрь 17, 2017 15:55

    А ещё канонизирован царевич Димитрий. Который даже не известно доподлинно, был ли невинно убиенным. И по историческим свидетельствам характером пошёл в папеньку Ивана Грозного (любил смотреть на мучения животных, а то и сам прикладывал руку). И вообще был незаконнорожденным, то есть и претендовать на престол особого права не имел. Но для церкви это не имеет значения, удивительное дело.

    Сентябрь 14, 2017 16:12

    Человек, в немалой мере поспособствовавший гибели Российской империи, бездарный руководитель и просто не самый безгрешный человек канонизирован за свою мученическую смерть. А миллионы погибших как во время его правления так и после это просто “серая масса”, недостойная канонизации!? Да, церковь справедлива, ничего не скажешь:буржуям в рай без очереди – вот ваш девиз.

    Сентябрь 14, 2017 11:22

    Отец Георгий как всегда всё превосходно написал, каждое его слово взвешенно, но, в то же время подвержено определенной внутренней цензуре, что, собственно, понятно, ибо служебное положение обязывает. В то же время неоспорим тот факт, что Николай II является спорной и неоднозначной фигурой, о чем свидетельствуют, хотя бы, эти обсуждения. Канонизация ни одного святого не была ещё столь противоположно воспринимаема народом. Что именно произошло в Ипатьевском доме мы достоверно не знаем – большинство документов ещё не рассекречено и не будет рассекречено пока вопрос так остро стоит, по поводу останков – тоже нет уверенности даже у РПЦ. А как мы можем говорить об убийстве, если трупы не найдены? Опираясь на записки Юровского? Дневник Дома специального назначения? Даже смешно… А есть ли показания не участников преступления, а незаинтересованных свидетелей? Насколько я знаю (могу ошибаться) нет. Возникает вопрос: не рановато ли? Быть может, сначала стоит дождаться хотя бы однозначного ответа по поводу найденных костей? Я не оспариваю святость царской семьи, но и безоговорочно её принять при всем желании не могу. То, что Николай II и его семья были весьма добрыми и набожными людьми – факт. Но ведь Комиссия по канонизации не нашла достаточных оснований для канонизации царской семьи, изучая жизнь императора, императрицы и их детей, до отречения царя от престола, однако нашла такие основания, изучая последнее время жизни царской семьи – самые малоизвестные, туманные, спорные и политизированные (с точки зрения времени интерпретации) страницы их жизни. Политическая реабилитация не могла не оказать влияния на скорейшее прославление, ведь остальные расстрелянные в Ипатьевском доме не прославлены, исходя из позиции отца Георгия, по-сути, из-за церковной бюрократии – пока ещё не успели придумать и утвердить чин прославления мирян) Прославление царской семьи выступило частью политической реабилитации и осуждения первых кровавых советских лет, вопрос же святости, с моей скромной точки зрения, исследован недостаточно полно.

    Август 19, 2017 23:48

    Дмитрий, Николай II и его семья до последнего верили, что их спасут. Сначала Керенский обещал отправить их в Крым, а позже в Англию, но отправил в Тобольск. Затем Вырубова готовила заговор, но это пожалуй и все. У вас нет знаний. Император не обрекал свою семью на смерть. Ничего сделать было нельзя. Никто не хотел их спасать!!!

    Август 17, 2017 21:50

    Те, кто против канонизации видимо не знают всей правды и книжки умные не читают…Прежде чем осуждать – докопайтесь до истины. Царская семья не бросила Россию. Не предала. Хотя они не были чистокровными русскими!!! Это как надо любить Россию! Вот те, кто рассуждают, что Николай II “убил” семью – очень сильно ошибаются! Почитайте очерки западных эмигрантов, которые видели все происходящее действо. В особенности обратите внимание на воспоминания Ивана Солоневича. После этого я надеюсь всем станет все понятно и СТЫДНОЕ за своё отношение к Николаю и возведению его к Лику Святых. И в будущем, прежде чем осуждать кого-то, подумайте, готовы ли Вы пожертвовать собой и своей семьёй ради Родины. Или Вы при малейшей возможности будете бежать как “крысы с корабля”.

    Август 3, 2017 10:22

    Две цитаты: “Никакой «традиции канонизации монархов» не существует”.

    “Как отметил член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов, «чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов». Так определитесь уже, существует или нет…

    Август 3, 2017 4:29

    Исполнение профессиональных обязанностей с христианским смирением мешает канонизации в лике страстотерпцев? Забавно…

    А тот факт, что Александра Федоровна до конца жизни считала Распутина святым и духовным наставником, и в заблуждении своем не разу не раскаялась никак не мешает ее канонизировать? Еще более забавно.

    Май 27, 2017 3:54

    Владимир. А давайте не скатываться до выражений типа: заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи. С каких это пор, убийство своей семьи стало православным делом. Может за такое? Банить. Всё? Что не соответствует Вашему мнению. Является оскорбительными выражениями?)). Давайте так. Есть два диаметрально противоположных мнения. В свете одной и той-же концепции нашего православия. В одном. Николая II причисляют к лику святых. В другом, ему пророчат все круги ада. Две религиозные крайности нашей православной религии. Рай? Или Ад?. Вопрос. Какая, из этих концепций является,более оскорбительной? И странно, что для религиозного человека, понятие, что человек достоин наличие сковородки в аду, является оскорбительным.

    Май 26, 2017 0:54

    Платить за свои ошибки. Надо своей жизнью. А не жизнью своей семьи. Своим бездействием, Николай, практически, убил свою семью, которую он мог отправить за границу. Пусть даже против их воли. Вряд ли подвиг искупления состоит в обречении не винных детей на смерть. С таким-же успехом. Николай мог зарубить свою семью сам. И выйти к расстрельной команде в одиночестве. К сожалению в православии, наказывают только за прямое убийство. А за смерть из-за преступного бездействия. Не наказывают.(Преступное бездействие - это волевое пассивное поведение человека, которое заключается в том, что лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность, в результате чего причиняется вред объектам охраны или создаётся угроза причинения такого вреда. или оставление в опасности). А поскольку для Николая, объект охраны была его семья. То Николай, с какой угодно готовностью мог идти на жертвенный алтарь, в одиночестве. Предварительно, защитив свою семью. По мне, так по Николаю сковородка шкворчит. А вот его семья, действительно страстотерпцы. Которые приняли смерть свою, от соотечественников, в силу их политических мотивов, злобы и коварства.

    Март 20, 2017 6:29

    На земле нет и не может быть абсолютно безгрешных людей. Святыми не рождаются -а становятся,осознав свои грехи и отрекшись от них (с Божией помощью конечно). Разбойник распятый рядом со Христом,покаявшись,попал в Рай. Наша жизнь так устроена – за все нужно платить. Николай || заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи,хотя у него была возможность уехать за границу.В этом и состоит его подвиг искупления. Кому много даётся с того много и спросится. Он это понимал. Наверно Господь принял его жертву,раз Церьковь его канализировала.Вот и выходит -покаяние очищает и делает святым – итог жизни. Чего всем и желаю.

    Февраль 12, 2017 20:12

    Да,последний император стал мучеником,но вряд ли по доброй воле! Погибли миллионы с гораздо более чистыми душами,но почему-то канонизирован именно император.Я думаю,что не следовало этого делать,поскольку все аргументы против уравновешивается единственным аргументом- принял мученическую смерть! Но,сколько людей в России приняло не менее мученическую смерть с 1905 по 1945?!
    Вот и получается,что Николай 2 обязан своей святостью занимаемой должности!
    Если есть хоть малейшее пятнышко на биографии кандидата в святые,то даже не стоит рассматривать такую кандидатуру! Не потому,что человек плохой.А потому,что репутация Святого не должна вызывать ни малейшего сомнения!

Божий Промысел о судьбе России предначертан и непреложен. По предсказаниям святых угодников Божиих, в известный Творцу исторический час, Святая Русь чудесно возродится с Царем Православным во главе. Об этом еще в XVIII веке пророчествовал тайновидец монах Авель. В наши дни вещие глаголы его были подтверждены чудесным обретением давно утраченной древней иконы.

Образ был написан иконописцем Лазарем по воле Императора Павла I и по пророчеству монаха Авеля о последнем Державном Царе России. Послание царствующего Монарха будущему Царю-мученику гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившемуся, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Императора Николая II.

По воле Божией, в смутные годы лихолетья уникальная икона не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придавая образу особого значения, продали его в частную коллекцию. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока недавно в Москве не умер ее последний владелец-коллекционер. Его квартиру вскоре обокрали и попытались вывезти коллекцию за рубеж. Похитителей задержали, а иконы были конфискованы. Эксперты определили точную дату написания иконы - конец XVIII века. А вот относительно ее стоимости пожали плечами. По мнению их, это была икона-фантазия.

На старинной иконе действительно изображен Царь-мученик Николай II. Налицо явное портретное сходство! Над осененной святым нимбом главой Государя надпись: «Святой великомученик Николай".

На полях иконы традиционно имеются клейма с житием будущего Самодержца и сценами из истории монархии в России. Так изображенный справа всадник на коне символизирует победу России в Отечественной войне 1812 года. Лежащий у полевых шатров поверженный воин на клейме слева пророчески изображает поражение нашего Отечества в Первой мировой войне. В левом нижнем углу изображено, как Царь отдает корону священнослужителю. Это зримое пророчество о том, что именно духовенство в начале ХХ века оказалось причастно к предательскому низвержению монархического строя.

Как известно, уже на третий день после обнародованного заговорщиками отречения Государя, в марте 1917 года, русское священноначалие и духовенство начали возглашать на Литургии взамен исконного: "Боже, Царя храни" - "Боже, храни Временное Правительство", состоявшее из масонов и богоборцев.

В свое время преподобный Серафим Саровский и блаженная Паша Саровская завещали Николаю II самому отречься от Престола. Это также пророчески изображено на иконе за 119 лет до реального исторического события. Подпись гласит: "Предательство".

Внизу справа изображена сцена мученической кончины святого Царя от рук темных сил. Можно рассмотреть подпись: "Расстрелян с семьей". Последнее изображение - могила с надписью: "Захоронен в неизвестном месте"...

Нет сомнений, что обретение этой иконы - явное знамение близости предсказанных времен исполнения желанного русскому сердце пророчества.

В таких случаях лучше обращаться к документам:

Первое, что важно. Царь не прославлен один персонально, как уделяют внимание некоторым вождям, вождецентризма нет.

Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

Здесь видим, что частое возражение "много кого убили, почему только царя помним" необосновано. В первую очередь прославлены именно неизвестные.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:

от Алма-Атинской епархии:

  • митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского; 1877-1955)
  • митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877-1937)
  • архиепископа Воронежского Захария (Лобова; 1865-1937)

И только в конце царская семья со следующей формулировкой:

3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.

При этом церковь не идеализировала царя и рассматривает его деятельность так:

Доклад о работе Комиссии Свящ. Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине царской семьи

Будучи помазанным на Царство, наделенный всей полнотой власти, Император Николай II был ответственен за все события, происходившие в его государстве, как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому определенная доля личной ответственности за исторические ошибки, подобные событиям 9 января 1905 года, - а этой теме был посвящен специальный доклад, принятый Комиссией, - ложится на самого Императора, хотя и не может измеряться степенью его участия, а точнее неучастия в этих событиях.

Другим примером действий Императора, имевших пагубные последствия для судьбы России и самой Царской Семьи, были его отношения с Распутиным - и это было показано в исследовании "Царская Семья и Г. Е. Распутин". Действительно, как могло случиться, что такая фигура как Распутин могла оказывать влияние на Царскую Семью и российскую государственно-политическую жизнь его времени? Разгадка распутинского феномена - в болезни Царевича Алексия. Хотя и известно, что Государь неоднократно пытался избавиться от Распутина, но всякий раз он отступал под давлением Императрицы из-за необходимости обращаться за помощью к Распутину для излечения Наследника. Можно сказать, что Император оказался не в состоянии противостоять Александре Федоровне, истерзанной горем из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под влиянием Распутина.

Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла а ней достаточных оснований для его канонизации.

Однако в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения. Их канонизация совершалась именно потому, что свои грехи они искупили не только покаянием, но и особым подвигом - мученичеством или аскезой.