Происхождение скифов и сарматов. Кто вы, скифы? Дахи, массагеты и саки

Кто такие скифы? Где они жили? Культура скифов. Скифы и сарматы "Скифский мир" сложился в 1-м тысячелетии нашей эры. Он возник в степях Евразии. Это культурно-историческая и хозяйственная общность, которая стала одним из самых выдающихся явлений древнего мира. Кто такие скифы? Слово "скифы" имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников. О том, кто такие скифы, можно говорить в узком и широком смысле слова. В узком так называют лишь жителей равнин Причерноморья и Северного Кавказа, отделяя их от близкородственных племен – азиатских саков, дахов, исседонов и массагетов, европейских киммерийцев и савроматов-сарматов. Полный список всех скифских племен, известных авторам древности, состоит из нескольких десятков названий. Мы не будем перечислять все эти народы. Кстати, некоторые исследователи полагают, что скифы и славяне имеют общие корни. Однако это мнение не доказано, поэтому его нельзя считать достоверным. Расскажем и о том, где жили скифы. Они занимали огромную территорию от Алтая до Дуная. Скифские племена со временем присоединили к себе местное население. У каждого из них появились свои особенности духовной и материальной культуры. Однако все части огромного скифского мира объединяла общность происхождения и языка, обычаев и хозяйственных занятий. Интересно, что персы считали все эти племена одним народом. Скифы имеют общее персидское название - "саки". Его употребляют в узком смысле для обозначения населяющих Среднюю Азию племен. К сожалению, мы можем судить лишь на основании косвенных источников о том, какими были скифы. Фото их, конечно, не существует. Более того, исторических сведений о них не так много. Внешний вид скифов Изображение на вазе, обнаруженной в кургане Куль-Оба, дало исследователям первое реальное представление о том, как жили скифы, как они одевались, каким было их вооружение и внешний облик. Эти племена носили длинные волосы, усы и бороду. Они одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. На ногах у них были кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. Голову скифов покрывали войлочные остроконечные шапки. Что касается оружия, у них были лук и стрелы, короткий меч, четырехугольный щит и копья. Кроме того, изображения этих племен встречаются и на других предметах, обнаруженных в Куль-Обе. Например, на золотой бляшке представлены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам древних авторов. Железный век и скифская культура Образование скифской культуры проходило в эпоху распространения железа. Оружие и орудия труда из этого металла пришли на смену бронзовым. После того как был открыт способ изготовления стали, железный век окончательно победил. Инструменты, сделанные из стали, совершили настоящую революцию в военном деле, ремесле и земледелии. Скифы, территория распространения и влияние которых были внушительны, жили в раннем железном веке. Эти племена владели передовыми технологиями, которые использовались в то время. Они могли добывать железо из руды, затем превращать его в сталь. Скифы использовали разные приемы наваривания, цементации, закаливания, ковки. Именно через эти племена народы северной Евразии познакомились с железом. Навыки металлургии они позаимствовали у скифских ремесленников. Что произойдет, когда вы будете делать "планку" каждый день? Как дата рождения определяет всю вашу дальнейшую жизнь 14 способов узнать об отношении кота к себе Железо в Нартовских сказаниях обладает волшебной силой. Курдалагон – небесный кузнец, который покровительствует героям и богатырям. Идеал мужчины и воина воплощает Нарт Батраз. Он рождается железным, а затем проходит закалку у небесного кузнеца. Нарты, побеждая неприятелей и захватывая их города, никогда не трогают кварталы кузнецов. Так осетинский эпос древности в виде художественных образов передает атмосферу, характерную для раннего железного века. Почему появились кочевники? На бескрайних просторах, от находящегося на западе Северного Причерноморья до расположенных на востоке Монголии и Алтая, более 3 тыс. лет назад стала складываться весьма оригинальная разновидность кочевого хозяйства. Она охватила существенную часть Центральной Азии и Южной Сибири. Этот тип хозяйства сменил оседлый скотоводческо-земледельческий быт. Целый ряд причин вызвал столь важные перемены. Среди них – изменение климата, в результате которого высохла степь. Кроме того, племена освоили езду на лошади. Состав стад изменился. Теперь в них начали преобладать лошади и овцы, которые могли добывать себе подножный корм зимой. Эпоха ранних кочевников, как ее называют, совпала с важной вехой истории, когда человечество осуществило большой исторический шаг – железо стало основным материалом, применяющимся для изготовления как орудий труда, так и оружия. Жизнь номанов Рациональная и аскетичная жизнь номанов проходила по суровым законам, которые требовали от племен владения верховой ездой и отличных воинских навыков. Необходимо было быть готовым в любой момент защитить свое имущество или захватить чужое. Основным мерилом благосостояния для номанов был скот. Предки скифов получали от него все самое необходимое: кров, одежду и пищу. Практически все номаны степей Евразии (за исключением восточных окраин), по мнению многих исследователей, были ираноязычными в ранний период своего развития. Более тысячелетия длилось господство в степи ираноязычных кочевников: с 8-7 в. до н. э. по первые века н. э. Скифская эпоха стала временем расцвета этих иранских племен. Какие черты делают женщину действительно привлекательной? Четыре элемента истинной любви по учению Будды 35 мудрейших еврейских поговорок Источники, по которым можно судить о скифских племенах В настоящее время лишь фрагментарно известна политическая история многих из них, а также их сородичей (тохаров, массагетов, даев, саков, исседонов, савроматов и др.). Античные авторы описывают в основном деяния крупных вождей и военные походы скифов. Другие особенности этих племен их не интересуют. О том, кто такие скифы, писал Геродот. Только у этого автора, которого Цицерон назвал "отцом истории", можно найти довольно подробную характеристику традиций, религии и быта этих племен. Долгое время о культуре североиранских кочевников имелись весьма скудные сведения. Только со 2-й половины 19-го века, после раскопок курганов, принадлежавших скифам (на Северном Кавказе и Украине), и анализа сибирских находок сложилась целая научная дисциплина, именуемая скифологией. Ее основателями считаются крупные российские археологи и ученые: В. В. Григорьев, И. Е. Забелин, Б. Н. Граков, М. И. Ростовцев. Благодаря их исследованиям мы получили новые сведения о том, кто такие скифы. Свидетельства генетической общности Несмотря на то что различия в культуре скифских племен были довольно велики, ученые выделили 3 элемента, которые говорят об их генетической общности. Первый из них – конское убранство. Второй элемент триады – определенные виды оружия, которые использовали эти племена (кинжалы-акинаки и небольшие луки). Третий – то, что в искусстве всех этих кочевников преобладал звериный стиль скифов. Сарматы (сармоваты), опустошившие Скифию Эти народы в 3-м веке н. э. вытесняет следующая волна кочевников. Новые племена опустошили существенную часть Скифии. Они истребили побежденных, а большую часть страны превратили в пустыню. Об этом свидетельствует Диодор Сицилийский. Скифы и сарматы - племена, которые пришли с востока. Довольно обширна номенклатура сармоватов. Известно также о том, что существовало несколько союзов: роксоланы, языги, аорсы, сираки… Культура этих кочевников имеет множество сходств со скифской. Это можно объяснить религиозным и языковым родством, то есть общими корнями. Сарматский звериный стиль развивает скифские традиции. Его идеологическая символика сохраняется. Однако скифы и сарматы характеризуются наличием своих особенностей в искусстве. У сарматов оно является не просто заимствованием, а новым культурным феноменом. Это искусство, которое было порождено новой эпохой. Развитие аланов Возвышение аланов, новой североиранской народности, происходит в 1-м веке н. э. Они распространяются от Дуная до Приаралья. Аланы участвовали в проходивших на Среднем Дунае Маркоманских войнах. Они совершали набеги на Армению, Каппадокию и Мадию. Эти племена держали под контролем Шелковый путь. Вторжение гуннов, произошедшее в 375 году н. э., положило конец их господству в степи. Значительная часть аланов отошла в Европу вместе с готами и гуннами. Эти племена оставили свой след во множестве топонимов, которые встречаются на территории Португалии, Испании, Италии, Швейцарии и Франции. Считается, что аланы с их культом воинской доблести и меча, с их военной организацией и особым отношением к женщине находятся у истоков европейского рыцарства. Эти племена в течение всего средневековья были заметным явлением в истории. Наследие степи зримо ощущается в их искусстве. Осев в горах Северного Кавказа, часть аланов сохранила язык. Они стали этнической основой в образовании современных осетин. Разделение скифов и савроматов Скифы в узком значении, то есть европейские скифы, и савроматы (сарматы), как считают ученые, разделились не раньше 7-го века до н. э. Их общие предки до этого времени населяли степи Предкавказья. Только после походов в страны, находящиеся за Кавказом, савроматы и скифы разошлись. Отныне они стали жить на разных территориях. Киммерийцы и скифы начали враждовать. Противостояние между этими народами закончилось тем, что скифы, сохранив себе основную часть северокавказской равнины, захватили Северное Причерноморье. Киммерийцев, обитавших там, они частично вытеснили, а частично подчинили себе. Савроматы же теперь населяли степи Приуралья, Поволжья и Прикаспия. Река Танаис (современное название – Дон) являлась границей между их владениями и Скифией. В древности была популярна легенда о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками. Этой легендой объясняли то, почему савроматские женщины занимали высокое положение в обществе. Они ездили верхом наравне с мужчинами и даже участвовали в войнах. Исседоны Исседоны также отличались равноправием полов. Эти племена жили восточнее савроматов. Они населяли территорию нынешнего Казахстана. Эти племена славились своей справедливостью. Их приписывали к народам, не знающим обиды и вражды. Дахи, массагеты и саки Дахи обитали у Каспийского моря, на восточном его побережье. А к востоку от них, в полупустынях и степях Средней Азии, находились земли массагетов и саков. Кир II, основатель Ахеменидской державы, в 530 году н. э. совершил поход на массагетов, населявших области у Аральского моря. Этими племенами правила царица Томирис. Она не захотела стать женой Кира, и тот решил силой завладеть ее царством. Персидская армия в войне с массагетами была разгромлена, а сам Кир погиб. Что касается саков Средней Азии, эти племена разделились на 2 объединения: саки-хаумаварга и саки-тиграхауда. Так их именовали персы. Тигра в переводе с древнеперсидского означает "острый", а хауда – "шлем" или "шапка". То есть саки-тиграхауда – саки в остроконечных шлемах (шапках), а саки-хаумаварга – почитающие хаому (священный напиток ариев). Дарий I, персидский царь, в 519 году до н. э. совершил поход на племена тиграхауда, завоевав их. Скунха, плененный вождь саков, изображен на рельефе, высеченном по приказу Дария на Бехистунской скале. Культура скифов Следует отметить, что скифские племена создали довольно высокую культуру для своего времени. Именно они определили путь дальнейшего исторического развития множества регионов. Эти племена участвовали в образовании многих народов. В империи Чингисхана хранились скифские летописи, была представлена богатая литература со сказаниями и легендами. Есть основания надеяться, что большая часть этих сокровищ сохранилась до наших дней в подземных хранилищах. Культура скифов, к сожалению, остается малоизученной. В древнеиндийских сказаниях и ведах, в китайских и персидских источниках говорится о землях района Сибири-Урала, на которых жили необычные люди. У плато Путорано, как считали они, были расположены обители богов. Эти места привлекали внимание правителей Индии, Китая, Греции, Персии. Однако интерес обычно заканчивался экономической, военной или другой агрессией против великих племен. Известно, что в Скифию в разные времена вторгались войска Персии (Дарий и Кир II), Индии (Арджуна и др.), Греции (Александр Македонский), Византии, Римской империи и т. д. Нам известно из исторических источников и о том, что интерес к этим племенам со стороны Греции проявляли: врач Гиппократ, географ Гекатий Милетский, трагики Софокл и Эсхал, поэты Пандор и Алкаман, мыслитель Аристотель, логограф Дамаст и др. Две легенды о происхождении Скифии, рассказанные Геродотом Геродот рассказал две легенды о происхождении Скифии. Согласно одной из них, Геракл, находясь здесь, встретил в Причерноморье (в пещере земли Гилея) необычную женщину. Ее нижняя часть была змеиной. Три сына родилось от их супружества – Агафирс, Скиф и Гелон. От одного из них и произошли скифы. Кратко изложим и другую легенду. Согласно ей, первым на земле появился человек, которого звали Таргитай. Родителями его являлись Зевс и Борисфена (дочь реки). У них родилось трое сыновей: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Старший из них (Липоксай) стал родоначальником скифов-авхатов. Траспии и катиары произошли от Арпоксая. А от Колаксая, младшего сына, - царственные паралаты. Эти племена все вместе называются сколотами, а скифами их стали именовать греки. Всю территорию Скифии Колаксай сначала разделил на 3 царства, которые достались его сыновьям. Одно из них, то, где хранилось золото, он сделал наибольшим. Область, находящаяся к северу от этих земель, покрыта снегами. Около I тысячелетия до н. э. возникли скифские царства. Это было время Прометея. Связь скифов с Атлантидой Конечно, нельзя считать историей народов Скифии легенды о родословной царей. Считается, что история этих племен имеет корни в Атлантиде, древней цивилизации. В эту империю входили, кроме острова в Атлантическом океане, где была расположена столица (Платон описал ее в диалогах "Критий" и "Тимей"), земли на северо-западе Африки, а также Гренландии, Америки, Скандинавии и северной части России. К ней же относились и все области, находившиеся вокруг Северного географического полюса. Расположенные здесь островные земли именовались Средиземьем. Их населяли далекие предки азиатских и европейских народов. На карте Г. Меркатора, относящейся к 1565 году, представлены эти острова. Хозяйство скифов Скифы - народ, военная мощь которого могла сложиться только на крепкой социально-экономической основе. И у них была такая база. В скифских землях более 2,5 тысячи лет назад был более теплый климат, чем в наше время. У племен было развито животноводство, земледелие, рыболовство, осуществлялось производство кожаных и сукновальных товаров, тканей, изделий из керамики, металлов и дерева. Изготавливалось военное снаряжение. По качеству и уровню продукция скифов не уступала греческой. Племена обеспечивали себя всем, что было необходимо. Они занимались добычей золота, железа, меди, серебра и других полезных ископаемых. У скифов производство литья достигло очень высокого уровня. Как сообщает Геродот, составивший описание скифов, в 7-м веке до н. э., при царе Арианте, эти племена отлили огромный медный котел. Толщина его стенки составляла 6 пальцев, а емкость – 600 амфор. Он был отлит на Десне, к югу от Новгород-Северского. Во время нашествия Дария этот котел был спрятан к востоку от Десны. Здесь же велась добыча и медной руды. Скифские золотые реликвии спрятаны на территории Румынии. Это чаша и плуг с ярмом, а также обоюдоострая секира. Торговля скифских племен Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы строили речные и морские льнокрылые корабли на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. Чингисхан брал из этих мест мастеров для создания флота, предназначенного для завоевания Японии. Иногда скифы строили подземные ходы.

В центральной части России и особенно Воронежской области находят немало скифских памятников. Чем близок нам этот народ, исчезнувший почти две тысячи лет назад, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.

Аборигены России

«Скифы - это аборигены нашей страны, - говорит краевед. - Вся их история связана с территорией исторической России от Енисея до Дуная, включая Казахстан и Среднюю Азию».

На обширных пространствах Евразии скифы господствовали в середине первого тысячелетия до нашей эры. Очень много фактов об этом народе сегодняшние исследователи почерпнули благодаря древнегреческим авторам: эллины со скифами активно взаимодействовали - и торговали, и воевали. Собственно, скифы - греческое слово, сами они именовали себя саками.

Бытовые привычки, военные обычаи, религиозные взгляды этого народа подробно описал античный историк Геродот. Он выделял царских скифов, скифов-пастухов, скифов-земледельцев - сколотов, но писал, что культура у них общая и все они одинаково воинственны. Рассказал Геродот и о соседях, которые тоже проживали в Черноземье. Там, где начинались леса, обитали будины - светловолосые, голубоглазые и не менее воинственные. Иногда они сражались со скифами, иногда - выступали в роли союзников.

В Воронежской области скифские археологические памятники изучают давно. Так, с 1989 года ведёт исследования донская археологическая экспедиция Института археологии РАН - она изучает скифские древности в Острогожском и Репьёвском районах, в бассейнах рек Потудань и Девица. Активно занимаются этой эпохой воронежские археологи Александр Медведев и Юрий Разуваев.

Кому достанется «принцесса»?

«Благодаря системным археологическим исследованиям мы знаем, что наиболее плотно скифы-земледельцы населяли междуречье Быстрой Сосны и Тихой Сосны, - отмечает Николай Сапелкин. - Всё побережье этих и соседних рек, побережье Дона было насыщено скифскими городами. Чуть южнее жили кочевники - царские скифы, чуть севернее - будины. Кстати, название реки Дон пришло к нам именно от скифов».

Скифские городища представляли собой крупные поселения с линией укреплений: рвом, земляными валами и частоколом.

Так же, как и современные русские, скифы были индоевропейцами, но говорили на языке, относившемся не к славянской, а к иранской группе. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они пришли из Азии - со стороны Саян и Алтая. Вторая гласит, что это коренное население наших степей и лесостепей, жившее здесь ещё с позднего бронзового века. В VII веке до нашей эры скифы прошли через Кавказ и вторглись в Азию: их конница громила Ассирию, Мидию, Вавилонию, Египет и другие древние государства. Обогатив свою культуру, освоив новые технологии и вооружение, они вернулись в родные степи.

25-летняя скифская принцесса умерла от рака груди. Фото: Commons.wikimedia.org

Самое древнее из погребений скифских царей найдено далеко на востоке - в Саянах. А в начале 1990-х годов на алтайском плато Укок было обнаружено мумифицированное тело 25-летней женщины. Вода, в древности заполнившая могилу, замёрзла - ледяная линза не таяла больше двух тысяч лет и прекрасно сохранила спящую вечным сном скифскую красавицу, которую наши современники зовут то принцессой, то шаманкой Укока.

К сожалению, вскоре вокруг останков принцессы закипели распри. Уникальная находка чуть было не стала жертвой суеверий. Главный шаман Алтая заявил, что могила скифской принцессы запирала нижние миры и не выпускала оттуда нечистую силу. Теперь же демоны будто бы вырвались наружу и плодят несчастья: землетрясения, падёж скота, дефицит бюджета и экономический кризис. Истерия дошла до того, что совет старейшин при главе республики Алтай потребовал вновь похоронить мумию.

К счастью, сейчас мумия - собственность музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и учёные не уступили мракобесию. Ведь находка очень много рассказала о внешнем облике, одежде, татуировках и многих других деталях повседневной жизни скифского общества. Известна и причина смерти женщины - рак молочной железы.

Гончары и металлурги

К сожалению, в скифских захоронениях в Черноземье мумии не находят. Зато были другие важные открытия. Так, в историю археологии вошли находки, сделанные во время раскопок так называемых Частых курганов - сейчас эти места застроены многоэтажками Северного района Воронежа. В 1911 году археологи Александр Мартинович, Владимир Языков и Стефан Зверев нашли там меч с золотой рукояткой, украшенной фигурами животных, наконечники стрел, колчан, 200 золотых бляшек, золотое спиральное кольцо, железный обтянутый золотом браслет. Но самое главное - серебряную чашу с рельефными изображениями мужчин в скифской одежде с луками и топорами, сейчас она находится в Эрмитаже.

Взрослые мужчины носили длинные волосы, усы и бороду, одевались в короткие кожаные кафтаны, перетянутые поясом, длинные узкие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, на голову надевали остроконечные войлочные шапки. Женщины носили длинные платья и накидки.

Ни полноценной государственности, ни письменности у скифов не было, но считать их варварами нельзя - они владели передовыми технологиями своего времени: изготовляли ткани и изделия из кожи, использовали гончарный круг. Были отличными металлургами: извлекали из руды железо и превращали его в сталь, добывали золото, серебро, медь.

Широко известен скифский «звериный стиль»: на золотых и серебряных сосудах изображались лошади, олени, птицы и другие животные - всегда в движении, боком, но с повёрнутой к зрителю головой. Впрочем, сосуды эти были предметом импорта - по заказу скифской знати их изготовляли эллинские ювелиры из греческих колоний, расположенных в Причерноморье.

Впрочем, неправильно представлять себе скифское общество таким уж гуманным и прогрессивным.

«В одном из захоронений скифской эпохи найдены скелеты людей со сросшимися позвоночными дисками, - отмечает краевед. - Это значит, что люди с раннего детства подвергались истязанию или тяжелейшему физическому труду. Были ли это представители покорённых народов или низшего слоя общества, мы пока сказать не можем».

В представлениях соседей-греков скифы отличались особым буйством. До наших времён сохранилось выражение «пить по-скифски» - значит употреблять неразбавленное вино. Сами эллины обычно смешивали хмельной напиток с водой.

Вглубь степей

В конце VI века до н. э. над скифами нависла грозная опасность. Переправившись через Дунай, в их степи вторглось огромное войско Дария, царя персидской империи Ахеменидов - мировой державы того времени. Казалось, исход борьбы предрешён, но скифы применили невиданную прежде тактику. Понимая, что лобовое столкновение не сулит ничего хорошего, они начали отступать вглубь степей, сжигая траву, засыпая колодцы, уничтожая отделившиеся от основных сил отряды персов.

Дарий дошёл до Танаиса (так греки называли Дон), но так и не разбил скифов. Измученные непривычными холодами, голодом, болезнями и мелкими стычками персы повернули вспять. Обратный путь был ещё более тяжёлым - из страны скифов вернулись лишь жалкие остатки войска. Позже покорить скифов пытался и Александр Македонский, но тоже потерпел неудачу.

Господство скифов в степях Евразии закончилось в конце первого тысячелетия до нашей эры. Властителем Подонья стал другой иранский народ - пришедшие с востока сарматы. Скифы отступили к Днепру и Бугу и в конце концов обосновались в Крыму. Там их настигли одно за другим нашествия готов и гуннов.

Грозный прежде народ исчез, и большинство историков не признаёт скифов предками русских. Тем не менее греческие авторы продолжали называть скифами алан, а затем и славян. Древняя Русь, согласно «Повести временных лет», была известна в Византии как Великая Скифь. Да и для западных европейцев наша страна ещё долго оставалось некой «таинственной Скифией». И потому вовсе не удивительно, что русские поэты чувствовали глубинное - пусть не прямое - культурное и ментальное родство с весёлым и творческим народом, умевшим ценить красоту, любившим просторы и губившим завоевателей.

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.




Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Борьба

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории. В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.

Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.

В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами. В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.





Метки:

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение скифов

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику — вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Военное дело скифов

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Религия скифов

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Скифы, видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.


В древних письменах Геродота (V в. до н.э.) описывался народ, господствовавший в Северном Причерноморье. Этому народу даже удалось покончить с амбициями считавшего себя непобедимым Дария I. Имя это было настолько известно, что даже после исчезновения их в конце первого тысячелетия нашей эры, оно еще долго сохранялось в памяти и часто употреблялось по отношению к народам, к скифам отношения не имевшим, но проживавшим на территориях их бывшего обитания.

В частности скифами часто именовались восточные славяне. И даже в начале ХХ века Александр Блок в символическом смысле называл наш народ скифами. Хотя кое в чем он был не совсем прав, поскольку скифы были не обязательно азиатами, и не обязательно с раскосыми глазами.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще , который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо , либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Военное искусство скифов

Само утверждение скифов в Причерноморье происходит в виде военного вторжения, в ходе которого они изгоняют с этой территории древний народ киммерийцев. Их основным оружием были лук со стрелами с бронзовыми или железными наконечниками, короткие мечи-акинаки, которыми было удобно орудовать верхом, метательные дротики и копья.

В войнах участвовали и женщины, что послужило основой для греческих легенд об амазонках.

Конечно, всем известно столкновение скифов с могущественной Персидской державой, в ходе которого персидский царь Дарий I в конце VI в. до н.э. пытался их покорить. С огромным войском он перешел Дунай и начал преследование скифов. Догнать их не получилось, поскольку скифы отходили все далее на восток, заманив персов до бассейна Дона. При этом, как объяснил Дарию скифский царь Иданфирс, они вовсе не отступали, а просто перекочевывали исключительно по своему всегдашнему обычаю. Дарию пришлось бесславно возвращаться, да еще и с большими потерями.

Культура скифов

В общественно-политическом отношении скифы не образовали единого государства. Греческие источники называют скифских вождей царями, и наличие огромных курганных захоронений от Причерноморья до Алтая говорит нам о том, что в скифском обществе складывается социальное неравенство и появляется знать, но до уровня развитой государственности скифы так и не доросли.

Нужно отметить, что в отличие от многих кочевников, которые оставили после себя прежде всего следы их военной деятельности, скифы были создателями и распространителями мощнейшего культурного наследия. До нас дошло большое количество изделий скифского производства. В частности, скифы широко использовали различные металлы: для изготовления оружия – железо, медь, олово, или других изделий, например, золото. Поиск месторождений сам по себе подталкивал скифов на постоянные миграции, что может объяснить такую широту их расселения.

В нравственной системе ценностей скифов, как в основном кочевого народа без серьезного имущественного неравенства не было поклонения богатству. Золото, изделиями из которого славится их культура, не воспринималось как средство накопления и владения, а использовалось как удобный и красивый материал для творчества. Добыча, которую скифы захватывали во время набегов, служила также не средством накопления богатства, а являлась мерилом славы.

Скифская культура была настолько развита, что оказала влияние на огромное количество народов на обширной территории. Когда в 1923-24 гг. археологической экспедицией в Монголии были найдены курганы , там наряду со следами китайского влияния явно прослеживались элементы скифского звериного стиля.

Можно сказать, что скифы являлись цивилизационнообразующим народом на восточно-европейских и южно-азиатских просторах. И это при отсутствии у них государственной системы и письменности!

Закат скифов

Скифы практически исчезают из исторического поля зрения в III – II вв. до н.э., хотя упоминания о них еще встречаются и в начале новой эры, но неизвестно, идет ли в этих сообщениях речь о скифах или название применяется в отношении других народов, например, славян. Почему же скифы исчезли? Вроде бы в конце I тыс. до н.э. им не встречались враги могущественнее их в зоне их обитания.

Скорее всего, скифы не исчезли как народ, они исчезли именно как единая культура, распавшись на ряд племенных образований со своими названиями. Другими словами, они на самом деле никуда не исчезли. Они образовали новые комбинации племен, в которые влились новые народы.

Так причерноморские скифы в результате этих рекомбинаций, слияния с родственными им сарматами образовали сарматские союзы племен Дона, Днепра и Днестра, к которым вскоре примкнули восточные славяне, в конце концов, их ассимилировавшие. Так что скифы в какой-то степени и сейчас среди нас.