Презентация "необыкновенная арктика". Экологический проект «Животные Арктики

Необыкновенная Арктика

(часть 1)

Воспитатель: Ильина Елена Евгеньевна


к А

Книга?



Здравствуйте, ребята! Вы уже расшифровали название Книги? Правильно, «Арктика». Да, это Волшебная Книга, а я ее хранительница. Мы путешествуем с Книгой по всему свету, чтобы рассказывать детям о необыкновенной Арктики.

Арктика







Многим людям кажется, что попасть в Арктику очень сложно. На самом деле, это совсем не так. Порой, надо просто сесть в машину, проехать по дорогам несколько сот километров и вот ты уже в Арктик

- Надо просто сесть в самолет,

либо на атомный ледокол, вместе с направляющейся туда научной экспедицией и вот вы уже в Арктике.




Арктическая пустыня России - это одно из самых красивых мест созданное природой. Арктику можно описать как огромный , покрытый льдом океан. Но несмотря на страшный холод, сильные ветры, злые вьюги и метели там бурлит жизнь. Рыбы, животные, птицы и даже люди научились жить в царстве снега и льда.


  • Ребята, какие коренные народы живут в Артике

и чем они могут заниматься в суровых условиях Севера?




Олени - это по-настоящему внедорожный транспорт, который никогда нигде не застревает, не тонет, и не ломается. По совершенно непролазным дебрям олени могут идти не напрягаясь, таща за собой сани с грузом. Ездить на оленях, кстати, очень мягко и комфортно. Сани на которых переезжают оленеводы называются нарты.









У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. У народов Севера тоже есть свои национальные праздники.




Праздник «День оленевода» отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Они устраивают соревнования, чтобы узнать, кто из них самый ловкий, смелый, выносливый. Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках. Человек, который управляет оленями называется каюр.


По мнению северных народов, Ворона своим криком пробуждает природу после долгой зимы. Этот праздник называется "Вороний день". В этот день играют в разные игры, соревнуются, танцуют, поют песни, показывают сценки. Дети готовят луки и тупые стрелы, учатся попадать в цель. На дерево все члены семьи вешают лоскутки, которые принесут благополучие на целый год.


Ребята, Россия очень большая. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, села, удивительный многонациональный народ. Все мы живем одной дружной большой семьей.



Любовь Гузанова

Игра - путешествие "В Арктику и Антарктику"

Оформление: карта земного шара, глобус, фигурки животных, макеты климатических зон, компас, тазик с водой, салфетки, детский крем.

Программные задачи:

Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;

Систематизировать, обобщить и дополнить представление детей о животных Арктики и Антарктики;

Закрепить представление о мире животных и растений, вспомнить их приспособленческие особенности к жизни в различных условиях;

Уметь устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и способами обитания животных и состоянием растений;

Обогащать и активизировать словарный запас детей;

Дополнять ответы друг друга;

Продолжать учить аргументированным ответам на вопросы воспитателя;

Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира;

Поддерживать желание изучать природу, оказывать посильную помощь в охране её ресурсов;

Ход занятия.

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались в чем тут фокус?

Я держу руками. (Глобус)

Воспитатель зачитывает стихотворение, показывая на глобус:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там - зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где - то снег лежит горой,

А где - то жарки и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря -

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь, Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Ребята, чтобы изобразить огромную территорию нашей Земли, ученые составили карту земного шара (показывает карту).

А для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму ученые изобрели модель Земли - глобус, на нем размеры уменьшены в десятки миллионов раз.

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия? (Глобус)

Наша планета - это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много - много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Прежде всего, на глобусе есть два полюса:

короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика -

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре и на карте показать.

(Дети показывают северный и южный полюсы на карте и на глобуса)

Что изображено на глобусе коричневым цветом (горы, возвышенности).

Что изображено зеленым цветом (равнины).

Что изображено желтым цветом (пустыни).

Что изображено белым цветом (снежные пустыни)

Что изображено синим цветом (моря, океаны).

Какого цвета больше всего?

О чем это говорит?

Игра: воспитатель показывает разноцветные карточки, дети выполняют соответствующие задания:

Голубой - волнообразные движения рук.

Белый - потираем плечики, руки.

Желтый - утираем пол со лба.

Коричневый - смотрим высоко вверх.

Зелёный - изображаем ёлочку.

В гости к детям приходит медвежонок Умка и пингвинёнок Лоло.

Умка: Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, куда это мы попали?

Дети: В детский сад!

Умка: А где это находится? Как называется ваш посёлок:

Ответы детей:.

Умка:А мы заблудились и не знаем как попасть домой.

Воспитатель: не расстраивайтесь друзья, мы вам поможем, у меня есть цветик - семицветик, он исполнит любые желания.


Первое желание исполнит жёлтый лепесток.

Жёлтый лепесток скорей, помоги развеселить гостей.

Дети танцуют танец "Цветик - семицветик".

Оранжевый, как витамин,

Он укрепит здоровье наше,

Ведь от полезных витамин,

Сильнее мы становимся и краше.

Игра "Отгадай по вкусу" (фрукты и овощи).

Зеленый цвет нам всем поможет

Вели нам лепесток скорей

В вопросе разобраться сложном -

В правилах безопасности зимой для детей!

Дети отвечают.

Красный - этот цвет полезный,

Нам здоровье ты вели,

Чтоб спокойно и чудесно

Путь пройти вокруг Земли!

Чтоб здоровье было в порядке надо делать "Весёлую зарядку"

Воспитатель: Вот теперь мы можем отправляться в путешествие. Дети, кто знает, где живет Умка? (ответы) Правильно, Умка живет в Арктике! Давайте посмотрим на глобусе, где же находится Арктика.

Дети с воспитателем подходят к глобусу, рассматривают, находят на глобусе Арктику.

Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие нам надо проложить путь по карте! Мы вами сейчас отметим красным флажком где мы живем (находим с детьми, отмечаем флажком). А сейчас я предлагаю мальчикам проложить путь по карте от Борового до Арктики нарисовав его красным маркером (один из детей прокладывает путь от Борового до Арктики на карте).

А чтобы узнать, в каком направлении двигаться, нам поможет компас. Куда указывает стрелка компаса? (на север)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живет Лоло?

Дети: В Антарктиде!

Воспитатель: Это тоже крайняя точка Земли - южный полюс. Давайте найдем Антарктиду на глобусе!

Воспитатель с детьми подходят к глобусу, находят Антарктиду.

Воспитатель: посмотрим на карте, где же находится Антарктида (рассматривают карту, находят Антарктиду).

Воспитатель: Девочки! Проложите путь от Борового до Антарктиды на карте синим маркером (один из детей рисует путь синим маркером).


Синий цвет - цвет вечных зим!

Стоит только захотеть,

И тогда мы сможем,

В Арктику вмиг долететь!

Воспитатель: Вот мы с вами добрались и до Арктики! Ребята, а какой же климат в Арктике? Какая там погода? (ответы детей).

Воспитатель: Да ребята! В Арктике холодно, там вечная мерзлота, снег, сильный холодный ветер, льды, айсберги. А как вы думаете, кто - нибудь обитает в Арктике?

Кто же в Арктике живет?

Давай с тобой посмотрим:

Морж, медведь,

Тюлень, касатка,

Сова и куропатка,

Овцебык, олень, поморник,

Их не сложно всех запомнить.

Погоняемый кнутом,

Мчится в упряжи, потом

Мох щиплет целый день

Стройный северный. (олень).

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живет,

Где снег вокруг и лед.

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идет, в развалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждет улов.

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Встать он не торопится:

Жирок под шубой кроится.

Арктика. Мороз скрипучий,

Обжигающий, колючий,

Но медведю, ни почем,

Полотенце на плечо,

И айда купаться смело,

От того он белый - белый.

Воспитатель: А люди живут в Арктике? (ответы детей).

Воспитатель: Да, на окраинах Арктики живут народы Севера. Вот мы с вами и помогли Умке вернуться домой.


Но нашей помощи ждет ещё Лоло.

Голубой наш лепесток!

Ты лети на полюс Южный!

Мы хотим, чтоб ты помог,

Нам же в Антарктиду нужно!

Воспитатель: А какая погода в Антарктиде? (ответы детей). Да! Там тоже холодно! Снег, льды, мерзлоты! А кто же обитает в Антарктиде?

Дети называют (пингвины, касатки, альбатросы, буревестник).

Холод лютый эта птица

В Антарктиде не боится,

Посреди снегов и льдин

В море плавает пингвин!

Воспитатель: А люди живут в Антарктиде? (ответы детей). Нет, люди в Антарктиде не живут. Они ездят туда исследовать, работать. Ребята, как вы думаете, почему пингвины, белые медведи не мерзнут и выходят из воды сухими (ответы детей) Они покрыты слоем жира, который и не дает намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.

Эксперимент.

Для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. На столе - емкость с водой. Опустите руку и тут же выньте ее. посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.


Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.


Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Пингвины и другие животные не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья, шерсть покрыты слоем жира.

Молодцы! Вот мы с вами помогли и Лоло добраться домой.


Воспитатель: Дети, Мы с вами помогли Умке и Лоло, и побывали в у них в гостях в Арктике и Антарктике. Пришла пора возвращаться в детский сад.

Фиолетовый вели

Облететь вокруг Земли!

Чтобы весело с тобой

Мы вернулись все домой!


Воспитатель: Ребята! Наше с вами увлекательное путешествие а Арктику и Антарктику закончилось. Спасибо всем за принятое в нем участие.

Когда нам подарили набор «География » от фирмы «Умница», мы с дочкой принялись за изучение нашей Земли. Поначалу мы довольно увлеченно разглядывали географическую карту, перемещались по ней на своих книжках-кораблях, повторяя названия материков и океанов. Надо сказать, что занятия Таисии нравились, однако чем дальше мы продвигались, тем яснее мне становилось, что простое заучивание названий материков и фактов о них (пусть даже и в игровой форме) приведет нас не туда. Все-таки истинная задача географии – это формирование представления об окружающем мире, а не заучивание карты. И чтобы материки не оставались лишь загадочными пятнами с ничего не значащими названиями, нужно было что-то менять в наших играх.

Поэкспериментировав с занятиями, я пришла к тому, что самый интересный и полезный способ изучать наш мир – это устраивать мини-путешествия в разные его уголки. Поэтому сейчас мы изучаем географию так: отправляясь в путешествие в очередную точку земного шара, мы, прежде всего, находим его на карте и глобусе, а затем уже с головой погружаемся в атмосферу этого места. Играем в подвижные и ролевые игры на эту тему, рисуем, ставим опыты, отгадываем загадки, смотрим картинки и мультфильмы, которые помогают поближе познакомиться с изучаемой средой. По возможности я стараюсь сделать тематическую сенсорную коробку, чтобы можно было еще и прикоснуться к тому, о чем мы говорим.

Первое путешествие, о котором я решила рассказать в рамках новой рубрики « » – это путешествие на Северный полюс. Пожалуй, на данный момент, эта экспедиция была у нас самой эмоционально насыщенной. Мы целую неделю всей семьей играли в эскимосов, прыгали по льдинам, рисовали море с тюленями и моржами, смотрели на северное сияние (на youtube, разумеется ), сидя в темной комнате. Да и много чего еще интересного уместилось у нас в это тематическое занятие, растянувшееся на 2,5 недели, обо всем можно подробно почитать в этой статье.

Предложенные в статье игры хорошо подходят для детей от 3 до 7 лет – для младших и старших дошкольников. Не стоит стремиться проиграть все варианты игр за один раз, лучше растянуть их на протяжении 1-3 недель, при этом постоянно чередуя подвижные игры с теми, что требуют усидчивости.

Находим Арктику на карте

Прежде всего, нужно понять, куда мы направляемся. Поэтому мы достаем географическую карту и смотрим, где находится пункт назначения. Карту можно повесить на стену, чтобы она всегда была на виду. Но нам больше нравится расстилать карту на полу и перемещать по ней любимые игрушки на их книжках-кораблях.

Доезжая по карте до Северного полюса, мы попутно называем океаны, по которым проплываем и другие места, которые нам уже знакомы.

Замечательно будет, если вы найдете Арктику не только на карте, но и на глобусе. Я обнаружила, что уже после того, как дочь немного ориентировалась на карте, могла показать все материки, примерное расположение нашего города, она совершенно потерялась на глобусе, и отказывалась узнавать на нем, казалось бы, знакомые материки. Поэтому полезно параллельно с картой изучать еще и глобус, к тому же это будет формировать у ребенка представление о Земле, как о шаре.

Презентация на тему «Арктика» для детей

Для получения элементарных знаний об Арктике, пожалуй, лучше всего будет посмотреть с ребенком . В ней вкратце рассказываются самые интересные факты об Арктике: какая здесь природа, какие животные обитают, какие народы живут и как выглядят их дома, презентация даст первое представление о полярной ночи и северном сиянии. Нашу презентацию вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

А закрепить знания, полученные из презентации, вам поможет дидактическая игра с карточками, прочитать о ней подробнее и скачать материалы можно ниже.

Вдобавок к презентации можно посмотреть на youtube различные видео об Арктике. Так, например, Таисию очень впечатлило видео о северном сиянии. Мы, кажется, пересмотрели все возможные видео об этом удивительном явлении (при этом обязательно выключая свет, дабы создать условия полярной ночи ). Видео о полярном сиянии нужно посмотреть хотя бы потому, что фотографии не передадут полной картины.

Сенсорная коробка «Северный полюс»

Одно дело посмотреть картинки и послушать то, что вы рассказываете о Северном полюсе, и совсем другое – потрогать руками. Для этой цели как нельзя лучше подойдет , которая плюс ко всему предоставляет еще и огромный простор для сюжетно-ролевых игр.

Немного о том, из чего сделать сенсорную коробку . Со снегом в нашей Арктике я не стала слишком мудрить, и воспользовалась одним из самых простых вариантов – рисом. Сверху положила немного ватных шариков, получилось что-то вроде сугробов. Ледяными глыбами также могут стать кусочки сахара-рафинада.

Из чего еще можно сделать снег? Хорошо подойдут манка, крупная соль, вата, настоящий снег с улицы, покрошенный пенопласт и даже пена для бритья.

Чтобы сделать Северно-ледовитый океан, в воду я добавила немного синей гуаши и желатин, получилось такое голубое желе с рыбами. После застывания желе сверху на него можно положить ватные диски – это льдины. Конечно, для сохранности желе после игры такой океан необходимо убирать в холодильник, но в этом есть и большой плюс – вовремя игры океан всегда холодный, что полностью соответствует его северно-ледовитости

Океан также можно сделать из гидрогеля или из обыкновенной воды. Но с водой вариант, пожалуй, самый неудобный, вода будет все время расплескиваться, увлажняя снег и все окружающее пространство.

Для создания атмосферы отлично подойдут различные тематические комплекты, вроде этого .

В наших играх белый медведь охотился за рыбой, нападал на тюленя, обустраивал себе берлогу,

приплывшие на ледоколе ученые-полярники пытались познакомиться с местными эскимосами и пофотографировать животных,

чукча катался на олене и пытался подружиться с эскимосами и т.д.

Подвижные игры

Подвижные игры, как полагается, самая интересная и любимая детьми часть занятий. Если просмотры презентации, чтение книг про Арктику не чередовать с активными играми, то это станет просто скучно, и ни один ребенок не захочет этим заниматься. Варианты игр:

  • Пальчиковая гимнастика
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (попеременно хлопаем в ладоши и ударяем кулачками друг об друга)
Звери необычные, к холоду привычные. (обнимаем себя за плечи, показываем как мы замерзли)
Вот песец из норки смотрит, (делаем кольцо из большого и указательного пальца, смотрим в получившуюся «норку»)
Белый мишка важно ходит, («шагаем» указательным и средним пальчиками)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан (ладони складываем «лодочкой», и «плывем» волнообразно вперед)
Гордый северный олень (руки скрещиваем над головой)
Грузы возит целый день. (одна рука «шагает» большим и указательным пальцами, другая лежит на ней, сжатая в кулак)

Опыты и другие игры на тему «Северный полюс»

    Таяние снега

Если вы занялись изучением Северного полюса в зимнее время, то обязательно во время прогулки захватите с собой немного снега с улицы. Дома положите снег в светлую или прозрачную посуду и понаблюдайте, во что превратится снег в тепле. Чтобы ускорить процесс, можно поставить посуду со снегом возле батареи. Когда снег окончательно растает, обратите внимание ребенка на то, что получившаяся вода очень грязная (мы еще для сравнения наливали в другую посуду чистую водопроводную воду), а это объясняет, почему нельзя есть снег!

Во время нашего путешествия на Северный полюс я объясняла дочке, что из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике почти ничего не растет. Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделывали такой опыт.

Заранее я подготовила 2 стаканчика с землей, один из них поставила в морозилку. После того как почва замерзла, вместе с Таисией мы попробовали проткнуть палочкой землю в стаканчиках, оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается. Затем мы стали наливать воду в стаканчики, и вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.

  • Спасаем замерзших животных

Пусть эта игра не слишком отвечает требованиям реальности, но все же она довольно интересная. И так, легенда такова, что животные из Африки каким-то образом попали на Северный полюс, где и замерзли в одном из ледников. И нам нужно срочно их спасти, разморозить лед любым доступным нам способом (поливать теплой водой, посыпать солью), а затем обратно отправить животных в Африку. Об этой игре я уже писала ранее в статье про .

  • Собираем пазл

Наш арктический пазл вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Арктика»

Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации. Для игры понадобятся карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ).

Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Загадки про Арктику для детей

В перерывах между играми можно разгадать несколько загадок про животных Арктики.

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький … (тюлень)
Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)
***
Что за хищник за такой,
С шерстью бело-голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны –
Для него всегда вкусны.
Тоже псовая порода. (песец)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)

Поделки на тему «Арктика» для детей

Когда я готовила сенсорную коробку, то намеренно не стала «селить» в нее эскимосов, так как подумала, что дочке будет интересно самой сделать обитателей Крайнего Севера и их жилища. Поделки действительно получились довольно необычными.

Эскимос . Я подумала, что лепить эскимоса из пластилина с нуля – довольно трудоемкая задача для 3-летнего ребенка, поэтому своих эскимосов мы сделали, нарядив в пластилиновые одежды человечков из Лего Дупло. И шуба, и шапка – это раскатанные и растянутые пальцами пластилиновые прямоугольники, в которые мы обернули своих человечков. Слева на фото – эскимос, наряженный дочерью, справа – мой.

Иглу из бумажного стаканчика. Здесь нужно заранее проделать в бумажном стаканчике дверной проем и нарезать из ватных дисков небольшие «кирпичики». А уже потом вместе с ребенком обклеить стаканчик ватными «кирпичиками».

Иглу из рафинада . Об этом варианте постройки иглу я уже писала ранее в статье « ». Правда для малышей построить из рафинада иглу, сужающееся кверху, может оказаться нелегкой задачей, поэтому можно построить облегченную версию, как на фото.

Конечно, иглу из рафинада не такое долговечное как из стаканчика, но зато сладкое. Таисия, естественно, не удержалась от поедания сахара во время строительства

Рисуем северное сияние . Мы рисовали северное сияние обычной гуашью. Думаю, отлично также будет смотреться, если рисовать акварельной водой или, например, мыльными пузырями. Сверху на рисунок можно приклеить блестки (глиттер).

Когда встает вопрос, чем же нарисовать Северно-Ледовитый океан, рисование льдом напрашивается само собой. Ведь в этом случае можно будет еще и почувствовать леденящий холод

Воду для льда можно подкрасить гуашью или жидкой акварелью.

Вокруг океана в качестве снега можно приклеить вату, ватные диски или кусочки салфеток, а льдины сделать из фольги. Также можно приклеить заранее раскрашенных и вырезанных обитателей Арктики.

Ну и еще пара вариантов «арктических» поделок:

Белый медведь из ватных дисков и салфеток

Морж из трех кругов . Кругами могут быть окрашенные бумажные тарелки.

Оригинально смотрятся и довольно просты в исполнении различные аппликации из ваты. Например, можно обклеить ватой изображения белого медведя или иглу (скачанные из интернета).

Если ребенок любит раскрашивать, то можно предложить ему раскраски с силуэтами арктических животных, их также легко скачать в интернете. Раскрашивать можно и пластилином, размазывая его по картинке.

Мультфильмы и книги-помощники

Ну и напоследок, хочется упомянуть несколько хороших книг и мультфильмов, которые помогут лучше вжиться в атмосферу Севера. Вот что читали мы:

  • Разворот из книги «» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Кстати, эта книга поможет также в изучении Африки (здесь есть и пустыня, и джунгли). В ней довольно четко подмечены все основные характерные признаки той или иной местности.

  • Разворот про животных Арктики в «Атласе животных » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Развороты про Аляску и про северное сияние в «Атласе приключений » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Что касается, художественной литературы на тему Севера, то для детей помладше можно посоветовать книгу «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ), для детей постарше – книгу Сакариаса Топелиуса «Сампо-Лопаренок» (Лабиринт , My-shop )

Мультфильмы про Арктику : для малышей – «Умка», для детей чуть старше – «В Яранге горит огонь», «Сампо из Лапландии».

На этом у меня все, желаю вам интересных занятий!

Актуальность :

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники: Группа детей, воспитатель;

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели);

Проблема : «Животные Арктики»;

Игровая мотивация : «Путешествие в Арктику»;

Цель проекта : Знакомство с Арктикой; с особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешнем виде, образе жизни и повадках;

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных Арктики;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие :

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Воспитательные :

Воспитывать эмоциональное отношение к животным Арктики;

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты :

Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;

Желание детей получить большую информацию о животных Арктики;

Формы проведения : Беседа, чтение художественной литературы, дидактические игры, практическая работа (лепка).

Предварительная работа:

Занятие № 1 Знакомство с Арктикой и животными Севера;

Занятие № 2.Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»;

Занятие № 3. Дидактические игры на тему «Животные Арктики»;

Проект, включает три этапа:

1. Подготовительный;

2. Выполнение проекта;

3. Подведение итогов;

Материал: Карта мира, глобус, демонстрационный материал с изображением животных Арктики, соленое тесто, кисточка, гуашь, айсберг.

Предварительная работа

Занятие № 1. Знакомство с Арктикой и животными Севера

Пальчиковая гимнастика

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус):

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Воспитатель:

Ребята, чтобы изобразить огромную территорию нашей Земли, ученные составили карту земного шара (показывает карту).

А для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму ученные изобрели модель Земли – глобус, на нем размеры уменьшены в десятки миллионов раз.

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия? (Глобус)

Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Прежде всего, на глобусе есть два полюса:

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре и на карте показать.

(Дети показывают северный и южный полюсы на карте и глобусе)

Воспитатель:

Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.

Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?

Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы.

Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

(демонстрация картинок с изображением белого медведя, моржа, тюленя)

Воспитатель:

Почему эти животные живут в Антарктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается тюленями).

Воспитатель читает стихи про животных Арктики:

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Морж

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Белый медведь

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Воспитатель:

А растения могут расти в Арктике? (Нет, потому что там нет почвы).

Белый цвет – холодных вечных льдов,

Цвет земли – особый, он теплей:

Тундра пролегла вдоль берегов

Северных Арктических морей.

Лето тут короткое, зима

– тянется полгода:

Солнца – нет;

Но природа в тундре все ж жива.

Кто живет здесь? Дай скорей ответ!

(Дети называют животных: полярный волк, северный олень, песец, лемминг: все хищники питаются мясом, рыбой имеют теплый густой светлый мех, белая куропатка и белая сова имеют пушистое оперение, светлую окраску, питаются насекомыми и мышами - пеструшками).

Занятие № 2. Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Закрепить знания детей о сказке «Цветик – семицветик»;

Продолжить воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;

Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по сказке В.П. Катаева «Цветик -семицветик».

(Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик- семицветик»)

Отрывок из сказки:

«…Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

Значит, не принимаете?

Не принимаем. Уходи!

И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - Кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик,

оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий - в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой - самый большой. Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

Ну и где же твой Северный полюс?

Я там была.

Мы не видели. Докажи!

Смотрите - у меня еще висит сосулька.

Это не сосулька, а Кошкин хвост! Что, взяла?» (Приложение 1)

После прочтения сказки воспитатель проводит беседу с ребятами. Задает вопросы, на которые ребята должны дать полный, развернутый ответ.

Занятие № 3. Дидактические игры на тему «Животные Арктики»

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами продолжим беседу про животных Арктики. На нашем занятии мы поиграем с вами в игры на тему «Животные Арктики».

Сложи животное.

Дидактическая задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на несколько частей. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. (Приложение 2)

Что я за зверь ?

Дидактическая задача: закреплять знания о животных Арктики. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

1 ЭТАП

Подготовительная работа

Цель: Сформировать у детей представление о соленом тесте; об его изготовлении;

На данном этапе выполняется подготовка соленого теста, из которого ребятам необходимо будет вылепить животных Арктики.

Рецепт соленого теста:

соль «Экстра»- 1 стакан;

пшеничная мука- 1 стакан;

растительное масло- 1 ст. ложка;

вода - 0,5 стакана;

большая миска;

Вымесить тесто. Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2-3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

2 ЭТАП

Выполнение проекта

Продолжить знакомить детей с лепкой из соленого теста;

Закрепить знания о строении животных Арктики;

На этом этапе проводится выполнение работы. Перед ребятами ставится задача вылепить животного Арктики: белого медведя, моржа, тюленя, пингвина.

Перед занятием готовится рабочее место.

Ребятам раздается соленое тесто. Воспитатель вешает демонстрационный материал с изображением белого медведя и моржа.

Ребята приступают к работе.

Из цельного куска соленого теста формируется овал. Далее из этого овала необходимо вылепить части тела животного. У белого медведя необходимо вылепить голову и лапы. У моржа - голову, передние ласты и хвост.

Во время работы, воспитатель помогает ребятам в выполнении задания: подсказывает, исправляет.

По окончании работы вылепленные животные из соленого теста необходимо высушить. Сушить готовое изделие требует много времени – держать поделку необходимо на открытом воздухе. Влага при такой воздушной сушке испаряется очень медленно. За один день при теплой погоде изделие просушивается всего на пару миллиметров. Высыхание занимает несколько дней. Время от времени, работы нужно переворачивать на другую сторону. Но будьте аккуратны: не помните пока еще нежное изделие.

Необходимо помнить, что класть поделку из теста на батарею для скорейшего ее высыхания ни в коем случае нельзя: большая вероятность, что изделие потрескается.

После полного высыхание поделок животных, ребятам необходимо их раскрасить.

Готовиться рабочее место. Ребята раскрашивают поделки гуашью. Раскрашенные поделки ставятся на подставку для сушки. После полного высыхания ребята выставляют животных на айсберг.

3 ЭТАП

Подведение итогов

Формирование нравственного и эстетического отношения к природе, к работе сделанной своими руками;

На последнем этапе подводятся итоги выполненной работы.

Воспитатель с детьми в экологическом уголке устанавливает айсберг и размещают на нем животных, вылепленных из соленого теста.

Проводится беседа про Арктику, про животных, про природу и экологию нашей планеты.

На данном этапе:

Продолжается формирование осознанно - правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;

Продолжается развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

Полную версию работы с приложениями можно .






















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Аннотация: непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия. Презентация рассчитана на комплекс НОД по темам: «Здравствуй, Арктика», «Что такое снег?», «Животные Арктики», «Птицы Арктики», «Люди в Арктике». Использование в качестве наглядного сопровождения презентации усиливает познавательную активность детей, позволяет педагогический процесс сделать более экономичным. Демонстрацию презентации сопровождает аудиозапись со звуками природы; голосами животных и птиц, что создает атмосферу пребывания детей в Арктике. За время НОД происходит частая смена форм и видов деятельности детей. Интеграция в образовательных областях: художественное творчество (аппликация; лепка); коммуникация. Использованы здоровьесберегающие технологии (физкультминутка; релаксация, дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз). НОД соответствует подготовительному возрасту детей.

Программное содержание:

  • развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;
  • в игровой форме уточнить и расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара; о жизни животных;
  • обогащать словарь детей;
  • совершенствовать навыки связной речи;
  • развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
  • активизировать внимание, логическое мышление, воображение;
  • воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;
  • способствовать развитию общей и мелкой моторики;
  • создавать условия для развития двигательных навыков.

Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Арктике»: слайды с анимацией и содержат аудиозапись; глобус; карта России; иллюстрации; макеты животных Арктики.

Раздаточный материал: карточки с изображением снежинок; лист ватмана; восковые мелки; пластилин; шишки; цветная, белая бумага; ножницы; емкости для воды; краски.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

«Здравствуй, Арктика»

Слайд №2: Россия – самая большая по территории страна. Ее территория простирается от севера до юга. Посмотрите на карту, ребята.

Слайд №3:Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг, и побываем в Арктике.

Слайд №4:Мы с вами полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Подвижная игра «Мы – самолеты» (Приложение 1 )

– Ребята, вот мы и прилетели! (дети садятся на стулья\ковер).

Слайд №5: Арктика – это крайний север России, край удивительной природы. Что же такое север? (Ответы детей). Север – это царство льдов и снегов. Зима в Арктике суровая и снежная. Температура зимой может достигать до минуса 50 градусов. Зимой не увидешь солнца, и поэтому наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное. Летом в Арктике почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.

Слайд №6:Кругом снег и ледники. Льдом покрыта вся земля Арктики. По Северному Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберг – огромные глыбы льда.
Посмотрите внимательно на глобус, эта белая шапка и есть Арктика (показывает детям на глобусе).
Что это за звуки?(Ответы детей) . Правильно, так шумит пурга. Пурга сильнее метели. Как пурга ведет себя? (Ответы детей. Воспитатель помогает: летит, завывает, засыпает, заносит, бушует. Воспитатель предлагает детям изобразить пургу).

Слайд №7:Арктику называют «страной большого медведя». Потому что над Арктикой сияет созвездие «Большая Медведица». Созвездие – это группа звезд. Созвездие «Большая Медведица» состоит из 7 звезд. Присмотритесь, ребята, внимательно. На что похожа эта группа звезд? (Ответы детей). С емь звёзд Большой Медведицы составляют вместе фигуру, которая напоминает нам ковш с ручкой.

Слайд №8: Так как Арктика находится на северном полярном круге, то Арктику часто называют «полярной землей». Весной в Арктике можно увидеть полярные сияния.
А что ж это такое на севере сияние?

Когда оно сияет и крутится в узор,
И красотой своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
И каждую минуту цвет разный и другой.
Сверкает и играет, цветами небосклон,
Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.
Бывает лишь зимою, кода полярна ночь,
А день такой короткий, уходит быстро прочь. (Кирилл Кирпатовский)

Слайды №9, №10:Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце» происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь.

Слайд №11:Скажите, северное сияние что делает? (Ответы детей. Воспитатель помогает: светится, сияет, переливается, блестит, сверкает).
Ребята, давайте зарисуем северное сияние (коллективное рисование на половине бумаги ватмана).

«Что такое снег?»

Слайд №12:В Арктике все белым-бело. Кругом лежит снег. Давайте посмотрим на него.
Слайд №13: Снег состоит из мелких кристаллов льда , которые называются снежинками. Вы знали, что в полном ведерочке снега находится миллионы снежинок. Плотно сцепляясь друг с другом они и образуют снег, то что мы хорошо с вами видим. Снежинки можно рассмотреть, когда выпадает снег, они попадают к вам на варежки, пуховики. Но наш глаз не может увидеть снежинку во всей ее красоте. Они так малы, что для того, чтобы рассмотреть узор каждого из них, требуется микроскоп. Через специальное увеличивающее стекло, мы видим, что каждая снежинка имеет свою неповторимую форму.

Под северным сиянием,
Блестит, переливается,
Алмазами и стразами,
Холодный, синий снег. (Автор неизвестен)

Но как образуются эти кристаллы? Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда очень малы, невидимы даже для глаза. Когда снежинка падает, то из-за температуры снежинка увеличивается, прибавляя влагу. Чем ближе к Земле, тем становится холоднее. И вода начинает замораживаться и становится узорчатее.

Физкультминутка «Снежинки, узорчатые льдинки» (Приложение 1 )

Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок. И вариантов форм так много, что, по мнению ученых невозможно сосчитать. Давайте мы с вами поиграем со снежинками и попробуем найти все же каждой снежинке пару.

Развивающая игра «Найди пару» (Приложение 1 ) Теперь давайте сами сделаем снежинки.

Аппликация «Снежное дерево» (Приложение 1 )

Слайд № 14: Ребята, вы замечали, что когда очень морозно, то снег под ногами хрустит. Как вы думаете, почему снег издает такие звуки? (Ответы детей ). При сдавливании снег издаёт звук, напоминающий скрип (хруст). (Дети прослушивают звук «хруст снега под ногами») Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, ит.п. Считается, что это все из-за ломанья кристалликов снега. Чем холоднее, тем крепче снежинка, и тем больше звука от того, что она ломается.
Предлагаю создать атмосферу Арктики своими руками у нас здесь, в детском саду.

Опытно-экспериментальная деятельность «Льдинки» (Приложение 1 )

«Обитатели Арктики» (желательно разделить на 2 части)

Слайд №15: Неужели здесь совсем нет жизни, только снег? (Ответы детей). Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В Арктике живут самые разные животные.

Слайд №16: Самый известный обитатель Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищник на Земле. Длина его тела может достигать 3 м, а вес – около 600 кг и даже больше! Зимой медведь в снегу роет берлогу и спит в ней самые холодные месяцы зимы. Белый медведь питается рыбой, охотится на тюленей, детёнышей моржей. Медведи - отличные пловцы и нередко в поисках пищи глубоко ныряют в воду. Они умеют задерживать дыхание в воде на долгое время.
Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем дыхательное упражнение.

Дыхательная гимнастика (Приложение 1 )

Слайд №17: В Арктике можно повстречать и северного оленя. Ест не только траву и лишайники , находит их под слоями снега благодаря развитому нюху, так же питается мелкими грызунами и птицами. Шерсть тёплая с густым подшёрстком позволяет не замерзать в самые лютые морозы. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до растительности, прячущейся под снежной шубой. Послушайте, какие звуки издает это животное. Что нам напоминают эти звуки? (Ответы детей. Воспитатель помогает: мычание коровы).

Слайд №18: Узнаете этого животного? Слышите, кто это воет? Это волк. Волки живут стаями. Послушайте, как рычит волк. По общему виду волк напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные; лапы крупные; острые клыки, благодаря им хищник захватывает добычу: тюленя или морского котика. Так же волк обладает очень хорошим зрением. Его острое зрение позволяет видеть добычу издалека.
Чтобы наши глазки всегда тоже хорошо видели и не уставали, давайте сделаем гимнастику.

Гимнастика для глаз (Приложение 1 )

Слайд №19: В Арктике живет дикая кошка – рысь. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. В меню рыси входят грызуны, птицы, а так же детеныши оленей. Послушайте рычание рыси.

Слайд №20: Здесь обитают и другие животные. К примеру, песец. Это хищное животное похоже на лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца меньше, уши закруглены. Питается грызунами. Песец следует за белым медведем и доедает за ним. Вслушайтесь в его голос.

Слайд №21: Соболь еще один житель Арктики. Передвигается соболь прыжками. Питается мелкими грызунами и так же растительностью. Голоссоболя похож на урчание кота. Послушаем.

Слайд №22: Куница – хищник небольшого размера. Однако хищник обладает длинными когтями, благодаря которым он ловит грызунов на суше и рыб в воде. Слышите, это голос куницы.

Слайд №23: В Арктике встречается и горностай. Зимой мех чисто белый, летом рыжий. Слышите, как горностай зовет своих братьев. Ребята, вы заметили, что мех многих животных Арктики белого цвета? У каких животных мы это наблюдали? (дети отвечают ). Верно, но почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (дети отвечают. Воспитатели: легко охотится и прятаться ).

Слайд №24: Мы говорили, что многие хищники питаются грызунами. Леммингом питаются практически все звери. Лемминг – это грызун, обитающий глубоко в норах под снегом. Питаются всевозможными растениями, мхом. Послушаем: какие звуки издает лемминг.

Слайд №25: Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие - тюлени, морские котики, моржи, морские коровы и слоны. Их называют ластоногими потому, что их конечности похожи на ласты. Такая форма плавников позволяет плавать в воде с большой скоростью. Давайте познакомимся с ними. Морская корова – одно из самых крупных животных после медведя. К сожалению, сегодня этих животных редко можно встретить, так как этот вид вымирает. Люди охотились на них, и их осталось на земле очень мало. Морские коровы питаются, как правило, рыбой. Слышите рев морской коровы.

Слайд №26: Морские слоны – очень крупные ластоногие. Своим названием хищники обязаны хоботообразному носу у самцов. Это рев морского слона.

Слайд №27: Морские котики живут большими семьями. Это хищные животные, питаются рыбой. Огромное значение для них имеет мех, который позволяет им переносить холода. Вслушайтесь, так морской котик зовет своего детеныша.

Слайд №28: В Арктике живут тюлени, в отличие от морских котов, они не имеют шерстяного покрова. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела. Они тоже кормятся рыбой, заплывая в ее поисках ко льдам Северного Ледовитого океана. Вот и голос тюленя, послушаем.

Слайд №29: Малышей тюленя называют бельчатами, так как их мех белый, как снег.

Слайд №30: На ледниках может увидеть огромные по численности стада моржей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде. Врагом моржа является белый медведь . Однако моржи очень сильны и обладают мощным оружием: бивнями, которыми при опасностях они защищаются. Послушаем рев моржа.
Моржи, тюлени, морские: котики, коровы, слоны – все любят очень рыбу. Поэтому они живут на берегу Северного Ледовитого океана. Когда они не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца. Давайте и мы отдохнем под шум прибоя.

Релаксация (сопровождается аудиозаписью «шум океана») (Приложение 1 )

Слайд №31:В водах Северного Ледовитого океана проживает самое большое животное в мире. Это горбатый кит. Почему же он горбатый, потому что, действительно, у него есть горб: его плавник обладает такой формой. Длина кита может достигать до 20 м., а вес до 40 т.Когда кит голоден, то с раскрытой пастью заплывает в стаю рыбы, заглатывая пищу вместе с водой. Затем пасть закрывается: вода выходит через невидные глазом специальные щели, а рыба остается. Киты очень общительны, но услышать их разговор невозможно без специального оборудования. Звуки, издаваемые китами настолько тонкие, что человеческое ухо не может их распознать. Мой друг ученый специально прислал мне запись разговора одного кита с другими китами. Послушаем.

Слайд №32: Вы узнали это животное? Правильно, это пингвин. Принято относить пингвина к птицам, так как пингвины высиживают яйца, как любые птицы, и к тому же имеют крылья. Однако, пингвин – это единственная птица, которая не умеет летать. Зато пингвины – отличные пловцы. Они ныряют очень глубоко и ловят рыб. Пингвинам нужно очень много питаться, чтобы они смогли пережить суровые холода зимы. Чем больше пищи будет у пингвина, тем толще благодаря накопленному жиру будет его кожа. Жир помогает пингвинам, как и остальным животным Арктики, нырять в ледяную воду и не замерзать. Пингвины очень дружные животное. Когда в Арктике очень холодно и поднимается пурга, то они собираются как можно ближе друг к другу в круг. В самом центре круга стоят самые маленькие – пингвинята. Тем самым все защищают детенышей своим телом от морозного ветра. Слышите, это пингвины галдят.
Сейчас мы с вами из бумаги сложим пингвина. И у нас будет целая стая пингвинов.

Оригами «Пингвины» (Приложение 1 )

«Птицы Арктики»

Слайд №33: Самыми многочисленными жителями бескрайних просторов сурового Севера являются птицы. Гнездятся они на неприступных отвесных скалах.

Слайд №38: Послушаем, кто это кричит? Это поморник. У поморника короткий, но крупный клюв . На кончике он слегка приплюснут. Верхняя часть клюва похожа на крючок. Такая форма клюва помогает поморнику ловить свою жертву, к примеру, грызунов.

Слайд №39: Кулик – это небольшая птица с длинным клювом, благодаря которому он с легкостью находит и вытаскивает растения из расщелин скал. Слышите негромкие крики кулика.

Слайд №40: Самой свирепой и крупной среди птиц является полярная сова . Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым оперением. Она нападает и на птиц, и на грызунов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя- к примеру, песца. Слышите, это она зовет своих совят.

Пластинография «Полярные совы» (Приложение 1 )

«Люди в Арктике»

Слайд №42: Но как мы узнали, что на нашей планете есть такое место – Арктика, кто обитает в Арктике? О природе Арктики, о жизни обитателей мы узнаем благодаря путешественникам и ученым. Они плавают на огромных суднах – ледоколах. Как вы думаете, почему судно называют ледоколом (Ответы детей. Воспитатель помогает: вода в Северном Ледовитом океане замерзает и покрывается льдом. Поэтому судну приходится раскалывать лед, чтобы проплыть).

Слайд №43: На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Ученые и путешественники живут в специальных палатках. С собой они перевозят различные приборы, благодаря которым измеряется температура, а так же исследуются животные Арктики.

Слайд №44: По суше передвигаться помогают собаки. Это специальные породы собак – северные лайки. У них густой мех, который защищает их от холода.

Слайд №45: Ученые изучают повадки животных не только на суше, но и под водой. Они ныряют с специальными водонепроницаемыми фотоаппаратами и видеокамерами в воду и снимают животных.

Слайд №46: Благодаря деятельности этих храбрых и отважных людей, которые не боятся снимать свирепых медведей и огромного горбатого кита, мы с вами имеем эти замечательные фотография.

Слайд №47, №48: Однако не все люди добры к животным. Есть и те, которые наносят непоправимый вред. Люди загрязняют Арктику. Так моржи и тюлени погибают от того, что проглатывают кульки. Киты могут проглотить даже железные банки. Вредные вещества, которые попадают в воду из-за невнимательного к природе отношения человека, отравляют среду обитания. Многие животные заболевают.

Слайд №49: Охота и рыболовство привели к исчезновению многих животных. Редкими стали такие животные, как белый медведь, морж. Именно поэтому они внесены в Красную книгу. Вспомним, что это за книга? (Ответы детей. Воспитатель помогает: в этой книге записаны те животные, которых осталось очень мало на Земле, и даже те, которых никогда теперь не встретить на нашей планете, так как они вымерли).

Слайд №50: Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. В заповедниках люди стали выращивать редкие виды животных, тем самым увеличивая их количество.

Слайд №51: Добрые люди лечат животных и помогают им окрепнуть, затем отпускают на волю.

Слайд №52: Арктика – это удивительное место, где обитает множество животных и птиц. Мы – люди, должны беречь природу и заботится о наших братьях меньших.

Слайд №53: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

Подвижная игра «На самолете летим домой» (Приложение 1 )

Вам понравилось наше путешествие? Расскажите какая погода на Севере? (Ответы детей. Воспитатель помогает: морозная, холодная, студеная, вьюжная).
Что вы еще узнали об Арктике? Расскажите, кто там обитает? Что вам больше запомнилось? А что вам понравилось?

Примечание: для закрепления полученных знаний по теме можно предложить детям дидактическую игру «Удивительная Арктика». (