Председатель счетной палаты российской федерации. Порядок формирования и состав Счётной палаты

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.


Методы финансового контроля Направления финансового контроля Финансовый контроль по отраслям Ревизия и уголовный процесс Бухгалтерский учёт

Счётная палата Российской Федерации - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию . В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Статус

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Здание Счётной палаты. Москва, апрель 2008 г.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

Аудиторы Счётной палаты РФ

  • Агапцов Сергей Анатольевич
  • Бесхмельницын Михаил Иванович
  • Васильев Игорь Владимирович
  • Жданьков Александр Иванович
  • Катренко Владимир Семёнович
  • Мовчан Сергей Николаевич
  • Одинцов Михаил Викторович
  • Рябухин Сергей Николаевич

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Председатели

Министры Государственного Контроля РСФСР

  • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
  • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942 - 1954)
  • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 - 19 апреля 2000)
  • Степашин, Сергей Вадимович (с 19 апреля 2000 года)

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995г.

В соответствии с п.5 ст.101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

    регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

    контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

    управлением и обслуживанием государственного долга;

    законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

    эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

    представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и Организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной ДумойРФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы ПрезидентаРФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

    законности,

    объективности,

    независимости,

    Постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля (аудита) в Российской Федерации .

    Действует на основе соответствующего Федерального закона Российской Федерации , который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

    История

    Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

    С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

    В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный Народный Государственный Контроль, во главе с Народным Государственным Контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

    Структура и порядок формирования

    Счётная палата Российской Федерации состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой Российской Федерации, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

    Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты Российской Федерации, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты Российской Федерации, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты Российской Федерации, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты Российской Федерации, утверждаемым её Коллегией.

    Полномочия

    Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:

    • за исполнением федерального бюджета ,
    • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
    • за использованием кредитных ресурсов,
    • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
    • за банковской системой (включая Банк России),
    • проводит ревизии и проверки,
    • проводит экспертизу и даёт заключения,
    • информирует палаты Федерального Собрания.

    При осуществлении своих функций Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

    Состав Счётной палаты Российской Федерации

    Счётная палата Российской Федерации состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, остальные 6 аудиторов и Заместитель Председателя - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    Председатель Счётной палаты Российской Федерации

    • Голикова Татьяна Алексеевна (назначена Госдумой)

    Заместитель Председателя Счётной палаты Российской федерации

    • Чистова Вера Ергешевна (назначена Советом Федерации)

    Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации

    • Агапцов Сергей Анатольевич (назначен Советом Федерации)
    • Богомолов Валерий Николаевич (назначен Госдумой)
    • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал (назначен Советом Федерации)
    • Жданьков Александр Иванович (назначен Госдумой)
    • Катренко Владимир Семёнович (назначен Госдумой)
    • Мануйлова Татьяна Николаевна (назначена Советом Федерации)
    • Мовчан Сергей Николаевич (2013-2015),
    • Блинова Татьяна Викторовна (с 2015) (назначены Советом Федерации)
    • Перчян Андрей Виленович (назначен Госдумой)
    • Росляк Юрий Витальевич (назначен Советом Федерации)
    • Рохмистров Максим Станиславович (назначен Госдумой)
    • Филипенко Александр Васильевич (назначен Советом Федерации)
    • Штогрин Сергей Иванович (назначен Госдумой)

    Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

    • Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)
      • Заместитель руководителя аппарата - Шипилева Елена Михайловна (с октября 2013 года)

    Председатели

    Наркомы и министры Государственного Контроля РСФСР

    • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
    • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942-1954)
    • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
    • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
    • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

    Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

    • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

    Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

    • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
    • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

    Председатели Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете Российской Федерации - Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации

    • Полунина, Мария Семеновна (9 марта 1992 - 16 ноября 1992 - исполняющая обязанности; 16 ноября 1992 - 24 декабря 1993)
    • Черноморд, Петр Васильевич (24 декабря 1993 - 17 января 1995)

    Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

    • , .
      • Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации
      • Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации
      • Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации
        • Отдел по защите государственной тайны
        • Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации
      • Департамент внешних связей
        • Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
        • Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
        • Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
      • Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты Российской Федерации
        • Отдел обеспечения работы Коллегии
        • Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты Российской федерации
        • Отдел контроля и электронного документооборота
        • Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты Российской Федерации
        • Отдел планирования и организации контрольных мероприятий
        • Общий отдел
      • Департамент информатизации
        • Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
        • Отдел развития и сопровождения информационных технологий
        • Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
        • Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
      • Сводный департамент
      • Правовой департамент
        • Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
        • Отдел правового обеспечения деятельности
        • Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
        • Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
      • Департамент информации
      • Департамент управления делами
        • Отдел организационного и конкурсного обеспечения
        • Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
        • Отдел материально-технического обеспечения
      • Департамент кадров и государственной службы
        • Отдел по работе с персоналом
        • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
        • Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
      • Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения

    Счетная палата РФ – постоянно действующий орган независимого государственного финансового контроля (аудита), деятельность которой осуществляется согласно Конституции РФ и соответствующего Федерального закона.

    Действия этого государственного органа направлены на контроль расходования бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и федеральной собственности, оценку эффективности использования федеральных ресурсов. Одной из приоритетных задач Счетной палаты является борьба с коррупцией.

    История образования

    Первым учреждением выполняющем контрольно-ревизионные функции в России был Приказ счетных дел или Счетный приказ, который был основан царем Алексеем Михайловичем в 1656 году. Перед новым государственным органом первоначально ставились задачи проверки раздачи военного жалования в период русско-польской войны (1653-1654 годов) и проведение ревизии деятельности государственного казначейства за последние 50 лет.

    С приходом к власти Петра I были проведены реформы, в результате которых была проведена реорганизация органов государственного контроля. В 1719 году была создана Ближняя канцелярия, которая в 1720 году была переименована в Ревизион-коллегию, а в 1722 реорганизована в Ревизион-контору. Основная деятельность этого учреждения сводилась к контролю доходов и расходов государственной казны.

    Следующая реорганизация произошла в 1811 году. Император Александр I разделил управление государственными доходами и расходами на три части, которые находились под управлением министра финансов, государственного казначея и государственному контроллеру. Первым государственным контроллером стал барон Бальтазар Кампенгаузен. Он обладал полномочиями министра и занимался проверкой гражданских и военных счетов.

    Император Александр III в 1892 году провел ряд реформ, касающихся контрольно-ревизионного управления. Был принят закон, по которому на органы государственного контроля возлагалась обязанность предоставлять заключения об эффективности проведения различных хозяйственных операций. Государственный контроллер наделялся полномочиями для утверждения ревизионных документов и инструкций. Ему подчинялись все руководители местных и центральных органов ревизионного контроля, которых он был вправе смещать с должности и назначать новых.

    В 1918 году должность государственного контроллера была упразднена, а вместо нее создана Центральная контрольная коллегия, которая была реорганизована в Народный Комиссариат государственного контроля. В советское время название и функции государственного контролирующего органа неоднократно менялись, и в итоге в 1965 году был создан Комитет народного контроля, который просуществовал до 1991 года и был заменен новым учреждением – Контрольно-счетной палатой РСФСР.

    Изменение государственного строя и принципов управления потребовали внесение изменений в системе госконтроля. В 1994 году Госдума Федерального Собрания Российской Федерации приняла федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Закон вступил в силу 14 января 1995 года, после одобрения Советом Федерации и подписания президентом России Борисом Ельциным.

    Организационная структура

    Счетная палата Российской Федерации состоит из двух частей – коллегии и аппарата. Высший руководящий орган - Коллегия Счетной палаты, основными направлениями деятельности которой являются организация работы Счетной палаты и методология контрольно-ревизионной деятельности.

    В состав Коллегии Счетной палаты входят председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, 12 аудиторов и руководитель аппарата. Председатель Счетной палаты назначается Государственной Думой РФ, а его заместитель – Советом Федерации. Срок пребывания в должности этих чиновников составляет 6 лет.

    Аудиторы Счетной палаты назначаются Государственной Думой и Советом Федерации, по 6 от каждого государственного органа. Срок нахождения в должности аудитора счетной палаты составляет 6 лет.

    Аудиторы возглавляют различные направления деятельности Счетной палаты, так называемые департаменты, которые охватывают комплекс доходных и расходных статей федерального бюджета, объединенных одним предназначением. Более конкретное содержание деятельности, для каждого из аудиторов устанавливает Коллегия.

    Занимать руководящие должности в Счетной Палате могут только граждане Российской Федерации имеющие специализированное образование и опыт работы в сфере государственного контроля, экономики и финансов.

    Текущий состав Коллегии Счетной палаты РФ:

    • Голикова Татьяна Алексеевна – председатель
    • Чистова Вера Ергешевна – заместитель председателя
    • Агапцов Сергей Анальевич – аудитор, назначен Советом Федерации
    • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал – аудитор,назначен Советом Федерации
    • Мануйлова Татьяна Николаевна – аудитор, назначена Советом Федерации
    • Росляк Юрий Витальевич – аудитор, назначен Советом Федерации
    • Филипенко Александр Васильевич – аудитор, назначен Советом Федерации
    • Богомолов Валерий Николаевич – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Жданьков Александр Иванович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Катренко Владимир Семенович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Перчян Андрей Виленович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Рохмистров Максим Станиславович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Штогрин Сергей Иванович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Воронин Юрий Викторович – руководитель аппарата Счетной палаты

    Аудиторы контролируют следующие Департаменты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности расходов в следующих областях:

    • Промышленность и освоение космического пространства (Агапцов С.А.)
    • Охрана окружающей среды, рыболовство, водное и лесное хозяйство, агропромышленный комплекс (Жамбалнимбуев Ж.)
    • Внешний и внутренний России (Мануйлова Т.Н.)
    • Межбюджетные трансферты, расходы на ЖКХ и региональные инвестиции (Росляк Ю.В.)
    • Здравоохранение, образование и культура (Филиппенко А.В.)
    • Топливно-энергетический комплекс, транспорт и дорожное строительство (Богомолов В.Н.)
    • Международные отношения (Жданьков А.И.)
    • Спорт и социальная политика (Катренко В.С.)
    • Кредитно-финансовая политика и деятельность Центробанка РФ (Перчян А.В.)
    • Федеральное имущество и средства резервных фондов (Рохмистров М.С.)
    • Доходы федерального бюджета (Шторгин С.И.)

    На текущий момент остается вакантным должность аудитора Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета, которую раньше занимал Мовчан С.Н.

    Аппарат Счетной палаты РФ состоит из инспекторов и других сотрудников, которые непосредственно проводят контрольно-ревизионную деятельность в рамках установленных полномочий. Число сотрудников аппарата немногим более 1200 человек.

    Задачи и функции Счетной палаты

    Согласно действующего законодательства, Счетная палата обладает определенной независимостью. Сотрудники этого контролирующего органа вправе проводить проверки на всех государственных учреждениях, федеральных внебюджетных фондах и органах местного самоуправления.

    Основные задачи Счетной палаты:

    • Контроль за эффективным использованием бюджетных средств;
    • Проведение антикоррупционных мероприятий;
    • Финансовые экспертизы проектов, предусматривающих расходы федерального бюджета;
    • Контроль за движением средств федерального бюджета в Центробанке и других кредитно-финансовых учреждениях.
    • Предоставление Совету Федерации и Государственной Думе РФ отчетов о проделанной работе.
    • Оценка доходности различных статей федерального бюджета;
    • Выявление и анализ отклонений от установленных показателей федерального бюджета и внебюджетных фондов.

    Деятельность Счетной палаты можно разделить на три вида:

    • контрольно-ревизионная - организация проверок и ревизий различных статей бюджета, фондов и государственных учреждений;
    • экспертно-аналитическая - экспертиза проектов федерального бюджета и федеральных программ, выявление и анализ различных отклонений и нарушений при расходе средств федерального бюджета;
    • информационная - составление и публикация различной отчетной документации

    По результатам проведенных проверок, в случае выявления правонарушений, Счетная палата передает соответствующие документы в правоохранительные органы.

    За свою деятельность Счетная палата отчитывается перед Советом Федерации и Государственной Думой. Отчет в эти государственные органы предоставляется ежегодно. Кроме этого, каждый квартал Счетная палата предоставляет отчет Правительству РФ о ходе выполнения программ федерального бюджета.

    За свою двадцатилетнюю историю Счетная палата Российской Федерации провела более 9 000 проверок и ревизий, в результате которых были выявлены нарушения на сумму более 4.5 трлн. рублей. По материалам, предоставленным в правоохранительные органы, было заведено более 1 700 уголовных дел.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш