Подводные лодки. Подводный флот россии

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.

Подводный сюрприз от Путина – «Сокрушители балансов»

Ответ Moria4okу на комментарий к статье: «Россия поставит крест на морской гегемонии США» , где я не ставил вопрос о превосходстве дизелюх над атомными сумбаринами США, речь шла об обнулении их основой военно-морской мощи: Авианосной Ударной Группировке (АУГ) и ещё несколькими девайсами!

Подводные лодки проекта 677 «Лада» предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с Воздухонезависимой Энергетической Установкой (ВНЭУ) как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.

«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик . Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.

Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ – Воздухо-Независимая Энергетическая Установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» – «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить .

Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212214, оснащённые гибридной энергетической установкой. В неё входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).

Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения её в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции , Израиля, Кореи и ещё нескольких стран.

Шведский концерн Kockums Submarin Systems , в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н. «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде .

Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» – ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения !

Опытный образец воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ)

Питерская установка позволяет вырабатывать водород, необходимый для получения электроэнергии , непосредственно из дизтоплива и ровно в тех количествах, которые необходимы для обеспечения электродвижения под водой. Западные аналоги предполагают закачивать водород в специальные ёмкости, что повышает пожароопасность субмарины. Энергетическая мощность отечественной установки – 400 кВт . Лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт , российская ВНЭУ позволяет использовать стандартное дизельное топливо и не требует сложного берегового обслуживания. При этом она не имеет движущихся частей . В плане акустики это большое преимущество.

ЦКБ «Рубин» – главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно-ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт . За счёт уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность – 45 суток . Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.

Выносная винтовая колонка РДК-35

О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в её основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород , необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212214.

До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.

Развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море , но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.

Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98»

Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики , где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях, гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.

Прибор №1 ГАК «Лира» – носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01 Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса

Что касается Средиземного моря , Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру», 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания «Мурена» (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами).

Согласно ТТЗ на создание ПЛ, предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас – мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды «Шквал» и ПКР «Бирюза» (Club-S) , запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1, а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море»

15 июня 2010 года в Северодвинске был выведен из дока Северного машиностроительного предприятия новейший подводный крейсер проекта 885. Таким образом, на сегодня в России построены головные подлодки новых серий трех основных классов: РПКСН проекта 955 («Юрий Долгорукий»), ДЭПЛ проекта 677 («Санкт-Петербург») и наконец ПЛАРК проекта 885 («Северодвинск»).

На этот промежуточный рубеж стоит обратить внимание, чтобы понять, какие перспективы ждут отечественный подводный флот и на каких субмаринах будут служить те будущие офицеры и матросы, которые сегодня пока лишь заканчивают 9-11-й классы средних школ.


ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

История нового, четвертого поколения отечественных подводных лодок началась на рубеже 70-80-х годов прошлого века, сразу после того, как были сформированы требования и началась подготовка к строительству субмарин третьего поколения - проектов 941, 945, 949, 971 и других. Новое поколение лодок должно было развить успех, который удалось достичь с созданием субмарин третьего поколения, способных, несмотря на некоторые недостатки, соперничать с американскими и британскими аналогами-ровесниками по возможностям оборудования и уровню скрытности.

По традиции советского Военно-морского флота предусматривалось одновременное строительство нескольких проектов субмарин для выполнения различных задач - стратегических, противоавианосных, многоцелевых, противолодочных и специального назначения. Однако в конце 80-х годов уже стало ясно, что подобная практика приводит к неоправданному повышению расходов на ВМФ, и по примеру вероятного противника было решено свести это многообразие к трем основным классам: два класса атомных ПЛ - стратегические и многоцелевые и один класс многоцелевых дизель-электрических ПЛ.

В итоге работы над новыми лодками привели к созданию трех проектов, которые были утверждены в качестве основных. Роль нового «стратега» предназначалась проекту 955 «Борей», нового многоцелевого подводного крейсера - проекту 885 «Ясень». Перспективные дизельные субмарины планировалось строить по проекту 677 «Лада».

К сожалению, осуществление этих замыслов пришлось на крайне тяжелое для нашей страны время. Распад СССР и разрушение промышленности, в первую очередь оборонной, привели к тому, что в 90-х и большей части 2000-х годов флот получал подлодки «советского задела», не мечтая о новых субмаринах. Строительство же последних продвигалось с огромными трудностями. Между тем численность подплава российского ВМФ резко сокращалась за счет вывода из его состава большого количества лодок ранних проектов, причем многие боевые единицы, номинально остававшиеся в строю, могли годами не выходить в море.

В итоге к настоящему времени в российском подводном флоте сложилась следующая ситуация.

МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

В настоящее время в составе российских МСЯС находится шесть РПК СН проекта 667БДРМ (постройки 80-х - начала 90-х), пять РПК СН проекта 667 БДР (построены в 70-80-е), один РПК СН проекта 955 (спущен на воду в 2007 году, в строй еще не введен). Кроме того, в строю Военно-морского флота России остается три РПК СН проекта 941, один из которых («Дмитрий Донской») после переоборудования используется для испытаний ракетного комплекса Д-30 с МБР «Булава», а еще два ждут решения своей судьбы.

Ныне идет строительство еще трех подводных ракетоносцев проекта 955. Два из них должны быть сданы ВМФ РФ в течение 2011 года, а третий - в 2014-м или 2015-м. История этого проекта довольно драматична: строительство головного корабля официально началось в 1995 году, но почти не продвигалось из-за недофинансирования. В дальнейшем проекту пришлось пережить серьезную переработку, когда после нескольких неудачных пусков отказались от перспективного ракетного комплекса «Барк» в пользу «Булавы», разработка которой превратилась в настоящую драму. В результате обновление морских СЯС России затягивается. Сегодня на решение проблем «Булавы» выделены весьма значительные интеллектуальные, финансовые и промышленные ресурсы, и это позволяет надеяться: в ближайшей перспективе ракета будет принята на вооружение.

В целом, несмотря на имеющиеся трудности, состояние морских стратегических ядерных сил России на фоне остальных частей отечественного подводного флота можно считать наиболее благополучным. Их основа - шесть РПК СН проекта 667БДРМ в настоящее время проходит ремонт с перевооружением на МБР «Синева», и ожидается, что они сохранятся в составе ВМФ до 2020-х годов, а при условии дальнейшей модернизации - и долее.

С учетом строительства серии кораблей проекта 955 (предполагая, что все проблемы «Булавы» удастся устранить в течение ближайшего года) и принимая во внимание ограничения Договора СНВ-3, подписанного весной текущего года, можно сказать, что наличие в строю шести РПК СН проекта 667БДРМ и строительство такого же количества «Бореев» позволят снять с повестки дня вопрос обновления российских МСЯС на ближайшие 20 лет.

«УБИЙЦЫ АВИАНОСЦЕВ»

На нынешний день в составе ВМФ России сохраняется восемь атомных подводных крейсеров проекта 949А «Антей». Эти лодки, строительство которых началось в 80-х годах, являются одними из самых современных в составе российского Военно-морского флота, однако состояние этого компонента подплава можно назвать кризисным. Прежде всего по причине выхода из строя МКРЦ «Легенда» и списания большей части самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также сложностей с вводом в эксплуатацию новой МКРЦ «Лиана». В результате лодки этого типа могут использовать для наведения своих ракет П-700 только собственные средства обнаружения, что исключает применение данного ракетного на полную дальность и требует сближения с целью.

Второй и более серьезной проблемой является узкая специализация этих подводных крейсеров. «Заточенные» на борьбу с авианосными соединениями ВМС США, субмарины проекта 949А оказались очень крупными, сложными и дорогостоящими в постройке и эксплуатации кораблями, назначение которых в современных условиях неясно. Вдобавок большие размеры делают эти лодки весьма заметными, а еще они довольно шумные.

Продлить срок эксплуатации «Антеев» и расширить их возможности можно путем капитального ремонта и модернизации с заменой на лодках ракетного комплекса «Гранит» на новый РК с универсальными пусковыми установками. Такое перевооружение позволит «Антеям» использовать широкую номенклатуру современных крылатых ракет и сделает их многоцелевыми кораблями. Однако всех недостатков проекта такая модернизация не устранит, а кроме того, окажется крайне длительной и дорогостоящей.

СУБМАРИНЫ-ОХОТНИКИ

В декабре 2009 года в состав ВМФ России была введена атомная подлодка К-152 «Нерпа». Новая АПЛ проекта 971И предназначена для передачи в лизинг ВМС Индии. До этого на субмарине пройдет подготовку уже сформированный индийский экипаж.

Данный факт особенно интересен с учетом состояния группировки отечественных многоцелевых атомных подводных лодок. Последняя многоцелевая АПЛ вошла в состав Военно-морского флота России в 2001 году. Это была однотипная с «Нерпой» субмарина «Гепард». На сегодня в строю ВМФ РФ находится, не считая «Нерпы», 12 субмарин проекта 971, средний возраст которых превышает 15 лет. Помимо этих АПЛ флот также располагает многоцелевыми АПЛ других проектов - 671РТМК (четыре единицы) и 945 (три единицы). В ближайшие полтора десятка лет не менее половины лодок этого класса выйдут из строя, в частности все субмарины проекта 671РТМК и проекта 945, а также построенные первыми АПЛ проекта 971. Такое сокращение, если его не компенсировать вводом в состав флота новых субмарин, приведет к тому, что к середине - концу 2020-х годов группировка многоцелевых атомных подлодок ВМФ РФ не сможет выполнять боевые задачи - даже столь важные, как прикрытие российских стратегических подводных крейсеров на боевой службе, а о выделении сколько-нибудь заметного количества АПЛ для выполнения задач в удаленных районах Мирового океана не будет и речи.

Каким образом этой ситуации можно избежать?

В постройке для ВМФ в настоящее время находится две многоцелевые АПЛ проекта 885. Как известно, головной корабль проекта - К-329 «Северодвинск» недавно был выведен из построечного цеха. Существующие планы предусматривают ввод в строй флота шести АПЛ данного типа в течение ближайших десяти лет, и они, очевидно, не смогут заменить все 27 многоцелевых субмарин (включая противоавианосные 949А), входящих в состав ВМФ сейчас.

Головную лодку проекта 885 намеревались заложить еще на рубеже 80-90-х годов, но финансовые ограничения и распад СССР отложили начало работ до 1993 года. Затем потянулась длительная эпопея ее постройки. Изначально предполагалось, что этот корабль передадут морякам в 1998-м, и появились слухи о закладке еще двух или трех корпусов проекта 885. Но в 1996 году в связи с отсутствием финансирования строительство практически заморозили.

В 1998 году сроки ввода в строй сдвинулись на начало 2000-х, затем на 2005-й, на 2007-й... К работам на лодке приступили вновь лишь в 2004 году. После возобновления финансирования проект пришлось модернизировать - оборудование, закладывавшееся создателями субмарины в конце 80-х, устарело и достраивать крейсер с ним было бессмысленно. Кроме того, по некоторым сведениям, возникли сложности и с главной энергетической установкой нового поколения, которую пришлось дорабатывать.

На поверку оказались несоответствующими действительности и слухи о строительстве следующих корпусов проекта 885, якобы заложенных еще в 90-х. В реальности к работам на втором корабле усовершенствованного проекта 885М, получившем имя «Казань», приступили только в 2009 году.

Нужно отметить, что необходимость постройки серии из шести крейсеров проекта 885 вызывает вопросы. Для того чтобы разобраться с этой темой, надо понять происхождение и оценить характеристики «Северодвинска». Это крупный подводный корабль стандартным водоизмещением 9700 и полным - более 13 500 тонн, длиной около 120 метров и шириной 13 метров. Он обладает большой скоростью хода (по некоторым данным, до 33 узлов) и имеет мощное вооружение: 8 торпедных аппаратов калибром 533 и 650 мм, а также 8 пусковых установок шахтного типа, в каждой из которых может быть размещено до трех крылатых ракет различных типов.

Лодка оснащена мощным радиоэлектронным оборудованием и гидроакустикой, а стоимость ее постройки, по некоторым данным, приближается к двум миллиардам долларов. Наиболее близким по функциональности и характеристикам аналогом отечественного проекта является американский проект SSN-21 Sea Wolf. «Си Вулфы» также представляют собой крупные, скоростные, тяжеловооруженные и дорогостоящие боевые единицы. В конце 80-х они предполагались как ответ на ввод в состав ВМФ СССР подлодок проекта 971. Тогда США хотели построить 30 субмарин данного типа. Однако в связи с окончанием холодной войны надобность в подобной серии отпала и в 1989-2005 годах американские ВМС получили всего три лодки, при этом цена каждой субмарины достигла четырех миллиардов долларов. В качестве основной АПЛ нового поколения была выбрана меньшая по размерам и не столь выдающаяся по ТТХ «Вирджиния». Подлодки этого типа планируется построить в количестве 30 единиц для замены устаревающих субмарин типа «Лос-Анджелес».

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли России сегодня строительство серии подобных «Си Вулфу» кораблей, характеристики которых в свое время рассчитывались исходя из предполагавшейся большой войны с самым могущественным на земле противником? Или, учитывая текущую международную обстановку, можно ограничиться вводом в строй двух-трех субмарин проекта 885 (885М), а в качестве основной атомной лодки на перспективу выбрать более дешевый вариант, сохраняющий за счет современного оборудования и вооружения необходимые возможности.

Изложенные выше соображения по поводу предстоящего значительного сокращения группировки многоцелевых атомных лодок позволяют сделать вывод: строительство в ближайшие полтора десятилетия более дешевой «массовой» АПЛ в количестве хотя бы 12-15 единиц является жизненно необходимым. По основным характеристикам такая лодка должна соответствовать АПЛ проекта 971 или даже 671РТМ, превосходя эти субмарины по уровню скрытности и, разумеется, возможностям оборудования и вооружения. Судя по некоторой информации, разработка подобного проекта ведется рядом конструкторских бюро.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЛОДКИ

Еще в конце 90-х годов прошлого века был поставлен вопрос о необходимости замены лодок проекта 877, составляющих сегодня основу отечественного дизельного подплава. Поставки субмарин этого проекта для отечественного ВМФ завершились в 1994 году. В настоящее время в составе нашего флота находится согласно сведениям различных источников от 12 до 15 ДЭПЛ данного типа, самые старые из которых были построены в начале 80-х годов.

В качестве вариантов замены рассматривалась постройка либо усовершенствованных лодок проекта 636/636М, либо новейших ПЛ проекта 677. Первый вариант обещал возможность относительно дешевого и быстрого обновления подплава благодаря конструктивной близости субмарин проектов 636 и 877, вместе с тем возможности последних должны были значительно возрасти за счет нового оборудования. Второй же был более рискован - лодка проекта 677 являлась абсолютно новым продуктом, освоение которого в условиях постсоветского развала промышленности сулило большие трудности.

Тем не менее в 1997 году заложили головную субмарину проекта 677, но спустили ее на воду лишь через восемь лет, а ввод ПЛ в строй состоялся в итоге только в мае 2010-го. При этом лодка принята в «ограниченную эксплуатацию» - на ней, по имеющейся информации, не установлен штатный гидроакустический комплекс, с разработкой которого возникли проблемы, есть сложности и с главной энергетической установкой.

Затягивание ввода в строй головной лодки «подвесило» и судьбу следующих субмарин проекта - Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», заложенных в 2005 и 2006 годах. Они в результате пока даже не спущены на воду. Удастся ли исправить возникшие неполадки без ухудшения ТТХ лодки и в какие сроки это можно сделать - пока неизвестно.

В результате на сегодня складывается парадоксальная ситуация: уже почти 15 лет имея в руках успешный, современный, конкурентоспособный проект 636, пользующийся спросом на мировом рынке и за счет постоянного усовершенствования поддерживающий свою конкурентоспособность, Россия не строит эти лодки для себя. Попытавшись сделать ставку на новейший проект 677, наша страна столкнулась с рядом организационных и технических проблем, в результате которых обновление дизельного подплава задерживается вот уже на десять лет. При ином развитии событий флот в течение прошедших десяти лет мог бы получить шесть, а может быть, и восемь подлодок 636-го проекта. Не исключено, что он их в итоге получит - но на полтора десятка лет позже, чем следовало бы.

ВАРИАНТЫ БУДУЩЕГО

Обновление российского Военно-морского флота, включая подплав, прямо зависит от того, какие средства страна сможет выделить на решение этой задачи и насколько тщательно будет контролировать их расходование. По заявлениям представителей Минобороны РФ, для полноценного финансирования нужд Вооруженных Сил необходимо израсходовать в ближайшие 10 лет 28-36 трлн рублей. В случае же принятия наименее затратного, 13-триллионного варианта Государственной программы вооружений на 2010-2020 годы финансирование ВМФ пойдет по остаточному принципу - приоритетом будут пользоваться стратегические ядерные силы, ВВС и ПВО. Согласно информации из ряда источников в этом случае пополнение флота новыми кораблями станет осуществляться за счет реализации не входящей в ГПВ объединенной программы военного и гражданского кораблестроения. При этом помимо собственно вопросов финансирования следует решить массу проблем с реорганизацией и модернизацией судостроительной промышленности.

Как в случае того или иного варианта развития событий будет выглядеть российский подплав 15 лет спустя? Можно выделить следующие основные сценарии:

1. Минимальный. В отсутствие необходимого финансирования развитие получат только «защищенные» статьи, в случае с подводным флотом - это морские стратегические ядерные силы. Группировка многоцелевых АПЛ сохранит 2-3 субмарины проекта 949А и 6-7 лодок проекта 971, а также получит 4-6 кораблей проекта 885. В общей сложности в ее составе окажется 10-16 АПЛ. Группировка дизельных лодок будет включать 5-6 последних субмарин проекта 877 и аналогичное число лодок проекта 677 и/или 636М. С учетом удаленности друг от друга основных морских театров Россия не получит возможности создать ни на одном из них более или менее сильную подводную группировку, не допуская критического ослабления других. Возможности подплава по выполнению боевых задач резко сократятся.

2. Допустимый. При более значительных объемах финансирования можно предпринять необходимые меры по сохранению в строю большего числа лодок «советских проектов». Модернизация всех 12 имеющихся «Барсов» и, например, четырех лодок проекта 949А в сочетании с вводом шести АПЛ проекта 885 и, возможно, 2-3 первых лодок нового проекта позволит удержать численность группировки многоцелевых лодок на уровне 22-25 единиц, что несколько облегчит положение. Группировка дизельных субмарин, полностью избавившись от устаревших субмарин проекта 877, будет насчитывать 12-15 новых ПЛ.

3. Оптимальный. Регулярное финансирование в сочетании с модернизацией судостроения позволит, в частности, полностью обновить состав МСЯС, не утруждая себя модернизацией РПК СН старых проектов. Группировка многоцелевых лодок сохранит старые боевые единицы: 4-6 субмарин проекта 949А, прошедших глубокую модернизацию, и 8-10 ПЛ проекта 871, также усовершенствованных. Заказ на строительство лодок проекта 885 будет сокращен до двух-трех единиц, но вместе с тем флот получит 12-15 более компактных и дешевых субмарин. В этом случае численность группировки многоцелевых АПЛ как минимум останется на нынешнем уровне, а возможно, и несколько возрастет при одновременном улучшении качества. Группировка дизельных лодок в этом случае будет насчитывать до 20 единиц проекта 677 и/или 636М, а вероятно, и какого-то иного.

День моряка-подводника отмечают в России 19 марта . 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин

типа "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". Исторические "рыбные" названия сохранились в наименованиях проектов советских и российских субмарин.

Первыми звания «офицер подвод­ного плавания » приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подвод­ные лодки в вооружённой борьбе на море.

Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны . К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подвод­ной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар ».

В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их - порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта "Ясень" и стратегических ракетоносцев "Борей", идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

"Борей "

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса "Борей". Всего в составе ВМФ России - 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых - проекта 955 "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) "Борей" (по кодификации НАТО SSBN "Borei", также "Dolgorukiy" - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. "Борей" создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 "Акула" (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ "Дельфин" (Delta-IV по классификации НАТО).

"Бореи" являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 "Щука-Б", ПЛ "Борей" имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта "Борей" в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ "Щука-Б" третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской "Вирджинии " .

На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ "Мираж" с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с.

До 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта "Борей-А" находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии - "Князь Пожарский" - был заложен в конце 2016 года.

"Ясень "

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 "Ясень"- К-560 "Северодвинск" (головная подлодка серии в строю на Северном флоте - прим. 24РосИнфо). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М "Ясень-М". На "Севмаше" в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: "Казань" (в этом году ожидается передача флоту), "Новосибирск", "Красноярск" (должна сойти со стапелей в 2019 году), "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск".

На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована "акустически чистая" носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты - российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на "Казань" установили новый, менее шумный двигатель.

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта "Ясень-М" вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" субмарины способны нести и более мощные П-800 "Оникс ", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, "Ясень" выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, - полноценного неядерного стратегического сдерживания , т.е. произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. "На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

Лодки проекта "Ясень" приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача - охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

" Черная дыра "

"Черные дыры в океане" - так на Западе прозвали новые российские (по кодификации НАТО - Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

Подлодки проекта "Варшавянка" относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода - 20 узлов, глубину погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

"Новороссийск" - первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол ", "Краснодар","Великий Новгород " и "Колпино ". "Ростов-на-Дону" - первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные "Калибры" нашли свои цели в Сирии.

Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов". Подлодка "Петропавловск-Камчатский" будет спущена на воду в 2019 году и в том же году будет сдана. "Волхов" спустят на воду весной 2020-го и до конца года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется "Магадан", четвертая – "Уфа". Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложат в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется "Можайск", шестой лодке Военно-морской флот еще имя не дал. Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

"Лада" - "Калина"

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения - до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

Головная субмарина серии - "Санкт-Петербург" - была заложена на "Адмиралтейских верфях" в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 - "Кронштадт" - заложен в 2005 году, третий - "Великие Луки" - в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых - увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада" - проект "Калина".

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В "Калине" будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада", которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой - увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок - до трех недель.

"Хаски"

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте "Хаски" - атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро "Малахит" в Санкт-Петербурге.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", которые вскоре начнут поступать в войска.

"Совершенно секретно"

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 "Подмосковье" после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ "Дельфин" в носитель подводных аппаратов.

В составе флота находится еще один подобный атомоход - БС-136 "Оренбург", который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР "Кальмар". Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка". Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней.

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения - К-139 "Белгород" проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на "Севмаше" была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 "Хабаровск".

1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых возможно станут "Белгород" и "Хабаровск".

Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

"Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности ", - заключил президент.

"Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей - это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует ", - сказал верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.

Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.

В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

Ракетные крейсера стратегического назначения

Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.

Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.

В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.

В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.

Многоцелевые АПЛ

Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

Неатомные подлодки

С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

Специальная техника

Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».

Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

Перспективы

На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://flotprom.ru/
http://flot.com/