Балтфлот, полный загадок: новому командующему достанется непростое наследство. Командующий и начальник штаба балтийского флота отстранены от исполнения обязанностей

Спустя сутки после отстранения от обязанностей прежнего командования Балтийским флотом руководство Минобороны определилось с новым. Как стало известно "Ъ", и. о. командующего флотом и и. о. начальника штаба флота будут назначены вице-адмиралы Александр Носатов и Игорь Мухаметшин, служившие ранее на Черноморском и Тихоокеанском флотах соответственно. Их основной задачей станет устранение недостатков, вскрытых в ходе последней инспекции, и подготовка Балтийского флота к новой проверке — она запланирована на конец года.


О том, что новое командование Балтийского флота будет выбрано из числа офицеров, проходящих службу на других флотах, источник "Ъ" в Генштабе ВС РФ сообщил сразу после отстранения от должности вице-адмиралов Виктора Кравчука и Сергея Попова 29 июня. Поиск новых кандидатов был недолгим: по данным "Ъ", сегодня министр обороны Сергей Шойгу своим приказом назначит и. о. командующего Балтийским флотом вице-адмирала Александра Носатова и и. о. начальника штаба флота вице-адмирала Игоря Мухаметшина: первый до этого назначения руководил Военно-морской академией, а второй — был начальником подводных сил Тихоокеанского флота.

По словам источника "Ъ" в Генштабе ВС РФ, перевод вице-адмиралов на Балтийский флот осуществлялся по рекомендации главного командования ВМФ РФ. Александр Носатов уже служил на этом флоте: в 2009-2012 годах он был командиром Балтийской военно-морской базы, после чего ушел на повышение, став сначала замкомандующим Черноморского флота, а затем и первым заместителем командующего. Игорь Мухаметшин в свою очередь достиг успехов по службе на Тихоокеанском флоте (под его командованием стратегические подводные ракетоносцы выполняли практически все поставленные задачи).

Напомним, что поводом для увольнения предыдущего командования Балтийского флота стали недочеты, вскрытые в ходе проверки, проведенной по поручению министра с 11 мая по 10 июня (см. "Ъ" от 30 июня). В отчетах говорится, что адмиралы сознательно искажали в направляемых в Москву докладах информацию о реальном состоянии дел на флоте. По сведениям "Ъ", первые претензии к вице-адмиралу Кравчуку появились еще год назад, но руководство Минобороны решило дать ему шанс исправить дело.

Однако доверие командующий флотом не оправдал: источники "Ъ" отмечают, что дважды во время проведения контрольных проверок Виктор Кравчук неожиданно заболевал, оставляя вместо себя заместителей. Инспекторы во время последней проверки обнаружили, что личный состав одного из подразделений спит в казарме на голых матрасах.

Куда более серьезным промахом стала попытка скрыть от начальства последствия аварийной ситуации на дизель-электрической подлодке Б-265 "Краснодар". Инцидент произошел 20 апреля в Балтийском море: тогда некоторые СМИ сообщали, что российская лодка столкнулась с польской субмариной Orzel, но в Минобороны Польши эту информацию "Ъ" сразу же опровергли. На самом деле "Краснодар" получил повреждения корпуса и некоторых агрегатов (например антенны связи) во время совершения неудачного маневра — по всей видимости, подлодка столкнулась с каким-то объектом. Однако в отчетах командования Балтийского флота степень повреждения "Краснодара" была существенно занижена. 4 мая субмарина в сопровождении флотских буксиров прибыла для проведения ремонтных работ на Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург). Не лучше дела обстояли и с боевой подготовкой: проверяющие обнаружили фактически подлоги в отчетах о выполнении задач по противоминной обороне (показатели искусственно завышались). Источник "Ъ" в ведомстве утверждает, что адмирал Кравчук должен был прибыть на заседание коллегии Минобороны 29 июня для дачи объяснений, однако накануне мероприятия он сообщил коллегам, что вновь заболел. После этого Сергей Шойгу и принял решение уволить его не по состоянию здоровья (как планировалось), а с куда более жесткой формулировкой.

В число первоочередных задач вице-адмиралов Носатова и Мухаметшина войдет устранение недостатков, выявленных в ходе последней проверки, а также подготовка Балтийского флота к следующей инспекции, которая должна состояться до конца года.

Шойгу снял с должности командующего и начальника штаба Балтийского флота

Министр обороны Сергей Шойгу снял с должностей и уволил с военной службы командующего и начальника штаба Балтийского флота "за упущения в боевой подготовке и искажение в докладах реального состояния дел". "Газета.Ru" вместе с капитаном первого ранга Михаилом Ненашевым разбиралась в предпосылках подобного решения.

Минобороны России в среду распространило сообщение о решении главы ведомства и коллегии министерства о "представлении к снятию с должностей и увольнению с военной службы" командующего и начальника штаба Балтийского флота вице-адмиралов Виктора Кравчука и Сергея Попова. Отмечается, что в отношении должностных лиц, "допустивших серьезные упущения по службе", даны "жесткие и принципиальные оценки деятельности". По данным Минобороны, они наказаны в том числе за "упущения в повседневной деятельности войск (сил), непринятие всех необходимых мер по улучшению условий размещения личного состава и отсутствие заботы о подчиненных".

"По результатам проверки и обсуждения на коллегии командующий Балтийским флотом, начальник штаба флота и еще ряд должностных лиц

за серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел отстранены министром обороны от исполнения обязанностей.

Министр обороны поручил в кратчайшие сроки утвердить план устранения недостатков, реализовать его и провести в конце текущего года повторную проверку Балтийского флота", - сказано в поступившем в "Газету.Ru" сообщении.

Отметим также, что в среду Сергей Шойгу заявил, что с 11 мая по 10 июня этого года была проведена контрольная проверка органов военного управления, соединений и воинских частей Балтийского флота. Глава ведомства рассказал о продолжении технического переоснащения сил флота. "За последние три года в соединения и воинские части поступили два боевых корабля, шесть катеров различного предназначения, новейшие системы залпового огня и средства ПВО.

Все это способствовало повышению боевого потенциала Балтийского флота", - заявил Шойгу.

"Газета.Ru" вместе с капитаном первого ранга Михаилом Ненашевым, возглавляющим Общероссийское движение поддержки флота, попыталась разобраться, что могло стать причиной такого решения руководства ведомства и имеет ли это отношение к обнародованному накануне военными инциденту со сторожевым кораблем Балтфлота "Ярослав Мудрый" и американским эсминцем Gravely, представленному американской стороной в совершенно ином свете, чем сообщали изначально. По американской версии , российский корабль вел себя "непрофессионально" по отношению к американским военным судам, подавая международный сигнал об ограничении способности маневра, но затем свободно маневрировал по курсу, не сбавляя скорость и приближаясь к эсминцу.

Михаил Петрович, насколько ожидаемо такое решение министра обороны? Чем могло провиниться командование Балтийского флота? Как бы вы могли охарактеризовать командующего Виктора Кравчука?

Это удивительная новость как для меня, так и для представителей флота, которые хорошо знают положение дел на флотах ВМФ России. Виктор Петрович Кравчук известен в первую очередь тем, что, еще будучи командующим Каспийской флотилией, которую он принял в проблемном состоянии, привел ее к такому уровню, что флотилия выполняла все боевые задачи. Одна из успешно выполненных задач известна не только в России, но и во всем мире - корабли Каспийской флотилии впервые в истории страны и российского флота нанесли ракетные удары более чем за тысячу километров от Каспийского региона по объектам террористов в Сирии. Такая боеготовность - результат командования Кравчука.

Когда Кравчук пришел командовать Балтийским флотом, флот в три-четыре раза повысил эффективность нахождения кораблей на боевой службе.

При нем корабли различного ранга стали пребывать в морях и океанах, в несколько раз увеличилось количество учений на Балтийском флоте. Поэтому говорить о каких-то системных провалах странно. Скорее всего, министра обороны дезинформировали или в угоду кому-то сознательно плетут интриги в отношении человека, который архидобросовестно исполнял свои задачи командующего. Он известен на флоте как командующий-трудоголик.

Самое главное, девять месяцев назад президент был на Дне ВМФ в Балтийске и дал Балтийскому флоту высокую оценку. Как за это время могли возникнуть такие проблемы, когда подготовка шла только по нарастающей? Скорее всего, проблемы возникли после назначения нового командующего Западным военным округом, в котором оперирует Балтийский флот. Видимо, кто-то из представителей сухопутной составляющей решил переломить ситуацию на флоте через персоналии.

А может это как-то быть связано с тем, что полгода назад сменился главнокомандующий Военно-морским флотом и ушел с этого поста адмирал Виктор Чирков?

Поведение нового главкома удивляет. Почему Владимир Иванович Королев не стал разбираться и защищать? К сожалению, сегодня не времена Николая Герасимовича Кузнецова, когда нарком флота даже при угрозах в свой адрес отстаивал командующих флотами.

Может ли отстранение Виктора Кравчука и Сергея Попова быть связано с обнародованным накануне военным ведомством инциденте в Средиземном море, произошедшим между сторожевым кораблем Балтийского флота "Ярослав Мудрый" и американским эсминцем Gravely? Ведь после выступления Минобороны России американская сторона привела свою версию случившегося, и там российский экипаж выставлен не в самом благоприятном свете.

Если притягивать за уши эту историю, тогда надо снимать с должности и самого нового главнокомандующего ВМФ, потому что они под его командованием. Это нелепые выводы.

Скорее всего, министра обороны дезинформировали. Как я уже сказал, еще девять месяцев назад президент приезжал на Балтфлот, и ему докладывали, что это соединение действует успешно. А вдруг теперь появились системные нарушения.

Я думаю, министру обороны кто-то в угоду своим карьерным устремлениям, при пассивности нового главкома ВМФ, решил преподнести дезинформацию, сотворив произвол в отношении командующего, который верно служил флоту.

- А что касается начальника штаба Сергея Попова, каковы его заслуги?

Его я знаю еще по Северному флоту, когда он командовал эскадрой надводных кораблей, он был успешным командиром эскадры. Это адмирал-интеллектуал, добросовестный, чтобы его обвинить в нечистоплотности - надо постараться. Никогда к нему не было никаких вопросов.

Роль начальника штаба флота - роль рабочего управленца, а не представительская.

Он отстроил штаб Балтийского флота таким образом, что он среди флотов находился в числе лидеров.

Никаких замечаний в отношении него я никогда не слышал. Трудно понять, в чем его можно обвинить. Очевидно, что здесь налицо сознательное сокрытие положительных его сторон и результатов и нагнетание негатива. Это какая-то мышиная возня, возможно, здесь межличностный конфликт имел место быть.

За последние полгода сменился и главком ВМФ, теперь снимают верхушку Балтийского флота. Не стоит ли ожидать в ближайшее время чистки и на других флотах?

Если так легко могут отправлять в отставку и вешать ярлыки на тех, кто добросовестно и с высокой ответственностью исполнял свою работу, то это может пойти и дальше. Не исключено, что могут быть замены и на других флотах. Но важно помнить, что сейчас вопрос состоит не только в том, чтобы дать корабли, деньги и ресурсы, а чтобы в руководстве были люди с принципами и стояли за тех, кто действительно служит, а не лавирует в угоду конъюнктуре.

Вице-адмирал Виктор Кравчук командовал Балтфлотом почти четыре года - в 2012 году он сменил на этом посту Виктора Чиркова, который тогда получил должность главнокомандующего ВМФ. До Балтийского флота Кравчук служил и в других регионах: около 20 лет на Тихоокеанском флоте, дослужившись до начальника штаба и командира бригады ракетных катеров. А затем в Каспийской флотилии, где стал заместителем командующего, а получив звание контр-адмирала, возглавил это оперативное объединение в прямом подчинении командования ВМФ. Во главе флотилии Кравчук занимался реформированием ее структуры, в том числе распустил 77-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая базировалась в Дагестане и была призвана бороться против терроризма в регионе. Флотилия также перешла в категорию постоянной готовности. Указом президента Дмитрия Медведева Кравчук в 2009 году был переведен на должность заместителя командующего Балтийским флотом, а пост командующего он занял после повышения Виктора Чиркова до главкома ВМФ. В феврале 2016 года Кравчука как "отличившегося за особые личные заслуги перед государством" офицера наградили именным кортиком ВМФ от министра обороны Сергея Шойгу.

Сергей Попов начал офицерскую службу на Северном флоте, где прошел путь от командира группы управления (зенитных управляемых ракет) ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля "Смышленый" до командира тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Ушаков". После учебы в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ служил начальником организационно-мобилизационного управления штаба Севфлота. С 2010 года по апрель 2012 года был командиром дивизии ракетных кораблей СФ. В апреле 2012 года указом президента Медведева назначен на должность командира Балтийской военно-морской базы Балтийского флота, а в сентябре того же года - на должность заместителя командующего Балтфлотом. Попов награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, имеет восемь других государственных и ведомственных наград.

Екатерина Згировская, Александр Зинченко, Святослав Иванов

Подводник. В прошлом
...Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но, видит Бог, трудно осуждать матроса, плевать хотевшего на адмиральское звание. Если, конечно, матрос - служит на Балтфлоте, а командует Балтфлотом адмирал Владимир Валуев.
...Адмиралы бывают разные. Такие, как англичанин Нельсон, изувеченный в боях, прославленный аскетизмом и фантастической храбростью. Или, как наш Валуев, чей послужной список известен. Родился 16 июля 1947 года в г. Красный Луч Луганской области Украины. В 1969 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания, в 1974-м - Высшие специальные офицерские классы, в 1983-м - Военно-морскую академию, в 1993-м - Академию Генштаба.
Служил на Тихоокеанском флоте, “поднялся” от командира группы управления до командира атомной подводной лодки. С 1983 года - заместитель, с 1988 года - командир дивизии АПЛ, а с 1993 года - начштаба флотилии ПЛ Тихоокеанского флота, командир эскадры. С 1996 года - заместитель начальника Главного штаба ВМФ, первый заместитель командующего БФ. Награжден тремя орденами. С 11 апреля 2001 года - командующий Балтийским флотом.
...Честно говоря, если бы Валуев был типичным “паркетным” высшим военным чином - многое в его поступках объяснялось бы гораздо проще. “Шаркун” - он и в Африке “шаркун”, “паркетчик”, “чего изволите-с”, “эй, адмирал”... Но! Валуев в молодости - офицер-подводник. Сегодня вся страна, насмотревшись “72 метров”, знает, ЧТО это такое... Но по мере продвижения по служебной лестнице он, похоже, все больше отрывался от “корней”. И сегодняшний Валуев живет совсем по иным принципам - отличным и от романтики дальних странствий, позвавшей в море мальчишку из сухопутного украинского городка, и от культа боевой дружбы, которым славятся все подводники. Впрочем, о забвении - чуть ниже.
Испуг
...В июне г-н Валуев дал журналистам пресс-конференцию. Нашу газету на нее не пригласили - хотя адмирал пытался прокомментировать именно те факты, о которых мы сообщали в череде посвященных Балтфлоту публикаций.
(Это и убийство офицера Павла Марданя, и специфическая реакция на него флотского руководства; это и фактическое уничтожение авиационного полка им. Покрышкина; это и ситуация с использованием для “левой” перевалки нефти ресурсов военной базы в Балтийске; и т.д., и т.п.). Не пригласили - очевидно, опасаясь, что на пресс-конференции мы можем задать командующему Балтфлотом вопросы, отвечать на которые ему крайне не хочется. Или - нечего.
Зато г-н адмирал предпочел резко отозваться о нас за нашей спиной. Что ж, пусть столь “мужское” и “офицерское” поведение останется на его совести (хотя...о чем это я?!). А вот текст адмиральского выступления мы предлагаем нашим читателям - с небольшими купюрами (очень уж многословен командующий), но без малейшей стилистической правки. Во всем блеске “великого и могучего русского языка” по-валуевски. И со всей... гм... глубиной содержания. Итак, г-н адмирал высказался.
“Не рассказать, а доложить”
- Я надеюсь, я сам поясню, что я хочу сделать. Я хочу не рассказать, а доложить. Рассказывают другие категории. Действительно, у нас с декабря, с 1 декабря завершился зимний период обучения, приступили к летнему периоду через проведение организационного периода с 1 по 10 сентября.
(Вообще-то, первое, о чем психологи просят семилетних детей, проверяя их готовность к начальной школе - это назвать времена года в правильной последовательности. И если у командующего флотом зима завершается 1-го декабря, а лето начинается в сентябре... это, согласитесь, наводит на определенные размышления, - прим. авт.)
Мир прибыли не приносит
- Завершено реформирование: в 2003 мы сократили свыше свыше 8000 должностей по людям и провели передислокацию войсковых частей с теми заданиями, которые нам определены Генеральным штабом. И защитили мы на следующее пятилетие программу. Программу, хочу сказать, она не простая. На Балтийский флот, который представляет из себя с точки зрения вооруженных сил форпост вооруженных сил России, возложены исключительно важные задачи. Мы готовы еще многие тысячелетия жить в мире и согласии и удерживать, так сказать, дружбу, между странами, окружающими Балтийское море. Но тем не менее, для того и существуют вооруженные силы, чтобы быть готовы выполнять задачи не только мирного времени, но и угрожаемого периода, но и военного времени...
В течение года нас проверяют профессионалы и смею вас заверить - дают объективную оценку. Они приезжают не для того, чтобы порадоваться нашим успехам, а успехи как само собой разумеется, а обратить внимания на недостатки. И вскрыв эти недостатки, система проста: составляется план, и мы над ними работаем. Еще ни одного месяца не было, ни одного дня, чтобы в том числе на нашем не было каких то недостатков, и мы сидели сложа руки, довольные своим предназначением и выполнением работы на 100%. Много работы и сейчас. Воинский - он особенный - и, когда идет период мирного времени, то он, естественно, убыточен для государства и никаких процентов прибыли он не приносит...
(Следуя логике адмирала, наиболее прибыльна для государства война?! Оговорка прямо по Фрейду. “Новое поколение” выбирает “Пепси”, а “новое поколение” генералов и адмиралов, взращенных на ниве чеченской войны и сопутствующих ей “грядках”, похоже, искренне убеждено, что “военный период” выгоден для ВСЕХ. И что “проценты прибыли” война приносит не только тем, кто “приник” к распределению капиталов, - прим. авт.)
- Поэтому сегодня мы не только будем говорить, что сделано плохо, но вот эти моменты обсудим для прессы, и я постараюсь изложить позицию военного совета, лично свое отношение к тем отдельным моментам, которые зачастую мелькают в прессе. Те публикации, которые направлены на пользу военнослужащим, на пользу экономическую пользу Калининградской области, мы их воспринимаем. Ни одного человека, которые предварительно пришел, побеседовал, предложил дело и ни с чем он не уходил, с отрицательным ответом, но как гром среди ясного неба, еще никто ничего не знает, а уже в публикациях изложены, мои мнения, мнения моих подчиненных, позиция заведомо отрицательная к флоту.
“340 тысяч мужского населения”
- Конечно, это не может не беспокоить, потому что задачи на флот возлагаются, повторяю, не только на ту группу, которую составляют в Калининграде 25 тысяч человек, это немало. У нас задачи гораздо шире. Взаимодействовать с системой военкоматов - 21 военкомат. Облвоенком здесь присутствует, товарищ Горин, и он может ответить на любые вопросы. Задачи по территориальной обороне, задачи по партизанскому возможному движению, то есть мы берем худшие дни, лучшие не берем, где все фронт и тыл - должны быть едиными, и мы ожидаем, что из 340 тысяч мужского населения, значит, одни будут трудиться, вторые будут эвакуированы. Группа, третьи, около 100 тысяч человек, пополнят контингент.
(Вообще-то контингентом обычно называют людей в местах не столь отдаленных. Это что, стратегический изыск такой? - прим. авт.)
- 70 тысяч будут резервом Калининградской области, остальные будут входить в специализированные отряды территориальной обороны с последующим переходом в отряды партизанского движения. Мы не стараемся сказать, что завтра это будет, что завтра мы все оденем берданки и начнем защищаться - как некоторые молодые люди, не нюхавшие пороху, заявляют с трибуны, что вот здесь мы сделаем коттеджи, поставим на Балтийской косе, вот здесь вот общество защиты животных. Вот здесь мы сделаем заповедную зону...
Народное ополчение
- У нас на территории Калининградской области есть места, где надо зоны делать, заповедные зоны отдыха. А есть, где надо сосредотачивать все усилия. На Балтийск по замыслу возлагается исключительно важная задача. С берега он будет мощно защищаться, начиная от отрядов народного ополчения, береговыми войсками. С моря он будет защищаться своими группировками, в том числе взаимодействующими силами.
Я не собираюсь раскрывать все замыслы. Но поверьте, на военное время Балтийску во всем Северо-Западе принадлежит одна из передовых ролей - и в том числе населению Калининградской области. Мы готовы еще, подчеркиваю, жить еще несколько тысячелетий в мирном времени, со всеми друзьями оставаться, со всеми окружающими странами, но порох надо держать сухим. Группировку, которую содержит вся страна - не только Калининградская область - и финансирует ее. Эти деньги вкладываются в развитие Калининградской области через приобретения товаров народного потребления, продуктов.
И поэтому, исходя из важности, исходя из роли флота, мы осуществляем свою деятельность. Да, не везде она, так сказать, может совпадать с мнением бытового какого-нибудь товарища или корреспондента, который, например, хотелось бы. А чего у нас пять аэродромов, вот хотелось бы восемь... Это не наш вопрос. Для этого есть совершенно четко - и учет у нас не на рынке ведется, а в правительстве, в Генеральном штабе - сколько чего должно быть и в каком состоянии.
Койки импортные и унитазы
- За счет этого реформирования, хорошо ли плохо, а не все хорошо, но, так сказать, оно свершилось. Мы сделали много хорошего и плохого. Плохое то, что в других странах вот освобождается казарма, через три дня туда приходит человек, вставляет окна, унитазы и койки импортные - и делает 5-звездочную гостиницу.
У нас уже сокращены войска, уже ушли оттуда войска, проходит целый механизм. Он никому не нравится. Пока не разрушат, пока не разломают - вот тогда только разрешение передать в ведение...
(Это верно. Только вот в других странах никому и в голову не приходит специально перебросить в тьмутаракань воинское подразделение, чтобы потом переделать освободившиеся казармы под отели или бордели. А у нас - сплошь и рядом. Не для того ли и полк истребителей СУ-27 передислоцировали из Нивенского в Чкаловск, чтобы “пришел некий человек, поставил окна, унитазы...” и развернул на лучшем боевом аэродроме свою коммерцию? Ясен перец, не за спасибо, - прим. авт.)
Доллары и нефть
- Мы выполняем ряд услуг, так называемых, когда лицензированные компании осуществляют нефтеперевалку - а ее осуществить только через Новороссийск, только через Балтийск или Владивосток. Значит, выбор этих кампаний настолько, так скажем, обусловлен ситуацией, интересами страны, что мы к нему участия мало какого принимаем, только согласуем и они переваливают свою нефть. За хранение, за перевалку, за акваторию мы имеем какие-то деньги. Этих денег в году миллионов 60-80.
(А если бы компании “переваливали” нефть через “гражданские” терминалы, в бюджет страны поступали бы сотни миллионов - и не рублей, а долларов. Балтфлот, финансируемый за счет налогоплательщиков, выгадывает копейки для себя... уж не будем уточнять персонально... нанося тем самым колоссальный ущерб экономике в целом. Видимо, с математикой у г-на адмирала дела обстоят столь же скверно, как и с родным языком, - прим. авт.)
- На эти деньги, мы повторяю, строим общежития, ремонтируем корабли, готовим смету, строим жилье и т.д. Значит, зачастую это становится предметом ненужных разговоров. Например, я проанализировал, мне принесли прессу и про Балтийск, и про пункт Восточный, чего только там не написано. Объявляют во всех смертных грехах, что труба и насос качают столько, что военное ведомство, никто не узнает сколько. Сколько привезли в составе железнодорожном, столько и выкачали. Мы же не из скважины качаем.
“Я и мы определили”
- Второй момент. Пункт Восточный по определению является собственностью по постановлению 613 правительства, является собственностью МАПа - морской администрации порта. И претензии по этому пункту - к МАПу или лицензированной компании. Если у нас труба разорвется, емкость разрушится - это флот.
Пункт - третий бассейн, это тоже на 15 лет МАПу передано. Если есть вопросы к военной гавани, по четвертому бассейну - это флот. Это наше заведование. Сейчас готовится постановление. Мы передали морской администрации порта заведование, они осмотрелись и говорят: нам вот это не нравится, хотя там был Касьянов, министр транспорта Франк, министр обороны, главнокомандующий, губернатор. Я и мы определили, что пункт Восточный, что это уникальное место для создания перевалочного центра. Да, действительно, пункт Восточный, он не входит в зону Балтийска. Пункт Восточный - его можно расширять по каналу и вширь и вглубь, пункт Восточный - это перспективный. Но какие-то экономисты сиюминутные говорят, что 3 и 4 бассейны - это там на 7 миллионов дешевле и можно уже завтра, как говорится, продавать и т.д.
Я повторяю, что вот это завтра приведет к скоплению, так сказать, топливных цистерн. Террор, он существует, к счастью большому, не в нашем регионе, и проезд к месту погрузки-выгрузки планируется, даже не согласовав, где такие тротиловые мощности лежат, что если допустить на мысль худший вариант, если худший вариант допустить, то ни пункта не будет, ни Балтийска в целом.
Просто так вот писать, что это Балтийский флот, и из них никакие международные деятели, не соображают ни в экономике, ни в политике, ни в этом самом.
(“В этом самом” Валуев и Ко соображают, да еще как! Об этом, собственно, в прессе и пишут, - прим. авт.)
“И кошельки у нас другие!”
- У нас, как говорится, к разговору мы не очень приспособлены, и кошельки у нас другие. Но дело посоветовать мы всегда можем. Если вот пресса будет стоять действительно на страже всех интересов. Я уже не говорю о том, вот скажите, что вам надо перевезти из Балтийска в Санкт-Петербург - в интересах области, что надо. Транзит подорожал в два раза. Я вам гарантирую, что от первого, от первой цены я в 3 раза дешевле перевезу весь ваш груз. Весь груз своими судами. Предложений нет!
Уж если, как говорится, нас задействовать на пользу региону, у меня танкера обеспечивают рыбаков в любой точке Атлантического океана. В любой. Независимо, в штормовую погоду, 24 метра в секунду, 6-7 баллов. Дождутся затишья до 4 баллов и передают топливо. Такие же суда у меня есть и для перевозки грузов. Почему-то они применения не находят.
Да, понятно, мы не совсем своим делом занимаемся. Когда оказываем услуги и получаем деньги.
Деньги. Мы не коммерцией занимаемся. Эти деньги мы не кладем, ни один человек в карман, ни начальник топливного склада, ни начальник тыла и т.д. Мы их собираем, оприходуем и в дополнение к тому, что нам дают, мы их расходуем.
Краснянский на белом коне
- Но год на год не приходится. Почему? Потому что сейчас готовится постановление правительства - передать 3-й, 4-й, допустим, МАПу, а пункт Восточный вернуть флоту. Что вы думаете? В проекте постановления в пункте Восточном какой-то заинтересованный человек говорит: а вот флоту там запретить перевалку. А почему запретить? А потому что там кто-то следит. Топливо выплескивает. Я вам ответственно заявляю: 7 лет назад, 6 лет назад, 5 лет назад действительно в Балтийск нельзя было приехать - корабли стояли, вот такой слой соляры, мусор, солома и т.д. Сейчас введен эколог, сейчас командир базы лично осматривает. Прозрачнейшая вода, лебеди белые плавают. Есть нагонный ветер - там из канавы нечистот этих 150 выплескивается. Нет очистных сооружений.
И тут на белом коне появляется Краснянский (заместитель губернатора, - прим. авт.), представители “Комсомольской правды”, фотографируют и говорят: “Это вот 4-й бассейн”. Фотографируют канал. На фоне канала моряки наши, причем эти самые без штанов, моряки наши - он прячется от командования и в канаве находится. А на фоне этого канала там мачты стоят. Вот бесхозяйственный Балтийский флот.
Ну что я могу сказать? Моряков мы, конечно, наказали, а тот, кто заснял, тот, кто привел. Есть установки по антитеррору. Если в гавань заходит несанкционированное судно, если несанкционированный катер. Ну, в следующий раз, если оно будет уничтожено.
(Что там за моряки без штанов сигали в канаву - знают лишь посвященные. Важнее другое. Фактически командующий Балтийским флотом пригрозил ФИЗИЧЕСКИМ УНИЧТОЖЕНИЕМ любому лицу, будь то настырный журналист или даже зам губернатора, которое попытается “несанкционированно” проникнуть в гавань... к терминалам, ставшим источником непрерывного поступления “нефтедолларов”. Ничего себе расклад?! Это уже не смешно, господа и товарищи. После таких фраз как-то вот пропадает любое желание относиться к тому, что несет Валуев, как к бреду. Или как к “смехопанораме” в духе Петросяна и прочих “аншлагов”. Тут, простите, уже не “аншлаг”, а “абзац” - причем полный, - прим. авт.)
“Нет здесь флота, который...”
- Такие случаи были на других флотах. Я, как говорится, не могу гарантировать, что следующего раза не будет. Вот, чтобы осмотреть гавань, вот я приехал, по делу. Мы стояли, и пошло огромное пятно с 3-го бассейна. Попросил пригласить эколога нашего, представителя и того злополучного корреспондента, которого очень волнует экология.
Значит, я там находился 3 часа, никто не появился. Хотя можно было заснять эти вещи. О чем я говорю? Нет здесь флота, который хочет ущемить область экологически, политически, нравственно или экономически. (Флота здесь действительно, похоже, нет, - прим. авт.)
“Ну хочется расцеловать”
- Здесь есть единомышленники. Здесь есть калининградцы, которые дорожат честью жителей Калининградской области. Не меньше, чем некоторые люди, которые оскверняют Балтийский флот. Вот недавно мне принес Анатолий Васильевич (Лобский - помощник Валуева, - прим. авт.) там “Гальюн Таймс” очередной. (Это Валуев об “НК”, - прим. авт.) Там шедевр. Сидит Шекуров. (Полковник, летчик-снайпер, бывший командир авиационного истребительного полка им. Покрышкина, - прим. авт.) Ну хочется обнять и расцеловать его за такие речи - и как без него загублена истребительная авиация. Вот вам мелкий пример: значит, эта истребительная авиация должна перевестись с Нивенского в Чкаловск. Очень сложный маневр, и от него, как от командира полка, требовали основные усилия по воплощению плана.
Сейчас это позади мероприятие. Сейчас аэродром Чкаловск оценивается специалистами высочайшего класса как лучший аэродром Калининградской области и лучший аэродром морской авиации вооруженных сил. Сюда прилетали, обучали. Вместо него Герой Российской Федерации, один из них сейчас и к нам назначен заместителем командующим авиацией, прекрасный человек. И мы из-за одного сломанного учебного истребителя, ну сломанного относительно, чтобы ввести в строй, надо регламенты двигателям провести и т д. дорогостоящее. Он палец о палец не стукнул - сейчас 7 истребителей. К концу года планируем довести до 19.
Диагноз
- Единственное ему огромное спасибо, что он ветеранам позвонил и говорит: мужики, надо сохранить полк Покрышкина. Да, действительно, единственная хорошая потуга. С точки зрения перевода, он с Нивенского все делал, чтобы саботировать эти мероприятия, все перебазировали. Я говорю: не можете летать, катите. Сняли крылья, перекатили - и накат у него полка по дорогам нашим самый большой.
(Это как бы комментарий к тому, о чем говорилось в нашей статье “Мертвая петля”. Как полковник Шекуров пытался объяснить, что перевод полка с прекрасно оборудованного аэродрома в Нивенском на заброшенное летное поле в Чкаловске фактически означает уничтожение военно-морской истребительной авиации Балтфлота! Как самолеты невозможно было посадить на раздолбанный бетон - и даже президентский самолет, взлетевший с аэродрома в Чкаловске, был в Москве поставлен на ремонт двигателя... Как с истребителей, представляющих собой суперсовременный “организм” со сложнейшей электронной начинкой, свинчивали крылья и хвостовое оперение, а потом, перевезя “сигары” в Чкаловск прицепом на машинах, вновь собирали... не в условиях стационарно-заводских, а так же, в Чкаловске, с помощью кувалды и такой-то матери...
Но поражает даже не позиция Валуева по отношению к самолетам. Повторяем, было бы проще понять его, окажись он чистейшей воды штабистом. Списали бы на неведение. Для “шаркуна паркетного” что “Запорожец”, что “Су” - один хрен. Но, интересно, как отреагировал бы командир атомной подводной лодки Валуев, если б ему - тогда - предложили разобрать ее на части и передислоцироваться в мелководную речку Гадюкину? Неужели безропотно согласился бы? Или только такие, априори согласные с любым “взбрыком” командования, и становятся адмиралами?
И еще. Как может офицер говорить в столь уничижительном тоне о полковнике Шекурове, летчике-асе, “снайпере”, десятки раз вылетавшем на боевые дежурства? Не знать, ЧТО это значит, Валуев не может. Значит, забвение дошло до точки. Диагноз - полная амнезия. Всего, что было когда-то свято: идеалов, уважения к товарищам по оружию. Только в этой “отключке” адмирал-коммерсант и может выдавать на-гора подобные тексты. И если бы только тексты! Он ведь ПРИКАЗЫ отдает!.. - прим. авт.)
Пальцы веером
- Сейчас я летел недавно в Санкт-Петербург, и вот эти четыре “F-16”, которые базируются в Литве. Да один вышел, заявку сделал: “Разрешите пролететь через Литву” - “Не положено” - “Разрешите через Латвию” - “Не положено”. Но тогда я по морю полетел, на 40 минут дальше, на одну партию в шахматы больше сыграли в салоне. Смотрю: выныривает - дистанция 100 метров, вот замурзанный “F-16”. Нет ли у командующего пушек? Нет. Поднырнул с другого борта, посопровождал 5 минут и улетел. В следующий раз, чтобы совместить боевую подготовку, я, наверное, возьму два “Су-27”, чтобы он на настоящих летчиков посмотрел и посмотрел, с кем ему придется иметь дело, и пусть они какие-нибудь фигуры высшего пилотажа там по ходу покажут.
(Оценили? Валуев полетит в своем адмиральском самолете, отделанном в евростиле на шестьдесят “штук” баксов, в Питер, а боевые летчики должны будут услаждать его взоры, показывая “по ходу” “какие-нибудь фигуры высшего пилотажа”. Чтоб литовцы поняли, с кем будут иметь дело. Примерно с такой интонацией “новые русские” просят известных поэтов “почитать какие-нибудь стишки”, а то, типа, икру жевать скучно... и предлагают музыкантам “слабать” для поднятия настроения. Но нуворишам - простительно. А вот адмирал, который держит элиту ВВС за петрушек, которых в любой момент можно заставить кувыркаться - это действительно, да-а-а, - прим. авт.)
- Вроде нет никакой угрозы, а давление идет. И вот это окружение поясом НАТО, это, наверное, для того, чтобы мы жили счастливо и подешевле.
Два солдата и прапорщик
- Военнослужащий срочной службы, все воинские коллективы охвачены положительным влиянием. Детские сады. 301 детский сад. Если сейчас мы их передадим, как постановление правительства требует, так сказать, муниципалам, то очередь километровая. Так вышло, что военные детские сады - неплохие и по зарплате, и по содержанию. И наших детей там может не оказаться - это в лучшем случае. А в худшем - деньги на ремонт не будут выделяться, они закроются. А так они висят на плечах командира. Он смотрит: там крыша протекает - тут же 2 солдата и 1 прапорщик придут и этот участок из ничего отремонтируют.
Этим муниципальные образования заниматься не будут, пока деньги не придут. То есть один этап - закрытие, второй - изменение этих детских садов.
Об убийстве Павла Марданя
- Есть, конечно, и гнусные ситуации. Вот, например, по воинской дисциплине среди округов и флотов ни одной телеграммы нет, где бы Балтийский флот отмечен в худшую сторону, везде в лучшую. Но даже в лучшей стороне может такой всплеск, как говорится, подняться, как с этим офицером Марданем. Ситуация довольно банальная. Стоит корабль в заводе, видно, что там нарушения. Мною лично были даны распоряжения, они выполнены наполовину. Вместо того, чтобы посадить штаб бригады, командир дивизии, за что он получил взыскание, отправляет поочередно одного начальника штаба, второго замкомбрига и т.д.
И именно в этот день, по закону, как говорится, совпадений, 5 числа, я говорю: лично приеду, с лекцией, разберусь со всеми недостатками. На “Беспокойный”. С 4-го на 5-е докладывают: разрешите доложить, вот случилась естественная смерть. Кто ее констатировал? Гражданский врач. Причем тут гражданский? Вот вызвали ночью. Хорошо, разберитесь.
В прокуратуру. А схема проста: прокурор, отдел, экспертиза и т.д. Приходит прокурор к вечеру 5-го числа: насильственная смерть. Начинаем разбираться. Никто никому не обещал. Ни... Вот какой смысл: преступление совершено, человек погиб, на корабле это происшествие, а сам он прыгнул головой вниз или его чеченец зарезал, или его офицер удавил, ну от этого лично мне ни холодно, ни жарко.
(Вообще-то после ТАКОЙ фразы адмирала нужно увольнять. Потому что адмирал, которому ни холодно, ни жарко от того, что на одном из самых современных (!) эсминцев вверенного ему флота офицер убил другого офицера... и не на дуэли, а подушкой, как обычнейший уголовник... - такой адмирал не должен служить и командовать. Даже в первые годы советской власти, когда на боевые корабли пришли командирами вчерашние матросы, военно-морское офицерство оставалось элитой. Матросня, вознесенная до офицерского кортика, спешно отучивалась лузгать семечки и мести палубу клешами. Любой командир был обязан уметь танцевать вальс и знать правила этикета - это в голодной-то и разоренной стране рабочих и крестьян! И если сегодня - типа, в демократическом обществе - эсминец превращается в “малину”, а офицерство глушит водку на вахте, а единственный, кто воспротивился бардаку - избит и задушен, а адмиралу глубоко плевать... то все мы, господа, давно и прочно ниже ватерлинии. Без малейшей надежды на всплытие, - прим. авт.)
“Совмещал выпивку со спортом...”
- Мое дело установить истину и принять меры к виновным. Вот лично командующий, раз оказался подозреваемым сын адмирала, вот он курирует, чтобы это затереть и сына адмирала оставить служить на корабле. Я вам еще раз говорю: даже если будь он сыном генералиссимуса, он получит свое, что заработал. Значит, сейчас можно уже уверенно, что прокуратурой составлены 15 томов уголовное дело. Когда этот адмирал приходил, я ему сказал: “Вы поговорите со своим сыном, и я вам одно советую: можно его выпустить, я забочусь, кого убили ни за что, а если он подозреваемый, мне рассказали, я с этим согласен, то пусть он, что заработал, то и получает”.
На базе достоверной экспертизы установлена виновность товарища, этого самого Конышева-младшего. Он, не желая того, как говорится, умышленно или не было оснований, просто на базе того, что какой-то день рождения был, они, находясь в отдельном базировании, употребили в каюте спиртное и на базе этого спиртного дежурный мог ему что-то сказать или “приведи себя в порядок” или “иди проспись”, что-то такое. Значит, причинил ему телесные повреждения удушьем. Он является по армлестлингу являлся чемпионом, совмещал выпивку со спортом. И все, что касается подозреваемого. Второй там был Муртазин, значит вина не доказана в процессе следствия, может, на суде дополнительно факты вскроются.
Никакого чеченского следа. Значит, на этом корабле два года стабилизация. В публикациях - что я принял решение старпома (Апановича-младшего, - прим. авт.) назначить командиром корабля. Начинаю спрашивать у начальника отдела кадров. “Ты слышал?” - “Нет”. Вызываю командира, говорю: “Уважаемый, вы там на волоске держитесь, потому что полгода на корабле, зарекомендовали себя хорошо и вам пока объявлен строгий выговор”.
А старпом вообще два года не увидит никакой перспективы, никакой, ни единой, потому что он фактически находился в отпуске. В газете получается, что старпом в отпуск ушел задним числом и находится, как говорится, на корабле находился и занимался выпивкой. Это позволило родителям прочитать эту информацию: сейчас мать находится в больнице, отец еще где-то.
Отвечайте, если не боязно
...Вот такое получилось выступление у адмирала Валуева. И смех, и грех. Странно, что на пресс-конференцию не продавали билеты: по сравнению с Валуевым наши патентованные юмористы облетают, как одуванчики на ветру, и грустно сидят с поникшими ушами. Видимо, чтобы сделать карьеру на флоте, родной язык нужно знать чем меньше, тем лучше.
Но ведь пресс-конференция давалась не для увеселения публики?! И мы, пользуясь возможностью поучаствовать в ней хотя бы заочно, задаем адмиралу ряд вполне конкретных вопросов. Отвечайте, Владимир Прокофьевич, как умеете. Мы разберемся. Лишь бы фактура была.
1. Чем объяснить то, что после сокращения боевых и тыловых сил и средств Балтфлота в 4 раза (по сравнению с началом 90-х годов) аппарат управления флота остался в неизменном состоянии и по штату должностей равен Северному и Тихоокеанскому флотам? Более того, появились новые адмиралы и генералы!
2. Как можно объяснить провалы в профессиональной деятельности управления кадров БФ, приведшие к событиям на эсминце “Беспокойный”, убийствам офицеров Балтийской военно-морской базы, фактическому разложению воинской дисциплины в Балтийском военно-морском институте (существование устойчивых преступных групп среди курсантов, распространение наркотиков, повальное мздоимство с абитуриентов при поступлении в БВМИ и во время сессий)?
3. Чем объясняется порочная практика распределения на БФ детей высокопоставленных родителей, проходящих службу на вверенном Вам флоте? И будет ли с нею в ближайшее время покончено?
4. Почему лгала подчиненная Вам пресс-служба, говоря о невозможности немедленного наведения уставного порядка на эсминце “Беспокойный”? Почему своевременно не были сделаны необходимые оргвыводы после того, как этот корабль в прошлом году, при следовании в С.-Петербург для участия в праздновании 300-летия города, потерял ход (“скисли котлы”), а в Калининград он был доставлен на буксире, опозорившись на всю Балтику?
5. Почему Вы, как командующий БФ, не предложили своему первому заместителю, вице-адмиралу Апановичу, и контр-адмиралу Конышеву, дети которых напрямую замешаны в тяжких преступлениях и организации попойки на эсминце “Беспокойный”, уйти в отпуск на период расследования этого преступления?
6. Допускаете ли Вы, что после употребления наркотиков (которые распространялись на эсминце “Беспокойный” и на других кораблях БФ) офицеры могли предпринять неадекватные действия, связанные с применением артиллерийского, ракетного и другого вооружения? Что в БВМИ, где недавно также были обнаружены наркотики, в аналогичной ситуации может произойти ЧП в карауле или что-либо связанное с разглашением государственной тайны (на факультете радиоразведки)?
7. Известно, что хищение ПЗРК “Игла” из бригады ОВР произошло в то время, когда Балтийской военно-морской базой командовал г-н Апанович, ставший впоследствии Вашим 1-м заместителем. Почему в отношении данного лица не было принято мер дисциплинарного воздействия? Между тем, в то время, когда ПЗРК находился в руках преступников, в Калининградской области находились первые лица РФ, включая президента нашей страны и его польского коллегу.
8. Почему в непосредственной близости от арсеналов Балтфлота ведется строительство гигантских объектов ТЭК, транспортировка энергоносителей, в т.ч. сжиженного газа? Причем до складов с боеприпасами расстояние составляет не более 1,5-2 км.
9. Располагаете ли Вы, как командующий БФ, сведениями о реализации гигантских материально-технических ресурсов, которые находились в тыловых подразделениях Таллинской, Лиепайской, Балтийской военно-морских баз и местах базирования флота в Риге, Свиноустье (Польская Республика), о. Рюген (Германия), а также в частях ВВС БФ? Если нет, то почему не инициируете соответствующее расследование.
10. В докладе Счетной палаты РФ указано, что в подчиненной Вам Ленинградской военно-морской базе выявлены значительные финансовые нарушения на сумму более 107 млн. рублей. С чем это связано и какие принимаются меры?
11. В этом же докладе упоминается, что в Вооруженных силах РФ необоснованно списывались боевые самолеты, многие из которых не вылетали свой ресурс и имели небольшой срок службы. Относится ли это к уничтоженному с Вашим участием полку им. Покрышкина? Действительно ли большинство его самолетов сегодня находится не в боеготовом состоянии, и их ввод в строй возможен только после заводских испытаний? Известно ли об этом министру обороны и Верховному главнокомандующему?
Слуги иногда борзеют...
...Мы понимаем, что первая реакция на эти вопросы со стороны руководства Балтфлота будет однозначной: нас обвинят в попытке разглашения государственной тайны. Но... после распада Советского Союза тысячи бывших военнослужащих, проходивших службу в частях и на кораблях Балтийского флота, а также в органах военной разведки и контрразведки, оказались на территориях стран блока НАТО и государств, которые проводят в отношении РФ отнюдь не дружественную политику. Многие из этих людей сменили гражданство, но сохранили верность профессии. Так что говорить сегодня, что противной стороне неизвестны места дислокации частей и соединений флота (равно как и то, что там находится и чем там занимаются) - по меньшей мере, наивно. Секрет Полишинеля-с.
А вот получить ответы, касающиеся ФЛОТА, ЗДЕСЬ и СЕГОДНЯ, не просто хотелось бы - это жизненно необходимо. Потому как Балтфлот - не вотчина “непотопляемого” адмирала Валуева, а наше с вами национальное достояние. А грозный адмирал - не более и не менее, как слуга народа. Правда, слуги тоже иногда борзеют...
Редакция “НК”

О решении главы ведомства и коллегии министерства о «представлении к снятию с должностей и увольнению с военной службы» командующего и начальника штаба Балтийского флота вице-адмиралов Виктора Кравчука и Сергея Попова. Отмечается, что в отношении должностных лиц, «допустивших серьезные упущения по службе», даны «жесткие и принципиальные оценки деятельности». По данным Минобороны, они наказаны в том числе за «упущения в повседневной деятельности войск (сил), непринятие всех необходимых мер по улучшению условий размещения личного состава и отсутствие заботы о подчиненных».

«По результатам проверки и обсуждения на коллегии командующий Балтийским флотом, начальник штаба флота и еще ряд должностных лиц

за серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел отстранены министром обороны от исполнения обязанностей.

Министр обороны поручил в кратчайшие сроки утвердить план устранения недостатков, реализовать его и провести в конце текущего года повторную проверку Балтийского флота», — сказано в поступившем в «Газету.Ru» сообщении.

Отметим также, что в среду Сергей Шойгу заявил, что с 11 мая по 10 июня этого года была проведена контрольная проверка органов военного управления, соединений и воинских частей Балтийского флота. Глава ведомства рассказал о продолжении технического переоснащения сил флота. «За последние три года в соединения и воинские части поступили два боевых корабля, шесть катеров различного предназначения, новейшие системы залпового огня и средства ПВО.

Все это способствовало повышению боевого потенциала Балтийского флота», — заявил Шойгу.

«Газета.Ru» вместе с капитаном первого ранга Михаилом Ненашевым, возглавляющим Общероссийское движение поддержки флота, попыталась разобраться, что могло стать причиной такого решения руководства ведомства и имеет ли это отношение к обнародованному накануне военными инциденту со сторожевым кораблем Балтфлота «Ярослав Мудрый» и американским эсминцем Gravely, представленному американской стороной в совершенно ином свете, чем сообщали изначально. По американской версии , российский корабль вел себя «непрофессионально» по отношению к американским военным судам, подавая международный сигнал об ограничении способности маневра, но затем свободно маневрировал по курсу, не сбавляя скорость и приближаясь к эсминцу.

— Михаил Петрович, насколько ожидаемо такое решение министра обороны? Чем могло провиниться командование Балтийского флота? Как бы вы могли охарактеризовать командующего Виктора Кравчука?

— Это удивительная новость как для меня, так и для представителей флота, которые хорошо знают положение дел на флотах ВМФ России. Виктор Петрович Кравчук известен в первую очередь тем, что, еще будучи командующим Каспийской флотилией, которую он принял в проблемном состоянии, привел ее к такому уровню, что флотилия выполняла все боевые задачи. Одна из успешно выполненных задач известна не только в России, но и во всем мире — корабли Каспийской флотилии впервые в истории страны и российского флота нанесли ракетные удары более чем за тысячу километров от Каспийского региона по объектам террористов в Сирии. Такая боеготовность — результат командования Кравчука.

Когда Кравчук пришел командовать Балтийским флотом, флот в три-четыре раза повысил эффективность нахождения кораблей на боевой службе.

При нем корабли различного ранга стали пребывать в морях и океанах, в несколько раз увеличилось количество учений на Балтийском флоте. Поэтому говорить о каких-то системных провалах странно. Скорее всего, министра обороны дезинформировали или в угоду кому-то сознательно плетут интриги в отношении человека, который архидобросовестно исполнял свои задачи командующего. Он известен на флоте как командующий-трудоголик.

Самое главное, девять месяцев назад президент был на Дне ВМФ в Балтийске и дал Балтийскому флоту высокую оценку. Как за это время могли возникнуть такие проблемы, когда подготовка шла только по нарастающей? Скорее всего, проблемы возникли после назначения нового командующего Западным военным округом, в котором оперирует Балтийский флот. Видимо, кто-то из представителей сухопутной составляющей решил переломить ситуацию на флоте через персоналии.

— А может это как-то быть связано с тем, что полгода назад сменился главнокомандующий Военно-морским флотом и ушел с этого поста адмирал Виктор Чирков?

— Поведение нового главкома удивляет. Почему Владимир Иванович Королев не стал разбираться и защищать? К сожалению, сегодня не времена Николая Герасимовича Кузнецова, когда нарком флота даже при угрозах в свой адрес отстаивал командующих флотами.

— Может ли отстранение Виктора Кравчука и Сергея Попова быть связано с обнародованным накануне военным ведомством инциденте в Средиземном море, произошедшим между сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» и американским эсминцем Gravely? Ведь после выступления Минобороны России американская сторона привела свою версию случившегося, и там российский экипаж выставлен не в самом благоприятном свете.

— Если притягивать за уши эту историю, тогда надо снимать с должности и самого нового главнокомандующего ВМФ, потому что они под его командованием. Это нелепые выводы.

Скорее всего, министра обороны дезинформировали. Как я уже сказал, еще девять месяцев назад президент приезжал на Балтфлот, и ему докладывали, что это соединение действует успешно. А вдруг теперь появились системные нарушения.

Я думаю, министру обороны кто-то в угоду своим карьерным устремлениям, при пассивности нового главкома ВМФ, решил преподнести дезинформацию, сотворив произвол в отношении командующего, который верно служил флоту.

— А что касается начальника штаба Сергея Попова, каковы его заслуги?

— Его я знаю еще по Северному флоту, когда он командовал эскадрой надводных кораблей, он был успешным командиром эскадры. Это адмирал-интеллектуал, добросовестный, чтобы его обвинить в нечистоплотности — надо постараться. Никогда к нему не было никаких вопросов.

Роль начальника штаба флота — роль рабочего управленца, а не представительская.

Он отстроил штаб Балтийского флота таким образом, что он среди флотов находился в числе лидеров.

Никаких замечаний в отношении него я никогда не слышал. Трудно понять, в чем его можно обвинить. Очевидно, что здесь налицо сознательное сокрытие положительных его сторон и результатов и нагнетание негатива. Это какая-то мышиная возня, возможно, здесь межличностный конфликт имел место быть.

— За последние полгода сменился и главком ВМФ, теперь снимают верхушку Балтийского флота. Не стоит ли ожидать в ближайшее время чистки и на других флотах?

— Если так легко могут отправлять в отставку и вешать ярлыки на тех, кто добросовестно и с высокой ответственностью исполнял свою работу, то это может пойти и дальше. Не исключено, что могут быть замены и на других флотах. Но важно помнить, что сейчас вопрос состоит не только в том, чтобы дать корабли, деньги и ресурсы, а чтобы в руководстве были люди с принципами и стояли за тех, кто действительно служит, а не лавирует в угоду конъюнктуре.

Вице-адмирал Виктор Кравчук командовал Балтфлотом почти четыре года — в 2012 году он сменил на этом посту Виктора Чиркова, который тогда получил должность главнокомандующего ВМФ. До Балтийского флота Кравчук служил и в других регионах: около 20 лет на Тихоокеанском флоте, дослужившись до начальника штаба и командира бригады ракетных катеров. А затем в Каспийской флотилии, где стал заместителем командующего, а получив звание контр-адмирала, возглавил это оперативное объединение в прямом подчинении командования ВМФ. Во главе флотилии Кравчук занимался реформированием ее структуры, в том числе 77-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая базировалась в Дагестане и была призвана бороться против терроризма в регионе. Флотилия также перешла в категорию постоянной готовности. Указом президента Дмитрия Медведева Кравчук в 2009 году был переведен на должность заместителя командующего Балтийским флотом, а пост командующего он занял после повышения Виктора Чиркова до главкома ВМФ. В феврале 2016 года Кравчука как «отличившегося за особые личные заслуги перед государством» офицера наградили именным кортиком ВМФ от министра обороны Сергея Шойгу.

Сергей Попов начал офицерскую службу на Северном флоте, где прошел путь от командира группы управления (зенитных управляемых ракет) ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля «Смышленый» до командира тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков». После учебы в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ служил начальником организационно-мобилизационного управления штаба Севфлота. С 2010 года по апрель 2012 года был командиром дивизии ракетных кораблей СФ. В апреле 2012 года указом президента Медведева назначен на должность командира Балтийской военно-морской базы Балтийского флота, а в сентябре того же года — на должность заместителя командующего Балтфлотом. Попов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, имеет восемь других государственных и ведомственных наград.

Министерство обороны объявило в четверг о снятии с должности и увольнению с военной службы командующего Балтийским флотом, начальника штаба флота и еще ряд должностных лиц.

По словам зампредседателя комитета Госдумы по обороне Виктора Водолацкого, проверка Минобороны боеспособности Балтийского флота была связана с усилением войск НАТО в Прибалтике и в Польше, в непосредственной близости от российских границ.

«После проведенной проверки боевой готовности к отражению возможных угроз выяснилось, что руководство флота не способно справиться с теми задачами, которые сегодня ставит глава Минобороны и Генштаба», - пояснил Водолацкий.

Глядя на сегодняшнее состояние Балтфлота, видно невооруженным глазом, что его состояние и боеготовность в самом деле вопиют о самых жестких "оргвыводах", соглашается военный эксперт Института стран СНГ Владимир Евсеев.

"Балтийский флот после распада СССР и по настоящее время оказался самым ослабленным и неготовым к решению реальных задач. Достаточно посмотреть на его матчасть, как плавучую, так и береговую. Их состояние даже хуже, чем у Черноморского флота, который сам по себе долгое время был объектом для суровой критики", - сказал он "Ридусу".

Однако у ЧФ были объективные причины для не лучшего состояния судов и инфраструктуры - неопределенность статуса базы в Севастополе. И даже несмотря на это, ЧФ регулярно выполнял боевые задачи в Средиземном море, в том числе после начала кризиса в Сирии.

Такой "отмазки" у БФ нет. Его корабли как базировались в советское время, так и продолжают базироваться в родных портах. Однако когда Россия взяла курс на обострение отношения с НАТО, руководство БФ оказалось неготовым к такой "смене ветра".

"Правды ради следует сказать, что командование Балтфлота не во всех его проблемах виновато. Например, флот оказался запертым на Балтике из-за того что она стала фактически внутренним морем НАТО. Флот также лишился оперативного пространства, так как кроме крошечного участка узкого Финского залива и крошечной береговой линии Калининградского анклава вся прочая акватория полностью находится в юрисдикции стран, которые Россия решила считать недружественными", - говорит эксперт.

По, в том числе, этой причине командование БФ периодически подставляло политическое руководство России, когда российские подводные лодки и надводные корабли то и дело заходили в территориальные воды то Латвии, то Швеции, то других стран. Признавать ошибки штурманов, которые в условиях ограниченной свободы для маневрирования вынуждены заходить в чужие воды, командование БФ не решалось. Оправдываться приходилось российскому МИДу, изобретая правдоподобные объяснения либо, чаще, отвечая западным странам по принципу "сам дурак".

Хуже того, на флоте практиковалась дезинформация вышестоящего командования о реальном положении дел.

Рано или поздно, терпение в Москве должно было лопнуть. Раньше, очевидно, до наведения порядка на БФ в Минобороны просто руки не доходили.

"Не исключено, что на командование БФ сейчас спишут все огрехи, в том числе те, за которые оно отвечать никак не может: за общий развал российской оборонки в 1990-х годах, за ухудшение геополитического положения России и т.д. С другой стороны, командованию флота на то и даны погоны, чтобы доказывать и требовать внимания ко вверенным ему частям от высшего руководства страны, а не ждать, пока оно само обратит на тебя внимание", - говорит Евсеев.

Вот руководство страны внимание и обратило.