План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Разноцветная осень". Конспект занятия по экологии в средней группе детского сада на тему: Осень

Занятие по формированию элементарных экологических представлений для детей средней группы "Путешествие в осень"


Описание работы : Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям. Рассчитан на детей 3 – 5 лет.
Цель :
- Помочь увидеть многоцветие осени,
- Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись,
- Учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке
Задачи:
- Расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
- Учить детей называть приметы осени;
- Развивать у детей речевую активность;
- Тренировать в отгадывании загадок.
- Учить рисовать осенние листья в технике по мокрому листу;
Материал: дорожки (узкая и широкая), картины осени, картина лужайки, цветик-семицветик, краски акварельные, кисти, баночки для воды, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми входят в зал украшенный осенними листьями
Воспитатель:
Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную полную тайн. А кого мы пойдём искать вы узнаете если отгадаете загадку:
Приходи!- её мы просим
В золотом наряде...(осень)
Воспитатель:
Правильно, мы пойдём искать Осень. Ну, отправляемся в путь. Смотрите, всё замечайте и ничего не пропускайте! Идём в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
"Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дороге,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок-прыг по дорожке,
А большие ноги идут по дороге."
Воспитатель: "Послушные у нас ножки. А куда же мы идём? "
Дети: «Идём искать Осень.»
Воспитатель: "У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени. Я вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте.
" Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад-
Это просто...(листопад)"


"В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошёл- оставил их,
Средних, маленьких, больших. (лужи)


"Ветер тучу позовёт,

Туча по небу плывёт.
И поверх садов о рощь
Моросит холодный...(дождь)


"Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится" (ветер)


"В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт,
Будет дождь,
Мы взяли...(зонт)


Опустели наш грядки,
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, ещё рожай,
Мы собрали...(урожай)


Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке- бархат синий,
Что это такое?.. .(иней)


Воспитатель: Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти. Ребята, посмотрите, мы с вами попали на лужайку, где много цветов.


(воспитатель находит цветик- семицветик)
Воспитатель: "А это что за странный цветок, разный каждый лепесток?"
Цветок : Я необычный цветок. Я цветик-семицветик. Каждый лепесток у меня особенный. Найдите у меня цвета осени.
Дети называют осенние цвета: желтый, красный, оранжевый, зелёный.
Цветок : «Ребята, а вы хотите попасть в гости к Осени?»
Дети: «Да, хотим.»
Цветок : Тогда скажите заклинание, но быстро-быстро, иначе не подействует.
(Дети произносят скороговорку)
"Осень просекой прошла,
Свои краски разлила."
(демонстрируется слайд осень)


Воспитатель читает стихотворение:
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Воспитатель:

" Вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень? А как рисовала?
В этом ей помогла волшебная кисточка и музыка. Кисточка сама под музыку плясала с листика на листик и все позолотила. А где живёт мелодия?
(Дети слушают...и в это время демонстрируются слайды как осень рисует на листьях)

Воспитатель:
Устала осень, уснула. А мимо ветер пролетел, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. Ребята, давайте его попросим чтобы он больше не шалил.
Дети говорят : "Ветер, ветер не шали,
Краски взял, так положи!"
Воспитатель:
Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному. Дети давайте с вами потанцуем под музыку, изображая листики.
Под фонограмму П. И.Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года" дети танцуют.
Воспитатель цитирует:
Листья дубовые, листья кленовые,
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Воспитатель:
Но вот полил сильный дождь. Упали капли воды на листья, и потекла краска, смешались все цвета.

Ой, какая красота!


Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь листик был простой, а теперь он золотой. Как переливаются краски. Деревья надели золотой наряд.
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница всё вокруг украсила,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Всё вокруг искрится,
Всё переливается.
Как же это чудо в природе называется?
Дети хором: Осень!


Воспитатель:
Дети, а сейчас мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Подойдите к столам и посмотрите что вам осень приготовила: листики, краски, кисти, стаканчики с водой. Помните, как рисовала осень? Наши листья смачиваем водой, затем набираем нужную краску и лёгкими движениями наносим на лист. (Дети рисуют под музыку.)
После выполнения работы воспитатель предлагает детям полюбоваться своими листочками и подводит итог занятия.

Ирина Янкевич
Конспект занятия по познанию в средней группе «Краски осени»

Программное содержание : расширять знания детей об осени . Учить детей определять деревья по листьям и плодам; подбирать прилагательные, характеризующие осень . Совершенствовать умение рисовать осенние деревья , используя прием : концом кисти, всей кистью.

Развивать память, мышление, речь.

Воспитывать интерес и любовь к природе.

Словарь. Хмурая, золотые, багряные, кленовые, кружатся.

Предварительная работа. Рассматривание картин об осени . На участке детского сада обратить внимание детей на осенние деревья и листья .

Оборудование. Ваза и листья, плоды деревьев, картины «осень » , картинки с деревьями и листочками, краски , бумага, салфетки, кисточки. Игрушки : ежик, зайчик, поезд.

Ход занятия.

Дети входят в группу , где разбросаны осенние листочки .

Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе ? (много листочков) .

Какого они цвета? (желтые, оранжевые) .

А когда бывают такие листочки? (осенью ) .

Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет. Давайте соберем золотые листочки в красивый осенний букет . (Дети собирают листья, ставят их в вазу, садятся на стулья полукругом) .

Ребята, слышите, к нам кто – то едет. Это поезд, поезд везет к нам гостей, Ежика и Зайчика. Поезд с игрушками прибыл на станцию «Окно» . Посмотрите в наше окно. Как красиво !

Сейчас вы услышите рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто – то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся .

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты , все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к теплым синим морям».

О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

Сегодня мы поговорим об осени .

После какого времени года наступает осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Что делают люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Физкультминутка «Листики» .

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Ежик и зайка смотрят в окно и видят, что люди идут в куртках, с зонтами. Они задумались, какая погода бывает осенью ?

Если идет дождь?. (дождливая)

Дует ветер?. (ветреная)

На улице холодно?. (холодная)

Пасмурно?. (пасмурная)

Сыро?. (сырая)

Хмуро?. (хмурая)

Солнышко?. (солнечная)

Ясно?. (ясно) .

Ветерок медленно кружа, пронес мимо Ежика и Зайчика листочки. Посмотрите, какие они все разные. С каких деревьев сорвал их ветер? (С рябины, клена, дуба, березы, тополя) .

Дидактическая игра «С какого дерева листик?» .

Если у дуба листья дубовые, то у клена (какие) - … (кленовые, у рябины - … (рябиновые, у березы - … (березовые, у тополя - … (тополиные) .

Как родилась ягодка – малинка, земляника? Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая. Ягодка – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (орех) .

Растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много.

А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.

Игрушки опять с удовольствием смотрят в окно, и разглядывают осенние деревья и кустарники.

Какие они видят деревья? (березы, тополя, рябины, клены) .

Из каких частей состоит дерево?

Воспитатель показывает детям картинку с изображением дерева. Он обращает внимание детей на листья (желтые,оранжевые, багряные, ветки, ствол и корни.

Дидактическая игра «Один – много» .

Дуб – это один, а если их много, то это… (дубы) . Аналогично : рябина (рябины, береза (березы, каштан (каштаны, липа (липы, тополь (тополя, осина (осины) .

Чем куст отличается от дерева? (у дерева один ствол, а у куста их много; дерево высокое, а куст низкий) .

А сейчас давайте нарисуем осенние деревья , и подарим их нашим гостям, Зайчику и Ежику.

Ствол и веточки будем рисовать концом кисти, а листочки всей кистью. (Дети рисуют рисунки, дарят игрушкам) .

В конце занятия собирается выставка детских рисунков на тему «Краски осени » .

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе «Краски осени» Задачи: 1. Уточнять и расширять лексический запас по теме «Осень» 2. Закреплять признаки осени. 3. Развивать слуховое внимание и зрительную.

Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.

Образовательные области:познание, художественно - эстетическая,развитие речи, социально-коммуникативная,физическая культура. Цель: закрепить.

Конспект комплексного занятия по познанию (фэмп) и художественному творчеству (лепке) для детей средней группы. Сон мишки. Цели. Учить.

Конспект музыкального занятия «Волшебные краски осени» Конспект музыкального занятия «Волшебные краски осени»Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельностьЦель:.

Материал к педсовету

Конспект интегрированного занятия

в средней группе на тему:

« Волшебный, осенний лес »

Воспитатель: Пичугина С.В.

МБДОУ д/с №228 «Теремок»

Барнаул 2016

Волшебный, осенний лес.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки аппликации.
Задачи: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Расширять представление детей о лесе, закрепить знания о деревьях; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения. Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе, расширить представление детей о поведение диких животных осенью; совершенствовать навыки аппликации.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Материалы: Магнитная доска. Картины «Поздняя осень», пейзажи Шишкина И.И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса», «Дуб». Искусственные ёлочки, кисть жесткая, ватман с изображением осенний лес и первый снежок, мелко нарезанные нитки белые; карточки с изображением листьев с деревьев (береза, клен, тополь, дуб...), шаблоны серых зайчиков по количеству детей, презентации «Как звери готовятся к зиме», «Осень в произведениях русских художников».

Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми стихов и загадок. Беседа о сезонных изменениях в природе, разучивание разминки «Мы - осенние листочки», физкультминутки «Мишка вылез из берлоги».

Организационный момент.

Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:

Мы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Ребята, мы получили телеграмму (показываю, читаю)
«Очень вас друзья люблю,
Приходите в гости, жду. Лес»
Лес приглашает нас в гости! Но попадаем в лес только тогда, когда ответим на вопросы.
- Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какой месяц был перед ноябрем?
- Какой был перед октябрем?
- Назовите все осенние месяцы. (ответы детей)
Воспитатель: Осень мимо пролетала
И листочки разбросала.
Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.
Возьмите по одному листочку (дети выбирают любой лист дерева)
Раз, два, повернись – и в листочек превратись (дети выполняют задание)
- Ты на каком дереве рос? Ответы детей (Я рос на берёзе)
- Значит ты, какой лист? (берёзовый лист) и т. д.

Ветерок шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками.

Проводится разминка «Мы - осенние листочки».

Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!

Прилетели в лес на полянку.

Воспитатель: Вам понравилось играть с осенним ветерочком?
Он вас поблагодарил за игру и улетел. А мы с вами не заметили, как очутились в лесу.

Отгадывание загадок.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?...
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

А вы умеете отгадывать загадки про деревья?

У неё одёжки колки-
Всё иголки, да иголки
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож» (ёлка)

У меня длинней иголки
Чем у ёлки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке
Ветки только на макушке (сосна)

Ель и сосна, какие деревья? (хвойные)

Клейкие почки
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой. (береза)

Что за дерево стоит
Ветра нет а лист дрожит. (осина)

Экологическая ситуация
Воспитатель: Про лес написано много стихов, нарисовано картин.
- Почему человек так любит лес? (ответы детей)
- Какие стихи вы знаете?

Ребенок: Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый.
Значит, закаленный.

Ребенок : Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?

Воспитатель:
- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей)
- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые)
- Почему нельзя разорять гнезда? (птицы наши друзья, мы помогаем птицам)
- Почему нельзя выбрасывать мусор в лесу? (Лес – это дом для растений, животных, птиц. В доме должно быть чисто)
Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью? (ответы детей: грибы и ягоды)
Дети, а какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)
Воспитатель: А какие съедобные грибы вы знаете? (белый, подберезовик,….)
А не съедобные? (мухомор) а можно эти грибы пинать или топтать?

Дети: Нет!

Воспитатель: Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.

Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные и птицы? (Белка, медведь, заяц, ёжик)

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка может спрятаться за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Дети: звери собирают запасы, меняют шубки…..

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму, поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (дети садятся)

Воспитатель замечает сундучок.

Ребята, хотите узнать, кто здесь спрятался?на сундучке написано что нужно отгадать загадку и тогда он откроется и мы узнаем кто там спрятался.

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц)

Вы думаете в сундучке спрятался зайчик? Сейчас мы посмотрим, правильно ли мы с вами отгадали.

Воспитатель достает шаблоны по колличеству детей с изображением серого зайца.

Какая у зайца шубка? (пушистая)

Каким она цветом? (зимой белая , летом серая)

Воспитатель: Молодцы! Чтобы и у нашего зайчика была правильная шубка, соответствующая времени года. Я вам предлагаю зайчиков отправить в осенний лес и помочь поменять им шубки, с помощью аппликации.

Ребята присаживайтесь на стульчики. А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать пушистую шубку. Приготовьте свои ручки, кисточка будет с вами здороваться. (Дети протягивают руки, воспитатель проводит аккуратно каждого по тыльной стороне кисти и просит дать ответ какая кисточка сегодня в гостях.)

Дети: – Кисточка жёсткая, колючая (могут сказать: злая, вредная).

Воспитатель: – Что мы знаем про эту кисточку?

Дети: – Эта кисточка не любит воду.

Воспитатель: – Верно. Но зато эта кисточка поможет наклеить пушистую шубку. Возьмём кисточку выше металлического кончика тремя пальчиками, как карандаш. Опускаем волосяную часть кисточки в клей и намазываем всю серую шубку, посыпаем её белыми ниточками. Далее салфеткой примакиваем поверх ниток. Стряхиваем лишние нитки и вот наш зайчик уже в белой шубке.

– Теперь и вам ребята, пора приступить к работе, сядьте за столы удобно и начинаем работу. (Дети занимают свои места, проверяют рабочее место и приступают к выполнению творческой задачи.)

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит за посадкой, за техникой выполнения работ.

Молодцы! Посмотрите, какие красивые и пушистые у вас получились зайчики, они поменяли свою шубку и теперь им ничего не страшно в осеннем и зимнем лесу. Давайте их выпустим в лес. (Дети с воспитателем наклеивают на ватман с изображением осеннего леса под первым снежком)

Рефлексия
- Где мы с вами побывали? (в гостях у леса) Чем занимались? (играли: превращались в листочки, в деревья, были на полянке, рассматривали картины и т.д., рисовали) Понравилось вам в гостях? Будете вы Его беречь? Лес дарит вам угощение

Конспект интегрированного занятия
в средней группе «В гостях у осени».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Образовательные задачи:

  • Закрепить у детей полученные знания об осени;
  • Закрепить представления о сезонных изменениях в природе;
  • Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени,
  • Продолжать учить воссоздавать целостное изображение предметов из картинок, разрезанных на 4 части;
  • Формировать умение группировать предметы по их признакам.

Коррекционные задачи:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Активизировать словарный запас у детей;

Словарная работа:

  • Побуждать к высказываниям малоговорящих детей;
  • Расширять словарный запас по теме «Осень»;
  • Активизировать в речи детей слова листопад, осенние листья, разноцветный.

Воспитательные задачи:

  • Прививать навыки аккуратной работы с используемым материалом;
  • Воспитывать у детей морально-нравственные качества (доброта, сопереживание, желание помочь другу).
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.

Ход НОД:

I

(Под спокойную музыку дети заходят в группу, становятся вокруг педагога)

Воспитатель: - Ребята, в нашей группе появилась необычная коробочка.
(Дети вместе с педагогом обследуют коробку)
Воспитатель: - Какая коробка? (красивая, большая, блестящая…)
Воспитатель: - В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней?
(Открывают, достают осенние листья, каждый ребёнок получает по 2 листочка)
Воспитатель: - Что это? (листья)
Воспитатель: - Какие листья по цвету? (красные, жёлтые, коричневые…)
Воспитатель: - Какие это листья? (разноцветные, осенние…)
Воспитатель: - Давайте поиграем с осенними листьями.

Игра "С какого дерева листок?"
Воспитатель называет дерево, а дети - листок.

У дуба листок - дубовый; у клена - кленовый и т.д.

Динамическая пауза «Ходит осень» (повторить 2-3 раза)
- Ходит осень по дороге (шагают)
- Промочила в луже ноги (показывают листочками на ноги)
- Льют дожди и нет просвета (поднимают руки вверх и машут листочками)
- Потерялось где-то лето (пожимают плечами, разводят руки в стороны)
- Ходит осень, бродит осень (шагают)
- Ветер с клёна листья сбросил (плавные движения листьями вверх-вниз)
- Под ногами коврик новый (присели)
- Жёлто-розово-лиловый (прыжки)
Воспитатель: - Подул осенний ветер, и полетели листочки с деревьев, начался листопад.
Дыхательная гимнастика «Листопад» (повторить 2-3 раза)
(Дети садятся)

II Воспитатель: - Ребята, осень подарила нам эти листочки. Давайте пригласим ее к нам в гости. Закройте глаза и скажите: «Осень, осень! В гости просим!»
(Дети проговаривают слова, закрывают глаза. Звучит колокольчик. Педагог надевает кокошник, набрасывает пелерину - превращается в Осень).
Осень: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
- Слышала, как вы меня звали, вот и зашла к вам в гости.

А вы знаете какая погода осенью? Какое небо? Какие тучи? Что делают птицы? Как одеты люди? Какие листья на деревьях? (Ответы детей)

Осень: Ребята, давайте мы с вами соберем осенний букет.

Пальчиковая гимнастика .
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Будем листья собирать. Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Загибать пальчики, начиная с большого на руках.
Маме осенний букет отнесем. Вытянуть ладошки вперед.

Осень: Вот пришла я к вам, да не с пустыми руками. Принесла я вам подарки - картинки. Но вот беда - сильный ветер разорвал их на мелкие кусочки. Попробуйте сложить эти картинки.
(Раздаёт детям конверты с разрезными картинками. Дети складывают картинки с приметами осени)
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Осень: - Молодцы! Все картинки собрали! Скажите, какое время года изображено на картинках? (осень)
- Правильно. Почему вы так думаете? (дети рассказывают, какие приметы осени изображены на их картинках)
- Есть у меня ещё одна игра - «Собираем урожай» Выходите на лесную полянку. (Дети выходят из-за столов и подходят к доске, на которой размещены изображения овощей, фруктов, ягод)

Дидактическая игра «Собираем урожай»
Осень: - А теперь помогите мне сложить урожай в корзинки.
(После игры дети встают в круг)

Осень: А сейчас мы расскажем, как нужно собирать урожай.

Подвижная игра «Урожай»

В огород пойдем идут по кругу
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты, «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками - 3 раза
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке идут по кругу, взявшись за руки.

Осень: - Ой, что я слышу?
(Звучит фонограмма «Звуки дождя»)
- Послушайте и вы. Что это?
(Дети прислушиваются и говорят, что это за звуки)
Осень:Давайте покажем, как идет дождик.

Пальчиковое упражнение «Дождик»
(Дети изображают пальчиками дождик и одновременно проговаривают слова)
- Мелкий дождь стучит по крыше,
То погромче, то потише.
Кап-кап (громко),
Кап-кап (тихо).
Но не просто дождь идёт,
Дождик песенку поёт:
Кап-кап (громко),
Кап-кап (тихо).

III Осень: - Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли! Вам понравились мои подарки? (ответы детей)
- Ну что ж, нам пора прощаться. Пойду в лес, наведу там порядок: раскрашу деревья разноцветными красками, постелю разноцветный ковёр на полянке, угощу белок грибами, ягодами. До свиданья, ребята! Закройте глаза и послушайте волшебный колокольчик.
(Дети прощаются с осенью, закрывают глаза, звенит колокольчик, педагог снимает костюм).
Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости? Какие подарки принесла нам осень? (осенние листья, овощи, фрукты…)

нина хлынова
Занятие на тему осень в средней группе

Программное содержание : закрепить у детей знания по теме «осень » , учить отвечать и обосновывать свои ответы, активизировать речевую деятельность; развивать внимание, воображение, память; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материалы : картины осеннего пейзажа , муляжи овощей и фруктов, вырезанные листья желтого и красного цвета, игрушка белка.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в осенний лес . Давайте займем свои места. Леша будет машинистом. Я буду кондуктором. Сейчас я всех проверю билеты и мы отправимся в путь.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат.

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Бежит паровоз

Далеко-далеко

Ребята он повез.

Воспитатель : Ребята, вот и мы приехали в лес. Смотрите это что?

Дети : Дупло

Воспитатель : А кто в дупле живет?

Дети : Белка.

Воспитатель : Правильно, белка. В лесу надо вести себя тихо, а то белка испугается и убежит. Белочка хочет загадать вам загадку. Слушайте внимательно.

Птицы стаями летят.

Грустно, дождь и листопад

Ветер тучи в небе носит

Потому что это…. (осень )

Ветер сильный и могучий

Вдруг нагонит в небе (тучи)

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки (дождик)

Воспитатель : А сейчас какое время года?

Что происходит с листочками осенью ? А с травкой?

Какое становится небо?

А как мы одеваемся?

Воспитатель : А теперь поиграем. Я буду задавать вам вопросы, если ответ «да» , то вы хлопаете, а если «нет» , то топаете.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Туманы осенью бывают ?

А птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Зверки норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птицы улетают?

Льют дожди?

Солнце светит ярко?

Можно детям загорать?

Физкультминутка :

Представьте, что вы – листочки. Все лето подставляли солнышку свои ладошки. Подул холодный ветерок, закачались деревья (дети качают руками, имитируя движение деревьев) . Подул ветер еще сильнее (дети дуют, показывая, как дует ветер) .

Воспитатель : Ребята, вы так сильно дули, что разлетелись все листочки.

Дидактическая игра «Разложи листья» .

(Дети раскладывают листья по цвету в разные корзинки)

Воспитатель : Ребята, а давайте расскажем нашей белочке, что нам осень подарила .

Дети : овощи, фрукты

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, какие овощи знаете?

Дидактическая игра «Один – много»

Посмотрите, у меня в руке огурец, в огороде много ….

В корзине помидор, в огороде много….

А давайте покажем нашей белочке, как мы умеем варить суп. Если я в кастрюлю кидаю картошку, то суп какой?

Дети : Картофельный

Воспитатель : лук?

Дети : луковый

Воспитатель : капусту?

Дети : Щи

Воспитатель : Свеклу?

Дети : Борщ

Воспитатель : А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте нашей белке подарим осенние листья . Ой, беда. Смотрите, дождик-проказник смыл все краски. Что же делать?

Дети : Разукрасить их.

Воспитатель : Правильно. Молодцы! А какие цвета будем использовать? (Самостоятельная работа. Разукрашивание листьев)

Воспитатель : Подарите свои листочки белочке. Молодцы! Попрощайтесь с нашей гостей. Вспомним, что делали сегодня. Чем занимались?

Занимайте свои места. Нам пора возвращаться в детский сад.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат.

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе «Осень к нам пришла» Осень: Здравствуйте ребята! Я осень золотая в гости к вам пришла, Много подарков я вам принесла. Яблоки, груши и виноград, Все поспело.

Интегрированное занятие в средней группе «Здравствуй, осень!» Задачи: Учить наблюдать осенние явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, выделять характерные особенности времени года.

Цель: Закрепить знания детей об изменениях осенью в живой и неживой природе. 1. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) 2.

МБДОУ Детский Сад № 109 «Воробушек» Г. Брянска Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осень в лесу" в средней.

Тема: “Осень” Задачи: 1. Активизировать использование в речи названий цветов 2. Учить отвечать на вопросы полными ответами; 3. Учить согласовывать.

Музыкальное занятие в средней группе «Осень-чаровница» Музыкальное занятие в средней группе «Осень-чаровница». Программные задачи: -Формировать творческие способности детей: с помощью интонации.