Плёночная фотография для начинающих. Потрясающие фотографии олега оприско, сделанные на фотопленку

Серийность — это не комплимент, когда разговор касается искусства. И хотя цифровая съемка дарит нам неповторимые и чрезвычайные произведения, которые получают высокие награды на международных конкурсах, именно пленочные приборы возвращают в нашу жизнь ощущение магии фотографии. Зарядить 35-миллиметровую кассету и окунуться в мир ретро изображений помогут и старые, и новые фотоаппараты. Главное — решиться снимать на пленку.

Назад в будущее

Ретро снова в моде. И касается это не только тенденций в одежде. В поисках вдохновения дизайнеры мебели, электроники и бытовой техники тоже обращаются к прошлому. Так же, как и производители фотоаппаратов. Olympus возродил классические камеры OM и PEN в цифровом варианте, ретро-серии запустили также Fujifilm, Nikon и Canon. Ряд компаний вспомнили и о фототехнологии "Полароид". Ностальгия оказалась еще глубже. Люди все больше интересуются возрождением "старых" технологий — пленочное фото снова набирает популярность, и цена и выбор пленочных камер на барахолках постоянно растут.

Впрочем, компании Nikon, Leica, Cosina и Hasselblad никогда и не прекращали выпускать камеры для аналогового фото. Поэтому любой может почувствовать то же, что и наши родители или дедушки, заряжая свой "ФЭД" 60 лет назад. Им не с чем сравнить, а вот современный фотограф будет ценить старую технологию за то, что пленка создает интересную и неповторимую картинку, которую очень трудно воспроизвести с помощью цифровой камеры. Имитировать результат можно прибегая к сложным манипуляциям в программах обработки фото. Важно и то, что аналоговая камера дисциплинирует. Ограниченное количество кадров заставляет фотографа быть сосредоточенным, взвешенным и максимально внимательным, а результат работы можно увидеть только после того, как фото будут напечатаны. Волнение, связанное с ожиданием готовых снимков, давно забытое, но сравнить его невозможно ни с чем.

Зеркальные и дальномерные

Если вы решили освоить пленочные камеры, то первое, что вам понадобится, конечно же, фотоаппарат. Возможно, где-то в вашем шкафу хранится Contax 645AF с линзой Carl Zeiss? Если же нет, то покупайте камеру на сайтах официальных производителей, или же на сайтах продажи подержанных вещей. Обращайте внимание на зеркальные или дальномерные камеры.

С зеркальными камерами все более или менее понятно - сменные объективы с помощью системы зеркал передают изображения через объектив в видоискатель. Но тем, кто с аналоговой фотографией ранее дела не имел, дальномерные фотоаппараты могут быть незнакомыми. Они более компактные, чем пленочные зеркальные, имеют переменный объектив и отдельный видоискатель. За наведение резкости отвечает оптический дальномер. То есть в видоискателе вы видите раздвоенную картинку, которую надо возвести в одну, чтобы получить четкий снимок. Поэтому по большому счету зеркальные и дальномерные камеры не отличаются друг от друга. Разве что зеркальные фотоаппараты обычно имеют больший выбор оптики, и фокусироваться ними немного легче.

Легкий выбор

Настроек в пленочном фотоаппарате минимум. Надо только правильно управлять выдержкой и диафрагмой. За выбор этих параметров отвечает экспонометр. Он может быть электронным или на основе селенового фотоэлемента. Отличаются они тем, что первые для работы используют батарейки, вторые нет. Выбирая камеру лучше обращать внимание на модели с электронным экспонометром. Ведь бытует мнение, что селен со временем теряет свои свойства и в конечном итоге может давать неверные показания. Как результат - темные или пересвеченные фото. Так что главное - всегда проверять чтобы экспонометр работал.

В качестве первого аналогового фотоаппарата лучше выбрать модель, которая использует 35-миллиметровые ленты. То есть ту, которая и сейчас продается почти в каждом фотомагазине. Среднеформатные камеры вещь интересная, но найти для них пленку, а затем ее проявить и распечатать фото может стать проблемой.

Импортные камеры компактнее и симпатичнее, даже зеркальные. И они более надежны. Впрочем, нельзя однозначно сказать, что советская техника плохая. Фотоаппараты "ФЭД", "Зенит" и "Киев" будут хорошей альтернативой в том случае, когда бюджет ограничен.

Заряжай!

Экспериментировать с самого начала — не лучший вариант. Итак стандартные фотоматериалы фирм Fujicolor, Kodak или Fuji — то, что надо. Чувствительность можно выбрать универсальную - 200 единиц. Количество кадров - как сами пожелаете. Плюс такой пленки в том, что ее очень просто найти, она дает неплохую картинку, стоит недорого, а также ее запросто можно проявить, отсканировать и распечатать. Несколько сложнее ситуация с профессиональными кассетами Kodak, Ilford или Fujifilm, особенно черно-белыми. Некоторые из них требуют другого процесса проявления, чем дешевые Fujicolor, Kodak или Fuji. В таком случае придется поискать более прогрессивную фотолабораторию.

Основной этап в начале работы - правильно заряженная пленка. Проследите, чтобы ее перфорированные края надежно зацепились за принимающую катушку. Сначала надо прокрутить пару кадров с открытой задней крышкой, чтобы убедиться, что негативы зацепились, и только тогда закрыть крышку.

Все, фотоаппарат готов. Помните, пленка не любит быстрых необдуманных кадров, разве что это репортаж, и вы в центре событий. Поэтому не спешите, внимательно измеряйте экспозицию и наслаждайтесь магией съемки пленочным фотоаппаратом.

Несмотря на моду, не каждый захочет возиться со старыми камерами и пленкой, а тем более покупать новую. Среди смельчаков будут романтики, которые занимаются волшебными моментами творчества и ожиданием чуда, без какой-либо гарантии удачного результата. Профессионалам, которым немного надоела кажущаяся легкость цифровых фотоаппаратов, тоже могут перейти на новый старый стиль работы. И, конечно, все, кто хочет обратить на себя внимание в любом кругу, ведь снимать на пленку — еще и экзотика.

Плёночная фотография возвращается. Производители плёнки расширяют фабрики и закупают новое оборудование. Среди фотографов появляется всё больший интерес к аналоговой фотографии. Многие молодые люди даже не знают, как с плёнкой работать. Для них это совершенно необычный опыт. Давайте разберёмся чем хороша съёмка на плёнку и с какими трудностями придётся столкнуться тем, кто решил взяться за старинную технологию.

1 Плёночные камеры долговечны и практически не устаревают

© Christina Paik

Многие компании десятилетиями выпускают одну и ту же модель плёночного фотоаппарата и не обновляют его техническую часть. Такие устройства как Nikon FM2 или Leica M2/M3 могут легко прослужить вам всю жизнь и не потребуют модернизацию. Благодаря периодическому обслуживаию даже полувековые камеры могут работать как новые.

2 Доступное использование разных форматов


© Paolo Pellegrin

Плёночная техника обходится намного дешевле, чем современные цифровые камеры. Вы можете попробовать съёмку не только на 35-миллиметровую плёнку, а также более маленькие или большие форматы. Камеры, такие как Yashica, Pentacon 6, Mamiya и Kiev88 будут стоить довольно мало, но при этом вы сможете получать замечательное боке и потрясающую детализацию на крупных форматах.

3 Тон кожи и цвета


© Jason Lee Parry

Хорошая плёнка, такая как Fuji Pro 400H и Kodak Portra производят удивительные тона кожи. Это самая живая плёнка в плане цвета. Каждый тип пленки имеет свои уникальные характеристики. Сейчас многие фотографы пытаются имитировать в Photoshop эффект плёнки, её цвет и характер.

4 Использование плёночной техники заставляет совершенствоваться


© Atisha Paulson

Цифровая фотография прощает ошибки, а автоматические режимы позволяют не думать. Работая с плёнкой вы узнаете о фотографии столько много тонкостей, которые не открылись бы вам никогда с цифровой техникой. Вы станете более аккуратным, тепреливым, научитесь предвидеть моменты, лучше строить композицию, понимать глубину резко изображаемого пространства и зоны фокусировки и, конечно, научитесь видеть свет и использовать люксметр для выбора оптимальных настроек камеры.

5 Хороший пленочный фотоаппарат не теряет свою ценность


© Sergey Varaksin

Качественная аналоговая фототехника с годами не теряет свою ценность. Цифровая техника дешевеет с каждым годом. Новые модели выпускаются очень часто и моральное устаревание, а также появление более передовых моделей обесценивает цифровые камеры прошлых лет.

6 Учитесь работать с фотографиями в темной комнате, а не в Lightroom


© Sam Agnew

Проявляя плёнку и работая с фотоувеличителем, вы можете добиваться различных эффектов, подобно тому, что вы делаете в графических редакторах с цифровой фотографией.

7 Ощущения


© Alex Coghe

Все мы знаем, как ценители музыки относятся к записям на виниловых пластинках. Они говорят, что винил звучит более органично, чем компакт-диск. Многие фотографы пытаются имитировать текстуру, зернистость и цветопередачу плёнки, но повторить её широкий динамический диапазон и передать такие же детали практически невозможно в цифровом виде.

8 Плёнка позволяет сконцентрироваться

© Charlie Abbiss

После дня съёмки на цифровую камеру мы возвращаемся с 1000 фотографий в формате RAW, которые ещё нужно обработать. Из них можно будет выбрать максимум сотню тех снимков, которые пригодны хоть для какого-то использования. Вся работа по сортировке и редактированию отнимет кучу времени. После дня съёмки на плёнку вы получите около 40 фотографий и каждая из них будет продумана, взвешена и сделана с максимальной отдачей. Плёнка практически не требует никакой обработки, независимо от того, оцифровываете вы её или распечатываете на бумаге.

Преимущества:

  • внешний вид
  • Вы станете лучшим фотографом
  • Плёнка экономит ваше время
  • Плёночная фотография доступна, если вы знаете, что вы делаете
  • Великолепное боке, цвета и динамический диапазон

Недостатки:

  • Старые камеры трудно ремонтировать из-за отсутствия запчастей
  • Вы должны усердно заниматься, чтобы получать хорошие кадры
  • Требуется больше усилий, чтобы получить фотографии

© Allen Ginsberg

Очень много профессиональных фотографов предпочитают работать с плёнкой. Недостатки не способны перекрыть все преимущества для тех, кто заинтересован в получении действительно хороших снимков. Даже кинематограф возвращается к плёнке.

Остаётся не раскрытым один вопрос, кто может использовать плёночные камеры, а для кого эти устройства совершенно не пригодны?


© Mafalda Silvia

Если вы спортивный фотограф или фотожурналист, то съемка на плёнку не может быть лучшим выбором. Но для всех, кто хочет снимать отличные портреты, пейзажи или архитектуру нет лучше выбора, чем аналоговая фотография.

Недавним опытом, в котором ему довелось сравнить плёночную и аналоговую фотографию в высоком разрешении. Давайте узнаем, какая разница между двумя вариантами.

«Для недавнего проекта передо мной стояла задача: сфотографировать Hot Rod. С самого начала было интересно, потому что этот автомобиль довольно редок в моих краях. Владелец просил, чтобы на крыле машины сидела его собака, и чтобы изображение было огромным. 100 мегапикселей для него слишком мало, он пожелал в три раза больше.

Цифровая камера среднего формата может выдать 100 мегапикселей с одного кадра. Такие фотокамеры не так уж легко арендовать там, где я живу, к тому же они очень дорогие. Я решил сшить панораму, используя цифровой зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark III с объективом Canon 100 мм Macro и панорамной головкой Nodalninja. Ещё я снимал на аналоговую технику – взял свою широкоформатную камеру Linhof Master Technika с плёнкой Kodak Portra 160 VC.

Чтобы сшить панораму с собакой, нужно было сделать правильный кадр с животным. Труднее было снимать с Linhof Master Technika, имея параметры 1/18 сек и F/11. К счастью, собака оказалась достаточно спокойной и терпеливой. Я израсходовал всего 4 листовые фотоплёнки.

В конце я получил достаточное разрешение с обеими фотокамерами – каждое изображение около 300 мегапикселей. Linhof – с одним кадром (сканировал в высоком разрешении), а Canon – с 24 отдельными кадрами.

После нескольких часов работы у меня получились две версии. Пришлось повозиться с постобработкой, поскольку в решётке застряла мошкара, одна шина была странного цвета, а канавки протектора заполняли камешки и трава.

Законченная цифровая фотография:

Законченная плёночная фотография:

Интереса ради можно сравнить 100% кроп изображений:


Цифра



Плёнка



Цифра



Плёнка



Цифра



Плёнка

Клиент в итоге выбрал аналоговую версию. Автомобиль на ней выглядит гораздо лучше. Уверен, что подобные фотокамеры как раз были в ходу, когда это авто только начали выпускать.

Цифровая фотография дано доказала своё превосходство над плёнкой, но всё же победа не окончательна. Есть в плёнке что-то притягательное. То, что заставляет с трепетом изучать теплоту цветов и уникальную зернистость глади фотокарточки. Конечно кто-то возразит и скажет, что все эти свойства можно придать цифровому снимку в графическом редакторе. Возможно плёнкой пользуются те, кто настольгирует по былым временам.

Все снимки в примерах сделаны с одинаковыми настройками на цифровую фотокамеру Nikon D800 и плёночную Nikon F100. В обоих случаях используется один и тот же объектив Nikon 50mm f/1.4.

Слева плёночный кадр. Цифра - справа. Диафрагма: f/2.8-, выдержка: -1/1600-, Светочувствительность -ISO: 100.

Преимущества съёмки на плёночный фотоаппарат

  • Плёнка имеет малое количество кадров. Каждый кадр обходится в определённую сумму, так что фотографу приходится более осмысленно выбирать сюжет и настраивать камеру. Материал сразу отсмотреть невозможно, поэтому приходится до совершенства оттачивать навыки настройки всех параметров камеры. Ведь и графического редактора тоже нет.
  • Плёночные камеры стоят гораздо дешевле цифровых. Каждый может позволить себе такое устройство и приступить к съёмке.
  • Плёнка имеет более широкий динамический диапазон, чем цифра. Это значит, что контрастные сцены со сложным освещением будут выглядеть на плёночных кадрах лучше. Хотя глядя на последние разработки в области цифровой фотографии стоит заметить, что современные устройства среднего и профессионального класса имеют функции расширения динамического диапазона и режимы съёмки HDR.
  • Плёночные дальномерные камеры стоят достаточно дё1шево при том, что цифровые аналоги появились лишь в 2006 году и имеют более высокую стоимость.
  • Плёночное зерно придаёт снимку определённую магию и притягательность в то время как цифровой шум просто убивает кадры.
  • Батарея плёночных фотоаппаратов служит гораздо дольше за счет меньшей энергозатратности, чем в случае с цифровыми устройствами.

Слева плёночный кадр. Справа цифровой. Диафрагма: f/1.8-, выдержка: 1/320-, светочувствительность -ISO: 100.

Отрицательные качества плёнки

  • Проявка, сканирование да и сама плёнка стоят денег.
  • Процесс получения снимка на фотобумаги трудоёмкий и требует специального оборудования и знаний.
  • Профессионалы имеют дома фотолаборатории, но это не всем удобно, поэтому многие фотографы не могут получить свои снимки без участия посредника - проявочной студии.
  • Плёнка должна храниться в футлярах. Каждый нужно подписать. Со временем их накопится очень много и придётся выделить большое пространство для хранения.
  • Чтобы плёночный кадр перевести в цифру, его необходимо отсканировать, а это приведёт к потере качества.


Слева плёночный кадр, справа - цифровой. Диафрагма: f/5-, выдержка: -1/640-, светочувствительность -ISO: 100.

Преимущества цифровой фотографии

  • Цифровые устройства работают существенно быстрее плёночных. Им не нужно время на перемотку кадров. Такие камеры наилучшим образом подходят для съёмки событий, требующих максимальной реакции и скорости. Это репортажная съёмка, спортивные соревнования и съёмка животных.
  • Карта памяти значительно меньше плёнки. При этом на ней можно хранить гораздо больше снимков.
  • Отснятый материал можно тут же просмотреть.
  • Для редактирования кадра достаточно загрузить его в графический редактор, а не заниматься изнурительной оцифровкой с потерей качества. Также большинство фотоаппаратов способны сохранять изображения в формате RAW, что позволяет работать непосредственно с той информацией, которую получает сенсор камеры без потери качества.
  • Подавляющее большинство цифровых фотокамер умеют снимать видео. Современные устройства делают это на уровне кинокамер.
  • Цифровики дают возможность манипулировать светочувствительностью сенсора и балансом белого. В случае с плёнкой для того, чтобы изменить один из этих параметров придётся менять тип плёнки. А пока плёнка не выработана вся, её нельзя вынимать из камеры.

Плёнка слева, цифровой снимок справа. Диафрагма: f/2.8-, выдержка: -1/400, светочувствительность -ISO: 100.

Недостатки цифровой фотографии

  • Высокая стоимость цифровой фототехники.
  • Дешёвые цифровые фотоаппараты вносят слишком большие изменения в получаемый снимок при конвертации в Jpeg. Переходы в ярких участках плохо передаются, а снимки становятся излишне контрастными.
  • Случаются засорения матрицы. Это приводит к необходимости проведения кропотливой процедуры по очистке сенсора. В противном случае на длительной выдержке будут видны пятна от пыли на снимках.
  • Архив с цифровыми фотографиями нужно держать на надёжных носителях и желательно резервировать. При повреждении жесткого диска вся информация будет утрачена. Вероятность повреждения плёнки ниже.

Слева плёночный кадр, справа цифровой кадр. Диафрагма: f/5.6-, выдержка: -1/250-, светочувствительность: -ISO 100, вспышка.

Цифровые зеркальные камеры - технически совершенный инструмент. Но в определенный момент многие фотографы начинают задумываться о расширении своего профессионального арсенала. Они пробуют пользоваться пленочной техникой и часто сталкиваются с тем, что первый результат, мягко говоря, не впечатляет. Естественно не стоит бросать начатое, вооружитесь лучше терпением. Эта добродетель нужна всем, но любителям снимать на пленку - особенно.

Ирландский фотограф Винсент Москетти (Vincent Moschetti) всегда предпочитал практику теории, бросаясь с головой в эксперименты. Один из них он проводит сейчас, уже год привыкая к пленочной камере и постигая науку обращения с ней. Фотограф подготовил несколько советов тем, кто не хочет терять время и деньги, но стремится создавать эффектные, художественные снимки на пленку. Он обобщил свой неудачный и удачный опыт, выделив три наиболее распространенные ошибки, которые совершают новички (и которых не избежал он сам).

До чего ж сложно заправить эту пленку!

Это, пожалуй, наиболее трудный и вызывающий раздражение момент в работе с пленочной камерой. Самое неприятное, что ошибки могут повторяться, даже если фотограф уже накопил некоторый опыт обращения с пленочной техникой. Научиться правильно устанавливать пленку непросто - поэтому лучше сначала одолжить камеру, чтобы попрактиковаться, а потом, если вы не разочаровались в идее, приобретать собственную. Винсент взял у друга Olympus OM10 - казалось бы, очень простой фотоаппарат, и не стал спрашивать, как устанавливать пленку. Зря!

Фотограф испортил два рулона, прежде чем понял, что что-то идет не так. Когда он забрал снимки из фотолаборатории, они были совершенно пустыми - ничего, нигде, т.е. вообще ничего нигде! Если вас постигла та же участь, не стоит винить камеру или тех, кто проявлял пленку. В своем глубочайшем разочаровании жизнью альтернативной съемки, подумайте, что высока вероятность того, что это вы сделали что-то неправильно еще на самом первом этапе.

Винсент вернул Олимпус и решил, что фотоаппарат просто был неисправен, поэтому приобрел замечательную и легендарную камеру Leica M6. Все было прекрасно, рулоны пленки сменяли друг друга, фотосессии пролетали как миг. После похода в лабораторию и проявку пленки фотограф получил - невероятной красоты пустоту. Снимки не получились. Но не из-за камеры, по вине самого фотографа.

Винсент обратил внимание, что при перемотке пленки он не чувствует ее сопротивления. При возврате ленты обратно в бобину нужно, чтобы ощущалось некоторое напряжение. Если ваши пальцы этого не почувствовали, значит пленка не передвигалась после того, как была заправлена, а вы снимали в одном ее положении снова и снова. Этой ошибки легко избежать, если соблюдать нужную последовательность шагов:

  • после того, как кончик пленки установлен в катушке, убедитесь, что зубья точно попали в отверстия по краям пленки и прочно удерживают ее. Так лента будет правильно перемещаться после каждого сделанного снимка. Если достаточного натяжения нет, можно использовать ручку обратной перемотки, чтобы зафиксировать пленку как следует
  • крышка камеры закрывается, пленка недоступна. Неужели нет никакого способа проверить, что же с ней там происходит? Есть! Вы можете убедиться, что пленка действительно движется, с помощью кнопочного рычажка с левой стороны фотоаппарата (его используют для перемотки пленки в бобину). Если он проворачивается, значит вы поставили все правильно, и полотно перемещается.

Кстати, не расслабляйтесь! Есть еще одна причина, из-за чего пленка не проматывается в камере. Даже если вы сделали все правильно, она иногда ломается (брак, неправильное хранение и так далее). Это проблема, но она не зависит от вас.

Неправильная экспозиция

Если вы, как и Винсент, переходите на пленочную камеру с цифровой, то, скорее всего, привыкли слегка пересвечивать кадр, а затем восстанавливать тени при постобработке. С цифровыми сенсорами на зеркальных фотоаппаратах можно восстановить много деталей в темных зонах (на светлых участках ситуация иная). Пленка же требует совершенно другого подхода, измерять и оценивать свет нужно с противоположных позиций.

В отличие от цифровых камер, на пленке очень хорошо сохраняются детали светлых участков, даже если что-то передержано. С другой стороны, при недоэкспонировании вы не сможете четко воспроизвести на снимке детали в тени, тогда как в RAW-файлах они без труда восстанавливаются.



Вот пример: верхняя фотография иллюстрирует переэкспонированное изображение в первоначальном виде, а нижняя - обработанное в Lightroom (уменьшение экспозиции на два ).

Пленки отличаются по уровню возможности влиять на экспозицию. Наиболее гибкие в этом отношении - черно-белые и цветная С-41. С ними можно недодержать на несколько ступеней и сохранить при этом детали в тени. Есть еще один тип пленки - слайд, он же Е-6. С ним стоит быть особо аккуратными - он "капризный" и при съемке требует быть более точным. Со слайдовой пленки лучше не начинать, а на первых этапах знакомства с пленкой стоит остановиться на стандартной. С-41, например.

Покупка дорогой пленки

Если вы только недавно приоткрыли дверь в мир пленочной фотографии, у вас может захватить дух от изобилия видов пленки. Это нормально - автор статьи тоже чувствовал себя как мальчик в кондитерской. Читая обзоры, сравнивая данные фотографий на фотостоках, в какой-то момент начинаешь замечать знакомые названия. Чаще всего используют несколько видов пленки: Kodak Portra для цветных фото и Ilford HP5 или Kodak Tri-X для черно-белых. Они очень распространены, но довольно дороги. Если бюджет для вас не проблема, можете пропустить эту тему, но если себестоимость снимков вас интересует, стоит разобраться.

Сам Винсент утверждает, что, будучи новичком, усердно изучал вопрос и выбрал в качестве идеальной пленки недешевую Kodak Portra 400. Ему действительно понравились фото, которые другие авторы снимали на нее, и когда его пять рулонов были доставлены, он с нетерпением бросился работать. Он был готов платить изрядную цену за качество, которое, как он ожидал, будет высоким. Когда же Винсент обработал негативы, то испытал чувство, схожее с ощущениями от холодного душа. Результат не имел ничего общего с ожиданиями, но проблема была не в пленке, а опять же - в недостатке опыта.

Давайте будем честны: у новичков мало знаний, чтобы раскрыть потенциал профессиональных расходников, и с этим нужно смириться. Чтобы реализовать все возможности дорогой, хорошей пленки, нужно наработать базу, узнать, как влияют на результат различные внешние факторы - , качество света, даже проявка. Если вы снимаете на профессиональную пленку, но обрабатываете негативы на дешевом оборудовании, высокого качества добиться трудно. Сравнить это можно с ездой на гоночном Ferrari, на который поставили самые дешевые шины.

Если вы совсем недавно начали работать с пленкой, нет смысла сразу покупать дорогую. С менее обременительными для кошелька вариантами результат будет не хуже, может быть, даже интереснее за счет художественных "огрехов". Обратите внимание на цветную пленку Afga 200, или черно-белую Fomapan 200. Производители проделали большую работу, чтобы избавить вас от разочарования и излишних затрат. Ниже пример фото, которое можно сделать на Fomapan 200 - рулон пленки на европейском рынке стоит не больше 4 долларов США.

После того, как вы наберетесь опыта, изучите возможности своей камеры, приноровитесь к ней, можно будет перейти на более дорогую пленку. Проявлять ее стоит в профессиональных фотолабораториях, где установлено и работают опытные мастера. Ваши затраты в этом случае компенсируются результатом - оригинальными, впечатляющими снимками на полную мощность и камеры, и пленки, и фантазии.