Метод «шесть шляп мышления» эдварда де боно для развития навыков работы с информацией. Технология шесть шляп мышления

Давайте поговорим о креативе в fashion-индустрии и наоборот. Каждому креативному человеку нужны вещи, как минимум - шляпа (а не трусы, как вы возможно подумали). А лучше, когда шляп 6, 7 или 8. Смотрим клип, проникаемся, читаем и действуем.

Креативный мир с шляпами связывает очень многое. Это и головной убор креативщика, и хранилище магических предметов, и червоточина , если надо сгонять туда-обратно, и много ещё чего. Вспомните хотя бы кролика, которого фокусник достаёт из своего цилиндра - уверен, вы никогда не думали, что цилиндр - это постоянный домик кролика… и голубя?!

Сегодня хочу рассказать про метод шести творческих шляп Эдварда де Боно , но подумал, что тему шляп расширю двумя ранее неизвестными, де Бонусными. Их можно рассматривать как обособленные методы развития креативности, а можно и в составе метода де Боно.

Введение

Эдвард де Боно предложил использовать разделение процесса мышления на 6 ролей: учёный-аналитик, художник, оптимист, критик, креативщик, руководитель . Решение в методе рождается в столкновении мнений, в дискуссии и здравой полемике.

Белая шляпа учёного-аналитика - режим фокусировки внимания на всей информации: – которой мы обладаем: факты и цифры; – которой у нас нет: где и как её раздобыть.

Красная шляпа художника - режим эмоций, чувств и интуиции. Высказывает все интуитивные догадки, делится эмоциями. Важно быть честным с собой и другими шляпами.

Желтая шляпа оптимиста - режим позитива. Думает только над преимуществами, выгодами и перспективами идеи, какой бы «никакой» она не казалась. Важно выявить все скрытые положительные возможности.

Черная шляпа критика - только критика, только хардкор: максимальная осторожность, кругом риски и тайные угрозы, везде подводные камни. В этой шляпе родился параноидальный пессимист.

Зеленая шляпа креативщика - режим творчества и креативности. Генерируйте новые идеи, модифицируйте старые, воруйте и улучшайте чужие наработки, не брезгуйте абсурдом и провокациями, ищите альтернативы.

Синяя шляпа руководителя - в руках только процесс: модерируйте, формулируйте цели и аудитории, определяйте KPIs, выявляйте «боли», ведите документацию, подводите итоги, делайте выводы, управляйте проектом.

Правила и как это работает

Самый главный - модератор, он же - синяя шляпа. Рассказывает про метод, знакомит с задачей, не допускает, чтобы участники скатывались в треш-шапито или булщит-бинго. Записывает всё сказанное, суммирует полученные результаты, подводит итоги.

Например, вы арт-директор «ММАМ», на вас синяя шляпа, вы ставите задачу: «Через дорогу от нас открылся конкурирующий музей современного искусства «ППАП», на открытие они привезли все работы Дамьена Хёрста и его самого голого в стеклянном кубе, поставили на входе, сделали бесплатный вход по вторникам и четвергам с 8 до 9 часов утра… Что же нам теперь делать?!».

Есть два варианта этого метода:

1. последовательный (все участники надевают шляпу одного цвета и по очереди высказываются, затем цвет шляпы меняется);
2. параллельный (каждый участник надевает случайную шляпу, или шляпу - противоположную своему темпераменту, и проблема запускается в обсуждение со всеми ролями).

В последовательном варианте порядок примерки шляп не играет особой роли, однако, есть логичные последовательности, а есть абсурдные. Я - за логику:

В параллельном варианте лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они НЕ соответствовали типажу человека. Чёрную отдайте оптимисту, жёлтую - критику, красную - тихоне, а потом всем по-очереди, зелёную ни за что НЕ отдавайте вашему креативщику! Миксуйте, но не взбалтывайте. Такой подход откроет новые возможности.

Инструменты, обстановка

  • Шесть шляп (можно и больше, см. «альтернативы»)
  • Тихая комната с маркерной доской, печеньками и чаем
  • Время, достаточное для проведения одной сессии (2 часа минимум)
  • Выключенные телефоны
  • Хорошее настроение, даже если задача про «всё плохо, срочно надо что-то делать!»

Кого пригласить с собой?

Как минимум ещё 5 человек, таких же модников, как и вы.

Плюсы

  • Делает умственную деятельность красочной и интересной
  • Разносторонний! Уделяет внимание всем аспектам: факты, эмоции, генерация свежих идей, критика
  • Возможность прийти к согласию с собеседником
  • Вовлечение разных темпераментов без дискомфорта, говорит от имени цветной шляпы
  • Концентрация мышления
  • В итоге - неординарные и инновационные мысли и идеи

Минусы

  • Главный минус - сложность технологии, для освоения необходимо время. С первого раза можно и не получить удивительных результатов
  • Внедрение на предприятии проблематично, большинство отечественных предприятий не готовы внедрять коллективные методики, требующие личной вовлеченности
  • Серьезность восприятия непосредственно коллективом. Зачастую этот метод считают «детским», отказываясь примерять цветные шляпы. «Ну не клоун я!».

Ещё две шляпы и одна игра

Седьмая шляпа, прозрачная - человека-скотч для параллельного режима. Должен выбрать одного человека, который будет молчать в ходе одного цикла обсуждения, как будто у него заклеен скотчем рот. Зачем это нужно? Человек, речь которого заблокировали на один цикл может высказываться альтернативно: в танце, в пантомиме, рисунком, телепатически - это наводит на новые мысли.

Восьмая шляпа, самобранка - это не режим, а реквизит. Накануне креативной сессии, участники получают задание принести от 3 до 5 небольших предметов из дома, гаража, дачи, магазина. Предметы передаются модератору до начала сессии. Он складывает их в непрозрачную ёмкость с широким горлом, например в шляпу. Каждый цикл обсуждения модератор вправе вытащить один случайный предмет и передать его любому участнику. Получивший предмет должен начать/продолжить свою речь с названия этого предмета и способа его использования при решении обсуждаемой задачи.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Метод шести шляп помогает достичь более продуктивной работы нашего мозга, чтобы мы могли находить творческие и неожиданные решения даже самым сложным проблемам, особенно в моменты, когда возникает растерянность и непонимание того, что делать дальше, а также оценивать уже существующие, рассматривая ситуацию под разными углами.

Суть метода

Создал его психолог Эдвард де Боно с целью преодоления таких сложностей в процессе мышления, как:

  • Чувства. Порой мы можем принимать решение под силой влияния эмоций, жалея потом об этом, и, к сожалению, не всегда появляется возможность исправить ситуацию. Способ Эдварда направлен не столько на контроль этих эмоций, сколько на тщательное осмысливание происходящего, отчего человек успокаивается и к нему возвращается ясность сознания.
  • При возникновении непредвиденных обстоятельств, вполне здоровой реакцией организма будет, конечно же, растерянность. Особенно, если человек не имеет опыта в какой-то сфере, сталкиваясь впервые с определёнными сложностями. Также часто растерянность возникает на фоне неуверенности личности в своих силах и способностях, если она привыкла перекладывать ответственность на других и ожидает обычно помощи, не ориентируясь на внутренние ресурсы.
  • Современный человек перенасыщен информацией, часто ненужной и бессмысленной, которая только мешает концентрироваться, а не принимать конструктивные и креативные решения. А прием де Боно позволяет сохранить последовательность и логичность умозаключений, избегая путаницы и всего лишнего.

Преимущества

Появляется возможность не то чтобы рассмотреть проблему или задачу под разными углами, а ещё и сыграть определённую роль. Дело в том, что при обычных размышлениях человек находится в рамках, порой очень жестких, а всё для того, чтобы защитить своё эго. Вот скажите, знакомы вам ситуации, когда вы отказывались от какой-то мысли потому, что боялись осуждения и непринятия её окружающими?

А этот способ помогает выйти за рамки и более свободно посмотреть на сложность, позволив себе быть собой, поиграть в кого-то и прочее. К примеру, знаете, что часто на праздниках детям разрисовывают лица в виде разных зверей и мультипликационных героев? Так вот, ребёнок с гримом кошки имеет право мяукать и ластится, но это не значит, что он кот. Так и руководитель, имеет право поиграть в клоуна, пока находится в образе, и это также не будет означать, что он таковым является.

Позволяет максимально сконцентрироваться и направить всю энергию и ресурсы непосредственно на решение выделенной задачи.

Универсальность и удобство. Вы можете применять этот метод как самостоятельно, так и в группе, распределив роли между участниками.

Легкость в понимании и усвоении правил, главное, чтобы человек позволил себе немного поиграть, отойти от привычного стиля мышления.

Инструкция

Если работа будет групповой, то необходимо «выделить» ведущего человека, контролирующего процесс, который вполне может превратиться в балаган, если людей много и они будут нарушать правила. А также в конце ведущий суммирует полученные результаты и формирует окончательные выводы.

  1. Для начала модератор объясняет суть этой техники, основные правила, и, конечно же, проблему, которую необходимо решить. Пример задачи: «Компания конкурент выпустила на рынок новый продукт, который пользуется активной популярностью. Какие действия предпримем, чтобы не потерять своих клиентов?».
  2. У этой техники такое название в силу того, что у каждой шляпы есть цвет, который отвечает за определённую роль. Существует белая, красная, чёрная, зелёная, жёлтая и синяя шляпа, и у каждой из них своя характеристика, которую я укажу далее. Так вот, все участники должны «примерить» головной убор одного цвета, чтобы генерировать идеи. Рекомендуемая последовательность: синяя, белая, чёрная, жёлтая, зелёная, опять чёрная, зелёная. Красную одевают по необходимости, хоть после каждой примерки другого цвета.
  3. Если вы будете часто практиковать этот способ, то выработаете наиболее подходящую для себя последовательность, а в первое время можете советоваться с коллективом, какая характеристика и когда именно будет наиболее актуальной. И вот в зависимости от их выбора и внутренних ощущений попеременно смотрите на сложность с разных ракурсов, оценивая её и даже критикуя.
  4. По завершению работы модератор подводит итоги и выдаёт конечный результат.

Существует два варианта групповой работы:

a. Все участники одновременно надевают головные уборы одного цвета

b. Распределяются между ними роли и фиксируются до самого конца, пока не будет найдено оптимальное решение задачи. Роли рекомендуются распределять таким образом, чтобы они были в противовес характеру человека. Допустим, людей, всегда думающих о плохом исходе, стоит наделить ролью, где им придётся искать положительные моменты или ресурсы и возможности, которые предоставила проблема.

Характеристика шляп


Белая шляпа

Это «сухие» данные, объективные и нейтральные. Люди в этот момент не спорят друг с другом, так как не имеют чёткой позиции по отношении к ситуации, они просто оперируют фактами, которыми владеют на данный момент. Поэтому важно в комментариях воздерживаться от эмоций, внутренних ощущений, подозрений, предыдущего опыта и прочее.

Только данные, даты, факты на которые точно можно опираться и не поддавать сомнению. Если модератор заметит, что кто-то пытается аргументировать своё мнение с целью убеждения остальных, то он должен приостановить процесс и попросить этого участника не переигрывать, и, всё – таки, объективно посмотреть на ситуацию.

Интересный факт, в Японии на деловых встречах практикуют именно этот подход. Люди встречаются, чтобы услышать друг друга, а не убедить в чём-то. Может, поэтому японцы так успешны и занимают лидирующие позиции в сфере создания различных технологий и развития бизнеса в целом?

Так что, просто представьте, что вы беспристрастны, как компьютер, предоставляющий вам любую запрошенную информацию, не выражая своё отношение к её содержимому.

Красная

Никто не критикует и не обесценивает то, что говорит человек в красной шляпе. Эдвард де Боно считал, что в этот момент находит легальный выход энергия, накопленная ранее и не осознаваемая участниками, но блокирующая само понимание проблемы поэтому, позволив высказаться обо всех ощущениях, испытываемых в данной ситуации, люди могут получить, так называемый, инсайт, то есть озарение.

Надевать её стоит каждый раз, когда в воздухе начинает витать напряжение или появляется ощущение, что группа попала в тупик.

Чёрная


Думаю, по названию становится понятно, что дело пойдёт о негативе, подводных камнях, критике и прочее. Важно приводить конструктивные аргументы и логически обоснованные умозаключения. В этот период можно не акцентировать внимание на справедливости своих выводов, не заботиться о чувствах коллег, и дать волю всем отрицательным и обесценивающим мыслям.

Суть этого цвета в том, чтобы предостеречь и предупредить вероятные сложности, ведь важно быть готовым к любому повороту событий, поэтому вопросы и сомнения, возникающие в этот момент, имеют право быть. Группа должна не просто создать спор или довести его до конфликта, а оценить обстановку, ориентируясь на свой прошлый опыт, что поможет обнаружить опасности, предостерегающие в дальнейшем.

Жёлтая

Поиск позитивных и благоприятных, выгодных нюансов. Здесь существует угроза слепо поверить в удачный исход дела, поэтому важно не заканчивать работу именно на этом цвете. Имеется в виду, когда люди решают положиться на судьбу и счастливый случай, если в реальности не на что опереться, так, к примеру, вместо того, чтобы зарабатывать деньги честным трудом, приобретаются лотерейные билеты.

Поэтому, если трудно обнаружить выгоду в этот период, лучше сменить головной убор на другой. Чтобы снизить угрозу бессмысленного мечтания о хорошем, каждый человек должен обосновать своё мнение даже, возможно, оправдать.

Зелёная

Затрагивает творческое мышление. О нём подробно я рассказывала вам в статье . Так вот, надевая головной убор этого цвета, человек выходит за границы привычного, он ищет способ решения задачи, совсем отличный от тех, которые привык использовать или предлагают другие.

В этом случае категорически не разрешается использовать критику, даже если идеи кажутся абсурдными. Используется обычно чаще остальных, хоть и является наиболее сложной, так как не каждый человек способен выдавать вовне мысли необдуманно. Ведь глупая идея может «подорвать» его авторитет в коллективе, либо спровоцировать возникновение конфликта.

Синяя

Позволяет каждому сфокусироваться на задаче, а также приостановиться и попробовать поразмыслить в одиночестве, чтобы потом выдавать все возникшие мысли вовне. Можно дать возможность модератору постоянно находиться в этом цвете, чтобы он мог обрабатывать информацию, предоставленную участниками группы.

Заключение

Так как все результаты данного метода лучше записывать, то я вам рекомендую статью про метод Корнела. Из неё вы узнаете как правильно вести свои конспекты

Эта удивительная технология позволяет распутать даже самые сложные комки проблем, попробуйте для начала самостоятельно её опробовать, чтобы ощутить эффект, после чего, попрактиковавшись, предлагать в коллективе. Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа . Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа . Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа . Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа . Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа . Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа . Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Эта заметка призвана помочь составить общее представление о принципах работы и сущности этого метода. Она написана по материалам курса, который я прошел в Оксфорде в октябре 2005.

Когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых - тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно решил разделить все эти процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности - шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Методика «Шесть шляп» универсальна - например, ее используют на совещаниях, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Она также применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.

Как это устроено, или полноцветное мышление в шесть красок

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями.

  • Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение.
  • Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.
  • В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод шести шляп - это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть свою белую шляпу - это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде. Поначалу к такому способу мышления привыкнуть сложно, поскольку нужно очистить свои высказывания от любых эмоций и легковесных суждений.

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Желтая шляпа - антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).

Но при этом мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Все изменения, нововведения, рассмотрение альтернатив происходят в зеленой шляпе.

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Зеленая шляпа - это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы возможны в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления. Инструменты латерального мышления позволяют избежать шаблонных подходов, по-новому взглянуть на ситуацию, предложить множество неожиданных идей.

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует ведущий, он все время в синей шляпе. Подобно дирижеру, он управляет оркестром, дает команды надеть ту или иную шляпу. «Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка на время вашу черную шляпу и наденьте зеленую».

Как это происходит

В групповой работе самая распространенная модель – определение последовательности шляп в начале сессии. Относительно того, в какой последовательности менять шляпы в ходе совещания, четких рекомендаций нет - все определяется конкретной ситуацией исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Главное правило во время дискуссии - не надевать две шляпы одновременно и все время себя контролировать. Например, в момент надевания зеленой шляпы надо четко осознавать, что идет поиск конкретных решений. В их недостатках копаться нельзя - для этого будет время черной шляпы. Кроме того, некоторые руководители, не до конца усвоившие данную технологию, заставляют одного участника носить во время совещания все время одну и ту же шляпу. Это неправильно, головные уборы разных цветов должны надеваться по очереди, разве что руководитель свою синюю шляпу может предпочесть всем остальным.

Правила переодевания шляп

Чаще всего используется следующий вариант. Руководитель коротко знакомит собравшихся с концепцией шляп и обозначает проблему. Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты. Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе - разумеется, в черной шляпе. После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны.

После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Руководитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс - не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.

Аллегория со шляпами имеет еще одно очень важное преимущество: методика позволяет избежать перехода на личности. Вместо привычного "Ты чего орешь и все критикуешь?" участник услышит нейтральную, но обладающую не меньшим эффектом фразу: "Снимите свою красную шляпу и наденьте зеленую"».

Это снимет напряжение и позволит избежать ненужных отрицательных эмоций. К тому же на совещаниях обычно кто-то отмалчивается, но технология, когда все одновременно надевают шляпу одного цвета, вынуждает каждого высказать свои соображения».

Методика «Шесть шляп мышления» помогает сделать совещание в несколько раз эффективнее. В отличие от других концепций групповой работы метод де Боно настолько образный, что хорошо запоминается, и основные его идеи можно изложить за полчаса. Все остальные системы требуют обученного модератора, причем во время совещания он один знает, что делает, а те, кем он управляет, фактически превращаются в слепых исполнителей и не понимают, что происходит. Правда, методика «Шесть шляп» все равно требует отработки навыков и контроля со стороны синей шляпы - руководителя.

Преимущества

Вот некоторые преимущества метода, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой.

  1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
  2. Цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
  3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
  4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
  5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
  6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
  7. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом - эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Есть основания считать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс различается. Если это так, то какая-то система наподобие шести шляп просто необходима, так как не может быть одного «биохимического рецепта» для оптимального мышления.

Почему шляпы?

Во-первых, к аждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.

В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Как правило, каждый человек имеет свой взгляд на предмет, и чем выше интеллектуальные способности человека, тем сильнее он будет защищать свою позицию, свое представление о предмете. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.

Важное преимущество метода в том, что решая определенную задачу, может строить свою последовательность деятельности под полями шести шляп, комбинируя их в нужной последовательности. Например, идея родилась. Следующий этап ее развития - проверка на жизнеспособность с использованием мышления в желтой шляпе, в конструктивном развитии идеи, ее позитивной оценке и выявлении всех преимуществ. После этого на сцену выходит мышление в черной шляпе. Мышление в белой шляпе берет слово в тот момент, когда появляется необходимость в предоставлении фактов, отражающих сущность данной идеи. На заключительном этапе слово передается мышлению в красной шляпе, призванному на уровне эмоций ответить на вопрос: нравиться ли нам эта идея?

Ну, и наконец, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

Сценарное описание технологии «Вариант»

В рамках технологии «Вариант» создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
  • Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
  • Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение). Важным моментом является необходимость продумать четкие критерии оценивания для групп оптимистов, пессимистов, новаторов.

Необходимо особо отметить, что всем участникам заранее предлагается поработать под полями «белой шляпы»- подумать над темой будущего обсуждения, собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится 16 минут:

  • 3 минуты - выступление новаторов;
  • 2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
  • 3 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
  • 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
  • 2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
  • 2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии. Таким образом, самую сложную роль - роль синей шляпы выполняют одновременно эксперты, которые отвечают за анализ и обобщение информации, на основе которой производиться оценка эффективности работы каждой группы и ведущий занятие, отвечающий за строгое соблюдение протокола.

Важным моментом является возможность выразить свои эмоции и чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто- либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Описание занятия, проведенного с использованием технологии разработки и оценки инновационных идей «Вариант»

В качестве рассматриваемой проблемы предлагается обсудить эффективность некоторых бизнес-идей учащихся. Для реализации конструктивного процесса обучения создаются четыре творческие группы:

  • Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект остальным членам рабочей группы);
  • Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
  • Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, экономически и социально выгодные моменты презентуемой идеи);
  • Эксперты - «синяя шляпа» (оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Необходимо отметить, что перед проведением данного занятия лицеисты уже знали о методе «Шесть шляп мышления», о назначении каждой мыслеварительной шляпы и о правилах работы в рамках технологии «Вариант». Ребятам было предложено поработать дома под полями белой шляпы и придумать свои бизнес-идеи, подумать о различных аспектах реализации идеи: актуальность идеи для жителей города и области, новизна идеи для рынка, сумма необходимого начального капитала, людские ресурсы, необходимое сырье для производства продукта, необходимые производственно-технологические ресурсы и т.п.

В рамках технологии «Вариант» в данной реализации проводится четыре этапа. Каждый этап-раунд длится 16-18 минут. Данное занятие занимает по длительности 2 учебных часа (90 минут). Почасовое планирование всего блока следующее:

  • 10 минут - организационный этап; учитель напоминает задание и правила работы в рамках технологии «Перспектива»; затем в каждой творческой группе проводиться обсуждение всех авторских идей участников и выбирается одна идея, которая с точки зрения группы наиболее актуальна для региона и имеет наибольший элемент новизны, и именно эта идея выдвигается в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов.
  • 70 минут – время проведения четырех раундов;
  • 10 минут - подведение итогов занятия (на данном этапе каждый может выразить свое эмоциональное отношение к рассматриваемым вопросам, т.е. побывать под полями красной шляпы).

На момент завершения работы каждая группа набирает определенное количество баллов за работу в каждой из ролевых позиций, баллы суммируются и определяется победитель- та группа, которая отработала наиболее эффективно, целенаправленно в режиме взаимоподдержки. Такая деятельность помогает по-другому взглянуть на себя, на своих одноклассников, подумать об эффективности совместной деятельности, увидеть другие интересные идеи, обогатить себя новыми знаниями.

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

А. Захарченко

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам-членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, и окружающим миром, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение - это один из видов человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Шляпы, которые думают

Кому подходит данный метод?

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

Примеры ситуаций:

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.