Кто такие богатыри. Русские былины - герои и персонажи

Богатыри — былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.

СТАРЕЙШИЕ (ДОВЛАДИМИРОВЫ)

Святогор

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора позднее были перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, чей образ восходит к готским временам V в. (Илья Русский Тидрек-саги и др.).

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью. Три его дочери — образец женщин на Руси.

Вольга Святославович. Богатырь-волх

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был некий древний племенной вождь, отправившийся в поход за женщинами и скотом. Неедко его соотносили с древнерусскими князьями Олегом Вещим (X в.) и Всеславом Полоцким (XI в.). Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую (тут уже архаичность сюжета, связывающая Сухмана с жрецом, который не мог «кровавить» рук и ранить жертвенное животное), но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается Сухман-река. Как считают многие исследователи, привязка к Владимиру данного богатыря — поздняя.

ВЛАДИМИРОВО ВРЕМЯ

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован Русской православной церковью, это главный русский богатырь. Тем не менее, это единственный богатырь, который по абсолютно языческой традиции сшибал с церквей золотые маковки и продавал их в кабаке. Илья Муромец является главным героем не только Русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильёй, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Дюк Степанович. Богатый и знатный

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, либо Балтийское Поморьеи устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене — полянице (вероятно, сарматского происхождения) Настасье (дочери Микулы) в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и кидается грудью на собственный на меч (либо копьё).

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Схожесть с его образом образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Марьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Марью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Чесовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тёщей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

ПРОЧИЕ.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Чёрного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

Кто такие богатыри?

Казалось бы - вопрос, на который ответит любой школьник, а как возьмешься сформулировать точное определение, выясняется, что не так-то это просто.

Каждому свой богатырь

Откуда же взялись эти сказочные витязи, герои древнерусских былин? Существовали когда-то на самом деле или же придуманы нашими предками, как домовые и лешие, кикиморы, русалки и другие сказочные персонажи? Можно ли считать их чисто русскими эпическими героями, или в других странах тоже были свои богатыри? Наконец, чем же занимались эти самые богатыри?

Давайте сразу проясним со вторым вопросом: у каждого народа, у которого имеется свой фольклор и свой героический эпос, непременно есть и свои полусказочные полуреальные герои, часто списанные с реальных, прославившихся когда-то воинов: белорусские асилки, казахские батыры, азербайджанские пахлаваны, скандинавские викинги…

Выдумка или реальность?

Список можно продолжить, и о каждом из этих героев историки и литературоведы ведут длинные споры: были ли эти люди реальны, существовали ли они на самом деле, или все это лишь фантазия сказителей, подкрепленная тем, что каждый из них, передававший истории о добрых и справедливых силачах и великанах, добавлял что-то от себя?

Ну, насчет героев других стран сказать точно, пожалуй, мы не можем ничего. А вот по поводу героев русских народных былин ученые-фольклористы и историки давно пришли к консенсусу: что-то, может быть, и приукрашено рассказчиками, но многие события, воспетые в былинах, происходили на самом деле, а многие их персонажи имеют реальные исторические прототипы.

Иногда разобраться в хитросплетениях истории и литературы бывает непросто: так, например, один легендарный богатырь может быть «срисован» сразу с двух, а то и трех реально существовавших людей. Также известно, что, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никак не могли совершать свои славные подвиги втроем: жили-то они в разные времена!


Косая сажень, богатырский сон…

Обратимся, однако, к сухим фактам: былинные богатыри - силачи, умелые воины и яростные борцы со злом и несправедливостью всех мастей. Во многих источниках упоминается также, что они стояли «на заставе», то есть, охраняли границы Руси от врагов.

Прилагательное «богатырский» прочно вошло в наш лексикон: когда мы говорим «богатырский сон», «богатырская силушка» или «богатырский аппетит», мы имеем в виду нечто великое во всех смыслах. Действительно, в легендах богатыри предстают силачами громадного роста, способными умять в один присест быка и проспать тридцать лет. Это, конечно, литературное преувеличение - ведь если исходить из литературоведческих взглядов, богатыри это легендарные герои народного эпоса, ну а таких героев всегда идеализировали и, по крайней мере, в рассказах, награждали всевозможными доблестями и положительными качествами в немыслимых количествах.

Есть, однако, и вполне практическое объяснение: разумеется, на защиту рубежей Родины, в княжескую дружину и на другие важные службы не брали кого попало - отбирали самых ловких и умелых, отважных и сильных. Вполне возможно, что прототипы былинных богатырей и выделялись ростом и силой среди своих современников - ведь раньше средний рост мужчины был совсем невысок, и парень высотой 170-180 сантиметров запросто мог считаться великаном.

Откуда есть-пошел богатырь на Руси?

Еще один интересный факт: само слово «богатырь», которое мы считаем исконно русским, произошло вовсе даже от тюркского «бааттар» или «бахадур», что означает примерно то же самое - сильный, смелый, лихой и храбрый воин. И это не единственное слово, перешедшее в русский из других языков и прижившееся там навсегда. Даже аналог слову «богатырь», часто встречающийся в сказках - «витязь» - происходит, скорее всего, от древненорвежского «викинг».

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: "А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской". Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время. Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения. Особенно повлияло на сей процесс принятие христианства на Руси. Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче. На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской – это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они красуются на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе? По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья – в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, – в 13 веке. Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Алеша Попович и его подвиги

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип. По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители Полтавской области (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям. По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем. Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан – реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты былинного героя. Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику русских святых. Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте. Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев – столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально. Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном. На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном. Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой. Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная». Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Добрыня Никитич

Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня – видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне. Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания - горы. Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах - Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой. Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.

Волх Всеславьевич: князь-вошебник

Этот богатырь известен скорее как чародей и оборотень. Он был князем Киевским. И легенды о нем похожи на сказку. Даже рождение Волхва окутано мистикой. Рассказывают, что мать зачала его от Велеса, который явился ей в образе обычного змея. Рождение богатыря сопровождалось громом и молниями. Его детскими игрушками были золотой шлем и булатная палица. Как и многие русские народные богатыри, он часто проводил время с дружиною. Рассказывают, будто бы ночью он оборачивался диким волком и добывал в лесу пищу для воинов. Самая известная легенда о Волхве Всеславьевиче – это повествование о победе над индийским царем. Однажды богатырь услыхал, что замышляется недоброе против его Родины. Он воспользовался колдовством и победил чужое войско. Реальный прототип этого героя – князь Всеслав Полоцкий. Он также считался колдуном и оборотнем, также брал хитростью города и безжалостно убивал жителей. И змей сыграл не последнюю роль в жизни князя. Исторические факты и предания смешались в одно. И подвиг Волхва Всеславьевича стал восхваляться в былинах, как и другие славные подвиги русских богатырей.

Микула Селянинович - простой крестьянин

Этот богатырь – один из представителей древнейших славянских героев. Его образ – это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей. По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда. Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре. Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле. Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала – созидательное и разрушительное. Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой. Василий Буслаев Этот богатырь не похож на остальных. Он - бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря. Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил». Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия. Деяния Буслаева – это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность – это разгульная жизнь и драки с местными мужами. Пересвет Имя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом. Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, Пересвет (Александр), вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским. Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева – Челубеем. Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним. Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем. Но практически все подвиги русских богатырей - так или иначе - частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось национальное самосознание.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Нет, наверное, такого человека в России, кто не слышал бы о богатырях. Герои, пришедшие к нам из древнерусских песен-сказаний - былин, всегда были популярны у писателей, художников, деятелей киноискусства. Очередной виток популярности богатырей связан с выходом серии мультипликационных фильмов, посвящённых их несколько осовремененным приключениям.

При этом большинство россиян знают лишь об очень узком круге богатырей. На деле количество богатырских былин, дошедших до нашего времени, исчисляется сотнями, а сами богатыри подразделяются учёными на несколько категорий. Выделяются богатыри языческой и христианской эпохи, дотатарской, татарской и послетатарской…

«Илья Муромец и Святогор». Картина Ивана Билибина. Фото: Commons.wikimedia.org

Есть большая группа богатырей, связанных с Киевом и князем Владимиром , но есть и такие, которые к «центральной власти» отношения не имеют вовсе, оставаясь «региональными богатырями» отдельных городов.

Приключения одних богатырей переплетаются друг с другом, а другие действуют независимо.

Святогор

Святогор настолько огромен, что он «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Обитал богатырь на Святых горах, при его поездке Мать - Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Отцом богатыря называли «тёмного», то есть слепого, что в восточнославянской мифологии было признаком существ из иного мира.

Никакой службы Святогор не несёт, хотя и пересекается с другими богатырями. Так, в одной из былин Святогор путешествует вместе с Ильёй Муромцем, и они встречают на пути каменный гроб. Решив его примерить, Святогор оказывается его пленником и умирает, передав часть своих сил Илье Муромцу. В другой былине истории с гробом предшествуют интимные приключения — Илью Муромца соблазняет жена Святогора. Узнав об этом, Святогор убивает падшую женщину, а с наставившим ему рога Ильёй вступает в братство.

В ещё одной былине Святогор меряется силушкой богатырской с другим «коллегой» — Микулой Селяниновичем. Хитрый соперник бросает на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная», предлагая Святогору поднять её. Заканчивается эта попытка смертью богатыря.

В былинах Святогор умирает чаще других богатырей. Учёные связывают это с тем, что данный образ олицетворяет первобытные силы природы, стихию, которая не служит человеку.

Микула Селянинович

Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-полезным делом — он богатырь-пахарь.

Микула Селянинович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org / Butko

Биться с Микулой Селяниновичем невозможно, ибо за ним стоит Матушка Сыра Земля. Именно поэтому Микула Селянинович в состоянии поднять суму со «всей тягостью земною», в отличие от Святогора, которого эта попытка губит.

Учёные находят в образе Микулы Селяниновича много общего со славянским богом Перуном. По одной из версий, популярность на Руси Николая Чудотворца уходит своими корнями в почитание Микулы Селяниновича.

Если же учесть, что образ святого Николая послужил созданию истории о рождественском волшебнике, который в наших краях упорно ассоциируется с Дедом Морозом, то можно выстроить цепочку, согласно которой Дед Мороз — это богатырь Микула Селянинович на пенсии.

В отличие от Святогора, у которого в былинах есть только неверная супруга, у Микулы Селяниновича есть дочери — Василиса и Настасья. Настасья стала женой Добрыни Никитича, а что касается Василисы, то она хорошо знакома любителям советских мультфильмов — это та самая Василиса Микулишна, что, прикинувшись послом из Золотой Орды, освободила из тюрьмы своего мужа Ставра Годиновича.

Илья Муромец

Илья Муромец, первый в ряду так называемых «младших богатырей», богатырей-воинов, пожалуй, наиболее известен широкой публике.

Просидев до 33 лет дома, не владея руками и ногами, он был исцелён старцами и отправился совершать подвиги. Любопытно, что о службе Ильи киевскому князю Владимиру повествовали былины только на части русских земель — в остальных регионах подвиги богатыря были исключительно его личным делом.

Илья Муромец на картине «Богатырский скок» Виктора Васнецова. Репродукция

Самый распространённый и классический подвиг Ильи Муромца — победа над Соловьём-разбойником. При этом Муромец, пожалуй, самый популярный богатырь, его подвигам посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.

Жизнь у Ильи довольно бурная: есть жена Златыгорка, сын Сокольник (в другом варианте — дочь), он активно взаимодействует с другими русскими богатырями. При этом если отношения с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем чаще товарищеские, то встречи со Святогором плачевно заканчиваются для последнего.

Если у Святогора и Микулы Селяниновича нет реального прототипа, то у Ильи Муромца таких несколько.

Чаще всего его связывают с Илией Печёрским , иноком Киево-Печёрской лавры, жившим в XII веке. Силач, рождённый в Муроме, носил прозвище «Чоботок». Прозвище это богатырь получил за то, что однажды отбился от врагов «чоботом», то есть сапогом.

«Добрыня Никитич». Иллюстрация Андрея Рябушкина к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org / Butko

По одной из версий, иноком богатырь стал после тяжёлого ранения, полученного в бою. Обследование мощей Илии Печёрского показало, что он действительно погиб от последствий удара острым орудием в грудь. Погибнуть прототип Муромца мог в 1204 году во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда Киево-Печёрская лавра подверглась разгрому половцами.

Добрыня Никитич

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня не гнушается сбором и перевозкой дани, берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются коллеги, и имеет склонность к дипломатии.

Самый знаменитый противник Добрыни — Змей, более известный как Змей-Горыныч, из плена которого богатырь освобождает племянницу князя Забаву Путятишну.

Добрыня — самая творческая личность среди богатырей. Он хорошо играет в тавлеи (древнерусские шашки), отлично поёт и играет на гуслях.

У Добрыни Никитича обширные связи — помимо близости к князю, он женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

Согласно былинам, Добрыня — сын рязанского воеводы. Наиболее вероятным прототипом богатыря называют Добрыню, воеводу князя Владимира Святого . Добрыня был чрезвычайно влиятельной персоной, поскольку приходился князю родным дядей — он был братом его матери Малуши . В течение определённого времени Добрыня являлся для князя наставником, старшим товарищем.

Алёша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org / Butko

Алёша Попович

Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки» богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами.

Так, например, в одной из былин Алёша домогается жены Добрыни Настасьи Микулишны, распространяя ложные слухи о смерти товарища.

В другой былине Алёше отрубают голову разгневанные братья соблазнённой им Елены или Алёны. Правда, в более известном варианте Алёше Поповичу пришлось жениться на Алёнушке, дабы избежать худшего.

Главный противник Алёши — Тугарин, злой богатырь, за которым угадывается образ кочевника, борьбу с которыми русские вели на протяжении долгого времени.

Основной исторический прототип Алёши Поповича — ростовский боярин Олёша (Александр) Попович. Превосходный воин, Олёша служил князю Всеволоду Большое Гнездо , а затем участвовал в междоусобных войнах его сыновей. Впоследствии Олёша Попович отправился на службу к князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в 1223 году в битве на Калке, ставшей первой встречей русских с татаро-монголами. В той же битве погиб и Добрыня Рязанец Злат Пояс , ещё один кандидат в прототипы былинного Добрыни Никитича.

Русский народный фольклор очень богат и разнообразен своей историей, культурой и традициями, которые нашли свое отражение в песнях, былинах и сказаниях. Былины, слагаемые простым народом, отличались красотой и правдоподобностью своего повествования, с наличием небольшого художественного вымысла, что придавало им еще большую самобытность, присущую древнерусской эпохе. В центре былин всегда находится положительный персонаж - богатырь, воплотивший в себе непобедимую силу и безграничную любовь к матушке-Руси, народного заступника. Конечно, образ богатыря является собирательным. Народ создал образ богатыря, возложив на него свои надежды и чаяния, чтобы показать следующим поколениям и воспитать идеологию о непобедимости Руси перед вражеской силой.

Главными качествами русских богатырей были - воинская доблесть и старания по защите родной земли. Достоинства богатырей испытываются в сражении, в неравном бою, с чем связана композиция былины, красочно насыщенная преувеличениями.

Кто же были эти полубоги, наделенные нечеловеческой силой?

Самым популярным в древней Руси является персонаж Ильи Муромца. Этот персонаж вобрал в себя все черты присущие мифологическим героям - чудесное исцеление и приобретение нечеловеческой силы. Илья выходец из простой крестьянской семьи, с детства прикованный к кровати, пока не являются калики перехожие и чудесным образом исцеляют его. С этого эпизода берет свое начало богатырская жизнь Ильи Муромца, подвиги которого нашли художественное отражение в былинах и сказаниях.

Другим, не менее важным героем является Добрыня Никитич , живший в одну эпоху с Ильей Муромцем. Воспевание неодолимой силы и мужества русского богатыря начинается с поединка со змеем Горынычем. В повествовании о Добрыне Никитиче присутствуют не только фантастические рассказы, он так же предстает как мудрый и храбрый воин, выполняющий все поручения Ильи Муромца. Добрыня стал эталоном воина эпохи Киевской Руси.

Третьим известным богатырем является - Алеша Попович , который часто представлен молодым, храбрым, смекалистым и хитрым воином.

Одним из самых таинственных образов русских былин является Святогор , имеющий силу, превосходящую великих богатырей древней Руси. Персонаж Святогора был взят из древней мифологии, который вобрал в себя представления о великих горных великанах, воплощавших величие и невозмутимость гор. Былины о Святогоре - это трагические рассказы о том, как могучий великан погибает не в бою за правое дело, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.

Не менее таинственным богатырем в русском эпосе является Волх Всеславьевич , который был рожден от фантастического змея. Волх считается колдуном и жрецом языческих богов. Волх является героем "Слова о полку Игореве". Несмотря на свою известность, персонаж Волха не был историческим лицом, а всего лишь плод художественного вымысла народа.

В отличие от Волха, Дунай Иванович является персонажем с реально-исторической основой. Повествование о Дунае начинается со схватки с Добрыней Никитичем. Дунай входит в состав Киевского богатырства.

Так же увлекательно повествование о Дунае и богатырки Настасьи. На собственной свадьбе, вследствие безумного спора Дунай убивает Настасью, промахнувшись при стрельбе из лука. Не вынеся горя утраты, Дунай убивает себя.

Русские богатыри играют огромную роль в русской истории . Былины повествуют о тех славных мужах, которые становили Русь, оберегали и защищали русский народ от вторжения силы вражеской. Русские богатыри в былинах воплощали идею воссоединения славян , непобедимости и нерушимости древнерусского государства перед внешними врагами , являясь образцом подражания в патриотизме и мужестве будущим поколениям.