Классный час "мы против наркомании". Как мне хочется чистой воды

Оршанский Государственный Медицинский Колледж

Наркомания

НАРКОМАНИЯ (от греч. nark – оцепенение, mania – безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма.

Необходимо различать понятия «потребление наркотиков», «наркомания» и «наркотизм».

Потребление наркотических средств в принципе аналогично потреблению алкоголя и табака: все эти вещества относят к «вредным благам», поскольку они дают потребителю субъективное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. Наркопотребление может происходить не только «ради наслаждения», но быть рекомендованным врачом в качестве лекарственного средства (как болеутоляющее, снотворное, психостимулятор). Если потребление наркотиков происходит регулярно, то в организме потребителя происходят изменения, в результате которых постепенно формируется физическая и/или психическая зависимость от наркотиков. В результате этого потребление наркотиков становится необходимым чтобы снять болезненные ощущения («ломку»). Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков, называют наркоманией. Наркотизм же – это социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях. Впрочем, часто понятием «наркомания» обозначают как индивидуальное состояние потребителя наркотиков, так и массовое наркопотребление.

Развитие наркомании.

Хотя потребление наркотиков известно людям ни одно тысячелетие, долгое время оно не являлось сколько-нибудь острой проблемой. В доиндустриальных обществах наркотики (опиумный мак, отвар мухомора и др.) потреблялись в основном служителями культа во время религиозных ритуалов или воинами для притупления боли и стимулирования боевой энергии. Поэтому бытовая наркомания была довольно редкой.

Европейское общество познакомилось с привезенными с Востока наркотиками (гашиш, опиум) в начале 19 в. Они стали популярны не только как болеутоляющие лекарства, но и как средства «расширения сознания». Первоначально наркомания развивалась только в богемных кругах. После опиумных войн 1839–1860 европейцы заставили правительство Китайской империи легализовать торговлю опиумом, который англичане привозили из Индии. Поскольку ранее в Китае наркотики почти не были известны и отсутствовала культура их потребления, то наркомания буквально захлестнула эту бедную страну. Китайские мигранты завезли опиумокурение в Америку. Таким образом, к началу 20 в. наркомания стала известна уже во многих странах мира, но широко распространена лишь в некоторых социальных слоях (преступники, богемная элита, бывшие военные). После запрета легальной торговли наркотиками круг их потребителей в основном ограничивался «социальным дном».

Перелом произошел в 1960-е, когда «молодежная революция» в атмосфере «общества всеобщего благосостояния» втянула в потребление наркотиков сначала молодежь, а затем и средние слои Америки и Западной Европы. За несколько лет масштабы наркомании в развитых странах выросли в несколько раз. Устойчивая тенденция увеличения наркомании действовала в странах «золотого миллиарда» до 1990-х, когда эпидемия СПИДа и рост популярности здорового образа жизни несколько уменьшили привлекательность наркотиков. Обострение социально-экономических проблем в странах «третьего мира» привело к росту наркопотребления во второй половине 20 в. и в этих государствах. К концу 20 в. наркоманию стали называть одной из глобальных проблем современности.

Хотя от наркомании страдают буквально все страны, все же в современном обществе ее считают социальной проблемой главным образом развитых, а не развивающихся стран. При сравнении данных о масштабах наркопотребления и наркомании бросается в глаза, что те государства, которые являются главными центрами выращивания наркотиков (Афганистан, Мьянма, Колумбия, Перу), отличаются, как правило, более низким уровнем потребления наркотиков, чем развитые страны Северной Америки и Западной Европы. Впрочем, следует учитывать относительную условность статистики наркомании: поскольку это поведение осуждается, то полного учета лиц, принимающих наркотики, вести невозможно, посему значительная доля наркомании остается латентной (скрытой).

Поскольку борьбу с наркоманией пытались вести путем традиционных запретов, сформировался обширный нелегальный наркорынок. Наркобизнес стал самым высокоприбыльным видом мафиозного предпринимательства, каким он остается и по сей день, обеспечивая примерно половину доходов международной организованной преступности.

Причины наркомании.

Проблемы наркомании и наркотизма находятся на стыке многих наук – социологии, культурологии, экономики, права, медицины. Наиболее крупный вклад в изучение этих проблем внесли ученые США, интерес которых к наркомании обусловлен высоким уровнем наркопотребления в этой стране.

Одной из главных проблем, обсуждаемых учеными, является объяснение причин наркомании.

Социологи рассматривают наркоманию как одну из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. поведения, не соответствующего официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения.

Для объяснения наркомании и наркотизма используются все социологические теории, описывающие механизмы девиации:

– теория аномии (социальной дезорганизации), предложенная Э.Дюркгеймом и позже развитая Робертом К.Мертоном и другими;

– теория субкультур низших слоев общества (Э.Сатерленд);

– теория стигматизации (Г.Беккер).

В современной литературе, посвященной социологии наркопотребления, одно из центральных мест занимает тезис о неадекватности молодежного досуга, который порождает скуку и тоску. Молодые люди, чувствующие свою неспособность получать настоящее удовлетворение от предлагаемого досуга, подвержены социальной дезорганизации и начинают пробовать наркотики. Другие социологические исследования связывают аномическую наркоманию не столько с недостатками организации досуга, сколько с неудачами в жизненной карьере. Так, американский социолог Денис Кандел доказывал в 1980-е, что важными стимулами употребления запрещенных наркотиков являются «провал нормального вхождения во взрослые роли, такие как замужество и постоянная рабочая занятость». Таким образом, употребление наркотиков рассматривается как проявление социальной и психологической патологии, связанной с неспособностью отдельных индивидов занять «нормальные» позиции в сексуальной сфере, семейной жизни и на рынке труда.

Другое направление социологических исследований связано с приоритетным вниманием не к личным проблемам отдельных людей, а к особенностям поведения разных социальных групп. Пытаясь определить, какие именно индивиды способны прийти к употреблению наркотиков, ученые изучают их семьи, культурное окружение, а также негативные социальные факторы жизни (бедность, безработица, дискриминация).

Ранее считалось, что к наркомании сильнее всего склонны маргиналы, для которых характерно отсутствие самоконтроля и недостаточное знакомство с «нормальными» культурными формами жизни современного среднего класса. Однако интерпретация наркомании как удела «отбросов общества» стала подвергаться некоторому сомнению. Так, в 1980-е американский социолог Джон Хандлеби проинтервьюировал 150 «трудных» мальчиков до их поступления в исправительную школу и протестировал 196 мальчиков из обычных школ, а затем через три года обследовал их повторно. Его исследование показало, что к употреблениям наркотиков оказались заметно предрасположены те, у кого были отмечены «сверхмерный, подвижный» ум и независимый характер.

Развивая этот подход, некоторые радикальные социологи рассматривают наркоманию как проявление «бунтарства». По их мнению, употребление наркотиков часто является рефлексивным сопротивлением доминирующим социальным ценностям, культурной практике, идеологическим и материальным условиям жизни. Например, американский социолог Говард Беккер еще в своих работах 1960-х о потребителях марихуаны доказывал, что подобного рода поведение молодых людей являлось как бы антимоделью законопослушного поведения «нормальной» молодежи. Молодые люди, которые включались в сообщество ведущих наркотический «образ жизни», приспосабливались к ценностям, существующим в этих группах, внутри которых наркопотребление вовсе не считалось криминальными или даже просто плохим. Криминализация потребления наркотиков, с этой точки зрения, отражает не столько его реальную общественную опасность, сколько отторжение обществом молодежного «бунтарства». Поскольку наркопотребление клеймится как антиобщественное, то противопоставляющие себя обществу нонконформисты демонстрируют «вызов общественным вкусам» именно потреблением наркотиков.

Экономические теории интерпретируют наркоманию как частный случай потребления «вредных благ», ставя потребление наркотиков в один ряд с потреблением алкоголя, курением, пристрастием к азартным играм. Экономический анализ наркомании (economics of drugs) базируется на некоторых общих принципах, присущих экономическому образу мышления как таковому. Экономисты предполагают, что поведение всех людей является рациональным – они сознательно и обдуманно стремятся максимизировать свое благосостояние при имеющихся в их распоряжении ограниченных ресурсах. Соответственно, наркоманы рассматриваются как люди, знающие о вредных последствиях приема наркотиков, но сознательно выбирающие наркотические грезы вместо тусклой обыденной жизни.

Наиболее последовательно этот принцип реализован в концепции американских экономистов Гэри Беккера и Кетрин Мерфи. В конце 1980-х они разработали модель рационального поведения потребителя «вредных благ», в которой анализируется зависимость масштабов индивидуального потребления наркотиков от изменения их цен.

Ранее экономисты были склонны рассматривать спрос на наркотики как слабоэластичный по цене: это значит, что наркопотребители почти не реагируют на изменение цен. Согласно концепции Беккера – Мэрфи, напротив, склонность людей принимать наркотики сильно зависит от динамики цен, однако эта зависимость проявляется не мгновенно, а на протяжении длительных промежутков времени. По модели К.Беккера и К.Мерфи, существуют следующие закономерности наркопотребления:

– ожидаемое повышение цен снижает текущее потребление, и наоборот;

– лица с более низким доходом на изменения цен «вредных благ» реагируют сильнее, чем лица с более высоким доходом, которые больше учитывают будущие вредные последствия;

– молодежь сильнее реагирует на изменение цен, чем более пожилые люди, поскольку у молодых слабее навыки рационального поведения.

Из концепции Беккера – Мерфи вытекает, что одной из главных причин роста наркомании является удешевление наркотиков. Поскольку наркопотребители из бедных слоев более чувствительны к снижению цен, то наркомания среди бедных сильнее, чем у среднего класса и богатых. Аналогично, наркомания среди молодежи заметно выше, чем среди других групп населения.

Последствия наркомании.

Принято полагать, что последствия наркомании сугубо негативны. При этом ущерб несут не только сами наркопотребители, но и граждане, ведущие здоровый образ жизни.

Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 10–15 раз быстрее, чем от алкоголя. По свидетельству врачей-наркологов, им редко приходится лечить стариков-наркоманов. Не только до старческого, но даже до среднего возраста наркоманы чаще всего не доживают, умирая от передозировки или от различных болезней, или кончая самоубийством.

Помимо общего физического и психического расстройства наркоманы особенно страдают от некоторых заболеваний, связанных даже не с самими наркотиками, а с несоблюдением минимальных правил их приема. Так, поскольку среди принимающих героин часто одним и тем же шприцем пользуется несколько человек, среди них широко распространены гепатит (в 15–20 раз чаще, чем среди остальных людей) и СПИД (примерно треть всех вирусоносителей – наркоманы).

Считается, что вследствие физической и социальной деградации личности наркоманы выбывают из общественной жизни (трудовой, политической, семейной). Наркомания – это тяжелая психофизиологическая болезнь. Ее лечение требует высоких затрат, но все же не обеспечивает высокую вероятность излечения. По некоторым оценкам, в результате традиционного медикаментозного лечения только 5% пациентов перестают употреблять наркотики, да и те через несколько месяцев вновь становятся наркопотребителями.

Наркомания стимулирует многочисленные виды правонарушений. Спрос на наркотики в условиях запрета на коммерческую торговлю ими порождает развитие нелегального наркобизнеса и наркомафии. Растут и другие виды преступности, связанные с распространением наркотиков и деятельностью наркоманов. Если потребность в суточном приеме наркотических веществ велика, то наркоман готов на любое преступление, чтобы раздобыть деньги на очередную дозу. Он теряет связь с обществом, а потому находится в естественном для него состоянии повышенной готовности совершить преступление.

При оценке последствий наркомании надо учитывать различия между тяжелыми наркотиками (героин, крэк, кокаин) и легкими (гашиш, марихуана). Наиболее смертоносными являются тяжелые наркотики. Что же касается последствий употребления легких наркотиков, то высказывается мнения, что они вполне сопоставимы с последствиями потребления легальных алкогольных и табачных товаров

Исследователи подчеркивают, что негативные последствия наркомании связаны не столько с самим приемом наркотиков, сколько с нелегальностью наркорынка. Из-за запрета легальной торговли на «черном рынке» цены превышают себестоимость в 20 и более раз, и именно высокие цены заставляют многих наркоманов добывать деньги, нарушая закон. Изготавливаемые нелегально наркотики отличаются низким качеством, что многократно усиливает их разрушающее действие.

Тяжесть социальных последствий наркомании обостряется, если учесть, что наркомания – это, в значительной степени, молодежная проблема.

Наркомания в России.

Наша страна пережила две большие «волны» наркомании: первая прошла в 1920-е, вторая началась в 1980-е.

В начале 1920-х широкое распространение наркомании стало естественной реакцией на общее состояние социальной неустроенности после Гражданской войны. Самым популярным наркотиком был «марафет», (т.е. кокаин), который нюхали не только беспризорники, но и студенты, рабочие. Когда во второй половине 1920-х усилилась борьба с контрабандой и одновременно был отменен «сухой закон», наркомания быстро пошла на спад.

Повышение открытости советской экономики и обострение ее социально-экономических проблем послужили основой нового взлета наркомании в последние годы существования СССР. Наркомания 1990-х приобрела размеры, серьезно тревожащие общественность России и других постсоветских государств (табл. 4). Уровень потребления наркотиков считают угрожающим генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. Между тем социологические исследования конца 1990-х показали, что 10–15% населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляет молодежь. В начале 21 в. количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, достигло в России нескольких миллионов человек. По оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет их количество может увеличиться в 2 раза.

Особую озабоченность вызывает рост числа молодых наркоманов. Как свидетельствуют социологические исследования конца 1990-х, 8% молодежи периодически принимают наркотики, 1% признались в регулярном приеме, а еще 15% эпизодически пробовали наркотические вещества. По данным Российского Центра наркологии, каждый десятый школьник младших классов хотя бы один раз пробовал наркотики. Согласно опросам, ни при каких обстоятельствах не собираются потреблять наркотики 64,4% молодых людей, при любых обстоятельствах готовы употребить наркотики 0,5%.

Наркотизация российского общества сопровождается формированием групп или сообществ наркоманов. С одной стороны, наркоманы испытывают затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических веществ, а потому вынуждены поддерживать связи с теми, кто первоначально приобщил их к потреблению наркотиков. С другой стороны, для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение – не только для того, чтобы создать атмосферу одобрения, но и для перепродажи наркотиков, чтобы добыть хронически не хватающих денег.

Результаты социологических исследований показывают, что в современном российском обществе отношение к наркоманам становится менее жестким. Потребление наркотиков, по данным исследований, уже не рассматривается как опасность, как «из ряда вон выходящее» явление. Так, у значительной части молодежи наркотики вызывают интерес, переходящий границы бытовой любознательности. Заметно сократилось расстояние между нормой и отклонением, стирается грань между допустимым и недозволенным. Быть «обколотым», «обкуренным» стало в некоторых кругах «стильно», модно, престижно. По наблюдениям социологов, жаргонные выражения наркоманов становятся широко употребительными среди подростков и юношей, устойчиво входят в молодежный сленг. На смену алкоголю как атрибута молодежных досуговых мероприятий приходят именно наркотики, которые становятся неотъемлемой особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде.

За последнее время претерпела значительные изменения социально-демографическая структура наркотизации молодежи. Теперь все чаще потребителями наркотиков становятся достаточно социально адаптированные и благополучные люди. По данным исследований, из числа употребляющих наркотические вещества с разной степенью периодичности подростков или тех, кто обнаруживает склонность к их потреблению, около 3/4 данного контингента опрошенных подростков и молодежи живут в полных семьях представителей среднего класса. Все чаще наблюдаются случаи наркотизации элитарной части российской молодежи – студенческой: из числа респондентов, обнаруживших тенденцию к употреблению наркотиков, более половины составляют студенты высших учебных заведений.

Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют вызывающие стресс социально-экономические условия постсоветской России. Обстановка политического, экономического и нравственного кризиса в стране порождает у людей (в первую очередь, у молодежи) ощущение стресса, неуверенности, и провоцирует «снятие напряжения» с помощью наркотиков. Потребление наркотиков выступает иллюзорным способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения.

Первые отечественные научные исследования наркомании и наркотизма относятся к концу 19 в. Так, в 1885 по заказу губернатора Туркестанского края С.Моравицким было проведено исследование этого региона, в котором подробно проанализированы способы употребления и виды наркотиков, способы выращивания, а также количество посадок и даже цены на наркотики. В 1920-е продолжалось активное изучение наркомании и наркотизма (А.Рапопорт, М.Н.Гернет). Однако с 1930-х по 1960-е исследования этих проблем практически прекратилось – с одной стороны, поскольку они заметно потеряли актуальность, а с другой стороны, под влиянием идеологических запретов. Первое после долгого перерыва крупное эмпирическое социологическое исследование наркомании и наркотизма было проведено в Грузии в 1967–1972 под руководством А.А.Габиани. С 1980-х основным центром социологических исследований наркомании и наркотизма становится Институт социологии АН СССР (сейчас – Институт социологии РАН).

Борьба с наркоманией и ее последствиями.

К настоящему времени сформировалось два основных подхода к наркополитике: традиционный подход акцентирует внимание собственно на борьбе с наркоманией, новые подходы – на борьбе с ее отрицательными последствиями.

Традиционная политика борьбы с наркоманией основана на сочетании информационного, социально-профилактического, медико-биологического и репрессивного подходов. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Информационный подход ориентирует на сознательное восприятие норм и ценностей общества. Речь идет о пропаганде здорового образа жизни и об информировании о негативных последствиях наркопотребления.

Социальная профилактика направлена на устранение внешних (социально-экономических, бытовых, социально-психологических) причин и условий отклоняющегося поведения.

Медико-биологический подход помогает субъекту преодолеть внутренние, субъективные препятствия в стрессовой ситуации. Кроме того, наркологи стремятся выработать эффективные методики лечения наркомании, что, однако, связано с большими трудностями.

Наконец, применение санкций защищает общепринятые правила поведения, используя возможности принуждения за их нарушение. Если предыдущие методы ориентированы на работу с потенциальными или реальными наркопотребителями, то в рамках этого подхода главный акцент делается на борьбе с наркоторговцами.

Именно применение санкций против наркоторговцев и наркопотребителей долгое время было главной стратегией борьбы с наркотиками. Известны случаи, когда для устрашения наркоторговцев в некоторых странах приговаривали к смертной казни даже иностранных туристов, задержанных при перевозке относительно небольших партий наркотиков. Статистика, однако, свидетельствует, что традиционные меры борьбы с наркоманией давали в 1960–1970-е довольно слабый эффект, или даже вообще оказывались бесполезными: рост расходов на полицейские мероприятия шел параллельно росту наркомании. Поэтому в 1980-е стали высказываться призывы к поиску качественно новых путей.

Многие видят решение проблемы в том, чтобы частично легализовать наркотики и тем самым ослабить негативные последствия нелегального наркопотребления. Опыт Нидерландов показывает, что ограниченная легализация легких наркотиков (марихуана, гашиш) и иные нетрадиционные меры помощи наркоманам (например, бесплатная раздача шприцов для приема героина) привели не к росту, а к снижению наркомании и ее негативных последствий в сравнении с другими развитыми странами. Среди криминологов, экономистов и наркологов продолжаются дискуссии об эффективности легализации наркотиков. Однако в целом преобладает настороженное отношение к голландскому опыту, поскольку господствует мнение, что даже частичная легализация легких наркотиков может спровоцировать рост наркопотребления и его негативных последствий.

Иной подход в 1990-е продемонстрировали США: не отказываясь от продолжения «войны» с наркоторговцами, американское правительство сделало главную ставку на пропаганду здорового образа жизни. Сотрудников правительственных организаций и многих коммерческих фирм обязали проходить тестирование на наркозависимость, от результатов которого зависит их дальнейшая карьера. В результате в Америке удалось добиться перелома в борьбе с наркоманией.

Хотя и голландский, и американский методы борьбы с наркотиками демонстрируют высокую эффективность, однако их широкое тиражирование практически невозможно: голландский опыт основан на уникальном для Нидерландов сочетании терпимости и законопослушности, а американский – на использовании огромных финансовых ресурсов. Поэтому поиск эффективных путей борьбы с наркотиками продолжается и в наши дни.

Литература

Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России – шаг до национальной катастрофы. Социологические исследования. 1998, № 8

Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социологические исследования. 1999, № 1

Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы. – В сб. под общ. ред. М.Е. Поздняковой. М., 1999

Кесельман Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма. Тимофеев Л. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. СПб, Изд-во «Медицинская пресса», 2001

Лисовский В.Т., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001

Наркомания - одно из проявлений наркотической зависимости, когда с целью достижения наркотического, т. е. одуряющего, эффекта (недаром слово «дурь» на жаргоне означает наркотик) используют наркотические средства.

Употребление наркотических средств можно рассматривать в трех аспектах:

  • медицинский - эти средства воздействуют на центральную нервную систему как галлюциногены, седативные, стимулирующие вещества;
  • социальный - использование этих средств имеет широкое социальное значение;
  • юридический - средство признано наркотическим и внесено в список наркотиков соответствующим правовым актом (следует помнить, что к наркотикам относятся и некоторые лекарственные средства: морфин, промедол и т. д.).

С давних времен у разных народов существовав традиция употребления различных наркотических веществ во время проведения религиозных обрядов, ритуальных церемоний. Предрассудки, связанные с загадочными свойствами наркотических растений, оставили свой след в мифологии практически всех народов Древнего мира. Медицинское использование наркотических веществ в древности основывалось чаще всего на религиозных представлениях. Врачи древности широко использовали наркотические вещества в качестве снотворных и болеутоляющих средств при заболеваниях пищеварительного тракта, ЦНС и т. д. В настоящее время наркотические средства чаще всего используются в качестве обезболивающих при онкологических заболеваниях, заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Обращение наркотических и психотропных средств на территории РФ регламентируется Федеральным законом. Согласно данному Закону под наркотическими и психотропными веществами понимают вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в специальный перечень. Перечень утверждается Правительством РФ и включает четыре списка:

  • наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ запрещен (список 1);
  • наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и контролируется (список 2);
  • психотропные вещества, в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список 3);
  • прекурсоры — вещества, из которых могут быть сделаны те вещества, которые входят в первые три списка (список 4).

Особенности наркотического опьянения

Наиболее распространенными наркотическими веществами являются героин (относится к опиатам, т. с. средствам, произведенным из мака), препараты из конопли, ЛСД (синтетический наркотик) и др. Из лекарственных средств к наркотикам относятся морфин, омнопон, промедол.

Особенности наркомании по сравнению с алкоголизмом и курением заключаются в следующем:

  • поражаются чаще молодые люди, а следовательно, более выражены медицинские и социальные последствия, особенно снижена средняя продолжительность жизни;
  • гораздо быстрее развивается наркотическая зависимость;
  • резко возрастает риск таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит В и С;
  • деградация личности развивается в более короткие сроки;
  • последствия воздействия на здоровье носят более тяжелый и необратимый характер;
  • более тяжело протекает абстинентный синдром («ломка»).

Употребление наркотических веществ привлекает тем, что возникает состояние, подобное опьянению: ощущение радости бытия, прилив сил, смешливость, двигательная расторможен- ность. К эйфории присоединяется ощущение физического благополучия и покоя. Наряду с эйфорией могут наблюдаться неустойчивая походка, нарушенная речь, бледность кожи, блеск глаз, сужение или расширение зрачков. Наркотическое опьянение обычно продолжается от 1 до 6 ч. Как правило, наркоманы благодушны и доброжелательны друг к другу. Но могут быть и злыми, агрессивными, раздражительными, а иногда сонливыми, вялыми, малоподвижными. Постепенно вне наркотического опьянения состояние наркоманов становится подавленным, их мучают головные боли, тошнота, рвота, озноб, т. е. развивается синдром абстиненции. В 80 % случаев причиной смерти больных наркоманией является передозировка наркотических препаратов, которая вызывает острую сердечно-сосудистую недостаточность.

Не менее опасна, чем наркомания, токсикомания - употребление с целью наркотического эффекта или лекарственных средств, не относящихся к наркотикам, или средств бытовой химии. Главная опасность токсикомании состоит в том, что ей более подвержены дети и подростки, так как средства, используемые токсикоманами, более доступны. Любое токсикоманическое вещество может быть признано наркотическим после соответствующего юридического акта, и тогда больной из группы токсикоманов автоматически причисляется к группе наркоманов.

Причины наркомании и токсикомании

Причин несколько: психологические, социальные, экономические (разграничить их очень трудно).

К психологическим относятся снижение напряжения и чувства тревоги, бегство от проблем, связанных с действительностью, любопытство. Из социальных причин следует отметить неблагополучие семьи, воздействие социальной среды, безнадзорность. Экономические причины — безработица, невозможность получить образование, активная деятельность криминальных структур по распространению наркотиков. Распространению наркомании способствует также миф о том, что наркомания легко излечима.

Последствия наркомании: снижение средней продолжительности предстоящей жизни на 20-25 лет; заболевания печени, ЦНС, ранняя деградация личности; у родителей-наркоманов часто рождаются дети с врожденной патологией, нежизнеспособные и т. д.; наркоманы являются группой риска ВИЧ-инфекции (инфекция передастся через неоднократно используемые шприцы); рост преступности (асоциальные поступки в состоянии наркотического опьянения или с целью получения наркотика); из жизни выключена наиболее трудоспособная и деятельная часть населения — молодые люди.

Меры борьбы с наркоманией и токсикоманией. Борьба с наркоманией и токсикоманией очень затруднена из-за широкого распространения наркотиков, приносящего огромные прибыли криминальным структурам. Меры, принимаемые против наркомании и токсикомании, не обеспечивают успеха. Чаще всего усилия, направленные на помощь наркоманам, безрезультатны. Легче никогда не пробовать наркотик, чем избавиться от пристрастия к нему. Особая опасность в этом отношении грозит молодежи, подрастающему поколению, так как одним из условий развития наркомании является отсутствие знаний и непонимание огромной опасности, которую несет в себе употребление наркотиков. Поэтому одной из самых действенных мер борьбы с наркоманией и ее профилактики является санитарное просвещение.

Другим важным направлением борьбы с наркоманией и ее профилактики является улучшение социально-экономических условий, повышение уровня жизни.

Следует обратить особое внимание на меры, способствующие ликвидации мифа о возможности быстрого излечения наркомании. Большое значение в борьбе с наркоманией имеет работа в семье подросткового нарколога, специалиста по социальной работе, педагогов.

Молодежь и наркотики

Распространение наркомании среди молодежи — вопрос особой важности по многим причинам:

  • даже однократная проба наркотика подростком до 15 лет сильно увеличивает риск злоупотребления наркотиками в дальнейшем;
  • злоупотребление наркотиками в подростково-юношеском возрасте часто становится причиной химической зависимости и соответственно началом пожизненной борьбы с ней;
  • злоупотребление наркотиками мешает становлению личности молодого человека, его эмоциональному и социальному развитию, учебе и карьере;
  • злоупотребление наркотиками отчуждает молодого человека от остальных членов общества;
  • наркомания может привести молодых людей к воровству, проституции и другим видам противозаконной и правопреступной деятельности;
  • наркотики в организме, не достигшем зрелости, метаболизируются не совсем так, как у взрослых, и причиняют значительно больший вред.

Довольно часто первая проба наркотика происходит в юном возрасте. Подростки хотят ощущать себя взрослыми и хотят, чтобы именно так их воспринимали окружающие. Сейчас наркотики «просочились» в младшие классы; более того, отмечены случаи наркомании среди школьников 8-9 лет. Дети этого возраста очень плохо представляют опасность, которую таят в себе психоактивные препараты, и мало знают о том, насколько уязвим их организм. Многие на всю жизнь остаются инвалидами из-за приема наркотиков. Среди факторов, увеличивающих вероятность злоупотребления наркотиками, отметим следующие: разлад в семье; наличие в семье алкоголиков или наркоманов; равнодушное или даже благосклонное отношение родителей и родственников к приему наркотических средств; пережитое физическое, эмоциональное или сексуальное насилие; наличие наркоманов в компании, в которую входит подросток, молодой человек; доступность наркотиков; чувство страха, разочарования, одиночества; рано проявившееся антиобщественное поведение в школе, в училище, особенно агрессивность.

Признаки наркомании у школьников и студентов. Существует множество признаков, по которым внимательные родители могут догадаться отом, что ихдети начали принимать наркотики. К сожалению, взрослые либо вовсе не замечают их, либо, замечая негативные изменения в поведении сына или дочери, не допускают мысли о наркотиках. Но один, а тем более несколько из следующих симптомов должны насторожить родителей: снижение успеваемости; частые прогулы школьных занятий; конфликты в учебном заведении; нежелание придерживаться общепринятых правил поведения в учебном заведении и дома; отчуждение; появление новой компании; сужение круга интересов; постоянная нужда в деньгах; скрытность; частое отсутствие дома.

Что грозит организму наркомана? В первую очередь надо отметить, что в последние годы изменилась симптоматика клинических проявлений наркомании и токсикомании. Это связано прежде всего с расширением арсенала токсикоманиче- ских одурманивающих средств. Наркомания — это бизнес для дельцов, которым нет дела до здоровья их клиентов. Сотни подпольных лабораторий, где трудятся ученые, устремленные к легкому, но криминальному обогащению, открывают и внедряют новые сильнодействующие препараты, не «отпускающие» любопытных уже после двух-, трехкратных приемов внутрь этих веществ. Поэтому первоочередное поражение мозга и осложнения трудно диагностировать и начать целенаправленное лечение. Бесспорно, что пристрастие к одурманивающим средствам развивается не вдруг и не на голом месте. Весьма длительное время у молодого человека формируются личностные сдвиги, проявляющиеся в поведенческих отклонениях и расстройствах.

Как отмечалось выше, наркомания имеет генетические причины, а также обусловлена дефектами воспитания, воздействием микросреды, протестом против навязываемых молодому человеку требований в семье и школе. Кроме того, следует назвать личностную ущербность, желание быть «причастным к своим», избравшим особые жаргон, стиль жизни и манеры поведения.

При первом приеме под влиянием «опытных лидеров» одурманивающие вещества, как правило, неприятны и болезненны для организма. Но в дальнейшем наступает синдром токсикомании — синдром патологического влечения (лекарственная зависимость). На этом этапе происходят изменения психики: молодой человек испытывает эйфорию или абстиненцию, вегетативные сдвиги, понижения настроения, раздражительность. Эти изменения родители должны заметить раньше, чем педагоги или милиция и врачи, и обратиться за помощью. Когда начинается органическое поражение мозга (слабоумие, эпилептиформные расстройства, изменения личности), наркоманы теряют контроль за дозировкой и в одурманенном состоянии могут довести себя до смертельного отравления.

Изменения нервной системы возникают рано — в первые месяцы приема наркотиков. На этом этапе наблюдаются головная боль, нарушение сна, лабильность пульса и артериального давления. При использовании самодельных или синтетических наркотических средств чаще встречается синдром паркинсонизма (дрожание, скованность мышц). В научных сообщениях, опубликованных в США и других странах, описаны случаи паркинсонизма у молодых наркоманов, употребляющих героин.

Тяжелый период, особенно при абстинентном синдроме, длится 8-10 дней и характеризуется разнообразной симптоматикой — рвота, понос, ноющие боли, «ломка» — боли выкручивающего характера суставов и мышц, чувство страха, тревога.

Соматическая патология при наркоманиях имеет также свои особенности. Для наркомана характерен весь «букет заболеваний» — поражение сердца, сосудов, легких, желудочно-ки- шечного тракта, систем крови, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). В 80% случаев причинами смерти больных наркоманией является передозировка препаратов. Коматозное состояние ослабленного организма ведет к шоку и мгновенной смерти наркомана.

Хорошо известно, что предотвратить болезнь легче, чем ее лечить. Поэтому программы, направленные на предотвращение наркомании среди молодежи, являются жизненной необходимостью.

Уберечь молодых людей от злоупотребления лекарственными и наркотическими средствами — нелегкая задача. Многие специально разработанные для этой цели программы оказались неэффективными, а некоторые из них даже приводили к противоположному результату. Чтобы противостоять давлению «друзей»-наркоманов, толкающих молодого человека к наркотикам, он должен быть внутренне убежден в неприемлемости употребления наркотика, даже «одного раза». Попытки просто дать молодому человеку информацию о психоактивных средствах и о риске, связанном с их приемом, не принесли существенного успеха в решении этой труднейшей задачи, в которой необходимо участие общества в целом.

Наркотики и общество

Наркомания — это проблема, касающаяся не только здоровья отдельных членов общества, страдающих этим недугом. Наркомания — это проблема общества в целом. Так или иначе она затрагивает все его элементы, прежде всего требуя расходов на лечение наркоманов, на ликвидацию последствий всякого рода преступлений, совершаемых ими в состоянии наркотического опьянения, на содержание судебных органов, тюрем и других институтов, призванных вести борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому общество вправе ввести жесткий контроль над употреблением наркотических средств.

Одна из самых важных задач сегодняшнего дня — снизить уровень наркомании. Здесь прибегают к чрезвычайно разнообразным мерам: от применения военной силы (при уничтожении плантаций, например, конопли и опийного мака) до полной легализации наркотических средств («легких» наркотиков, как в Нидерландах). Некоторые специалисты считают необходимым ограничить доступность наркотиков, другие полагают, что важно уменьшить спрос.

Но ограничить доступ к наркотикам оказалось трудно, практически невозможно. Их легко раздобыть в любой стране, хотя довольно часто можно услышать сообщения о конфискации крупных партий наркотиков. Поскольку наркобизнес транснационален, контроль за транспортом и распространением наркотических средств весьма сложен, тем более, что наркотики являются важным элементом экономики многих развивающихся стран. Колоссальный доход, который дают производство и продажа наркотиков, побуждает многих людей идти на риск, связанный с противозаконными действиями.

К сожалению, попытки уменьшить спрос на наркотические средства также не увенчались успехом. Несмотря на все усилия специально подготовленных педагогов и воспитателей, люди

продолжают злоупотреблять наркотиками и алкоголем. Следует признать, что эффективные способы борьбы с наркоманией и предотвращения се пока не разработаны.

Стратегия и принципы предупреждения и избавления студентов от наркотической зависимости

Стратегия предупреждения наркомании предусматривает создание духовно-нравственного, эмоционально-познавательного и физического благополучия у каждого студента. При этом решающую роль играет фактор самовоспитания, эффективность которого может повыситься при ориентации на следующие основополагающие принципы:

  • осознание смысла собственной жизни;
  • сформулированность ближайшей и отдаленной цели и установки, побуждающей к активной деятельности;
  • активная жизненная позиция в достижении цели и активная деятельность;
  • выбор профессии в соответствии со своими способностями;
  • воспитание чувства собственного достоинства, осознание собственной значительности, заложенной в нас природой;
  • здоровый образ жизни.

Основные принципы избавления от наркотической зависимости. Существует множество программ, нацеленных на избавление людей от наркотической зависимости. Специалисты считают, что наиболее эффективны из них те, которые учитывают следующие факторы:

  • при лечении химической зависимости нет безнадежных случаев;
  • химическая зависимость представляет собой сложное заболевание, обусловленное неизвестными и не вполне известными причинами;
  • химическую зависимость можно прервать и держать под контролем, но нельзя вылечить. Целью поисков способов лечения является не уменьшение потребления наркотического средства, а полное воздержание от него;
  • проблемы, связанные с химической зависимостью или порожденные ею, следует рассматривать как второстепенные при лечении больного;
  • отрицание проблемы является нормой для пациента, страдающего химической зависимостью. Почти все эти люди либо избегают разговоров об их болезни, либо проявляют агрессивность;
  • успешная реабилитация требует коренного изменения образа жизни. Отказ от приема наркотиков влечет за собой исчезновение всего того, что с этим было связано: отпадает необходимость добывать наркотики, меняется круг общения и т.д. Возникает пустота, свободное время, которое необходимо заполнить, иначе вредная привычка может вернуться;
  • химическая зависимость — это болезнь всей семьи, поэтому программа лечения должна охватывать всех ее членов;
  • люди, страдающие химической зависимостью, нуждаются в помощи квалифицированных психологов, поскольку почти все они характеризуются отсутствием уверенности в себе, зависимостью, негативной самооценкой, боязнью получить отказ, ощущением отверженности, социальной незрелостью;
  • курс лечения желательно сочетать с участием в программе «Двенадцать шагов»;
  • после лечения возможно возобновление приема наркотических средств: человек, ни разу не сорвавшийся и не вернувшийся к наркотикам, — редкость.

Что касается восстановительных программ, то они принципиально не отличаются от применяемых при лечении алкоголизма.

Проблема является одной из самых актуальных в современном мире. Не обошла она стороной и Россию. В стране постоянно растет немедицинское использование и прежде всего в молодежной и подростковой среде.

Ситуация настолько остра, что требует активных и решительных действий. И начальным этапом борьбы с данной проблемой является профилактика наркомании в образовательной среде.

Причина возникновения проблемы

Подростковая наркомания получила свое распространение в результате того многогранного кризиса общественной жизни, который охватил нашу страну. Причиной возникновения данной проблемы также стали:

  • неустойчивые социальные и экономические условия жизни населения, породившие неуверенность в завтрашнем дне, разрушившие общепринятые и традиционные идеалы;
  • рост преступности;
  • войны;
  • обесценивание жизни человека.

Профилактика наркомании и школе

Основные черты характера человека формируются в раннем детстве. Это дошкольный и В данный период на ребенка важно оказать правильное воздействие. Все изученные маленьким человеком правила и нормы он пронесет через свою жизнь. Одной из частей воспитательного процесса должна стать профилактика наркомании в образовательной среде. К сожалению, в настоящее время пагубная привычка, связанная со злоупотреблением психотропных веществ, имеет масштабы эпидемии. Причем происходит постоянное дальнейшее распространение данного явления.

В связи с этим профилактика наркомании в образовательной среде имеет огромное значение. Она предусматривает целый комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения данного явления.

Наркотическая зависимость - это особое состояние, когда человек постоянно думает о дозе и стремится получить ее для устранения психического дискомфорта. Ради ощущения эйфории такие люди идут на все. Они легко переступают границы моральных норм, разрушают свои семьи, совершают любые преступления, вплоть до убийств. Все интересы наркомана сводятся только к добыче и последующему употреблению психотропных веществ. Именно поэтому в кругу его общения находятся, как правило, только антисоциальные личности. Общество стремится вернуть таких людей к полноценной жизни и снизить рост наркомании.

Важная роль для решения этой задачи отводится школе. Профилактика наркомании и токсикомании среди подростков имеет огромное значение. И это неудивительно. Именно подростки наиболее часто становятся жертвами вредных пристрастий. Профилактика наркомании в образовательной среде призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка. Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление.

Борьба с наркоманией в школе является первичной профилактической мерой. Она направлена на работу с детьми, у которых нет опыта приема психоактивных веществ. Задача педагогов заключается в создании у подростков личного иммунитета, направленного на противостояние приему первой дозы.

В сегодняшнем мире все свое время люди тратят на добывание средств к существованию. Родителям некогда следить за изменениями в поведении детей и появлениями сигналов опасности. Эту задачу берут на себя учителя, ведь большую часть своего активного времени ребенок проводит в школе.

Основы педагогической профилактики

Борьба с наркоманией в стенах образовательного учреждения ставит перед собой задачу формирования у подростков и молодежи следующего:

  • общечеловеческих ценностей;
  • умений и знаний психологической защиты от привлечения к антисоциальной деятельности;
  • здорового образа жизни.

Первичная профилактика наркомании в учебных заведениях ориентируется не на саму проблему и ее последствия, а на раскрытие и освоение ресурсов личности и психики, а также оказание помощи молодому человеку в самореализации его личности. Школа призвана воспитывать учащихся таким образом, чтобы они могли самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами и психологическими затруднениями без приема наркотических веществ. А на это способна только психически здоровая и развитая личность.

Современное антинаркотическое обучение

Ранее педагогическая профилактика представляла собой воспитание в ребенке определенных образцов и нормативов поведения. Сегодня этого мало. Нынешнее антинаркотическое обучение призвано создать установки, которые дети должны сформировать самостоятельно. Однако работа по профилактике наркомании должна исключить обратный эффект повышенного интереса. Другими словами, та информация, которая сообщается учащимся, должна быть подобрана таким образом, чтобы не спровоцировать поисковую активность ребенка и не возбудить в нем желание проверить достоверность сведений на собственном опыте. Приводимые данные о воздействии тех или иных наркотиков на организм человека не должны указывать на вероятность смертельного исхода. В противном случае это может спровоцировать ребенка на реальные действия суицида.

Целью проведения профилактических мероприятий является создание личного иммунитета к приему первой дозы не только на уровне понимания, но и на уровне эмоций и ощущений, идущих из подсознания. Как добиться такого результата? Для этого нужно ввести в ежедневный процесс педагогической работы элементы ненавязчивого воздействия на учащихся.

Обучение основным навыкам

Профилактика наркомании в школе должна сформировать у учащегося:

  • навыки самосохранения (не выпить случайно неизвестное лекарство, не стать пассивным курильщиком, избегать контактов с наркоманами);
  • эмоциональное неприятие так называемых наркотических моделей поведения (люди, употребляющие психотропные средства, жалкие и больные, и похожим на них быть непрестижно);
  • осознание того, что переход в состояние зависимости скор и незаметен (некоторым людям достаточно один раз употребить дозу);
  • собственную жизненную позицию, которая позволит очертить свой круг интересов и выстраивать с окружающими позитивные отношения без помощи рюмки или сигареты;
  • умение в любой ситуации отстаивать свою точку зрения.

Проведение бесед

Лекция - это основное мероприятие по профилактике наркомании в образовательном учреждении. Ее цель гуманна. Дети выслушивают рассказ о наркотиках и об их вреде. Однако нередко педагог старается описать то состояние, которое стремится испытать употребляющий наркотики человек. Бывает, что некоторые учащиеся концентрируются на этом. Услышав про положительные эффекты наркотиков, у них появляется желание испытать такое состояние. Именно поэтому при рассмотрении темы «Профилактика наркомании» специалисты предлагают обсуждать проблему в дискуссионной форме.

Проведение классного часа

Профилактика в школе должна осуществляться стараниями педагогов. Одним из средств, которое учитель должен взять на свое вооружение, является «Наркомания и ее пагубное влияние на человека» - это тема, которая должна рассматриваться во время его проведения. На данное мероприятие желательно пригласить сотрудников полиции и медиков. Они проведут для ребят мини-лекции о том, насколько вредны наркотики. Это позволит получить максимальный положительный эффект от проведенного мероприятия.

Педагог любого профиля вполне может и самостоятельно провести подобный классный час. Наркомания должна стать основной темой проводимой беседы. При этом желательно иметь наглядные средства. Плакаты по наркомании могут заранее подготовить сами ребята. Для большего понимания остроты проблемы желательно показать документальный фильм или слайды.

Проведение тематического дня

Не лишним будет проведение мероприятия по профилактике наркомании в общешкольных рамках. Для этого следует организовать тематический день, посвященный проблеме. Учащиеся также должны принять участие в проведении мероприятия. На них можно возложить задачу по подготовке рисунков на эту актуальную тему. Результатом детского творчества не помешает поинтересоваться школьному психологу. Специалист сможет в полной мере оценить образованность учащихся по данной проблеме и выявить существующие пробелы в знаниях.

Работа с родителями

Самую большую заинтересованность в результатах воспитания и развития ребенка должна проявлять семья. Однако большинство родителей рассматривают наркоманию как индивидуальную проблему, существующую у отдельных людей. Часто папы и мамы ошибочно уверены в том, что те беды, которые несут человечеству психотропные средства, никак не коснутся их ребенка. Порой у взрослой части населения отсутствуют элементарные навыки и знания по этой теме. Это также не позволяет оказать на ребенка нужное воспитательное воздействие.

Есть и такие родители, которые стремятся скрыть факт употребления наркотических средств их ребенком. Они отводят свое чадо к специалистам, занимающимся частной практикой, однако этим еще больше усугубляют проблему.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что частью профилактики детской наркомании является проведение разъяснительной работы с родителями. Основные направления такой деятельности состоят в следующем:

  • формировании активного отношения семьи к наркотизации их ребенка;
  • принятии предупредительных мер по недопущению появления пагубной привычки;
  • организации благополучной среды, в которой есть нетерпимость к наркотикам.

Основная задача работы школьных педагогов с родителями учащихся преследует цель ознакомления пап и мам с теми психологическими особенностями, которые имеются у ребенка, а также разъяснение правильных путей поведения во время семейных конфликтов, предопределяющих поведение подростка.

Задача педагога состоит также и в том, чтобы помочь родителям осознать имеющиеся в семье социально-средовые ресурсы. Это поможет близким людям преодолеть проблемы, связанные с взаимоотношениями. Используя полученные знания, родители сами определяют стратегию и направление своих действий.

Организацией профилактической антинаркотической работы с родителями учащихся занимается заместитель директора по а также школьный психолог, классные руководители, социальные педагоги и привлеченные лекторы-специалисты. При этом каждый из сотрудников выполняет в этом процессе свою задачу. Так, представители администрации образовательного учреждения осуществляют контроль и координацию всей профилактической работы. В то же время учителя, у которых имеется более тесный контакт со школьниками и их родителями, организуют внеклассные мероприятия и освещают проблему наркомании на уроках.

Не остается в стороне и школьный врач. Он является важным звеном профилактической антинаркотической работы, являясь консультативным пунктом для родителей, педагогов и детей. Активную поддержку педагогического процесса обеспечивает школьный психолог. Этот специалист оказывает посильную психологическую помощь учащимся и их родителям.

В организации профилактики наркомании принимают участие и органы ученического самоуправления. Они проводят социологические исследования, создают волонтерские движения и активно участвуют во всех антинаркотических мероприятиях.

Международный день борьбы с наркотиками

Много бед приносят человечеству психотропные средства. Как остановить эпидемию века? Для этого существуют специальные службы. В дань уважения ко всем, кто не склонил голову перед бедой и пытается предотвратить ее неизбежность, во всех странах мира отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Его проводят 26 июня. Утвердила это день Генеральная Ассамблея ООН еще в 1987 году. Такое решение было принято с целью доказательства того, что мировое общество стремится к жизни без зависимости от психотропных веществ.

Борьбу с наркотиками человечество ведет уже давно. Пути ограничения ввоза из азиатских стран этих веществ искали представители 13 стран еще в 1909 г., когда собрались на заседание Шанхайской опиумной комиссии. К сожалению, проблема с годами не уходит, а становится все острее. Опиум заменили наркотики более тяжелого типа, которые стали применять внутривенно. Тревогу вызывает и то, что вместе со своим распространением болезнь становится моложе. По данным статистики Минздрава, на сегодняшний день в России насчитывается 400 тысяч наркоманов. Однако специалисты полагают, что эта цифра значительно больше.

Практически все студенты крупных вузов страны знают того, кто торгует наркотиками, и где можно взять очередную дозу, а 25% московских школьников сообщили при проведении анкетирования, что уже до 15-летнего возраста пробовали психотропные вещества.

Мировой опыт убедительно показывает, что запретительные меры не помогают остановить это зло. Именно поэтому лозунги, которые каждый год выдвигает Международный день борьбы с наркоманией, не являются запрещающими. Например, в 1999 году событие освещалось словами «Музыка против наркотиков», а в 2001 г. - «Спорт против наркотиков». При проведении этого Международного обращает особое внимание на то, что учителям, семьям и детям следует признать существование проблемы и принимать все возможные меры профилактики для недопущения ее распространения.


25 ноября 1988 года была разработана Конвенция ООН о борьбе против нелегального оборота наркотиков. К очередной годовщине этого события мы подготовили обзор лучшей социальной рекламы против наркотиков.

В мире (наркозависимых) животных

Креативщики из Above the Influence разработали оригинальную социальную рекламу против наркотиков, направленную на подростков. Юношеские эксперименты с «веществами» показаны в виде сценок из жизни крыс, слизней и муравьев.


Изображенные на постерах антропоморфные животные предлагают друг другу смертельный яд – крысиную отраву, соль и инсектицид. Слоган кампании: «Что плохого может случиться?» (What"s the worst that could happen?)


По ту сторону иглы

Сотрудники литовской благотворительной организации создали незамысловатый, но сильный образ смертельного увлечения. Посыл акции «Выбери свою сторону» (Choose your side ): лучший вклад в борьбу с наркотиками в мировом масштабе – это личный отказ от них.


Подмена понятий

Некоммерческая организация Montana Meth Project в 2005 году выпустила серию шокирующих плакатов «Метамфетамин: одного раза не бывает» (Meth: not even once ), показывающих как наркотик калечит человеческое сознание.


Страшные истории на фото сопровождает надпись в духе «X – это не нормально, но не под метамфетамином». Вместо переменной разработчики рекламы подставили и проиллюстрировали нападение на пожилого человека ради денег, секс за $ 15 и выдавливание жуков из-под кожи.


В плену привычки

Работы пакистанских креативщиков из Off Road Studios также не отличаются многословностью. Графическая составляющая плакатов «Пожизненное заключение» (Life imprisonment ) говорит сама за себя.


В прошлой жизни

«До метамфетамина» (Before Meth… ) – еще одна акция, проведенная упомянутой ранее Montana Meth Project . Авторы идеи продемонстрировали, как жертвы наркотиков выпадают из жизни и перестают существовать для своей семьи.


О наркозависимом (человек на фотографии) коротко рассказывает кто-нибудь из близких: «До метамфетамина у меня был брат, теперь у меня есть вор» , «… у меня была дочь, теперь у меня есть проститутка» и т.д.


Вопреки здравому смыслу

В ином ключе предостерегают от наркозависимости копенгагенские рекламисты из Adpeople . Надпись «Убедитесь, что вы знаете, что делаете» (Make sure you know what you’re doing ) сопровождает фотографии со сценами «употребления». Приглядевшись внимательнее, можно заметить нелогичность происходящего на снимках: вдыхание белого порошка через рот, нюхание марихуаны и пр.


По цепочке

«Наркомания является цепной реакцией», – предупреждают бразильские креативщики из Bronx Comunicação . Суть концепции проста: все члены общества, подобно атомам в молекулярной цепочке, могут быть погублены или спасены соседними «клетками».


Нелетное состояние

Дизайнеры из румынского арт-бюро Team/y&r сравнили сидящего на игле с бабочкой, которая больше никогда не взлетит. «Наркотики не поднимут тебя ввысь», – гласит надпись на плакате.


Мусор в голове

Бразильское рекламное бюро Publicis организовало посвященную борьбе с наркотиками акцию для учащихся Пресвитерианского Университета МакКензи (Mackenzie Presbyterian University ). На вооружение был взят весьма нестандартный метод. На мусорные баки были наклеены широкоформатные фотографии ничем не примечательных парня и девушки. Рядом висело пояснение: «Вот что творится в голове принимающего наркотики». Многие студенты нашли идею весьма спорной и неэтичной. Несмотря на бурное негодование целевой аудитории, учредители остались довольны результатом кампании: «Главное, что никто не остался равнодушным».


Совсем расклеились

От плакатов с призывами отказалось и рекламное агентство Young and Rubicam . Вместо них креативщики разместили в общественных местах фотографии-наклейки при беглом взгляде напоминающие живых людей.



ЦЕЛИ:

  1. Показать вред, который наносит употребление наркотиков человеку.
  2. Развивать творческую активность.
  3. Воспитывать культуру поведения, чувство коллективизма.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • костюмы героев сценок;
  • надписи о вреде наркотика;
  • рисунки учеников, доклады по теме; авторские стихи учителя.

1. Вводное слово учителя.

XX век - век полный событиями. Но события эти не всегда носили позитивный характер. Именно в этот период наряду с открытиями и новообразованиями, появляются серьезные и неизлечимые заболевания, такие как СПИД, РАК, наркомания. Самое страшное, что вместе с нами эти заболевания перешли в XXI век.

Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными болезнями, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем. Садитесь.

Сегодня мы поговорим о проблемах наркомании. Тема нашей встречи: “Будущее без наркотиков”.

2. Начнем обсуждение с просмотра сценки о наркотиках.

Сценка (5 чел.)

Был солнечный летний денек
И счастье струилось повсюду.
Две девушки и паренек,
Играли у речки - Вакуду.

И жизнь их текла ровно, гладко,
И каждый их день был любим.
Но кто-то вдали показался
И направлялся он к ним.

К детям идет человек

Тот человек был красив.
По модному шиты фасоны.
Был он и весел и говорлив.
Герой без изъянов и. . боле. .

С речью такой обратился он к ним: Говорит наркотик

Вы жизнь прожигаете зря.
Летит быстро время, уходят года
И молодость тоже уходит.
Так, по течению жизни плывя,
Вы тоните в бездне покоя.
Не лучше ли выпить, пойти покурить
Или другим чем заняться?
А не сидеть и не смотреть
Как люди везде веселятся.
Ведь вы посмотрите в даль….

Приоткрывается занавес, срывается покрывало,

а там люди сидят вселяться.

Вдалеке…, в белой, как каша, тумане….
Вы разглядите счастье везде
Будите вы не в обмане.
Люди без боли и без забот,
Без лишних хлопот и печали.
Им неизвестно страданье и мука,
Им неизвестна разлука.

Обращается к одной из девочек.

А ты, посмотри на себя,

Кто ты есть?

Дает ей зеркало.

Читаешь журналы и книги.
Зубришь и зубришь что-то ты каждый день.
А время уходит…. А время…
А можно ведь танцевать до утра
С бокалом вина, с сигаретой.
Бросай эту книгу, войди в мир теней
И счастлива будь там навеки.

Девушка отвечает.

Да, я неправа. Слова твои верны.
Да, я учу и дни прожигаю напрасно.
Я тоже счастья немного хочу
И буду…Мне это подвластно. (Уходит в мир теней)

Наркотик обращается к парню.

А ты, чемпион, с утра и до ночи
В спортивные игры играешь?
А старость? Подумал ты и о ней?
Кто будешь? О чем ты мечтаешь?
Весь дряблый, понурый, угрюмый старик,
Висячая кожа, да кости.
Не лучше ль сейчас чашу жизни испить,
Чтоб вспомнить, что в старые годы?

Парень отвечает.

Ты верно сказал. Век спортсмена недолог.
Уйдёт быстро слава, покинут друзья.
И оказавшись один у порога…. .
Я прожигаю время и зря. (Уходит в мир теней.)

Наркотик обращается ко 2 девочке

Ты так красива, умна, без сомненья.
Тобою любоваться должен весь свет.
Стань же моделью, милая детка,
Стань же моделью мира теней.

Девушка отвечает.

Я в своей жизни давно все решила.
Слова твои – песня, да плод – ядовит.
Прочь от меня, просить дважды не буду.
Прочь, уходи в царство теней. (уходит) Наркотик тоже уходит вместе с миром теней

Прошел всего лишь один год
Когда случилось это.
Той девушки и парня нет.
Их поглотил тот темный свет.
Душа сгорела где-то.
Девчонка умерла от рака,
А парень умер от укола.
Наркотик обещал им много.
Да… обещаний было много…
Другая девушка жива (девушка вместе с семьей входит в класс)
У ней семья и дети.
Она лучиста и светла, как лучик солнца на планете.
Свой путь она прошла сама.
Теперь её не сломят ни годы,
Ни болезнь, ни страшный ветер….

Выходят все артисты.

Мы вправе сами выбирать себе судьбу любую.

Но надо помнить, что наркотик не даст земле покоя.

Говорят все вместе, указывая рукой на наркотик.

Пусть не тревожит сердце он твое.
И душу пусть твою он не тревожит.

Кто был этот человек обещающий так много ребятам?

Что он говорил первой девочке?

Что она ответила? Что с ней стало?

Что он обещал мальчику? Пошел ли мальчик на поводу у наркотика? Что с ним стало?

Что наркотик говорил третьей девочке?

Как она отреагировала на его слова? Что с ней стало?

Кто, по вашему мнению, из детей поступил правильно? Почему?

Мы сами строим своё будущее и строить мы его должны правильно.

3. Рассматривание рисунков.

Приготавливаясь к нашей встрече, вы нарисовали рисунки на тему: “Наркомания”. Все ваши рисунки на доске. Самые лучшие в центре.

4. Доклады.

Перед нашим собранием мы провели тестирование, результаты которого позволили мне сделать вывод о том, что многие вопросы связанные с наркотиками и наркоманией вам не понятны. Затем вы сами предложили перечень вопросов, которые хотели бы обсудить. Я выбрали самые интересные и нужные вопросы, а ребята-консультанты приготовили сообщения, т. е. ответы на них. Слушайте внимательно и, если непонятно, то задавайте вопросы отвечающим.

Что такое наркомания?

“Нарке”- означает недвижимость (от древнегреческого), беспамятство. В последнее время наркомания захватила молодое поколение. Белый наркотик называют “Белой смертью”. Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.

Отчего люди становятся наркоманами?

Здесь кроется огромный обман. Наркотики очень дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. Но продавцам нужны покупатели, то есть несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать любые деньги за одну дозу. Поэтому новичкам предлагают наркотики почти бесплатно, уговаривая: “Попробуй, это интересно”, провоцируют: “Наркотики – для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй. ” Продавцы наркотиков специально в компании подсылают своих людей. Помните: когда протягивают наркотик, то эти люди получают прибыль, а ты отдаешь жизнь ради чужой прибыли. Даже первая доза становится гибельной. Наркотик убивает самых сильных, умных людей, сними никто не может справиться.

Кто такой наркоман?

Наркоман – пещерный человек, обычно живет до 30 лет. Наркоманами становятся и остаются обычно те люди, у кого недостаток физических, духовных сил для того, чтобы бороться за хорошую жизнь, найти свое место в жизни. Став наркоманом, человек уже не отвечает за свои поступки. Он становится раздражительным. Часто наркоманы совершают кражи, другие преступления. Наркоманы становятся больными людьми. У таких людей рождаются больные дети. Попробовав наркотики 1 раз, человек становиться обреченным на постоянное их употребление и короткую жизнь.

Какие изменения происходят с людьми употребляющими наркотики?

Наркотики воздействуют на головной мозг. Сначала они оказывают положительный результат. Движения и речь становятся более оживленными, кровяное давление повышается, сердце бьется чаще, дыхание ускоряется. Но скоро наркотик начинает действовать на мозг угнетающе: притупляется способность думать, наблюдать, быть внимательным. Человек не контролирует свое поведение, а поэтому может совершать поступки, которые наносят вред окружающим его людям.

Почему попробовав 1 раз наркотик человек навсегда становится наркоманом?

У наркотика коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и требует новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как при сильной жажде, только страшнее. Вот как описывают наркомана: “Высохший человек метался по койке в больнице с решетками на окнах. Его тело корчилось от боли, покрывалось каплями пота. Больной плакал, кричал диким голосом:

Спасите! Умираю! Доктор укол! Черви белые черви грызут меня!”

Это наркоман.

Когда наркоман примет наркотик, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но в эти мгновения он лишается радостей жизни и приговаривает себя к мучительной смерти.

Почему преступления часто совершают наркоманы?

Человек идет на все – на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотик это безжалостный палач, который требует: “Укради, убей, достань очередную дозу, прими её, иначе я подвергну тебя жуткой пытке. ”

Являются ли курение и алкоголь наркотиками?

В сигаретах есть такой наркотик – никотин. Никотин действует на мозг через 7 секунд. В течении нескольких минут его количество возрастает в несколько раз. Никотин тормозит нервную систему, учащается сердцебиение, уменьшается аппетит, мышцы дрябнут.

Под воздействием алкоголя люди становятся развязными, болтливыми, несдержанными. В течении 2 дней после пьянки вредные вещества все еще остаются в организме.

Алкоголизм и курение у детей в 4 раза излечить труднее чем у взрослых.

Курить и пить – опасно для здоровья. В наркотике же смертельная опасность. Воздерживайтесь от курения и никогда не берите чужих сигарет, в них может быть наркотик. Воздерживайтесь от спиртного – в него могут подмешать наркотик, такие случаи были.

Как в нашей стране борются с наркоманией?

В нашей стране хранение даже одной дозы наркотика запрещено законом и строго наказывается. Каждого у кого нашли наркотик, ждет несчастье. Человека имеющего и распространяющего наркотики садят в тюрьму.

Как можно избежать наркомании?

Не прикасайтесь к наркотикам, не берите их в руки, не кладите в карман или сумку, не прячьте, не передавайте другим. Учтите, что наркоманы – подлые люди. Они могут дать наркотики на хранение и сами донесут, чтобы отвести подозрение от себя. Найдите в жизни любимое занятие и тогда наркотики не найдут в ней места. Кто хочет потерять человеческий облик – может принимать наркотики, а я за здоровый образ жизни!

Просмотр сценки о наркотике.

Иван и Наркотик.

Иван в милиции сидел
За порядком все глядел,
Видит бедствие одно
В деревнях недалеко.
Люди плохо там живут:
Курят, колются и пьют.
И друг друга обижают
Никого ни уважают.
Иван не долго так сидел.
С высока на всех глядел.
Взял корзину и айда,
К месту бедствия туда.
По дороге съел он шок,
Да ещё Марс и Рожок.
Сил набрался, но беда.
Наркотик там сидел тогда.

Слова наркотика.

Я наркотик настоящий
И курящий и гулящий.
На работу не хожу,
С тунеядцами дружу.
Хулиганов уважаю,
К себе в гости приглашаю.
Вилларибо подкупил
Наркотой людей снабдил.
Ваня очень умный был,
Да и Ментос захватил.
Свежее решение, без
Лишнего движения.

Слова Ивана.

Наркотик, дам совет тебе:
Ты лишний здесь на всей Земле.
Это не моя причуда, ты как
Рыба Барракуда:
Больно ты кусаешься,
Но очень быстро жаришься.
Не пошел ли ты бы в баню,
А послушал бы ты Ваню.
Съешь ты Натс и будь таков,
Он есть подпитка для мозгов.

Наркотик быстро понял Ваню.
И ушел он прямо в баню.
И с тех пор не возвращался,
Не мешал и не терзался.
Ваня Добрый сок купил,
По стакану всем налил.
Стали все тогда добрее.
Нету зла, всем веселее.

5. Итоги.

Мы много говорили о наркомании.

Какой вывод можно сделать из стихотворения?

Берегитесь белой тучи, берегитесь наркотиков! Если вы увидите, что дети принимают наркотики скажите их родителям. Этим вы спасете им жизнь.

А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной то, что я скажу.

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни.