Годы эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

Материал из Юнциклопедии

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaître - возрождаться), - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры , охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма , происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия (см. Государство), формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Великие географические открытия расширили горизонты современников. Этому способствовало и великое изобретение Иоганна Гутенберга - книгопечатание . В эту сложную, переходную эпоху возник новый тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий мир. Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности , осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое (отсюда понятие «Возрождение»), но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской - рыцарской, городской, народной. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.

Джованни Боккаччо - один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения.

Палаццо Питти. Флоренция. 1440-1570 гг.

Мазаччо. Сбор подати. Сцена из жизни св. Петра Фреска капеллы Бранкаччи. Флоренция. 1426-1427 гг.

Микеланджело Буонарроти. Моисей. 1513-1516 гг.

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг. Холст, масло. Картинная галерея. Дрезден.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Конец 1470-х - начало 1490-х гг. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510-1513 гг.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Однако восстановление античного наследия (гуманисты разыскивали рукописи древних авторов, очищали тексты от позднейших наслоений и ошибок переписчиков) не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Круг гуманитарных знаний, в рамках которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал этику, историю, педагогику, поэтику, риторику. Гуманисты внесли ценный вклад в развитие всех этих наук. Их поиски нового научного метода, критика схоластики, переводы научных сочинений античных авторов способствовали подъему натурфилософии и естествознания в XVI - начале XVII в.

Формирование культуры Возрождения в разных странах не было одновременным и шло неодинаковыми темпами в различных областях самой культуры. Раньше всего она сложилась в Италии с ее многочисленными городами, достигшими высокого уровня цивилизации и политической самостоятельности, с античными традициями, более прочными, чем в других странах Европы. Уже во 2-й половине XIV в. в Италии произошли существенные сдвиги в литературе и гуманитарных знаниях - филологии, этике, риторике, историографии, педагогике. Затем ареной бурного развития Ренессанса стали изобразительное искусство и архитектура, позже новая культура охватила сферу философии, естествознания, музыки, театра. Более столетия Италия оставалась единственной страной ренессансной культуры; к концу XV в. Возрождение начало сравнительно быстро набирать силу в Германии, Нидерландах, Франции, в XVI в. - в Англии, Испании, странах Центральной Европы. Вторая половина XVI в. стала временем не только высоких достижений европейского Возрождения, но и проявлений кризиса новой культуры, вызванного контрнаступлением реакционных сил и внутренними противоречиями развития самого Ренессанса.

Зарождение ренессансной литературы во 2-й половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. В «Книге песен» Петрарки отразились тончайшие оттенки его любви к Лауре. В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания - поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги новелл «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений. В «Декамероне» прослеживается влияние народно-городской литературы средневековья. Здесь в художественной форме нашли выражение гуманистические идеи - отрицание аскетической морали, оправдание права человека на полноту проявления своих чувств, всех естественных потребностей, представление о благородстве как порождении доблестных дел и высокой нравственности, а не знатности рода. Тема благородства, в решении которой отразились антисословные представления передовой части бюргерства и народа, станет характерной для многих гуманистов. В дальнейшее развитие литературы на итальянском и латинском языках большой вклад внесли гуманисты XV в. - писатели и филологи, историки, философы, поэты, государственные деятели и ораторы.

В итальянском гуманизме существовали направления, по-разному подходившие к решению этических проблем, и прежде всего к вопросу о путях человека к счастью. Так, в гражданском гуманизме - направлении, сложившемся во Флоренции в первой половине XV в. (наиболее видные его представители - Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери), - этика основывалась на принципе служения общему благу. Гуманисты утверждали необходимость воспитывать человека-гражданина, патриота, ставящего интересы общества и государства выше личных. Они утверждали нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес церковному идеалу монашеского отшельничества. Особую ценность они придавали таким добродетелям, как справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность. Человек может раскрыть и развить эти добродетели лишь в активном социальном общении, а не в бегстве от мирской жизни. Наилучшей формой государственного устройства гуманисты этого направления считали республику, где в условиях свободы могут наиболее полно проявиться все способности человека.

Другое направление в гуманизме XV в. представляло творчество писателя, архитектора, теоретика искусства Леона Баттиста Альберти. Альберти считал, что в мире царит закон гармонии, ему подчинен и человек. Он должен стремиться к знанию, к постижению окружающего мира и самого себя. Люди должны строить земную жизнь на разумных основаниях, на основе приобретенных знаний, обращая их себе на пользу, стремясь к гармонии чувств и разума, индивида и общества, человека и природы. Знание и обязательный для всех членов общества труд - таков, по мнению Альберти, путь к счастливой жизни.

Лоренцо Валла выдвинул иную этическую теорию. Счастье он отождествлял с наслаждением: человек должен получать удовольствие от всех радостей земного бытия. Аскетизм противоречит самой человеческой природе, чувства и разум равноправны, следует добиваться их гармонии. С этих позиций Валла выступил с решительной критикой монашества в диалоге «О монашеском обете».

В конце XV - конце XVI в. получило распространение направление, связанное с деятельностью Платоновской академии во Флоренции. Ведущие философы-гуманисты этого направления - Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола в своих трудах, основанных на философии Платона и неоплатоников, возвеличивали разум человека. Для них стала характерной героизация личности. Фичино считал человека центром мира, связующим звеном (эта связь осуществляется в познании) прекрасно организованного космоса. Пико видел в человеке единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания - на этику и науки о природе. В «Речи о достоинстве человека» Пико защищал право на свободомыслие, считал, что философия, лишенная всякого догматизма, должна стать уделом каждого, а не горстки избранных. Итальянские неоплатоники подходили с новых, гуманистических позиций к решению ряда теологических проблем. Вторжение гуманизма в сферу теологии - одна из важных особенностей европейского Возрождения XVI в.

Новым подъемом ренессансной литературы в Италии отмечен XVI век: Лудовико Ариосто прославился поэмой «Неистовый Роланд», где переплетаются реальность и фантазия, прославление земных радостей и то грустное, то ироничное осмысление итальянской жизни; Бальдассаре Кастильоне создал книгу об идеальном человеке своей эпохи («Придворный»). Это время творчества выдающегося поэта Пьетро Бембо и автора сатирических памфлетов Пьетро Аретино; в конце XVI в. написана грандиозная героическая поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», в которой отразились не только завоевания светской ренессансной культуры, но и начавшийся кризис гуманистического мировоззрения, связанный с усилением религиозности в условиях контрреформации, с утратой веры во всемогущество личности.

Блестящих успехов достигло искусство итальянского Возрождения, начало которому положили Мазаччо в живописи, Донателло в скульптуре, Брунеллески в зодчестве, работавшие во Флоренции в 1-й половине XV в. Их творчество отмечено ярким талантом, новым пониманием человека, его места в природе и обществе. Во 2-й половине XV в. в итальянской живописи наряду с флорентийской школой сложился и ряд других - умбрийская, североитальянская, венецианская. Каждая из них обладала своими особенностями, характерны они были и для творчества крупнейших мастеров - Пьеро делла Франчески, Адреа Мантеньи, Сандро Боттичелли и других. Все они по-разному выявляли специфику ренессансного искусства: стремление к жизнеподобию образов, основанному на принципе «подражания природе», широкое обращение к мотивам античной мифологии и светской интерпретации традиционных религиозных сюжетов, интерес к линейной и воздушной перспективе, к пластической выразительности образов, гармоничности пропорций и т. д. Распространенным жанром живописи, графики, медальерного искусства, скульптуры стал портрет, что было непосредственно связано с утверждением гуманистического идеала человека. Героизированный идеал совершенного человека с особой полнотой воплотился в итальянском искусстве Высокого Возрождения в первые десятилетия XVI в. Эта эпоха выдвинула ярчайшие, многогранные таланты - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (см. Искусство). Сложился тип универсального художника, совмещавшего в своем творчестве живописца, скульптора, архитектора, поэта и ученого. Художники этой эпохи работали в тесном контакте с гуманистами и проявляли большой интерес к естественным наукам, прежде всего анатомии, оптике, математике, стремясь использовать их достижения в своем творчестве. В XVI в. особый подъем переживало венецианское искусство. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто создали прекрасные полотна, примечательные колористическим богатством и реализмом образов человека и окружающего его мира. XVI век - время активного утверждения ренессансного стиля в архитектуре, особенно светского назначения, для которой была характерна тесная связь с традициями античного зодчества (ордерная архитектура). Сформировался новый тип здания - городского дворца (палаццо) и загородной резиденции (вилла) - величественного, но и соразмерного человеку, где торжественная простота фасада сочетается с просторными, богато украшенными интерьерами. Огромный вклад в архитектуру Возрождения внесли Леон Баттиста Альберти, Джулиано да Сангалло, Браманте, Палладио. Многие архитекторы создавали проекты идеального города, основанные на новых принципах градостроительства и архитектуры, отвечавших потребностям человека в здоровом, хорошо обустроенном и красивом жизненном пространстве. Перестраивались не только отдельные здания, но и целые старые средневековые города: Рим, Флоренция, Феррара, Венеция, Мантуя, Римини.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет.

Ханс Хольбейн Младший. Портрет нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского. 1523 г.

Тициан Вечеллио. Святой Себастьян. 1570 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Иллюстрация г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Мишель Монтень - французский философ и писатель.

В политической и исторической мысли итальянского Возрождения проблема совершенного общества и государства стала одной из центральных. В построенных на изучении документального материала трудах Бруни и особенно Макиавелли по истории Флоренции, в сочинениях Сабеллико и Контарини по истории Венеции раскрывались достоинства республиканского устройства этих городов-государств, а историки Милана и Неаполя, наоборот, подчеркивали позитивную централизующую роль монархии. Макиавелли и Гвиччардини объяснили все беды Италии, ставшей в первые десятилетия XVI в. ареной иноземных нашествий, ее политической децентрализацией и призывали итальянцев к национальной консолидации. Общей чертой ренессансной историографии было стремление видеть в самих людях творцов своей истории, глубоко анализировать опыт прошлого и использовать его в политической практике. Широкое распространение в XVI - начале XVII в. получила социальная утопия. В учениях утопистов Дони, Альбергати, Цукколо идеальное общество связывалось с частичной ликвидацией частной собственности, равенством граждан (но не всех людей), всеобщей обязательностью труда, гармоничным развитием личности. Наиболее последовательное выражение идеи обобществления собственности и уравнительства нашли в «Городе Солнца» Кампанеллы.

Новые подходы к решению традиционной проблемы о соотношении природы и Бога выдвинули натурфилософы Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно. В их трудах догма о Боге-творце, направляющем развитие вселенной, уступала место пантеизму: Бог не противопоставляется природе, а как бы сливается с ней; природа рассматривается как существующая вечно и развивающаяся по своим собственным законам. Идеи ренессансных натурфилософов встречали резкое сопротивление со стороны католической церкви. За свои идеи о вечности и бесконечности Вселенной, состоящей из огромного множества миров, за острую критику церкви, потворствующей невежеству и мракобесию, Бруно был осужден как еретик и предан огню в 1600 г.

Итальянское Возрождение оказало огромное воздействие на развитие ренессансной культуры в других странах Европы. Этому способствовало в немалой степени книгопечатание. Крупными центрами издательского дела были в XVI в. Венеция, где еще в начале столетия типография Альда Мануция стала важным центром культурной жизни; Базель, где столь же значительными были издательские дома Иоганна Фробена и Иоганна Амербаха; Лион с его прославленной печатней Этьенов, а также Париж, Рим, Лувен, Лондон, Севилья. Книгопечатание стало мощным фактором развития ренессансной культуры во многих странах Европы, открыло путь к активному взаимодействию в процессе построения новой культуры гуманистов, ученых, художников.

Крупнейшей фигурой Северного Возрождения был Эразм Роттердамский, с именем которого связано направление «христианского гуманизма». Он имел единомышленников и союзников во многих странах Европы (Дж. Колет и Томас Мор в Англии, Г. Бюде и Лефевр д"Этапль во Франции, И. Рейхлин в Германии). Эразм широко понимал задачи новой культуры. По его мнению, это не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения. Он не видел между ними принципиальных различий с точки зрения истины, к которой должен стремиться человек. Как и итальянские гуманисты, он связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Его гуманистическая педагогика получила художественное выражение в «Разговорах запросто», а его остросатирическое произведение «Похвала Глупости» было направлено против невежества, догматизма, феодальных предрассудков. Путь к счастью людей Эразм видел в мирной жизни и утверждении гуманистической культуры, основанной на всех ценностях исторического опыта человечества.

В Германии культура Возрождения переживала бурный взлет в конце XV в. - 1-й трети XVI в. Одной из ее особенностей был расцвет сатирической литературы, начало которому положило сочинение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в котором подвергались острой критике нравы времени; автор подводил читателей к выводу о необходимости реформ общественной жизни. Сатирическую линию в немецкой литературе продолжили «Письма темных людей» - анонимно изданный коллективный труд гуманистов, главным среди которых был Ульрих фон Гуттен, - где уничтожающей критике подверглись служители церкви. Гуттен был автором многих памфлетов, диалогов, писем, направленных против папства, засилья церкви в Германии, раздробленности страны; его творчество способствовало пробуждению национального самосознания немецкого народа.

Крупнейшими художниками эпохи Возрождения в Германии были А. Дюрер, выдающийся живописец и непревзойденный мастер гравюры, М. Нитхардт (Грюневальд) с его глубоко драматическими образами, портретист Ханс Хольбейн Младший, а также Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое искусство с Реформацией .

Во Франции культура Возрождения складывалась и переживала расцвет в XVI в. Этому способствовали, в частности, итальянские войны 1494-1559 гг. (они велись между королями Франции, Испании и германским императором за овладение итальянскими территориями), открывшие французам богатство ренессансной культуры Италии. В то же время особенностью французского Возрождения был интерес к традициям народной культуры, творчески осваиваемой гуманистами наряду с античным наследием. Поэзия К. Маро, сочинения гуманистов-филологов Э. Доле и Б. Деперье, входивших в кружок Маргариты Наваррской (сестры короля Франциска I), проникнуты народными мотивами, жизнерадостным вольномыслием. Эти тенденции очень ярко проявились в сатирическом романе выдающегося писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где сюжеты, почерпнутые из старинных народных сказаний о веселых гигантах, сочетаются с осмеянием пороков и невежества современников, с изложением гуманистической программы воспитания и образования в духе новой культуры. Взлет национальной французской поэзии связан с деятельностью Плеяды - кружка поэтов по главе с Ронсаром и Дю Белле. В период гражданских (гугенотских) войн (см. Религиозные войны во Франции) широкое развитие получила публицистика, выражавшая различия в политической позиции противоборствующих сил общества. Крупнейшими политическими мыслителями были Ф. Отман и Дюплесси Морне, выступавшие против тирании, и Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого национального государства во главе с абсолютным монархом. Идеи гуманизма нашли глубокое осмысление в «Опытах» Монтеня. Монтень, Рабле, Бонавантюр Деперье были яркими представителями светского свободомыслия, отвергавшего религиозные основы мировоззрения. Они осуждали схоластику, средневековую систему воспитания и образования, начетничество, религиозный фанатизм. Главный принцип этики Монтеня - свободное проявление человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Счастье он связывал с реализацией внутренних возможностей индивида, чему должно служить светское воспитание и образование, основанное на свободомыслии. В искусстве французского Возрождения на первый план выдвинулся жанр портрета, выдающимися мастерами которого стали Ж. Фуке, Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье. В скульптуре прославился Ж. Гужон.

В культуре Нидерландов эпохи Возрождения самобытным явлением были риторические общества, объединявшие выходцев из разных слоев, включая ремесленников и крестьян. На заседаниях обществ проводились диспуты на политические и нравственно-религиозные темы, ставились спектакли в народных традициях, шла утонченная работа над словом; активное участие в деятельности обществ принимали гуманисты. Народные черты были свойственны и нидерландскому искусству. Крупнейший живописец Питер Брейгель, прозванный «Мужицким», в своих картинах крестьянской жизни и пейзажах с особой полнотой выразил ощущение единства природы и человека.

). Высокого подъема достигло в XVI в. искусство театра, демократического по своей ориентации. В многочисленных публичных и частных театрах ставились бытовые комедии, исторические хроники, героические драмы. Пьесы К. Марло, в которых величественные герои бросают вызов средневековой морали, Б. Джонсона, в которых возникает галерея трагикомических характеров, подготовили появление величайшего драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира. Совершенный мастер разных жанров - комедий, трагедий, исторических хроник, Шекспир создал неповторимые образы сильных людей, личностей, ярко воплотивших черты человека Возрождения, жизнелюбивого, страстного, наделенного умом и энергией, но подчас и противоречивого в своих нравственных поступках. Творчество Шекспира обнажило углублявшийся в эпоху Позднего Возрождения разрыв между гуманистической идеализацией человека и исполненным острых жизненных коллизий реальным миром. Английский ученый Фрэнсис Бэкон обогатил ренессансную философию новыми подходами к познанию мира. Схоластическому методу он противопоставил наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. Путь к построению совершенного общества Бэкон видел в развитии науки, прежде всего физики.

В Испании культура Возрождения переживала «золотой век» во 2-й половине XVI в. - первых десятилетиях XVII в. Ее высшие достижения связаны с созданием новой испанской литературы и национального народного театра, а также с творчеством выдающегося живописца Эль Греко. Формирование новой испанской литературы, выросшей на традициях рыцарского и плутовского романов, нашло блестящее завершение в гениальном романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В образах рыцаря Дон Кихота и крестьянина Санчо Пансы раскрывается главная гуманистическая идея романа: величие человека в его смелой борьбе со злом во имя справедливости. Роман Сервантеса - и своеобразная пародия на уходящий в прошлое рыцарский роман, и широчайшее полотно народной жизни Испании XVI в. Сервантес был автором ряда пьес, внесших большой вклад в создание национального театра. В еще большей мере бурное развитие испанского театра Возрождения связано с творчеством чрезвычайно плодовитого драматурга и поэта Лопе де Вега, автора лирико-героических комедий плаща и шпаги, проникнутых народным духом.

Андрей Рублев. Троица. 1-я четверть XV в.

В конце XV-XVI в. ренессансная культура получила распространение в Венгрии, где королевское покровительство сыграло важную роль в расцвете гуманизма; в Чехии, где новые веяния способствовали формированию национального сознания; в Польше, которая стала одним из центров гуманистического вольномыслия. Влияние Возрождения сказалось также на культуре Дубровницкой республики, Литвы, Белоруссии. Отдельные тенденции предвозрожденческого характера проявились и в русской культуре XV в. Они были связаны с возрастающим интересом к человеческой личности и ее психологии. В искусстве это прежде всего творчество Андрея Рублёва и художников его круга, в литературе - «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о любви муромского князя и крестьянской девушки Февронии, и сочинения Епифания Премудрого с его мастерским «плетением словес». В XVI в. возрожденческие элементы проявились в русской политической публицистике (Иван Пересветов и др.).

В XVI - первых десятилетиях XVII в. значительные сдвиги произошли в развитии науки. Начало новой астрономии положила гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника, совершившая переворот в представлениях о Вселенной. Она получила дальнейшее обоснование в трудах немецкого астронома И. Кеплера, а также итальянского ученого Г. Галилея. Астроном и физик Галилей сконструировал подзорную трубу, открыв с ее помощью горы на Луне, фазы Венеры, спутников Юпитера и др. Открытия Галилея, подтвердившие учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, дали толчок более быстрому распространению гелиоцентрической теории, которую церковь признавала еретической; она преследовала ее сторонников (например, судьба Д. Бруно, сожженного на костре) и запретила сочинения Галилея. Много нового появилось в области физики, механики, математики. Стивеном были сформулированы теоремы гидростатики; Тарталья успешно изучал теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Г. Кремер (Меркатор) создал более совершенные географические карты. Возникла океанография. В ботанике Э. Корд и Л. Фукс систематизировали широкий круг знаний. К. Геснер обогатил знания в области зоологии своей «Историей животных». Совершенствовались знания по анатомии, чему способствовал труд Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал мысль о наличии легочного круга кровообращения. Выдающийся медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. г. Агрикола систематизировал знания в области горного дела и металлургии. Леонардо да Винчи выдвинул ряд инженерных проектов, далеко опередивших современную ему техническую мысль и предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, летательного аппарата).


Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресением - Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни - Воскресение).

В Италии не только появляется термин «Возрождение», там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.

XII-XIV ее. - Проторенессанс, или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность.

XIV-XV вв. - раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккаччо (литература), Донателло, Верроккьо (живопись, скульптура).

Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) - Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных талантов.

XVI в. (с 1520 по 1540 е. и с 1570 по 1590 г.) - позднее Возрождение. Это закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме - художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и др.).

Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и Англии. Термин «Реформация» (лат.- преобразование) означает мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-30-е годы XV в., а само Северное Возрождение, как уже отмечалось, датируется XVI в.

Почвой, питательной средой Возрождения был средневековый город. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город вырывается за рамки феодальной традиции, происходит, например, в Италии с XII в., а в Нидерландах - с XV в. В Италии развитие городской культуры в силу целого ряда факторов шло более высокими темпами. Прежде всего надо отметить такие факторы, как благоприятный климат, способствующий развитию традиционного хозяйства и промыслов, удобное географическое положение, позволявшее Италии быть торговым посредником между Востоком и Западом (особенно с XIII в., когда старая европейская дорога - водный путь «из варяг в греки» - стала слишком опасной и практически недоступной). Очевидно, нужно иметь в виду, по крайней мере, еще один важный фактор: в Италии городская культура опиралась на мощную традицию античной городской культуры, была укоренена в исторической памяти народа.

Экономический подъем городов был связан с расцветом ремесел и торговли, накоплением в городах капитала и появлением условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город выделяли:

Наличие специализированного производства. В отличие от крестьянина, ведущего натуральное хозяйство и вынужденного одновременно быть не только земледельцем, скотоводом и виноградарем, но и столяром, ткачом, кожевенником, изготовлять собственными руками практически всю свою нехитрую утварь, ремесленники все более и более становились профессионалами. Даже такие традиционные крестьянские работы, как выпечка хлеба или пивоварение, становились в городе вполне самостоятельными занятиями. Это был подготовительный этап становления профессионализации, характерной для Нового времени;

Ориентированность городской экономики на денежный обмен. То, что крестьянин традиционно производил в собственном хозяйстве, горожанин покупал на рынке. Город с самого своего возникновения был ориентирован на рыночную экономику;

Все расширяющееся использование наемного труда в городе. В городе ремесленники и торговцы, как правило, нанимали подмастерьев и приказчиков, платили им за это заработную плату. Патриархальные «семейные» отношения между мастерами и подмастерьями последовательно трансформировались в отношения хозяина и наемного работника.

Вслед за экономическими отношениями трансформировалась и городская социальная среда. В ремесленных центрах помимо цеховых мастеров появляется совершенно новая для средневековья общественная группировка - постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда.

Новой растущей социальной группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством, литературой и получающие средства для жизни благодаря своим занятиям, - интеллектуалы (европейская интеллигенция). Появление этой группы стало возможно потому, что укреплявшие свое материальное положение бюргеры, подражавшие образу жизни феодальной аристократии, значительно расширили число заказчиков и потребителей светской художественной культуры.

Специфической городской группировкой был городской патрициат. Как уже отмечалось, богатые горожане во многом подражали феодалам, но образ жизни их принципиально отличался от образа жизни подлинных баронов. Во-первых, это была открытая социальная группа, постоянно пополняющаяся за счет вливавшихся в нее разбогатевших бюргеров. Во-вторых, их богатства складывались главным образом в торгово-ростовщической сфере, за счет откупных платежей и аренды городского имущества. Характерно, что значительная часть патрициата, особенно в Северной и Средней Италии, а также во Фландрии, все более предпочитала ростовщичеству и откупу городских монополий организацию доходного производства (особенно дающего высокий доход сукноделия).

Следует добавить, что социальная среда города, помимо этих трех динамично развивающихся социальных групп, включала в себя и слои, принадлежавшие феодальному миру: светских сеньоров, поселившихся в городе, и часть духовенства, которая осуществляла свою деятельность среди горожан (новые монашеские ордена доминиканцев и францисканцев). Эти социальные слои все более и более ориентировались на городскую культуру.

Политические изменения в средневековом городе находят выражение в коммунальном движении и коммунальных революциях. Экономически окрепший город всеми средствами стремится освободиться из-под феодальной зависимости. В результате коммунальных движений многие города становятся вне феодального права, получают привилегию руководствоваться городским правом на территории города и в прилегающих окрестностях. Городское право не только обособляло городскую коммуну, изымало ее из-под сеньоральной юрисдикции, но и противопоставляло город феодальной системе. Зависимый крестьянин, прожив за городскими стенами определенный срок (год и один день), приобретал свободу согласно известному принципу: «городской воздух делает свободным».

Многие города изгоняли проживавших в них феодалов или ограничивали их права, создавая, таким образом, новую городскую привилегированность. Города, наконец, устанавливали вой формы административной организации. Это были территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации (цеха и гильдии), объединения подмастерьев и органы коммунального самоуправления - городские советы.



Что такое Эпоха Возрождения?


Эпоха Возрождения – это имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится - в Италии - на начало XIV (повсеместно в Европе - с 15-16 вв.) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Отличительные черты эпохи Возрождения - это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени. Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать бессмертного Микеланджело, Никколо Макиавелли и всегда живого Леонардо да Винчи.

Литература эпохи Возрождения — крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения.

Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.

Помимо гуманистических идей, в литературе эпохи Возрождения зарождаются новые жанры, и формируется ранний реализм, который именован «реализм Возрождения». Как можно увидеть в произведениях Рабле, Петрарки, Сервантеса и Шекспира, литература этого времени наполнилась новым пониманием человеческой жизни. В ней демонстрируется полное неприятие рабской покорности, коею проповедовала церковь.

Писатели представляют человека как высшее создание природы, раскрывая богатство его души, ума и красоту физического облика. Для реализма Ренессанса характерна грандиозность образов, способность к большому искреннему чувству, поэтизация образа и страстный, чаще всего высокий накал трагического конфликта, демонстрирующего столкновение человека с враждебными силами.

Для литературы эпохи Возрождения характерны разнообразные жанры, но все же кое-какие литературные формы доминировали. Самой востребованной была новелла. В поэзии наиболее ярко проявляется сонет. Также высокую популярность получает драматургия, в которой наиболее прославились испанец Лопе де Вега и Шекспир в Англии. Нельзя не отметить высокого развития и популяризации философской прозы и публицистики.

Ренессанс (франц. Renaissance), - термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. отношений. История термина "В." и разработка проблем В. в историографии. Термин "В." ведет свое происхождение от самих идеологов нарождавшегося нового класса - буржуазии, утверждавших, что весь историч. период от падения Рим. империи до появления нового мировоззрения был временем упадка великой антич. культуры, к-рую теперь они вновь восстанавливали ("возрождали"). Идеологи В. резко выступали против схоластич. учености с ее зависимостью от религ. авторитетов, за свободу исследования природы, против условного, церк.-средневекового, связанного с визант. традициями изобразит. иск-ва - за возвращение к иск-ву античному, потому что последнее было "естественным", близким к природе. Т. о., представление о В. имеется уже у деятелей этой эпохи, наиболее отчетливо - у итал. живописца и историка иск-ва Дж. Вазари (1511-74) в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550, рус. пер., т. 1-2, М.-Л., 1933). Он впервые употребил и термин "rinascit?" - "возрождение", обозначающий у него всестороннее развитие нового иск-ва, базирующегося на изучении природы. Не только художники, но и писатели и философы эпохи В. - т. н. гуманисты (так они себя называли за то, что вместо ср.-век. сосредоточения внимания на боге (divina studia) они поставили в центре своего мировоззрения человека - homo (отсюда - humana studia)) отлично понимали, что они и их деятельность открывали новую эпоху. Лоренцо Валла говорил, что в его время лит-ра и родств. ей иск-ва (живопись, скульптура и архитектура) "поднялись и вновь возродились", а Марсилио Фичино, много способствовавший изучению Платона, писал о своем времени: "Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам, до того почти униженным: грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. И все это во Флоренции" (цит. по кн.: "Из истории социально-политических идей", 1955 с. 135-36). Если у гуманистов термин "В." еще не получил четкого выражения, то в соч. конца 17 - нач. 18 вв. он встречается более определенным. Наиболее полно содержание понятия "Ренессанс литературы" раскрывается в "Историч. и критич. словаре" П. Бейля (1695-97). Гуманизм В. он трактовал как просвещенный протест против ср.-век. варварства, как иррелигиозное движение; В. лит-ры в Италии Бейль связывал с появлением греч.-византийских эмигрантов после взятия Константинополя турками. Эта концепция получила широкое распространение в 18 в., в эпоху Просвещения. Деятели Просвещения как идеологи буржуазии, шедшей на революц. штурм феодализма, и непосредственные преемники гуманистов 16 в. развивали дальше понятие В. Вольтер связывал В. с хоз. подъемом и богатством итал. городов и видел в нем "прогресс человеческого разума", пришедший на смену варварству и невежеству средневековья. Бурж. наука 19 в. попыталась уточнить понятие В., распространив его на различные стороны культурной жизни, и определить характерные черты культуры В., в отличие от культуры средневековья. Она поставила (хотя и не разрешила) проблему взаимоотношения двух наиболее важных явлений, стоящих на грани ср. веков и нового времени: В. и Реформации. Ж. Мишле в 7-й части "Истории Франции" - "Возрождение" ("La Renaissance", 1855), придал понятию В. смысл переворота в мировоззрении. Мишле, продолжая традиции Просвещения, смотрел на В., как на свет, брошенный во мрак варварского средневековья. В., по Мишле, - это одна сторона в процессе общего прогресса, начавшего свое победоносное шествие пробуждением человеч. духа от суеверий и гнета католич. церкви и феодализма. 16 в. дал человечеству два открытия: "открытие Мира" и "открытие Человека". Под последним Мишле подразумевал рождение самосознания человека как личности. Мишле был первым, кто утверждал, что В. и Реформация - явления одного порядка, что это утренняя заря тех идеалов, которые позже в окончат. виде были даны Просвещением. Я. Буркхардт, наиболее глубокий из бурж. историков В., подхватил лозунги, провозглашенные Мишле ("открытие Мира", "открытие Человека"), но дал им иное толкование. Книга Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) имела огромный успех, была переведена на мн. яз., в т. ч. и на русский (т. 1-2, 1904-06). Осн. идея работы - выведение всей культуры В. из индивидуалистич. мировоззрения "нового человека". На примере итал. тиранов, кондотьеров, дипломатов и придворных Буркхардт рисует "нового человека", считая его отличит. чертами - преследование личных целей, эгоизм. В ср. века обе стороны сознания - знание о внеш. мире и представление о внутр. содержании самого человека, находились как бы под некой пеленой, сотканной из религии, детской наивности и фантазий. В Италии раньше, чем где-либо, эта пелена падает. Пробуждается реалистич. трактовка гос-ва и вообще всех вещей в мире; возникает с полной силой и субъективный элемент: человек становится индивидуумом, осознает себя как личность, стремится всесторонне развиться, проявить себя вовне. В этом причина стремления нового человека к известности и славе. В целом характеристика Буркхардтом духа В.: безграничный индивидуализм, превращающийся подчас в полную аморальность, субъективное отношение к религии (терпимое, скептическое, насмешливое, иногда совершенно отрицательное). Самый факт индивидуализма как осн. признака миросозерцания "нового человека" отмечен Буркхардтом правильно. Он не объяснил, однако, каковы клас. основы индивидуализма в мировоззрении В. и поэтому стал отыскивать "предшественников" В. в крупных и ярко выраженных индивидуальностях средних веков, в результате чего понятие В. как определенной эпохи стало терять свою определенность. У исследователей более позднего времени (нем. - X. Тоде, англ. - У. Патер и др.) в число "предшественников" В. попали и Франциск Ассизский и даже такой религ. мыслитель кон. 12 - нач. 13 вв., как Иоахим Флорский. Для того чтобы покончить со всякой определенностью в понятии В., оставалось лишь оторвать В. от античности и уничтожить его противоположность ср.-век. культуре и иск-ву. Это и было сделано реакц. бурж. историками культуры 19-20 вв. (П. Лаведан (Франция), К. Бурдах (Германия), И. Хейзинга (Нидерланды) и др.). Реакц. бурж. историки 20 в. с их тяготением к восстановлению роли религии, особенно католицизма, всячески подчеркивают религ. черты в идеологии и иск-ве В. (напр., Дж. Тоффанин (Италия), занимающий наиболее реакц. позиции в оценке итал. В., пытался доказать близость и верность гуманистов католич. церкви и объявлял иезуитов прямыми наследниками итал. гуманистов). Т. о., в трактовке В. наглядно проявляется общий упадок совр. бурж. историч. науки. Если бурж. наука эпохи Просвещения подчеркивала "варварство" средневековья и прогрессивное значение В., то реакц. представители бурж. науки эпохи империализма постарались затушевать прогрессивные стороны Ренессанса, смазать остроту перехода от средневековья к В. и даже усомниться в самом существовании В. как особого периода в культурной истории Европы. В то же время в послевоенные годы в бурж. историографии наметилось и прогрессивное направление, представители к-рого (Э. Гарин, Дж. Саитта, У. Дьюрант) стремятся восстановить "права" В., подчеркнуть самостоятельный и передовой характер культуры В. Исследователи-марксисты при решении вопроса о сущности культуры В. исходят из общеметодологич. положений теории марксизма (прежде всего - о базисе и надстройке); отправляются от конкретных высказываний о В. основоположников марксизма. Следуя Ф. Энгельсу, к-рый рассматривал В. как важный прогрессивный этап всей европ. истории, историки-марксисты выдвигают на первый план революц. природу этой эпохи, ее новые, прогрессивные черты. Рассматривая культуру В. как надстройку над определенным базисом, большинство историков-марксистов считает, что осн. идеи и наиболее характерные черты В. представляют собой прежде всего проявление жизнедеятельности только еще зарождавшейся буржуазии (при этом не отрицается большое разнообразие течений в культуре В.). Проблемы В. были предметом неоднократных дискуссий и обсуждений советских историков и искусствоведов (см. "ВИ", 1955, No 2); в центре обсуждения стояли вопросы о клас. корнях и социальной сущности В. Различные точки зрения имеются по вопросам периодизации и конечного рубежа эпохи В. (одни исследователи считают таким рубежом конец 16 в., другие включают в эпоху В. часть 17 в. или даже целиком 17 в.). В сов. историч. лит-ре имеются точки зрения, расширяющие понятие В. территориально и хронологически; напр., Н. И. Конрад говорит об эпохе В. в Китае 8-12 вв. как о движении, близком по содержанию к европейскому В. 15-16 вв. (Н. И. Конрад, "Начало китайского гуманизма", "Сов. востоковедение", 1957, No 3, и др. работы). Нек-рые ученые Арм. ССР И Груз. ССР ставят вопрос о В. как явлении, характерном для ряда стран Востока в 12-13 вв. (В. К. Чалоян, "О вопросе арм. В.", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Обществ. науки - на арм. яз.; Ш. Нуцубидзе, "Руставели и вост. Ренессанс", Тб., 1947, и др.). Однако такое расширительное толкование лишает понятие В. присущей ему конкретности. От В. следует отличать другие, сходные по названию, но иные по своему социальному и идеологич. содержанию явления ("Каролингское возрождение", "Слав. В." кон. 18 - нач. 19 вв.). Важнейшие черты мировоз- зрения эпохи В. Базисом, на к-ром выросла культура В., было городское х-во в тот период, когда оно переходило в капиталистическое, а носителем идеологии В. - бюргерство, перерождавшееся в буржуазию. Эта новая культура возникала в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодализма и вместе с тем - первых движений предпролетариата; в эпоху возникновения нац. государств и подрыва духовной диктатуры католич. церкви - гл. твердыни ср.-век. мировоззрения. Это предопределило революц. характер переворота в области культуры и науки, каким и было В. "И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы... Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время, которое французы правильно называли Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно - Реформацией" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 152). Там же Энгельс дает характеристику типичного "нового человека" этой эпохи. Это беспокойный ум, вечно ищущий и дерзающий, предприимчивый и отважный человек, который много путешествовал, знал много языков, интересовался всем и хотел испытать все. Хотя в основе мировоззрения эпохи В. лежала идеология и деятельность только еще нарождавшейся буржуазии (или точнее - ее предшественников), не следует усматривать в различных течениях умственной жизни эпохи В. только отражение идеологии и деятельности буржуазии. Надо иметь в виду, что предшественники буржуазии в своей борьбе с феодализмом и феод. идеологией выступали до известной степени как выразители интересов всего народа - это придавало особое своеобразие культуре и мировоззрению этой переходной, революционной эпохи. Эпоха В. всколыхнула широкие массы, захватила и господств. класс феодалов; она породила ряд течений, к-рые не укладываются в лоно бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопич. социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и начали развиваться подлинно демократич. явления в лит-ре и иск-ве. С другой стороны, новые, ренессансные формы культуры воспринимает феод. аристократия, приспосабливая их к своим интересам. Но, несмотря на большое различие течений и оттенков в культуре В., сущность мировоззрения эпохи В. прежде всего и в конечном счете должна быть понята как мировоззрение буржуазии - только создававшегося и в то время еще революц. класса. Новые лит-ра и иск-во (в чем видели сущность В. его современники) были лишь наиболее заметными проявлениями новой жизни в "прекрасном", но не исчерпывали ее полностью. Новой форме прекрасного соответствовало новое содержание не только в иск-ве. Оно пронизывало все миросозерцание эпохи В. (в т. ч. и религию), и это новое содержание гораздо теснее было связано с реальными запросами новой жизни и нового обществ. класса, чем думали современники. Наиболее общую и наиболее устойчивую черту миросозерцания бурж. об-ва составляет индивидуализм, непосредственно вытекающий из интересов и жизнедеятельности буржуазии. Конкуренция как результат стихийности хоз. жизни требовала от буржуа, вступившего на стезю предпринимательства, огромного напряжения индивидуальных сил, ловкости, предприимчивости и в качестве цели всей его деятельности - стремления к успеху, к-рый выражался в наживе и умножении капитала. Теперь уже не происхождение и не родовитость, т. е. не принадлежность к определенному сословию и корпорации, определяли значение человека в обществе, а личные качества человека и его деятельность, к-рые обеспечивали ему успех, богатство, накопление капитала, становившегося источником невиданного могущества, влияния. Отсюда индивидуализм - как основа бурж. миросозерцания. У гуманистов эпохи В. индивидуалистич. миросозерцание проявилось в идеализированной форме - в подчеркивании ценности человеч. личности как таковой и всего, что с нею связано. Это и было то "открытие Человека", о к-ром говорил Мишле. "О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет", - восклицает итал. гуманист Дж. Пико делла Мирандола в трактате "О достоинстве человека" ("De hominis dignitate"). На первый план впервые выдвигается интерес к человеч. делам, человеч. (а не религ.) точка зрения на все явления жизни, защита человеч. личности. Следующей отличит. чертой нового мировоззрения был интерес к опытной науке в естествознании. Эпоха В. (особенно 16 в.) уже отмечена крупнейшими сдвигами в области естествознания. Зарождавшаяся буржуазия вдвойне была заинтересована в развитии естествознания: как в теоретич. основе для развития производит. сил - пром-сти, техники, так и в качестве идейного оружия для борьбы против господствовавшей феод.-религ. идеологии. Антирелиг., материалистич. по сути, направленность естествознания, восставшего против церкви, придавала ему с самого начала возникновения революц. характер. В эпоху В. были сделаны великие открытия в области астрономии: с гелиоцентрич. теории Н. Коперника (нашедшей защиту и дальнейшее обоснование у Дж. Бруно, И. Кеплера и Г. Галилея) "...начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, с. 5). Значит. успехи были достигнуты в области медицины, анатомии (швейц. врач. Ф. Парацельс, анатом А. Везалий, исп. ученый М. Сервет и др.), математики (итал. математик. Дж. Кардано и др.). В связи с успехами горного дела растет запас знаний по геологии и минералогии (работы нем. ученого Г. Агриколы). Великие географические открытия способствовали расширению географич. представлений, накоплению знаний в области ботаники, зоологии и т. д. В тесной связи с развитием науки и всем мировоззрением эпохи В. стоит возникновение реалистич. иск-ва и лит-ры. Это было отраженным в иск-ве классово обусловленным стремлением зарождавшейся буржуазии познать мир таким, каков он есть. Новое отношение к миру в иск-ве было прямо противоположно средневековью, когда основу миросозерцания составляла религия. У художников В. традиц. религ. сюжеты наполнялись глубоко человеч. содержанием. Характерным становится образ реального, земного героя, раскрываемого во всей полноте его живых человеч. свойств. Большое развитие получило иск-во портрета, и это вполне соответствовало индивидуализму бурж. сознания. В области политики новые идеи также отражали прежде всего потребности нового класса. 15-16 вв. были временем возникновения нац. гос-в, пробуждения нац. самосознания, окончат. формирования итал., англ., франц., нем. яз. и нац. лит-р. Этому не противоречит тот факт, что виднейшие гуманисты, такие как И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, Г. Бюде и др., были знатоками древних яз. (лат., греч., др.-евр.). Это была группа ученых-филологов, восхищавшихся античностью. Но как только нужно было разрешить какой-либо практич. вопрос и обращаться к массам, прибегали к нац. яз. У. фон Гуттен писал и на нем. яз., и на лат. Трактат Ж. Бодена о государстве (1576) был написан на франц. яз.; политич. и историч. соч. Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини написаны на итал. яз., не говоря уже о художеств. лит-ре и поэзии (16 в. был временем исчезновения латыни в этой сфере культуры). Лит-ра на нац. яз. знаменовала собой рождение новой и широкой потребности в печатном слове (изобретение в сер. 15 в. книгопечатания). Оно давало возможность массам соприкасаться с такими вопросами, к-рые раньше были уделом немногих. Ученость вышла из монастырских келий и университетских корпораций на рыночную площадь. Появляются газеты, создаются обществ. мнение и интеллигенция, формирующая это обществ. мнение. Это обществ. мнение, создававшееся спорадически и раньше в оппозиции к всепроникающей церковности, занялось делами земными, человеческими, и в силу потребностей нового класса старалось рационально обосновать в сфере общего миросозерцания новое обществ. бытие. Индивидуализм и здесь остается главным принципом. Общество перестает в воззрениях гуманистов быть Corpus christianum или сочетанием сословий, корпораций и др. ср.-век. связей, а превращается в сумму индивидов, стремящихся стать равноправными атомами, составляющими некое целое, к-рое существует только как их сумма. Эти представления находят свое завершение в теориях социального атомизма, окончательно сформулированных философами Просвещения. В тесной связи с воззрениями гуманистов на общество находится приверженность большинства из них к сильному и единому гос-ву. И это не случайно. Буржуазия в 16 в. видела в сильной королев. власти гарантию против феод. вольницы былых времен и требовала устами Бодена ограничения власти только в одном отношении: при всех условиях собственность должна оставаться неприкосновенной. Идеологи В., гуманисты, подвергали критике всю систему феод. мировоззрения. Они высмеивали аскетизм, теорию воздержания от всех радостей жизни, проповедуемую католич. церковью, и утверждали право человека на наслаждение; отрицали феод. раздробленность и ставили своим политич. идеалом централизов. монархию; они ратовали за науч. исследование и выступали против схоластики с ее требованием утверждать истину ссылками на авторитеты (Библия и Аристотель) и, наконец, высмеивали ср.-век. искусство. Средневековье было объявлено временем суеверий, невежества, темноты и названо "готическим" (что в те времена было равносильно названию "варварское"); оно, наконец, впервые было названо "средневековьем". С. Д. Сказкин. Москва. Важнейшие проявления куль- туры В. в отдельных странах. В отд. странах В. получило специфич. характер, отразивший особенности их историч. развития; при этом каждая страна внесла свой вклад в культуру В. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу мировой культуры и сохраняют значение классич. наследия и по настоящее время. Начало В. и его наиболее яркий расцвет связан с Италией, самой развитой страной Европы 13-15 вв. Высокий уровень ремесл. произ-ва, интенсивные торг. связи со странами Европы и Азии, раннее возникновение капиталистич. мануфактур (прежде всего во Флоренции), бурная политич. жизнь итал. городов-республик - все это способствовало развитию культуры В. в Италии. Повлияло и то, что в Италии - крупнейшем центре древней цивилизации - больше, чем в др. странах, сохранилось памятников античности. Гуманистич. идеология в Италии находит наиболее яркое выражение в произведениях художников, писателей, поэтов. Реалистич., светские тенденции, опиравшиеся гл. обр. на античную традицию, зародились в Италии еще во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. проторенессанс). Его крупным представителем был живописец флорентиец Джотто. Во Флоренции же сложилось творчество Данте Алигьери, автора великой поэмы "Божественная комедия" (1307-21), создателя итал. лит. яз., - этого, по определению Энгельса, "последнего поэта средневековья" и "первого поэта нового времени". Однако черты нового, гуманистич. мировоззрения окончательно складываются в Италии на протяжении 14-15 вв. В 14 в. на 1-й план в качестве носительницы гуманистич. идей выдвигается лит-ра. Первым поэтом-гуманистом был Ф. Петрарка, открывший внутр. мир человека, воспевший красоту человеч. чувств; зачинатель классич. новеллы Дж. Боккаччо с новым, необычным для того времени реализмом воплотил в "Декамероне" (1350-53, рус. пер. 1955) образ предприимчивого, жизнелюбивого человека, выступил против лицемерных предписаний церкви и ср.-век. морали. В 14-15 вв. появилась плеяда блестящих итал. гуманистов - философов, филологов, моралистов, историков, таких как Л. Бруни, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, П. Помпонацци и мн. др. Возникают многочисл. трактаты, возвеличивающие человеч. личность, создаются гуманистич. школы и кружки, где изучаются и обсуждаются вопросы философии, филологии, этики и т. д. Осн. принципы нового реалистич. иск-ва были сформулированы и воплощены в творчестве замечат. флорентийских мастеров 15 в.: Ф. Брунеллески, заложившего основы светской по духу ренессансной арх-ры; Донателло, создавшего в скульптуре героизированные образы, прославляющие творч. мощь человеч. личности; Мазаччо, произведшего подлинную реформу в живописи, создавшего реалистич. Монумент. образы. Идеалы В. ярко проявились также в живописи Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Дж. Беллини и мн. др. замечат. итал. художников. Наивысшей вершины иск-во итал. В. достигло в творчестве гениальных итал. мастеров конца 15-16вв. (времени т. н. "Высокого В." в Италии): Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Д. Браманте, мастеров венецианской школы живописи - Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др. Реалистич. иск-во В. основывалось на науч. законах анатомии, перспективы, оптики и т. д. Мн. итал. живописцы, скульпторы, архитекторы были одновременно и разносторонними учеными, способствовавшими развитию опытной науки. Наиболее ярким примером разносторонней деятельности человека эпохи В. является творчество Леонардо да Винчи. Развиваются точные и естеств. науки (математик Н. Тарталья, разрабатывавший вопросы баллистики и одновременно с Дж. Кардано - способ решения кубич. уравнений; Б. Евстахио - один из основателей науч. анатомии, и мн. др.). Смелым борцом против схоластики и католицизма был выдающийся итал. мыслитель, последовательно развивавший революц. гелиоцентрич. учение Н. Коперника, - Дж. Бруно (1548-1600). Крупнейшими представителями итал. В., развивавшими обществ.-политич. теории, были Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т. Кампанелла. Итал. В. сыграло большую роль в распространении культуры В. в др. странах. Ученые, философы, поэты всех стран совершали в Италию паломничества, приобщаясь к новой культуре. Однако основой распространения В. в странах Европы были внутр. социально-экономич. и политич. процессы. Во Франции зарождение бурж. отношений и подъем обществ. движения 1-й пол. 16 в. в период, предшествовавший т. н. религиозным войнам, были социальной основой культуры В.; итальянские походы (см. Итальянские войны 1494-1559), познакомившие французское дворянство с культурой Италии, способствовали распространению новых культурных веяний в этой среде. В 1-й пол. 16 в. нек-рые франц. гуманисты (более умеренное течение) были связаны с идеями церк. реформации (напр., Лефевр д´Этапль, кружок гуманистов при дворе Маргариты Наваррской, отчасти поэт К. Mapo и др.). В 1530 был осн. Коллеж королевских лекторов (позднее - Коллеж де Франс), где изучались древние яз.; во главе его стоял выдающийся ученый Гийом Бюде. Особенно большое значение в 1-й пол. 16 в. имела деятельность радикальных гуманистов - видающегося филолога, типографа Э. Доле, преследовавшегося за передовые, проникнутые вольнодумством идеи и погибшего на костре, Б. Деперье, сатирич. диалоги к-рого ("Кимвал мира", 1537, рус. пер. 1936) отличались резкой антицерк. направленностью, глубокой симпатией к народу. Крупнейшим представителем эпохи В. был Ф. Рабле - создатель глубоко народного по форме и содержанию сатирич. романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532-64, рус. пер. 1961), в к-ром он открыто осмеивал феод.-аскетич. идеалы, бичевал католич. духовенство, защищал гуманистич. мировоззрение. Большое влияние на развитие франц. нац. поэзии оказала возникшая в 40-х гг. 16 в. лит. группа "Плеяда" во главе с поэтом П. Ронсаром, воспевавшим в своих сонетах силу чувств, радость жизни. Наиболее крупными представителями франц. В. 2-й пол. 16 в. в области обществ. мысли были: Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого нац. гос-ва, М. Монтень, скептицизм к-рого был направлен в первую очередь на разоблачение религ. суеверий и фанатизма и подготовил почву для критич. науч. мышления 17-18 вв. В изобразит. иск-ве и архитектуре эпоха В. во Франции представлена дворцами короля и знати (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм и др.), декоративной и портретной скульптурой (Ж. Гужон, Ж. Пилон), живописным и карандашным портретом (Ж. Фуке, семья Клуэ). Глубокий отпечаток на характер культуры В. в Германии наложила острая социально-политич. борьба 1-й пол. 16 в., вылившаяся в Реформацию и Крестьянскую войну 1524-25; именно к этому времени относится расцвет В. в Германии. Хотя такие гуманисты, как И. Рейхлин, глубокий знаток древних яз., или глава сев. гуманизма Эразм Роттердамский (уроженец Голландии, но тесно связанный с герм. В.), отличались крайней умеренностью, академизмом, оторванностью от народных масс, их филологические изыскания, содействовавшие развитию критич. мысли, их критика церк. и политич. порядков феод. об-ва, схоластики (памфлет Эразма Роттердамского "Похвала глупости", 1509, рус. пер. 1960) сыграли крупную роль в подготовке обществ. движения 20-х гг. 16 в. Мн. гуманисты (напр., У. фон Гуттен) оказались в это время в самом центре социально-политич. борьбы. Творчество нем. гуманистов отличалось резкой антипапской, антикатолич. направленностью. Нем. лит-ра носила острообличит. характер. Сатирич. памфлеты, диалоги, направленные против схоластики, мракобесия, паразитизма католич. духовенства, жадности и произвола нем. князей (С. Брант, "Корабль дураков" - "Das Narrenschiff", 1494; памфлеты У. фон Гуттена, анонимные "Письма темных людей", 1515-17, рус. пер. 1935, и др.), стали осн. жанрами герм. гуманистич. лит-ры. С политич. и идеологич. борьбой тесно связано и творчество нем. художников-реалистов эпохи В.: А. Дюрера, Г. Гольбейна, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха, скульпторов П. Фишера, Т. Рименшнейдера; большое развитие в германском изобразительном иск-ве эпохи В. получила агитац.-сатирич. графика. Изобретение И. Гутенбергом книгопечатания (сер. 15 в.) сыграло исключит. роль в распространении новой культуры, науки, светской лит-ры не только в Германии, но и во всей Европе. В Нидерландах эпоха В. также была временем острой социальной борьбы - гуманистич. культура развивалась здесь накануне и в ходе нидерл. бурж. революции 16 в. и имела в своей направленности мн. общего с германской. И здесь гуманистич. мысль приобрела острую политич. направленность; ее центрами были т. н. риторические общества, устраивавшие диспуты, выпускавшие памфлеты антицерк. и антиправительств. содержания. Нек-рые нидерл. гуманисты (напр., поэт Марникс де Сент-Альдегонд) были активными участниками революции. Большой вклад в развитие европ. реалистич. иск-ва внесли нидерл. живописцы - Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, К. Массейс, Лука Лейденский, П. Брейгель, в творчестве к-рого особенно явственно проявились любовь к народу и его трудовой жизни, черты антифеод. сатиры. Нидерландск. художники эпохи В. своим вниманием к простым людям, бытовой среде, природе подготовили мощный расцвет голл. реализма 17 в. В архитектуре Нидерландов (как и других сев. стран) ренессансные черты проявились не столь отчетливо и последовательно, как и Италии. В Англии рассадником идей В. в нач. 16 в. явился Оксфордский ун-т, с к-рым были тесно связаны и гуманисты континента, особенно Эразм Роттердамский. Защитником гуманистич. системы воспитания, борцом против схоластики выступал Дж. Колет. Крупнейшим представителем оксфордских гуманистов был Томас Мор, создатель знаменитой "Утопии" (1516, рус. пер. 1953), в к-рой нашли выражение как глубокие противоречия начавшейся в Англии эпохи т. н. первоначального накопления, так и предвосхищение будущего коммунистич. строя. Своей вершины англ. В. достигло в творчестве У. Шекспира, отличавшемся могучим реализмом, глубоким проникновением в противоречия складывавшихся обществ. отношений. С именем Шекспира, а также др. представителей англ. В. (драматургов К. Марло, Б. Джонсона и др.) связан расцвет англ. театра кон. 16 - нач. 17 вв., носившего подлинно нар. характер. На развитие культуры В. в Испании наложили отпечаток, с одной стороны, общий подъем в стране во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв., а с другой - засилье католической церкви и инквизиции, поддерживавших испанский абсолютизм, и начавшаяся со 2-й пол. 16 в. общая реакция в стране. В этих условиях борьба за прогрессивные идеалы гуманизма была очень сложной; в целом разрыв с феод.-католич. традицией был здесь менее решительным, чем в нек-рых др. странах. В то же время именно Испания дала таких смелых мыслителей эпохи В., как ученый-естествоиспытатель, вольнодумец и рационалист М. Сервет, погибший на костре, философы-гуманисты Л. Вивес и особенно Х. Уарте (Соч. "Исследование способностей к наукам", 1575, 1594, рус. пер. 1960), обличавшие схоластику, слепую веру в авторитеты, проводившие мысль о необходимости опытного изучения природы, исполненные веры в силу разума, в способность человека познать многообразие окружающего мира. Ведущее положение Испании в Великих географич. открытиях привело к развитию здесь основ новой космографии и навигации, к расширению знаний в обл. ботаники и зоологии. Эпоха В. в Испании отмечена творчеством великого исп. писателя М. Сервантеса, создателя реалистич. романа "Дон Кихот" (1605-15, рус. пер., т. 1-2, 1953-54), глубоко гуманистич., народного, обличающего мракобесие церкви, бесправное положение народа, всякое зло и насилие. "Дон Кихот" - величайшее культурное достижение испанского народа, одно из наиболее выдающихся творений мировой литературы. Ярким выразителем прогрессивных, гуманистических идей стал испанский театр эпохи В., также связанный с именем Сервантеса и других гуманистов и подготовивший расцвет испанской драматургии при Лопе де Вега. Культура В. нашла свое выражение и в славянских странах. Ярко и своеобразно проявились идеи В. в культуре (особенно лит-ре) гор. республики Дубровник (поэты 16 в. Н. Ветранович-Чавчич, М. Марулич, комедиограф М. Држич и др.), являвшейся в это время важнейшим культ. и науч. центром на Балканах. В Польше эпоха В. отмечена рядом крупных имен и прежде всего именем великого польск. ученого, создателя гелиоцентрич. теории - Н. Коперника, учение к-рого положило начало новому периоду в истории астрономии и оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие естествознания, свободное от церк. идеологии и средневековой схоластики. В области политических теорий прогрессивную роль сыграла публицистика А. Фрыч-Моджевского; гуманизмом проникнута поэзия Я. Кохановского. Влияние В. заметно и в культуре Чехии 16 в. (поэт Б. Лобковиц, гуманист С. Гелений и др.). Идеи гуманизма прослеживаются в рус. культуре и обществ. мысли 15-17 вв., хотя здесь развитие гуманистич. мысли не было связано с характерной формой В. (см. об этом работы М. П. Алексеева, А. И. Клибанова, указанные ниже). Специфика культуры и идеологии В. - с характерной для нее оптимистич. верой в неограниченные возможности человека, с тяготением к героич. образам, ее стихийной диалектикой в философии, с жизнерадостным свободомыслием и т. д. - была предопределена переходной эпохой от средневековья к новому времени, когда социальные отношения и гос. формы еще не устоялись, все находилось в состоянии брожения. Культура 17 в., когда в экономике наиболее развитых европ. государств уже более определенно выявилось капиталистическое развитие (и присущие ему противоречия), когда в политич. отношении абсолютизм с его гос. регламентацией и опекой достиг своего апогея, а в религ. жизни прочно победила реформация - в одних странах, контрреформация - в других, - многими существенными чертами отличается от культуры В. В этих условиях наступает кризис гуманизма В., рушится оптимистич. вера в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Но мировоззрение эпохи В., несмотря на всю свою специфику, уже несло в себе те общие черты, к-рые присущи буржуазному мировоззрению, способствуя формированию буржуазного общества. В. оказало влияние на дальнейшее развитие идеологии, науки, лит-ры и иск-ва в странах Зап. и Центр. Европы в 17-18 вв., связанное с утверждением бурж. отношений, и подготовило новую эпоху в идейном развитии - эпоху Просвещения. Лит. (кроме указ. в ст.): Энгельс Ф., Диалектика природы (введение), М., 1955; его же, Анти-Дюринг. М., 1957 (с. 97-100); его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1960 (с. 16); Грамши А., Письма из тюрьмы, Избр. произв., т. 2. М., 1957; его же, Тюремные тетради, там же, т. 3, М., 1959; Губер А. A., Проблема Ренессанса, Уч. зап. МГУ, в. 126, Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; Лазарев В. Н., Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей и "просветителей", в сб.: Из истории социально-политич. идей..., М., 1955; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Ср. века, 1958, в. 11; Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М.. 1962; Дживелегов А. К., Начало итал. Возрождения, 2 изд., М., (1924); его же, Очерки итал. Возрождения, М., 1929; Алпатов М. В., Итал. искусство эпохи Данте и Джотто..., М.-Л., 1939; Колпинский Ю., Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии, М.-Л., 1941; Гуковский М. A., Итал. Возрождение, т. 1-2, Л., 1947-61; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи - художник, М., 1952; Виппер Б. Р., Борьба течений в итал. искусстве XVI в., М., 1956; Лазарев В. Н., Происхождение итал. Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59; Брагина Л. М., О некоторых тенденциях в новейшей зарубежной историографии итальянского Возрождения, в сб.; Ср. века, 1962, в. 22; Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения. М., 1896; его же, Ранний итал. гуманизм и его историография, т. 1-3, 2 изд., СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение классической древности..., пер. с нем., т. 1-2, М., 1884-85; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV в., пер. с фр., СПБ, 1904; Коган-Бернштейн Р. A., Борьба за нац. язык во франц. гуманизме, в сб.: Из истории соц.-политич. идей..., М., 1955; Пуришев В., Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Голенищев-Кутузов И. Н., Гуманистическое направление в чешской лит-ре 15-16 вв., "ВИМК", 1960, No 2; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит. и публицистике Древней Руси (XVI - XVII вв.), М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., ч. 3, М., 1960; Philippi A., Der Begriff der Renaissance..., Lpz., 1912; Borinski K., Die Weltwiedergeburtsidee in den neueren Zeiten, "Sitzungsberichte der Bayerischen Akad. d. Wissenschaften", M?nch., 1919; Weisbach W., Renaissance als Stilbegriff, "Hist. Zeitschr.", 1919, Bd 120; Burdach K., Reformation, Renaissance, Humanismus, 2 Aufl., В., 1926; Huizinga J., Das Problem der Renaissance, "Wege der Kulturgeschichte". M?nch., 1930, No 46; Lavedan P., Histoire de l´urbanisme. Renaissance et temps modernes. P., 1941; Fubini M., Studi sulla letteratura del Rinascimento, Firenze, (1948); Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought. Five centuries of interpretation, Boston, (1948) (имеется обширная библиография); Martin A. W., Soziologie der Renaissance, Frankf./M., 1949; Hexter J. H., The Renaissance again - and again, "The Journal of Modern History", 1951, v. 23, No 3; Haydn H. С., The Counter-Renaissance, N. Y., 1950; Sellery G. C., The Renaissancee, its nature and origins, Madison, 1950: Weisinger H., The English origins of the sociological interpretation of the Renaissance, "Journal of the History of ideas", 1950, v. 11, No 3; Garin E., Medioevo e Rinascimento, Studi e ricerche, Bari, 1954; Durant W., The Renaissance, N. Y., 1953; Cantimori D., L´Umanesimo, il Rinascimento e la riforma dal Burckhardt al Garin, "Studi di Storia", Torino, 1959; Symonds J. A., Renaissance in Italy, v. 1-7, Toronto, 1935; Brandi K., Die Renaissance in Florenz und Rom, Lpz., 1927; Garin F., Il Rinascimento italiano, Mil., 1941; его же, L´Umanesimo italiano..., Bari, 1952; Saitta G., Il pensiero italiano nell ´Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1-3, Bologna, 1949-51 (имеется обширная библиография); Venturi L., La peinture italienne, v. 1-