Доставка товара покупателю за счет продавца. Как перевозить деньги, чтобы их не украли

Мы поставляем товар своим клиентам на их торговые точки, некоторые клиенты расчитываются с нами наличными сразу при приёмке товара. Выдавать водителю чек ККМ и квитанцию ПКО, вместе с комплектом первичных документов на отгрузку, мы не может, клиент может не оплатить нам товар, или оплатить его в меньшей сумме. Покупать каждому экспедитору (9 человек) переносные ККМ нет возможности и смысла, так как такие расчеты единичные. Наряд водитель-экспедитор сдаёт утром следующего дня, в связи с тем что когда он возвращается на склад, кассир уже не работает. Можно ли для расчетов с такими клиентами, выдавать нашим водителям-экспедиторам доверенности на получение денежных средств от покупателей, а пробивать чек ККМ выписывать ПКО следующим утром, и передавать эти документы клиентам со следующими поставками? В выходные дни (Сб и Вс) наличку оприходуют операторы, а не кассир. Пробивают чеки на той же ККМ, но оприходуют их в другую кассу организации. А в понедельник перемещаем деньги из "2-й кассы" в основную кассу организации. Подскажите сколько в этом случае вести Журналов-кассира операциониста, 1 или 2? Подскажите как нам правильно организовать наличные расчёты с покупателями.

В данной ситуации при приеме наличных денег от покупателя более правильным будет использовать портативную кассу, так как имеются официальные разъяснения Минфина о том, что выбивать чек заранее недопустимо, а не пробивать чек при приеме наличных запрещено. Следовательно, чтобы избежать возможных споров с налоговыми органами, кассовый чек необходимо выдавать в момент оплаты товаров. Водитель принимает деньги от покупателя и выдает ему чек и товар. Следует учесть, что при таком варианте работы водитель должен сдавать выручку в главную кассу организации в тот же день, когда пробиты чеки. Также обязанность водителя принимать наличные и ответственность за и сохранность нужно отразить в трудовом договоре с сотрудником или установить дополнительным соглашением к трудовому договору. Также следует учесть, что хранение денег вне основной кассы при проведении проверки также приведет к спорам с контролирующими ведомствами. Журналы кассира – операциониста ведутся по количеству операционных касс в организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как документально оформить продажу товаров оптом

Доставка транспортом продавца

Товар может быть доставлен на склад покупателя собственным транспортом продавца за дополнительную плату. В этом случае продавцу нужно выписать следующие документы:

  • счет-фактуру, если продавец является плательщиком НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ);
  • товарную накладную (например, по форме № ТОРГ-12);

В случае доставки груза сторонней транспортной организацией заключите с ней договор перевозки груза, составив транспортную накладную (ч. , ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).*

п. 1 ст. 81 НК РФ).

подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3

строке 041 .

п. 1 ст. 81 НК РФ частью 1 .

пункта 5

(абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

форма

Постановления ФАС , , ).

2.

пункте 3 пункте 24 Минфина России и .

Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769 , ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406 . Свою позицию представители налоговой службы обосновывают постановлением Верховного суда РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4 и техническими требованиями к ККТ. Дело в том, что ККТ, включенная в Государственный реестр, должна иметь встроенные часы, погрешность которых не должна быть больше пяти минут (разд. 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г. № 2/56-2000). Большие расхождения считаются нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. , и Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).*

Следует отметить, что ранее налоговое ведомство придерживалось другой точки зрения. В письмах ФНС России от 6 мая 2013 г. № АС-4-2/8265 и от 1 февраля 2012 г. № АС-4-2/1503 говорилось, что напечатать чек ККТ можно заранее: в день покупки, но до получения оплаты за доставленный товар. Правонарушение, за которое продавца можно было бы привлечь к административной ответственности, в этом случае не возникает. Правомерность прежней позиции налоговой службы подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 2858/05 , ФАС Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. № Ф03-А51/07-2/2821 , ,

, от 9 июня 2009 г. № 03-01-15/6-293 , УФНС России по г. Москве от 24 апреля 2012 г. № 17-26/037701 .

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: В каких случаях нужно применять кассовый аппарат при расчетах наличными

Кто должен применять ККТ

Организации, осуществляющие деятельность по приему платежей от граждан в адрес третьих лиц (платежные агенты, банковские платежные агенты) обязаны применять ККТ в любом случае (п. 4 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Применять ККТ организации обязаны вне зависимости от того, направлена их деятельность на извлечение прибыли или нет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 .

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776 .

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Организация не обязана подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если суммы налога на имущество (транспортного или земельного налогов) были уменьшены при следующих обстоятельствах:

  • организация подала уточненную декларацию на уменьшение налога;
  • налог был начислен в излишнем размере;
  • завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

Следует отметить, что, принимая такое решение, Президиум ВАС РФ отменил решения трех нижестоящих инстанций. По сути постановление от 17 января 2012 г. № 10077/11 является прецедентным. В нем сказано, что ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08 , постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27-14687/2010 , Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31-436/2008-26 , Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26-3723/2007).

Ситуация: нужно ли применять ККТ при дистанционной торговле (продажа товаров через Интернет, телемагазины и т. п.). Товары покупателям доставляют курьеры

При поступлении оплаты за товары наличными деньгами применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки необходимо. При расчетах за товары платежными картами применять ККТ и выдавать кассовый чек организация должна, только если платеж проводится через POS-терминал.*

Закрытый перечень операций, в которых можно принимать наличные деньги без применения ККТ, приведен в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Дистанционная торговля в этот перечень не входит. К разносной мелкорозничной торговле продажа товаров через Интернет, телемагазины и т. п. не относится. Это следует из определения мелкорозничной торговой сети, которое приведено в пункте 24 ГОСТ Р 51303-99. Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации (предприниматели) обязаны применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки. Такой вывод подтверждается в письмах и УФНС России по г. Москве от 24 апреля 2012 г. № 17-26/037701 .

При этом не допускается, чтобы кассовый чек печатался заранее. Расхождение между реальным временем покупки и временем, указанным в кассовом чеке, не должно превышать пять минут. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769 и, Северо-Западного округа от 19 июня 2007 г. № А13-2100/2007 , Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2007 г. № Ф08-136/2007-71А). Тем не менее, чтобы избежать возможных судебных разбирательств, следует иметь в виду, что при дистанционной торговле кассовые чеки нужно пробивать непосредственно в момент передачи товаров покупателям.

При расчетах за товары платежными картами применять ККТ и выдавать кассовый чек нужно, только если платеж проводится через POS-терминал (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Так, не нужно выдавать кассовый чек, если покупатель оформляет заказ в Интернете и оплачивает его через электронную платежную систему:

  • вводит данные своей платежной карты;
  • использует электронный кошелек.

При таком варианте оплаты подтверждением совершения торговой операции будет специальный документ (на бумажном носителе и (или) в электронной форме).

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 28 августа 2009 г. № 03-01-15/9-432 , от 9 июня 2009 г. № 03-01-15/6-293 , УФНС России по г. Москве от 24 апреля 2012 г. № 17-26/037701 .

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

С уважением,

Надежда Полякова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Дата: 17.06.2016

Какой способ оплаты самый безопасный?

Наш магазин предлагает на выбор клиенту множество вариантов оплаты заказа: это и наложенный платеж , и платеж в банке по реквизитам, и оплата пластиком .

У каждого из вариантов оплаты есть как сильные, так и слабые стороны. Например, банковский платеж может поступать на счет получателя не сразу, а только через сутки. Пластиковой карты может не оказаться под рукой. А наложенный платеж принимают не при всех способах доставки.

Однако, каждый из способов оплаты, предложенных нами, обладает самыми важными качествами: надежность и безопасность.

    Оплачивая товар в банке по реквизитам продавца , клиент получает платежный документ, который подтверждает проведенную операцию и может быть использован как официальное доказательство денежного перевода. Этот вариант особенно удобен тем, что гарантом безопасности выступает банк, принимающий деньги. Опасность мошенничества и попадания данных плательщика в руки третьих лиц здесь полностью исключена. Данный вид оплаты - общепризнанно самый надежный и безопасный . При этом платеж можно осуществить не только у операционистов банка, но и в любом банокмате. Учитывая то, что большинство банкоматов оборудованы QR-сканерами, платеж по реквизитам производится очень быстро. Не нужно долго вводить и сверять данные по платежу - достаточно просто считать QR-код с платежного поручения, и данные введутся автоматически.

    Оплата картой на сайте осуществляется с использованием общемировых стандартов безопасности и проверки подлинности личности плательщика. В частности, многие платежные системы сверяют платежи при помощи технологии 3D secure, когда проверка плательщика происходит при помощи кода по смс. При этом данные покупателя нигде не сохраняются, а вся обработка операций происходит на серверах платежной системы. Этот способ оплаты будет удобен тем, кому привычнее оплачивать покупки, не выходя из дома. А время поступления платежа в данном случае - самый быстрый.

    Наложенный платеж чаще всего выбирают клиенты, для которых привычнее расплатиться непосредственно при получении товара. Схема наложенного платежа максимально прозрачна - покупатель отдает наличные и сразу получает заказ лично в руки. Платежная операция официально подтверждается кассовым чеком или товарной накладной.

Почему нельзя просто перечислить деньги по номеру карты?

Нередко наш магазин сталкивается с вопросами от клиентов, почему не принимаются денежные переводы на пластиковую карту. Логика покупателя вполне понятна: перечислить деньги, введя номер карты в банкомате, для многих более привычно, чем денежный перевод по реквизитам или оплата картой в интернете. Но при всем своем удобстве данный способ оплаты обладает рядом значительных изъянов. Наиболее очевидные из них: это незаконно , небезопасно и исключает любые гарантии для покупателя.

Оплата заказа путем перечисления денег на пластиковую карту является незаконной. Формально пластиковая карта всегда привязана к частному лицу. Да, эта карта может принадлежать продавцу. Да, технически продавец получает деньги за товар. Однако, согласно законодательству РФ, при оплате заказа денежные средства должны поступать на расчетный счет магазина. А значит - организации. А значит - юридического лица. Законный платеж должен облагаться налогами, а перевод денег частному лицу уплату налогов не подразумевает. Соответственно, перевод оплаты на карту частного лица - преступление , а проведение такого рода платежей оборачивается судебным разбирательством.

Также, при переводе денег на карту продавца, нельзя рассчитывать на безопасность платежа. Не будет преувеличением сказать, что клиент переводит деньги в никуда. Если после платежа плательщик сталкивается с недобросовестным продавцом, то даже обращение в полицию будет проблемой - номера карты и имени держателя недостаточно для приема заявления. И в случае мошеннических операций даже банк не будет в состоянии помочь - заморозка средств на счету злоумышленника доступна лишь до того момента, пока деньги не обналичены. А мошенник наверняка обналичит их сразу при поступлении платежа. Будьте бдительны! Данный способ оплаты - находка для мошенников !

Еще одна немаловажная деталь - перевод на карту частному лицу не оставляет никаких гарантий плательщику. Формально клиент не получает ни чека, ни иных платежных документов, подтверждающих то, что оплата заказа по факту состоялась, а деньги поступили на счет продавца. Таким образом, сам факт покупки не получает документального подтверждения, а это означает, что продавец свободен от всяких обязательств. В случае, если плательщику потребуется вернуть товар, или произвести гарантийное обслуживание, продавец вправе отказать ему - ведь какие-либо документы, подтверждающие сделку между организацией и клиентом - отсутствуют. В случае перевода средств на карту частному лицу продавец ничего не должен клиенту .

Какой бы удобной не казалась операция оплаты, никогда нельзя забывать о том, что она должна быть надежной и безопасной. Многим встречаются недобросовестные продавцы, которые могут воспользоваться неграмотностью клиента и предоставить некачественный товар, или отказаться от гарантийного обслуживания, а то и вовсе исчезнуть с полученными деньгами. И чтобы обезопасить себя, важно беречь свои персональные данные и проводить платежи исключительно безопасными способами - зная все реквизиты продавца и с привлечением систем безопасности банков или платежных систем.

Оплата пластиковой картой в интернете или банковский платеж дают клиенту гарантии, что в случае некачественного обслуживания он может использовать данные продавца для обращения в суд. В случае же прямого перевода денег на карту продавца можно быть уверенным на девяносто процентов: деньги не вернут.

25.07.18 105 711 34

Если у вас с собой много денег, за ними уже охотятся.

Алексей Кашников

поговорил с инструктором по личной безопасности

Надежнее всего носить с собой деньги только на карманные расходы, а для остального использовать безналичные платежи. Но так получается не всегда.

Если вам отдали долг или вы решили снять зарплату в банкомате, есть несколько приемов, которые помогут избежать внимания воров.

Вы узнаете

Принципы безопасности

Чтобы украсть ваши деньги, ворам нужно знать, что они у вас есть. Поэтому главные принципы безопасности - не болтать и не светить. Если воры уже знают о деньгах, избежать нападения помогут и другие приемы: никуда не заезжать по дороге, каждый раз выбирать новый маршрут и брать с собой знакомых.


Не болтайте о деньгах. Кажется, это очевидно. Но вы удивитесь, как мало нужно ворам, чтобы напасть на ваш след. Вы сказали жене, что повезли выручку в банк; она пожаловалась подруге, что вы только о работе и думаете; подруга посплетничала в парикмахерской, что Ивановы возят деньги мешками. А ведь есть еще чатики, Фейсбук, Инстаграм. Невозможно предсказать, когда информация дойдет до воров - а они ищут ее специально.

И уж точно никогда нельзя говорить о деньгах, если рядом есть посторонние. И тут вы говорите соседу, что вам повысили зарплату, но жена об этом не узнает, потому что вы сняли половину наличными и везете их под матрас.

Обычно люди уверены, что всегда находятся в безопасности, потому что не говорят о деньгах в транспорте или на людной улице, а только с близкими и в узком кругу. Если вы тоже так думаете, вот вам мысль: люди болтают. Болтают без остановки. Любое важное слово, сказанное в близком кругу, найдет выход и станет достоянием общественности. Особенно когда речь идет о деньгах.

Не показывайте деньги. Другой очевидный совет, который часто нарушают: возьмите за правило держать крупные суммы подальше от чужих глаз. В отдельном пакете перевозить деньги безопаснее, чем в бумажнике, который вы достаете в магазине. В кассе банка пересчитывать деньги безопаснее, чем в самом банке. В запертом кабинете класть деньги в сумку безопаснее, чем при открытой двери.

Если вам кажется, что это шпионские заморочки, представьте, что ваш партнер по бизнесу заказал пиццу и курьер как раз проходит мимо вашего кабинета. Это не значит, что курьер - вор, но сколько времени у него займет рассказать друзьям о пачках денег у зажравшихся бизнесменов?

Не сворачивайте с маршрута. Чем меньше времени вы дадите ворам, тем меньше шансов, что они успеют вас обокрасть. Если вы перевозите деньги, не заезжайте куда-то по пути, даже если это очень удобно. Но если вам звонит жена и просит купить по дороге хлеба, не говорите, что вам сначала нужно довезти деньги до банка. Помните, что воры слушают, поэтому ни слова о деньгах. С женой разберетесь, когда довезете.

Выбирайте разные маршруты, если вы регулярно перевозите деньги. Так ворам сложнее вас отследить и подготовить ограбление. и каждый месяц отвозите ее в банк, вспомните свой привычный маршрут. Часть, которая проходит по жилому двору, - отличное место для засады. Улица, где, казалось бы, все время ходят люди, тоже потенциально опасное место. Но когда вы все время ходите по разным дворам и улицам, ворам приходится угадывать, где устраивать засаду. Этот принцип работает и для автомобильных маршрутов. У воров тоже есть машины, и они не постесняются прижать вас к обочине и устроить налет.

Берите с собой знакомых, когда перевозите большие деньги. Перед нападением воры стараются изолировать жертву, чтобы с ней было проще справиться. Пока рядом люди, они предпочитают пережидать. Но если деньги очень большие, есть риск, что преступники начнут стрелять. Тогда обычные знакомые не помогут - так вы только подставите их под пули. Для очень больших денег безопаснее нанять вооруженную охрану.

Все это универсальные, даже банальные принципы безопасности. Они справедливы для любых ситуаций. Посмотрим, как они работают в разных условиях: когда вы идете по улице, получаете деньги в банке или перевозите их в автомобиле.

Когда кругом много людей

Там, где много людей, орудуют карманники. Это улицы, транспорт, вокзалы, торговые центры, кинотеатры, аквапарки, обычные магазины. Для карманников все эти места - источник заработка, поэтому они ходят туда как на работу. Они хладнокровно выискивают в толпе потенциальную жертву, обрабатывают ее и продолжают дежурство. Для вора вытянуть деньги в толпе - не преступление, а ежедневная рутина.

Самые прибыльные и посещаемые места преступные группы давно поделили между собой. Поэтому если вы надеетесь, что вам повезет и вора просто не окажется рядом, скорее всего, вы на другой планете.

Карманники действуют по-разному. В фильмах любят показывать такую сцену: карманник с невинным видом сталкивается с прохожим, извиняется и удаляется с его бумажником. Но в жизни украсть бумажник сложнее. Это целый процесс с подготовкой, слежкой, сценарием и сообщниками.

Сначала карманник намечает жертву и ведет ее до того места, где проще украсть незаметно - обычно это толпа. Он подходит к жертве сбоку или сзади, а потом выбирает момент и атакует. Высший пилотаж - сделать все так, чтобы вора вообще не увидели. Но если увидят и погонятся, в дело вступают его сообщники, которые отвлекают жертву и перекрывают ей дорогу.

Мы контролируем свое окружение только до тех пор, пока не наступает стрессовая ситуация. Это может быть что угодно: давка при входе в автобус, сирена скорой помощи, шумная компания прохожих. Мы отвлекаемся на несколько секунд, а воры это видят и пользуются моментом.

Например, транспортные карманники любят подсаживать пассажиров на остановке. Если людей много, воры пропускают вперед, помогают, подталкивают, а потом разводят руками: мол, не хватило места, ладно, поедем на следующем. Деньги уже у них.

Наталью, ученицу Андрея, дважды обворовали в командировке, когда она ездила в автобусе по одному и тому же маршруту. Тогда она купила себе сумочку на грудь, которую носит под одеждой.


Бывает, что воры не ждут стрессовых ситуаций, а сами их создают.

Однажды я шел по улице с девушкой. К нам подошли трое парней и окружили ее. Я заступился, а парни на удивление быстро меня послушались и отстали. Я ощущал себя героем минут десять - пока моя спутница не обнаружила, что у нее из заднего кармана пропала 1000 рублей.

Вытащить что-то из заднего кармана ворам проще всего, поэтому я никогда не ношу там ничего ценного. Если вор уже нацелился на ваш карман, а вы этого не заметили, противостоять краже тяжело. Чуть проще сделать так, чтобы он не узнал о ваших деньгах.


Воры внимательно наблюдают за людьми и слушают их разговоры. Снимаете деньги в банкомате - подождите, пока рядом никого не будет. Передаете кому-то деньги - хотя бы положите в конверт. Чтобы попасть под прицел, необязательно махать деньгами или болтать о них по телефону. Хватит просто лишний раз погладить карман, где они лежат. У воров даже есть выражение: «карман горит».

Помните историю про троих парней и 1000 рублей? Я все время был рядом, но даже не знал про эту тысячу - а карманники вычислили ее моментально.

Еще один воровской прием - милостыня. Преступники специально сажают человека просить милостыню или средства на лечение ребенка. Вы достаете кошелек, а за вами наблюдают.

Есть хорошая привычка, которая помогает в таких ситуациях. У меня с собой два бумажника: в одном я ношу мелочь, карты и купюры до 500 рублей, в другой кладу купюры от 1000. Обычно я пользуюсь первым, второй почти не достаю. Если украдут бумажник для мелочи, я сильно не расстроюсь.

Приемы против карманников стоит тренировать заранее. Когда вы повезете крупную сумму, будет лучше, если вы все сделаете автоматически. Выработать правильные привычки сложнее, чем кажется. Я почти не пользуюсь бумажником с крупными купюрами, но до сих пор рефлекторно его проверяю, когда захожу в автобус.

Когда в следующий раз будете заходить в автобус или метро, проверьте, не горит ли у вас карман.

Как защититься от воров в помещении

В банке или офисе деньги так просто не украсть: кругом охрана. Поэтому главная задача воров - вычислить жертву. Нападают на нее уже потом, на улице или дома. Воров, которые вычисляют людей с большими деньгами и наводят на них сообщников, называют наводчиками.

В помещениях правило «не свети» означает, что все расчеты и пересчеты - только за закрытой дверью. Если вы получили деньги в кассе банка, не выходите в зал, пока их не спрячете. Представьте, что за кассой наблюдает человек. Он выглядит как все, у него даже может быть талончик электронной очереди. Если он увидит, как вы на ходу пересчитываете деньги, он не станет вас выслеживать - в крайнем случае посмотрит, в какую машину вы сели. Остальное сделают его сообщники, которые ждут за углом. А человек примется выслеживать следующую жертву.

Если вы не покажете наводчику деньги, он не узнает, зачем вы были в кассе или какая сумма у вас при себе. Скорее всего, он подождет кого-то менее осторожного.

В помещении защитить деньги от посторонних взглядов проще, чем на улице. Но и ставки выше: часто в офисе или банке у людей при себе много денег. Преступникам это известно, поэтому они стараются сильнее. Часто дело не ограничивается простым залезанием в карман или сумку.

Олег, знакомый Андрея и в прошлом спортсмен-рукопашник, сейчас занимается бизнесом. Однажды он ликвидировал склад и продал последнюю партию мебели за 300 тысяч рублей. Деньги считали при грузчиках - а что такого, все свои. Потом Олег поехал в банк и положил деньги в ячейку.

Вечером в дверь его квартиры позвонили. Олег не посмотрел в глазок, не спросил, кто там, а просто открыл. В квартиру ворвались несколько человек, начали избивать его и жену, угрожали ножом и кричали: «Где деньги?». Олег схватил вооруженную руку, чтобы защититься от ножа, и крикнул в ответ: «Денег нет, деньги в банке!». Несмотря на громкие крики и открытую дверь, соседи на помощь не пришли. Наконец, вооруженный грабитель попросил: «Пусти, мы уйдем». Олег отпустил руку, и налетчики убежали.

Полиция раскрыла дело по горячим следам. Оказалось, напали наркоманы, которых навел грузчик. Домашний адрес Олега грузчик узнал у товароведа, который оказался его близким знакомым.

Когда Олег считал деньги при грузчиках, он нарушил правило «не свети». По мнению Андрея, если бы Олег рассчитывался с покупателем, например, в каморке товароведа, не возникло бы даже идеи ограбления. А еще он работал с другом, который знал его домашний адрес. По мнению полиции, друг-товаровед не участвовал в ограблении, но информация до воров все равно дошла.

Кражи из автомобилей

Воров, которые крадут из автомобилей, называют барсеточниками. Самый частый прием у барсеточников - отвлечь водителя и незаметно вытащить сумку. Делают это по-разному: завязывают с водителем разговор, организуют поломку, спускают машине колесо. Часто воры работают в паре.




Чтобы помешать барсеточнику, чаще всего достаточно соблюдать простые правила:

  1. Когда подходите к машине с крупной суммой, внимательно осмотрите колеса и выхлопную трубу.
  2. Сумку с деньгами кладите так, чтобы ее было сложнее увидеть и выхватить, например между сиденьями.
  3. Пока деньги в машине, двери должны быть заблокированы независимо от ситуации.
  4. Если отходите от машины, деньги лучше взять с собой. Даже если всего на минуту.

Но главные правила все те же: «не свети» и «не болтай». Если на кону большая сумма, преступники не остановятся ни перед чем.

Дело было в Москве. Предприниматель с женой везли из банка 10 миллионов рублей. В пробке к автомобилю подошел бандит, разбил стекло, выстрелил из «Осы» в голову предпринимателю, вытащил сумку с деньгами и убежал, петляя между машинами. Все это на глазах у жены, которая не успела ничего сделать. Хотя бы предприниматель выжил.

Обстоятельства нападения говорят о том, что бандит представлял себе размер суммы и, скорее всего, заранее изучил маршрут, по которому предприниматель возит деньги. Значит, он их где-то засветил, кому-то о них разболтал или нарушил оба правила сразу.

Когда начинают стрелять, самому деньги чаще всего уже не защитить - поможет только вооруженная охрана. Эти ребята подставляются под пули за смешные деньги. Например, в Омске перевезти те самые 10 миллионов на автомобиле охранной фирмы стоит 3000 Р за два часа. Отдельно можно заплатить за страховку перевозимой суммы. В таких ситуациях странно заниматься охраной самому.

Если охраны все-таки нет, а вор уже напал или вот-вот нападет, можно попробовать защититься самому. Как это сделать - тема следующей статьи. Подпишитесь, пригодится.

Запомнить

  1. Если везете много денег, никому их не показывайте и никому о них не рассказывайте, даже жене или мужу. Все расчеты и пересчеты - только за закрытыми дверями.
  2. Возьмите с собой пару знакомых и никуда по пути не заезжайте. Если часто перевозите деньги - выбирайте разные маршруты.
  3. Крупные суммы носите в отдельном конверте или бумажнике во внутреннем кармане. Из него сложнее всего украсть.
  4. Перед поездкой осмотрите автомобиль, особенно шины и выхлопную трубу. Частый воровской прием - испортить автомобиль, чтобы вы вышли его чинить.
  5. Пока в автомобиле деньги, всегда блокируйте двери - не надейтесь, что вовремя заметите вора. Они часто работают в паре: один вас отвлекает, другой вытаскивает сумку. Если вас выманили из машины - сразу снова блокируйте двери.
  6. Когда отходите от машины - забирайте сумку с собой. Даже если на минуточку.
  7. Везете 10 миллионов - ну потратьте 3 тысячи на охрану, чесслово.

Если Вам не заплатили за перевозку груза не стоит отчаиваться и списывать долг за перевозку в убытки, Вы всегда успеете это сделать. Обратитесь к нам и мы поможем Вам взыскать долг за грузоперевозки. Мы ориентированы на взыскание долгов именно по перевозкам грузов, а значит, что мы до мелочей знаем все уловки, на которые идут нерадивые плательщики, чтобы не платить за оказанные услуги по перевозке грузов. Наш опыт и наши юридические знания помогают не только выигрывать суды, но и возвращать долги перевозчикам, ведь обращаясь к нам, Вы рассчитываете на конкретный результат, а не на победу в суде.

Порядок работы.

Когда ко мне обращается перевозчик и спрашивает что делать если нет оплаты за перевозку груза, я включаюсь в работу. Основополагающим принципом работы является работа на результат, а не на процесс. Перевозчику надо получить долг за оказанные услуги по перевозке груза, а не просто исполнительный лист, поэтому взыскание долгов носит комплексный характер. Я никогда не буду начинать взыскание, если вижу, что долг абсолютно безнадёжен.

На приведённой ниже схеме показан порядок действий по взысканию долга за перевозку. Сперва идёт анализ имеющихся у перевозчика документы, чтобы приблизительно оценить шансы на победу в суде. Большинство долгов за перевозки взыскиваются в арбитражных судах, которые в большей мере учитывают имеющиеся у сторон документальные доказательства, нежели устные показания. Следующим шагом идёт анализ должника, чтобы приблизительно оценить шансы на получение денег после победы в суде. После этого принимается совместное с перевозчиком решение об инициировании процесса взыскания долга за перевозку груза.

Затем начинается процесс взыскания долга. В основном, участия клиента в процессе взыскания не требуется, я всё делаю сам — произвожу досудебный этап взыскания долга, после чего следует подача искового заявления в арбитражный суд для принудительного взыскания долга за перевозку.

Судебная работа включает в себя получение выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), составление искового заявления, приложений к нему, отправка его в суд, отправка необходимых копий искового заявления участникам дела, работа с отзывами и возражениями ответчика и прочих лиц, участвующих в деле, составление ходатайств и заявлений, необходимых для победы в деле.

После победы в суде и вступления в силу решения суда, я подаю заявление на выдачу исполнительного листа (долги за перевозки добровольно оплачиваются редко, к сожалению). С исполнительным листом появляется возможность выяснить в каких банках у должника имеются открытые расчётные счета для подачи заявления об исполнении решения суда непосредственно в кредитное учреждение в соответствии со ст. 8 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Чаще всего на этом взыскание оканчивается — перевозчик получает долг за перевозки, банк возвращает исполнительный лист в суд, принявший решение.

Если расчётные счета должника обнулены, исполнительный лист передаётся в службу судебных приставов. При необходимости я оказываю содействие и сопровождаю исполнительное производство, помогая приставам-исполнителям в розыске имущества должника, а при необходимости — обжалую бездействие пристава-исполнителя. На этом этапе большая часть долгов по грузоперевозкам возвращаются перевозчикам.

Взыскание долгов по перевозкам лучше доверить профессионалам.

Перевозчики нередко избегают обращаться к юристам если им не заплатили за перевозку груза, предпочитая решать вопросы по возврату долга самостоятельно, нередко переходя при этом все законные рамки и рискуя стать фигурантами уголовных дел о вымогательстве (ст. 163 Уголовного кодекса РФ). Такое бывает, если кредитор, не имея на то должных оснований, начинает требовать оплату выполненных услуг, прибегая при этом к угрозам.

Важно понимать, что само по себе взыскание долгов по перевозкам не должно проводиться только лишь с помощью телефонных переговоров. Как показывает практика, телефонные звонки не оказывают сильного влияния на должников, которые привыкли к таким звонкам. Чаще всего при звонке перевозчика не соединяют с лицом, принимающим решение об оплате, объясняя это отсутствие директора в офисе, что резко снижает мотивацию такого лица (чаще всего директора) производить оплату перевозки.

Вы можете проводить работу по получению долгов самостоятельно, изучая законодательство, сложившуюся судебную практику в регионе, “на лету” осваивая Арбитражный процессуальный кодекс. В этом случае Вы экономите на оплате услуг юриста (представителя), который будет взыскивать долг за выполненную перевозку, одновременно ограничивая возможности взыскания долга своими возможностями, временем и умениями. Профессиональный юрист располагает временем и владеет необходимыми знаниями, которые позволят Вам многократно увеличить шансы на получение долга, возникшего вследствие неоплаты перевозки груза.

Соблюдение досудебного (претензионного) порядка.

Обязанность сторон соблюсти досудебный порядок разрешения споров установлен ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Нет оплаты за перевозку груза — что делать?

Перво-наперво необходимо понять, что чем раньше Вы начнёте взыскание оплаты за грузоперевозку, тем больше шансов получить свои деньги в полном объёме. Взыскание долгов должно производиться комплексно. Работа с просроченной задолженностью — это обычная, рутинная часть любого бизнеса, предоставляющего услуги или продающего товары с отсрочкой платежа.

Следующий шаг — определить для себя готовы ли Вы взыскивать оплату и нести необходимые для получения долга расходы — оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги юриста. Если не готовы — лучше не запускать процесс.

Далее следует выбрать юриста, который будет заниматься Вашей проблемой. От Вашего выбора во многом зависит успешность взыскания. При выборе юриста следует учитывать наличие у юриста необходимого опыта. Надо заметить, что грузоперевозки — та отрасль, которая регулируется специфическими законодательным актами, знание содержания которых во многом определяет каким будет судебное решение по делу.

После выбора юриста необходимо заключить с ним договор на оказание юридических услуг, на основании которого будет произведено возмещение Ваших судебных затрат. В договоре обязательно должны быть указаны его стороны, предмет договора, цена и порядок оплаты.

Обычно после этого у Вас заботы, связанные с получением долга, заканчиваются. Вашим долгом начинает заниматься юрист.

Неоплата перевозки — мошенничество? Можно ли привлечь неплательщика к уголовной ответственности (ст. 159 УК РФ)?

Этот вопрос вызывает у перевозчиков и экспедиторов непонимание, хотя, на самом деле, все довольно просто. Для более простого понимания нужно понять что такое мошенничество и какие у этого уголовно-наказуемого деяния есть квалифицирующие признаки.

Состав преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса РФ — хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 48 раскрыты понятия “обман” и “злоупотребление доверием”.

Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.

Если обман не направлен непосредственно на завладение чужим имуществом, а используется только для облегчения доступа к нему, действия виновного в зависимости от способа хищения образуют состав кражи или грабежа.

Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо его личными отношениями с потерпевшим.

Злоупотребление доверием также имеет место в случаях принятия на себя лицом обязательств при заведомом отсутствии у него намерения их выполнить с целью безвозмездного обращения в свою пользу или в пользу третьих лиц чужого имущества или приобретения права на него (например, получение физическим лицом кредита, аванса за выполнение работ, услуг, предоплаты за поставку товара, если оно заведомо не намеревалось возвращать долг или иным образом исполнять свои обязательства).

Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности наказуемо согласно пятой части статьи 159 УК РФ. Более подробно понятия “предпринимательская деятельность” и “преднамеренное неисполнение обязательств” раскрыты в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 года № 48 (пункты 7 и 9).

Теперь буквально в одном предложении о мошенничестве, применимое к неоплатам в грузоперевозках. Мошенничество — такие действия лица или группы лиц, которые направлены на присвоение причитающейся перевозчику платы путем предоставления заведомо ложных сведений, в том числе касающихся возможности исполнить обязательство, или имеющих изначальное намерение не исполнять принятые на себя обязательства.

Из этого следует несколько важных выводов:

  1. Далеко не каждое неисполнение денежного обязательства является мошенничеством. Полстраны имело бы судимость за неуплату коммунальных и кредитных платежей.
  2. При наличии оснований полагать, что на момент заключения договора лицо, обязующееся оплатить перевозку, заведомо не могло исполнить свое обязательство, можно и нужно обращаться в полицию с заявлением о совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 159 УК РФ.
  3. Законодательство РФ предусматривает возможность защищать нарушенное право любым доступным способом. Перевозчик может одновременно обратиться и в органы внутренних дел, и в арбитражный суд за взысканием задолженности. Эти способы взаимодополняют друг друга; полученные в результате процессуальных действий документы и доказательства могут приобщаться к материалам уголовного и (или) арбитражного дела.

Для возбуждения уголовного дела должно быть несколько потерпевших, пострадавших от мошенника?

Это заблуждение, которое бытует среди перевозчиков. “Мошенничество” не определяется количеством преступных эпизодов, а квалифицируется по ряду признаков. Кроме того, неоднократные неоплаты услуг по перевозке грузов многим перевозчикам, не всегда могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ, так как в этих деяниях может отсутствовать , предусмотренный этой статьей.

Возмещение судебных расходов.

Под судебными расходами в Арбитражном процессуальном кодексе понимаются расходы, связанные с необходимостью оплаты государственной пошлины, и судебные издержки, к которым относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 110 АПК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса гласит о том, что судебные расходы (чаще всего при взыскании долгов за грузоперевозки под ними подразумевается государственная пошлина) взыскиваются судом со стороны.

Если говорить проще, то расходы, понесённые перевозчиком, которому не заплатили за перевозку, будут взысканы с должника. Таким образом, деньги, которые перевозчик оплатит для получения долга за перевозки, будут ему возвращены должником.

Пени и проценты за пользование чужими деньгами.

Если перевозка не оплачена в срок, у должника перед перевозчиком возникает обязанность оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Размер процентов может определяться договором или законом. При отсутствии в договоре размера пени за просрочку оплаты перевозки применяется так называемая законная неустойка.

Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами должник уплачивает проценты. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банком России.

Неустойка есть один из способов обеспечения обязательства. Если нет оплаты за грузоперевозку в полном объёме в установленный договором срок, Вы можете защитить нарушенное право. При обращении в суд для взыскания долга желательно приложить к иску правильно произведённый расчёт процентов за пользование чужими средствами.

Если Вам не платят за перевозку, не теряйте времени.

Что делать в случае, если Вам задержали оплату за перевозку груза? Какой срок следует считать опасным? Практика показывает, что начинать взыскание оплаты за грузоперевозки в суде следует не позднее 30 дней после наступления даты оплаты перевозки. Это означает, что досудебный (подготовительный) этап должен начинаться через 15-20 дней после образования задолженности. Перевозчики должны чётко осознавать, что неоплата за перевозку в установленный договором срок является не менее грубым нарушением, чем просрочка доставки груза.

Тем не менее, перевозчики зачастую предпочитают тянуть со взысканием долгов до последнего, когда их должник начинает ликвидацию. Это огромная ошибка! Если Вам не заплатили за перевозку — не тяните, взыскивайте и получайте оплату!

Чем больше времени пройдёт от дня неоплаты перевозки, тем меньше шансов увидеть свои деньги. Объективная реальность, к сожалению, такова, что не все долги по грузоперевозкам можно получить, однако, это не повод для того, чтобы прощать все долги и дарить кому-то деньги, заработанные тяжёлым трудом. Мы уважаем Ваш труд и если видим, что долг относится к категории безнадёжных, сразу говорим об этом, оберегая Вас от лишних трат.

Перевозка не оплачена? Не отчаивайтесь!

Три слагаемых успеха взыскания долгов за грузоперевозки:

Из этих элементов сложно выделить самый главный или, напротив, самый незначительный. Чтобы получить оплату за выполненную грузоперевозку должны присутствовать все слагаемые. Отсутствие любого из них повышает шансы того, что перевозка так и останется не оплаченной.

Не заплатили за перевозку? Обращайтесь!

Мы действуем строго в правовом поле. 100%-ая легальность взыскания гарантирует от предъявления к Вам претензий в вымогательстве. Вашими долгами за выполненные грузоперевозки занимаются только грамотные и компетентные юристы, имеющие большой практический опыт. Взыскание проводится с единственной целью — вернуть Вам долг за перевозку груза в полном объёме как можно быстрее.

* включает в себя анализ ситуации и составление претензии в случаях, когда она необходима.

Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват

В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП.

Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо - водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром.

Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии.

Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить.

На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить. В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль. Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины - это обычный риск предпринимателя.

Перевозчик не отвечает за повреждения, если груз был плохо запакован

Грузоотправитель передал товар в бракованной упаковке. Из-за этого в пути часть груза испортилась. За такой недостаток товара перевозчик ответственности не несет. Здесь работает правило: компания, которая занимается перевозкой, не должна возмещать убытки за утрату, недостачу или порчу товаров, если отправитель плохо упаковал груз.

Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах. В дороге один автомобиль получил повреждения - в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону перевозчика. Транспортная компания доказала, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения.

По общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если только в договоре стороны не прописали обязанность перевозчика упаковать товар. Отправитель обязан подготовить товар таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза.

Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб

Если ущерб грузу нельзя определить точно, перевозчик все равно обязан его возместить. Конкретную сумму должен указать суд.

Президиум ВС привел пример. Перевозчик не доставил груз, отправитель потребовал возместить убытки. Первая и апелляционная инстанции решили, что стоимость груза установить невозможно. Чтобы доказать цену товаров, отправитель представил договор поставки запчастей с третьим лицом и товарную накладную. Но в перевозочных документах ссылки на них не было. Суды отказали истцу.

Кассация встала на сторону грузоотправителя. Если в транспортных документах не указана стоимость груза, это не освобождает перевозчика от ответственности. Суд обязан определить размер убытков с учетом всех обстоятельств дела.

Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности

Если отправитель груза по железной дороге занизил массу товара, перевозчик вправе взыскать с него неустойку. Перевозчик вправе сделать это в двух случаях - если из-за искажения уменьшилась стоимость перевозки или вагон был перегружен. Отправитель может не платить штраф, если докажет, что масса груза искажена с учетом допустимой погрешности.

Например, перевозчик принял к перевозке вагон с распиленными бревнами. Отправитель определил массу груза по обмеру. На станции отправления перевозчик взвесил вагон на контрольных весах и решил, что груз весит больше. Перевозчик потребовал неустойку.

Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра - допустимая погрешность при взвешивании груза.

Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно. Допустимая погрешность - не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.

Суд вправе снизить размер штрафа за неверно указанную массу груза

Если отправитель занизил массу груза за рамками погрешности, придется платить неустойку. Размер неустойки - пятикратная плата за перевозку. Но суд может уменьшить штраф, если сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Грузоотправитель неправильно указал в транспортной накладной массу груза. В результате была не только искажена реальная масса товара, но и превышена предельная грузоподъемность вагона. За каждое из этих двух нарушений перевозчик решил взыскать санкции с отправителя. Он подал иск о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона и за искажение сведений в транспортной накладной - всего 897 тыс. руб. Ответчик попросил снизить неустойку.

Суды удовлетворили исковые требования частично и снизили неустойку до 538 тыс. руб. Они приняли доводы ответчика о том, что перевозчик не понес убытки из-за перегруза, а излишки товара выгрузили сразу после перевески.

Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит

Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие - если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика.

Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции. Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом. В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании.

Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция.

Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными. На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя. Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.

Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя

С экспедитора нельзя взыскать убытки за утрату, недостачу или порчу груза перевозчиком, если по договору он является лишь агентом отправителя. Из этого правила есть исключения: экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.

Отправитель может приостановить срок исковой давности, если направит претензию

Время на претензионный порядок не засчитывается в срок исковой давности. Президиум Верховного суда привел в качестве примера дело, в котором перевозчик потерял груз. Отправитель предъявил претензию, но она осталась без ответа. Через некоторое время компания обратилась в суд с иском.

Первая инстанция удовлетворила требования истца. Апелляция отменила это решение. Суд заметил, что время предъявления претензии входит в срок исковой давности, не приостанавливает и не продлевает его. Кассация не согласилась с апелляцией и оставила в силе решение первой инстанции.

Суд указал, что стороны пытались урегулировать спор во внесудебном порядке, который предусмотрен законом. Это значит, что срок исковой давности приостанавливается на срок урегулирования спора, который указан в законе, а если такого срока нет - на шесть месяцев со дня начала процедуры.

Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок

Экспедитор обязался доставить груз. Для этого он привлек стороннюю фирму - перевозчика. В результате ДТП часть груза была повреждена. Экспедитор возместил клиенту ущерб, после чего направил перевозчику претензию с требованием возместить реальный ущерб от несохранной перевозки.

Перевозчик отказал, поскольку с момента утраты груза прошло полтора года. По закону срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год. Его надо исчислять со дня признания груза утраченным.

Экспедитор пошел в суд. Первая инстанция встала на его сторону, но апелляция и кассация поддержали перевозчика. Суды исходили из того, что сокращенный срок исковой давности и момент его начала установлены в транспортных уставах и кодексах. Эти сроки не могут произвольно продлеваться в зависимости от действий истца.

Вконтакте