Что означает дерево на иконе троицы. Созерцая «Троицу

12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева

Импровизация - дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» - яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых

1 ЧАША . Это центр композиции - символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА . Символ жертвенности Бога Сына.
3 БОГ ОТЕЦ . По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ . Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
5 СКИПЕТР . Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
6 ДЕРЕВО . В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ . В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь.
8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ . Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
10 БОГ СЫН . Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, - говорит культуролог Вадим Ланкин, - можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) - символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
12 ГОРА . Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский - «великий и сильный».
В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, - и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, - в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», - отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания - жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, - говорит ученый, - обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

ХУДОЖНИК
Андрей Рублев

Ок. 1360 - Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 - Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 - Принял монашество под именем Андрей.
1405 - Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 - Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 - Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным - в 1411 году).
Ок. 1427 - Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 - Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 - Причислен к лику святых.

Икона Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица» — пожалуй самое известное изображение Бога в трех его ипостасях. Немногие знают, в чем значение этой иконы, и как помогает молитва Святой Троице.

Этот классический образ много раз фигурировал в иконописных мотивах и изменялся с течением времени.

Существует несколько «неканонических» изображений Святой Троицы, но в этой статье мы рассмотрим классическую ветхозаветную икону.

Что означает Святая Троица в Православии

Понятие Святой Троицы характеризует христианское учение о триединстве Господа. Единосущность Отца, Сына и Святого духа – это основание христианской религии. Само слово «Троица» введено во II веке святителем Феофилом Антиохийским.

Само постижение тайны о Пресвятой Троице непостижимо для греховного рассудка человека, и только духовный путь и аскетический подвиг могут приблизить к пониманию триединства Божьего.

Вот почему так важно созерцание великого творения, описывающего трисолнечный свет православия. Оно позволяет через физический опыт, духовно принять единосущность Господа в трех образах.

Молитва Святой Троице

Верующие христиане, молясь «Отче наш», обращаются к Богу Отцу, Иисусовой молитвой - Богу Сыну, произнося «Царю Небесный, Утешителю» мы обращаемся к Святому Духу.

При этом, чтобы не впасть в язычество, в котором исповедуют трех богов, важно учитывать, что Божественные лица Триедины, Они не осознают себя как обособленные Личности. Потому молиться можно любой молитвой.

Существует так же непосредственное молитвенное обращение к Святой Троице:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Кто изображен на иконе Святая Троица

Основное учение в христианстве говорит нам, что существо Бога выражается в трех ипостасях – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Святая церковь учит, что эти образы неделимы, но и не слитны между собой. Каждый из них является символом Создателя проявляет высшую божественную сущность.

Непосредственное изображение божественного лика противоречит канонам христианства, ибо «Бога не видел никто и никогда» (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12), поэтому на святыне изображены три Ангела, олицетворяющие собой странников, явившихся Аврааму в 18-й главе книги Бытия. Узрев, что в физическом образе перед ним предстал сам Бог, Авраам с почтением принял у себя Путников. Со временем такая иносказательная символика и стала в иконографии традиционным способом изображения Господа.

Стоит отметить: существует несколько новозаветных изображений, где Бог Отец предстает в образе старца, Бог Сын – в образе Христа, а Святой Дух – в образе голубя. Но такие изображения не являются каноническими, т. е. не утверждены Православной церковью!

О чем просят и от чего оберегает Святая Троица

В молитве к Святой Троице, начинающейся словами «Пресвятая Троице помилуй нас», христианин просит простить его грехи, очистить от всякой скверны. Обращаясь к каждому Лицу по отдельности, верующий обращается к Единому Богу «имене Твоего ради» (а не «имён Твоих»).

Христианин осознает свои согрешения и просит Бога простить его, дать помощи, лекарства, чтобы преодолеть немощи - т. е. соблазн снова совершить этот же грех. И по вере, получает просимое.

Заключение

Каждому христианину необходима постоянная поддержка Господа, его руководство и помощь. Образ Святой Троицы – это прямая связь с природой Бога.

Любой молящийся перед этой иконой с покаянием и смирением получает доброту и поддержку Господа на духовном и мирском поприще.

«Живоначальная Троица» - это шедевр иконописи, который был и остается самой узнаваемой работой одного из величайших художников за всю историю не только нашей страны, но и за всю историю в целом.

Этот шедевр был написан в начале 15 века Андреем Рублевым. Ранее мы писали о другой иконе Рублева — об иконе Владимирской Божьей Матери , которая ценится в христианском мире не меньше, чем «Живоначальная Троица».

История иконы

На иконе изображены три ангела, которые олицетворяют триединое начало Бога. Это Отец, Сын и Святой Дух. Фигуры их не наполнены действием и не имеют эмоций. Они просто смотрят куда-то перед собой. Достоверно никто не может сказать, где расположен Отец, Сын или Дух, но, с другой стороны, это и не так важно, поскольку божьи начала равны, хоть их предназначение различно. Есть мнение о том, что Отец передает Сыну святую чашу, который изображен в центре. Это говорит о том, что справа находится Святой Дух.

Это прославленная русская икона, созданная в крайне тяжелое для Руси время. В ту пору вся надежда была на Господа Бога — она же и спасла наших предков от владычества монголов, от Смутного времени, от других порабощений.

Сейчас икона хранится в здании государственной Третьяковской галереи, пройдя путь почти в 600 лет. Ее много раз обновляли, поэтому сейчас она находится в сравнительно хорошем состоянии. С ней связано множество удивительных исцелений, которые можно назвать чудом. Главное ее чудо — это скрепление народа прочными нитями веры, которые помогали соединить всех людей в борьбе за независимость, добро и светлое будущее.

Праздник Троицы

Днем данной чудотворной иконы считается 50-й день после Пасхи , то есть, год от года эта дата меняется. Это праздник Отца, Сына и Святого Духа, однако и про данную икону не забывают упомянуть. День Святой Троицы входит в список главных 12 православных праздников , о которых мы рассказывали ранее. В церквях проводятся праздничные литургии. В православных церквях в этот день проводится одна из самых красивых и радостных служб. В этот день вспоминаются все усопшие, поэтому иногда люди посещают кладбища на Троицу.

Если у вас не будет возможности посетить церковь, можно прочитать великую молитву Царю Небесному дома, состоящую из двух частей:

Часть первая: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Часть вторая: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Дома в день Святой Троицы люди обычно созывают гостей и принимают родственников за праздничным столом. Считается, что на Троицу лето полностью открывает нам свои объятия, прогоняя плохое настроение и холода.

В этот праздник собирается вся семья, все дарят друг другу подарки и хорошее настроение. Есть одна примета о том, что на Троицу необходимо очищать свой огород от сорняков — точно также как и душу от скверны. Многие до сих пор пускают венки по воде, как делали наши предки, чтобы привлечь удачу.

Некоторые старообрядные священнослужители отмечают, что на Троицу можно . Многие верующие пользуются это приметой в своих целях. Мы желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.05.2016 06:10

День Святой Троицы - один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким...

Святая Троица

Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Для выражения ее в образе Православной Церковью принята икона Святой Троицы, передающая библейскую сцену явления трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Как указание на принадлежность их горнему миру, они изображаются в виде трех крылатых ангелов. Изображение это, основанное на конкретном историческом событии, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении. Как иконография, так и богослужение связывают начало этого обетования с его завершением в день Пятидесятницы, когда дается окончательное откровение Святой Троицы. Другими словами, икона Троицы как бы соединяет воедино начало ветхозаветной Церкви с установлением Церкви новозаветной.

В пятой книге «Евангельского доказательства» Евсевия Кесарийского, цитированной прп. Иоанном Дамаскиным в третьем слове в защиту святых икон, по поводу слов «явися Бог Аврааму у дуба Мамврийска» имеется сообщение о том, что изображение Святой Троицы в виде трех ангелов существовало с древнейших времен на месте явления трех странников Аврааму. Изображение это возникло в связи с особым почитанием как евреями, так и язычниками места явления у дуба Мамврийского, где совершались также и языческие жертвоприношения.

Св. Троица. Андрей Рублев. 1408–1412 или около 1425 г. ГТГ

Какой характер имело это изображение, мы не знаем. Во всяком случае, с древности Святая Троица изображалась как историческая библейская сцена с сидящими за трапезой под дубом ангелами, прислуживающими им Авраамом и Саррой и хоромами Авраама на заднем плане. На переднем плане часто помещается слуга, убивающий тельца. Расположение ангелов при видимой однородности представляемой сцены изменялось в зависимости от толкований, которые применялись к этому библейскому событию, и той догматической мысли, которую требовалось подчеркнуть. Так, например, одними святыми отцами посещение Авраама тремя странниками понималось как явление, хотя и косвенное, всей Святой Троицы, другими же – как явление Второго Лица Святой Троицы в сопровождении двух ангелов.

Гостеприимство Авраама. Роспись катакомбы на виа Латина. Рим. IV в.

Явление ангелов Аврааму. Гостеприимство Авраама. Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре. Рим. 430–440 гг.

Такое толкование не меняет понимания этого события как явления Троицы, ибо поскольку каждое из Лиц Святой Троицы обладает всей полнотой божества, то и присутствие Сына с двумя ангелами можно понимать как образ Троицы. В этом смысле явление это и толкуется богослужебными текстами, которые определенно говорят о нем как о явлении Святой Троицы: «Видел еси яко есть мощно человеку видети Троицу и Тую угостил еси яко друг присный, преблаженне Аврааме»; «древле приемлет Божество Едино Триипостасное священный Авраам…». В связи с учением Церкви и толкованием отцов, изображаемые ангелы располагаются иногда по принципу изокефалии, т. е. сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Святой Троицы при их неслиянности (например, в мозаике церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, V в., или в Коттоновой Библии того же времени в Британском музее в Лондоне). Кроме того, это равенство иногда подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов (например, в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.) и их атрибутами. В других случаях композиция строится пирамидально, с выделением среднего ангела как главного среди других.

Изображение трех библейских странников в виде ангелов в течение многих веков было единственной иконографией Святой Троицы, а в Православной Церкви оно существует и поныне как единственная из иконографий, соответствующая ее учению.

Наиболее полное соответствие учению Церкви образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем «Троица» Рублева, написанном прп. Андреем для Троице-Сергиева монастыря, как полагают, между 1408 и 1425 гг.и в настоящее время находящемся в Третьяковской галерее в Москве. Как и на других, более ранних иконах Троицы, здесь изображены три ангела, но обстоятельства их появления обойдены молчанием. Представлены хоромы Авраама, дуб и гора, но сами Авраам и Сарра отсутствуют. Не упраздняя исторического аспекта события, прп. Андрей свел его к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл. Отличает эту икону от других и основная форма ее композиции – круг. Проходя по верхней части нимба среднего ангела и обрезая частично внизу подножия, круг этот включает в себя все три фигуры, едва заметно проступая в их очертаниях. Такая композиция Троицы встречается и раньше, но лишь на панагиях, маленьких круглых иконках, и на донышках священных сосудов. Однако там эта композиция обусловлена самой формой предмета и отсутствием свободного места, а не догматической мыслью. Поместив фигуры ангелов в круг, прп. Андрей объединил их в одном общем, плавном и скользящем движении по линии круга. Благодаря этому центральный ангел, хотя и выше других, не подавляет их и не господствует над ними. Нимб его наклоненной головы, отклоняясь от вертикальной оси круга, и подножия, сдвинутые в другую сторону, еще более усиливают это движение, в которое вовлекаются и дуб, и гора. Однако в то же время этим наклоненным в одну сторону нимбом и сдвинутыми в другую сторону подножиями восстанавливается равновесие композиции, и движение задерживается монументальной неподвижностью левого ангела и хоромами Авраама над ним. И все же, «куда бы мы ни обращали наш взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии, линейные соответствия, формы, возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением, линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, – невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен».

Отечество с избранными святыми. Новгород. Начало XV в. ГТГ

Сопрестолие (Троица Новозаветная). Москва. Начало XVIII в. ГИМ

В иконе при. Андрея – и действие, выраженное в жестах, и общение, выраженное в наклонах голов и поворотах фигур, и неподвижный, безмолвный покой. Эта внутренняя жизнь, объединяющая три заключенные в круг фигуры и сообщающаяся тому, что их окружает, раскрывает всю неисчерпаемую глубину этого образа. Он как бы повторяет слова св. Дионисия Ареопагита, по толкованию которого «круговое движение означает тождество и одновременное обладание средним и конечным, того, что содержит, и того, что содержится, а также и возвращение к Нему (Богу. – Ред.) того, что от Него исходит». Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, Евхаристической Чаше с головой жертвенного животного. Прообразуя добровольную жертву Сына Божия, она стягивает движения рук ангелов, указывая на единство воли и действия Святой Троицы, заключившей завет с Авраамом.

Почти одинаковые лики и фигуры ангелов, подчеркивая единство природы трех Божественных Ипостасей, в то же время указывают на то, что икона эта ни в коем случае не претендует изобразить конкретно каждое Лицо Святой Троицы. Как и другие иконы, более ранние, это не есть изображение самой Троицы, т. е. трех Лиц Божества, поскольку Божество по существу своему не-изобразимо. Это та же историческая сцена (хотя и со сведенным к минимуму историческим аспектом), которая в проявлении Троичного действия в мире, Божественной икономии, символически раскрывает единство и троичность Божества. Поэтому при единообразии ангелов они не обезличены и у каждого из них определенно выражены его свойства в отношении действия его в мире.

Ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры, слева направо: верую в Бога Отца, Сына и Духа Святого. Полной неописуемости первой Ипостаси, которой и в Символе веры посвящены лишь скупые и сдержанные выражения, соответствует неопределенность и сдержанность расцветки верхней одежды левого ангела (нежно-розовый плащ с коричневыми и сине-зеленоватыми рефлексами). Пространному по сравнению с другими и точному вплоть до исторического указания («при Понтийстем Пилате») изложению о второй Ипостаси соответствует четкость и ясность цветов среднего ангела, одежда которого имеет обычные цвета воплотившегося Сына Божия (пурпурный хитон и синий плащ). Наконец, главный цвет третьего ангела – зеленый, цвет его плаща, который, по толкованию св. Дионисия Ареопагита, означает «молодое, находящееся в полноте сил», определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего Лица Святой Троицы. Тонко прочувствованная гармония красочных взаимоотношений иконы Троицы прп. Андрея составляет одно из главных ее очарований. Особенно поражает необычайной силы и чистоты васильковый синий цвет плаща среднего ангела в сочетании с золотистыми, цвета спелой ржи, крыльями. Четкой и ясной цветовой характеристике среднего ангела противопоставлены мягкие цвета двух других ангелов; но и в них врываются, сияя как драгоценные камни, яркие пятна синего. Объединяя в цветовом отношении все три фигуры, он как бы указывает, в свою очередь, на единство природы Лиц Святой Троицы и придает всей иконе спокойную и ясную радость. Таким образом, и в красочных сочетаниях этой иконы звучит та же жизнь, которой проникнуты ее образы, формы и линии. «Здесь есть и выделение центра, и цветовые контрасты, и равновесие частей, и дополнительные цвета, и постепенные переходы, уводящие глаз от насыщенного цвета к мерцанию золота (фона. – Л. У.), и надо всем этим сияние спокойного, как безоблачное небо, чистого голубца». Эту икону, с ее неисчерпаемым содержанием, гармонически уравновешенной композицией, величаво-спокойными фигурами ангелов, легкими, по-летнему радостными красками, мог создать только человек, унявший в душе тревоги и сомнения и просвещенный светом боговедения.

Св. Троица. Россия. XV в. ГРМ

Икона прп. Андрея остается до настоящего времени классическим образцом иконографии Святой Троицы. Сохраняются как основные ее тона, так и отдельные детали композиции и рисунка. Воспроизведенное здесь другое замечательное изображение Святой Троицы (см. с. 305) представляет собой очевидный список с иконы Рублева. Икона эта находится в Русском Музее в Ленинграде (Санкт-Петербурге. – Ред.) и считается написанной не позднее конца XV в. Здесь те же позы и фигуры ангелов, но расположены они уже не по кругу, а почти по прямой линии с едва заметным выделением среднего из них. Почти лишенные плеч фигуры еще более женственны, чем на оригинале. Композиция статичнее, и фигуры ангелов соединены между собой более тоном, чем движением. Сохраненные здесь основные цвета одежд даны приглушенными и сильно обобщенными. Общий тон этой иконы не свежий и ясный, как у Рублева, а сдержанный и теплый. Благодаря усиленному значению заднего плана вся сцена становится как бы ближе к земному, и открывшийся прп. Андрею в своем непостижимом величии образ приобретает здесь больше доступности, интимности и теплоты.

Из книги Библия Раджниша. Том 2. Книга 2 автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги 1000 и один способ быть самим собой автора Некрасов Анатолий Александрович

ТРОИЦА Человек - это играющий с собой Бог, наслаждающийся игрой Бог, развлекающийся неведением владыка мироздания, забавляющийся иллюзией творец миров. Джананакришна Если Миропонимание не выстроено, нет цельной картины, и в нём много заблуждений, то не знаешь, куда

Из книги Эзотерическое христианство, или Малые мистерии автора Безант Анни

Глава IX. Святая Троица Каждое плодотворное изучение божественного Существования должно начинаться с утверждения, что оно Едино. Все Мудрецы утверждали это единство; все религии провозглашали его; все философии брали в основу: «Единый без второго». «Слушай Израиль, –

Из книги Богослов, который сказал о Боге лишь одно слово автора Логинов Дмитрий

НЕБИБЛЕЙСКОЕ СЛОВО «ТРОИЦА» Пожалуй, в заключение стоило бы еще обратить внимание на то самое, что отмечается большинством религиоведов, говорящих о Троице. А именно: слово «Троица» – небиблейское (как, обыкновенно, выражаются эти религиоведы).Что это значит? Возьмем, для

Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом (Другой перевод)] автора Найми Михаил

Глава 3 Святая троица и совершенное равновесие МИРДАД: Но, несмотря на то, что в своем «Я» центрированы вы, однако, все же, заключены в едином общем «Я» - и даже «Я» единое Всевышнего в том общем «Я» заключено.Божественное «Я» - святая вечность, нетленное, единственное

Из книги Мистическая Каббала автора Форчун Дион

Глава 7 Высшая Троица 1. Ознакомившись с обзором развития трех первых Божественных Эманации, мы теперь в состоянии получить более глубокое представление об их природе и значении, поскольку можем их изучать в их взаимосвязи. Это единственный способ изучения Сфирот,

Из книги Совершенное супружество автора Веор Самаэль Аун

Глава 32. Божественная Троица Священные Писания Индии утверждают, что пупок, сердце и горло являются огненными центрами человеческого организма, и добавляют, что медитируя над указанными центрами, мы находим Учителей Сарасвати, Лакшми, Парвати или Гириха, в

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

Троица (Триада) Принцип первый: Атман, или чистый дух, является Абсолютом в манифестации. Это Отец Всего; Создатель, Хранитель и Разрушитель в Едином Целом, присутствующий во всем сущем.Принцип второй: Буддхи – это Духовная Душа, проводник, через который Атман выражает

Из книги Нордическая мифология автора Торп Бенджамин

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ ТРОИЦА На одном из петроглифов Швеции эта Прагерманская Троица выглядит следующим образом: некие два Бога - один, очевидно, однорукий, другой, по всей видимости, двурукий, крутят большое кельтское колесо. Поясняя это изображение, Готтфрид Шпанут

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Троя и христианская Святая Троица Мудрость, Жертва, Любовь - Троя.Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - Святая Троица.Нетрудно увидеть соответствие между Троей и Троицей:Бог Отец = Мудрость;Бог Сын - Иисус Христос = Жертва;Бог Дух Святой, оживляющий всё вокруг, = Любовь.Парис

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Глава 7 Июнь. Зелёные Святки. Троица. Крещение кукушки. Духов день. Летние гадания. Заговоры В древнерусском календаре июнь назывался «светозар», что означает озаренный светом. Светозар у славян олицетворял юность, молодость, силу. Также существовали другие названия: изок,

Из книги Прощание без возвращения? [Смерть и потусторонний мир с точки зрения парапсихологии] автора Пассиан Рудольф

Зелёные святки – Семик. Троица (май-июнь) Зелёные святки (Семик) справлялись на Руси на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до праздника Троицы. У славян олицетворял окончание весны и начало лета. С принятием христианства на Руси языческий праздник был приурочен к

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Троица (триединство) - тело, душа, дух «Есть тело душевное, есть тело и духовное», говорится в Первом послании к коринфянам, гл. 15, стих 44. (В немецком тексте Святого Писания эти слова звучат так: «Ist ein nat?rlicher Leib, so ist auch ein geistiger Leib». Nat?rlicher Leib можно перевести как «естественное,

Из книги Учителя и путь автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Святая Троица Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Для выражения ее в образе Православной Церковью принята икона Святой Троицы, передающая библейскую сцену явления трех странников праотцу Аврааму у дуба

Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро Стивен

Глава XIII ТРОИЦА И ТРЕУГОЛЬНИКИ Божественная ТроицаМы знаем, что Логос нашей системы (а большинство людей, говоря о Боге, в действительности говорят именно о нём) троичен. У него есть три лица, или, скорее, он существует в трех лицах и действует через три аспекта. В разных

Из книги автора

Умеренный монотеизм и Троица Каждое воскресенье в миллионах церквей всего мира христиане подтверждают учение о вочеловечении, повторяя изъявление веры, принятое по требованию Константина на Никейском соборе в 325 году. Ядро Никейского Символа веры, по-прежнему

Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Троица Нового Завета

Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название "Троица Ветхозаветная". Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства. Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно». В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в

Варианты изображения Новозаветной Троицы

Данный сюжет известен в нескольких иконографических вариантах, отличающихся между собой, главным образов положением, изображённых в нём фигур. Наиболее распространённый из них ― «Сопрестолие», представляет фронтальное изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на престолах или облаках, и парящего над Ними Голубя - Святого Духа.

Другой также широко известный сюжет носит название «Отечество». В нём Бог Отец представлен восседающим на престоле с младенцем сидящем на его коленях и держащем в руках сферу в голубом сиянии. Внутри её помещено символическое изображение Святого Духа в виде Голубя.

Споры о возможности изображение Бога Отца

Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.

Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.

Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.