Ароматы для улучшения работы мозга. Влияние запахов на человека

Ни в коем случае нельзя сравнивать вкус и обоняние. Не поддаются сравнению и язык и нос. На языке у человека расположены многочисленные вкусовые рецепторы, но нос – единственный орган чувств, который способен воспринимать и различать более полумиллиона разнообразных раздражителей! Кстати, такой широтой мировосприятия (кроме носа) обладают только глаза.

Наверное, именно по этой причине мы считаем, что у каждого настроения и эмоции есть «свой» запах. Общеизвестно, что именно запах оказывает влияние на первое впечатление, которые мы производим на людей, не меньше, чем наша внешность или стиль поведения. Правда, это влияние происходит в подсознании. Именно поэтому многие из нас не могут выйти из дома, не воспользовавшись духами или одеколоном.

Попробуйте представить, что Вы находитесь на весёлой вечеринке. Кому из окружающих будут уделять больше всего внимания? Вовсе не к тому, у кого в запасе имеются самые весёлые анекдоты или самые необычные истории из жизни. Конечно, всё внимание достанется тому человеку, от которого исходит самый приятный запах. Если Вы знаете, что воспользовались хорошими духами, — Вы не будете прятаться в тёмный угол, Вы будете чувствовать себя уверенно. Но не нужно забывать и о том, что без яркой личности хороший аромат – ничто.

Понятно, что ароматы духов не являются универсальными. Именно поэтому при разработке композиции духов парфюмеры представляют себе целевого покупателя. Парфюм «Nou» больше всего подойдёт современной деловой женщине. Основа духов – цветочные запахи и ноты тропического леса; по данным специалистов, эти составляющие принесут Вам успех у окружающих.

Многие люди склонны недооценивать влияние ароматов на социальный статус и развитие карьеры человека. Важно знать, что духи – не просто жидкость, обладающая каким-то запахом; они способны влиять на поведение, менять настроение, возбуждать и подавлять желание. Они играют важнейшую роль в нашей жизни, причём как в личной, так и в социальной. Хороший аромат может поднять Вам настроение утром!

А я люблю запахи, и необязательно хорошие, например, запах пота, газет или табачного дыма - это жизнь.
Интернет не пахнет

История любви (Décalage horaire)

Многие незаслуженно преуменьшают значения нашего обоняния. Тем не менее, результаты исследований ученых в этом направлении демонстрируют, что влияние запахов на человека очень огромное. Но, чтобы понять, как различные ароматы влияют на наше поведение или самочувствие, нужно разобраться во внутренних механизмах нашего мозга, в том числе, как и почему он реагирует на различные обонятельные раздражители.

Когда молекулы вещества (а запах – это и есть летучие молекулы) вступают в контакт с нервными окончаниями нашего носа, (рецепторы которых находятся на волосках, покрывающих слизистую), мы воспринимаем запах. Вдыхаемый воздух проходит через верхнюю часть носоглотки, где находятся эти волосики, далее информация о запахе передается в полушария мозга, а оттуда в лимбическую систему. Именно она формирует реакцию на запахи, из-за чего они влияют на наше внутреннее состояние.

Кроме того, молекулы запаха попадают в гипофиз. А там происходят более сложные процессы. Если тебе интересна данная тема, советую ознакомиться с наукой о влиянии запахов на мозг, которая называется ОЛЬФАКТРОНИКА. Я же сильно углубляться в нее не буду.

Эфирные масла, влияющие на концентрацию внимания

Представляю тебе список, основанный на моих личных наблюдениях и на советах экспертов в этом направлении:

  • БЕРГАМОТ: придает сил, поднимает настроение, усиливает творческие стороны мышления, улучшает память и внимание, а также повышает коммуникабельность и помогает легко преодолевать трудности.
  • ЛИМОННИК: улучшает память, помогает сосредоточить и сконцентрировать внимание.
  • ЛИМОН: заряжает бодростью, стимулирует умственные способности, повышает концентрацию внимания, обеспечивает прилив сил и позволяет быстро адаптироваться к новым условиям жизни и новым людям.
  • МЯТА: повышает работоспособность и препятствует утомлению.
  • ПАЧУЛИ: умеренно тонизирует, устраняет умственную и физическую усталость. Расширяет диапазон ассоциативного мышления.
  • РОЗМАРИН: улучшает память и ясность мышления. Повышает концентрацию внимания и помогает быстро запомнить большие объемы информации.
  • РОЗОВОЕ ДЕРЕВО: помогает концентрации внимания при физическом переутомлении.
  • ЭВКАЛИПТ: аромат продуктивного мышления и логики. Настраивает на длительную умственную деятельность.
  • ЛАВАНДА: увеличивает объем кратковременной памяти.
  • БАЗИЛИК: снимает умственную усталость, является хорошим средством для улучшения памяти и концентрации внимания.
  • ШАЛФЕЙ: восстанавливает умственные способности, память и способность концентрировать внимание.

Задание:

Если есть желание увеличить свою концентрацию внимания при помощи ароматов, то:

  1. Узнай, где продаются в твоем городе эфирные масла или ароматические палочки;
  2. Попроси продавца-консультанта предоставить имеющиеся ароматы из данного списка;
  3. Понюхай каждый аромат и купи тот, который тебе больше всего понравится.
  4. Также сразу можешь приобрести аромалампу, или изготовь ее дома вручную.

Стоит лишь напомнить, что хотя в семействах ароматов, есть деление на мужские и женские, элементы и тех и других могут использоваться в парфюмерии независимо от её "половой" принадлежности. А теперь - семейства…

Семейство №1:

ШИПРОВЫЕ (женские и мужские)
Ароматы этого семейства - это шалфей, лаванда, дубовый мох, пачули и смола. Название "шипровые" пошло от острова Кипр в Средиземном море, и его первым использовал Francois Coty, выпустив духи с тем же названием. Эти ароматы идеально подходят для любителей природы.
Примеры: женские Halston, Knowing от Estee Lauder, Miss Dior от Christian Dior; мужские D.K. Unleaded от Donna Karan.

Семейство №2:

ЦИТРУСОВЫЕ (женские и мужские)
Эти ароматы включают лимон, мандарин, грейпфрут, и бергамот. Легкое и свежее чувство этих духов хорошо подойдет для уикэнда, либо для особых случаев.
Примеры: женские - Eau de Rochas от Rochas и Gieffeffe от Gianfranco Ferre; мужские - Armani от Giorgio Armani, Drakkar Noir от Guy Laroche, Tommy от Tommy Hilfiger и Blue Jeans от Versace.

Семейство №3:

ЦВЕТОЧНЫЕ (женские)
Ароматы в этом семействе включают фиалку, гвоздику, розу, гардению, лилию, туберозу и нарцисс. Цветочные духи обычно состоят из комбинации нескольких различных цветочных ароматов.
Примеры: Chloe от Lagerfeld, Eternity от Calvin Klein, Gucci Accenti и Joy от Jean Patou.

Семейство №4:

ЦВЕТОЧНО-ВОСТОЧНЫЕ (женские)
Многие классификации содержат цветочно-восточный тип, который в нашей классификации можно представить как смесь цветочных и ориентальных ароматов.. Ароматы этого семейства - жасмин, гардения, мандарин,фрисия; конечные ноты сандалового дерева, мускуса, янтаря, и абрикоса. В принципе, цветочно-восточный тип - это подкатегория цветочного семейства и достаточно обширен, чтобы дать ему точное определение. Духи этого семейства рекомендуется использовать днем и ночью, так как они содержат экзотические цветы и пряности.
Примеры: Joop!, Samsara Guerlain, Sun Moon Stars от Karl Lagerfeld и Tresor Lancome.

Семейство №5:

ФУЖЕРНЫЕ или ПАПОРОТНИКОВЫЕ (женские и мужские)
Это семейство состоит из ароматов дубового мха, лаванды и герани. Французское слово "fougre" переводится как папоротник. Этот термин является странным для аромата, так как папоротники не имеют никакого запаха вообще!
Примеры: женские Baryshnikov от Parlux, Cool Water Woman от Davidoff и Safari от Ralph Lauren; мужские - Boss от Hugo Boss и Paco Rabanne.

Семейство №6:

ФРУКТОВЫЕ (женские)
Ароматы в этом семействе включают яблоко, абрикос, мандарин, бергамот, нероли, ананас, и папайю. Эти духи чистые и свежие как цитрусовые, мягкие и теплые как персик.
Примеры: Jess от Jessica McClintock, Lauren от Ralph Lauren, и Liz Claiborne от L. Claiborne.

Семейство №7:

ЗЕЛЁНЫЕ (женские)
Ароматы в этом семействе включают розмарин, лаванду, сосну, можжевельник, гиацинт, и гальбанум. Это запах зеленых листьев и свежесрезанной травы, смешанной с осенними бризами.
Примеры: Chanel №19 от Chanel, Gio от Giorgio Armani, Safari от Ralph Lauren, и Sung от Alfred Sung.

Семейство №8:

АЛЬДЕГИДНЫЕ [современные] (женские)
Ароматы этого семейства синтезированы из альдегидов, чистыми химическими соединениями, что обеспечивает большое разннобразие нюансов в ароматах этого семейства. Нагреваясь поверхностью кожи, эти ароматы приобретают насыщенность, становятся более яркими, а также альдегиды усиливают другие ноты в духах. Эта тенденция, впервые использованная Coco Chanel в ее Chanel №5, сейчас используется почти в каждых духах.
Примеры: Chanel #5 Chanel, Red от Giorgio Beverly Hills и White Linen от Estee Lauder.

Семейство №9:

ОРИЕНТАЛЬНЫЕ или ВОСТОЧНЫЕ (женские и мужские)
Ароматы в этом семействе - это янтарь, ваниль, дерево и смолы. Эти духи лучше всего подходят для вечерней одежды, хотя большинство людей плохо переносят этот очень плотный аромат.
Примеры: Black Pearls от Elizabeth Taylor, Casmir от Chopard, Opuim от Yves Saint Laurent и Shalimar от Guerlain.

Семейство №10:

МОРСКИЕ, ОЗОНОВЫЕ, ОКЕАНИЧЕСКИЕ (женские и мужские)
Ароматы в этом семействе - это полностью синтетические ароматы, напоминающие нам о таких вещах, которые невозможно уместить во флаконе: брызги волн, воздух в горах, природные стихии.
Примеры: Acqua Di Gio от Giorgio Armani, Duna от Crictian Dior и Sunflower от Элизабет Арден.

Семейство №11:

ПРЯНЫЕ (женские и мужские)
Ароматы этого семейства включают запах имбиря, корицы и кардамона, а также цветы, имеющие пряные ноты, такие как гвоздика и лаванда.
Примеры: Coco от Chanel, KL от Lagerfeld и Poison от Christian Dior; мужские - Bijan и Joop!.

Семейство №12:

АМБРОВЫЕ или ЛАВАНДОВЫЕ (мужские)
Это семейство включает в себя лавандовые масла и лавандовые растения, которые растут на юге Франции. Самый древние, ароматы лавандовых являются чистыми, яркими, натуральными запахами и идеальны для повседневного использования.
Примеры: Ungaro Collection от Ungaro.

Семейство №13:

КОЖАНЫЕ (мужские)
Масло, можжевельник, экстракт березовой коры в виде смолы. Насыщенная комбинация дымного и мягкого запаха делает это семейство ароматов часто используемым в одеколонах, дезодорантах, гелях и т. п.
Примеры: English Leather от Dana, Royal Copenhagen и Pour Lui от Oscar de la Renta.

Семейство №14:

ДРЕВЕСНЫЕ (мужские и женские)
Это семейство состоит из ароматов сандалового дерева, розового куста, кедра, vetiverа, а также содержит подсемейство морских (океанских, озоновых) древесных ароматов: мирта, мускуса и голубого ириса.
Примеры: Aramis от Estee Lauder, Cool Water от Davidoff, Safari от Ralph Lauren и Lauder от Estee Lauder.

ОБОНЯНИЕ - ГЛУБИННОЕ ЧУВСТВО
С развитием цивилизации нос в жизни человека играет все меньшую роль: современный человек 70 процентов впечатлений получает через глаза. Зато обоняние - самое чуткое и самое неумолимое из всех пяти чувств. За считанные доли секунды оно выносит свой окончательный и не подлежащий обжалованию приговор. Да и путь обонятельного раздражения в лимбическую систему - центральный диспетчерский пункт всех пяти чувств - не так долог. Этот участок мозга связан прямой линией с теми самыми пятью квадратными сантиметрами слизистой оболочки в наших верхних носовых раковинах, где расположены обонятельные рецепторы. Визуальные, тактильные и акустические раздражения попадают в лимбическую систему окольными путями - через разветвленную сеть нервной системы.

Лимбическая система мозга не только „заведует" нашими эмоциями - страх, радость, печаль, страсть - но и регулирует деятельность гипоталамуса, который, как известно, вырабатывает половые гормоны и, получив соответствующую информацию от обонятельных рецепторов, подает сигнал „боевой тревоги". Кроме того, лимбическая система играет важную роль в координации деятельности „ближней" и „дальней" памяти. Этим объясняется, почему некоторые запахи вызывают приятные или неприятные воспоминания: в нашем сознании многие события и люди „записываются" вместе с сопровождающими их запахами. Запахи могут оказывать самые неожиданные воздействия. Все зависит от того, какое первое впечатление с ними связано. И потому секс-бомба, благоухающая знаменитым „Шанель № 5" не имеет никаких шансов на успех у молодого человека, чья противная тетя имела обыкновение пользоваться этими духами.

СЕКСУАЛЬНЫЕ "ПРИМАНКИ"
На вкус и на цвет товарища нет. К запахам эта поговорка применима еще в большей степени. Одни и те же духи одного приводят в восторг, а у другого вызывают тошнотворное отвращение. Но все же некоторые запахи действуют на всех приблизительно одинаково.

Скажем, большинству мужчин приятны ароматы ванили и сандалового дерева, а запах лимона их тонизирует и возбуждает. Наиболее сексуальными и эротическими зарекомендовали себя амбра, мускус, цибетин, пачули, роза, земляника, малина, яблоко и кедровое дерево - не случайно большинство мужской и женской парфюмерии изготовлено на их основе. Любопытная история произошла с феромоном. Это вещество - своего рода пахучая сексуальная приманка, вырабатываемая в человеческом организме. Производители надеялись, что парфюмерия на основе феромона будет неотразимо воздействовать на противоположный пол. Но увы, к аромату этого синтезированного в лабораториях вещества остались равнодушны и мужчины и женщины. И попытки создать духи на основе „сексуальных приманок" благополучно канули в Лету.

И все же... Несмотря на коммерческое фиаско, феромон вполне может стать составной частью новых парфюмерных разработок - все дело в том, чтобы найти разумные пропорции. Эксперименты над животными показали, что феромон может оправдывать свое назначение.

"ТЫ ПЛОХО ПАХНЕШЬ..."
В повседневной жизни нам постоянно приходится иметь дело с людьми. А от них - и тут никуда не деться - исходят те или иные запахи. Особенно это важно в любовных делах: вряд ли отношения долго продлятся, если одному из партнеров не нравятся запахи, исходящие от другого.

Исследователи парфюмерии выяснили, что очень часто перемена в отношениях партнеров вызывает и изменение в восприятии запахов. В самых критических случаях не способны уже помочь никакие духи и дезодоранты. Кстати: женщины обычно после разрыва или развода меняют и духи, а мужчины охотно дарят новым подругам духи, которыми пользовались их прежние возлюбленные.

Но поговорим о гармоничных отношениях. Специалисты-психологи считают, что крепкая связь и долгая дружба возможны только на прочной „обонятельной основе": только приятный запах способен создать атмосферу близости, тепла и взаимного доверия. И это закладывается в человеке с первых часов жизни: младенец находит материнскую грудь в темноте - по запаху. Что такое хорошо и что такое плохо для нашего носа, мы узнаем в детстве.

Для грудного младенца все запахи ни хороши, ни плохи - и только от родителей он узнает, где „кака", а где „ляля". Постепенно запахи в нашем сознании соединяются с переживаниями и воспоминаниями, и хранятся в памяти в виде некоего католога, к которому мы на протяжении всей жизни будем обращаться за справками.

В МОРЕ АРОМАТОВ
Научно установлено, что у умных обоняние острее, чем у глупых. И что женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины. Их гормональная система прежде всего реагирует на запах, и они в буквальном смысле способны чуять, как себя чувствует партнер, а зачастую и его зарождающееся отчуждение.

Сколько же запахов способен различить человек? Об этом у ученых нет до сих пор единого мнения: талантливые носы способны различить до 2000 оттенков. Нормальные люди ограничиваются примерно 290 различными ароматами.

Тот, кто изо дня в день пользуется одними и теми же духами или одеколоном, рискует быстро утомить обоняние, как свое, так и окружающих. Привычный запах постепенно как бы перестает восприниматься вообще. Поскольку запах оказывает сильное влияние на настроение, советуем вам, для каждой встречи, в зависимости от ее назначения, выбирать свою ароматическую ауру, особенно это актуально, конечно, для любовных свиданий...

Дать имя новорожденному аромату – целая наука. Оно должно быть простым и запоминающимся, ярким, но в то же время неизбитым. Название, как и сам аромат, должно будить фантазию. Сначала парфюмеры шли простым путем. Их творения либо носили имя своего основного цветочного компонента (помните наши духи “Ландыш” и одеколон “Гвоздика”?), либо именовались высокопарно, романтично и карамельно.

Революцию совершила Коко Шанель. Выпустив несколько вполне традиционных духов со вполне традиционными названиями, в 1921 году она отчаянно идет ва-банк – появляются “Шанель №5”. Каково это, когда вокруг сплошные “Amour Amour” или “Narcisse Noir”? Название шокировало. Пуритане спрашивали: “Что значит №5, на что она намекает?”, педанты говорили: “Это полная бессмыслица”, гедонисты укоряли за плоскость, скромники – за нескромность.

Взять да назвать духи своим именем! Подчеркнутая собранность, деловитость и одновременно провокационность Шанель не вписывалась в парфюмерную действительность 20-х годов – она была вестником нового времени. Удалось, риск оправдал себя. Это непонятное “Шанель №5” до сих пор “держит марку”, восторгает или, по крайней мере, вызывает уважение.

Увидев, что метод провокации себя оправдывает, парфюмеры стали смелее. В 1977 году Ив Сен-Лоран выпустил “Opium”, из-за чего разгорелся мировой парфюмерный скандал. Суды США и Испании обвинили производителей в косвенной пропаганде наркотиков и запретили продажу этих духов на своих территориях. В Саудовской Аравии даже упоминать “Opium” было запрещено! Однако через восемь лет появился не менее опасный с точки зрения здоровья “Poisоn” (яд), и обнаружилось, что общественность уже привыкла к шокирующим названиям.

У парфюмеров появилась и другая тенденция: прислушиваться к своей интуиции и отражать настроение времени. Оказалось, что это не так просто: слишком быстро оно меняется. Но бесстрашный Calvin Klein в 80-х выпускает “Obsession” (одержимость), а в 90-х “Eternity” (вечность) “Сontradictions” (противоречия, противоположности, контрасты) – и во всех случаях попадает в такт. Так же, как оправдывают сиюминутные ожидания его “CK one” и “CK be”.

Для того, чтобы эти ожидания понять и, опередив конкурентов, отобразить их в названии нового аромата, на парфюмерной ниве трудятся целые подразделения психологов, социологов и лингвистов-международников. Ведь название должно “играть”, быть благозвучным и вызывать приятные ассоциации вне зависимости от языка производителя и потребителя. Иначе будут курьезы.

Например, итальянская парфюмерная марка “Rockford” изначально не имела никаких шансов: не только во франкоговорящих странах, но и во всем цивилизованном мире это название ассоциируется только со знаменитым французским сыром рокфор.

По той же причине духи “Tosca” вряд ли могут быть популярны в России – если только в качестве подарка сопернице. Многие производители парфюмерии привязаны к одному имени: изменяя запах, они просто “наращивают” старое название. Так “Poison” стал сначала “Tendre Poison”, а недавно и “Hypnotic Poison”, вслед за “Gio” появилась “Acqua di Gio”, а “Amarige” украсился пышным эпитетом – “Extravagance d`Amarige “.

Эксперты не считают такой подход правильным и рекомендуют придерживаться жесткого правила: новая нота – новое название. Все дело в ассоциациях: название и аромат тесно связываются в нашем восприятии. Увидев знакомое название, мы ожидаем, что новые духи – просто модификация старых (например, что “Acqua di Gio” – это разбавленные “Gio”).

Если исходная марка нравилась, покупатель хочет, чтобы новые духи хоть отдаленно напоминали своих одноименных предшественников, и не найдя ничего общего, испытывает разочарование. А если первый “Poison” до смерти надоел его хозяйке, она ни за что не посмотрит на второй и третий.

И все-таки даже серьезное исследование и знание “золотых правил маркетинга” еще не обещают духам народной любви. И наоборот – абсолютно проигрышные с точки зрения логики марки порой опровергают все научные изыскания. Вот, например, “Nina Richis L’Air du Temps” – звучит как издевка над непреложным законом: “название должно быть максимально короткое, броское и запоминающееся”. Мало того – не знающими французского оно воспринимается как неудобопроизносимая скороговорка-абракадабра.

И тем не менее духи “L’Air du Temps” уже много лет далеко не последние по уровню продаж. Почему? Наверное, в них есть какая-то загадка…

Роль запахов в нашей жизни, как правило, недооценивают - хотя исследования последних лет наглядно показывают, что они определяют очень многое в человеческом существовании. В том числе они влияют на нашу работоспособность, память и концентрацию внимания. T&P объясняют, как лаванда способна победить болезнь Альцгеймера, почему запах лимона бодрит и поможет ли любимый парфюм сдать сессию.

Еще несколько лет назад запахи были для человечества чем-то если и не совсем непознанным, то, по крайней мере, мало изученным. Но в последнее время появляется все больше исследований, посвященных тому, как они влияют на нашу жизнь и повседневное поведение в разных его проявлениях: начиная от выбора сексуального партнера и заканчивая нашим восприятием городского пространства. Воздействие ароматов на наше самочувствие стали применять в медицине: парфюмер Кристоф Лодамьель в одном из интервью рассказал об использовании в парижской клинике Шато де Гарш специальных запахов, которые позволяют пациентам выйти из комы, перезапуская их мозг. Запахи стали применяться и в искусстве для создания определенного настроения на выставках - к примеру, посетителей детского музея Нью-Йорка обволакивает запах свежеиспеченного бабушкиного хлеба. Вместе с тем ученые заговорили и о том воздействии, которое различные ароматы оказывают на нашу способность концентрироваться и запоминать информацию, а как следствие - на личную эффективность. Чтобы понять, как именно две капли лавандового масла могут помочь в написании ответственной академической работы, для начала стоит в общих чертах рассказать о том, что именно происходит с нами при столкновении с разными запахами.

Как это работает?

Запах состоит из молекул, причем молекул неоднородных, состоящих из различных химических веществ. Эти вещества и воздействуют на нас тем или иным образом. При вдохе через нос часть воздуха вместе с молекулами пахучего вещества поступает в обонятельную область, где взаимодействует со специальными рецепторами, которые выделяют и передают информацию об интенсивности, качестве и продолжительности того или иного запаха в мозг. Вначале эти сигналы попадают в обонятельную луковицу - первый центр обработки обонятельной информации в головном мозге. Далее сигнал передается к полушариям мозга, где формируется осознанное ощущение запаха, и в лимбическую систему, где рождается эмоциональная и мотивационная реакция на полученный обонятельный сигнал. Лимбическая система связана с самыми разными аспектами нашей жизни: эмоциями, сном, памятью (как кратковременной, так и долговременной) и даже половым влечением. Поэтому ароматы действительно помогают нам расслабиться, настроиться на игривый лад или лучше запоминать информацию. Помимо этого сигналы направляются в гипофиз - главную железу эндокринной системы, вырабатывающую гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию, а также связываются с наружной частью головного мозга. Эти участки отвечают за сложные процессы мышления.

Конечно, ко многим исследованиям, направленным на изучение влияния запахов на нашу эффективность, остаются вопросы - из-за возможной ангажированности авторов и сомнительности условий проведения экспериментов и методов сбора информации. Но и «hard science» подтверждает то, что запахи способны влиять на работу отдельных частей нашего мозга. Основным источником правдоподобной информации в изучении ароматов (соответствующая наука зовется ольфактроникой) считается нейровизуализация, позволяющая с помощью томографии увидеть на экране компьютера «карту активности» различных участков мозга.

Например, благодаря томографии ученые узнали, что лаванда вызывает значительную активность в нескольких частях головного мозга, например гиппокампе (отвечает за формирование эмоций), таламусе (получение информации от органов чувств) и гипоталамусе (он регулирует нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз - саморегуляцию организма). При этом в постцентральной извилине, которая отвечает за осязательную чувствительность и управление движением конечностей, наблюдалось снижение активности - что позволяет утверждать, что лаванду можно использовать в борьбе с эпилептическими припадками, которые могут быть следствием нарушения функционирования этой самой извилины. Кроме того, исследования показали, что лаванда имеет сразу несколько свойств, которые позволяют ей стать значительным подспорьем в борьбе с болезнью Альцгеймера, а именно антиоксидантное и нейропротекционное (защита нейронов от поражения) воздействия, а также способность блокировать распад вещества ацетилхолин, которое передает сообщения, исходящие от нейронов, и концентрация которого падает в течение этой болезни. На фоне результатов этих исследований слова парфюмера об использовании запахов в клиниках уже не кажутся такими уж небылицами. Благодаря той же томографии исследователи также выяснили, почему лаванда оказывает успокоительное действие. Происходит это из-за того, что вещества, входящие в состав ее эфирного масла, понижают активность симпатической нервной системы, которая активизируется в стрессовых ситуациях.

При вдыхании определенных ароматов происходит высвобождение нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов. В процессах передачи информации решающую роль играют именно нейромедиаторы - химические вещества, которые синтезируются в нервных волокнах и при раздражении нервов взаимодействуют со специфическими рецепторами, находящимися на пост-синаптической мембране. Самыми важными нейромедиаторами нервной системы человека являются ацетилхолин и норадреналин. Большое количество природных соединений, содержащихся в эфирных маслах и соках растений, способствует выработке нейромедиаторов, или же наоборот блокирует их.

Например, эфирное масло ладана содержит важное соединение, которое также содержится в гашише и в нашем головном мозге - это серотонин, один из основных нейромедиаторов в ЦНС, контролирующий аппетит, сон, настроение и эмоции человека. Физиологические функции серотонина чрезвычайно многообразны. При снижении серотонина повышается чувствительность болевой системы организма, то есть даже самое слабое раздражение отзывается сильной болью. Он также облегчает двигательную активность, участвует в регуляции сосудистого тонуса. А еще рождает ощущение радости, эйфории и просветленности. Нарушение содержания этого соединения в головном мозге приводит к психическим расстройствам.

Екатерина Лукша

ШКОЛА ЗАПАХОВ

Что нюхать?

Различные запахи имеют разные эффекты воздействия. И если некоторые из них повышают концентрацию, то другие способствуют расслаблению человека, а соответственно - снижению внимательности. Например, запахи тимьяна, лаванды и мелиссы воздействуют на зону сна в мозге, и поэтому способствуют расслаблению. А лимон, розмарин и мята, наоборот, делают учебный и рабочий процесс более эффективным. Той же цели служат базилик, шалфей и эвкалипт, которые также помогают избавиться от сонливости. Ароматы полыни и лимона одновременно повышают точность работы и увеличивают ее скорость.

Что касается улучшения памяти, тот тут с пользой может послужить вышеупомянутая лаванда, которая увеличивает объем кратковременной памяти, что может сделать ее необходимой при подготовке к экзаменам, а также шалфей и эвкалипт. Способствует улучшению памяти и розмарин, который наравне с лимоном и мятой являются наиболее сильными стимуляторами эффективности, что было доказано в ходе различных исследований. К примеру, швейцарская фирма SENSODOR Duftmarketing, которая занимается внедрением ароматических технологи при обустройстве офисов, провела собственное исследование, которое показало: секретарши фирмы стали допускать на 54% меньше ошибок и описок в текстах после вдыхания паров лимонного эфирного масла. Аналогичные исследования с похожими результатами были также проведены в японских и американских конторах. Также для повышения работоспособности рекомендуется использовать эфирное масло нероли, которое извлекается из цветков померанца.

Аксель Майер, основатель проекта «Школа запахов», в своем эксперименте использовал специальные распылители, которые регулировали интенсивность распыления и позволяли настроить интервалы между выбросами молекул запахов, а также обставлял школьные помещения растениями, чьи запахи повышают учебную эффективность. Что показали исследования? 41% школьников стали лучше концентрироваться на занятиях, а у 37% отметили повышение успеваемости при выполнении домашних заданий.

Все эфирные масла по воздействию на нервную систему можно разделить на стимуляторы, адаптогены и седативные масла. Адаптогены повышают приспосабливаемость организма к внешним условиям, седативные масла - действуют успокаивающе и расслабляюще. Например, в состав эфирных масел бергамота, лимона и пихты сибирской входят определенные терпены - пинен, линолилацетат и камфен. Терпены - это класс углеводородов, стимулирующий выработку нейромедиатора ацетилхолина. Ацетилхолин - это основной медиатор парасимпатической нервной системы, осуществляющий нервно-мышечную передачу. Его можно считать самым важным нейромедиатором, участвующим в процессе запоминания информации. Он способствует тому, что информация быстро и беспрепятственно передается от органов чувств к главному управляющему центру - головному мозгу.

Российские ученые недавно запатентовали новую разработку - смесь борнилацетата и камфена, содержащихся в хвойных растениях (пихта сибирская, сосна) и других растениях (лимон, бергамот, лаванда и др.), в определенном соотношении оказывает холинергическое действие, т.е. приводит к увеличению содержания ацетилхолина и позволяет лечить заболевания вегетативной и центральной нервной системы альтернативными способами.

Или же вот обратный пример. Исследования на животных показали, что вдыхание (или же введение веществ, содержащихся в эфирном масле) эфирного масла аира болотного приводит к тому, что снижается синтез нейромедиатора допамина, а также 5-дегидроиндолуксусной кислоты, которая является основным метаболитом другого нейромедиатора - серотонина. То есть, эфирное масло этой травы обладает сильным седативным эффектом. Корень валерианы работает по тому же принципу - основное вещество борнилвалериат + камфен подавляют выработку нейромедиаторов.

Таким образом, мы видим непосредственную связь между наличием определенных соединений в организме и увеличением или уменьшением нейромедиаторов, которые отвечают за большинство процессов жизнедеятельности человека.

Екатерина Лукша

Аромаколог, специалист по синтезу душистых веществ и фитопрепаратов

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Сила ассоциаций

Помимо воздействия на выработку нейромедиаторов и активизацию работы определенных участков мозга, ароматы воздействуют на нас и благодаря ассоциативной памяти. Те или иные запахи кажутся нам приятными или отталкивающими в зависимости от того, в каком контексте мы с этим запахом познакомились. Американская исследовательница Рейчел С. Херц приводит в пример запах гаультерии, который британскими опрошенными был назван неприятным, в то время как американские респонденты оценили его позитивно. Виноватым оказался исторический контекст: в Британии это растение активно использовалось в годы Второй Мировой для изготовления лекарств. В Америке же из гаультерии делают детские леденцы.

И Рейчел Херц, и немецкий исследователь запахов Ханс Хатт сходятся в том, что ключевую роль в связи запахов и памяти играют именно построения ассоциаций. То есть, грубо говоря, в процессе изучения материала нужно дышать каким-нибудь запахом. Выработать условный рефлекс можно, если в течение определенного времени вдыхать один и тот же аромат каждый раз, когда приступаешь к работе или учебе. Поскольку речь идет об условном рефлексе, а не нейрональном воздействии, то не будет иметь значения то, какой именно аромат используется: мозг просто будет получать сигнал о том, что сейчас понадобится повышенная интеллектуальная активность. К примеру, каждый раз, когда начинается рабочий процесс, можно использовать один и тот же парфюм, нанося его на рукав одежды.

ИНСТРУКЦИЯ

Как применять?

Следует придерживаться двух основных правил. Во-первых, избегать высокой концентрации аромата. Лицевой нерв Nervus trigeminus, который является предупредительным нервом и отвечает за ощущение боли, чувствителен к повышенной концентрации запахов. Уловив слишком концентрированный аромат, он посылает импульс в мозг, который, в свою очередь, реагирует тревогой через общее состояние тела, что способно помешать вниманию, вызвав головную боль. Таким образом этот нерв предупреждает нас о потенциальной опасности, чувство которой появляется при повышенном содержании какого-либо вещества в воздухе.

Во-вторых, для эффективности метода использования запахов в интеллектуальной работе следует приучить свой мозг к определенному запаху. То есть, в течение определенного времени вдыхать один и тот же аромат каждый раз, когда приступаешь к работе или учебе. В данном случае сработает тот же эффект, что и в случае со знаменитой собакой Павлова, и поэтому не так важно, какой именно аромат будет использоваться: мозг просто будет получать сигнал о том, что сейчас понадобится повышенная интеллектуальная активность. К примеру, каждый раз, когда начинается рабочий процесс, можно использовать один и тот же парфюм, нанося его на рукав одежды. Конечно, лучше не использовать в качестве условного сигнала к работе аромат лаванды и другие расслабляющие запахи - иначе выработавшийся рефлекс вступит в противоречие с непосредственным физиологическим воздействием аромата.

Время, когда действие запахов на нашу интеллектуальную активность будут массово применять в стенах учебных заведений и офисных контор, уже, по-видимому, дело не самого далекого будущего. Но уже даже сейчас простые обыватели могут использовать ароматы в целях своих академических и карьерных успехов - было бы желание.

Обоняние - одно из наиболее сильных чувств в животном мире. Слепые и плохослышащие новорожденные животные опираются именно на этот информационный канал, так они находят свою мать и успокаиваются в присутствии ее запаха, даже если не касаются ее. Некоторые животные чувствуют запахи друг друга на очень больших расстояниях. Животные следуют за конкретным запахом в темное время суток, в незнакомых пространствах и среди множества других запахов. Запахи, как маркеры помечают, раскрашивают пространство, наделяя его для животного отличительными характеристиками - интерес, влечение, опасность, пища, сородичи, враги, тревога и т.д. Для животных запах является регулятором поведения. Именно через обонятельный канал охотники обманывают сознание животных, создавая определенное ожидание или образ через конкретный запах - например, запах самки этого животного, запах крови для хищников, запах фруктов или другого любимого лакомства животного. В современном мире люди недооценивают возможности обоняния, оставляя основными каналами познания мира и получения информации зрение, слух и прикосновение. Сейчас мир запахов - это скорее про «приятно/неприятно», «вкусно/невкусно», а также про опасность/безопасность (мы легко распознаем запахи гари, дыма, газа, испорченных продуктов). Мы хорошо различаем некоторые запахи цветов, фруктов и трав, узнаем определенное количество сложных парфюмерных ароматов, запоминаем запахи любимых людей. А вот с точки зрения управления поведением, и что более важно - состояниями, обонятельный канал недооценивают, и иногда даже относятся с пренебрежением и усмешкой (например, применение афродизиаков, аромаламп как альтернативного типа лечения психосоматических расстройств). Тем не менее, в этой области ведутся специальные исследования, основоположником которых был американский психиатр А. Хирш. В своих экспериментах, он заметил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и изменения в поведении человека. Хирш также зафиксировал, что запахи напрямую влияют на концентрацию внимания, работоспособность человека и, соответственно, рост производительности труда. При вдыхании определенных смесей запахов у испытуемых повышалось или понижалось кровяное давление, менялось сердцебиение, а также испытуемые переходили в состояние сильнейшего возбуждения, эйфории, либо наоборот - расслаблялись и засыпали. В ходе экспериментов так же было установлено, что вдыхание некоторых ароматов позволяет снимать депрессию у больных, выравнивать эмоциональное равновесие.

Следует отметить, что разные культуры и религии также накладывают отпечаток на реакции на запахи. Например, для христиан - эфирное масло ладана сразу вызывает ощущение святости и чистоты, прикосновения к божественному. Буддисты испытывают схожие чувства от можжевеловых благовоний и аромаламп. Наиболее эффективно на состояние и поведение людей влияет вдыхание натуральных душистых веществ, содержащихся в растениях - в их листьях, цветах и плодах, а также в животных (например, мускус). Такие чаще всего содержатся в растительных эфирных маслах. Эти чистые природные запахи начинают действовать уже в небольшой концентрации. Эфирные масла применяются в работе с разными состояниями сознания с древних времен.

В Ветхом Завете упоминались мира и ладан. С 1800 г до н.э. благовония использовались при строительстве храмов, чтобы вводить в определенные состояния большое количество людей. В 500 г до н.э. была построена фабрика благовоний в Коринфе. Эфирные масла впервые получил Авиценна путем перегонки с паром мелкого посушенного растительного сырья (листья, стебли, цветки растений). Для работы с состояниями и психосоматическими расстройствами эфирные масла использовали китайцы совместно с акупунктурой и массажем.

В Коране упоминается о душистых веществах так: «Душистые вещества - это пища, пробуждающая дух, а дух - это верблюд, которому удается на себе везти и увлекать». Это действительно так. Ведь обонятельный нерв - это единственный связанный непосредственно с головным мозгом нерв в организме, который при этом еще и вступает в контакт с окружающей средой. Во всех прочих сенсорных системах - осязательной, слуховой, зрительной и вкусовой - информация о внешнем мире последовательно проходит через несколько нервов и синаптических соединений, прежде чем достигает мозга.

Именно благодаря прямой связи между обонятельным нервом и лимбической системой частицы душистых веществ, вдыхаемые из эфирных масел, способны столь быстро и мощно воздействовать на самые глубинные слои нашего сознания. Исследования показывают, что такую стимуляцию обеспечивают уже достаточно малые, почти гомеопатические дозы.

Екатерина Лукша

Аромаколог, специалист по синтезу душистых веществ и фитопрепаратов

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.