Матиас руст посадка на красной площади. Матиас Руст: посадка на Красной площади и дальнейшая судьба (10 фото)

Matias Rust Карьера: Граждане
Рождение: Германия, 1.6.1968
Немецкий спортсмен-пилот, в возрасте 19 лет совершивший перелёт на лёгком самолете Cessna 172B из Хельсинки в Москву и приземлившийся 28 мая 1987 года на Красной площади, нетронутый советской ПВО. Отец Руста был бизнесменом, продававшим самолёты Цессна.

Днём 27 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте Цессна-172Б Скайхок (Cessna 172B Skyhawk). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Мальми в Хельсинки для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то миг Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а после этого направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии возле Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятнышко и расценили это как свидетельство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую рубеж и взял вектор движения на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапы) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав немного пролётов над самолётом Цессна (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), нетрудно вернулись на аэропорт. Двигаясь в Москву Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сшибить Цессну так и не поступило.

Автоматизированная организация ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, потому слежение за самолётом-нарушителем пришлось вырабатывать в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали.

Версии о реакции ПВО

По одной из версий полёт Руста являлся акцией иностранных спецслужб. Как сказал в одном из беседа генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991-1997 годах, Нет никаких сомнений, что полёт Руста был скрупулезно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. Этой же точки зрения придерживается Игорь Морозов, бывший полковник КГБ СССР, отметивший: это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя 20 лет становится очевидным, что спецслужбы, и это ни для кого уже не является секретом, смогли притянуть к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А мишень была одна обезглавить Вооруженные силы СССР, немаловажно ослабить позиции Советского Союза на международной арене.

Командующий зенитно-ракетными войсками ПВО СССР Расим Акчурин говорил: акция была отнюдь не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию. Был снят главком Александр Иванович Колдунов диковинный джентльмен, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, у нас командарма сняли его судьбы я не знаю и более того имени уже не помню. В ПВО тогда сильно полно народа помели, а оперативного дежурного более того засудили. убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова. По словам дежурного генерала на центральном пункте ПВО 28 мая 1987 года Сергея Мельникова, бывший председатель КГБ Владимир Крючков в разговоре в доверительной форме сообщил ему, что лично готовил эту операцию по указанию Горбачёва.

Последствия

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был призывом к миру. 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года затем того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный свободолюбивый и безрассудный парнишка.

Несмотря на раннее обнаружение Руста силами ПВО, в советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а ещё для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместоположение них он назначил людей, поддерживавших его политический вектор движения, хотя единственный из них свежий министр обороны Дмитрий Язов позже участвовал в путче супротив Горбачёва. Постов лишились, помимо названных, ещё два маршала главком ВВС Александр Ефимов и командующий Московским округом ПВО Анатолий Константинов. Как отмечала газета Труд, америкосский умелец по национальной безопасности Вильям Е. Ообитель фиксировал, что вслед за тем пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году.

Жизнь Руста затем полёта

В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, в силу того что что она отказалась сходить с ним на рандеву. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён через всего 5 месяцев. В апреле 1994 Руст заявил, что хочет возвратиться в Россию. Там он посетил ребяческий жилище и стал жертвовать на него капиталы. Затем он исчез на 2 года. Ходили слухи о его гибели, но в реальности Руст торговал обувью в Москве.

Затем, в 28-летнем возрасте, объездив весь мир, Руст вернулся на родину. Там он объявил о намерении жениться на индийской девушке по имени Гита (Geetha), дочери богатого торговца чаем из Бомбея. Руст перешёл в индуизм, и церемония бракосочетания прошла в Индии и по индуистскому обряду. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.

В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера в универмаге. По состоянию на 2002 год Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena). Сейчас Матиас Руст получает на бытие игрой в покер.

Самолётом Руста нынче владеет обеспеченный японский бизнесмен. Он держит самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его цена вырастет.

После приземления М.Руста некоторое время в народе Красную Площадь называли Шереметьево-3. Также по стране ходил прикол, что у фонтана близ Большого театра поставили пост милиции на происшествие если всплывёт американская подводная лодочка.

Так же посреди военнослужащих авиационно-истребительных полков войск ПВО Страны ходил прикол о двух лейтенантах-лётчиках на Красной Площади, единственный из которых попросил у другого закурить. Другой же ответил в смысле Ты что?! На аэродроме не курят!.

Так же читайте биографии известных людей:
Матильда Кшесинская Matilda Kshesinskaya

Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась в 1971 году, ей было 99 лет. Она пережила свою страну, свой балет, мужа, любовников, друзей и врагов...

Матильда Карре Matilda Lyusy Karre

Лишь дважды услышит Матильда от Хуго слова сожаления о "проклятой войне": в эту прекрасную ночь и при неудачной попытке Блайхера переправить "Кошку"..

Матильда Сенье Mathilde Seigner

Матильда Сене стала обширно известной у себя на родине благодаря роли в фильме "Салон красоты "Венера"" (Venus Beaute (Institut), 1999 г.), за..

Матисьяу Миллер Matisyahu

Его первый диск прочат в лауреаты Grammy. Но при всех очевидных музыкальных достоинствах нового альбома, вряд ли он создал бы такую невероятную..


3 августа 1988 г. из советской тюрьмы был досрочно выпущен необычный заключенный. Им был германский пилот-любитель Матиас Руст, за год до этого прославившийся на весь мир тем, что посадил самолет на Красной площади. Тогда это событие наделало много шума: как 19-летнему парню удалось дискредитировать советскую систему ПВО, зачем ему понадобилось совершать этот безумный поступок, и какое наказание понес храбрец?


Немецкий пилот-любитель Матиас Руст

Однажды, 18-летний Матиас Руст смотрел телевизор, в новостях говорили о том, что переговоры между американским и советским правительством в Рейкьявике зашли в тупик. Молодой человек решил, что должен помочь СССР и Западу наладить отношения. По крайней мере, так он объяснял мотивы своего поступка на суде: «Я думал, что могу воспользоваться самолетом для того, чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР».

Карта-схема полета Руста

На тот момент, у Матиаса Руста были права на управление самолетом, и он уже провел в воздухе около 50 часов. 13 мая 1987 г. он сообщил родителям о том, что намеревается отправиться на самолете по Северной Европе для того, чтобы налетать необходимое количество часов для получения прав профессионального летчика. 25 мая Матиас прибыл в Хельсинки, 28 мая сказал диспетчерам, что направляется в Стокгольм. Но Руст двигался в неправильном направлении, а позже, вообще, исчез с радаров.

В районе финского побережья тут же началась поисково-спасательная операция. На поверхности моря было замечено большое масляное пятно, и тогда возникло предположение о том, что самолет потерпел крушение. Пока пилота искали в море, он пересек советскую границу над Эстонией. Конечно, радары тут же его засекли, и в скором времени рядом с ним оказался истребитель «МиГ». Некоторое время он его сопровождал, но приказа о дальнейших действиях не поступило, и «МиГ» вскоре скрылся.

*Миссия мира* или провокация?

Дело в том, что в 1984 г. советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, который нарушил воздушное пространство СССР. В результате погибли люди, и после этого стрелять по гражданским и спортивным самолетам было запрещено. Когда Матиас пролетал в районе Пскова, местный авиаполк проводил учебные полеты. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. В 15:00 все летчики должны были одновременно сменить код, но по неопытности многие этого не сделали. Из-за возникшей неразберихи всем воздушным судам присвоили признак «я-свой», в том числе и самолету Руста, оказавшемуся среди них. Когда же он пролетал над Торжком, там проводили спасательные работы после авиакатастрофы, и самолет Руста приняли за советский поисковый вертолет.

Самолет Матиаса Руста на Красной площади

Вечером 28 мая немецкий самолет «Cessna» приземлился на Большом Москворецком мосту и доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик выбрался из кабины и принялся раздавать автографы удивленным прохожим и туристам. Его арестовали через несколько минут. Наутро все газеты сообщили сенсацию: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника».

*Миссия мира* или провокация?

Версий о причинах поступка Матиаса было несколько: пытался выиграть пари, хотел произвести впечатление на любимую девушку, выполнял задание иностранных спецслужб, совершил эффектный маркетинговый ход в поддержку отцовского бизнеса – тот продавал самолеты «Cessna» в Западной Европе, и новость о том, что это – единственный самолет, победивший советскую систему ПВО, могла способствовать оживлению спроса.

Самолет Матиаса Руста на Красной площади

Матиаса Руста арестовали и судили за хулиганство и незаконное пересечение границы. Его приговорили к 4-м годам лишения свободы, но через год освободили досрочно. Своих должностей лишились глава войск ПВО, министр обороны и около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали называть «Шереметьево-3» и сочинять анекдоты на эту тему.

Матиас Руст в зале суда

По возвращении на родину, Руст был лишен прав пилотирования, как человек «психически неуравновешенный». Вскоре, он снова угодил за решетку: работая в больнице медбратом, он кинулся с ножом на медсестру, ответившую отказом на его ухаживания. В 2001 г. его снова судили – на этот раз за кражу пуловера. Видимо, его, действительно, нельзя было назвать психически стабильным.

Матиас Руст

«Миссию мира» Руста до сих пор ставят под сомнение: слишком много неувязок и масштабных последствий: в советской армии после этого провели массовые чистки – как будто ждали подходящего повода. Поэтому, многие называют полет Руста тщательно спланированной провокацией, каких было немало в тот период

Немецкий спортсмен-пилот, в возрасте 19 лет совершивший перелёт на лёгком самолете Cessna 172B из Хельсинки в Москву и приземлившийся 28 мая 1987 года на Красной площади, нетронутый советской ПВО. Отец Руста был бизнесменом, продававшим самолёты «Цессна».

Полет в Москву

Днём 27 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Цессна-172Б Скайхок» (Cessna 172B Skyhawk). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Мальми в Хельсинки для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую границу и взял курс на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапы) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Цессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Цессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали.

Версии о реакции ПВО

По одной из версий полёт Руста являлся акцией иностранных спецслужб. Как сказал в одном из интервью генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991-1997 годах, «Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза». Этой же точки зрения придерживается Игорь Морозов, бывший полковник КГБ СССР, отметивший: «это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя 20 лет становится очевидным, что спецслужбы, и это ни для кого уже не является секретом, смогли привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна - обезглавить Вооруженные силы СССР, значительно ослабить позиции Советского Союза на международной арене».

Командующий зенитно-ракетными войсками ПВО СССР Расим Акчурин говорил: «акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию. <...> Был снят главком Александр Иванович Колдунов - удивительный человек, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, у нас командарма сняли - его судьбы я не знаю и даже имени уже не помню. В ПВО тогда очень много народа „помели“, а оперативного дежурного даже засудили. …убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова». По словам дежурного генерала на центральном пункте ПВО 28 мая 1987 года Сергея Мельникова, бывший председатель КГБ Владимир Крючков в разговоре в доверительной форме сообщил ему, что «лично готовил эту операцию по указанию Горбачёва».

Последствия

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный свободолюбивый и безрассудный парень.

Несмотря на раннее обнаружение Руста силами ПВО, в советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них - новый министр обороны Дмитрий Язов - впоследствии участвовал в путче против Горбачёва. Постов лишились, кроме названных, ещё два маршала - главком ВВС Александр Ефимов и командующий Московским округом ПВО Анатолий Константинов. Как отмечала газета «Труд», американский специалист по национальной безопасности Вильям Е. Одом отмечал, что «после пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году».

Жизнь Руста после полёта

В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 5 месяцев. В апреле 1994 Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Затем он исчез на 2 года. Ходили слухи о его гибели, но в действительности Руст торговал обувью в Москве.

Затем, в 28-летнем возрасте, объездив весь мир, Руст вернулся на родину. Там он объявил о намерении жениться на индийской девушке по имени Гита (Geetha), дочери богатого торговца чаем из Бомбея. Руст перешёл в индуизм, и церемония бракосочетания прошла в Индии и по индуистскому обряду. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.

В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера в универмаге. По состоянию на 2002 год Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena). Сейчас Матиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер.

Самолётом Руста сегодня владеет богатый японский бизнесмен. Он держит самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его стоимость вырастет.

Юмор

После приземления М.Руста некоторое время в народе Красную Площадь называли Шереметьево-3. Также по стране ходил анекдот, что у фонтана возле Большого театра поставили пост милиции на случай если всплывёт американская подводная лодка.

Так же среди военнослужащих авиационно-истребительных полков войск ПВО Страны ходил анекдот о двух лейтенантах-лётчиках на Красной Площади, один из которых попросил у другого закурить. Другой же ответил в смысле «Ты что?! На аэродроме не курят!».

28 мая 1987 года никому не известный западнонемецкий юноша Матиас Руст перелетел на четырехместном легком самолете «Сессна-172 Б Скайхоук» из Гамбурга в Москву, сделав остановку для дозаправки в Хельсинки. Полет продлился 5 с половиной часов. Матиас Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного и остановился. На часах было 8:45 по московскому времени. Символично, что в этот день, 28 мая, отмечается день пограничника…

Матиаса Руста окружили простые москвичи. Чуть позже подъехали и те, кому следует. Совсем скоро Матиас Руст оказался в знаменитой , которая была закреплена за КГБ. Вышел из нее он только (или уже) через 14 месяцев.

Безусловно, этот отчаянный полет вошел в мировую историю. О такой неслыханной дерзости никто не мог даже подумать! Пересечь границу СССР и приземлить самолет рядом с Кремлем, и не быть сбитым, — это фантастика! Которую воплотил в жизнь странноватый 19-летний немец. Сказать, что высшее руководство СССР было уязвлено этим инцидентом, значит не сказать ничего. Весь мир потешался тогда над советской ПВО. Юлий Ким писал тогда по этому поводу:

Здравствуй, киндер дорогой,
Гость никем не чаянный,

В нашей склоке мировой,
Голубок отчаянный!

Прилетел, настрекотал,
Крылышки расправил,

И громадный аресенал,
С ходу обесславил!

Другой поэт, Игорь Иртеньев, также накатал иронический стишок по этому поводу:

Ероплан летит германский,
Сто пудов сплошной брони.
От напасти бусурманской
Матерь Божья, сохрани!

Кружит, кружит нечестивый
Над Престольной в небеси,
Отродясь такого дива
Не видали на Руси.

Не боится сила злая
Никого и ничего,
Где ж ты, Троица Святая?
Где родное ПВО?…

Конечно же, самолет Матиаса Руста не остался незамеченным советской ПВО. Однако наше военное руководство просто не знало, что делать. Причина тому - неимоверный скандал, который раздули Штаты после того, как советский истребитель в 1983 году сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгнувшийся в советское воздушное пространство. Погибли тогда 269 пассажиров. Именно после этого трагического инцидента президент США Рональд Рейган произнес свое знаменитое в адрес Советского Союза - «Империя
зла». А для советской ПВО появился приказ - «пассажирские и спортивные самолеты не сбивать».

А тут на дворе стоял 1987 год, Перестройка… Характерно, что как только Матиас Руст появился на советских радарах, с эстонского аэродрома «Тапа» по тревоге вылетели 2 истребителя. Но никаких конкретных инструкций они не получили! И вернулись на базу…

Генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев сместил со своих постов министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова. Хотя это больше было желанием Горбачева избавиться от политических оппонентов. Тот же Соколов был против вывода советских войск из Афганистана. И все-таки Матиаса Руста очень даже могли сбить. Генерал
Кромин, командующий Ленинградской отдельной армией ПВО, склонялся к такому решению. Но его отговорили.

Сам Матиас Руст всегда (и сейчас) заявлял, что он полетел в Москву по собственной инициативе, дабы «помирить Запад и Восток». Однако есть много странностей. Лицензию на право управлять воздушными судами Матиас Руст получил всего за несколько дней до своего знаменитого полета. И он, новичок, решается на такой беспрецедентный по сложности и опасности перелет. При этом он летел к цели безупречным курсом, что позволяет делать вывод о том, что он имел в распоряжении разведкарты.

Любопытно и еще кое-что: Матиас Руст как будто специально пролетел над многими сверхсекретными военными объектами. Причем на очень малой высоте. Такое впечатление, что кто-то серьезно его готовил к полету. Еще одно страннейшее совпадение: в то время, когда Матиас Руст влетал в Москву, ПВО Московского военного округа была на профилактическом ремонте. И нельзя обойтись без символики, ведь Матиас Руст злостно и нагло нарушил советскую границу в… День пограничника. Это мог быть «привет» от иностранных спецслужб.

Конечно же, версия о том, что Матиас Руст провокатор, возникла сразу же. И находила свои подтверждения. Сам Руст и сейчас, когда можно было и открыться (да пару книг написать на эту тему), говорит одно: я сам. В принципе, зная по последующей жизни Руста, что это очень эксцентричный человек, можно было бы ему и поверить. Но его могли и просто использовать иностранные спецслужбы.

Есть и еще одна странность в этом деле. Прилетел Руст в Москву в комбинезоне, а из Хельсинки вылетал в джинсах и куртке. Значит, он где-то приземлялся на территории Союза? А раз переоделся, значит, и с кем-то встречался?

Или вот еще такое совпадение — маршрут Руста пролегал именно в тех местах, где накануне разбились советские самолеты МиГ-25 и бомбардировщик Ту-22м. Там кружили поисковые вертолеты, и среди них самолет Руста затерялся для радаров. Говорили даже о том, что операция с пролетом Руста готовилась не только иностранными спецслужбами, но кое-кем из своих… Зачем было затевать ремонт московских сил ПВО, уже зная, что в воздухе идет на столицу какой-то странный объект?

Слово самому Русту: — В Хельсинки я остановился для дозаправки. Я представил финским властям план полета в Швецию. Но когда оказался над морем, поменял курс. Через час полета я увидел побережье Эстонии. Я испытал смешанное чувство напряжения и облегчения. Я понимал: уже нельзя передумать и повернуть назад. Я пересекал советскую границу на высоте в 600 метров — то есть я не прятался. Я всего лишь хотел сказать этим полетом, что народ с обеих сторон железного занавеса хочет жить в мире. Был момент во время полета, когда меня пронзило чувство небывалого страха. Я летел в облаках, ничего не видел перед собой, и вдруг в километре я заметил русский «МиГ»! Сразу вспомнилась история со сбитым южнокорейским «Боингом».

«МиГ» догнал меня, пролетел очень близко. Я даже заметил взгляд пилота из под шлема (это был лейтенант Пучнин). Потом советский самолет исчез. Я понял: все, о том, что я в Союзе, русским властям теперь известно. Но как же мне было радостно, что меня не сбили!

К Москве я летел, ориентируясь на железную дорогу. Когда пролетал над русской столицей, искал огромную гостиницу «Россия». Я знал, что она рядом с Кремлем, а приземлиться я хотел именно на Красной площади. Но на площади я приземлиться не смог — там было много людей, и я боялся кого-либо из них поранить. Думал, может, сесть на территории Кремля? Но потом решил: меня схватят сотрудники КГБ, а потом объявят, что никакого полета не было вовсе. В итоге я приземлился на широкий мост, а оттуда съехал к Собору Василия Блаженного.

Ко мне тут же поцбежали простые люди. Они думали, что снимается кино. Я им объяснил, кто я такой. Сказал, что прилетел ради мира. Русские люди не проявляли ко мне ни малейшей агрессии. Потом приехала «Чайка» - русский «кадиллак», из нее вышли несколько офицеров. Они тоже не проявляли агрессии, говорили по-английски. Спрашивали, где моя… виза? А еще чуть позже подъехала черная «Волга». И на ней я отправился в ближайшее отделение милиции. Там со мной некие люди говорили на чистом немецком.

Один мужчина сказал: «Мы из КГБ». К счастью, в немецкой вариации я не узнал грозной аббревиатуры, иначе бы умер от страха. Допрос длился несколько часов. Меня спрашивали: зачем? Я отвечал: ради мира. Потом меня перевезли в «Лефортово», и уже там допрос продолжался до 4 утра. Вопросы становились жестче. Спрашивали: «Сколько тебе империалисты заплатили за провокацию?» У меня сильно разболелась голова, и я сказал об этом. Сотрудник КГБ сказал: «Сейчас тебе дадут поесть, а потом ты пойдешь спать. Только не в гостиницу, как бы этого тебе не хотелось». Так началась моя жизнь в «Лефортово», и я боялся, что уже никогда не выйду оттуда.

За несколько недель я похудел на 10 килограммов. Страшно переживал. Поместили меня в двухместную камеру. Александр, мой сосед-украинец, сидел за фарцовку. Он успокаивал меня, зачитывал статьи из «Правды» и переводил их мне (вот же счастливое совпадение, что сокамерник Матиаса Руста знал немецкий в совершенстве!). Мы не знали, что происходит за стенами тюрьмы: маленькое окно, расположенное под потолком, было из толстого мутного стекла.

Потом был судебный процесс. Хотел бы отметить, что в русской тюрьме ко мне все относились корректно: никакого насилия, никаких угроз. Приговор суда оказался суровым: 4 года трудовых лагерей. Я думал, это конец. Как-то ко мне в камеру пришел начальник тюрьмы Петренко. Он сказал: «Парень, когда мне было столько же лет‚ сколько тебе сейчас, в мае 1945 года, я служил в частях Жукова, которые брали Берлин. Я вместе с другими с красным флагом вошел в Рейхстаг. Тебе не кажется, что немцы наделали уже слишком много плохих дел?» Я отвечал, что еще даже не родился, когда была та война. Петренко меня часто навещал. Мы с ним говорили и о той войне, и о настоящем. Потом я узнал, что Петренко был на пороге пенсии. Но его пенсию отложили до тех пор, пока мой случай не будет урегулирован. Он мне многое объяснял. Говорил: «Парень, тебя приговорили к трудовым лагерям, но решено оставить тебя здесь. Здесь ты будешь в полной безопасности. А в лагере тебе могли отомстить, потому что из-за тебя полетели многие высокие головы».

Мне морально было очень плохо. Я с огромным трудом переносил неволю. В тюрьме я себе абсолютно каждый день говорил: «Зачем я это сделал?! Почему не избрал нормальную жизнь, учебу, карьеру?»

Родители могли навещать меня раз в три месяца. Приходили и дипломаты из немецкого консульства. Я постоянно общался с сокамерником Александром. Он рассказывал мне, что происходит в мире, узнавая это из газет. Говорил, что между Западом и Востоком сейчас наступила разрядка».

Амнистия оказалась совершенно неожиданной. Как сейчас помню этот день. Было 14:00. Пришли охранники. Принесли мне одежду, которую я должен был надевать вместо тюремной во время встреч с родителями, адвокатами и дипломатами. Александр мне сказал: «Парень, тебе, кажется, повезло. Ты же не думаешь, что в этой одежде тебя повезут в Сибирь?»

У меня голова шла кругом, пока меня вели в комнату для переговоров. Там был новый начальник тюрьмы Растворов, судьи. Мне был зачитан указ об амнистии. Я почувствовал, что оживаю. Вскоре я уже ступил на немецкую землю. Думаете, меня встречали как героя? Как бы не так! СМИ начали на меня охоту. Меня выставили как сумасшедшего. Меня лишили прав на пилотирование. Меня даже хотели обвинить, причем уголовно, в угрозе миру и предательстве.

Вспоминая сейчас месяцы, проведенные в русской тюрьме, могу сказать, что и тогда и сейчас я ни в коем случае не обижался на русских. В тюрьме меня, как иностранца, кормили хорошо, вместо одного даже выдавали два матраца. И я даже не жалею о тех месяцах. И о том полете, конечно».

Что еще можно сказать о «деле Руста». Думаю, очевидно, что украинец Александр, сидевший с Матиасом в одной камере, — был «уткой». Потому что он знал немецкий — раз, потому что за фарцовку в следственном изоляторе на камерном положении не сидят 14 месяцев — два, потому что, в конце концов, Матиасу Русту просто не могли не подсадить «наседку» — три. Александр прощупывал немца, прощупывал его некий Петренко — не факт, что этот человек был начальником «Лефортово».

Однако ничего нового к первоначальной версии самого Матиаса Руста добавить не удалось. Поэтому, и не только, Руста было решено амнистировать. Указ был подписан тогдашним председателем Президиума Верховного совета СССР Громыко. Тем более что западная общественность просила за Руста. Да и внутри Союза потешный немец никакой антипатии не вызывал.

В немецкой тюрьме

Что касается судьбы самого Матиаса Руста, то он уже в 1989 году вновь предстал перед судом. На этот раз немецким. Проходя альтернативную военной службу в больнице, дважды ударил ножом медсестру, которая отвергала его ухаживания. В немецкой тюрьме он пробыл на месяц дольше, чем в советской.

А уже в 2001 году он украл кашемировый пуловер в гамбургском магазине, за что был приговорен судом к денежному штрафу. Сейчас Матиас Руст живет в родном Гамбурге и зарабатывает себе на жизнь… игрой в покер.

И, пожалуй, самое неприятное в этом деле. Первым засек самолет Руста оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Матиаса Руста засек и оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель.

Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на пятнадцать, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит: нарушитель госграницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории — разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.

Они отсидели намного дольше Руста. И по его вине. И по нашей привычке обязательно находить козлов отпущения.

Утром 28 мая 1987 года немецкий авиатор-любитель Матиас Руст взлетел на моноплане Cessna 172R с аэродрома возле Хельсинки, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.

В 13.10, получив разрешение, Руст поднял свою машину в воздух и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета он доложил диспетчеру, что на борту у него порядок, и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80-100 м. Этот запланированный

маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета.

На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки — Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат города Кохтла-Ярве с его дымами, которые были видны за сто километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Руст лег на «боевой курс».

Wikipedia/Europe_laea_location_map.svg: Alexrk2/CC BY-SA 3.0 Примерный маршрут Руста из Гамбурга в Москву

Замеченный на подлете нарушитель государственной границы СССР следовал по международной воздушной трассе. Информация о нем была выдана на КП радиотехнического батальона в эстонском городке Тапа, 4-й радиотехнической бригады и Разведывательного информационного центра 14-й дивизии. Фактически информация о цели уже с 14.31 была отображена на экранах автоматизированных рабочих мест дежурного боевого расчета КП дивизии.

Оперативный дежурный КП бригады майор Криницкий не стал сразу объявлять цель нарушителем госграницы и продолжил уточнение характеристик объекта и его принадлежность, пока Руст не вышел из зон видимости РЛС бригады. Заместитель дежурного

майор Черных, согласно донесению, зная реальную обстановку и то, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, «действовал безответственно»

и присвоил ей номер только в 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец не потребовал четких докладов и уточнения типа и характера цели, «нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение», а также порядок принятия решения о взлете дежурных экипажей для опознавания цели.

По сути, было принято решение: до полного выяснения ситуации информацию «наверх» не выдавать. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее десяти легкомоторных самолетов самой разной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания.

В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14-й дивизии ПВО принял решение о присвоении нарушителю «боевого номера» 8255, о выдаче информации «наверх» и объявлении готовности №1.

Только в 14.45 о движении Руста сообщили на вышестоящий КП 6-й отдельной армии ПВО.

«Таким образом, по вине КП 14-й дивизии ПВО было потеряно 16 минут времени, а главное — исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР», — утверждается в донесении.

При этом дежурный КП 656-го истребительного авиационного полка в городе Тапа лейтенант Филатов еще в 14.33 привел в готовность №1 дежурные истребители, неоднократно запрашивая разрешение на их подъем, однако в дивизии дали добро только в 14.47.

Самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.30 по маршруту полета Cessna 172R погода резко ухудшилась. Руст принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла станции Дно.

Picture Alliance 28 мая 1987 года в 18.15 гражданский самолет Cessna беспрепятственно прилетел из Германии на Красную площадь в сердце Советского Союза. В кабине: Матиас Руст из Гамбурга

Цель фактически уже проходила зону сплошного дежурного радиолокационного поля на малых высотах и зоны поражения дежурных зенитных ракетных дивизионов. Было упущено драгоценное для перехвата время.

Позже командование расценило промедление расчетов 14-й дивизии как «ничем не объяснимые, кроме как полной безответственностью, граничащей с преступлением».

Прибывшему на КП в 14.53 командиру 14-й дивизии было доложено, что для уточнения типа цели в районе коридора №1 трассы Хельсинки — Москва был поднят истребитель. О том, что цель была обнаружена еще вблизи госграницы над Финским заливом, дежурный офицер умолчал.

Оперативный дежурный на КП 6-й армии полковник Воронков, получив информацию о цели, спустя минуту — в 14.46 — привел в готовность №1 дежурные силы 54-го корпуса ПВО и разрешил наконец подъем дежурной пары истребителей 656-го полка в воздух с задачей одному из них перекрыть границу, другому — опознать нарушителя режима полетов.

Спустя еще пять минут на КП армии прибыл ее командующий — генерал Герман Кромин, который взял на себя руководство дежурными силами. Он привел в готовность №1 все соединения и части 54-го корпуса ПВО. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й гвардейской бригады в Керстово, находившихся на маршруте полета Руста, доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску ракет.

Поднятый в воздух МиГ-23 старшего лейтенанта Пучнина до 15.00 ждал, пока начальник смены Регионального центра единой системы управления воздушным движением зоны ответственности ВВС Ленинградского военного округа полковник Тимошин даст разрешение на вход в район воздушного пространства.

Только в 15.23 при управлении с пункта наведения 54-го корпуса ПВО летчик был подведен к цели для ее опознавания. «МиГ» подлетал к цели на высоте 2 тыс. м в условиях 10-балльной облачности с нижней кромкой 500-600 и верхней 2,5-2,9 тыс. м. Руст шел почти на 1,5 км ниже, прямо под облаками — на высоте 600 м.

При первом заходе Пучнин цель не обнаружил. При повторном заходе уже на высоте 600 м летчик визуально обнаружил цель ниже себя на 30-50 м и в 15.28 передал на пункт наведения ее характеристику: «Легкомоторный самолет белого цвета типа Як-12».

О типе цели было доложено командованию 6-й армии, однако там не приняли никакого решения, одобрив увод истребителя. При этом у «МиГа» оставалось топливо для еще одного захода и более точного опознавания цели и, главное, определения ее государственной принадлежности.

Picture Alliance Пролет между собором Василия Блаженного и кремлевской стеной

«Сигнал «Ковер» (требование немедленной посадки. — «Газета.Ru») объявлен не был», — подчеркивается в официальных документах.

В ходе следствия Русту задавали вопрос о том, видели ли он истребитель. Немец подтвердил и говорил, что даже поприветствовал советского летчика, но никаких ответных сигналов не получил. Радиостанция самолета Cessna 172R была выключена.

Доклад пилота МиГ-23 остался без внимания, так как посчитали, что обнаруженный самолет принадлежит одному из местных аэроклубов, где в это время шли плановые полеты.

В это время уже почти в течение двух часов продолжались спасательные поиски Руста финской стороной. В связи с неожиданным исчезновением с экрана диспетчерского радара аэропорта отметки от взлетевшего самолета диспетчер попытался связаться с Матиасом Рустом. После нескольких безуспешных попыток самолет был объявлен терпящим бедствие, а в предполагаемый район падения направлены спасатели.

Поиски продолжались несколько часов. Позже с Руста взыщут около $100 тыс. за «оказанные услуги».

В 15.31 с аэродрома Тапа был поднят второй истребитель. Повторился прежний порядок наведения с задержкой перед зоной ответственности ВВС Ленинградского военного округа. Только в 15.58 на высоте 1,5 тыс. м советский летчик оказался в районе цели, но визуально ее не обнаружил и вернулся на аэродром базирования без результата. К тому моменту советские радары потеряли слабый сигнал от низколетящего одномоторного самолета Руста и переключились на сопровождение напоминавших его отражений от метеообразований.

Здесь требуются некоторые пояснения. В середине 70-х, когда на вооружение РТВ ПВО начали поступать мощные высокопотенциальные локаторы, уже в ходе их полигонных испытаний стали обнаруживаться отметки с параметрами движения, соизмеримыми с характеристиками легкомоторных самолетов. Их шутливо окрестили эхо-ангелами. Это явление вызвало серьезные трудности при автоматизированной обработке информации. Если даже оператор их плохо различает, как научить «автомат» работать без ошибок?

В ходе серьезных исследований и массы экспериментов было установлено, что РЛС за счет высокого излучающего потенциала могут наблюдать специфические метеорологические объекты. Это явление характерно для весеннего периода в средних широтах и при движении мощного теплого фронта. Кроме того, очень похожий эффект создает сезонная миграция плотных стай птиц. Операторам РЛС требовалась помощь в распознавании объектов такого класса. Для органов управления Войск ПВО были разработаны подробные методики и инструкции.

Произошедшие в определенный момент значительные изменения параметров цели в течение всего лишь одной минуты не насторожили расчет и остались без должного внимания. Операторам явно не хватило квалификации. Кроме того, утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО — 14-й дивизии и 54-го корпуса, где слаженность расчетов командных пунктов играет важную, если не решающую роль.

Поднявшиеся в дальнейшем последовательно в 15.54 и 16.25 истребители с аэродрома Лодейное Поле в Ленобласти заходили уже на ложные цели.

В это время по маршруту Руста теплый воздушный фронт передвигался на юго-восток. Наблюдалась сплошная облачность, местами дожди, нижний край облаков — 200-400 м, верхний край — 2,5-3 тыс. м. Поиск осуществлялся в течение 30 минут. Опускаться в облака истребителям запретили, это было слишком опасно.

Лишь в 16.30 командующий 6-й армии лично информировал о сложившейся ситуации дежурного на КП Московского округа ПВО, сделав вывод, что цель 8255 представляет собой плотную стаю птиц. При этом в действующих методиках и инструкциях содержались необходимые сведения о том, какие виды птиц и в какое время суток могут летать в тумане и облаках, а также при каких обстоятельствах плотная стая может изменить направление полета.

После получения сведений от 6-й армии Московским округом ПВО в 16.32 были включены РЛС 2266-го радиотехнического батальона в городе Старая Русса Новгородской области, а в готовность №1 переведены дежурные экипажи на тверских аэродромах Андреаполь и Хотилово. Подъем двух истребителей оттуда к обнаружению цели не привел: летчиков продолжали наводить на призрачные метеообразования.

Picture Alliance В суде Матиас Руст должен был отвечать за нарушение советской государственной границы, нарушение международных правил полетов и тяжкое хулиганство

Как выяснилось позже, потерянный самолет-нарушитель в 16.16 был обнаружен дежурной РЛС 1074-й отдельной радиолокационной роты 3-й радиотехнической бригады 2-го корпуса ПВО в Тверской области. Данные цели до 16.47 в автоматическом режиме выдавались на КП вышестоящего радиотехнического батальона.

На КП 2-го корпуса ПВО на специальной аппаратуре «Протон-2» позже нашлись данные проводки самолета-нарушителя с 16.18 до 16.28, однако из-за низкой подготовленности соответствующих расчетов информация не была использована.

Матиас в это время находился в 40 км западнее города Торжок, где накануне произошла авиакатастрофа.

В воздухе столкнулись два самолета — Ту-22 и МиГ-25. На месте падения фрагментов машин работали несколько групп спасателей и специалистов по расследованию происшествия. К месту катастрофы люди и грузы доставлялись вертолетами авиационной части в районе города Торжок. Один из вертолетов находился в воздухе в роли связного ретранслятора. В 16.30 самолет Руста отождествили с вертолетом, поэтому никакого беспокойства он на этом участке полета ни у кого не вызвал.

Воздушная обстановка в зоне обнаружения следующего подразделения, куда вошел самолет Матиаса, была тоже напряженной. Здесь боролись с пресловутыми долгоживущими метеорологическими объектами. Они наблюдались на экранах индикаторов РЛС уже в течение 40 минут (причем по нескольку одновременно). Все объекты двигались на юго-восток. Здесь Руст вновь попал «под амнистию» — был снят с сопровождения как метеорологический объект. Это случилось уже на выходе из зоны обнаружения подразделения.

Тем не менее на командном пункте заметили курсовое отличие этой трассы от ранее сбрасываемых с сопровождения воздушных объектов. В 16.48 решением командира 2-го корпуса ПВО были подняты два дежурных истребителя с аэродрома Ржев с задачей — поиск самолетов малой авиации или других летательных аппаратов юго-восточнее города Старица. Поиск результатов не дал.

К 17.36 на КП Московского округа ПВО появился заместитель командующего МО ПВО генерал-лейтенант Бражников, который, оценив обстановку, в течение нескольких минут поставил задачу на приведение в готовность №1 дежурных сил зенитных ракетных войск 2-го корпуса ПВО и приказал искать цель радиолокаторами подсвета цели комплексов С-200. Это тоже не принесло результатов, так как к этому времени Руст прошел границу ответственности вышеназванного корпуса. Задачи прикрывающей Москву 1-й армии ПВО особого назначения поставлены не были.

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия гражданских радаров Московского аэроузла. В плане самолет не значился, осуществлял полет с нарушениями правил, связи с экипажем не было. Это серьезно угрожало безопасности воздушного движения в Московской авиационной зоне. До выяснения ситуации администрация аэропорта Шереметьево прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданские специалисты сами разберутся с нарушителем режима полетов.

Когда же обнаружилось, что нарушитель уже над городской застройкой Москвы, где полеты вообще запрещены, предпринимать что-либо было поздно.

В 18.30 самолет Руста появился над Ходынским полем и продолжил полет к центру города. Решив, что приземлиться на Ивановской площади Кремля невозможно, Матиас предпринял три безуспешные попытки приземлиться на Красной площади. Размеры последней позволяли это сделать, но на брусчатке находилось много людей.

После этого немец принял рискованное решение — приземлиться на Москворецком мосту. Развернувшись над гостиницей «Россия», он начал снижение над улицей Большая Ордынка, включив посадочные огни. Постовой службы ГАИ во избежание аварии на мосту включил красный свет светофора.

Посадку Руст выполнил мастерски, если учесть, что ему пришлось снайперски попасть в область между растяжками контактной троллейбусной сети.

Это произошло в 18.55. Подрулив к Покровскому собору и выключив двигатель, Матиас вышел из самолета в новеньком красном комбинезоне, поставил колодки под шасси и начал раздавать автографы.

Picture Alliance Cessna на краю Красной площади

Уже на первом этапе начали проявляться последствия реформы — расчленения единой системы управления Войсками ПВО страны между военными округами в 1978 году.

Войска противовоздушной обороны СССР во второй половине 70-х развивались настолько активными темпами, что на Западе признавали их превосходство над подобными системами других стран мира.

Завершалось переоснащение Войск ПВО на новейшие по тем временам вооружение и военную технику. Система ПВО страны в этот период представляла собой единый автоматизированный организационно-технический комплекс, который находился в постоянной боевой готовности и непрерывно совершенствовался.

Воздушные рубежи СССР в годы «холодной войны» постоянно подвергались проверкам на прочность. Кстати,

еще в середине 70-х настоящим бичом системы ПВО СССР в Северо-Западном регионе стали нарушения госграницы легкомоторными самолетами (типа Cessna, Beechcraft, Piperи др.) со стороны Финляндии.

Как правило, причиной таких инцидентов была потеря ориентировки летчиками-любителями.

Однако этим дело не обходилось. 20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова госграницу пересек пассажирский самолет Воеing 707 южнокорейской авиакомпании KAL. После безуспешных попыток принудить самолет к посадке командующий 10-й армией ПВО принял решение применить оружие. Истребитель ПВО Су-15 открыл огонь на поражение и повредил левую консоль крыла лайнера. Тот совершил вынужденную посадку на лед озера Колпиярви в районе города Кемь. Погибли два пассажира, несколько человек получили ранения. Действия командования ПВО впоследствии были признаны правильными, а все участники перехвата представлены к государственным наградам.

К тому времени влиятельная группа высших руководителей Министерства обороны замыслила реформу ПВО СССР, которая предусматривала передачу большей, лучшей и наиболее боеспособной части Войск ПВО в состав приграничных военных округов. Решительно против этого выступал главнокомандующий Войсками ПВО страны маршал Советского Союза Павел Батицкий.

Летом 1978 года вредное решение было принято. Корпуса и дивизии ПВО отдавались в распоряжение административно-хозяйственных структур, каковыми на практике были военные округа. Реформа проходила в неоправданной суете. Через несколько лет было все-таки принято решение вернуть войска в исходное состояние, но ущерб в ПВО вспоминают до сих пор.

Тем временем напряженность в сфере охраны госграницы не спадала. Только на Дальнем Востоке в начале 80-х операторы радиотехнических войск сопровождали на экранах PЛC вблизи границ более трех тысяч воздушных объектов ежегодно.

Трагической кульминацией стал сбитый 1 сентября 1983 года после проникновения в воздушное пространство СССР южнокорейский авиалайнер Boeing 747.

Именно после этого Советский Союз был объявлен «империей зла», а на внеочередной сессии ИКАО было принято дополнение к третьей статье Чикагской конвенции 1944 года «О международной гражданской авиации», которое запрещало сбивать гражданские самолеты вне зависимости от того, над территорией какого государства они оказались. Советским руководством принимается политическое решение об ограничении применения оружия Войсками ПВО. Приказ министра обороны предписывал всеми силами и средствами принуждать нарушителей к посадке. Этот документ ситуацию не упростил, а скорее усложнил.

Picture Аlliance/Jazzarchiv Матиас Руст участвует в ток-шоу, 2012 год

Офицеры ПВО стали заложниками принятых решений политического характера. И процедура принуждения к посадке таких нарушителей госграницы однозначно не определена до сих пор.

Во время подлета Руста к территории СССР был нарушен и «святой принцип границы» — немедленная выдача информации по цели до выяснения ситуации. Однако вместо рационального анализа случившегося провала начался поиск виновных, которые обнаружились почти сразу.

Руководством страны были сняты со своих постов три маршала Советского Союза и около трехсот генералов и офицеров. Такого кадрового погрома армия не знала буквально с 1937 года.

В итоге к руководству Вооруженных сил и видов ВС пришли люди, на порядок (а то и на два) уступающие по своим профессионально-деловым и моральным качествам снятым маршалам и генералам.