«Золотой час» в фотографии. Волшебные часы фотографа

Посмотрите внимательно на фотографии и подумайте, что же их объединяет, (ну кроме того, что от них захватывает дух).


Все эти фотографии сняты в одинаковых условиях освещения, когда солнце находится низко у линии горизонта. Во время золотого часа (обычно это первый час после восхода солнца или последний час до захода солнца) солнце дает очень мягкий, рассеянный, и теплый золотисто-красноватый свет, который так волшебно смотрится на фотографиях. Это вам не жесткий свет от полуденного солнца. При использовании освещения во время золотого часа, вы получите меньше резких контрастов на фотографии, уменьшите вероятность пересветить или недосветить объекты. Теплый мягкий свет красиво ложится на лица людей при портретной съемке, а длинные тени от низкого солнца придают фотографии большую текстурность и объем.

Поскольку источник света (солнце) находится сбоку, практически под углом 75-90 градусов, его можно использовать в качестве бокового или контрового освещения . Именно боковой и контровой свет создают объем на фотографии, прорисовывая красивые тени (боковой) и контуры (контровой) на объектах съемки. Присмотритесь еще раз к фотографиям на закате и на рассвете – обратите внимание, откуда падает свет, и вы поймете, в чем волшебство съемки в золотой час. А теперь немного советов про съемку во время «золотого часа»:

  • Планируйте все заранее. Это поразительно насколько быстро пролетает этот час, поэтому я рекомендую заранее продумать позы, композицию и проставить настройки, чтобы не тратить на это драгоценные минуты.
  • Определите свой золотой час. Для этих целей вы можете использовать либо онлайн калькулятор , либо собственные наблюдения.
  • Поэкспериментируйте с открытой диафрагмой. Даже если вы обычно не фотографируете на открытых диафрагмах, попробуйте сделать несколько снимков во время золотого часа. Таким образом вы можете получить естественный эффект боке. Фотография ниже была снята во время золотого часа, используя максимально раскрытое кольцо диафрагмы и короткое фокусное расстояние.

  • Кроме того, на открытой диафрагме вся фотография будет выглядеть мягче – более плавные градиенты на закатном небе,сглаженные, постепенно растворяющиеся лучи закатного солнца. Интенсивность света во время золотого часа очень быстро снижается, поэтому открытая диафрагма поможет вам снимать без штатива и при этом избежать съемки на завышенных ISO.
  • Не прекращайте фотографировать. Вся прелесть золотого часа в том, что свет быстро меняется и по интенсивности, и по цветовой температуре. Поэтому нужно успеть как можно больше за этот короткий промежуток времени.
  • Настройте вручную баланс белого. Золотой час – это не лучшее время полагаться на автоматический выбор баланса белого. Здесь важна не точность, а более художественный подход. Попробуйте использовать режим баланса белого «облачно», для того чтобы добавить теплоты на фотографии и усилить волшебное золотистое свечение. Ну или при дальнейшей конвертации из RAW и обработке скорректируйте цвета так, чтобы передать всю прелесть золотого заката.

Среди множества советов и трюков, которые начинающие фотографы узнают касательно освещения, время суток — это важное понятие, которое при съёмке некоторых пейзажей и некоторых динамичных кадров естественного или искусственного света представляет собой время заката или рассвета. Это время непосредственно перед появлением солнца или сразу же после его исчезновения, когда ещё не настолько темно, чтобы потребовался дополнительный источник света. Это введение в “синий час”, естественный промежуток времени, так популярный среди фотографов.

Что такое “синий час”?

Синий час можно определить как время суток, когда небо меняет цвет от синего до тёмно-синего, становясь далее чёрным, или наоборот в зависимости от рассматриваемого времени суток (рассвет или закат). Оно называется синим часом в предположении, что синий цвет неба сохраняется примерно на протяжении часа. На самом деле это длится приблизительно от 30 до 40 минут. Его длительность зависит от географического положения и времени года.

Практические правила для синего часа

Основное правило касательно синего часа — это когда именно он начинается или заканчивается:

  • Восход. В это время суток синий час начинается приблизительно за 30 минут до восхода. Его пик может быть за 10 минут до восхода. Во время восхода синий цвет очень быстро ослабляется в направлении солнца, поднимающегося над горизонтом.
  • Закат. Во время заката синий час начинается примерно через 10 или 15 минут после захода солнца. Лично мне нравится фотографировать синий час во время заката, так как тогда у меня есть дополнительное время, чтобы настроить оборудование или переместиться куда-то до того, как начнётся сам синий час.
  • Есть сайты , где можно найти приблизительное время синего часа в любом месте, так что вы можете соответственно планировать своё путешествие.
  • Если погода пасмурная, то длительность синего часа уменьшается, и в некоторых случаях облачность может полностью уничтожить синий час.

Что фотографировать во время синего часа


В синий час лучше всего снимать городские или природные пейзажи и живописные пляжи. Эти кадры требуют длинной выдержки или низкой скорости затвора, из-за чего трудно получать изображения людей или движущихся объектов, так как лёгкое движение может сделать картину размытой, но тем не менее, в это время свет оптимальный, чтобы показать оживлённость пейзажа.

Зачем фотографировать в синий час

Творческое представление движения

Так как фотография в синий час требует длинную выдержку или относительно низкую скорость затвора, то в зависимости от сценария длинную выдержку можно творчески использовать, чтобы показать движение. Лучше всего в синий час заснять световые следы автотранспорта , фотографируя городские пейзажи; а если в это время есть облака, то движение облаков можно ипользовать, чтобы получить эффект протяжки. Во время съёмки живописных пляжей движение воды окажется сказочным. Все эти эффекты добавляют фотографии динамичности.

Лёгкое управление параметрами в слабом свете

Лично я нахожу съёмку в синий час довольно лёгкой и интересной по сравнению с условиями яркого света. При доступности правильного оборудования (например, штатив, пульт удалённого управления или задержка спуска) легко управлять различными параметрами, чтобы сформировать кадр. В сравнении с этим, ярким солнечным днём есть шанс получить пересвеченное изображение или выбеленные участки, если нет никаких средств управления светом относительно объекта съёмки. Однако, у любой техники фотографии есть свои достоинства и недостатки.


Список оборудования для синего часа

  • Цифро-зеркальная фотокамера — совершенно необходимая вещь для фотографий. Чем лучше ЦЗК, тем лучше будет характеристика шума при длинной выдержке.
  • Крепкий штатив — это совершенно необходимая вещь, и причина в длинной выдержке в синий час. Так что съёмка с рук сильно повышает шансы получить размытые изображения.
  • Проводной или беспроводной удалённый спуск — это также важная вещь, которая может помочь избежать сотрясения камеры. Альтернатива — это внутренний таймер, но временами в синий час может потребоваться использовать bulb-режим (выдержки длиннее 30 секунд), чтобы заснять окружение (для совмещения нескольких слоёв).
  • Удобный фонарь — чтобы видеть своё окружение при установке штатива, когда вокруг слегка темновато.
  • Секундомер — эта вещь сейчас присутствует в любом мобильном телефоне и приходит на помощь, когда нужно следить за длительностью экспозиции, в случае если фотокамера или пульт ДУ этого не делают.
  • Широкоугольный зум-объектив или объектив подходящий для композиции — не обязательно, но широкоугольный объектив облегчит правильную компоновку кадра, если есть возможность зуммировать туда и сюда в зависимости от того, что вы хотите видеть на фотографии.
  • Тряпочка для протирания объектива и резиновая груша — это важно, чтобы сохранять объектив чистым в случае отпечатков пальцев или грязи. Хотя это не специфично для синего часа, но это важный фото-инструмент всё равно.
  • Различные мелочи — эти вещи могут быть полезны и сделают процесс фотосъёмки комфортным. Если вы ставите штатив в траве, то будет полезным средство отпугивания насекомых, также если погода не жаркая, то не забудьте взять маленькое полотенце, чтобы вытереть росу с оборудования вместо того, чтобы намочить фотокамеру или объектив.

Как фотографировать в синий час

Установка оборудования

В первую очередь надо установить камеру на штатив, на твёрдую землю, чтобы избежать сотрясений камеры. Поставьте штатив на землю и хорошенько на него надавите, чтобы убедиться, что он хорошо стоит. Поместите камеру на штатив и проверьте, что она надёжно закреплена. Посмотрите в видоискатель и скомпонуйте кадр, а также проверьте, что камера нормально выровнена по пузырьковому или электронному уровню (если такой есть на вашей камере). Убедитесь, что вы не находитесь под прямым источником яркого света, который может вызвать зайчики в объективе.

Подключите пульт дистанционного управления к фотокамере, если он проводной, или приготовьте беспроводной. Смотря в видоискатель, остановите фокус на каком-нибудь светлом объекте в кадре. Когда фокус установлен, переставьте переключатель фокусировки объектива в ручной режим, чтобы дальше не перефокусироваться и не потерять таким образом фокус.

Попробуйте получить картинку в формате RAW, а не JPEG , так как это даёт больше гибкости и деталей при пост-обработке изображения. Дважды проверьте, что фокус нормально покрывает весь кадр, сделав несколько тестовых снимков. Я всегда пробую и проверяю, что всё в порядке, задолго до наступления синего часа, так что могу занять своё рабочее время, чтобы настроить оборудование и быть готовым получать картины.

Несколько экспозиций

Когда оборудование установлено, а объектив правильно сфокусирован, установите диафрагму между f/8 и f/16, чтобы наверняка получить хорошую глубину резкости. Мне лично нравится сохранять баланс между ISO и скоростью затвора, чтобы управлять шумом на картине. Предпочтительно ISO около 100-200, а всё остальное я отношу к выдержке, которая меняется от пяти секунд до более минуты в зависимости от деталей переднего плана или какого-то светового зрелища, которое я хочу запечатлеть. Я предпочитаю снимать в полностью ручном режиме , чтобы иметь возможность управлять всеми параметрами.

Если в строение вашего кадра входят деревья и трава, то постарайтесь получить несколько экспозиций с хорошим освещением, чтобы позже использовать их при пост-обработке. Это также даст вам представление, какая потребуется выдержка для съёмки неба.

Продолжайте делать кадры с различными интервалами в течении синего часа, с тем чтобы использовать при пост-обработке изображения лучшую экспозицию. Если композиция содержит какие-то световые представления или же архитектуру, полную света, то может потребоваться соответственно подстроить выдержку, чтобы избежать пересвета. В то же время нужно продолжать проверять кадры, чтобы быть уверенным, что они правильно экспонированы для пост-обработки.

Пост-обработка экспозиций

Это может быть отдельной статьёй на тему «Слияние нескольких уровней в Adobe Photoshop », но я дам здесь краткое описание.

Я использую Adobe Photoshop для слияния нескольких слоёв своих фотографий синего часа. Если изображение в формате RAW, то можно изменить базовые параметры такие как Exposure , Clarity , Vibrance , Temperature и т. д. после открытия файла. Когда вы это всё сделаете, в Adobe Photoshop откроется актуальная картинка. Выберите и откройте несколько изображений исходя из экспозиции неба, переднего плана и т. д. Выберите одно изображение с лучшей экспозицией синего неба и сделайте чистый “Новый слой”, чтобы скопировать другое изображение с хорошей экспозицией переднего плана.


Нижний слой для источников света, средний слой для земли и верхний слой для неба.

Расставьте различные слои по очереди покрытия. У изображения в примере слой с большим участком неба идёт самым верхним, а за ним следует слой переднего плана. Используйте инструмент Erase , чтобы вытереть недоэкспонированные области из верхнего слоя, чтобы открыть нормально проэкспонированный слой с передним планом (можно также использовать маску слоя). Подстройте параметры такие как Selective Colour , Shadow/Highlights , Contrast и т. д. каждого слоя, чтобы получить одинаковое ощущение цвета. Склейте вместе эти слои, чтобы образовать единый слой, когда закончите, и вы получите готовое изображение.

Я лично не склеиваю слои, что даёт мне возможность поправить любой из слоёв, если это потребуется в будущем.

Чувствуйте себя свободно насчёт пожеланий или комментариев, если у вас они есть, так как я всегда страстно желаю научиться чему-то ещё и ещё.

Каждый, кто занимается фотографией, должен знать, что такое «Золотой час». Для тех, кто не знаком с этим понятием, начнем с краткой формулировки: золотой час — это самое подходящее для съемки время, когда естественное освещение благоприятно сказывается на качестве снимков.

Искусственное освещение при съемке пейзажей, зданий и прочих обширных территорий практически бесполезно. Тут стоит рассчитывать только на небесное светило. Каждый день, в определенное время солнечный свет создает наклонные мягкие лучи, которые аккуратно, без пересветов и жестких теней заполняют всё вокруг. Такое время и называется «Золотой час».

Когда ждать «золотой час»?

Золотой час - это время за час до заката и за час после рассвета. В это время солнце находится низко и освещает всё под углом. Свет получается мягкий и рассеянный.

Контраст снимка получается не слишком большой. Благодаря этому детали не теряются в светлых тонах или в тени. Длинные тени помогают подчеркнуть глубину снимка.

Как поймать золотой час

Самый простой способ - это использование калькулятора золотого часа. В каждом регионе в различное время года время золотого часа отличается, поэтому калькулятор будет полезен. Найти его можно через поисковые системы.

Время рассвета и заката также можно узнать на сайтах с прогнозом погоды.

  1. Используйте штатив. Это позволит делать более четкие фотографии. При слабом освещении для правильной экспозиции нужна будет длинная выдержка и без штатива тут никак.
  2. На место съемки нужно приезжать заранее. Это позволит приготовиться и не упустить лучшее время для съемки.
  3. Во время золотого часа освещение меняется очень быстро, поэтому нельзя мешкать. Всё нужно делать быстро, но не в ущерб качеству.
  4. Берите с собой фонарик. Пробираясь к месту съемки по темноте и раскладывая оборудование, вы непременно ощутите необходимость в фонарике.

Если съемку планируется вести в холодное время года, то термос с горячим напитком будет как нельзя кстати.

Профессиональные фотографы утверждают, что "золотой час" - это время суток с лучшим освещением. Из этой статьи вы узнаете, так ли это и как его можно использовать.

Существует одна вещь, от которой во многом зависит, получится фотография или нет, этим фактором является освещение. Возможно, вы будете снимать самый невероятный пейзаж или потрясающую модель, но без качественного освещения получатся лишь плоские, скучные невыразительные фотографии.

Особенно это характерно для съемки вне помещений, когда сложно или невозможно использовать искусственное освещение. В таком случае вы полностью будете зависеть от естественного освещения.

Поэтому критически важно выбрать правильное время для съемки при естественном освещении. К счастью, профессионалы и фотографы-любители, которые думали об этой проблеме еще с момента создания первой камеры, нашли идеальное решение - "золотой час".

Что такое "золотой час"?

"Золотой час" также иногда называют "магическим часом" - это первый час после восхода солнца и последний час перед заходом солнца, хотя точная продолжительность варьируется в зависимости от времени года. В этот временной отрезок солнце находится низко на небе, давая мягкий рассеянный свет, который намного приятнее, чем резкий полуденный свет, при котором нам часто приходится снимать.

Освещение в "золотой час" мягкое, рассеянное и теплое. Автор фотографии Мартин Сойка .

Такое освещение уменьшает контраст, снижая вероятность потери деталей объекта съемки, которые могли бы утонуть в глубоких тенях или оказаться пересвеченными. Теплый оттенок делает снимок более приятным, а длинные тени помогают подчеркнуть детали, добавляя текстуру и объем снимку.

Еще одно преимущество: как правило, в "золотой час" на улице находится меньше людей, чем в другое время дня, что дает возможность сделать снимок более спокойным и естественным.

Когда его стоит использовать?

"Золотой час" может быть использован при любом типе съемки на открытом воздухе. Наряду с очевидными направлениями - пейзажами и городской фотографией, этот прием отлично подходит для съемки портретов, цветов, растений и даже таких видов объектной фотографии, как съемка автомобилей.

Профессиональные фотографы строго придерживаются этого правила, многие настолько преданы ему, что попросту отказываются от съемки в другое время дня. Вам, конечно, не нужно быть столь принципиальными, однако стоит прислушиваться к советам экспертов, как правило, они оказываются очень полезными.

Определение "золотого часа"?

Самый простой и быстрый способ определить, когда утром или вечером наступает "золотой час" - это использовать "Вычислитель золотого часа" . В этой программе задействованы более сложные методы определения "золотого часа", чем были описаны в начале данной статьи, что позволяет использовать его для точного определения времени.

Расчет местного времени наступления "золотого часа" поможет вам планировать свою съемку. Автор фотографии Бетан .

Альтернативный метод расчета для тех, кто любит делать все самостоятельно: начните с определения местного времени восхода-заката, для этого можно воспользоваться онлайн определителем .

Далее, необходимо произвести ряд несложных расчетов: первый "золотой час" начинается как раз перед восходом солнца и длится около часа. Второй "золотой час" начинается примерно за час до заката и заканчивается вместе с ним.

Решив, что и когда фотографировать, вы будете практически готовы взять камеру, аксессуары и отправиться за великолепными снимками. Но перед этим, постарайтесь запомнить следующие советы, чтобы съемка прошла гладко, а отведенное время было использовано по максимуму.

Используйте штатив

В период, ближе к рассвету и закату, на улице будет достаточно темно. Однако было бы стыдно упустить эти фантастические цвета и текстуры, дожидаясь пока станет светлее. Установите камеру на штатив, выберите низкое ISO и используйте длинную выдержку.

Потратьте время на настройку камеры

"Золотой час" наступает внезапно, поэтому очень важно быть заблаговременно подготовленным. Заранее приходите на место съемки, чтобы у вас было в запасе какое-то время, даже если для этого нужно вставать посреди ночи.

Продолжайте снимать

В течение "золотого часа" освещение изменяется чрезвычайно быстро и снимки, сделанные с интервалом в несколько минут, могут выглядеть абсолютно по-разному. Не отправляйтесь домой, сделав один-два снимка, вместо этого останьтесь на весь час, чтобы захватить полный спектр световых метаморфоз.

Возьмите с собой фонарь и теплые напитки

Во время рассвета и заката может быть очень холодно и темно. Это кажется очевидным, но достаточно просто об этом забыть, особенно если вы собираетесь еще днем, чтобы фотографировать закат. Фонарь поможет увидеть, что вы делаете и куда идете, а теплый напиток - настоящий подарок, когда вы стоите на холоде, дожидаясь возможности сделать следующий снимок.

Съемка во время "золотого часа" придает фотографии больше цветов, текстуры и объема. Автор фотографии Сибиблу .

Снимать в "золотые часы" - это, определенно, один из тех советов, что в наибольшей степени положительно повлияли на мои фотографии, сделанные на открытом воздухе. Хотя это и вынуждает выходить на съемку в то время, когда вы еще можете сладко спать, свернувшись калачиком, но это стоит того. Попробуйте и вы увидите, как преобразятся ваши фотографии.

Многие непрофессиональные фотографы слышали о «золотом» и «синем» часах, однако профессионалы не только слышали, но даже неоднократно сталкивались с этими понятиями. Для тех из вас, кто только начинает осваивать азы фотографии, мы постараемся раскрыть эту непростую тему.

Утром, на восходе солнца, небо синее и свет, излучаемый от него, также синий. Такое явление можно наблюдать и после заката солнца. А называется оно «синим часом».

Перед восходом солнца, в течение восхода, заката и сразу после заката, свет имеет оранжевый (золотой) тон из-за преломления солнечных лучей. Таким образом, это явление назвали «золотым часом».

Эти периоды называют часами, хотя само определение не совсем соответствует этим явлениям. Наличие такого света зависит от геолокации и времени года.

Преимущества «Золотого часа»

В течение «золотого часа» солнце максимально близко приближается к горизонту и испускает преломленный свет. Помимо этого, создается естественный баланс между дополнительными цветами, где оранжевый (золотой) тон, от солнца, контрастирует с синим тоном с противоположной стороны. Если вы достаточно внимательны, то сможете использовать это явление в своих интересах…

Этот преломленный свет может использоваться по-разному, а в частности, когда дело доходит до портретной съемки. Добавьте один легкий отражатель, который выступит в качестве выравнивающего света, и получите немного больше динамического света на своем портрете, без необходимости использования всякой вспышки. Вы можете технически использовать солнце в качестве естественного отражателя. Самая яркая часть солнца послужит непосредственно источником света.

Преимущества «Синего часа»

«Синий час» — полная противоположность «золотому», где свет не является сильным и преломленным, а скорее полностью рассеивается, становится «мягким» и синим. Это природное явление практически невозможно рассмотреть, если не фотографировать в период между «золотым» и «синим» часами.

«Синий час» используется с большим успехом при съемке уличной фотографии, пейзажа, но ни в коем случае при портретной съемке. Вы можете сочетать городские огни с естественным светом для создания интересных комбинаций. Работая в полночь, к примеру, объект вашей экспозиции не сильно будет выделяться на фоне черного неба. Фотографируя в период «синего часа», свет еще присутствует в небе (облака, например), который можно комбинировать с городской иллюминацией. Таким образом, ваши снимки получаются более динамичными и естественными.

Для портретной съемки вам пригодится небольшое количество искусственного света в противовес плоскому свету, а «синий час» даст гарантию достойного фона. Удостоверьтесь, что баланс белого в вашей камере настроен правильно. В противном случае, плоский свет разрушит эффект «синего часа».

Выводы

После прочтения данной статьи вам, возможно, захочется выйти в ближайшее время для того, чтобы «пофотать» что-нибудь в условиях, которые мы только обсудили. Однако, так как большинство других фотографов будут делать то же самое, вам придется применить нестандартное мышление для того, чтобы фото материал получился эксклюзивным, а значит — неповторимым. Да, зачастую такие эксперименты заканчиваются провалом, но не всегда! Все возможные техники съемки уже давно заезжены, однако не опускайте руки и вы обязательно найдете свою неповторимую манеру работы с фотографией.

Используйте эти советы, снимайте, !