Закон о социальном обслуживании инвалидов. Приморская

Закон об основах социального обслуживания в РФ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и вступает в силу 1 января 2015 года.

Данный закон призван заменить старые законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", которые соответственно с 1 января 2015 года утратят силу.

В соответствии с новым законом в сфере соц. обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход.

В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

В законе не содержится понятие "трудная жизненная ситуация", как это было установлено ранее Законом 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения". Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (ст. 15 Закона):

  1. Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  2. Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  3. Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  4. Отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  5. Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  6. Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  7. Отсутствие работы и средств к существованию;
  8. Наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Основанием для предоставления соц. обслуживания может быть заявление, самого гражданина, его законного представителя, а также иных лиц, например, органов и общественных объединений.

При поступлении заявления уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель должен быть проинформирован в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано только в судебном порядке, так как порядок административного обжалования законом по сути не предусмотрен.

В законе сделан акцент на профилактику нуждаемости граждан в соц. обслуживании.

В соответствии со ст. 9 гражданам гарантируется право на свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время. В этом существенное отличие от закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", где не оговаривалось вечернее время, что приводило к сильному ограничению времени посещений администрациями социальных учреждений.

Закрепляется принцип осуществления соц. обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соц. услугах. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому.

Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. услуг. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (статья 16).

В соответствии со ст. 16. перед предоставлением соц. услуг должна быть сформирована Индивидуальная программа, которая является документом, в котором указаны:

  • форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг,
  • перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг,
  • мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности конкретного гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Так же, как и в старом законе, ограничивается предельный размер платы за соц. услуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соц. услуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

В законе предусмотрено, что в случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие, но в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Это в определенной мере важная норма, так как она хоть как-то регулирует ситуацию в случаях перемены места жительства за пределы субъекта - региона получателя соц. помощи. Хотя трудно ее назвать достаточной из-за слишком большого разрыва в уровне жизни в разных регионах РФ.

Вводится понятие «социальное сопровождение», которое понимается как оказание гражданам при необходимости содействия в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе и в порядке межведомственного взаимодействия осуществляются на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из положения вышеприведенной статьи, можно сделать вывод о том, что система социального сопровождения в законе не имеет четкого регулирования. Уже на данном этапе среди работников социальных служб высказываются мнения о том, что это сильно сужает понятие социального сопровождения вплоть до простой выдачи направления или информации, где осуществляется предоставление необходимой получателю услуг социальной помощи.

При предоставлении социальных услуг теперь необходимо заключение соответствующего договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. (Статья 17)

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

Без составления договора могут оказываться только срочные социальные услуги.

К срочным социальным услугам относятся:

  1. Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  2. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. Содействие в получении временного жилого помещения;
  4. Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  5. Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  6. Иные срочные социальные услуги.

А в ст. 19 определены основные условия, которые должны быть соблюдены при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

  1. Возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
  2. Возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
  3. Дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
  4. Дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
  5. Оказание иных видов посторонней помощи.

Весьма важно указание в законе таких требований. Однако мала вероятность их исполнения системой учреждений социального обслуживания в ближайшие годы в полном объеме, учитывая состояние сотен таких учреждений в регионах, где органы власти даже не способны привести их в состояние, отвечающим элементарным требованиям безопасности функционирования. Думается, в данном случае нужен переходный период, иначе закон не будет исполняться вследствие необходимости колоссальных материальных вложений. В их отсутствие закон окажется мертвым

К оказанию соц. услуг привлекут негосударственные организации. Как коммерческие, так и некоммерческие. Вводится общественный контроль в сфере соц. обслуживания. Поставщиком социальных услуг может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

В государственных организациях социального обслуживания, по новому закону, должны создаваться попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом и на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.

Состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация о результате проверки размещается органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет.

Статья 30. Устанавливает, что поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой. Компенсация выплачивается только поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного заказа.

Статьей 34 вводится общественный контроль в сфере социального обслуживания, которое осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания.

Таким образом, на федеральном уровне общественный контроль весьма условен. На региональном же уровне возможно введение более реального общественного контроля с участием граждан и общественных организаций. Однако это станет возможным только с принятием соответствующих нормативных документов. Как нам представляется, более правильным было бы конкретнее прописать порядок и механизмы общественного контроля. Особенно за стационарными социальными учреждениями.

Социальная защита населения — это предоставление инвалидам и другим категориям нетрудоспособных лиц соответствующих услуг. Подобные меры позволяют удовлетворить социальные потребности определенных групп граждан Российской Федерацией.

Под общественным обслуживанием понимается деятельность служб, которые предоставляют поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Поддержка состоит из следующих видов услуг, предоставленных пожилым людям и инвалидам:

  • Бытовых;
  • Медицинских;
  • Психолого-педагогических;
  • Социально-правовых;
  • Материальной помощи.

Учреждения и предприятия, которые предоставляют услуги обществу (пожилым людям и инвалидам), называются социальными службами. Их деятельность регулируется общепринятым Российским законодательством о пожилых людях в РФ.

В Российской Федерации действуют несколько законов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и пожилыми людьми.

Список законов о пожилых людях и инвалидах в РФ:

  • . Она гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение;
  • регулирует правовые основы для следующих категорий граждан:
    • Малоимущих семей;
    • Одиноко проживающих жителей;
    • Других категорий граждан, которые предусматриваются в настоящем ФЗ;
  • Он создает государственную политику в отношении пожилых граждан и инвалидов, цель которой является обеспечение равных прав на защиту с другими гражданами РФ;
  • Основная цель ФЗ — обеспечение защитой инвалидов и пожилых граждан. В настоящий момент утратил силу.

Описание Федерального закона 122

Федеральный закон №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утратил свою силу. Теперь вместо него действует закон № . Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Последние изменения были внесены 21 июля 2017 года.

Изменения в законе о пожилых и инвалидах

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон №442 были внесены 21 июля 2017 года.

Статья 7

Ст 7 была дополнена пунктом 7.1. В нем говорится о том, что для оценки качества предоставляемых услуг создается независимая организация социального обслуживания.

Статья 8

Ст 8 была дополнена пунктом 24.1. В нем говорится о том, что для организации, которая проводит независимую оценку, создаются специальные условия.

Статья 13

Ст 13 была дополнена пунктом 12.1. Его суть состоит в том, что решение о проведении независимой оценки принимает федеральный орган исполнительной власти.

Ч 4 статьи 13 была полностью изменена. Теперь для того чтобы выразить собственное мнение или оставить отзыв после оказания услуг пожилым и инвалидам, можно зайти на официальный сайт и выразить свое мнение в письменной форме.

Статья 23.1

Ст 23.1 появилась после внесения последних изменений. В ней также говорится о предоставлении независимой оценки качества оказания услуг. Показатель качества — это один из методов контроля, благодаря которому появляется возможность увеличить эффективность предоставляемых услуг пожилым и инвалидам.

Критерии для оценки качества:

  • Открытость информации;
  • Комфортные условия в период предоставления услуг;
  • Время ожидания;
  • Компетентность, вежливость и доброжелательность сотрудников компании, которая обеспечивает качественным обслуживанием.

Независимая оценка качества оказанных услуг осуществляется в порядке, который предусматривается настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или другое государственное управление могут самостоятельно создавать общественные советы, которые будут оценивать эффективность их деятельности.

Был принят Гос. Думой 17.05.1995г.

(утратил силу с 01.01.2015 на

основании Федерального закона от

28.12.2013 N 442-ФЗ)

Имеет 7 глав,40 статей.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального , являющегося одним из направлений деятельности vпо социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Глава I. Общие положения (статьи с 1 по 4)

Статья 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и

инвалидов

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

соблюдения прав человека и гражданина;

предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для

граждан пожилого возраста и инвалидов;

преемственности всех видов социального обслуживания;

ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого

возраста и инвалидов;

приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

Статья 4. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и

инвалидов в сфере социального обслуживания

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств

Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания

(статьи с 5 по 15)

Статья 5. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное

обслуживание

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального

обслуживания иных форм собственности.

Статья 6. Права иностранных граждан, лиц без гражданства, в том

числе беженцев, в сфере социального обслуживания


Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Права граждан пожилого возраста и инвалидов при получении

социальных услуг

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального

обслуживания;

Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

Согласие на социальное обслуживание;

Отказ от социального обслуживания;

Конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

Защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Статья 8. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на

информацию в сфере социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и

формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.

Статья 9. Согласие на социальное обслуживание

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Глава III. Социальное обслуживание

граждан пожилого возраста и инвалидов

(статьи с 16 по 24)

Статья 16. Формы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного)

пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального

обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;5) социально-консультативную помощь.

2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

3. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Статья 18. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Статья 20. Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней

социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или

полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию

здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Статья 31. Основные источники финансирования системы социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

1. Основным источником финансирования государственного сектора системы социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов

Российской Федерации.

2. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

1) средства, поступающие из целевых социальных фондов;

2) кредиты банков и средства других кредиторов;

3) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий,

учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) доходы от ценных бумаг;

5) средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за

социальные услуги;

6) благотворительные взносы и пожертвования;

7) другие источники, не запрещенные законом.

3. Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не

имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания. Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения.

социальных услуг

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным

инвалидов

Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Статья 39. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 40. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального

Статья 34. Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания

Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных

учреждениях Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ.

Статья 36. Меры социальной поддержки социальных работников

Меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N

Глава VI. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов (статьи с 37 по 38)

Статья 37. Контроль за деятельностью по предоставлению

социальных услуг

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статья 38. Защита прав граждан пожилого возраста и инвалидов и

ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и

инвалидов

Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суд. Нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Обычно преамбула каждого законодательного акта выражает некоторое отношение законодателя к тем правоотношениям, которые будут урегулированы в законе. В преамбуле может быть коротко описан состав тех правоотношений, которые станут предметом рассмотрения и регламентации в законе.

Комментируемый закон полностью продолжает такую традицию, и в преамбуле говорит о принципах человеколюбия и милосердия, на основе которых и должны строиться все правовые нормы в рассматриваемой области правоотношений. Несколько непонятно тогда, почему в ст. 3 рассматриваемого закона принципы человеколюбия и милосердия не нашли своего отражения. Данная статья закона как раз закрепляет те правовые принципы, с учетом содержания смысла которых и должны строиться правовые нормы закона. Вообще упоминание в законе о принципах милосердия и человеколюбия выглядит не совсем понятно. Что имеет в виду законодатель в данном случае, ведь правового содержания у человеколюбия и милосердия нет. Даже международные конвенции по защите прав человека, описывающие права и свободы людей пространными терминами и в общих фразах, не используют при определении правовых норм, такие понятия как человеколюбие и милосердие. Данные категории находятся в области изучения этики, философии и других гуманитарных наук, и составляют моральную сторону жизни человечества. Закон же не затрагивает мораль, она существует вне правовых норм, поэтому категории милосердия и человеколюбия в законе никогда не закрепляли.

Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Именно такая правовая норма и отражает все человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ. Другой вопрос состоит в том, что считать такой достойной жизнью. Здесь много критериев для определения, но нельзя не согласиться с тем, что важнейшим показателем такой "достойной жизни" пожилых людей и инвалидов, станет их возможность удовлетворять свои потребности всеми необходимыми им бытовыми, медицинскими услугами и товарами. Поэтому решение данного вопроса требует значительных финансовых ресурсов.

Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось. Президент РФ в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ в 2006 г. сказал о состоянии социальной защищенности инвалидов и пожилых людей России следующим образом:

"Занимаясь проблемой повышения рождаемости, поддержки молодой семьи, мы не вправе забывать и о старших поколениях. Это люди, всю жизнь свою отдавшие стране, работавшие на страну, а если нужно было, встававшие на ее защиту. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Вы знаете, в течение последних лет неоднократно, причем раньше запланированных сроков, производилось повышение пенсий. И в следующем году пенсии будут повышены в общей сложности еще почти на 20 процентов. Значительные ресурсы направляются государством на обеспечение социальных льгот и гарантий для пенсионеров и ветеранов. Необходимо продолжить программу обеспечения этих категорий граждан социальным жильем, включая использование дополнительных ресурсов в рамках проекта "Доступное жилье". Прошу и впредь рассматривать эту работу как один из ключевых приоритетов".

Таким образом, и далее наше государство будет уделять внимание проблеме обеспечения действительно достойной жизни пожилых людей и инвалидов. Рассматриваемый же закон, один из многих законодательных актов в своей области отношений, устанавливает требования (правовые нормы) по социальной поддержке пожилых людей и инвалидов. Преамбула комментируемого закона устанавливает, что данный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания, и является одним из комплекса мер по социальной защите инвалидов и пожилых граждан.

В рассматриваемой преамбуле говорится и о том, что комментируемый закон устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии в области социальной защиты пожилых людей и инвалидов. С правовыми гарантиями все более или менее понятно, практически любую правовую норму в комментируемом законе можно назвать в той или иной степени правовой гарантией для граждан пожилого возраста и инвалидов. К примеру, вся глава 2 комментируемого закона устанавливает права граждан пожилого возраста и инвалидов самым непосредственным образом, и это можно назвать правовой гарантией.

А вот социальные и экономические гарантии нужно пояснить. К социальным гарантиям можно отнести содержание норм главы 3 рассматриваемого закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Это конкретные виды социальной помощи нуждающимся гражданам, указанные в комментируемом законе. Экономические гарантии можно рассматривать как установленные гарантированные государством расходы (средства бюджета) на социальную помощь. К экономическим гарантиям в рассматриваемом законе можно отнести только содержание ст. 31 комментируемого закона, устанавливающей источники финансирования системы социального обслуживания нуждающихся граждан.

Социальная защита населения это предоставление инвалидам и другим категориям нетрудоспособных лиц соответствующих услуг. Подобные меры позволяют удовлетворить социальные потребности определенных групп граждан Российской Федерацией.

Под общественным обслуживанием понимается деятельность служб, которые предоставляют поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Поддержка состоит из следующих видов услуг, предоставленных пожилым людям и инвалидам:

  • Бытовых;
  • Медицинских;
  • Психолого-педагогических;
  • Социально-правовых;
  • Материальной помощи.

Учреждения и предприятия, которые предоставляют услуги обществу (пожилым людям и инвалидам), называются социальными службами. Их деятельность регулируется общепринятым Российским законодательством о пожилых людях в РФ.

В Российской Федерации действуют несколько законов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и пожилыми людьми.

Список законов о пожилых людях и инвалидах в РФ:

  • Конституция РФ. Она гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение;
  • ФЗ №178 О государственной социальной помощи регулирует правовые основы для следующих категорий граждан:
    • Малоимущих семей;
    • Одиноко проживающих жителей;
    • Других категорий граждан, которые предусматриваются в настоящем ФЗ;
  • Федеральный закон №181 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Он создает государственную политику в отношении пожилых граждан и инвалидов, цель которой является обеспечение равных прав на защиту с другими гражданами РФ;
  • ФЗ №122 О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель ФЗ обеспечение защитой инвалидов и пожилых граждан. В настоящий момент утратил силу.

Федеральный закон №122 О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов утратил свою силу. Теперь вместо него действует закон №442 Об основах социального обслуживания. Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Последние изменения были внесены 21 июля 2017 года.

  • Обязанности организаций, которые обслуживают граждан в пожилом возрасте и других нетрудоспособных лиц;
  • Вопросы в экономической, правовой и организационной сфере;
  • Права учреждений, которые занимаются государственной деятельностью;
  • Обязанности/права инвалидов и пожилых людей.

Настоящий Федеральный закон действует в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан с постоянным местом жительства на территории РФ. Также под действия ФЗ попадают индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые оказывают поддержку гражданам.

Закон состоит из 10 глав и 37 статей.

  • Глава 1 Описывает общие положения настоящего ФЗ;
  • Глава 2 Перечисляет полномочия органов государственной власти РФ в области социального обеспечения;
  • Глава 3 Перечисляет обязанности и права получателей социальных услуг (пожилые люди и инвалиды);
  • Глава 4 Перечисляет права и обязанности поставщиков;
  • Глава 5 Описывает способы предоставления обслуживания;
  • Глава 6 Перечисляет формы и виды услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 7 Описывает способы организации предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 8 Перечисляет способы оплаты за предоставленную общественную поддержку;
  • Глава 9 Осуществляет контроль за качественным обслуживанием социальных нужд общества;
  • Глава 10 Описывает переходные и заключительные положения.

Правила обслуживания пожилых людей и инвалидов перечислены в Конституции Российской Федерации. Они направлены на соблюдение прав человека и уважение достоинства и личности каждого гражданина РФ.

Основные принципы Федерального закона №442:

  • Предоставление социального обслуживания всем лицам, вне зависимости от:
    • Возраста;
    • Национальности;
    • Языка;
    • Расы;
    • Происхождения;
    • Отношения к религии;
    • Места жительства.
  • Предоставление обслуживания на дому;
  • Сохранение привычной обстановки при оказании социальных услуг пожилым и инвалидам;
  • Конфиденциальность;
  • Добровольность.

Личная информация о гражданине, которому оказывается поддержка, является конфиденциальной. Ее запрещается передавать третьим лицам. За разглашение конфиденциальной информации служба привлекается к ответственности, которая предусматривается настоящим Федеральным законом. Распространять подобные данные можно только после предоставления согласия от получателей соц. услуг пожилых и инвалидов.

Чтобы скачать Федеральный закон №422 с изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке .

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон №442 были внесены 21 июля 2017 года.

Ст 7 была дополнена пунктом 7.1. В нем говорится о том, что для оценки качества предоставляемых услуг создается независимая организация социального обслуживания.

Ст 8 была дополнена пунктом 24.1. В нем говорится о том, что для организации, которая проводит независимую оценку, создаются специальные условия.

Ст 13 была дополнена пунктом 12.1. Его суть состоит в том, что решение о проведении независимой оценки принимает федеральный орган исполнительной власти.

Ч 4 статьи 13 была полностью изменена. Теперь для того чтобы выразить собственное мнение или оставить отзыв после оказания услуг пожилым и инвалидам, можно зайти на официальный сайт и выразить свое мнение в письменной форме.

Ст 23.1 появилась после внесения последних изменений. В ней также говорится о предоставлении независимой оценки качества оказания услуг. Показатель качества это один из методов контроля, благодаря которому появляется возможность увеличить эффективность предоставляемых услуг пожилым и инвалидам.

Критерии для оценки качества:

  • Открытость информации;
  • Комфортные условия в период предоставления услуг;
  • Время ожидания;
  • Компетентность, вежливость и доброжелательность сотрудников компании, которая обеспечивает качественным обслуживанием.

Независимая оценка качества оказанных услуг осуществляется в порядке, который предусматривается настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или другое государственное управление могут самостоятельно создавать общественные советы, которые будут оценивать эффективность их деятельности.