Проглатывание слюны во время поста рамадан. О глотании слюны во время поста в рамадан Можно глотать слюну когда держишь ораза

Мусульманский народ ежегодно встречает священный месяц Рамадан, который известен постом Ураза . Постоянно мусульмане задаются различными вопросами, связанными с воздержанием во время долгожданного праздника. Одним из главных вопросов является — можно ли глотать слюну во время поста Рамадан.

Можно ли глотать слюну

Многие мусульмане пытаются понять, если в течение всего дня нельзя допускать проникновения в организм жидкости, пищи и всего остального, как отразится проглатывание слюны на постящихся людях. Можно ли глотать слюну во время поста или нужно ее обязательно выплевывать – вот, о чем хотят знать представители мусульманства.

Ответ очень прост – ходить и выплевывать не нужно. В таком случае можно полоскать рот только так, чтобы избежать попадания в воды в рот. При случайном проглатывании секрета воздержание нужно продолжать.

Так как слюна – это естественное выделение организма, то не существует запретов на ее проглатывание, даже во время Рамадана.

Для полного понимания вопроса, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан, следует разобрать практический пример.

Каких еще правил нужно придерживаться в пост Рамадан

У многих людей после сна во рту образуется секрет с измененным вкусом, который либо проглатывают в полусонном состоянии, либо сплевывают. Сразу возникает вопрос, будет ли нарушен пост в таком случае.

Слюна, которая изменила вкус, не должна ни в коем случае проглатываться. Постящемуся рекомендуется перед утренним азаном нужно прополоскать рот до полного избавления вкусовых ощущений. После этого ответственности за секрет не бывает, так как обязательства по устранению лишних вкусов человек выполнил.

Чтение Корана

Мнения ученых

Люди интересуются у специалистов, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан. По Ханафитскому мазхабу проглатывание человеческого секрета скорее ненаказуемо, чем запрещено. Однако рекомендуется стараться избавляться от жидких накоплений во рту, выплевывая, иначе можно столкнуться с разногласиями между мазхабами.

Есть ли запрет на глотание слюны в Рамадан

Хотя ученые давно пришли к мнению, что тот, кто проглотил что-либо намеренно, чего можно было бы избежать, тот пост нарушил. А тот, кто проглотил что-то случайно и не мог этого избежать, тот пост не нарушил. Однако, что касается секрета, то на практике рассматриваются ситуации, когда могут быть исключения.

Если человек проглотил слюну, а не стал ее собирать, то в данном случае пост не нарушается, и такое действие вполне разрешено. Это обусловлено тем, что постящийся не мог этого избежать.

Чтение молитвы во время поста

В том случае, если во время увлеченного разговора образовалась не только слюна, а мокрота и слизь, от которой человек не смог избавиться, то нарушений в воздержании на Рамадан не будет, по той же причине, что и выше.

Каждый год мусульмане интересуются, почему нельзя глотать слюну во время поста Рамадан, предполагая, что это жесткий запрет. Рекомендуется пытаться сплевывать накопившийся секрет, но если его проглотить ненамеренно, то действительность воздержания сохранится.

Для того, чтобы глотание слюны не нарушило пост нужно соблюдать три условия.

1. Проглатывание еще со рта. Если слюна покидала рот, например, вывел слюну на губы и была затем проглочена, пост нарушается, если даже была возвращена, касаясь губ. Если слюной намочить нитку или сивак, и затем эту влагу, которая имеется на ней, проглотить, пост нарушается, а если не было мокроты, которая не может отделиться, пост не нарушается.

Те, кто занят шитьём или пользуется сиваком, должны быть очень осторожны в этих случаях.

Если высунуть язык со слюной изо рта, затем проглотить слюну, то пост не нарушается, т. к. язык является внутренним органом рта. Также не нарушается пост, если с языка монетой или ей подобным отделить слюну и проглотить её еще с языка.

От проглатывания слюны, собравшейся во рту, пост не нарушается. Если человек соберёт во рту слюну и затем проглотит её, то, по достоверному слову, пост не нарушается, но есть и те, которые утверждают о нарушении.

2. Слюна должна быть чистой. От проглоченной нечистой слюны пост нарушается, если даже в слюне будет кровь, выделяющаяся из десен.

Рамали в «Нихаяте» пишет: «Если у человека большинство времени или всё время десна кровоточат, то насколько ему трудно беречь его ему прощают и делают облегчение. Ему достаточно выплюнуть слюну».

3. Несмешивание ни с чем чистой слюны. От глотания слюны, с которой что-то смешано, пост нарушается. К примеру, если проглотить слюну с изменившимся цветом от того, что вы намочили крашеную нитку, или от намоченного водой сивака проглотить воду со слюной, пост нарушается. Не вредит слюна, проглоченная после полоскания рта, т. к. трудно от неё защититься.

Тот, кто без цели набрал в рот воды, затем позабыл о посте и проглотил, его пост не нарушается. Если вода проникнет внутрь от того, что в воде постящийся открыл рот, пост нарушается.

Если постящемуся в рот попадет муха, комар или дорожная пыль и он это проглотит, пост его не нарушается, если даже у него была возможность закрыть рот и уберечься от этого. Это потому, что трудно постоянно от них защититься.

Более того, если эти предметы попадут внутрь от того, что мы будем держать рот открытым, пост наш не нарушается. Но если мы при открытии рта что-то добровольно втянем внутрь, от этого пост нарушается. Если нарочно держать рот открытым и этим пустить в рот пыль, нужно промыть рот, также нужно промывать рот, если мы, имея возможность защититься от пыли, но не сделав этого, набрали грязную пыль.

ИбнуХаджар говорит, что грязная пыль вредит посту, а Рамали утверждает обратное. Аллах лучше знает.

Ибрагим Нажмутдинов

https://youtu.be/7G0AQnE9V3k

Если человек проглотил «нухаму». Нухама – это та слизь, которая собирается в носу человека или в том месте, которая между носом и горлом. И затем проглатывает ее. То есть, воздух в нос засасывает и затем эта слизь отходит, и он ее проглатывает. Такое деяние портит уразу или нет?

Говорит: - Здесь может быть две ситуации. Первая ситуация , если эта слизь не попала в рот, но сразу попала в горло с того места, где она образуется, со стороны мозгов, и сама по себе проникает внутрь организма человека, тогда это не портит уразу. Сказал ан-Навави: - Сказали Шафииты: - Если данная слизь, (которая собирается в носе чловека и слюни) не попадает в рот, то есть, попадает сразу в горло без участия рта, тогда это не вредит уразе по единогласному мнению. Имеется в виду единогласное мнение Шафиитов. И второй случай – если сначала эта слизь попадает в рот, а потом он уже ее глотает ртом, относительно этого уже есть два мнения у ученых. То есть, здесь уже единогласия нет. Первое мнение – известное мнение у Ханбалитов и это мазхаб Шафиитов, то, что такое действие портит уразу человека. И это мнение выбрал шейх ибн Баз, когда он сказал: - Не разрешено держащему уразу, проглатывать эту слизь изо рта потому, что человек способен ее выплюнуть и она не подобна слюне. Второе мнение из этих двух – это мнение Маликитов и Ханифитов, которое было одним из ривайятов от имама Ахмада, которую поддержал ибн Акыль аль ханбали. И это слабое мнение у Шафиитов, то, что такое действие не портит уразу. Что значит слабое мнение у Шафиитов? То есть, то мнение присутствует в Шафиитском мазхабе, но сами Шафииты считают его за слабое мнение. И это мнение выбрал шейх ибн Мукбиль, а так же шейх ибн Усеймин. Потому, что человек не выводит ее изо рта, а затем берет в рот, но она, то есть эта слизь вообще не выходит из организма человека, не подобна воде или еде, которую человек принимает извне, но она образуется внутри организма и переходит изнутри внутрь, не выходит наружу. Поэтому она больше подобна слюне. Мы говорили, что если человек глотает слюну, уразу не портит. Говорим: - Никакой разницы между этим и этим нет, в вопросе портит это уразу или нет. И никто не называет проглатывание этой слизи употреблением пищи или жидкости. И это мнение является более правильным, Единый Аллах лучше знает, потому, что основа – ураза человека остается действительной. И нельзя выносить постановление, то, что ураза испортилась, кроме как есть на это явный, достоверный довод.



[Примечание редактора стенограммы]: Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43.

Относительно слизи, выходящей из головы (носа и гайморовой полости) и мокроты выходящей из груди от кашля и прочищения горла, если она проглочена перед тем как дойти до рта, это не нарушает пост, потому что это проблема, с которой сталкиваются все люди; но если она проглатывается после достижения рта, это нарушает пост. Однако, если она проглатывается ненамеренно, это не нарушает пост. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима,10/276).

Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/117.



Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушает”. Сл. “Сильсиляту худа уа-ннур” № 52.

Однако, если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360. [Конец примечания].

______________________________________________________________

Урок. Вопросы 1851-1859.

https://youtu.be/07oRos_dgx4

Рассматриваемые вопросы в уроке:

· 1851 Если человек полоскал рот или нос, и вода попала внутрь

· 1852 Портит ли уразу использование уколов в вену или в мышцу

· 1853 Портит ли уразу проглатывание слизи, подошедшей ко рту в результате отрыжки

· 1854 Является ли необходимым высушивать рот полотенцем после полоскания рта

· 1855 Если человек почистил зубы свежим сиваком так, что проглотил его отделившийся сок

· 1856 Каково постановление использования сивака для постящегося

· 1857 Можно ли постящемуся пользоваться зубной пастой

· 1858 Портит ли уразу курение сигарет или кальяна

· 1859 Каково постановление использования аэрозоля против бронхиальной астмы при уразе

статья опубликована в номере: 10 (527) / от 15 мая 2017 (18 Ша`абан 1438)

- Что нарушает пост?
1) Осознанный прием пищи и питья. 2) Проникновение чего-либо через естественные отверстия. 3) Намеренная рвота. 4) Преднамеренный половой акт. 5) Преднамеренное семяизвержение. 6) Месячные и послеродовые выделения. 7) Одержимость (безумие, помешательство). 8) Впадание в неверие во время поста, пусть Всевышний убережёт нас от этого.

- Можно ли использовать кислород для лечения легких?
- Можно, так как кислород не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но если принимаются еще и лекарства, то пост нарушается.

- Нарушает ли пост удаление зуба
- Нет. Пост может нарушить проглоченные кровь и лекарства.

- Можно ли пользоваться зубной пастой?
- Можно, но нежелательно, так как большинство паст содержит ароматизаторы; надо стараться, чтобы ничего не проникло дальше середины гортани (т.е. место произношения арабской буквы), так как тогда пост нарушится

- Нарушается ли пост, если во время желательного полоскания рта и промывания носа заглотнуть воды?
- Если постящийся, проявляя крайнее усердие при полоскании рта водой, неумышленно проглотил ее, то пост нарушается. Что касается полоскания носа, то при подобном усердии, если вода поднимется выше носовой кости, пост тоже нарушается.

- Можно ли использовать благовония во время поста?
- Можно, но нежелательно. Также нежелательно их вдыхать, но пост это не нарушает.

- Нарушается ли пост, если проглотить скопившуюся слюну?
- Нет, если проглотить слюну, чистую от остатков пищи и крови.

- Нарушается ли пост при лечении горла?
- Если лекарство не перейдет ниже его середины (т.е. место произношения арабской буквы), то не нарушается

- Нарушается ли пост, если вызвать рвоту в лечебных целях?
- Пост нарушается, но греха в этом нет, если нельзя отложить лечение.

Нарушается ли пост в результате обследования внутренних органов, например, из-за фиброгастродуаденоскопии?
- Обследования внутренних органов при помощи аппаратов, проникающих в полости постящегося, пост нарушают

- Можно ли постящемуся пользоваться маслами и кремами?
- Пост это не нарушает, но нежелательно наносить на кожу крема и масла с сильным ароматом.

- Можно ли использовать глазные капли?
- Закапывание глаз не нарушает пост, даже если вкус лекарства ощущается во рту.

- Можно ли использовать сивак во время поста?
- Можно - пока солнце не войдет в зенит, после - нежелательно. Нежелательно использовать смоченный сивак, так как если влага с него попадет в полость рта, пост нарушится.

- Нарушает ли пост рассасывание таблетки под языком?
- Если хотя бы часть ее проникнет в пищевод - нарушает, если полностью рассосется в ротовой полости - нет.

- Нарушает ли пост курение?
- Да, так как вместе с дымом в лёгкие проникает и никотин.

- Можно ли плавать во время поста?
- Если постящийся точно знает, что при плавании вода проникает ему в нос и уши, то ему запрещено (харам) плавать. Если он не уверен в этом, то ему нежелательно плавать. Но в любом случае, если вода проникнет внутрь, пост нарушается.

- Нарушается ли пост, если проглотить мокроту?
- Сознательное сглатывание мокроты нарушает пост. Если же постящийся, не сумев избавиться, поневоле проглотил ее, пост не нарушается.

- Нарушает ли пост отрыжка?
- Не нарушает, но если вместе с воздухом в ротовую полость выйдет содержимое пищевода, и намеренно проглотить его, пост нарушается

Нарушается ли пост, если делать внутримышечные или внутривенные инъекции, а также капельницы, чтобы не чувствовать голода?
- Не нарушается, но делать это крайне нежелательно.

- Как быть, если потерял сознание?
- Если человек, сделав ночью намерение поститься, потерял сознание, его пост считается действительным, если он придет в себя хотя бы на миг с рассвета до полного захода солнца. Если же не придет в себя, то пост недействителен. Также, если, не сделав намерения, потерял сознание ночью и пришел в себя днем, пост тоже недействителен, так как, по шафиитскому мазхабу, намерение должно быть сделано ночью.

- Нарушает ли пост сдача крови из пальца и вены, а также кровопускание?
- Не нарушает, но делать это нежелательно.

- Нарушает ли пост непроизвольное попадание в полости человека пыли, дыма, насекомых?
- Нет, однако, если он вызовет рвоту, чтобы извлечь насекомое, тогда пост нарушится.

- Можно ли пробовать еду на вкус?
- Можно, но нежелательно, так как если при этом чтонибудь проглотить, то пост нарушится.

- Нарушается ли пост при рвоте?
- Намеренно вызванная рвота нарушает пост. Но если рвота произошла непреднамеренно, и из вышедших рвотных масс человек ничего не проглотил, пост не нарушается, но человек обязан очистить рот до совершения намаза.

- Нарушает ли пост женщины осмотр гинеколога?
- Если осмотр включает в себя проникновение чего-либо в естественные отверстия, то пост нарушается

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).