Подготовка цт по русскому языку задания. Как самостоятельно подготовиться к цт по русскому языку

Первый раз в жизни ЦТ по русскому языку я сдавала 15 июня 2014 года. Высшее образование у меня давно есть: когда я поступала, были обычные экзамены, а не ЦТ. В университете, на факультете журналистики, я тоже изучила правила русской грамматики и стилистики. Но поскольку во времена работы в СМИ мои ошибки исправляли корректоры, знания основательно выветрились из памяти.

В последние годы, когда я начала выполнять копирайтерские заказы, а потом и преподавать копирайтинг, забытого стало не хватать. Врожденной грамотностью, т.е. хорошей визуальной памятью, меня природа не наградила, так что при проверке своих и чужих текстов мне приходится вспоминать правила из учебника. Копирайтер – сам себе корректор, да и ученики порой ставят запятые где попало и ждут обоснованных замечаний. Поэтому и решила повторить предмет, используя ЦТ как стимул. А кроме прокачки навыка грамотного письма, мне было важно получить результаты еще одного эксперимента, по самостоятельной организации учебного процесса.

При первых попытках заполнить тесты прошлых лет у меня бывало от 5 до 10 ошибок: показатель, обычный для школьника-хорошиста, который специально к тестированию не готовился. Но, в отличие от среднего школьника, я была уверена: качественно подготовиться к экзамену за короткий срок вполне реально. Эксперимент удался: сдала на 100 баллов.

Что такое «короткий срок» для подготовки к ЦТ по русскому?

Пособие, по которому я готовилась к ЦТ

Я решила, что буду сдавать ЦТ, и впервые открыла пособие по подготовке к тестированию 26 апреля 2014 года. Последние дни апреля и весь май занималась не больше 4 часов в неделю. Чуть больше месяца ушло на то, чтобы прочесть, не останавливаясь на упражнениях, «Пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию» О.Горбацевич, Т.Ратько и Т. Бодаренко и выполнить несколько тестов за предыдущий год. В конце мая я купила дополнительный сборник тестов за 2008-2012 годы и с 1 до 14 июня занималась по 3 часа в день, подробно разбираясь с наиболее сложными темами и решая тесты за разные годы.
Таким образом, общее количество часов, посвященных исключительно подготовке к ЦТ – около 60, дополнительно иногда использовалось время поездок в транспорте. Все это время я продолжала работать и выполнять свои домашние обязанности.

В чем мне было проще, чем абитуриентам?

Если сравнивать меня с выпускником школы, то я выигрывала в том, что не была обременена выпускными экзаменами. У школьников было в те же сроки всего 2-3 дня, чтобы отвлечься от экзаменационных предметов и сосредоточить все внимание на ЦТ. По сравнению со среднестатистическим «взрослым» абитуриентом я выигрывала в том, что у меня – свободный график работы и равное разделение хозяйственных забот с супругом: это значит, что я могла выбирать для подготовки к тестам самое продуктивное время. Кроме того, я сдавала один, а не три теста.
Другим предстоит приспосабливаться к своим обстоятельствам. Это значит, скорее всего, что на повторение уйдет больше календарных дней. С другой стороны, если начинать готовиться заранее, то и знания будут более прочными. Тогда на итоговое повторение перед самым тестированием может потребоваться всего несколько часов.

В чем мне было сложнее, чем абитуриентам?

Говорят, с возрастом цепкость памяти ослабевает, и я в это отчасти верю. Кроме того, у меня не было уроков русского языка в школе и подготовки к школьному экзамену по тому же предмету. В последнем обстоятельстве есть и плюсы, и минусы. Потому что школьные задания по предмету тоже позволяют закреплять в памяти темы, вынесенные на ЦТ.

У меня не было учителей-консультантов, факультативов, репетиторов и курсов для поступающих. Никто не организовывал мой учебный процесс. Хотя последнее обстоятельство мне не мешало, потому что именно технологии самоорганизации я на себе и проверяла.

Чем из моего опыта подготовки к ЦТ можно воспользоваться?

Вот какие вещи мне кажутся общеупотребительными.

  1. Программа-максимум и программа-оптимум
    Для теста, результаты которого оцениваются в баллах, и свои задачи просто определить в тех же единицах. У меня было две планки. Я хотела взять максимальную: именно затем, чтобы рассказывать об этом результате в подтверждение возможностей рационального самообразования. Но цель «100 баллов и не меньше» считаю контрпродуктивной. В любом деле есть элемент случайности, так что, решила я, от меня зависит сдать тест не меньше, чем на 90 баллов. В этом случае я смогу делиться своим опытом. Если будет меньше – значит, тестирование останется моим личным экспериментом.Программа-максимум, пожалуй, для всех может быть одинаковой: если кто-то сдает ЦТ на 100, то и вы можете. Проблема с оптимумом. Абитуриенты его, как величины прагматически ценной, на знают, ведь конкурс в конкретный вуз заранее не предскажешь. Думаю, упражняться в прогнозах и не стоит. Оптимум – тот балл, который вы сами будете считать достижением: он просто должен быть выше вашего же «обычного уровня».
  2. Мотивация
    Меня мотивировало желание написать этот текст, а затем пригласить желающих на курс по самоорганизации в учебе. Ведь сделать это я разрешила себе только при успешной сдаче теста. Но кроме этой цели, связанной с повторением школьной программы лишь косвенно, от подготовки к ЦТ была и простая житейская выгода. Тексты на заказ я пишу постоянно, как и исправляю ошибки начинающих копирайтеров. И постоянно сверяться с учебниками в процессе работы – лишняя трата времени.Как я предполагаю, и абитуриенты хотят поступить очень сильно, и это желание может побуждать к усилиям по подготовке к ЦТ. Но ведь заранее нельзя предсказать, какого именно балла хватит для поступления, и это расхолаживает. Может быть, если четче связывать подготовку к тестам с обретением практической грамотности, желание разобраться в правилах будет выше? С какими житейскими задачами связать тест по математике или химии я, правда, не знаю, но предполагаю, что если заранее выяснить, как используется конкретная наука в конкретной будущей профессии, то и в составлении химических уравнений можно найти смысл.Среди факторов мотивации ученые выделяют и процессуально-содержательные, подчеркивая их важность. Иначе говоря, чтобы работать с энтузиазмом, надо вдохновляться не только будущими результатами, но и самим процессом работы. У меня с этим проблем не было: разбираться с тем, как устроен язык, мне интересно. Если такого любопытства нет, а времени на подготовку еще достаточно, можно попытаться пробудить в себе живой интерес к лингвистике. Не получилось – что ж, усиливайте внешние стимулы, придумывайте себе дополнительные награды за учебу.
  3. Сплошное поверхностное повторение и углубленное изучение трудных разделов
    Как я уже говорила, сначала я просто неспешно читала пособие по подготовке к ЦТ. И в процессе чтения отмечала, какие разделы мне кажутся запутанными и невнятно изложенными. Параллельно выполняя тесты, я замечала вопросы, на которые не удается отвечать уверенно. Первыми кандидатами на второе повторение и изучение дополнительных источников были темы, которые касались сложными и при ответах на вопросы, и по ходу чтения пособия. На втором месте – то, в чем было непросто разобраться при чтении. А вот раздел «фонетика» было достаточно перечитать (и выписать количество букв и звуков) один раз. Какой-то он самодостаточный, в нем и школьники делают меньше всего ошибок.
  4. Последовательность повторения
    Русский язык (и белорусский для тех, кто его регулярно использует) – пожалуй, самые практичные предметы школьной программы. Ведь какие-нибудь тексты все мы пишем, и писать их грамотно - простое правило приличия. Поэтому ценность разделов «орфография» и «пунктуация» видят все сознательные абитуриенты. А вот разделы «морфология», «словообразование» и «синтаксис» на первый взгляд далеки от задач ежедневной жизни. Но ведь от состава слова и от того, к какой части речи оно относится, напрямую зависит его написание, а от строения предложения – расстановка знаков препинания. Поэтому с «непрактичных» разделов как раз стоит начинать и в них разбираться с максимально возможной тщательностью. А правописание вырастет на базе этих знаний уже почти без усилий.
  5. Источники для повторения
    Пособие, которым я пользовалась, репетиторы считают одним из лучших, но единственным оно быть не может. Чтобы полностью разобраться в сложных темах, нужны альтернативные источники. В Интернете их множество, важно уметь выбирать надежные. А если не умеешь – научиться.
  6. Мнемоника
    В сети «ВКонтакте» есть популярная группа «Запоминалки русского языка». Одно-два таких дидактических произведения накрепко врезалось в память еще со школы: ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья…Кстати, а вы помните, что в этой рифмушке – далеко не все глаголы не на -ить, относящиеся ко второму спряжению? В нее не включены глаголы с ударным окончанием во множественном числе третьего лица, например, «гореть». Это я к тому, что не стоит заменять мнемоникой понимание вопроса. Хотя есть вещи, которые действительно нужно просто запомнить, и здесь мнемоника нам в помощь. Для самых запутанных правил я рисовала «карты правила» (по методике, изложенной в книге Васильевой Е.Е. и Васильева В.Ю. «Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить»), для запоминания перечней (например, разрядов местоимений по значению) использовала технику «Локи» (привязку слова к знакомому месту). Словарные слова с двойными согласными выписала на несколько листов бумаги и повесила на дверь, трудные для произношения -записала на диктофон и слушала в транспорте. Для проверки запоминания несколько раз рекрутировала дочку, чтобы она провела со мной словарный диктант. Вроде и все.
  7. Самопроверка
    Заполняя «тренировочные» тесты, я, конечно, проверяла результат заполнения. Причем с ответами при первой проверке не сверяла. И почти всякий раз сама находила у себя 1-2 ошибки «по невнимательности».
    Почему-то думаю, что такие ошибки есть у большинства. Если бы у меня было больше времени на подготовку, то обязательно включила бы в программу отдельные упражнения на тренировку внимания. Но и простая самопроверка вполне действенна. Кстати, и в реальном своем экзаменационном тесте нашла у себя недостающую метку при самопроверке.
    Я очень удивлялась, наблюдая за коллегами по сдаче ЦТ: почти все, кто ушел до меня, свои работы вообще не перечитывали. Почему? Ведь точно сделанные исправления здесь гарантированно повышают балл!
  8. Стратегии для аудитории
    Приходить на тестирование просят за полчаса, но конверты с тестами вскрывают ровно в 11. Смысл получаса сидения за партой не очень ясен. Времени на тест достаточно даже в условиях экзаменационного стресса, и большая часть тестируемых ушла задолго до финального звонка. Телефоны действительно требуют сдавать в гардероб, все сумочки, бумажки и даже футляры для очков собирают и вообще бдят постоянно. Списать нельзя.
    Зато можно написать замечания к вопросам. Я писала сразу к двум из своего четвертого варианта теста. В формулировке одного из вопросов была грамматическая ошибка, второй (по анализу текста) был, на мой взгляд, некорректно сформулирован. Но учли ли мое последнее замечание или мои догадки в бланке теста просто совпали с тем, что имели в виду авторы, осталось для меня тайной. Одно очевидно: писать замечания к тестам безопасно, на выставляемый балл это не влияет. Скорее всего, эти замечания и с авторством бланка не соотносятся, потому что оформить свои соображения просили «покороче, чтобы включить в протокол» и подписи не требовали.
  9. После тестирования
    Я не хотела «сдать тест и забыть» и уже через несколько дней поняла необходимость регулярного повторения. Удачно выбранные клеточки в бланке тестирования - это еще не идеальная грамотность и не экспертные знания даже школьного курса.
    Прочно запомнились правила, которые используются почти в каждом тексте: пунктуация при однородных членах предложения, окончания глаголов и существительных, написание часто используемых словарных слов. Для остального приходится периодически обращаться к словарям и справочникам. Завела привычку уточнять сомнительные моменты правописания после завершения работы над каждой статьей, установила приложение для интервальных повторений в смартфон - поэтому листать словари приходится все же не слишком часто.
    Различия союзов и союзных слов, виды обстоятельств и разряды местоимений постепенно забываются. Но мои «карты правил» лежат в надежном месте, так что материал в памяти теперь можно возобновить не за полтора месяца, а за день. И это радует: мой опыт может еще не раз пригодиться другим.


Чем помогли самоорганизация и
learning skills?

В старших классах американских школ и на первых курсах вузов и колледжей многие ученики проходят курсы learning skills, учебных навыков. У нас такой практики нет, так что я изучала этот предмет самостоятельно. Это общие навыки планирования и тайм-менеджмента, а также умение извлекать из текста главное (кстати, помогает в заданиях на анализ текста), конспектировать, работать в группе и индивидуально, запоминать разные виды информации. До эксперимента на себе я уже провела несколько мотивационных групп по самоорганизации в быту, и одну – по управлению личными проектами в любых сферах: часть навыков самоорганизации относятся к учебе точно так же, как к регулярному планированию меню.

Итак, вот учебные навыки, которые использовались при подготовке.

  1. Планирование времени, составление расписания
    На последний день вся подготовка не осталась, и это хорошо. Запомнить большой объем информации за день при развитой оперативной памяти можно, а вот научиться применять правила – вряд ли.
  2. Планирование последовательности работы
    Разделы в учебниках идут не в самом удобном порядке. Но если уже пару раз составил диаграммы Ганта для толкового ремонта комнаты или наполнения сайта, то разобраться в нужной тебе лично последовательности тем для повторения проще.
  3. Критическое мышление
    Это тоже один из учебных навыков, который нужно применять как раз к выбору источников информации. В интернете есть как надежные ресурсы именно для самообучения, так и странички внешне вполне убедительные, но отражающие нужные данные только частично. Если не отличать первые от вторых, можно упустить важные моменты.
  4. Правильные процедуры самообучения
    На любом специализированном ресурсе по подготовке к ЦТ вы найдете много советов, смысл которых очевиден. Записывайте главное на бумаге, задействуйте разные органы чувств, больше читайте…Дьявол в деталях: как именно записывать это «главное», чтобы оно осталось не только на бумаге, что стоит проговаривать, а что лучше лишний раз потренировать на тестах, какие именно тексты полезно «больше читать», в решении каких задач это чтение может помочь. Ради этих процедур американцы и берут курсы learning skills.
  5. Процессы «периодического обслуживания»
    Стандартные процедуры, которые стоит выполнять, чтобы не растерять, в данном случае, добытые знания. Эти процедуры нужны и в процессе учебы, особенно растянутой на длительный срок. Ну а сейчас их еще нужно адаптировать к ситуации реального использования знаний.

Можно ли перенять мой опыт подготовки к ЦТ?

Думаю, можно. И мне лично интереснее,чтобы пригодился он не столько для заполнения бланков теста, сколько для улучшения практической грамотности. Маршрут похожий: выяснить, чего не знаешь, выбрать необходимый материал для повторения - и последовательно изучать. А вместе с правилами правописания осваивать и learning skills, с которыми никакой экзамен не страшен.
7 февраля 2019 года я провожу бесплатный вебинар, где подробно расскажу, как выстроить свой путь к безупречному правописанию. !

Как сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Личный опыт

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса подготовки к ЦТ по русскому языку

Составитель: Егорова Т.В. , учитель ГУО « Средняя шкоа №170 г. Минска»

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Данная цель достигается при помощи выполнения ряда задач :

1) обеспечение полного теоретического освещения изучаемой темы;

2) обеспечение практического усвоения темы учащимися при помощи последовательного выполнения диагностического, коррекционного и итогового тестов, составленных и проводимых на основании идей методики «индивидуальной коррекции результата»;

3) выявление индивидуальных пробелов каждого учащегося и обеспечение их устранения при помощи составления плана индивидуальной работы над темами курса и контроля за её исполнением. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Ожидаемый результат внедрения в образовательный процесс разработанных материалов:

  • Высокий уровень подготовленности к экзаменам и ЦТ.
  • Изменение традиционных форм работы с учащимися
  • Сформированы умения ставить цели, планировать и организовывать совместную учебную деятельность
  • Развиты навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся
  • Сформированы у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

№п/п

Тема занятия

Кол-во ч.

Разделы науки о языке. Понятие о литературном языке. Фонетика

Лексикология. Лексикография

Морфология. Морфологические признаки частей речи

Состав слова. Словообразование

Контрольные тесты по теме «Фонетика», «Морфология», «Словообразование» и

Орфография

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в приставках

Правописание суффиксов различных частей речи

Правописание окончаний существительных и глаголов

Правописание н и нн в различных частях речи

Слитное, раздельное и дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

Употребление э и е. Буквы ъ и ь.

Правописание числительных. Склонение числительных

Повторение по орфографии. Контрольные тесты по теме «Орфография»

Словосочетание. Простое предложение

Согласование, управление, примыкание. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Синтаксическая роль инфинитива

Способы выражения несогласованных определений. Приложение. Типы односоставных предложений

Тире в простом предложении

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения

Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений

Обособление обстоятельств, обособление дополнений. Обособленные члены со значением уточнения, пояснения или присоединения

Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции

Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Чужая речь и её виды

Повторение. Контрольные тесты по теме «Синтаксис и пунктуация»

Текст. Типы речи. Средства структурной связи предложений в тексте

Функциональные стили речи. Жанры речи

Понятие о нормах литературного языка. Произносительные, речевые, морфологические,

синтаксические и пунктуационные нормы

Повторение. Итоговые контрольные тесты


Вариант П6

А1. Пишется А на месте пропуска в словах:

    уг…ждать

    тв...рец

    раздр...знить

    к...сательная

    прил...скать щенка

А2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

    пр...открыть дверь, укр...пить стену

    пр…следовать кого-либо, перест...лить кровать

    разр...дить обстановку, заж...гать свечи

    зам...реть от восторга, разв...ваться на ветру

    пр…ступный план, невыносимое угн...тение

А3. Двойные согласные пишутся в словах:

    длинная га(л, лл)рея

    интересная диску(с/сс)ия

    ди(л,лл)ер компании

    ра(с,сс)читанный вручную

    белору(с/сс)кий товар

А4. Пишется О на месте пропуска в словах:

    борович…к

    деш…вый товар

    холщ…вый

    заж...гший свечу

    дириж...р

А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:

    акац...я, дез...нфекция

    в...юга, упал навзнич...

    с...емка фильма, хлеб горяч...

    раз...грать, пред...юньский

    пед...нститут, эти гонц...

А6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

    виш…нка, о счасть…

    мороз…ц, увес...стый

    завал…нка, отдать все Мари…

    с открывш...мися возможностями, на взморь...

    кузнеч...к, доверч...вый

А7. Пишется А/Я на месте пропуска в примерах:

    дремл...т кони, та...щие снега,

    они кле...т тетради, обид...вшийся на друга

    выкач...нная вода, пристрел...нная мушка ружья

    выкач...нная тачка, плотно покуш...в

    чин...щий шкаф столяр, разорв...нная страница

А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:

    (не) думая о последствиях, (не) должен говорить об этом

    (не) большая, но яркая картина; свет (не) выключен

    еще (не) законченная работа, абсолютно (не) дисциплинированный ученик

    (не) завитые локоны, (не) сдержанный характер

    выглядеть (не) хуже других, подписал (не) читая

А9. Пишется НЕ на месте пропусков:

Родственники н…(1) разу н…(2) были в гостях у Андрея, хотя он н…(3) раз приглашал их. Куда н... (4) глянь, повсюду видны признаки прихода весны. Кто только н… (5) ругал Татьяну за принятие поспешного решения!

А10. Пишутся через дефис слова:

    (много) отраслевое хозяйство

    крест (накрест)

    (борт) инженер

    нью (йоркские) улицы

    (по) европейски

А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

    Сегодня то (же) будет дождь.

    Комната уже имела не такой мрачный вид, как (на) кануне.

    (В) следствие затяжного дождя дальний поход перенесли на воскресенье.

    (В) начале ноября ожидаются заморозки

    (В) дали степной отчетливо просматривались силуэты исторической постройки XVIII века.

А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

    Свет звезды _ как первая слеза.

    Жизнь без правды _ не жизнь, а мучительное существование.

    Друга спасти _ высшая честь.

    Теперь уже ничего: ни гор, ни неба, ни земли _ не было видно.

    Юмор _ есть остроумие глубокого чувства.

А13. В каких предложениях расстановка знаков препинания соответствует приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)?

[ …, | деепричастный оборот| , ...].

    Никита спрыгнул с крыльца и сломя голову помчался догонять друга.

    Город окутанный мглистым утренним воздухом слабо серебрился под крылом самолета.

    Чайки бродят по отмели раскрыв клювы и лишь изредка хрипло вскрикивают.

    Готовые ювелирные изделия сделанные по эскизам все того же неугомонного художника-камнереза сверкали на черном бархате.

    Инженер быстро набрав большой букет цветов стал пробираться к дороге.

А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

    В дороге нас однако ожидали приятные сюрпризы.

    Женя вряд ли бы могла сделать это еще раз.

    Она кажется стремилась достичь невозможного.

    По мнению руководства данное решение будет единственно верным.

    Отрицательное воздействие экологических факторов на здоровье человека несомненно.

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

    Мой спутник признался __ что никто __ и нигде не видел такого множества дичи _ и добавил __ что эти места великолепны для охоты __ и отдыха туристов.

    Солнце стояло в зените _ и жаркими лучами невыносимо жгло мне спину _ и руки _ и ноги _ и лицо.

    Ветер утих _ и у нас наконец появилась возможность прогуляться у моря _и мы ею с удовольствием воспользовались.

    В том месте был непролазный бурелом _ и членистые стебли хвоща _ заметные издалека _ казались нам отсюда посохами из египетского орнамента.

    Вскоре после восхода набежала туча _ и подул резкий ветер.

А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

    Ополченцы принесли Андрея к лесу, где стояли фуры и где располагался перевязочный пункт.

    Ростоцкому было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина гость заглянул к нему, то он притворился спящим.

    Когда Пьер уехал и сошлись вместе все, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает, все говорили про него одно только хорошее.

    К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.

    Прошло несколько лет и обстоятельства привели его на то самое место.

А17. Укажите бессоюзные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как между частями складываются изъяснительные отношения :

    Петр точно знал _ впереди его ждут новые встречи с Евгенией.

    Из иллюминатора открывалась чудная картина _ под крылом самолета медленно проплывали то горы, то бескрайние очертания береговой линии моря.

    Говорить не хотелось _ шум мотора не переставая заглушал голоса.

    Кирилл поднял глаза кверху _ над лесом сияло жаркое летнее солнце.

    Солнце дымное встает _ будет день горячий.

А18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

    «Мы обязательно встретимся с тобой, - сказал Петр с радостью, - нам благоволит сама судьба».

    По словам А.П. Чехова: «Праздная жизнь не может быть чистой».

    Академик М.В. Нечкина считает, что «жены декабристов вникли в причины ссылки мужей».

    - Разобьет сейчас волна наше суденышко, - с испугом в глазах промолвила Марина.

    «Покажись мне, верный друг, - попросила Аленушка: - Я хочу тебя видеть».

А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

    Здесь горожане проводили _как карнавалы _ так и спортивные мероприятия.

    Чувство влюбленности налетает внезапно _ как порыв ветра.

    Он был известен _ как лучший стоматолог города.

    Море __ как молоко __ в этот вечер.

    Мама __как утверждал врач __ правильно определила симптомы болезни Гриньки.

А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Случалось __(1) что Вальке влетало от отца за какие-нибудь проделки, но__ (2) если он и ругал сына всерьез __ (3) то вскоре отходил и успокаивался __(4) а Вальке становилось нестерпимо стыдно __ (5) он уважал отца и не хотел доставлять ему огорчения.

А21. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных звуков:

    разнести

    затяжка

    морковь

    сдавай

    всплеск

А22. Синонимами к фразеологизму Вавилонское столпотворение являются выражения:

    крайний беспорядок

    огромное скопление людей

    суматоха

    невыносимый шум

    организованная группа людей

А23. Укажите слова, которые разделены на морфемы правильно:

    гор-ис-т-ый

    по-муж-ск-и

    дет-оч-к-а

    по-сад-к-а

    горош-инк-а

А24. Какие морфологические и синтаксические признаки соответствуют выделенному в предложении слову:

Нам открылась живописная панорама гористой местности.

    нач. форма - открываться

    совершенный вид

    переходный

    в форме изъявительного наклонения

    в форме 3 лица

А25. Правильными являются утверждения:

    Глаголы, не имеющие постфикса СЯ(СЬ) , в русском языке называются невозвратными.

    Имена существительные не изменяются по родам.

    Деепричастие обмыв является формой глагола обмывать .

    От глагола смотреть нельзя образовать форму страдательного причастия настоящего времени.

    В предложении «Сегодня, вопреки прогнозам, нет ни капли дождя» нет сказуемого.

А26 Речевые нормы нарушены в предложениях:

    Результат первой игры сборной страны на чемпионате мира по хоккею очень разочаровал ее болельщиков.

    Для пошива курток используют практические материалы.

    Повсюду стояли предназначенные стулья для гостей.

    Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать собственную точку зрения.

    Следует задать вопрос ребром.

А27. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:

    трое подруг

    много поверий

    выглядела более моложе

    более пятиста брошюр

    дети надели пижамы

А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

    Заходя в магазин или на рынок, чтобы купить продукты, мы часто думаем не только о стоимости, но и о качестве товаров.

    На диске были записаны песни, сочиненные автором за последний год, который мы приобрели.

    Сотрудники нашей фирмы уходят в отпуск не только летом, но и зимой.

    Ведущий след к палатке был едва виден.

Текст к заданиям А29 – А32 и В1 – В4

1. Если вы уже определились с учебным заведением для вашего ребенка, не теряйте времени и ищите наследнику толкового репетитора. 2. Интернет наполнен всевозможными предложениями образовательных услуг. 3. Вы без труда можете найти специалиста по любому предмету: от высшей математики и китайского языка до вышивания крестиком. 4. Но как отличить настоящего профессионала, который сможет дать вашему ребенку необходимые знания, от жаждущего денег недоучки?

5. Неопытных преподавателей очень легко выявить. 6. Это в первую очередь те, кто предлагает невероятно широкий спектр услуг: от дошкольного образования до занятий со студентами. 7. Основной показатель оценки качества преподавателя - высокий процент поступивших среди его бывших учеников. 8. Однако оценивать степень квалификации вашего репетитора вам придется самостоятельно.

9. Если вы нанимаете преподавателя, не следуя при этом советам знакомых, у вас есть возможность оценить уровень его квалификации. 10. В первую очередь выясните всё об уровне педагогического опыта преподавателя, поскольку даже самый высококлассный специалист может быть просто не способен объяснить предмет ребенку либо не понимать требований вступительного испытания.

11. «Практика показывает, что индивидуальный подход к ученику обеспечивает 80% успеха занятий. 12. Поэтому большинство профессиональных репетиторов предпочитают давать индивидуальные уроки. 13. Если человек говорит, что проводит также групповые занятия, - это повод задуматься. 14. Возможно, что за качество своих услуг такой преподаватель не отвечает», - поясняет Елена П., репетитор по химии с 25-летним стажем.

А29. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых ниже утверждений НЕ соответствует его содержанию:

    Найти специалиста по любому предмету сегодня можно без труда

    Индивидуальный подход к ученику обеспечивает большой процент успеха занятий

    Показатель качества преподавателя - это высокий процент поступивших среди его бывших учеников

    Групповые занятия - это гарантия качества преподавания репетитора

    Оценивать степень квалификации репетитора вам придется самостоятельно

А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

    научный стиль речи;

    публицистический стиль речи;

    тип речи – повествование с элементами описания;

    тип речи – рассуждение

    задача речи – убедить читателей в том, что подходить к вопросу выбора репетитора для ребенка необходимо обдуманно, с учетом многих показателей, подтверждающих компетентность и квалификацию преподавателя.

А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:

    местоимение;

    синонимическая замена;

    лексический повтор;

    одинаковый порядок слов.

    союз

А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении:

    употреблено в значении "дилетантский"

    употреблено в значении "очень хороший специалист"

    синоним - эмпирический

    синоним - "высокопрофессиональный"

    антоним - "малоопытный"

Часть В

В1. От качественного прилагательного в 6-м предложении образуйте краткую форму мужского рода ____________________________________________________

В2. Найдите в 8-м предложении словосочетание с подчинительной связью согласование. Выпишите из него зависимое слово ___________________________

В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 2-м предложении. Ответ запишите в И.п. ______________________________________

В4. Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и, исправив ошибку , запишите это в той форме, в которой оно употреблено в предложении. _________________________________________

Выпускников школ ожидает нелегкое время: первый летний месяц им придётся посветить экзаменам.

В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. перепланировка

Б. какой-то

В. заливисто

Г. сверхудачный

Д. заселение

1. приставочный

2. суффиксальный

3. постфиксальный

В6. Установите соответствие между столбцами таблицы, определив, одна или две буквы Н пишется на месте пропуска:

А. Все лошади были подкова…ы местным кузнецом.

Б. Слома…ая скамья испортила весь вид во дворе нового дома.

В. Девушка испуга…о глядела на нас.

Г. Злодеи, как правило, недалёки и ограниче…ы .

Д. Во время конкурса он продемонстрировал недюжи…ую силу.

1. две буквы Н пишется в полном страдательном причастии - форме глагола совершенного вида.

2. две Н пишется в наречии, образованном от прилагательного с двумя Н.

3. две Н пишется в кратком прилагательном, образованном от полного прилагательного с двумя Н.

4. две Н пишется в полном прилагательном, образованном от существительного с производящей основой на Н.

5. одна буква Н пишется в страдательном причастии, употребленном в краткой форме.

В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложении слова и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Вчера я наконец узнал, что дедовскую тетрадь Данька старательно спрятал.

Б. Гришка ждал, когда за стеной начнут играть на пианино.

В. Дом, который построили в 2013 году, оказался подведомственным МВД.

Г. Пока мы шли к деревне, солнце спряталось за горизонт.

Д. В школе все решили, что собрание актива все-таки надо провести.

1. союз

2. наречие

3. местоимение

4. частица

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристиками:

А. Часто не веришь тому, что можно сделать то, что чудится воображению.

Б. Николай проснулся, когда за окном уже пели птицы и ярко светило солнце.

В. Здесь, как рассказал киновед, снимался фильм «Москва слезам не верит».

Г. Пшеницу в этом году уже посеяли, кукурузу же, более теплолюбивую культуру, надо сеять гораздо позже.

1. простое осложненное

2. сложное бессоюзное

3. сложносочиненное

4. сложноподчиненное с последовательным подчинением

5. сложноподчиненное с однородным подчинением

6. сложное с разными видами связи

6

А1

345

А2

245

А3

245

А4

А5

124

А6

А7

А8

А9

235

А10

245

А11

123

А12

А13

А14

134

А15

А16

134

А17

А18

134

А19

А20

134

А21

235

А22

А23

234

А24

А25

124

А26

235

А27

А28

245

А29

А30

245

А31

А32

245

В1

широк

В2

вашего

В3

сказ

В4

посвятить

В5

23212

В6

51234

В7

22314

В8

4513


Учебный онлайн предмет «Русский язык» предназначается абитуриентам для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию, а также может использоваться учителями с целью контроля знаний учащихся.

Предмет содержит т ренировочные задания по всем разделам школьного курса русского языка, общие тесты, ключи-ответы ко всем заданиям.

Тематические задания предназначены для лингвистического тренинга и способствуют закреплению знаний, а также выработке умений и навыков по следующим основным темам: «Фонетика. Графика», «Лексикология. Фразеология», «Морфемика. Словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика».

Общие тесты по структуре и содержанию приближены к стандартному тесту по русскому языку, используемому при проведении централизованного тестирования. Каждый вариант теста состоит из части А и части B. Часть А включает 31 задание закрытого типа, предполагающее выбор правильных ответов (от одного до четырех). Часть В включает 9 заданий : задания по работе с текстом и задания на соответствия (когда необходимо соотнести языковые единицы в левом столбце таблицы с их грамматическими характеристиками в правом).

Биология

Белорусский язык

Математика