Онлайн как часть речи. Морфологические разборы всех частей речи

Часто пользователи ищут в Интернете способ разбора предложения по частям речи онлайн. Это необходимо не только школьникам при подготовке домашнего задания, но и людям, учащимся в университетах филологии и лингвистике. А также всем, кому каждый день приходится работать с текстом. Чтобы сделать синтаксический разбор предложения человек должен обладать необходимыми знаниями в этой области. Чтобы облегчить этот процесс можно обратиться к специальным онлайн сервисам. Ниже мы разберем несколько лучших сайтов по автоматическому разбору предложения на части речи.

Такой разбор в начальных и средних школах принято называть «разбор по членам предложения». Иногда говорят «разбор предложения по составу», но это выражение несколько некорректно, потому как по составу принято разбирать слова.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложения:


Наличие синтаксических конструкций предложения, его параметров, а также богатство вариантов конструирования создают для разработчиков приложения большие преграды при создании оналйн сервиса по разбору предложения. Поэтому таких сервисов в сети не так уж и много. Но они все же есть.

Goldlit – сервис морфологического и синтаксического разбора предложения

Очень удобный сервис Goldlit. Простой дизайн и понятный интерфейс делают сайт доступным людям, с разным уровнем знания компьютера. В верхней строчке меню находятся 3 пункта с выпадающим списком.


Онлайн сервис — goldlit.ru
  1. Главное меню – список из главных разделов сайта.
  2. Литература – в выпадающем меню список русской и зарубежной литературы, а также разбор стихотворений – что в них хочет сказать поэт.
  3. Хронология – литература, распложенная по столетиям.

Чтобы воспользоваться разбором предложения по частям речи на сервисе goldlit.ru:

  1. Перейдите на сайт — http://goldlit.ru/ .
  2. Под меню находится строчка, в которую нужно ввести текст для разбора.
  3. Рядом с окном ввода текста находится кнопка «Разбор».

Сразу под строкой ввода текста, в желтом поле идут подряд вниз блоки с разбором. Каждый блок – это одно слово из предложения. Чередуются они в таком же порядке, как и чередуются слова в предложении. Части блока:

  1. Слово, которое стоит в начальной форме.
  2. Второй строкой выступает часть речи, которым является слово.
  3. Грамматика. Пишутся через запятую число, качество, одушевленная форма, род и т.д.
  4. Формы. Все существующие формы слова (с приставками, суффиксами, оконачаниями).

Seosin – сайт, который имеет сервис разбора предложения по частям речи

Один из известных ресурсов в Интернете, который предоставляет инструмент для и морфологического разбора предложения в режиме онлайн. Помимо этого сайт предлагает и другие сервисы по работе с текстом, например – . А также по работе с другими файлами, такими как изображения и фотография. Сайт периодически имеет проблемы с доступом, хотя администратор пишет в объявлениях на сайте, что ситуация с сервером была исправлена.


Чтобы проверить текст в сервисе:

  1. Перейдите по этой ссылке – http://www.seosin.ru/ .
  2. Введите текст для анализа в поле сервиса.
  3. Нажмите кнопку «Анализировать».

Через несколько секунд вам будет предоставлен разбор вашего текста с пояснениями.

Другие сайты и по разбору предложений по частям речи

Помимо автоматических сервисов онлайн существую также специальные сайты, на которых предоставляется вся необходимая информация, которая потребуется для синтаксического и морфологического разбора предложения. Одним из таких сайтов есть – сентябрята.рф. Для школьников он будет незаменим. Что касается русского языка, здесь вы найдете разделы:

  • Слово – основные правописания слов с предлогами, частицами, перенос слов и т.д ().
  • Вместе или раздельно – прилагательных, существительных, союзы, междометия.
  • Безударные частицы «Не» и «Ни»
  • Правила написания согласных – двойных «нн», «жж».
  • Согласные, которые пишутся за шипящими – «ж, ч, ш, щ».
  • Правописание гласных.
  • Безударные главсные.
  • Буквы «ь» и «ъ».
  • Предложение.
  • Аббревиатуры.
  • Прописные буквы.

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)

Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.

Ответ:

1) Наречие,

3) приятно (когда?) зимой

2. Приятно

1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;
3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)

3. Позволить

1) Глагол, н.ф. - позволить;
2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) приятно (что сделать?) позволить

1) Местоимение, н.ф. - себя;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;
3) позволить (кому?) себе

5. Немного

1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного

1) Предлог,
2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (о) лете, сам по себе членом предложения не является

7. (о) лете

1) Существительное, н.ф. - лето;

3) помечтать (о чём?) (о) лете

Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Вот бы оно поскорее пришло!

Ответ:

1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)

1) Частица,
2) постоянные признаки: формообразующая;
3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является

1) Местоимение, н.ф. - оно;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) оно

4. Поскорее

1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) пришло бы (когда?) поскорее

5. Пришло бы

1) Глагол, н.ф. - прийти;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.
3) оно (что сделало бы?) пришло бы

Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.

Ответ:

1) Глагол, н.ф. - любить;
2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (люблю - часть составного глагольного сказуемого)

2. Полежать

1) Глагол, н.ф. - полежать;

3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать - часть составного глагольного сказуемого)

1) Предлог,

3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является

4. Солнышке

1) Существительное, н.ф. - солнышко;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю полежать (где?) (на) солнышке

5. Поплескаться

1) Глагол, н.ф. - поплескаться;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?)люблю поплескаться (поплескаться - часть составного глагольногосказуемого)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. - вода;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю поплескаться (где?) (в) воде

8. Побродить

1) Глагол, н.ф. - побродить;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить - часть составного глагольного сказуемого)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. - лес;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу

11. Вдыхая

Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):

1) Деепричастие,
2) постоянные признаки: НВС;
3) люблю побродить (как?)вдыхая смолистый воздух

Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. - вдыхать;
2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

12. Смолистый

1) Прилагательное, н.ф. - смолистый,
2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый- часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

13. Воздух

1) Существительное, н.ф. - воздух;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3) люблю побродить (как?)вдыхая смолистый воздух (воздух - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.

Ответ:

1) Местоимение, н.ф. - он;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) он

1) Прилагательное, н.ф. - чистый;

3) он (каков?) чист

1) Союз,
2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является

1) Прилагательное, н.ф. - свежий;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) свеж

1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) чист и свеж (когда?) утром

1) Союз,
2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является

7. Не
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);
3) членом предложения не является

8. Высохнет

1) Глагол, н.ф. - высохнуть;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;
3) роса (что сделает?) высохнет

1) Существительное, н.ф. - роса,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;
3) (что?) роса

10. Сияющая

Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. - сиять;
2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи).

Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.

Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.

В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.

Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.

Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.

В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.

В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.

И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)

Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.

Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.

Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.

При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.

Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.

Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.

Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.

Морфологический разбор

В современном русском языке десять частей речи:

1. Имя существительное;
2. Имя прилагательное;
3. Имя числительное;
4. Местоимение;
5. Глагол;
6. Наречие;
7. Предлог;
8. Союз;
9. Частицы;
10. Междометия.

В научной литературе вслед за академиком В.В. Виноградовым выделяются как особые разряды категории состояния и модальные слова. Это приводит к некоторым разночтениям в анализе данных частей речи.

Очень важно разобраться в порядке разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной. Среди множества признаков каждой части речи прежде всего выделяют постоянные признаки, характерные для слова в целом, каждой из его форм. Например, для имени существительного такими являются признаки, определяющие его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому разряду: к собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым. В любой из своих форм нарицательное существительное остаётся нарицательным, а собственное – собственным и т. д.

Постоянным признаком существительного является и его род, так как существительные по родам не изменяются. Не изменяется у существительного и его принадлежность к определённому типу склонения. Все эти признаки свойственны слову в целом, составляют его общую характеристику.

Другую группу признаков слова составляют признаки словоизменения, т. е. такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя систему словоформ. Так, имя существительное изменяется по числам и падежам, образуя формы различных падежей в единственном и множественном числе. Глагол может измениться по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда по родам, образуя соответствующие формы, т. е. парадигму данного слова (Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения). В русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы единственного числа, одну - множественного числа, одну парадигму кратких форм и формы степеней сравнения.)

Научить учащихся различать свойства слова в целом и свойства его отдельных форм очень важно. Выработать и закрепить это умение поможет правильно построенный грамматический разбор.

При грамматическом разборе сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, т.е. перечисляют его постоянные признаки. Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, т. е.анализируют признаки данной формы. И если это слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения является. Таков общий порядок разбора всех знаменательных частей речи. Разбор служебных слов, конечно же, идет по другому плану.

Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить своё выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например, существительное нарицательное, одушевлённое, женского рода, третьего склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т. д.

Порядок морфологического разбора

Имя существительное

1. Часть речи.

3. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
5. Функция в предложении.

Имя прилагательное

1. Часть речи.

3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
5. Функция в предложении.

Имя числительное

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж)
3. Постоянные признаки:
а) простое, составное, сложное;
б) количественное или порядковое;
в) разряд по значению (для количественных)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число(если есть)
5. Функция в предложении.

Местоимение

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению; с какой частью речи соотносится;
б) род (у личных местоимений 3-го лица)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число (если есть) а) падеж;
5. Функция в предложении.

Глагол

1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
5. Функция в предложении.

Причастие


2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) действительное или страдательное;
д) время(настоящее, прошедшее)
4. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий)
б) число;
в) род
г) падеж (у причастий в полной форме)
д) от какого слова зависит
5. Функция в предложении.

Деепричастие

1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
3. Функция в предложении.

Наречие

1. Часть речи
2. Группа и разряд по значению.
3. Степень сравнения.
4. Функци в предложении.

Предлог

1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. С каким падежом употреблён.

Союз

1. Часть речи
2. Простой или составной.
3. Сочинительный или подчинительный.
4. Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)
5. Соединяются члены предложения или части сложного предложения.

Частица

1. Часть речи
2. Разряд.

Образцы морфологического разбора

Низко над землей стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но не было ни одного облачка. Петр Михайлович переехал свою межу и поскакал по ровному, гладкому полю. (А. П. Чехов «Соседи»)

Теперь он шел по-звериному, осторожно. Встревоженный слух ловил каждый шорох, глаза рыскали по сторонам . (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Пристроившись за спиной какого-нибудь игрока, он изучал его карты, ничего в них не понимая, потому что не знал ни одной игры . (Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»)

Низко – наречие, неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как?, определительной группы, качественное. соотносительно с прилагательным, образовано от его основы с помощью суффикса -о , в предложении примыкает к глаголу-сказуемому стояли, является обстоятельством образа действия.

Над – предлог, простой, непроизводный, служит для выражения пространстве нянях отношений. Употреблён с творительным падежом существительного (над землёй), с другими падежами не употребляется.

Землёй – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в творительном падеже с предлогом (над землёй). Единственного числа, во множественном числе не употребляется. В предложении является обстоятельством места.

Стояли – глагол, начальная форма – стоять , несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-го спряжения, употреблён в изъявительном наклонении, во множественном числе, в прошедшем времени, в предложении является сказуемым.

Жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Соотносительно с прилагательным, образовано от его основы при помощи суффикса . В предложении примыкает к глаголу-сказуемому и служит обстоятельством образа действия.

Но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяются части сложного предложения.

Не – частица, отрицательная, относится к глаголу (не было).

Одного – числительное, начальная форма – один. Простое по структуре, количественное.

Склоняется как местоимение сам. В предложении употреблено с существительным (ни одного облачка ), согласуется с ним в ед. ч., ср. р., Р. п., является определением.

Свою – местоимение, начальная форма – свой, притяжательное, склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Употреблено в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа; смогласуется с существительным межу и является определением.

Поскакал – глагол, начальна форма – поскакать . Глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения. Употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Эта форма образована от формы инфинитива поскака- при помощи формообразующего суффикса -л- . В предложении является простым глагольным сказуемым.

Встревоженный – особая форма глагола – причастие.Начальная форма – встревожить . Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, 2-го спряжения. Глагол употреблён в форме страдательного причасти, прошедшего времени. Причастие образовано от основы инфинитива встревож(и)- с помощью формообразующего суффикса -енн- . Имеет полную форму, склоняется как прилагательное, стоит в именительном падеже, единственном числе, мужском роде. Зависит от слова слух, является определением.

Понимая – особая форма глагола – деепричастие, начальная форма – понимать . Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, 1-го спряжения. Глагол употреблён в форме деепричастия; оно образовано от основы настоящего времени понимай – при помощи суффикса (графически ), выполняет функцию обстоятельства.

Ровному – имя прилагательное, начальная форма ровный. Качественное, полная форма, употреблено с предлогом в форме дательного падежа единственного числа среднего рода, относится к слову полю. В предложении является определением.

Морфологический разбор слова – один из самых распространенных видов анализа. Чтобы успешно сдавать экзамены по русскому языку, нужно научиться делать морфологический разбор грамотно.

Морфологический разбор – это разбор слова как части речи. Цель морфологического разбора – определить, к какой части речи относится данное слово и доказать свое предположение.

Если в тексте вы видите, что какое-то слово помечено цифрой 3, значит, вам необходимо сделать данный вид анализа. Морфологический разбор состоит из трех частей:

1. Выписать слово в той форме, в которой оно употреблено в предложении. Определить, к какой части речи относится это слово. Поставить слово в начальную форму.

2. Перечислить все грамматические признаки слова. Сначала перечисляются постоянные признаки, затем – непостоянные.

3. Указать, каким членом предложения является слово.

По указанному плану разбираются все части речи русского языка. Но поскольку части речи имеют разные грамматические признаки, то конкретная схема разбора существительного, прилагательного, глагола и других категорий будет отличаться.

Морфологический разбор существительного

1. Обозначает предмет. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное, род, склонение.

Непостоянные признаки: число, падеж.

3. В предложении может выполнять роль подлежащего, дополнения, именной части составного глагольного сказуемого, определения, обстоятельства.

Морфологический разбор прилагательного

1. Обозначает признак предмета. Начальная форма – именительный падеж мужского рода единственного числа.

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Для качественных прилагательных – степень сравнения, полная или краткая форма.

3. В предложении обычно выполняет роль определения или именной части составного именного сказуемого, но может быть любым членом предложения.

Морфологический разбор местоимения

2. Постоянные признаки: разряд.

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Важно учитывать, что местоимения различных разрядов изменяются по-разному. У всех местоимений есть один непостоянный признак – это падеж. По родам изменяются не все местоимения, для личных число является постоянным признаком.


3. В предложении местоимение может выполнять любую роль, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением или определением.

Морфологический разбор числительного

1. Начальная форма – именительный падеж.

2. Постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное), разряд по структуре (простое, составное или сложное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж, если есть.

Морфологический разбор глагола

1. Начальная форма (неопределенная форма, инфинитив) отвечает на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»

2. Постоянные признаки: вид (совершенный-несовершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный-невозвратный), спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время (если есть), число, лицо (если есть), род (если есть).

3. может выполнять роль любого члена предложения, но чаще всего является сказуемым.

Морфологический разбор причастия

1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: залог, вид, время.

Непостоянные признаки: полная или краткая форма, род, число, падеж.

3. В предложении причастия чаще всего выполняют роль определения.

Морфологический разбор деепричастия

1. Неизменяемая форма глагола

2. Признаки глагола: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость.

3. Синтаксическая функция – обстоятельство.

Морфологический разбор наречия

1. Неизменяемое слово.

2. Постоянные признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть).

Непостоянные признаки отсутствуют.

3. В предложении наречие выступает в роли обстоятельства, именной части составного именного сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.


Чтобы научиться делать морфологический разбор, необходимо знать особенности каждой части речи, ее грамматические признаки, уметь определять синтаксическую роль слова в предложении.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.