Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания. Психический инфантилизм у взрослых Эмоциональный инфантилизм

Мышлении и эмоциональных реакциях, что не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку).

Психический инфантилизм

Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи - и там, и там это настолько детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Смотри Психический и психологический инфантилизм

Человек-ребенок

В отличие от психического инфантилизма, где эти черты следствие отставания, задержки в развитии психики ребенка, при психологическом инфантилизме ребенок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребенок может быть для своего возраста достаточно взрослым - может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие всё решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом - .

Социальные причины инфантилизма

Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании (см. →). Сегодня в российском обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм. См.→

Профилактика инфантилизма и воспитание взрослости

Психологический инфантил - это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Чтобы этого не происходило, родители должны быть сильнее ребенка и последовательны в своих требованиях.

Психологический инфантил - это ребенок, которого родители приучили к тому, что он только и исключительно ребенок. Чтобы этого не произошло, у родителей должна быть программа развития ребенка, приучения его к самостоятельной и взрослой жизни.

Психологический инфантил - это ребенок, которого родители или общество соблазнили к игре "я маленький ребенок". Чтобы это не случалось, общество и родители должны быть заинтересованы в воспитании по-настоящему взрослых людей.

Основные симптомы:

  • Бледность
  • Вялость
  • Игнорирование чувства ответственности
  • Легкомысленность
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение процесса дефекации
  • Неподчинение дисциплине
  • Непродуманные решения
  • Неспособность к принятию решений
  • Неспособность к самостоятельному выбору
  • Отсутствие беспокойства о завтрашнем дне
  • Отсутствие волевых качеств
  • Постоянный поиск поддержки у взрослых
  • Слабая мотивация к обучению
  • Снижение мышечного тонуса
  • Стресс при необходимости выйти из зоны комфорта
  • Увеличение объемов живота

Инфантильными считаются люди, которые в любом возрасте проявляют поведение ребенка. Инфантилизм называют «детскостью» («инфантилис» - детский), термин выступает как синоним наивного, детского подхода к решению взрослых проблем, бытовых отношений, способности принимать ответственные решения.

Характерные представители инфантилизма - клабберы, движение которых началось в США около 50 лет назад, затем перешло в Западную Европу и в конце прошлого века - в Россию. Весь смысл жизни клабберов заключается в трате огромного количества денег на гардероб и посещение модных клубов. Причем клабберы живут «на широкую ногу» за чужой счет: чьи это деньги и что будет завтра, таких людей не волнует.

Если говорить об инфантилизме у мужчин, это, скорее всего, будут мужья, которые каждый вечер идут в гараж (полуразваленный, с древним автомобилем - неважно), куда не должна ступать чужая нога. Но это может быть и супердорогой ночной клуб, главное, что инфантил действует и живет по собственным придуманным правилам, далеким от реальности.

Если говорить об инфантилизме у женщин, это обиженные на жизнь и на бывших мужей жены, собирающиеся на ежевечернее обсуждение мужчин, с которыми были. Это могут быть и женщины, главная цель которых - «богемная» жизнь, плавный переход из одного дорогого клуба в другой, постоянное обновление гардероба дорогими вещами.

Причины

По мнению психологов, причина психологического инфантилизма в неправильном воспитании детей. На самом деле все зависит от типа расстройства, можно быть инфантилом без родительского воспитания и с хорошим воспитанием, нарушая правила отношений в семье, установленные матерью и отцом.

Воспитание в семье влияет на развитие детей и может дать «старт» заболеванию. Например, если родители не воспринимают подростка серьезно, принимая за него решения, не позволяя действовать самостоятельно. Бывают обратные ситуации, когда предъявляются высокие требования не по возрасту.

В зоне риска находятся дети, воспитывающиеся одним из родителей: матерью или отцом. Считается, что в этом случае наблюдается перекос развития в мужское или женское начало, который приводит к отсутствию здоровой самостоятельности. Особенно это проявляется, если девочку воспитывает отец, а мальчика - мать или бабушка. Правильное развитие происходит при одновременном равном взаимодействии в семье отца и матери в воспитательном вопросе.

Физиологический и психический инфантилизм может возникнуть по таким причинам:

  • наследственная предрасположенность;
  • интоксикации во внутриутробном периоде, ;
  • поражения головного мозга в результате тяжелых заболеваний;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гиперопека - тотальный контроль над поступками ребенка, завышенное внимание, чрезмерная забота.

При патологии поражаются лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль над высшей психической деятельностью, формированием мотивации, целенаправленным социальным поведением.

Причины инфантилизма половых органов - постоянная интоксикация и нарушение гормонального фона. Среди других провоцирующих факторов у женщин:

  • регулярные строгие диеты;
  • недоразвитие яичников;
  • болезни сердца и щитовидной железы.

У мужчин - врожденные аномалии строения репродуктивных органов (маленький размер пениса или его отсутствие, раздвоенный пенис, отсутствие головки или яичек и так далее). Зачастую эта форма болезни сочетается с физическим и психическим недоразвитием.

Классификация

Виды инфантилизма условно различают по следующим критериям.

По возрасту:

  • детский инфантилизм;
  • подростковый инфантилизм;
  • взрослый.

По этиологии:

  1. Психофизический инфантилизм - развивается на фоне тяжелых соматических расстройств, истощающих нервную систему.
  2. Психический - незрелость психического развития, при котором поведение не соответствует возрасту.
  3. Физиологический инфантилизм - замедление физического развития, соматических органов и систем организма.
  4. Органический инфантилизм - развивается на фоне поражения нервной системы, обусловленного ЧМТ, внутриутробной асфиксией, или воздействием инфекции.
  5. Психологический инфантилизм - результат изнеженного отношения к ребенку или, наоборот, деспотического влияния. Отличается от психического причинами возникновения.
  6. Половой инфантилизм - задержка сексуального формирования, часто сочетающаяся с отставанием в психическом и физическом развитии.
  7. Правовой - низкий уровень ответственности при желании получить высокий результат без осознания последствий, но с осознанием своего поведения.
  8. Социальный инфантилизм - нарушение социализации (интеграция в социальную систему).

По половой принадлежности:

  1. Женский инфантилизм.
  2. Мужской инфантилизм.

По степени тяжести:

  1. Частичный - физическое развитие ребенка опережает развитие психики, ребенок полностью зависит от родителей.
  2. Тотальный - отстает развитие психики и физических данных, внешний вид и поведение соответствуют раннему возрасту.

По локализации:

  1. Кишечный инфантилизм - , недостаточность всасывания полезных веществ (жиров и углеводов) кишечником, относится к пищеварительным расстройствам.
  2. Генитальный инфантилизм.
  3. Инфантилизм матки - гипоплазия, задержка или остановка развития матки на уровне подростка или маленькой девочки.

Заболевание может быть врожденным и приобретенным.

Симптомы

Главный признак инфантилизма - жизнь в собственной ограниченной «песочнице», возможно с такими же единомышленниками, но по своим правилам, чаще похожими на правила какой-либо игры. Какая именно это будет «песочница» - не важно, главное - выполнение правил игры.

Инфантилы не развиваются с возрастом и сохраняют поведение, присущее раннему возрасту. Инфантилизм у взрослых может проявляться не только в психологических явлениях, но и в чертах лица и фигуре.

Обобщенные признаки психического инфантилизма у детей:

  • неспособность принимать решения;
  • неумение и нежелание брать ответственность как за себя, так и за любого другого человека или животное;
  • непродуманные решения, когда человек не задумывается о последствиях;
  • постоянные поиски поддержки у взрослых;
  • следование сценариям, заложенным в семье с раннего детства;
  • боязнь выйти из зоны комфорта;
  • отсутствие беспокойства о завтрашнем дне;
  • неспособность к самостоятельному выбору;
  • слабая мотивация к обучению;
  • непонимание общепринятых правил поведения и нежелание им следовать, неподчинение дисциплине;
  • отсутствие или снижение волевых качеств;
  • неустойчивое внимание, поспешные суждения, неспособность к анализу, эксцентричность, легкомысленность, беззаботность;
  • склонность к фантазиям;
  • эмоциональная безудержность, быстрая смена настроения от жизнерадостности к агрессии, но обычно у такого ребенка не возникает желания кому-то целенаправленно причинить вред;
  • неспособность к оценке ситуации и поиска выхода из нее;
  • неспособность держать дистанцию с чужими людьми;
  • патологическая привязанность к одному родителю (чаще к матери).

Синдром психического инфантилизма становится заметным и проявляется более отчетливо в школьные годы, чаще в подростковом периоде. Такие дети остаются в классе на второй год, заводят друзей младше себя, не живут коллективными интересами, предпочитают игры, а не учебу. Во взрослой жизни не способны на глубокие искренние чувства. Общественная дезадаптация усугубляет отставание в психическом развитии.

Инфантильные дети сильно отличаются в интеллектуальном плане от аутистов и детей с умственной отсталостью. Они продуктивны, способны мыслить логически и абстрактно, переносить знания на поставленные задачи.

Это гармонический инфантилизм, который, в отличие от дисгармонического, не приводит к изменению личности. Дисгармоническая форма заболевания наблюдается у больных шизофренией, у лиц с истерическими расстройствами.

Психически инфантильные дети отличаются от психологических тем, что последние теоретически в состоянии принимать решения соответственно своему возрасту, но практически этого не происходит. Они привыкли, что за них всегда принимает решения кто-то другой.

Врожденная или приобретенная целиакия может быть самостоятельным заболеванием или осложнением другой патологии. Проявления заметны с двухлетнего возраста. Основные симптомы:

  • нарушение дефекации (пенистый, кашицеобразный, обильный стул);
  • вялость;
  • плохой аппетит;
  • бледность;
  • снижение мышечного тонуса;
  • увеличенный живот;
  • нарастающая дистрофия.

Признаки генитального инфантилизма:

  • миниатюрное телосложение женщины;
  • зауженные плечи и таз;
  • небольшой рост;
  • характерна поздняя менструация, сопровождающаяся болезненностью, скудными выделениями, нерегулярностью, диспепсией, головной болью, обмороками;
  • либидо слабое, молочные железы слабо развиты, волосы в подмышечной впадине и на лобке отсутствуют.

Болезнь у женщин разделяется по степеням тяжести, в зависимости от развития матки:

  1. Генитальный инфантилизм 1 степени - редкая форма врожденных половых аномалий, характеризующаяся недоразвитой (рудиментарной) маткой длиной до 3 см, длинной шейкой, непропорциональными половыми губами, большим клитором, отсутствием месячных и фертильности, восстановить которую невозможно.
  2. 2 степени - инфантильная матка, размер более 3 см, как у 10-летней девочки, высоко расположенные половые железы, длинные и извилистые фаллопиевы трубы. Менструация скудная, болезненная. Лечение возможно, но очень длительное.
  3. 3 степени - гипопластическая матка, размер не больше 6 см. Чаще всего это следствие воспаления репродуктивных органов в детском или подростковом возрасте. В некоторых случаях патология регрессирует во время гестации.

Основное проявление у мужчин - маленький половой член, длиной в 1,5–2 раза меньше средней длины, присущей возрасту. У таких мужчин снижено или отсутствует сексуальное влечение, характерна самопроизвольная эякуляция, спонтанная эрекция.

Мужчина не в состоянии наладить контакт с женщиной, не способен на интимную близость. Часто внешний вид больных не соответствует возрасту. Такая клиническая картина может развиться на фоне тяжелых психических отклонений.

Признаки инфантилизма зависят от форм заболевания, причин возникновения, степени тяжести.

Диагностика

Диагностика психофизических форм болезни включает такие методы:

  1. Беседа со специалистом - психиатр задает уточняющие вопросы, по которым оценивает адекватность человека, адаптационные способности, готовность к обучению, эмоционально-поведенческие реакции, способность поддерживать беседу.
  2. Рисуночные тесты - используются при обследовании детей дошкольного и школьного возраста. Ребенка просят нарисовать дерево, дом, человека, животное. Больной ребенок не способен придерживаться инструкции, упрощает элементы рисунка.
  3. Интерпретация ситуаций - используются различные тесты для школьников, больной ребенок не может объяснить чувства людей на изображениях.
  4. Анкеты - опросники для школьников старше 10 лет, позволяющие выявить психоэмоциональную неустойчивость.

Для выявления половых инфантильных расстройств применяют сонографию, антропометрию, анализ на гормоны, гинекологический осмотр.

Целиакия неспецифична в проявлениях, поэтому сложна в диагностике. При обследовании выясняют жалобы, собирают анамнез, проводят лабораторный анализ (иммуноферментный) с определением биомаркеров. Выполняется гастроэнтероскопия, биопсия.

Лечение

Схемы лечения инфантилизма подбираются с учетом вида заболевания и тяжести течения. При органических поражениях терапия направлена на борьбу с основной патологией, при психогенной форме осуществляется психологическая коррекция.

При выраженных поведенческих расстройствах назначают психотропные средства, антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы. Психотерапия заключается в работе психолога с эмоциональными и поведенческими установками больного, обучении адаптации и функционированию в обществе, в беседе с родителями.

Лечение целиакии заключается в диетическом питании, приеме больших доз витаминов, ферментных препаратов. При тяжелом течении требуется переливание крови.

Лечение генитального инфантилизма заключается в применении гормоносодержащих препаратов, витаминов, соблюдении режима сна, отдыха, питания. Помогает курортное лечение, физиотерапия, гинекологический массаж. Для лечения мужчин-инфантилов с половой дисфункцией используются методики реконструктивной хирургии, гормонотерапия, диетотерапия.

Большинство взрослых, состоявшихся людей с особой теплотой и радостью вспоминают минувшие дни своего детства. Вернуться, хоть и мысленно, в этот сложный и красочный период, пережить ключевые моменты взросления и вновь почувствовать себя первооткрывателем – бесценный дар нашей памяти. Но что делать, если человек так и не преодолел необходимые границы, остался в плену детских представлений о мире и продолжает жить, словно взрослый ребёнок? Инфантилизм – это проблема современности или отсутствие стереотипов и мощный потенциал к развитию?

– это детскость, незрелость или неразвитость психики.

Инфантильный человек – это человек, в поведении которого доминирует незрелое поведение, неготовность брать ответственность на себя и самостоятельно принимать решения, отсутствие жизненных целей и стремление что-то поменять в себе и в своей жизни в целом.

Инфантильное расстройство личности подразумевает под собой наличие у взрослого человека черт и поведения, характерных для ребёнка. Психологи утверждают, что такое расстройство встречается наиболее часто в их практике и является базой для других проблем в жизни субъекта.

Особенно остро эта проблема встала после 1990 года, когда система ценностей в нашей стране претерпела изменение. Школы перестали брать на себя функцию воспитания, а у родителей не было на это времени, т. к. им приходилось адаптироваться под новые условия существования зарождавшегося государства.

Виды инфантилизма

  1. Психический инфантилизм (психологический инфантилизм ). Замедленное взросление ребёнка. Его психические качества формируются с опозданием и не соответствуют возрасту. Это нарушение не имеет ничего общего с задержкой умственного развития.
  2. Физиологический инфантилизм . Замедленное или нарушенное телесное развитие вследствие кислородного голодания или инфицирования плода во время беременности.

Признаки инфантильности

Инфантильная жизнь субъекта проявляется на разных уровнях существования: от отношения к собственному здоровью, до представлений о браке и процесса создания семьи. Характер и мышление инфантильного человека мало чем отличается от характера и мышления ребёнка. Незрелость субъекта проявляется как с психологического, так и с социального ракурса. Перечислим следующие основные признаки инфантилизма, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

  • Несамостоятельность.
  • Неумение принимать самостоятельные решения.
  • Отсутствие желания решать проблемы по-взрослому.
  • Отсутствие желания развиваться.
  • Отсутствие целей в жизни.
  • Эгоистичность и эгоцентричность.
  • Непредсказуемость.
  • Неадекватность.
  • Безответственность.
  • Склонность к зависимостям.
  • Иждивенческие наклонности.
  • Пребывание в своём мире (нарушения восприятия).
  • Сложность в общении.
  • Неспособность к адаптации.
  • Гиподинамия.
  • Малый заработок.
  • Отсутствие социального продвижения.

Приспособленец и иждивенец

Инфанты не спешат брать на себя ответственность. Они прячутся за спиной родителей, жен, друзей.

Играючи

Ребенок с младенчества, через игру открывает мир. Инфант живет игрой: бесконечные тусовки, игры онлайн, чрезмерный шопоголизм, часта смена любимых гаджетов (даже если он не может себе их позволить) и т.д.

Инфантильный человек замкнут на своей личности, но при этом не привык к сложным размышлениям и не углубляется в интроспекцию и самоанализ. Из-за этого ему тяжело понять, что ощущает другой человек, трудно поверить, что люди воспринимают мир по-разному. Отсюда вытекает неумение учитывать интересы других. Поэтому зачастую такие люди испытывают определённые трудности в общении с окружающими. Им тяжело входить в контакт. У них в ходу фраза «меня никто не понимает ». Однако они и сами не прикладывают усилия, чтобы понять других.

Отсутствие жизненных целей

«Когда я рожу внуков? К чему я стремлюсь? Что вы меня грузите!? Мне и так хорошо! Я еще не нагулялась/-лся» - такова позиция инфантильного человека.

Инфантильная личность не способна анализировать те или иные ситуации и прогнозировать их развитие, не задумывается о будущем, не строит планы. Инфантильность особенно хорошо иллюстрирует себя, когда личность не в состоянии выстроить определённые стратегии в своем поведении для разрешения задач, достижения целей. При этом такой человек, достигая цели, старается избежать сложных схем поведения (требующих сил и времени), принятых в обществе, и довольствуется исключительно теми результатами, которые смогут удовлетворить его сиюминутную потребность. Таким образом, инфантильность – это еще и неспособность выстраивать многоходовые комбинации в поведении.

«Откуда ноги растут»

Чтобы понять, что перед нами инфантильная личность, необходимо прежде всего обратить внимание на её взаимоотношение с родителями. Если общение с ними строится в равноправном ключе и субъект проявляет заботу о них, то это хороший знак. Если же наблюдается активное вторжение родителей в пространство субъекта, окружение его чрезмерной опекой, проявление навязчивого поведения, и при этом человек не способен прервать этот поток родительской заботы, перенести их общение на другой день и лояльно относится к такому нездоровому вниманию, то это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что перед нами этакий Питер Пэн – диснеевский герой, который не хотел взрослеть.

«Главная забота в жизни - достичь беззаботной жизни»

Признаки инфантильности можно видеть и в тех ситуациях, когда человек постоянно стремится к перекладыванию ответственности на других. Ответственность – это качество, противолежащее инфантильности. Инфантильный тип личности часто демонстрирует беззаботное поведение, примеряет на себя маску шута, стремится больше веселиться и развлекать окружающих. Однако внутри его могут жить и другие настроения, но, несмотря на это, он будет продолжать отыгрывать клоуна, из-за того, что такая роль «души компании» облагается минимальной ответственностью.

С социальной точки зрения , инфантильный субъект почти всегда будет малообеспечен, у него будут сложности в поисках работы, в продвижении по карьерной лестнице.

Даже на физиологическом уровне инфантильность накладывает свой отпечаток. Такие люди имеют специфическое выражение лица с оттенком презрения или иронии. Уголки губ приспущены, складки носогубного треугольника застыли как бы в отвращении к чему-либо.

Когда зарождается инфантилизм

Психологи считают, что инфантильность зарождается при неблагоприятных условиях воспитания в период с 8 до 15 лет. На начальных этапах проблема инфантильности проявляет себя в виде истерик, манипуляций, неподчинения родителям, безответственного подхода к процессу обучения.

Психологи считают, что причины инфантильности нужно искать в детстве, семье и воспитании. Иногда родители, сами будучи инфантильными, подают плохой пример своим детям. Они становятся причиной незрелости ребёнка. Инфантильность у взрослых откладывает отпечаток на их потомстве. Но также и чрезмерное влияние родителей, и другие ошибки в воспитании, когда родитель стремится навязать сильные эмоциональные связи ребёнку, деспотично лишает его самостоятельности, а иногда даже препятствует ему высказывать своё мнение, приводят к печальным последствиям. Такое поведение связано прежде всего с гипертрофированным желанием контролировать своих детей, их судьбу и развитие.

Страх за своё потомство в нашем обществе иногда принимает гротескные формы, приводя к такого роду нарушений – полному подчинению и фиксации мышления ребёнка на родителе. С другой стороны, существует, неоправданная с точки зрения этики, позиция родителя по отношению к ребёнку,которая приводит к появлению у него т. н. синдрома Золушки. В таком случае человек обзаводится детьми исключительно из эгоистических соображений, намеренно укладывая развитие ребёнка в «прокрустово ложе» служения самому себе или своим представлениям.

Постоянное давление такого рода, возведённое в Абсолют, плавно перетекает и во взрослую жизнь человека. Родителям очень сложно перестроиться и перестать видеть в уже взрослом человеке своего ребёнка и поменять связанные с ним вышеперечисленные модели поведения. Мать или отец продолжает неотступно следовать за ним, бомбардируя его звонками, нагружая сотней советов, влезая в личную жизнь. Полноценная личность встречает такую агрессивную опеку жёстким сопротивлением. Однако инфантильный человек принимает и легко смиряется с ней, оправдывая такое вторжение в личное пространство родительской любовью. На самом же деле происходит подмена понятий, а «любовь к родителям» скрывает за собой страх перед ответственностью и самостоятельностью.

Рано или поздно ошибочный подход в воспитании приведёт к ассоциации родителя и ребёнка. Психологическое пространство первого постепенно сольётся с психологическим пространством второго, объединяя две раздельные социальные и психологические единицы «я» и «она» («он») в одно единственное «мы». Инфантильный человек не сможет действовать отдельно, вне этой связки.

Однако современная проблема инфантильности – это также и проблема нехватки времени. Воспитание ребёнка требует постоянного сосредоточения на его развитии. Не все родители могут позволить себе это из-за постоянной занятости. В таком случае родительское влияние замещается другими вещами:

  • просмотром фильмов,
  • компьютером,
  • прослушиванием музыки.
  • и т.д.

Такой суррогат воспитания не приносит особой пользы, но, напротив, вырабатывает в ребёнке иллюзию вседозволенности, манипулятивный подход к окружающим.

Психологи также забрасывают камень и в огород современной школьной системы образования. Как утверждают специалисты, сегодняшние школы «калечат детей». Каждый человек имеет т. н. сензитивные периоды в развитии, когда он наиболее открыт для восприятия нужной ему информации и обучения необходимым навыкам (прямохождение, речь и т. д.). Школьный период, который совпадает с сензитивным периодом усвоения социальных норм (с 7 до 14 лет), к сожалению, считается неблагополучным для взросления.

Сегодняшние школы, концентрируются исключительно на знаниях об общеобразовательных предметах, отбрасывая процесс воспитания. Подросток не получает необходимого представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо ». Такой пробел в нравственном становлении личности закрепляет инфантильные паттерны, приводя, в конечном итоге, к незрелости. С 14 лет наступает сензитивный период, в котором личность стремится к самостоятельности. Школьная скамья вновь не позволяет ему реализоваться в этом желании, ограничивая его рамками обучения. Таким образом, пропущенные периоды становления личности приводят к десоциализации и несамостоятельности – основным признакам инфантилизма.

Как проявляется инфантильность у мужчин, у женщин, у детей

Инфантилизм имеет гендерную дифференциацию. Им могут страдать как мужчины, так и женщины. Специалисты утверждают, что мужская инфантильность, ничем не отличается от женской. Основная масса различий в проявлении инфантильности у полов и различных возрастных групп кроется в социальных взглядах на эти группы.

Половой признак инфантилизма имеет место: и мужчина, и женщина могут быть инфантильными. В данном случае симптоматика проблемы имеет мало различий, однако, она приобретает свои особенности, если смотреть на неё сквозь призму общественных установок. Социум предъявляет к мужчине больше требований. Инфантильный мужчина чаще осуждается в обществе, нежели инфантильная женщина (сравните фразеологизмы «маменькин сынок» и «папина дочка» и обратите внимание на наличие большей отрицательной окраски у первого по отношению ко второму ).

Инфантильность у мужчин свидетельствует о неблагонадёжном экономическом состоянии, неспособности найти вторую половинку, создать семью и обеспечивать её.

На инфантильность у женщин окружающие часто смотрят сквозь пальцы, а иногда и поощряют девушку быть немного ребёнком. Это связано с тем, что мужчине зачастую приятно находиться в обществе несамостоятельной женщины, о которой надо заботиться, укрепляя и подчёркивая тем самым свой статус добытчика и репутацию лидера. А женщине, в свою очередь, зачастую импонирует роль зависимой и ведомой, у которой есть свой «хозяин», что значительно облегчает её существование в плане принятия решений и соответствует устоявшейся в обществе гендерной роли.

Инфантильность у детей

Однако зачатки незрелости можно разглядеть и у ребенка. Инфантилизм - это то, что и должно быть присуще детям и это вполне соответствует норме. Тем не менее можно предугадать тенденцию к переносу этого состояния во взрослую жизнь, если обратить внимание на отношение родителей к своему ребенку. Если он постоянно уклоняется от обязательств и ответственности, а родители потакают ему в этом, то имеются все шансы, что он вырастит незрелым. Также преобладание игровой сферы над учебной, в жизни ребенка, может плохо сказаться на его развитии.

Инфантильность у детей, которая проявляется во время учёбы может насторожить педагогов. В таком случае они говорят о наличии предпосылок, сигнализирующих о проблеме с взрослением. К таким факторам относятся преобладание игровых мотивов на занятиях, неусидчивость, сложность в сосредоточении, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость, истеричность. Часто такие дети не могут включиться в общую работу на уроке: задают отвлеченные вопросы, не выполняют задания. Их круг общения состоит из детей младше себя. Это может свидетельствовать о замедленном развитии ребенка (психологический инфантилизм) и привести к проблемам становления личности. Такие дети часто становятся замкнутыми, страдают неврозами.

Инфантильность - это проблема или нет?!

Психологи не дают вводить себя в искушение, чтобы хоть как-то оправдать инфантильность. Для них это не отдельный образ жизни, не другой взгляд на мир и тем более не принадлежность к какой-либо субкультуре. По мнению специалистов, это именно проблема, характеризующаяся прежде всего невозможностью добиваться успеха в самореализации личности в тех или иных социальных рамках.

Стоит отметить, что несмотря на непригодность к взрослой жизни, такие люди часто демонстрируют высокий творческий потенциал. Инфантильный образ жизни, который часто проходит на фоне отсутствия каких-то рамок и самоограничений, стимулирует работу правого полушария мозга у человека. Повышенная активность творческого центра приводит к мечтательности, погружению в фантазии. Такие люди могут быть хорошими художниками или музыкантами.

«У детей не может быть детей». Сергей Шнуров об инфантильности и о том, кто такой зрелый мужчина.

Как проявляется инфантильность в отношениях

Любые контакты инфантильного человека со зрелыми с психологической точки людьми будут вызывать с их стороны раздражение и приводить к конфликтам. Состоявшаяся личность ожидает от своего окружения тех же адекватных действий, которыми руководствуется она сама. Незрелый субъект, который не отличается способностью чётко воспринимать окружающий мир и адаптироваться под обстоятельства, будет вызывать у полноценной личности некоторые сложности в общении с собой и даже раздражение по отношению к себе.

Неправильная стратегия воспитания оставляет в психике человека неизгладимый след. Поэтому, общаясь с людьми, такой человек будет неосознанно тянуться к тем, кто займёт по отношению к нему позицию родителя. Ведь в остальных случаях его инфантильность в отношениях будет наталкиваться лишь на конфликты.

Так, например, подыскивая себе пару, инфантильные юноши или девушки прежде всего будут стремиться найти себе вторую маму или второго папу, соответственно (зачастую за них это делают их родители, выступая в роли свахи). Если им это удаётся, и партнёр, который будет полностью отыгрывать необходимую им роль, найден, то можно говорить об удачном стечении обстоятельств.

Обычно избранниками таких людей становятся старшие по возрасту, социально активные личности. Однако в таком случае конфликт не исчезнет. Он автоматически перетекает в плоскость отношений новой «мамы» или нового «папы» с биологическими родителями инфантильного субъекта. Между ними может развернуться конкурентная борьба за опеку над «ребёнком». Победителями этой борьбы обычно становятся настоящие мамы или папы, которым удаётся оттеснить жен или мужей, и занять привычное им господствующее положение над своим ребенком. Естественно, что в таком случае конфликт отразится и на молодой семье, зачастую приводя к её распаду.

Инфантильный человек прекрасно осознаёт свою ситуацию и те проблемы, которые из неё вытекают. Отчасти он даже признаёт, что живёт неполноценной жизнью и не отрицает связанные с этим испытываемые страдания. Однако психологи считают, что ни один незрелый субъект ни за что не станет меняться самостоятельно. Ему тяжело делать самостоятельные шаги по направлению к позитивным изменениям, выходить из своей зоны комфорта.

Как бороться с инфантильностью ? Психологи утверждают, что бесполезно пытаться менять таких людей неспециалистам. Если мамы и папы не приучили ребёнка к самостоятельности на этапах, когда закладываются эти основы, и их чадо выросло неуверенным и беспомощным человеком, то здесь может помочь только психолог.

Поэтому если проблему удалось обнаружить на ранних этапах (в подростковом периоде), то не стоит тянуть с визитом к специалисту. Положительных изменений можно добиться только за счёт групповых консультации у психолога. При этом чем старше человек, тем тяжелее ему будет измениться.

Чтобы не доводить эту проблему до кабинета психолога, родители должны правильно организовать процесс воспитания. Существуют методики, которыми делятся психологи, рассказывая, как избавиться от инфантильности:

  1. Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение, обговаривайте те или иные проблемы. Вместе обсуждайте семейный бюджет. Это повысит в нем уверенность, даст понять, что он находится на равных со своими родителями, как в плане прав, так и в плане ответственности.
  2. Не позволяйте ребёнку закрываться в зоне комфорта. Узнайте, какие трудности он испытывает. Время от времени создавайте ситуацию, при которой он будет испытывать сложности, чтобы тот самостоятельно их преодолевал.
  3. Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Дети, занимающиеся спортом, по статистике становятся более ответственными и целеустремлёнными.
  4. Побуждайте ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста.
  5. Проводите работу над ошибками. Разъясняйте в каких ситуациях ребенок был прав, а в каких – нет.
  6. Избегайте мыслить категорией «мы» в отношении детей. Разделите это понятие на «я» и «ты». Это позволит им быть более самостоятельными.
  7. Детский инфантилизм поддаётся коррекции медикаментозным способом. Психоневролог может прописать препараты (ноотропы), улучшающие мозговую деятельность, память, концентрацию.

Приведём несколько советов психолога, которые покажут, как повзрослеть мужчине или как повзрослеть девушке :

  1. Осознайте, примите тот факт, что вы инфантильная личность.
  2. Намеренно поставить себя в ситуацию, которая требует самостоятельного принятия решения: устроиться на работу, где будет некоторая ответственность.
  3. Завести питомца, о котором придется заботится и ухаживать. Это приведет к постепенному привыканию к ответственности.
  4. Попросить близких не потакать их инфантилизму.
  5. Выйти из зоны комфорта – переехать в другой город, начать новую жизнь.

Сегодня, в нашей стране наблюдается явный перекос в сторону женского воспитания. В школе нас обучает женщина, дома — мама и бабушка, в университете преобладают женщины педагоги… Образ мужчины, отца, защитника, кормильца и война сходит на нет, что приносит свои плоды - мальчики не способны принимать решения, поздно женятся, разводятся, не могут построить карьеру.

Решение : нужно восстановить гармонию мужского и женского начала. Ругайте отца в кулуарах, но ни как не на глазах ребенка. Давайте ребенку возможность самому решать жизненные проблемы: малышу предложите самому решить какие ботиночки одеть для прогулки, подростку разрешите помочь вам прибить гвоздь или возможность решить где повесить для него полку.

Уже давно было сделано открытие, что в нас живут три ипостаси:

  • ребёнок,
  • взрослый,
  • родитель.

Каждый этот аспект личности время от времени требует проявления, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Однако если замкнуться на одном из них, – это не принесет счастья. Прожить жизнь, оставаясь молодым в душе, – это отчасти достижение. Тем не менее для полноценной жизни нельзя отыгрывать роль только ребёнка, превращаясь в инфанта, или вечно занимать позицию родителя, становясь строгим контролёром. Этот мир живёт по своим правилам, адаптироваться к которым – наша обязанность. Однако такая адаптация возможна лишь при соблюдении баланса между нашими ипостасями.

Почему инфантильных мужчин и женщин становится все больше и больше.

1.1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма – незрелости личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности (Laseque E.-C., 1864). Рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей.

Наиболее вероятными причинами развития психического инфантилизма представляются наследственность, конституция, внутриутробные интоксикации и гипоксия, родовая травма, токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни ребенка, дефекты воспитания (гиперопека, деспотизм родителей). Распространенность психического инфантилизма в РФ – 10% детей.

Наиболее тщательно изучен простой (неосложненный, гармонический) психический инфантилизм . При этом психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости: повышенная эмоциональная живость, аффективная неустойчивость и быстрое пресыщение активного внимания, преобладание мотива получения удовольствия, чрезмерная привязанность к матери, боязнь всего нового. Дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. Однако слабо развиты собственно интеллектуальные интересы (пытливость, любознательность), игровые интересы преобладают и в школьном возрасте. Дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это приводит в итоге к школьной незрелости, выявляющейся в первых классах школы.

В умственной сфере у детей с простым инфантилизмом преобладают конкретно-действенная и наглядно-образная формы мышления, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, замедленное формирование логической памяти.

В отличие от олигофрении детям с инфантилизмом свойственны общая живость, непосредственность, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов, у них более богатая эмоциональная жизнь, более прочные и дифференцированные привязанности, наличие более широкой «зоны ближайшего развития», повышенная внушаемость. Уровень их абстрактно-логического мышления превышает таковой у умственно отсталых детей. Собственно интеллектуальный дефект относительно неглубок и в значительной степени носит вторичный характер, определяясь отставанием развития личности, т. е. имеет место не собственно умственная отсталость, а задержка темпа психического развития (Сухарева Г.Е., 1965; Певзнер М.С., 1966). Игры инфантильных детей характеризуют активность, самостоятельность, элементы творчества, фантазии, воображения. Им доступны способность использовать помощь и перенос усвоенного на новый материал.

В соматическом статусе нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции, однако нет грубой диспластичности, свойственной олигофрении.

С возрастом проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда исчезать, а интеллектуальный дефицит может быть компенсирован.

При осложненном психическом инфантилизме (ОПИ) помимо незрелости психики отмечаются другие патологические проявления.

Наиболее труден для дифференцировки первый его вариант – органический инфантилизм . Пациентов отличают отсутствие живости, веселости, они скорее эйфоричны, благодушны и расторможены. Их игры бедны, однообразны, лишены воображения и фантазии, привязанности менее глубоки и дифференцированы, мышление более конкретное (имеется в виду недоразвитие способности к абстрагированию), тугоподвижное. Чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.

Решающее значение в отграничении от олигофрении имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения т. н. предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности, выносливости при умственной деятельности). Собственно недостаточность умственной деятельности в виде слабости процессов обобщения и абстрагирования не является главной в клинической картине, умственные операции в целом протекают на удовлетворительном уровне. Более благоприятна и динамика органического инфантилизма, хотя значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу или на обучение в специальных условиях.

Церебрастенический вариант ОПИ, весьма распространенный, характеризует сочетание признаков детскости (менее ярких, чем при простом инфантилизме) с симптомами раздражительной слабости (повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания, двигательной расторможенностью, легкой истощаемостью, соматовегетативными нарушениями). Кроме того, дети более робки, пугливы, боязливы, в незнакомой обстановке несамостоятельны, склонны к избегающему поведению.

Невропатический вариант ОПИ, близкий к церебрастеническому, характеризуют выраженные тормозимые черты характера (пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений), расстройства вегетативной регуляции и тенденция в неблагоприятных условиях к закреплению астенических черт личности, высокая вероятность формирования астенической психопатии.

Эндокринные варианты ОПИ осложняются присоединением психоэндокринных расстройств. Так, при гипогенитализме признаки инфантилизма сочетаются с вялостью, медлительностью, несобранностью, растерянностью. При гипофизарном субнанизме выявляются черты старообразности в психическом и физическом облике ребенка, склонность поучать, ворчливость и т. п. Школьная неуспеваемость таких детей является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внимания, логической памяти, невысокого развития способности к абстрактно-логическому мышлению.

Время на чтение: 2 мин

Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает . Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.