Народы севера до хх века. Чем чукчи отличаются от эскимосов

Чукчи вели бескомпромиссные войны с эскимосами, коряками и русскими, при этом обладая довольно эффективным, хотя и весьма экзотическим комплексом наступательно-оборонительного вооружения. Последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукчей.

Берингов пролив, отделяющий побережье Азии от Америки, недостаточно широк, чтобы стать преградой для морских зверобоев. В больших байдарах, кожаные борта которых не боялись столкновения с ледяным краем, чукчи пересекали его студеные воды ради добычи и торга. Память об эскимосо-чукотских войнах крепко сохранилась в преданиях обоих народов.

Чукчи и эскимосы встречались, чтобы торговать. Моржовые кожи обменивались на редкую здесь деревянную утварь, мех и тюлений жир. Обмен всегда носил военный характер. В одной руке всегда держалось копье. Любое недоразумение могло приобрести кровавую развязку. Очень часто обмен проходил в виде «немого торга». Одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили. Иногда, прежде чем удавалось «договориться», приходилось делать несколько встречных предложений.

Обиды множились, лилась кровь. Набегами чукчей на жителей американского побережья двигала месть. Попутно захватывалась добыча и пленники. В тех случаях, когда война становилась затяжной и бесперспективной для обеих сторон, заключалось перемирие. Мирный договор скрепляли присягой солнцу и возмещением материального ущерба.

Чукчи использовали два основных типа доспеха: кожаный ленточный-ламинарный и пластинчатый- ламеллярный, а позднее - железный. Кожаные и железные доспехи представляли собой латы, закрывающие воина с головы до колен или даже до середины голени, тогда как костяной ламеллярный панцирь был полукирасой или кирасой, защищавшей корпус воина, иногда в сочетании с крыльями.

В 1793 г. в Сенате обсуждался рапорт капитана Биллингса, в одном из пунктов которого сообщалось, что «северо-восточные американцы, изъявив желание, имели дружественное с россиянами обхождение, испрашивают защищения от нападения и грабежа чукчей». Американские эскимосы жаловались русским, что чукчи «почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен.»

В набегах участвовали не только береговые чукчи, но и их друзья азиатские эскимосы, и сухопутные чукотские оленеводы, не имевшие байдар. «Взаимодействие армии и флота» чукчей описывается в документе XVIII в.: «Оленные чукчи к сидячим чукчам на оленях приезжают и в зимние походы на коряк подымают тех сидячих на своих оленях, а, напротив того, сидячие чукчи оленных носовых и в дальних от моря местах в тундреных живущих летом возят их на своих байдарах по морю и по реке и дают им во взаимное дружество свои байдары, а от них оленных вместо байдар своих берут на платье себе разного звания кожи оленей.»

Эскимосы, надо сказать в долгу не оставались – попавших в плен чукчей они обращали в рабство или изощренно убивали.

Специализированных боевых «драккаров» у чукчей не было – одни и те же байдары использовались и в мирное, и в военное время и применялись лишь для переброски сил, но не морских сражений. Изредка случавшиеся столкновения на море сводились в основном к перестрелке из луков – на беспалубных судах с натяжной обшивкой полноценный абордажный бой невозможен. Зато против них была возможна «водолазная война», когда человек опускался под воду и разрезал обшивку, после чего байдара шла ко дну вместе с экипажем. Такой способ борьбы с лодками противника применялся редко, в основном беглецами для спасения от преследователей, ибо был рискован и для водолаза, ведь чукчи и эскимосы, как правило, не умели плавать и вообще считали воду средой обитания кэле. Деления на гребцов и пехотинцев не существовало: главное было высадиться, а там и те, и другие равным образом участвовали в сухопутной схватке.

Описанная Кобелевым флотилия из десятка байдар и сотни-полутора воинов была достаточно типичной, однако он же упоминает о плавании на Аляску в более ранние времена сборных армад из сотни байдар и восьми сотен «десантников». Чукотские «викинги» в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки).

Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя — лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной. Свои меткие выстрелы чукчи и коряки «подкрепляли», смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.

Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина — нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. Но самой «приметной» частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина, словно он собрался подняться в воздух на дельтаплане. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые «крылья» легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Ленточный панцирь, который чукчи называли «мэргэв», имели не все воины. Он был все-таки тяжел и неудобен, как, впрочем, и любые доспехи. Пожалуй, единственным неоспоримым удобством он обладал для убегающего — задняя часть щита надежно защищала спину и голову от стрел врага. Поэтому наиболее храбрые чукотские воины считали постыдным его носить, как явный знак трусости.

Тактические приемы северных войн: нападать стремились неожиданно: на рассвете, в утреннем тумане, или специально выбирав время, когда основная часть мужчин на охоте и поселок без защитников. Эскимосы же, уходя на охоту, иногда прибегали к хитростям: выставляли на видных местах кучи камней в рост человека, одетые в парки – разведчикам они должны были показаться часовыми. Часто упоминается, что флотилия при подходе к поселению врага разделялась: большая ее часть скрытно приставала к берегу и готовилась напасть с тыла, тогда как меньшая чалилась в виду поселения, отвлекая на себя внимание. Высадка могла происходить и в отдалении от вражеского стойбища, чтобы жители не сразу узнали о ней, а приплывшие могли отдохнуть от гребли.

Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво.

Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей.

Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641г. в связи с тем, что в районе Колымы они напали на русских сборщиков ясака (подать пушниной, собираемая с аборигенов). Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей, до их территорий русские в то время ещё не дошли.

Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей. Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.

Чукчи, не смотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали ожесточённое сопротивление. Они разгромили несколько отрядов с командиром, им удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда, в том числе одну пушку и знамя.

События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами.

Северные народы. Эскимосы, ненцы, нанайцы, чукчи, якуты… Мы представляем каждый северный народ одетым в теплые меха и жующим эскимо. Давай познакомимся с каждым из них поближе.

Эскимосы – один из коренных народов Крайнего Севера, занимающие территории Чукотки. От этого народа пошло название нашего любимого мороженого – эскимо.

Начнем с эскимосской еды. Она представлена рыбой, птицей, оленьим, медвежьим и нерповым мясом, а также яйцами. В зоне сурового климата заниматься земледелием просто невозможно, поэтому эскимосы собирают клубни и водоросли, до которых им проще всего добраться. Что до мяса, то его эскимосы считают очень полезным.

Живут, спят и отдыхают от охоты эскимосы в специальных полукруглых жилища изо льда, которые называются «иглу». Никакая палатка не идет в сравнении с иглу, которые кажутся холодными только внешне. На самом деле внутри такого жилища тепло и уютно.


Поражает тот факт, что в силу своей бедности и скудности условий некоторые эскимосы подвержены алкоголизму. Во всяком случае, так утверждают ученые. Вопрос возникает один: из чего они делают этот самый алкоголь!

Эскимосы весьма суеверны и боятся некого вымышленного призрака, который только и ждет, чтобы утащить кого-нибудь в прорубь. Опасения, конечно, небезосновательны – случаев падения в прорубь среди эскимосов довольно много.

Переезжаем к ненцам.


Тундра, Кольский полуостров, длинное побережье Северного Ледовитого океана – вот места обитания ненцев. Для пущей понятности даем официальное название территории ненцев в пределах необъятной Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ. Зимой и летом ненцы живут на одном месте, а весной и осенью кочуют. Жилище ненцев – чум – представляет палатку из оленьих шкур. Посередине такой палатки устанавливается печка. Вокруг нее лежат оленьи шкуры, на которых можно спать. Любопытно, но факт, что постройкой жилища у ненцев заведуют женщины.


Основным деликатесом у ненцев считаются рожки молодого оленя. У них и название соответствующее – панты. Стараясь не навредить молодому олененку, ненцы аккуратно их срезают, потом смалят над открытым пламенем, а затем снимают с них верхний слой шкурки, представляющий самое лакомство. Рога от взрослых оленей ненцы выгодно продают на нужды фармацевтики.

Помимо шкурок с оленьих рогов ненцы обожают строганину – нарезанную тонкими пластинками замороженную рыбу и колотушку – тоже замороженную рыбу, только разбитую о твердый предмет на маленькие кусочки. Колотушку едят как повседневное блюдо, строганину подают на званые обеды.

Олень считается у ненцев уважаемым животным, поэтому на день рождения, который у этих народов отмечается единожды в жизни, ребенку дарят молодого олененка.

Женятся ненцы в 18-20 лет. Вторую половинку им подыскивают родители. На свадьбе вместо каравая молодым преподносят сваренное сердце и язык оленя – символ того, что у молодоженов теперь одно сердце и один язык на двоих.

Давай навестим чукчей. Наверняка ты догадываешься, что они живут на Чукотке. Также они населяют побережье Берингова пролива и Северного Ледовитого океана. Это единственный коренной сибирский народ, который не покорился российским войскам. Среди чукчей есть оленеводы и любители поохотиться на морских обитателей.


Чукчи очень любят сырое оленье мясо и рыбу, также сырую. В суровых условиях вечной мерзлоты выживают благодаря высокому гемоглобину и быстрому обмену веществ, а также калорийной пище. Так из внутренностей оленя они готовят калорийный наваристый суп с кровью, жиром и кусочками сала. Из напитков чукчи предпочитают травяные отвары.

Основной материал, из которого чукчи шьют одежду и строят жилища – оленьи шкуры. Одежда, как правило, двухслойная. Наружный и внутренний слой – теплый мех.


Одно из развлечений чукчей – шутки и анекдоты. Чукчи считают, что смех отгоняет злых духов. Любимый вид спорта чукчей – гонки на собачьих упряжках, кожаных лодках и санях, запряженных оленями.

Чукчи не любят мыться. Во-первых, они считают, что, отмываясь, они становятся беззащитными перед злыми духами, во-вторых, боятся замерзнуть. Редкие банные процедуры чукчей сводятся к тому, что они натираются салом нерп, а затем счищают его с кожи вместе со слоем грязи.

И, наконец, якуты. Якутия или Республика Саха более обжитое и приближенное к цивилизации место, нежели Чукотка или побережье Кольского полуострова.


Якуты очень любят молочную продукцию, и не только от коров, но и от лошадей. В особом почете у якутов кумыс, простокваша, растопленное масло. Его якуты могут пить просто так. Очень любят якуты оленину, конину, строганину и медвежатину.

Любопытно, что мороз в Якутии вовсе не так страшен, как кажется. На самом деле 20-градусный мороз в Санкт-Петербурге намного страшнее для теплолюбивых людей, нежели привычные для Якутии -50°С. При таком морозе якутские дети запросто бегают по улице и едят мороженое.


Якуты очень трудолюбивые и выносливые. На сенокосе они могут работать до 24 часов в сутки. Кстати, они очень не любят, когда их называют якутами и предпочитают, чтобы их называли «саха».

Если у тебя возникнет желание посетить северные народы необъятной России, ты можешь воспользоваться обратиться в туристические фирмы представленные в

Чу́кчи или луораветланы (самоназвание - ԓыгъоравэтԓьэт , оравэтԓьэт ) - немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 15908 человек.

Численность и расселение

Численность чукчей в России:

Численность чукчей в населённых пунктах (2002 г.)

село Средние Пахачи 401

Происхождение

Своё название, которым их называют русские , якуты и эвены - адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw ] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским - собаководам - анкальын (приморские, поморы - от анкы (море)) . Самоназвание - оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt ] (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn ] - в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей - юкагиры , эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз , находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов , но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Антропология

История

Добровольная смерть - обычное явление среди чукч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Мне известно два десятка случаев добровольной смерти… [Так] один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание .

Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет:

Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков .

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон - Куркыль , культурный герой . Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:

В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит - бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: - Эй, чего делаешь? - Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: - Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином .

Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами .

Народные танцы

Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до н. э. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Н. Диковым .

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело… .

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя» .

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы .

Язык, письменность и литература

См. также

  • Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  3. [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  4. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр.3
  5. МОНГОЛОИДНАЯ РАСА
  6. Чукотское письмо
  7. Якутское войско
  8. Описание гаплогруппы N1c1-M178
  9. БСЭ (2-издание)
  10. Блюда из кухни чукчей
  11. Пища для влюбленных северян
  12. Чукча-мореход
  13. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр. 106-107
  14. Там же стр. 107-108
  15. Чукчи Сказки и легенды
  16. Этнография Камчатки
  17. Чукчи, песни и танцы
  18. также встречается наименование приморские чукчи
  19. См.подр: Н. Н. Чебоксаров, Н. И. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
  20. В. Г. Богораз. Чукчи и религия. ГЛАВСЕМОРПУТИ Л., 1939 стр.76
  21. Сектор фольклора
  22. Там же стр. 95

Галерея

Ссылки

Общая информация

Чукчи — коренной народ Российской Федерации, один из малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самоназвание - лыгъоравэтлъан («настоящие люди»). Распространены самоназвания по месту жительства или кочевок: увелельыт - «уэленцы», чаальыт - «кочующие по реке Чаун» и т. п. По образу жизни чукчи делятся на две большие группы: тундровых кочевых оленеводов (самоназвание - чаучу, «оленный человек») и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание - анкалын, «береговой»). Среди западных чукчей распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу). Русское название «чукчи» также происходит от чаучу.

Говорят на чукотском языке, имеющем несколько очень близких диалектов, достаточно хорошо сохранившихся и в наши дни. Письменность создана в 1931 г. на латинской графической основе, замененной позднее русским алфавитом.

Согласно современным исследованиям, предки чукчей обитали во внутренних районах Чукотки, по меньшей мере, 6 тыс. лет назад. В начале I тысячелетия н. э. в связи с появлением в чукотской тундре избыточного населения и изменениями климатических и природных условий, некоторые чукотские племена продвинулись на морское побережье, в область обитания эскимосов, частично ассимилировав их, частично восприняв многие черты их культуры. В результате взаимодействия сухопутной и морской охотничьей культур произошло экономическое разделение труда. В этногенезе чукчей приняли также участие юкагиры.

Территория расселения и численность

В Российской Федерации в 2002 г. проживало 15767 чукчей, из них 12 622 человек (около 70%) живет в Чукотском автономном округе.

В начале XVII века чукчи жили в основном на территории Чукотского, Провиденского и Иультинского районов. Интенсивное развитие оленеводства в XVIII веке, потребность в новых пастбищных угодьях вызвали продвижение чукчей на запад и юг. К началу XX века они занимали всю современную территорию Чукотского автономного округа, часть чукчей оказалась на Камчатке, еще одна небольшая группа - за Колымой в Якутии. Здесь они проживают и в настоящее время: на Камчатке - в Олюторском районе (с. Ачай-Ваям и др.) Корякского автономного округа (1530 человек), в Якутии - в Нижне-Колымском районе (1300).

Распределение чукчей по районам округа в последние десятилетия свидетельствует об их слабой миграции. Изменения в численности обусловлены в основном естественным приростом и изменением границ районов (Шмидтовский, Анадырский). Чукчи живут во всех населенных пунктах округа совместно с русскими, эскимосами, эвенами, чуванцами и другими народами. Чисто чукотских поселений нет, но в большинстве сел чукчи преобладают.

Образ жизни и система обеспечения

Основное традиционное занятие тундровых (оленных) чукчей - кочевое оленеводство. Большую часть года оленеводы проводили в движении. Каждая группа чукчей имела постоянные маршруты кочевок, свою территорию выпаса. В лесной зоне перекочевки совершали через 5-6 дней, в тундре - 3-4 раза за зиму. Повсеместно практиковался полувольный выпас оленей. В летнее время стада находились на побережье океана, где меньше было комаров и оводов. Около четверти оленных чукчей лето проводили в континентальной части Чукотки на северных склонах гор, где сохранялся снег. С наступлением осени все оленеводы продвигались вглубь материка к границе леса. Чукчи не знали пастушеской собаки, и пастухи находись при стаде круглые сутки. Оленеводство давало все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище, средства передвижения.

Основу хозяйственной деятельности приморских чукчей составлял морской зверобойный промысел, продукты которого (мясо, жир для еды и отопления, одежда) также обеспечивали все жизненные потребности, а также служили предметом обмена с оленеводами. Морским зверобойным промыслом занималась и часть оленных чукчей во время пребывания стад на побережье. Рыбу ловили в случае крайней нужды в свободное от выпаса время. Несколько большее значение рыболовство имело в бассейнах крупных рек - Анадыря, Чауна, Колымы. Развитие торговых отношений стимулировало развитие пушного промысла, который до этого также не имел большого значения. В советское время оленеводство на Чукотке развивалось успешно. Улучшение породности животных, более рациональная структура стада, успехи в борьбе с некробактериозом (копытка) и другими болезнями, противооводовая обработка животных способствовали значительному росту поголовья и продуктивности отрасли в целом. К началу 90-х гг. на Чукотке имелось одно из самых крупных в мире стад домашних оленей - около 500 тыс. Оленеводство составляло основу экономики совхозов, покрывая убытки других отраслей, было главной сферой приложения труда значительной части чукчей, обеспечивало их экономический достаток.

В условиях рыночных реформ наблюдается интенсивное разрушение отрасли. Поголовье оленей в округе сократилось более чем на половину. Реформирование совхозов, переход на новые формы организации отрасли на основе частной и коллективно-долевой собственности, не подкрепленный материально-техническими ресурсами, привело к свертыванию производства продукции. Ликвидированы практически все животноводческие, ряд звероводческих ферм, на которых работали женщины-чукчанки.

Этно-социальная обстановка

Этно-социальная обстановка во многих районах Чукотки чрезвычайно сложная. Ее основные составляющие - массовая безработица коренного населения, проблемы с обеспечением поселков топливом, продовольствием, электроснабжением, рост заболеваемости и смертности аборигенов. По этим и ряду других параметров Чукотка в силу особенностей своего географического положения и климатических условий находится в наиболее бедственном положении среди других регионов Севера. Заболеваемость туберкулезом чукчей и других коренных народов Чукотского автономного округа в 10 раз превышает соответствующие показатели для некоренного населения. В 1996 г. на 100 тыс. населения больных активным туберкулезом среди коренных жителей было 737,1, в том числе детей - 233. Социально-экономическая ситуация на Чукотке в отдельные годы настолько обострялась, что требовала вмешательства федерального правительства и гуманитарной помощи со стороны международного сообщества. В сентябре 1996 г., было принято постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе». В последние годы, с приходом нового губернатора, ситуация поменялась в лучшую строну, но еще предстоит сделать многое для преодоления кризиса.

Этно-культурная ситуация

По переписи 2002 г. чукотский язык считали родным 27,6 % чукчей. Чукотский язык преподается во многих поселках. С 1992 г. его изучают в рамках программы средней школы. На чукотском языке систематически издается учебная, художественная и общественно-политическая литература, ведет передачи окружное радио и телевидение. С 1953 г. издается газета «Советкэн Чукотка» (в настоящее время - «Мургин нутэнеут», приложение к окружной газете «Крайний Север»). Преподавателей чукотского языка готовят Анадырское педучилище, РГПУ им. Герцена в С-Петербурге, Магаданский пединститут. На родном языке говорит часть чукотской молодежи, что непременно является положительным и стабилизирующим фактором. Сохраняются основные элементы традиционной материальной и духовной культуры: средства передвижения, жилище (в тундре у оленеводов), праздники, обряды и обычаи, религиозные представления.

Широко известно в стране и за рубежом творчество артистов профессионального чукотско-эскимосского хореографического ансамбля «Эргырон», чукотской поэтессы А. Кымытваль. Сохранилось и развивается традиционное искусство гравировки и резьбы по кости. В Анадыре создан Чукотский филиал Северо-Восточного комплексного института ДВО РАН, в составе которого работает около 10 научных сотрудников из числа чукчей и других народов Севера. Изучаются различные аспекты традиционной культуры чукчей, их языка, народные методы лечения, проблемы преобразования экономических отношений и форм собственности и другие актуальные для округа проблемы. Однако, тяжелая социально-экономическая ситуация в целом по округу не дает возможности полноценного развития всех традиционных форм культуры и искусства. Люди, особенно в отдаленных поселках и в тундре, заняты выживанием в этих тяжелейших условиях. Сегодня важно хотя бы бережно сохранить уцелевшие очаги культуры.

Органы управления и самоуправления

Чукчи - один из немногих коренных малочисленных народов Севера РФ, имеющих формально свое автономное образование. Чукотский автономный округ в настоящее время является субъектом Российской Федерации. Создание округа сыграло важную роль в развитии экономики и культуры местного коренного населения. Однако, по мере развития на Чукотке горнорудной промышленности, роста численности приезжего населения округ все более утрачивал черты национально-государственного образования, превращаясь в обычную административно-территориальную единицу. Единственным напоминанием его былого предназначения оставалась должность Председателя окружного исполкома, которую по сложившейся традиции занимал представитель чукотского народа. В других органах государственной власти чукчи были представлены чисто символически. Достаточно сказать, что в конце 80-х гг. в сфере государственного и хозяйственного управления работало всего 96 чукчей, в большинстве своем на малозначащих должностях. К сожалению, эта тенденция сохраняется и сегодня. Функции органа самоуправления выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Чукотского автономного округа, созданная в 1989 г. В каждом районе округа работают ее территориальные отделения.

Правовые документы и законы

Законодательная база Чукотского автономного округа в -отношении малочисленных народов представлена рядом документов. В Уставе Чукотского автономного округа (принят Думой в 1997 г.) имеются статьи, в которых определяется политика органов государственной власти по защите и обеспечению прав коренных малочисленных народов, развитию образования, культуры, охране окружающей среды, организации местного самоуправления и других важных для коренного населения вопросах. Разработано Временное положение «О порядке передачи земельных участков под фермерские оленеводческие хозяйства». Утверждено временное положение «О порядке согласования отводов земельных участков для пользования недрами Чукотского автономного округа», в котором учтены интересы малочисленных народов. Приняты Законы «О льготном налогообложении предприятий, участвующих в развитии социальной инфраструктуры национальных сел», «О референдуме Чукотского автономного округа», «О порядке и принципах предоставления налоговых льгот». Ряд жизненно важных для чукчей и других коренных народов округа положений нашли отражение в Постановлениях исполнительной власти: «О мерах по реализации программы обустройства национальных сел (1996), «О мерах по упорядочению производства и реализации биологически активного сырья северного оленя» (1996), «О чукотском окружном научно-консультационном совете по китобойному промыслу» (1997) и др.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в округе стало вызывать серьезное беспокойство уже в конце 80-х гг. К этому времени в результате промышленного освоения, бесхозяйственного использования земель площадь оленьих пастбищ по сравнению с 1970 г. сократилась на 5 млн. гектаров. Повсеместное ухудшение пастбищной территории, уменьшение запаса кормов наблюдается и в настоящее время. Здесь создано 8 особо охраняемых территорий площадью 3 млн. га (4 % всей территории округа). Предпринимаются попытки реализации международных проектов на территории округа (парк Берингия, проект ЭКОРА).

Перспективы сохранения чукчей как этноса

Чукчи - один из немногих северных народов России, которому пока не грозит исчезновение с национальной карты России в перспективном будущем. Степень сохранности традиционной культуры чукчей, уровень их этнического самосознания, этнической солидарности позволяет делать положительные прогнозы и смотреть в будущее. Однако если в ближайшее время государство и региональные власти не окажут существенную поддержку коренному этносу Чукотки и не поднимут социально-экономический статус округа, то чукчи, как самая уязвимая часть населения, будут отброшены далеко назад в своем развитии и выживании. Необходимо также подчеркнуть, что огромную роль в сохранении и консолидации народа должны сыграть сами организации чукчей и их лидеры.