Кто такой маск. Биография Илона Маска, совладельца PayPal, основателя SpaceX, Tesla, SolarCity – фото, видео, история успеха, интересные факты из жизни

Отец Эррол Маск [d]

За выдающиеся заслуги перед наукой 9 мая 2018 года Илон Рив Маск был удостоен членства Лондонского королевского общества .

Биография

Ранние годы

В возрасте десяти лет Илон получил в подарок свой первый компьютер Commodore VIC-20 и научился на нём программировать . В двенадцатилетнем возрасте он продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру в стиле Space Invaders под названием Blastar , в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки .

Маск вкладывал средства в акции фармацевтической компании, за которой следил через газеты. На вырученные от продажи акций несколько тысяч долларов он вопреки протестам родителей уезжает в Канаду . До поступления в университет он жил у родственников в городе Кингстон , провинция Онтарио . Со временем перешёл в Стэнфорд , но обучение не закончил .

Личная жизнь

Первая жена, Джастин Маск, училась с ним в одном университете в Канаде. Они поженились в 2000 году, и в семье появилось пятеро сыновей.

В сентябре 2008 года Илон и Джастин объявили о разрыве отношений, поскольку Маск стал встречаться с британской актрисой Талулой Райли . Они поженились в 2010 году . В 2012 году Маск и Райли развелись, однако поженились снова в 2013 году. В марте 2016 года они подали заявление на развод , который состоялся в октябре того же года .

В 2017 году встречался с актрисой Эмбер Хёрд .

В 2018 году на Met Gala Маск появился на публике с канадской певицей Граймс , что стало причиной слухов о романе Маска с певицей .

Илон Маск признался, что испытывает проблемы со сном и употребляет снотворное «Эмбиен» (золпидем) . По информации газеты «The New York Times » некоторые члены совета директоров компании Tesla выразили свою обеспокоенность по этому поводу .

Увлечения

Видео по теме

Политика

В декабре 2016 года вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Дональде Трампе - группы из 16 американских предпринимателей, задача которой состоит в том, чтобы консультировать 45-го президента США по вопросам, связанным с экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и повышением производительности труда , но в 2017 году отказался от дальнейшего участия в форуме в знак протеста против решения Трампа о выходе США из Парижского соглашения .

Карьера

В 1996/1997 году Маск со своим братом основал компанию Zip2, которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 308 млн долларов . Маск получил 7 % от суммы продажи (22 млн долл.) .

X.com и PayPal

В марте 1999 года Маск стал одним из основателей X.com. В 2000 году X.com произвела слияние с компанией Confinity, одно из отделений которой имело название PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством электронной почты, и целью сделки было слияние обеих платёжных систем , однако на самом деле этого не произошло. Маск решительно выступал за бренд X.com вместо PayPal, что вызвало внутрикорпоративные разногласия, закончившиеся в конце концов отставкой Маска по решению Совета директоров. Однако стратегическое решение Илона о слиянии двух компаний, наряду с активным продвижением электронной системы оплаты на Интернет-аукционах (в первую очередь, eBay), привело в 2001 году к быстрому росту предприятия, которое было окончательно переименовано в PayPal. Столь внушительные успехи позволили компании произвести размещение акций на бирже в феврале 2002 года (и при этом стать первой из дотком -компаний, вышедших на биржу после террористических актов 11 сентября 2001 года). В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов США. На момент продажи Маску принадлежали 11,7 % акций компании , что позволило ему выручить 180 млн долларов .

SpaceX

Маск в 2013 году в Дублине

В мае 2002 года Маск основал свою третью компанию - SpaceX . Она является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем.

Илон Маск поставил перед собой цель - в 10 раз уменьшить затраты на космические полёты . Для этого он основал SpaceX, вложив в неё 100 миллионов долларов, заработанных от продажи своих предыдущих компаний .

В январе 2016 на инвестиционном форуме в Гонконге Маск сообщил о том, что его компания надеется осуществить полёт на Марс в 2020-2025 годах .

В сентябре 2017 года Илон Маск выложил в своем Instagram видео, рассказывающее о новой идее использования ракет SpaceX. Заключается она в том, чтобы использовать ракеты и космические корабли для полетов в любую точку Земли вместо самолетов .

Tesla

OpenAI

Некоммерческая исследовательская компания из Сан-Франциско , занимающаяся искусственным интеллектом . Цель компании - развивать открытый , дружественный ИИ . Одним из основателей является Илон Маск.

20 февраля 2018 года Илон Маск вышел из совета директоров OpenAI из-за возможного конфликта интересов.

Neuralink

The Boring Company

Строительная компания, занимающаяся инфраструктурой и прокладкой тоннелей, основана Илоном Маском в 2016 году .

Филантропия

Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation . В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для на исследования контроля над искусственным интеллектом .

В июле 2018 года предприниматель предложил свою помощь в операции по спасению детей из затопленной пещеры Тхам Луанг . На помощь спасателям были отправлены четыре инженера из компаний Tesla, SpaceX и The Boring Company . Разработанная специально для этой операции мини-субмарина была доставлена в Таиланд , однако тайские спасатели отказались её задействовать . Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал предложение Маска - по его словам, субмарина с жестким каркасом «не смогла бы проплыть даже первые 50 метров от начала пещеры» .

Критика и скандальные происшествия

Спасательная операция в пещере Тхамлуангнангнон

Большой общественный резонанс вызвали попытка Илона Маска принять участие в спасательной операции, проводившейся в пещере Тхамлуангнангнон и последовавшие за этим события. Американский предприниматель сообщил, что вместе со спелеологами обсуждает варианты спасения людей . 10 июля 2018 года, после того как были спасены 8 детей, он привёз к месту спасательных работ созданную им мини-субмарину, с использованием элементов ракеты-носителя Falcon 9 , которая должна была помочь детям, неподготовленным к погружению. Однако спасатели посчитали, что использовать её нецелесообразно . Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал это предложение, назвав его рекламным трюком. По его словам, у этого плана не было никаких шансов на успех: субмарина с жёстким каркасом не прошла бы даже первые 50 метров , попутно он грубо высказался в адрес Маска. В ответ Илон опубликовал твит , в котором обозвал британского дайвера педофилом . Довольно быстро Маск стёр данный твит, однако он уже успел вызвать волну негативной реакции и многочисленные статьи в различных СМИ, ситуация вызвала краткосрочное падение стоимости акций компании Tesla . Через несколько дней Илон извинился перед Ансвортом .

Подкаст Джо Рогана

В сентябре 2018 года Маск посетил шоу американского комика Джо Рогана . Во время беседы предприниматель покурил смесь из марихуаны и табака, предварительно спросив Рогана, легально ли это. Илон сказал, что редко курит марихуану, объяснив это тем, что наркотик не оказывает на него воздействия.

Обвинения в нарушении закона о ценных бумагах

Осенью 2018 года ряд трейдеров и акционеров Tesla подали в суд на Маска и обвинили главу компании в нарушении закона о ценных бумагах. Расследованием по данному административному делу занялась Федеральная комиссия по ценным бумагам США (SEC). В иске утверждалось, что Маск намеренно выдавал ложную информацию в Twitter -аккаунте, чтобы повлиять на цену акций Tesla. В своем личном аккаунте глава компании заявил о решении сделать Tesla частной фирмой и о том, что уже нашел финансы для выкупа акций. В сообщениях он также указал на то, что планирует выкупить ценные бумаги из расчёта 420 $ за акцию, то есть выше их рыночной стоимости.

Из-за критики со стороны пользователей социальной сети и акционеров Маск решил оставить Tesla публичной компанией . В сентябре 2018 года Министерство юстиции США параллельно с административным делом завело уголовное дело в отношении компании Tesla . По иску SEC Маску грозит запрет на занятие руководящих должностей в публичных компаниях .

В ответ на обвинения Илон Маск заявил следующее :

29 сентября 2018 года Маск и SEC урегулировали в досудебном порядке эти обвинения. Согласно договоренности, Маск останется руководителем компании Tesla, однако не сможет занимать пост председателя совета директоров три года. Кроме того, он должен выплатить штраф в размере 20 миллионов долларов. Такой же штраф наложен на компанию Tesla .

Награды

Кино

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2 » в роли самого себя (по сюжету Илон - приятель Тони Старка). В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает ». Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство » (2014, на отметке 00:07:39-41), и его имя есть в титрах .

В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория Большого взрыва » играет камео .

Также в конце 6 серии 1 сезона сериала «Детство Шелдона » Маск сидит за столом и читает конспект юного Шелдона .

См. также

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Shanklin, Emily . Elon Musk (англ.) , SpaceX (27 March 2017). Проверено 20 июля 2017.
  2. Fehrenbacher, Katie Tesla Founder Eberhard Files Lawsuit Against Tesla"s Elon Musk . gigaom.com (11 июня 2009). Проверено 18 апреля 2014.
  3. Elon Musk, 2016 Billionaires Net Worth (англ.) . Forbes . Forbes Media LLC. Проверено 29 ноября 2016. Архивировано 29 ноября 2016 года.
  4. Илон Маск стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе
  5. , с. 26.
  6. , с. 31.
  7. , с. 33.
  8. «Elon Musk:Fortune favours the brave» , The Economist, Jul 4th 2015
  9. , с. 36.
  10. Sean O"Kane. Play the PC game Elon Musk wrote as a pre-teen . The Verge (9 июня 2015). Проверено 3 июня 2017.
  11. Антон Осипов. Персона - Илон Маск, гендиректор компаний Tesla Motors и SpaceX . Ведомости (15 мая 2013). Проверено 5 февраля 2015.
  12. St Trinians star Talulah Riley marries internet millionaire in fairytale Highland wedding . Проверено 15 мая 2013. Архивировано 21 мая 2013 года.
  13. Илон Маск подал на развод со своей британской супругой , РБК (22 марта 2016). Проверено 23 марта 2016.
  14. Elon Musk and Talulah Riley reach divorce settlement , tv3.ie, 21 октября 2016 г.
  15. Amber Heard and Tesla Founder Elon Musk Show PDA During First Public Outing in Australia (англ.) , PEOPLE.com (23 апреля 2017). Проверено 24 апреля 2017.
  16. Naaman Zhou. Elon Musk is dating Grimes – plus four other things we learned at Met Gala 2018 (англ.) . the Guardian (8 May 2018). Проверено 8 мая 2018.
  17. Илон Маск рассказал об усталости и проблемах со здоровьем (рус.) , РБК (2018-17-08). Проверено 9 июня 2018.
  18. Elon Musk Details ‘Excruciating’ Personal Toll of Tesla Turmoil (англ.) , The New York Times (2018-17-08). Проверено 9 июля 2018.
  19. Leslie Wayne. . The New York Times (5 февраля 2006). Проверено 5 февраля 2015.
  20. Tesla CEO Took Private Jet to Washington D.C. = Alexander Haislip . PE Hub Network (10 февраля 2010). Проверено 5 февраля 2015.
  21. Danielle Muoio. 7 cars Elon Musk has owned - and we"re not talking about Teslas . Tech Insider (15 января 2016). Проверено 5 февраля 2015.
  22. Tesla founder Elon Musk buys James Bond"s Lotus Esprit submarine car author = Stuart Dredge . The Guardian (18 октября 2013). Проверено 5 февраля 2015.
  23. Forbes ZERO GRAVITY - The Ultimate Experience .
  24. Elon Musk, Uber CEO to join Trump’s ‘strategic and policy forum’ . Forum will meet to give Trump input on economy (англ.) . MarketWatch.Com . MarketWatch, Inc. (14 December 2017) . Проверено 2 февраля 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  25. US quits Paris climate pact: Reaction from around the world following the US president"s decision on the Paris accord . Проверено 1 июня 2017.
  26. Elon Musk anouncing departing presidential councils on Twitter . Проверено 1 июня 2017.
  27. Compaq buys Zip2 - CNET News
  28. Annual Report for the fiscal year ended December 31, 2001 (англ.) . sec.gov. Проверено 17 марта 2015.
  29. SEC 10-K (PDF). eBay (December 31, 2002).
  30. Дотянуться до звезды: Быть или не быть человеку в Космосе 21.02.2015
  31. Персона: так кто же такой этот Тони Старк? 11 декабря 2014
  32. Space Exploration Technologies Corporation - Press
  33. Илон Маск собрался через девять лет отправить человека на Марс . lenta.ru. Проверено 28 мая 2016.
  34. Илон Маск предложил использовать ракеты и космические корабли вместо самолётов . Hi-News.ru.
  35. Elon Musk Is Really Boring
  36. C. N. N. Library. Elon Musk Fast Facts - CNN.com . CNN. Проверено 24 августа 2016.
  37. Ученые: искусственный интеллект может быть опасен (рус.) . BBC Русская служба. Проверено 28 мая 2016.
  38. Илон Маск направил четырех инженеров на спасение детей из пещеры в Таиланде . РИА Новости.
  39. Тайских мальчиков начали доставать из пещеры. Помощь предложил даже Илон Маск . BBC Русская служба.
  40. "Детская" подлодка Маска не подошла для спасения подростков в Таиланде . РИА Новости.
  41. Илон Маск предложил способы вызволить школьников из пещеры в Таиланде . Ведомости (07.07.2018). Проверено 8 июля 2018.
  42. Елена Жигулева. «Моя вина»: как Илон Маск обозвал дайвера-спасателя и раскаялся . Forbes (20 июля 2018).
  43. Эрнест Василевский. Для чего Илон Маск построил детскую подводную лодку . Hi-News.ru (11 июля 2018). Проверено 15 июля 2018.
  44. . NEWSru.com (14 июля 2018). Проверено 15 июля 2018.
  45. На Маска подали в суд за мошенничество Lenta.ru, 07.09.2018
  46. На Tesla завели уголовное дело Lenta.ru, 18.09.2018
  47. Tesla Faces Criminal Probe Over Musk"s Comments Bloomberg, 18.09.2018
  48. Tesla Chief Elon Musk Is Sued by S.E.C. in Move That Could Oust Him . The New York Times (27 сентября 2018).
  49. SEC Sues Musk for Fraud, Seek to Remove Him From Tesla . The New York Times (Sept. 27, 2018).

Детство

Старший сын в семье.
Младший брат – Кимбэл (Kimbal) 1972 г.р., стал миллионером. Владелец сети ресторанов здоровой пищи The Kitchen. Создатель бесплатной образовательной программы Learning Gardens.
Сестра Тоска (Tosca) родилась в 1974 г., известна как успешный продюсер, кинорежиссер, сценарист, актриса.
Детство и юность провел в ЮАР, семья была состоятельной.
Рос замкнутым, необщительным и неуклюжим мальчиком, нелюбящим спортивные занятия и обычные детские развлечения, слыл типичным «ботаником», классическим всезнайкой. Любопытство и энергичность сочетались в нем с некоторой заторможенностью и способностью всецело сконцентрироваться на решении одной задачи, отгородившись от мира. Зачитывался комиксами, фантастикой, научно-популярными произведениями, энциклопедиями. Второе увлечение – компьютеры и компьютерные игры, программирование.
По школьным предметам не превосходил одноклассников, – дисциплины, изучавшиеся в школе, не вызывали у него интерес. Сменил несколько школ за время обучения.
Окончив среднюю школу, Илон Маск 5 месяцев изучал физику и машиностроение в университете Претории. В 1988 г. в 17 лет бросил университет и уехал из ЮАР к родственникам матери в Монреаль в Канаду. Отчасти чтобы не служить в южноафриканской армии и не участвовать в мероприятиях режима апартеида, но главное – получить канадское гражданство и затем попасть в Кремниевую долину, эмигрировать в США, которая представлялась ему страной бескрайних возможностей для предпринимательства, идеальной для реализации его идей.

Родители

Мать – Мэй Маск (Maye Musk), Халдеман в девичестве, родилась в 1948 г. в Канаде. Модель канадско-британского происхождения, практикующий диетолог – эксперт по здоровью и правильному питанию, имеет степень магистра.
Отец – Эррол Маск (Errol Graham Musk), англичанин, уроженец ЮАР, 1946 г.р. Бизнесмен, инженер-строитель. Основательный по глубине знаний человек. По характеру проницательный, жесткий и требовательный, временами его было «слишком много». Строгий, можно сказать – суровый, в вопросах воспитания детей. Он был достаточно богат: примерный уровень богатства – не менее 20 млн. долларов США. По-видимому, Эррол не желал, чтобы его дети выросли испорченными. В республике с расово сегрегированным строем, с чернокожими работниками, слугами и праздной жизнью белого населения это могло произойти очень легко. Стал довольно богатым благодаря своей собственной инженерно-консалтинговой практике, а также развитию недвижимости и инфраструктуры, связанными с добычей полезных ископаемых и природных ресурсов. Эррол в свое время также получил долю в изумрудной шахте (возле озера Танганьика, Замбия). Владел чистокровными лошадьми, яхтой, несколькими жилыми домами. Увлекался парусным спортом и пилотированием. Рано ушел в отставку.
Родители были знакомы с подросткового возраста, жили в Претории в одном районе. В отношениях родителей, и позже в семье доминирующую роль играл отец. Прожив в браке 9 лет, развелись в 1980 г.

Образование

В 1989 в Канаде поступил в университет (Queen’s University, г. Кингстон, штат Онтарио). Получил стипендию от Пенсильванского университета (University of Pennsylvania), входящего в первую двадцатку Лиги плюща, и в 1992 г. перебрался в США, чтобы получить степень бакалавра по экономике и физике. В 1995 г. Илон приехал в Стэнфорд (Пало-Альто, Калифорния), чтобы продолжить обучение и выполнить научно-квалификационную работу по прикладной физике, однако, вскоре забросил учебу. Выбрав интернет, альтернативную энергетику и космос, весь ушел в предпринимательские проекты.

Семья

Был женат несколько раз. Имеет 5-х сыновей. Активно участвует в их воспитании.
С Джастин Уилсон Илон познакомился в Кингстонском Университете. Впоследствии она стала писательницей. Они поженились в 2000 г. Спустя 8 лет, Илон подал на развод, и в июне в 2008 г. бракоразводный процесс завершился. Развод И. Маск рассматривал как очередной бизнес-проект и отстаивал наиболее безопасный в финансовом отношении для себя результат, стремился минимизировать траты. И это притом, что Джастин родила Маску 6-х сыновей.
В период с 2010 по 2016 г.г. дважды был женат на Талуле Райли – известной британской актрисе. История любовных отношений и расставаний – непростая. В сентябре 2010 г. была первая церемония бракосочетания, в 2012-м – их первый развод. Летом 2013-го – повторный брак. В декабре 2014 г. Маск начал бракоразводный процесс, но затем отозвал документы. В марте 2016 г. на развод подала Талула, и в октябре развод состоялся.

Предпринимательская деятельность Илона Маска

В 1995 г. вместе с Кимбэлом Маском создал Zip2 со специализацией в написании программ и поддержке сайтов для газетного издательского дела.
X.com – стартап 1999 года, нацеленный на оказание финансовых онлайн-услуг и прямую оплату через электронную почту, стал следующим интернет-проектом. Через год произошло объединение с компанией-конкурентом Confinity – управляющей компанией PayPal. К моменту приобретения компанией EBay в 2002 г. платежной системы PayPal Илон Маск владел почти 12% акций PayPal.
Илон Маск в июне 2002 г. основал компанию Space Exploration Technologies (SpaceX, Хоторн, штат Калифорния), деятельность которой направлена на защиту человечества как биологического вида и реализацию мечты освоить Марс, заселить далекую планету людьми. Задачи компании:

  • разработка и производство полностью многоразовых ракет-носителей для перевозки грузов на международную космическую станцию, а также космических кораблей для межпланетной транспортировки людей;
  • повышение надежности и снижение стоимости космических полетов человека;
  • обеспечить возможность поселения людей на красной планете.

С 2003 г. Илон Маск – соучредитель компании, директор, дизайнер, председатель совета директоров Tesla Motors. В феврале 2017 г. Tesla Motors Inc., выпускающая электромобили, сообщила о смене названия на Tesla Inc., что связано с желанием компании быть ассоциированной с производством не только электромобилей.
С 2006 г. Илон Маск является соучредителем, акционером SolarCity, размещающей солнечные батареи на крышах жилых зданий, за десять лет ставшей 2-м в США крупнейшим поставщиком этих энергетических систем.

Достижения

Стал миллионером в 28 лет: первая его фирма Zip2 через 4 года после основания была продана за примерно 350 млн. долларов, доля Маска – почти 22 млн.
За семь лет его частная космическая компания при поддержке государственных инвестиций с нуля разработала серию ракет-носителей Falcon и многофункциональный космический корабль Dragon.
Коммерческие электрокары – спортивный Tesla Roadster, седан Tesla Model S и внедорожник Model X, увеличение запаса хода, производство и продажа систем электрической трансмиссии – свидетельства несомненных достижений и значительного вклада в развитие экологически чистого транспорта.
Миллиардер, о жизненном пути и научно-техническом творчестве которого рассказывает книга «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее» (2016).
Участник Президентского форума по стратегии и политике, состоящего из шестнадцати наиболее авторитетных бизнесменов США, функционал которого – консультирование президента (с декабря 2016 г.).

  • Согласился пожертвовать 1 млн. долларов США на сохранение наследия Николы Теслы, организацию музея Tesla Science Center at Wardenclyffe.
  • Пожертвовал в 2011 году станцию солнечной энергии стоимостью $ 250 000, городу Сома в префектуре Фукусима, разрушенному цунами.
  • Присоединился к благотворительному проекту The Giving Pledge с обещанием передать не менее половины своего капитала на благотворительность (2012).
  • В 2015 году организованный им благотворительный фонд Musk Foundation пожертвовал 10 млн. долларов Институту будущего человечества для проведения исследований по контролю над искусственным интеллектом.
  • Вместе со своими сыновьями ходит в походы в лес, считая необходимым научить их быть самостоятельными и не бояться трудностей.
  • На вопрос о любимом животном ответил – Зверожук с планеты Трааль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes ) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes ) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes ) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12. — Forbes ). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.

Путь от жертвы нападок в школе до гендиректора двух компаний, воплощающих фантастику в жизнь.

1 /5

Маск стал гендиректором новой компании. Однако это продлилось недолго: в октябре он выступил за перевод серверов компании со свободной ОС Unix на Microsoft Windows, столкнувшись с непониманием других соучредителей. Главным его противником в этом вопросе выступал технический директор Макс Левчин.

1 /5

В конце 2000-го Маск взял отпуск. Во время перелета в Австралию совет директоров PayPal уволил его и назначил Тиля новым гендиректором. Спустя много лет в интервью журналу Fortune Маск сказал: «Вот в чем проблема с отпусками».

1 /5

Но все обернулось не так плохо - Маск оставался крупнейшим акционером PayPal, что принесло ему 165 млн долларов из полутора миллиардов, выплаченных eBay (NASDAQ : EBAY) за PayPal в конце 2002 года.

1 /5

Но еще до продажи PayPal Маск занялся другим делом: страстный поклонник научной фантастики, он задумал сумасшедший план отправить мышей или растения на Марс. Для этого Маск даже пытался купить списанные советские ракеты. Но российские продавцы запросили по 8 млн долларов за каждую, и Маск решил, что создать свои будет дешевле.

1 /5

Так в начале 2002-го была основана компания Space Exploration Technologies, или SpaceX. Цель Маска - удешевить космические полеты в 10 раз.

1 /5

Первыми аппаратами SpaceX стали ракеты Falcon 1 и 9, названные в честь космолета «Тысячелетний сокол» (Millennium Falcon) из «Звездных войн»...

1 /5

...И космический корабль SpaceX Dragon (Дракон), названный в честь песни «Волшебный дракон Пафф». Такое название Маск выбрал, чтобы в очередной раз подколоть скептиков, считающих, что SpaceX никогда не сможет отправить аппараты в космос.

1 /5

1 /5

Тем временем Маск занялся судьбой Земли. В 2004 году он совершил первое вложение в Tesla Motors, компанию по производству электромобилей, основанную ветераном венчурной отрасли Мартином Эберхардом. Общая сумма инвестиций Маска в Tesla в итоге превысит 70 млн долларов.

1 /5

Маск принимал активное участие в разработке конечного продукта и был председателем совета директоров компании. Он помог разработать первый полностью электрический автомобиль Tesla Roadster, представленный публике в 2006 году.

1 /5

Как будто всего этого недостаточно, в 2006-м Маск основал SolarCity, гелиоэнергетическую компанию, призванную бороться с глобальным потеплением. Своим кузенам Питеру и Линдону Ривам он выделил рабочий капитал, чтобы помочь с развитием SolarCity.

1 /5

Однако в самой Tesla дела шли не очень хорошо. Под руководством Эберхарда компания тратила гораздо больше денег, чем зарабатывала. В 2007-м Маск устроил переворот в совете директоров и свергнул Эберхарда.

1 /5

В 2008-м, в разгар финансового кризиса, значительно ограничившего его возможности, Маск вложил в компанию 40 млн долларов и выделил кредит еще на 40 млн, чтобы спасти Tesla от банкротства. Неудивительно, что в том же году он стал ее гендиректором.

1 /5

Разрываясь между SpaceX, Tesla и SolarCity, Маск сам стал банкротом. Он описывает 2008-й как «худший год жизни» - Tesla продолжала терять деньги, а SpaceX столкнулась с трудностями при запуске ракеты Falcon 1. К началу 2009-го Маск был вынужден жить за счет личных займов.

1 /5

Примерно в то же время основатель SpaceX и SolarCity переживает развод с женой Джастин Маск, канадской писательницей, в браке с которой у него родилось шестеро сыновей.

1 /5

Накануне Рождества 2008 года Маск получает две хорошие новости: SpaceX заключила контракт с НАСА стоимостью 1,5 млрд долларов на доставку грузов в космос, а Tesla, наконец, нашла сторонних инвесторов. Внезапно белая полоса пришла на смену черной.

Канадско-американский изобретатель, инженер, предприниматель и инвестор Элон Маск является не только реальным образом Тони Старка из фильма «Железный человек». Этот гениальный изобретатель и руководитель сумел приблизить фантастическое будущее и ускорить путь к нему.

Краткая биография Элона Маска

Элон Маск (полное имяЭлон (Илон) Ривз Маск ) родился 28 июня 1971 года в Претории, Южная Африка. Его отец – Эррол Маск , африканский инженер и предприниматель. Его мать – Мэй Халдман , популярный кандаский диетолог.

Юный программист

В возрасте десяти лет Элон получил в подарок свой первый компьютер и научился на нём программировать. В возрасте 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру под названием Blast Star , в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки.

Переезд в Канаду

После окончания школы в ЮАР Элон Маск решает уехать в Канаду, вопреки мнению родителей. Деньги для самостоятельной жизни на первое время у него были – он уже в то время успешно инвестировал в фармацевтику .

Элон поселился в Канаде у родственников своей матери в 1989 году . Получив канадское гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты.

Переезд в США

В 1992 году Илон Ривз Маск наконец-то осуществляет свою мечту и перебирается в США, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса , но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики .

Главный вопрос

У каждого человека в жизни возникает ряд вопросов о своем предназначении и будущем всего человечества. Таким же вопросом задавался и Элон Маск. И в итоге решил, что на будущее человечества повлияют:

…интернет, переход на возобновляемые источники энергии
и переселение людей на другие планеты…

Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Успех Zip2

В 1995 году Маск со своим братом основал компанию Zip2 , которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 308 млн. долларов. Элон получил 7 % от суммы продажи – 22 миллиона долларов .

На момент создания компании происходило бурное развитие глобальной паутины, однако по-настоящему заработать в интернете еще никому не удавалось. Zip2 сделала это в числе самых первых.

X.com и PayPal

После продажи первой компании Элон Маск решает освоить электронные платежи и создает свой стартап X. com . В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина.

Это слияние в последующем приводит к появлению ныне известной платежной системы – PayPal . В 2002 году популярный сервис покупает интернет-аукцион eBay за 1,5 миллиарда долларов . Элон получил с этой сделки 180 млн. долларов.

Инвестиции и управление в Tesla Motors

В 2004 году Элон, имеющий наличность после продажи PayPal, инвестирует 70 миллионов долларов в проект Tesla Motors . Данная компания привлекла его внимание тем, что разрабатывала электромобили. Альтернативные источники энергии – это было в духе принципов Маска.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство по цене от $69900 и удостоилась высокой оценки в рейтинге Consumer Reports.

Основание SpaceX

Амбициозный предприниматель и изобретатель еще на стыке тысячелетий задумался о создании летательного корабля, который можно было бы многократно использовать для путешествий людей в космос, на другие планеты .

В тот момент, когда финансовое состояние Элона Маска увеличилось, он решил начать воплощать эту мечту. Его детищем в этой области стала компания SpaceX (полное название — Space Exploration Technologies Company). Компания была основана в 2002 году.

В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной. Именно поэтому он решил построить свой космический аппарат.

Первые успехи SpaceX

Несмотря на все трудности и неудачи, SpaceX удалось создать два типа потенциально многоразовых ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9 , а также многоразовый космический корабль Dragon .

Контракт с NASA

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Экспедиция на Марс

Для Элона Маска все нынешние достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс . До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором «красной» планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP).

Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс. Амбициозный предприниматель заявил, что осуществит свою экспедицию в 2020-25 годах .

На базе Falcon планируется создать ракету Grasshoper, умеющую приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты , ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить.

Бизнес пришел в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.