Конспект по формированию звуковой культуры речи. Педология

Программное содержание: Закрепить произношение звука с в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук с в словах. Познакомить воспитанников со звуком з Показать артикуляцию звука. Обучить произношению звука изолированно в слогах, словах, интонированию звука в слове, различению слов с этим звуком.

Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, познание, физическая культура, здоровье, музыка.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, расчёска, иллюстрации к чистоговоркам: коза, песок, тазы, маска – комар, игрушка для рассказывания: кукла, паровоз, самолет, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Сели все красиво. Улыбнулись. Поздоровались со всеми. Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила грустную девочку. Я пожалела её и пригласила в гости. А вот и она. (Входит плачущая девочка)

Девочка Соня: Здравствуйте! Меня зовут Соня. Все говорят, что я не красивая и неаккуратная, поэтому со мной никто не играет.

Воспитатель: Не плачь Соня. Мы тебе поможем. Правда, дети?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Давайте вместе с Соней поиграем:

Поднимаем плечики,

Прыгаем кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тссссссс!

Выше, выше, высоко,

Прыгай на ногах легко!

Садитесь все дружно. (Соня в середине)

Дети, что мы поменяем, чтобы девочка стала красивой?

Воспитанники: Её нужно причесать, заплести ей косу.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какие у неё спутанные волосы. Какие у неё волосы?

Воспитанники: Спутанные.

Воспитатель: Сейчас я их распутаю, расчешу так, чтобы все волосоньки были в ряд. Слышите, как ласково я их назвала. А теперь, вы назовите ласково Сонины волосы.

Воспитанники: Волосоньки.

Воспитатель: Расчесала я волосоньки в ряд, один к одному. Как я их расчесала?

Воспитанники: Один к одному.

Воспитатель: А теперь что я делаю?

Воспитанники: Заплетаете косу.

Воспитатель: Посмотри, Соня, какая ты стала красивая. Давайте сейчас мы попросим, чтобы коса росла:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти коса до пят

Все волосоньки в ряд.

Девочка Соня: Ой, какая я стала красивая! Спасибо вам большое. Теперь у меня много будет друзей. До свидания!

Воспитанники: До свидания!

Воспитатель: Послушайте внимательно потешку ещё раз. Какой звук повторяется много раз?

Воспитанники: Звук с

Воспитатель: Вы помните какая это песенка была?

Воспитанники: Песенка водички.

Воспитатель: Правильно. Песенка водички тихая, без голоса. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Она похожа на песенку водички. Нужно слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З — з — з». Это новая песенка. Что она вам напоминает?

Воспитанники: Комара.

Воспитатель: Назовём её песенкой комара. Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З — з — з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенка смолкнет.

Поиграем в игру «Злой комар»

Тихо, тихо, Зоя спит.

А вот злой комар летит.

Зою будет он кусать.

Зое он не даст поспать.

Мы прогоним комара:

«Улетай ты со двора!»

Злой комар от нас летит,

И гудит, гудит, гудит.

Молодцы! А сейчас давайте выучим чистоговорки:

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу — песок везу.

Зы – зы – зы – у меня тазы.

Зя – зя – зя – шалить нельзя.

Посмотрите, пожалуйста, у меня на столе игрушки. Вы будете подходить и рассказывать про игрушку, которая больше всего вам понравится. (Рассказывают)

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Воспитанники: звуком з

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

Воспитанники: Песенкой комара.

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитанники: Звонко.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

Плаксина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: г.Чебоксары республика Чувашия
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Звуковая культура речи: звук [у]"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27» г.Чебоксары

Конспект занятия по развитию речи в

младшей группе

Разработан:

Плаксиной О. А.

Воспитателем

Младшей группы

«Смешарики»

г.Чебоксары-2017г.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Звуковая культура речи: звук [у]»

Цель : Формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

1. Образовательные:

Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук У

и звукоподражательные слова с этим звуком.

Продолжать отрабатывать чёткое произношение звуков а, у.

Активизировать в речи детей обобщающие слова.

2. Развивающие:

Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.

3. Воспитательные:

Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности.

Воспитывать желание быть вежливым.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова:

волк,филин,паровозик,Буратино,петух,малыш,арбуз,утенок.

Индивидуальная работа : активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа : беседа о буквах, чтение азбуки для малышей,

разучивание артикуляционного упражнения «Стрелочка», дидактические

игры, заучивание физкультминутки.

Методические приемы:

Показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы

воспитателя и ответы детей, объяснение, чтение физкультминутки,

артикуляционного упражнения, предоставлять детям возможность

договаривать слова и фразы при чтении физкультминуток и

артикуляционных упражнений.

Материал:

Паровозик, буква «У», «Волшебный кубик» с картинками: волк, филин,

петух, малыш, утка; картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок,

Методика проведения:

Воспитатель рассаживает детей и просит вспомнить,что у всех есть домик, в

котором живет Язычок.

Воспитатель: Ребята, а у всех есть язычок?

Воспитатель: Да!

Артикуляционное упражнение «Стрелочка»

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

Воспитатель: Молодцы, у всех ребят красивый и веселый язычок.

Ребята, посмотрите внимательно, кто это к нам пришел?

Дети: Буква «У»

Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехал звук «У». А как вы думаете, на

чем приехал наш гость. Послушайте «У-у-у-у».

Дети: На паровозе.

Воспитатель: Ребята. а вы видели настоящий паровоз,который тянет составы

с грузами? Такой паровоз гудит громко и протяжно.Примерно так: «У-у-у-у»

А чтобы у вас получилась песня паровоза,надо вытянуть губы трубочкой

(показывает) и протяжно произнести: «У-у-у-у»

Как гудит паровоз? Попробуем с вами изобразить громкий гудок паровоза:

«У-у-у-у», а сейчас паровоз отъехал далеко и гудит тише,голосок у него

тоненький: «У-у-у-у» , а сейчас мы его почти не слышим: «У-у-у-у» .

Воспитатель: Замечательно у вас получилось, но звук «у» к нам приехал не

просто так, он приехал с нами поиграть в волшебный кубик. Вы хотите

поиграть со звуком «у»?

Игра «Волшебный кубик »

Воспитатель: "Крутись, вертись, на бочок ложись". Показывает детям

картинку с изображением волка. Дети вспоминают, как воет волк: "У-у-у-у ".

Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован

малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа. ", если на картинке – филин,

нужно проговорить: "Уф-уф- уф" и т. д.

Физкультминутка

Паровоз

Загудел паровоз

«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)

И вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)

Далеко их укачу.

Паровоз кричит: «Ду-ду,

Я иду, иду, иду».

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так-так!»

(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают

движения вперед-назад)

Воспитатель: Ой, ребята, мы совсем забыли про нашего гостя, а он нас ждёт,

потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание. Игра «Собери

картинку».

На столе лежат картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок, арбуз,)

Дети самостоятельно собирают. Затем воспитатель дает целую картинку

каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке? Молодцы, ребята.

Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука

начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука у , но в слове арбуз звук

«У» стоит в конце слова, а в слове Буратино в середине слова, вот какой

интересный звук . Давайте ещё раз все вместе произнесем слова улитка,

Буратино, арбуз.

Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры » (пер.

Л.Яхнина)

Кукушка кукует:

Ку-Ку! Ку-Ку

Голубь воркует:

Гу-Гу!Гу-Гу»

Петух зорюет:

Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит в ночи:

А рыба молчит –

Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:

Кукушка кукует.а голубь?.....(Воркует)

Петух зорюет?..

Филин кричит?.....

Педагог читает детям песенку еще раз и предлагает детям проговаривать

звукоподражательные слова.

Итог занятия:

Вот как мы с вами замечательно поиграли: научились делать гимнастику для

язычка. Язычок наш выучил звук « У », научились собирать картинки,

правильно проговаривать звуки и слова.

Ребята,понравилось вам занятие? Чем мы с вами занимались сегодня на

занятии? Чью песенку мы пели? Кто приходил к нам в гости?

Задачи: 1) упражнять в произношении звуков [а],[о],[у],[м],[м’], учить различать предметы по величине, использовать в речи слова с противоположным значением;
2) развивать речь, память, логическое мышление детей;
3) воспитывать интерес к развивающим речевым играм.
Ход занятия:
1. Упражнение в правильном и отчетливом произношении звуков [а],[у],[о] и звукосочетаний.
Педагог рассказывает детям сказку о Веселом Язычке. Дети выполняют артикуляционные движения в соответствии с текстом:
"Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своём домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (показ.). Язычок то выбегает из домика, то прячется (показ.). Опять выбегает и вновь прячется(3-4р.).
А ещё Язычок любит петь разные песенки. Особенно ему нравится песня поезда: "У-у-у" (повтор. 3-4р.).
Однажды Язычок вышел гулять, разыгрался, разбегался, упал и запел песенку: "О-о-о" (повтор.).
К нему пришёл доктор, перевязал ранку. Ребята, а к вам приходит доктор? Какую песенку он просит спеть, когда осматривает горлышко? «А-а-а».
В это время в гости к Язычку мама привела маленькую Алёнку. Малышка увидела доктора и заплакала: "Уа-уа-уа" (повтор.).
Давайте утешим, успокоим малышку: "Не плачь, Алёнушка!"(тихо и ласково),"Не плачь, маленькая!"(хоровые и индивидуальные повтор.).
Алёнка успокоилась и заснула. А Язычок решил погулять.
2. Игра
"И мы с вами тоже отправимся на прогулку. Поедем на электричке, выйдем на станции и пойдём в лес за грибами. Но в лесу можно заблудиться. Чтобы вы не потерялись, я буду звать вас: "Ау-у-у", а вы отвечайте.
3. Рассказывание об игрушке
"Пока вы гуляли вместе с Язычком, ему привезли новые игрушки. На двух грузовиках: один большой, игрушки большого размера, другой - поменьше, он привёз маленькие игрушки. (В названиях игрушек звуки [м] и [м"])
Дети рассматривают игрушки, описывают их, сравнивают:
- Этот медведь большой, а этот - маленький (медвежонок);
- Этот мяч большой, а этот мяч маленький;
- Эта матрешка большая, а эта матрешка маленькая.
4. Игра "Угадай, чего не хватает"
"Ребята, давайте поиграем с этими игрушками. Посмотрите на них очень внимательно, запомните их. Закройте глаза. Откройте и отгадайте, чего не хватает."
[Пока дети сидят с закрытыми глазами, педагог прячет одну из игрушек. Если ребёнок даёт правильный ответ, он выходит, берёт игрушку и рассказывает о ней. Последняя игрушка - медведь.]
"Ребята, кто знает стишок про Мишку?"
Педагог напоминает детям стихотворение А. Барто
"Уронили мишку нас пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший."
5. Далее педагог предлагает детям поиграть в игрушки, предварительно обсудив правила аккуратного обращения с ними.

Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц»

Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

Совершенствовать интонационную выразительность речи

Учить различать слова со звуком «ц».

Развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук

Ход занятия.

К нам в гости пришёл наш друг Гном и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем?

Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.

«Птенчик»

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

«Заборчик»

Улыбнуться (зубы сомкнуты и не видны).Удерживать губы в таком положении.

«Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя –пя -пя…».

«Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

А сейчас послушайте загадку:

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Воспитатель хвалит детей и, слегка интонируя слова, произносит: солнце, ножницы, цапля, кольца.

Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно. Его тоже надо научиться правильно и чётко произносить. Наш Гномик уже просится с ним поиграть. Присоединяйтесь.

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц) – губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.

Вспомните, какая птичка поёт эту песенку. Конечно, синичка. Сделайте из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом. (Дети выполняют упражнение).

Гимнастика для глаз.

Наша волшебная синичка «полетает», а мы последим за ней глазками. Покажите Гномику, как мы тренируем глазки

Полетела вверх синичка, покружилась, покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо, влево, на окошко полетела.

Далеко улетела (всматриваются вдаль) вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания.

Белочка - цик- цик

Лошадка – цок-цок

Бабушка цыплят созывает – цып-цып

Кошка мышку ловит – цап-цап.

Воспитатель предлагает детям объединиться в круг. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

С одновременным проговариванием слогов ца, цо, цу, цы. Сначала правой рукой, затем левой затем одновременно двумя руками.

Игра «Разговорчивые человечки»

Стоя в круге парами (обращаясь, друг к другу) проговорить за воспитателем комбинации слогов в различных интонациях, сопровождая произвольными движениями:

Са-ца; сы-цы; со - цо; сэ – цэ; су-цу

Воспитатель предлагает так же проговорить чистоговорку, сопровождая танцевальными движениями :

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

Дети садятся за столы. Предлагается игра «Лабиринт»

(на картинках дети видят изображения предметов со звуком «ц» ,им предлагается подобрать как можно больше слов к первой картинке, например:»Птица какая - птица красивая, птица маленькая …

К следующей картинке двигаться по направлению стрелки.

Таблица (птица – солнце –яйцо-цыплёнок и т. д.)

А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:

«Назовите предметы, нарисованные на картинке и обведите те из них, в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.

Все славно поработали и заслуживают весёлого отдыха.

Дети поют и танцуют с Гномом «Танец червяков» (диск -Е. Железнова)

В вечернее время детям предлагаются раскраски с изображением зайца и цапли.

Родители получают домашнее задание: разучить с детьми загадку:

«На шесте - дворец, во дворе – певец. Кто это» - скворец

Литература и, использованная для составления конспекта:

О. Новиковская – «100 упражнений для развития речи

В. Гербова – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (Школа семи Гномов)

Л. Комарова «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях.

Е. Железнова - «Логоритмика»

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы

Шарик Шурик

Выполнила: студентка 543 группы

3 курс заочного отделения

Солоницина Ксения Леонидовна

Проверила: воспитатель

средней группы

Емельянова Светлана Анатольевна

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева