И снится им прекрасная в улыбках солнца. Сергей Есенин — Поёт зима, аукает: Стих

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина . известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…». было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным. автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» . об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы . появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» . наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи . которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» . которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» . но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» . своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» . снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна . который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора . Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты . в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает» . «метелица ковром шелковым стелется» . а «вьюга злится все сильней» . Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«Поет зима - аукает…» С.Есенин

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает» ,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

  • Ритм — двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная и опоясывающая. Читаем первую строчку и понимаем, что речь пойдет о зиме: «Поет зима – аукает». Какие образы создает поэт? Это образы зимы, метелицы, вьюги, воробышков и весны. Автор одушевляет их, используя прием олицетворение — неодушевленные предметы, явления изображаются как живые, наделенные человеческими чувствами, мыслями, действиями. В частности, он пишет: поет зима, аукает, баюкает. И мы слышим звуки зимы. Что значит поёт? Она воет, ревет, стонет, гудит, стучит. «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Баюкает — поет колыбельную. Но это не тихая и ласковая песня, а звон сотни колоколов — стозвон. Поэт прибегает к контрасту, противопоставлению. На этом приеме держится смысл всего стихотворения. «А по двору метелица ковром шелковым стелется,…» — пишет Есенин. Теперь мы уже видим зиму, она предстает в образе метелицы. Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер – это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна». Метелица сверкает множеством снежинок, искрится, сияет, переливается, светится серебром, горит тысячами алмазов. Как красиво! Но нет тепла, «но больно холодна». то есть холодна до боли. И снова контраст: беспомощные воробышки противопоставляются бешеной вьюге. «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». Автор сравнивает воробышков с сиротливыми детками, которым не у кого просить помощи и защиты. Он сочувствует птичкам: «Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». На фоне бешеного рева вьюги, снежных вихрей беспомощность птиц вызывает чувства боли, жалости, страха за их судьбу и стремление защитить. «Суровость зимы становится еще заметнее, ведь от неё страдают ни в чем неповинные воробьи. И вновь контраст: «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна. Окно холодное, мерзлое, но несет свет, а значит, надежду на перемены. Цветовая палитра небогата. Оттенки серого, черного, белого характерны для зимнего пейзажа. Но и здесь чувствуется контраст. Седые облака, злая вьюга, снежные вихри несут мрачные, холодные оттенки и грустное, тоскливое настроение. Вызывают страх перед обезумевшей природой. Образ весны напротив пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с» — символ света. Эпитеты «прекрасная». «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом.
    Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и лирический герой. Для которого жизнь- это борьба света и тьмы, холода и тепла, добра и зла. Контраст цвета, образов помогает передать настроение стихотворения: от грустного, мрачного, полного страха и беспомощности к радостному и восторженному. Образы суровой зимы: вьюги, метели, снежные вихри, лютые морозы — это образы зла. Их больше, они сильнее. Но образы добра: маленькие воробышки, красавица весна тянутся друг к другу, согревают друг друга, а значит, обязательно победят. На смену холодной, злой зиме, снежным вихрям, ревущей вьюге спешит весна и знаменует победу добрых, светлых сил: «И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная, красавица весна».
    Раскрывая тайны литературного произведения «Поет зима — аукает». мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой художественный прием контраст или антитеза помогает нам ярче представить образы, созданные поэтом, понять чувства и переживания лирического героя и выразить их при чтении.

Переделай этот текст на чистый анализ — это кусок из конспекта урока. А вообще, таких анализов в сети полно.

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения "Поет зима - аукает"

Анализ стихотворения "Поет зима - аукает"

Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно - жилье. Следующий образ Есенина - это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась - она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима - аукает».

Слушать стихотворение Есенина Поет зима аукает

Галина Голикова
Конспект занятия «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…»

«Поет зима аукает , мохнатый лес баюкает… »

Цель : Познакомить с зимними явлениями в жизни природы : закреплять с детьми знания о деревьях : развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

Активизировать словарный запас детей;

Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме.

Развивающие :

Развивать навыки общения;

Способствовать развитию чувства прекрасного.

Воспитательные :

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово

Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Ход занятия:

(Экскурсия в зимний сад)

(По дороге в парк обращаем внимание на работу снегоочистительных машин, одежду людей, работу дворника. Пришли в парк.)

Слушаем тишину. Тишина, тишина, тишина…. Лес спит. Иногда слышно как охапками падает снег с веток.

Вопрос чем пахнет зима ? «Морозной свежестью, снегом, елкой» .

Как изменился лес?

Деревья голые все в снегу.

Давайте отыщем знакомые деревья. (Легче всего узнать березу)

У нее белый ствол и свисающие с тонких веток сережки.

А какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высотные

Этажи несченые

Шпили колючие

Под тучами могучими

Это ель ее знают и любят все.

А это ее сестра

А на верху над мглою этой

Перерастая лес одна,

В лучах заката

В бликах света

Горела яркая сосна.

Ребята, в чем сходства ели и сосны?

Они покрыты иголками-хвоей.

Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому они не боятся мороза.

Давайте сравним иголки ели и сосны.

У елки они жесткие, короткие, а у сосны более мягкие и длинные.

Отгадайте еще одну загадку.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

(Рябина)

Правильно рябина. Давайте найдем рябину.

По каким признакам вы ее узнаете? (По гроздьям красных ягод)

Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева

Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. д.

Давайте вспомним, какие пословицы о зиме вы знаете?

Зимой солнце светит, да не греет.

Береги нос в большой мороз.

Деревья в инее - небо будет синее.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Как зима не злится , а весне покорится.

Мороз не велик, да стоять невелит.

Если мороз сильный, то снег пушистый, рассыпчатый.

Дидактическая игра «Где лежит снег?» Цель : отработать употребление предлога на в предложениях.

Можно ли лепить из рассыпчатого снега? Если не очень холодно, из снега можно лепить, и он падает хлопьями.

А какая погода сегодня и какой снег?

Рассмотрите снежинку на вашей варежке. Какая она красивая и маленькая!

Сравните снежинки. Одинаковые ли они?

Представьте сколько должно упасть с неба снежинок, чтоб образовались такие сугробы!

Какого цвета снег? Но он только кажется чистым и белым.

Наберите снег в ведерко. Мы возьмем его с собой в группу и понаблюдаем там за ним. (Обращаю внимание детей на то, что снег в группе растаял и вода нечистая, подвожу к тому, что снег в рот брать нельзя).

Снег бывает разный :

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

Для чего нужен снег деревьям?

В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Молодцы, много знаете примет о зиме и различных пословиц. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете.

Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь.

- Зима – время зимних забав игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?

Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.

Послушайте стихотворение о снеге.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал ты теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сказке: «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе Разработала: Воспитатель.

Конспект занятия «Зима в лесу» Цель: Расширять представление детей о характерных особенностях зимней природы. Задачи: Формирующие: Закреплять знания детей о характерных.

Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…» Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе. Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…». Интеграция.

Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Составитель: учитель-логопед.

Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Закурдаева Валентина Васильевна Конспект Программное.

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Многие слова и выражения русского языка родились из природы. Образы в поэзии: всегда удивляешься, как поэт мог простыми словами выразить самую суть состояния природы! Видимо, тут важно всё: сочетание звуков, последовательность образов. И образы эти реальны! Но прочувствовать их вполне можно, лишь очутившись хотя бы приблизительно в той обстановке, которая и навеяла эти стихи поэту
Вот и недавно, в январе, прогуливаясь зимним лесом, я вполне ощутил силу образов одного стихотворения

Сергей Есенин

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Сед ые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижали сь у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Крас авица весна

Разберём последовательно эти образы:


Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и чувствовал её не понаслышке. Есть в его биографии интересный факт, когда в январе 1910 года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в Константиново. И шёл он пешком зимними лесами, а это около 80 километров. Обратите внимание, что стихотворение датируется именно этим годом

Стихотворение построено на контрастах, противопоставлениях, и идёт как бы волнами:

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Есенин часто придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь: стозвон. Возникает вопрос: как можно баюкать стозвоном? Представляете "колыбельную", когда звенят вокруг сто колоколов! Но здесь другое: стозвон сосняка - это звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздаётся в абсолютной тишине стозвонным эхом

Мохнатый лес

Сосновый лес, покрытый изморозью, действительно мохнатый, но какой-то необычной, серебристой "мохнатостью"

Стозвон сосняка

Смотришь на эти сосны и явственно слышишь, как в абсолютной тишине они звенят

Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
С едые облака.

Взгляните на первый снимок! Зимой облака чаще всего такие и бывают: белёсые, седые, размытые

А дальше в стихотворении идёт резкий контраст: от звенящей тишины величественного соснового бора к обычному сельскому двору, по которому метёт метелица и жмутся к окну и друг к другу маленькие озябшие воробышки

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Н о больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Приж ались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И снова дремота:

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.

А завершается стихотворение светло, с надеждой:

И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна

Обратите здесь внимание на часто повторяющуюся солнечную букву С