Что означает поговорка лес рубят щепки летят. Смысл пословицы «Лес рубят — щепки летят

Лес рубят, щепки летят — любое большое дело сопровождается мелкими, досадными неприятностями. В любом деле приходится чем-то жертвовать. Но обычно пословица употребляется в качестве иллюстрации закономерности страданий множества и множества обчных людей в ходе каких-то грандиозных (и не очень) исторических мероприятий: преобразований, войн, революций
При строительстве Петербурга погибли от холода, голода, непосильного труда, болезней десятки тысяч крепостных. Цена коллективизации 1930-х лет — сотни тысяч поломанных крестьянских судеб.
Перестройка, так называемая «революция достоинства» в Украине 2014 года, «арабская весна» стоили жизни и благополучия миллионам. Тысячи, сотни тысяч, миллионы «щепок» при «рубке леса»!

Аналоги выражения «лес рубят, щепки летят»

  • Паны дерутся, а у холопов чубы трещат
  • Где дрова, там и щепа
  • У хлеба не без крох
  • Где хлеб, там и крошки
  • Издержки производства

« Мы все скоро будем жить на стройке. Нам показывали карту - половина нашего двора будет трассой. А сама «Таврида» пройдет по середине соседского дома», - говорит Ольга, жительница крымского поселка Совхозное, входящего в состав Укромновского сельского поселения.
В соседском доме много лет живет Алена. Этот дом построили еще ее родители. О том, что его решат снести чиновники, никто тогда и подумать не мог. Дом выглядит добротным, основательным. На него явно потрачено немало денег. Но вскоре все это будет снесено ради цели государственной важности.
«...Что и как будет с нами, непонятно. Около месяца назад провели собрание, сказали, что нас выселят, и все. Мы вот только в себя приходить начали, до этого как неживые были, словно сердце остановилось», - рассказывает Алена
.

Употребление выражения в литературе

«И наконец спокойно, решительно, с довольным сознанием рыцаря служебного долга, не останавливающегося ни перед чем, прошептал: ― Несомненно, что в щепках адмирал видел виноватых людей, по-видимому, не испытывая к ним ни снисхождения, ни жалости» (К. М. Станюкович «Товарищи»)
«Парень-то он хороший, но не особенно разбирается в политической обстановке. Да ведь … Сейчас он эвакуирует в глубь России мужское население станиц…» (М.


Шолохов «Тихий Дон»)
«Число его стычек с людьми возрастало, а он не придавал этому значения. », ― повторял он. Он затеял рубить большое дерево, и щепки полетели при первых ударах топора» (Г. Е. Николаева. «Битва в пути»)
«О четырнадцатилетнем Антонове, которого разорвала бомба Рысакова, Желябов и Перовская не думали, или это для них препятствием не было: (М. А. Алданов «Истоки»)
«Мы объясняли это неизбежными издержками революции: ; народ малограмотен, дик и малокультурен; эксцессов избежать очень трудно» (Б. Г. Бажанов «Воспоминания бывшего секретаря Сталина»)

Смысл пословицы — лес рубят — щепки летят?

    У этой пословицы есть свой простой смысл. Когда лес рубят, есть потери — летят щепки. Так и в любом деле могут быть потери, чем-то приходится жертвовать.

    Например, чтобы получить хорошее образование и достойную работу, нужно потратить много времени и сил на получение знаний.

    Пословица: лес рубят — щепки летят означает то, что в любом деле всегда были, есть и будут потери, затраты, всегда приходиться чем-то жертвовать. Даже, когда зуб идешь удалять, приходиться делать укол, а он больной+многие плохо переносят анестезию.

    Смысл данной пословицы в том что когда начинают большое дело, то добиваются его несмотря неначто. При этом списывая любые потери. Так как главное цель а все другое ерунда. Прикрываясь этой пословицей в царской Руси. Было загублено много люда.Так как мужика не во что не ставили. Да и сейчас не многое изменилось и на кукою нибудь не справедливость часто слышишь рубим лес….


    Я так понимаю это выражение — начав любое серьезное дело человек должен быть готовым к неизбежным побочным эффектам. Вроде бы ничего страшного нет в этой пословице если воспринимать ее буквально, действительно при рубке леса от щепок не куда не денешься. Но в зависимости от реальной ситуации эта пословица может приобрести как безобидный смысл, так и очень зловещий. Действительно, не только Сталин, но и многие другие представители красного террора любили повторять эту поговорку, подразумевая, что в деле строительства коммунизма человеческие жертвы не только неизбежны, но и даже необходимы. Так безобидная пословица стала символом избавления от чуждого элемента в любом процессе. Ну а я часто вспоминаю это выражение делая дома уборку. Почему-то этот процесс у меня всегда заканчивается разбитым стаканом или чашкой.

    Мне думается, что смысл этой пословицы в том, что когда делаешь большое дело,нужное и главное в этот момент, то возникают некоторые, а порой и многие побочные эффекты. От которых никуда не деться. Лес рубят, щепки летят, могут попасть в глаза, в волосы, несколько мешают и затрудняют работу. Но если обращать на это внимание, то не нарубишь леса, не нарубишь дров, не истопишь избу. Словом не сделаешь того главного, ради которого можно потерпеть и смириться с некоторыми побочными и неизбежными эффектами.


    Эта пословица возникла еще несколько веков назад, а некоторые люди до сих пор не знают этой простой истинны. Дело в том, что каждое дело не бывает без потерь. Будь то рубка леса или открытие магазина. Каждый труд, каждое дело имеет свои затраты, отрицательные стороны и к этому надо быть готовым во всех начинаниях.

    Лес рубят, а щепки летят.

    Сдается мне, что пословица о людях, о человеческих жертвах, потому что лес сравним с человеком, лес живой как и человек, деревья образуют лес, а человек народы. Так вот от вырубки леса летят щепки, а от уничтожения народа разбрызгивается кровь человека.

    Давят, уничтожают, отмахиваются, утирают пот со лба и продолжают, продолжают и продолжают, потому что надо, потому что есть дело, потому что без жертв не обходится ни одно начинание.

    Эта пословица встречается в романе Война и мир, есть у Пикуля, есть еще у многих других авторов. И вроде бы Сталин употребил эту пословицу во времена репрессий.

    Относительно к современной жизни, скажу так: в любом большом деле есть место допустимым потерям. Таким образом, приступая к реализации крупного проекта, надо быть готовым, что мелкие неурядицы будут на вашем пути,но как щепки отлетят в сторону от заготовленного леса.Цена потерь ничтожна против стоимости вопроса. Такова русская философия.))


    Объяснить эту пословицу не сложно. Когда делается великое и большое — кто-то обязательно страдает, так как за его счет. Например, война — это преследование целей одного/группы людей. А делается она руками миллионов. Вот такая подоплека у пословицы.

    Смысл этой пословицы в том, чтобы идти к конечной цели не смотря ни на что. Как говорится в простонародье по головам. Ни смотря ни на какие трудности, ни на потери ни на усталость в том числе и не смотря на жалость. Списывая все это на естественные потери, которых не избежать.

Лес рубят - щепки летят.

ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ. В большом деле не бывает без ошибок, недостатков, жертв. Говорится тогда, когда убеждены, что ошибки, недостатки и т. п. не затрагивают существа дела, не подрывают основы чего-л. Ср. У хлеба не без крох (во 2 знач.) . [Иван Иванович: ] Конечно, кризис нашего роста, маленькие недостатки механизма, лес рубят - щепки летят.. . Еще одно усилие - и это будет изжито. Маяковский, Баня. - А вот ты скажи мне: что это за комиссар в Бунаковской? - Он там одно время пересаливал. Парень-то он хороший, но не особенно разбирается в политической обстановке. Да ведь лес рубят - щепки летят. Шолохов, Тихий Дон. Но где нет ошибок? «Лес рубят - щепки летят? . Беда не в этом - матросы с господами Милюковыми не пойдут, - беда другая: не было своего матросского печатного органа.


бенко, Из недр царского флота к великому Октябрю. Саша Кротких побледнел, подошел к Никонову вплотную. - Здорово же ты разбираешься, правых и виноватых - всех в одну кучу валишь! - Лес рубят - щепки летят. В. Пикуль, Океанский патруль. Отец пришел поздно. Тина босиком выбежала в переднюю. - Что? Как? - Чудовищная ерунда [арест профессора Гейзмана] ! - Но как же это могло? ! Ты же сам говорил, у нас зря не возьмут! - Исключения возможны всегда.. . Лес рубят - щепки летят. Но все скоро выяснится. Это дело дней. Николаева, Битва в пути.
<Где> дрова рубят, <там и> щепки летят. - Пускай косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят - щепки летят. Л. Толстой, Война и мир.
- Снегирев: Где дрова рубят, там и щепки летят; Даль: Где дрова рубят, там не без щепок; Дрова рубят на поленище, а щепа далеко летит; Где дрова, там и щепа; Где дрова рубят, там и щепа валится (там не без щепок) ; Рыбникова: Лес рубят - щепки летят; Соболев: Лес рубят - щепки летят.

Масленица-объедуха, денег прибируха.

Масленицу всегда очень ждали. Копили деньги на её празднование, точь-в-точь как нынче к Новому году.

Хоть что заложить, а Масленицу проводить.. .
Масленица объедуха, деньгам прибируха…
На горках покататься, в блинах поваляться.. .
Блин не клин, брюхо не расколет…
Зять на порог, тёща за яйца…


В старину дрова нужны были круглый год, и люди их собирали в лесу. Основным инструментом был топор, а им крупные деревья валить было трудно, дрова вытаскивали из леса люди, поэтому собирали валежник, мелкие деревья. Естественно, на опушках и рядом с ними валежника практически не было, приходилось идти в глубину леса, где дров было больше, но и проблем с заготовкой было больше. Поэтому поговорка означает, что при решении любой проблемы обязательно будут возникать новые проблемы.

П одбирая пример, подробно раскрывающий толкование того или иного пословичного выражения, можно остановиться на абстрактном варианте. Но порой пословица настолько прочно связана с вполне опредёленным явлением, периодом или персоной, что становится своего рода своеобразным символом, рождающим у большого количества людей одинаковые ассоциации. В таких случаях, примеры к интерпретации народной мудрости просятся вполне конкретные.

«Лес рубят -щепки летят». Как и большинство пословиц, данный народный афоризм родился из бытового наблюдения. При рубке деревьев (леса) всегда откалываются тонкие древесные пластины, которые из-за интенсивных ударов топора разлетаются в разные стороны. Пословица построена на противоположности «большой -малый», которая служит ступенькой к истолкованию и расшифровки представленной аллегории. «Лес рубят -щепки летят» означает, что при работе над большим и важным делом почти всегда бывают потери, ошибки, просчёты. Несмотря на то, что таких жертв и издержек может быть чрезвычайно много, они все равно не являются достаточным поводом для прекращения основной грандиозной и значительной работы.

Выражение «Лес рубят…» в основном используют в качестве оправдания «побочных эффектов», не влияющих на суть дела, но иногда его употребляют в иных смыслах. Примечательно, что в словаре «Пословиц русского народа» Владимира Даля изречение встречается сразу в нескольких разделах -«Далекое -Близкое», «Молва -Слава» и «Грамота». При этом пословица может немного видоизменяться, но за основу толкования всех вариантов народного афоризма всегда берётся противопоставление «большой-маленький». Например, «В Питере лес рубят, а к нам щепки летят», «В лесу дрова рубят, а в мир щепки летят». В этих случаях говорится о простом народе, которому приходится расплачиваться за решения, принятые руководством того или иного значения.

Довольно часто подобные «решения» своих руководителей воспринимаются людьми как очередная причуда, так как они совершенно не отражают истинные чаяния коллектива, жителей глубинки и т.п. Эти же, а также другие версии рассматриваемого народного афоризма употребляют, когда говорят о каких-либо новостях, дошедших из центра до периферии. Следовательно, при такой интерпретации речения, «щепки » сравниваются не с ошибками и просчётами, а с письмами, слухом, вестями.

Русская пословица, рождённая обыденностью, в определённый период стала знаковой для своего народа, так как характеризовала уже не просто чье-то великое дело, а стиль государственного управления. Зачастую, известное изречение включают в перечень фраз и поговорок любимых Иосифом Сталиным. Точно неизвестно насколько часто прибегал и прибегал ли вообще руководитель огромной страны к данной пословице, но то, что именно при сталинском режиме у неё появился кровавый подтекст, это бесспорно. Так, она стала своего рода оправданием колоссальных человеческих потерь в мирное время. Как уже отмечалось выше, документальных подтверждений использования Сталиным пословицы пока нет, тем не менее в истории зафиксирован факт ссылки на аналог народного изречения одним из сподвижников «вождя». В 1932 году в статье журнала TIME была приведена цитата Лазаря Кагановича по поводу возросшего числа погибших от коммунистического режима: «Зачем стенать по яйцам, когда мы пытаемся сделать омлет».

На первый взгляд, переносный смысл обеих пословиц почти идентичен -продвигаясь к цели, приходится чем-то поступаться. Но если русская мудрость «Лес рубят…» хоть и подразумевает потери, но они совершаются непреднамеренно, тогда как в выражении «Не разбив яиц, омлет не приготовишь» прослеживаться сознательная готовность пожертвовать чем-либо ради желанного результата.

Неважно, какой вариант выбирать для оправданий, намного значимей, будучи причастным к большому делу, чувствовать ответственность не только за его продвижение и результат, но сопутствующие ему неизбежные потери. Как говорится в мудром русском реченье - «Оправдывают не слова, а дела».

В наши дни пословица почти освободилась от зловещего подтекста, привнесённого тридцатыми годами прошлого столетия. Хотя и сегодня эту народную мудрость чаще вспоминают при вынужденном или добровольном соприкосновении с властями, руководством, но уже в контексте критики, например, какого-либо масштабного проекта, реализация и продвижение которого влечёт за собой ущемление и нарушение прав простых граждан. Таким образом, оправдательный характер афоризма уступает место осуждающему. Возможно, со временем, когда каждое общество и государство безоговорочно признает человека своей наивысшей ценностью, выражение перестанет ассоциироваться только с людскими жертвами.

    1 лес рубят - щепки летят

    [saying ]

    etc etc ):

    2 лес рубят - щепки летят

    лес (дрова) рубят - щепки летят

    посл.

    lit. when wood is chopped the chips will fly; cf. you can"t make an omelette without breaking eggs

    Пускай косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят - щепки летят. (Л. Толстой, Война и мир) - "Let them cut the crops and burn wood to their hearts" content. I don"t order it or allow it, but I don"t exact compensation either. One can"t get on without it. "When wood is chopped the chips will fly"."

    3 Лес рубят - щепки летят

    When doing a great job, it is not without sacrificing, hurting someone or damaging something. See Где дрова, там и щепа (Г), У хлеба не без крох b (У)

    Var.: Дрова рубят - щепки летят Cf: You cannot make an omelet(te) (pancakes) without breaking eggs (Am. , Br. ). You can"t have an omelette unless you break the eggs (Am. )

    4 лес рубят - щепки летят

    1) General subject: you can"t make an omelet without breaking eggs, you can"t make an omelette without breaking eggs

    2) Set phrase: if you sell the cow you will sell her milk too, one (you) cannot make an omelet() without breaking eggs, one (you) cannot make an omelet()s without breaking eggs, splinters will fly when the axe you ply, you can"t chop wood without making the chips fly, you can"t make omelet without breaking eggs, you can"t make omelette without breaking eggs, More rubble, less trouble (употребляется применительно к войне США в Ираке) , omelettes are not made without breaking eggs

    5 лес рубят-щепки летят

    you can"t make an omelet without breaking eggs

    6 Лес рубят - щепки летят

    To feel the consequences of others" actions/You can"t make an omelet without breaking eggs

    7 Лес рубят - щепки летят

    To feel the consequences of others" actions/You can"t make an omelet without breaking eggs

    8 лес рубят - щепки летят

    посл you have to break the eggs to make an omelet

    9 лес рубят - щепки летят

    посл ≈ you can"t make omelettes without breaking eggs

    10 дрова рубят - щепки летят

    ЛЕС <ДРОВА> РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ

    [saying ]

    ⇒ a major undertaking cannot be accomplished without errors, casualties etc (often used to justify the cost paid in lives during political purges etc ):

    - - you cannot make an omelet without breaking eggs ;

    - if you hew trees the chips must fly.

    ♦ Ведь именно люди двадцатых годов разрушили ценности и нашли формулы, без которых не обойтись и сейчас: молодое государство, невиданный опыт, лес рубят - шепки летят... Каждая казнь оправдывалась тем, что строят мир, где больше не будет насилия, и все жертвы хороши ради неслыханного "нового" (Мандельштам 1). It was, after all, these people of the twenties who demolished the old values and invented the formulas which even now come in so handy to justify the unprecedented experiment undertaken by our young State: you can"t make an omelet without breaking eggs. Every new killing was excused on the grounds that we were building a remarkable "new" world in which there would be no more violence, and that no sacrifice was too great for it (1a).

    ♦ Одно распоряжение, которое... в этот доклад сделал Кутузов, относилось до мародерства русских войск... "Пускай косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят - щепки летят" (Толстой 6). The only instructions he ... added to the report concerned the looting by Russian troops .."Let them cut down crops and burn wood to their heart"s content! I do not order it, I do not permit it, but neither can I enforce punishment for it. It cannot be helped. If you hew trees the chips must fly" (6a).

См. также в других словарях:

    ЛЕС - Большое пространство, обильно заросшее деревьями. Лес занимает 45% территории России. Особенно богаты лесами средняя полоса, северо западные районы и вся территория от Урала* до Дальнего Востока*, Восточная и Западная Сибирь*. Русский лес часто… … Лингвострановедческий словарь

    Рынок - (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

    Соловьев, Владимир - Известный радио и тележурналист Известный журналист. Долгое время работал ведущим на телевидении на ОРТ (программа Процесс), ТНТ (Страсти по Соловьеву), ТВ 6 и ТВС (Завтрак с Соловьевым, Соловьиная ночь, Поединок, Смотрите, кто пришел!),… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    чепуха - Лес рубят щепки летят. Стоит ли обращать на них внимание? Щепки ерунда, чепуха. Вот именно. Старинное слово «чепа» именно это и означало «щепка» … Занимательный этимологический словарь

    Шеллер, Александр Константинович - (писавший под псевдонимом А. Михайлов) известный беллетрист; род. 30 июля 1838 г. в С. Петербурге. Его отец был крестьянин эстонец, получивший образование в театральном училище и служивший сперва в театральном оркестре, а затем исполнявший… … Большая биографическая энциклопедия

    ДРОВА - ср., мн. дровы смол. дровно ср., собир., ·стар. лес, срубленныи для топлива в чурбанах, в плахах или в поленьях, а мелкие дровишки хворостом. Дровища ныне вздорожали. Дровец не хватает. Дрова меряются на сажени, поленница ставится в сажень длины… … Толковый словарь Даля

    ЩЕПКА - ЩЕПКА, и, жен. Тонкая пластинка, отколотая по слою дерева. Сосновые щепки. Худ как щ. кто н. (очень худ.). Доска разлетелась в щепки (раскололась на мелкие части). Лес рубят щепки летят (посл.). В щепки разбить (разнести) (разг.) полностью… … Толковый словарь Ожегова

    щепка - и; мн. род. пок, дат. пкам; ж. Тонкая пластинка дерева, отколотая (или отколовшаяся) вдоль волокон. Смолистые щепки. Острая щ. Худой, как щ. Доска разлетелась в щепки (на мелкие части). * Лес рубят щепки летят (Посл.). □ собир. Ведро щепки.… … Энциклопедический словарь

Лес рубят, щепки летят

Лес рубят, щепки летят — любое большое дело сопровождается мелкими, досадными неприятностями. В любом деле приходится чем-то жертвовать. Но обычно пословица употребляется в качестве иллюстрации закономерности страданий множества и множества обчных людей в ходе каких-то грандиозных (и не очень) исторических мероприятий: преобразований, войн, революций
При строительстве Петербурга погибли от холода, голода, непосильного труда, болезней десятки тысяч крепостных. Цена коллективизации 1930-х лет — сотни тысяч поломанных крестьянских судеб.
, так называемая «революция достоинства» в 2014 года, стоили жизни и благополучия миллионам. Тысячи, сотни тысяч, миллионы «щепок» при «рубке леса»!

Аналоги выражения «лес рубят, щепки летят»

  • Паны дерутся, а у холопов чубы трещат
  • Где дрова, там и щепа
  • У хлеба не без крох
  • Где хлеб, там и крошки
  • Издержки производства

Английские аналоги пословицы: if you sell the cow you will sell her milk too — продавая корову, продаётся и её молоко;
you cannot make an omelet without breaking eggs - нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц

« Мы все скоро будем жить на стройке. Нам показывали карту - половина нашего двора будет трассой. А сама «Таврида» пройдет по середине соседского дома», - говорит Ольга, жительница крымского поселка Совхозное, входящего в состав Укромновского сельского поселения.
В соседском доме много лет живет Алена. Этот дом построили еще ее родители. О том, что его решат снести чиновники, никто тогда и подумать не мог. Дом выглядит добротным, основательным. На него явно потрачено немало денег. Но вскоре все это будет снесено ради цели государственной важности.
«...Что и как будет с нами, непонятно. Около месяца назад провели собрание, сказали, что нас выселят, и все. Мы вот только в себя приходить начали, до этого как неживые были, словно сердце остановилось», - рассказывает Алена
.

Употребление выражения в литературе

«И наконец спокойно, решительно, с довольным сознанием рыцаря служебного долга, не останавливающегося ни перед чем, прошептал: ― Несомненно, что в щепках адмирал видел виноватых людей, по-видимому, не испытывая к ним ни снисхождения, ни жалости» (К. М. Станюкович «Товарищи»)
«Парень-то он хороший, но не особенно разбирается в политической обстановке. Да ведь … Сейчас он эвакуирует в глубь России мужское население станиц…» (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
«Число его стычек с людьми возрастало, а он не придавал этому значения. », ― повторял он. Он затеял рубить большое дерево, и щепки полетели при первых ударах топора» (Г. Е. Николаева. «Битва в пути»)
«О четырнадцатилетнем Антонове, которого разорвала бомба Рысакова, Желябов и Перовская не думали, или это для них препятствием не было: (М. А. Алданов «Истоки»)
«Мы объясняли это неизбежными издержками революции: ; народ малограмотен, дик и малокультурен; эксцессов избежать очень трудно» (Б. Г. Бажанов «Воспоминания бывшего секретаря Сталина»)

Поздняя осень.

Над Петербургом, развиваясь, как клубы дыма, и заслоняя последние клочки неба, медленно тянутся тяжелые свинцовые тучи-великаны. В воздухе сыро и пасмурно. Порою начинает моросить дождь, иногда перепадают мокрые хлопья снегу. Недавно выкрашенные заново дома покрылись пятнами от сырости и выглядят уныло. На улицах лежит непроходимая грязь и стоят широкие лужи воды. Резкий ветер дует с моря, ни на минуту не умолкая. Он зловеще и пронзительно воет в трубах домов, в снастях кораблей, в обнаженных деревьях садов и кладбищ. Нева, мутная и почерневшая, угрюмо шумит и бешено бьется в берега, как будто силясь изломать в куски свои гранитные оковы и затопить возникший из болота город. Вода поднялась очень высоко, и река кажется еще шире, еще страшнее. В отдалении тяжело и глухо проносятся в воздухе одинокие звуки пушечных выстрелов - это напоминание для подвальных жителей, что против них поднимается страшный враг - наводнение, готовое затопить их последние жалкие пожитки. На улицах почти пусто, все, кто мог, забились по своим, может быть, и неудобным, но теплым углам.

Но на Неве идет усиленная работа.

Плотовщики, содержатели ванн и десятки перевозчиков спешат привязать плоты и купальни; солдаты и рабочие таскают доски, укрепляют канаты, приготовляясь развести мосты; запоздалые барочники разгружают последние остатки дров и сена; местами еще виднеются чухонские лайбы и иностранные суда, спешащие отплыть к Кронштадту; на пароходах снуют кочегары и матросы, идет чистка и осмотр машин; на бердовских тонях рыбаки складывают мережи, таскают сачки, бадьи, выбрасывают гнилую мелкую рыбу. В воздухе раздаются удары топоров, всплескиванья воды под веслами и канатами, слышатся крики: «Отдай канат!», «Отчалива-ай!», «Куда тебя несет, ле-еший, под машину!» Эти слова, вылетающие сквозь приложенные ко рту в виде рупора руки, звучат как-то глухо и дико. Руки рабочего народа походят по цвету на кровь; они начинают коченеть, а с грубых лиц между тем катится обильный пот, смешанный с грязью и копотью, оставляющий на щеках и на лбах тружеников какие-то серые, черные и коричневые полосы, зигзаги и пятна.

Чем ближе к устью реки, тем больше народу виднеется на ней, тем менее сдержанности, тем более торопливости в движениях и в речах рабочих. Закоптелые фабричные и оборванные кочегары с черными лицами, мужики в неуклюжих овчинных тулупах, голландцы в своих плотно прилегающих к телу штанах и куртках, все это, иззябшее, промокшее до костей, снует, торопится, шумит, переругивается здесь между собою на различных наречиях, на различных языках, и между тем вся эта возня, весь этот гам, вся эта брань переводятся немногими, всем и каждому понятными словами: «Мы хотим есть и зимою!»

По-видимому, эта масса тесно сплотилась в одной спешной дружной работе, но именно в эту минуту она более всего разъединена между собою и ни в ком из ее членов нет места ни общему любопытству, заставляющему двух мужиков мирно беседовать, доедет или не доедет колесо чичиковской брички до Казани, ни общему состраданию, собирающему целую толпу народа поохать над утопающим ближним. И любопытство, и сострадание, и все другие чувства поглотились теперь одною мыслью о хлебе - о хлебе для себя и только для себя. В такие минуты легче всего незаметно погибнуть в глазах сотни людей.

Вот почему никто не интересовался жалкою барочною лодчонкой, плохо сколоченною, плохо высмоленною, то там, то тут пропускавшей воду; она пробиралась со взморья, тяжело ныряя по сердитым волнам и ежеминутно готовясь скрыться под ними. В ней на гнилых досках, заменявших скамьи, сидели два человека. Одному было лет пятьдесят, другому едва ли минуло девять. На первом был надет совершенно вытертый бутылочного цвета сюртук с заплатанными локтями, с ободранными обшлагами, с двумя костяными пуговицами на правой стороне и одною медною пуговицею на левой. Костяшки разместились очень далеко одна от другой - одна у талии, другая у ворота, - и потому, хотя сюртук был застегнут, между пуговицами было большое отверстие, в которое, как в разинутую пасть, забирался ветер, обдувая холодом все тело владельца этого наряда. Около шеи старика был обмотан грязный клетчатый бумажный платок, на ногах были разорванные порыжевшие сапоги с полуотвалившимися заплатами; в голенища сапог были засунуты бахромы рваных панталон. Замасленная фуражка сдвинулась на затылок старика; из-под нее выбивались клочья седых волос и угрюмо смотрело давно небритое, обросшее серою щетиной лицо с воспаленными глазами, синевато-багровым носом и синевато-багровыми щеками. Может быть, это были следы долголетнего пьянства; может быть, это были следы долголетних пребываний на морозе. Трудно было определить по физиономии, был ли этот человек добр или зол, умен или глуп, хитер или простодушен. Жизнь стерла с этого лица следы каких бы то ни было человеческих чувств; на нем осталось и как бы замерло только одно выражение суровой одичалости, не переходившее ни в злую улыбку, ни в пламенный гнев. Подобное выражение встречается у жалких забитых трусов, близких к кретинизму, и у холодных злодеев, дошедших до зверства. Во всяком случае, оно является плодом страшно тяжелого прошлого; так выглядят старые арестанты из «благородных» после долголетнего пребывания в тюрьме. Нельзя сказать, чтобы спутник старика составлял с ним резкий контраст, потому что его трудно было рассмотреть. Он был одет не лучше старика, но теплее. Чья-то заботливая рука надела на него ситцевую женскую кофту на вате и повязала ему уши какой-то толстой тряпицей неопределенного цвета и неизвестной материи. Опоясанный веревкою, обвязанный тряпицею, в нахлобученной на уши теплой шапке, ребенок с первого взгляда более походил на узел грязной ветоши, чем на человека, и мог быть принят скорее за девочку, чем за мальчика, если бы попристальнее вглядеться в его маленькое, посиневшее от холода лицо, выглядывавшее не то оторопелыми, не то унылыми синими глазами на все окружающее. Между стариком и мальчиком лежала целая груда мокрых досок, дров и щепок. Лодка очень низко сидела в воде, и волны уже не раз обдавали своими брызгами и сюртук старика, и кофту мальчика. Спутники давно уже не говорили ни слова и ехали в гробовом молчании среди шума волн и криков народа, работавшего на обоих берегах.

Чего зазевался? Не видишь? - сиплым и глухим голосом пробормотал наконец старик, мотнув головою по направлению к воде.

Мальчик засуетился, поднял со дна лодки нечто вроде обломка багра, привязанного к веревке, и, наметив во что-то, бросил багор в воду. Через мгновенье он уже тащил за веревку полено, в которое вонзился острый конец железа. Лодка закачалась сильнее.

Совсем до краев вода! - испуганно пробормотал мальчуган, расставив ноги и, по-видимому, стараясь удержать этим движением раскачавшуюся лодку.

Не потонешь! - сквозь зубы ответил старик. - Зимою сами станете выть: «Хоодно, мамка, дьовец подьожи в печку!» Знаем мы вас! Теперь потонуть трусишь, а потом замерзнуть побоишься.

Старик говорил ровно, монотонно, не повышая, не понижая голоса. Мальчик молчал. Они опять ехали среди полнейшего безмолвия. Ветер продолжал дуть. Начал накрапывать дождь. Путники проехали еще несколько сажень в бесплодных поисках за скудною добычей. Наконец старик совершенно выбился из сил и на минуту перестал грести. Лодку начало поворачивать поперек реки и быстро понесло назад по течению.

Ах, дуй те горой! И передохнуть нельзя, - угрюмо промолвил старик и снова принялся за весла. - И что это за шельма, твоя мать! - пробормотал он, обращаясь к мальчику. - Нет того чтобы на сюртук пуговицы пересадить; словно в зев какой ветер дует, а медяшка на левом боку без пути болтается. Катька небось нашла кофту тебя одеть, а для отца пальца о палец не ударит. Окаянные, право, окаянные! Нет, баста! В последний раз на вас работаю. Поколевайте как знаете!