Большая энциклопедия нефти и газа. Отрицательные внешние эффекты

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Корректирующие налоги и субсидии . Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .

Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .


Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия.

Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого «разбирательства»?

Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, может быть, наоборот, виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод «Емельян Пугачев» использует для производства пива воду из реки.

Выше по течению расположено химическое предприятие «Красный квадрат», сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции «Красного квадрата». Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива «Емельян Пугачев».

«Красный квадрат» будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства «Емельяна Пугачева». Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для «торговли» уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль «Красного квадрата» является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб «Емельяна Пугачева» (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.


Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения

Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .

Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.

1. Разрешительный законодательный режим . «Красный квадрат» имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в этом помешать.

В этом случае «Красный квадрат» выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.

В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить «Красному квадрату» сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. «Емельян Пугачев» при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

2. Запретительный законодательный режим . «Красный квадрат» не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а «Емельян Пугачев» имеет право запретить любые выбросы.

В этом случае «Емельян Пугачев» будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль «Красного квадрата» сведена на нет.

В этом случае «Красному квадрату» будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . «Красный квадрат» при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме - прибыль пивоваренного завода на a .

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав «делать что-либо, имеющее вредные последствия». В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

Неизбежный побочный продукт производственного процесса целлюлозно-бумажных комбинатов - химическое соединение, называемое диоксидом. Ученые полагают, что, попадая в окружающую среду, диоксид увеличивает вероятность заболевания раком, врожденных дефектов, приводит к возникновению других проблем.

Является ли связанное с производством бумаги загрязнение диоксидом окружающей среды общественной проблемой? Если Вы рассмотрите рыночное распределение ограниченных ресурсов с помощью сил и предложения, то убедитесь, что при равновесии спроса и предложения ресурсы обычно распределяются эффективно. «Невидимая рука» рынка приводит покупателей и продавцов, преследующих исключительно личные цели, на рынок, где и максимизируются общие выгоды, получаемые обществом. Этот взгляд основан на одном из Десяти принципов экономической теории: обычно рынок - хороший способ организации экономической деятельности. Должны ли мы сделать вывод о том, что именно «невидимая рука рынка» не позволяет фирмам, действующим на рынке бумаги, выбрасывать слишком много диоксида?

Рынки прекрасно справляются с различными функциями, но не со всеми. Рынкам в некоторых случаях не удается эффективно распределить ресурсы и тогда на помощь может прийти правительство.

Фиаско рынка попадает в общую категорию внешних эффектов (экстерналий). Внешний эффект (экстерналия) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом, в противном случае - положительным внешним эффектом. При условии действия внешних эффектов интересы общества в результатах деятельности рынка простираются за пределы благосостояния покупателей и продавцов, они включают в себя и благополучие других людей, находящихся в сфере воздействия рынка. Так как покупатели и продавцы, принимая решения об объемах потребления или предложения, пренебрегают внешними эффектами, в условиях экстерналий рыночное равновесие не является эффективным. То есть рыночное равновесие не позволяет максимизировать общие блага общества в целом. Выброс диоксида в окружающую среду, например, - отрицательный внешний эффект. Фирмы-производители бумаги, руководствуясь эгоистичными соображениями, не учитывают полную стоимость загрязнения окружающей среды, они стремятся максимизировать объём выбросов до тех пор, пока не вмешается правительство.

Внешние эффекты, как и противодействующая им правительственная политика принимают различные формы. Вот несколько примеров:

  • Отрицательный внешний эффект несут выхлопы автомобильных двигателей, так как отравленным воздухом приходится дышать миллионам людей. Правительство пытается решить проблему загрязнения, устанавливая стандарты автомобильных выхлопов и облагая дополнительным налогом потребление бензина, что ведет к уменьшению числа автомобилистов.
  • Реставрация исторических зданий - пример положительного внешнего эффекта, ведь люди, проходящие или проезжающие мимо них, наслаждаются красотой. Но владельцы таких зданий не получают полной выгоды от их восстановления и, следовательно, заинтересованы в том, чтобы пустить их на снос. Многие местные администрации пытаются разрешить проблему, устанавливая особые правила сноса исторических зданий и предоставляя отсрочку налоговых платежей владельцам, занимающимся реставрацией.
  • Лающие собаки создают отрицательные внешние эффекты, потому что соседям мешает шум. Владельцы собак не несут полных издержек шума и, следовательно, не прилагают особых усилий для прекращения собачьего лая. Местные администрации решают проблему с помощью введения правил, запрещающих «нарушение покоя сограждан ».
  • Развитие новых технологий приводит к появлению положительных внешних эффектов, так как их результат - новые знания, широко использующиеся обществом. Так как изобретатели не имеют возможности полностью воспользоваться выгодой, которую приносят новые решения, они направляют на исследования ограниченный объем ресурсов. Правительство решает проблему частично с помощью патентной системы, предоставляющей ученым исключительное право использования открытий в течение определенного периода времени.

В каждом из этих случаев индивидам, принимающим решения, не удается учесть внешние эффекты своих действий. В этих случаях «в бой» вступает правительство, стремящееся защитить интересы других граждан.

2.6.1. Внешние эффекты

Эластичная модель рынка предполагает, что издержки и выгоды по обмену товарами несут и получают продавцы и покупатели. Между тем, результаты обмена могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства, государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Это последствия принято разделять на две группы:

Положительные внешние эффекты (выгоды);

Отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут «третьи лица», не участвующие в обмене. Эти эффекты не выражаются в цене, и рынок не реагирует на них. Отсюда необходимость вмешательства государства в экономику.

Внешние эффекты – это побочные эффекты, не учтенные в цене, возникающие у третьих лиц или общества в целом в процессе производства или потребления (экстерналии).

Так, например, удобрения, выпускаемые химическим производством, оплачивает сельское хозяйство, но негативные последствия от этого производства испытывает население, живущее вблизи от химических комбинатов. Увеличение количества обучающейся молодежи дает пользу не только тем, кто учится, но и обществу, повышая его культурный уровень. В том и другом случае побочный эффект получают люди, не участвующие в рыночных сделках.

Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:

1) если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать. Это увеличит цену, сократит спрос, снизит объем производства, а значит, и прибыли;

2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.

Для общества необходимо знать все издержки производства, т.к. увеличение производства влечет и рост отрицательных внешних эффектов. Это определяется через показатель общих социальных издержек (TSC), который определяется как сумма чистых издержек (TРС) и внешнего отрицательного эффекта (TES): TSC= TРС+ TES.

Соответственно прирост на каждую дополнительную продукцию чистых и социальных издержек, а также внешнего отрицательного эффекта образуют предельные чистые издержки (МРС), предельные социальные издержки (MSC), предельные внешние издержки (MEC).

Отрицательный внешний эффект – это использование ресурса, не отраженное в цене товара, что может стать причиной экономической неэффективности. Такое предприятие не тратит средств на создание очистных сооружений, его предельные чистые издержки меньше социальных предельных издержек и объема выпускаемой продукции. В этом случае объем производства устанавливается в точке равновесия, когда предложение, определяемое предельными чистыми издержками, равно спросу, определяемому предельной общественной полезностью.

При строительстве очистных сооружений внешние и предельные издержки взрастут, что приведет к росту цен и сокращению выпуска до оптимального уровня, т.е. не дающего отрицательного внешнего эффекта, но реально предприятие работает по-старому.

Т.о. всегда, когда существует внешний отрицательный эффект от производства товара, объем этого производства больше оптимального, а цены занижены.

Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в цене (учеба в ВУЗе). Общая социальная полезность этого товара определяется как сумма индивидуальной полезности и внешнего эффекта.

Предельная социальная полезность (MSB) равна сумме предельной индивидуальной полезности (MPB) и предельной внешней полезности (MEB). В этом случае рыночное равновесие устанавливается тогда, когда предельные индивидуальные издержки равны предельной индивидуальной полезности.

Общество заинтересовано в увеличении числа образованных людей, для этого необходимо снизить плату за обучение или ввести субсидии, кредиты для желающих учиться. При снижении платы спрос возрастет, однако низкая плата не покроет дополнительные издержки производства и они будут вынуждены или прекращать обучение или увеличивать плату. Введение субсидий со стороны государства позволит компенсировать предельные издержки и увеличить количество обучающихся. Т.о., при помощи внешнего положительного эффекта сам рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цены занижены.

Внешние эффекты, возникающие в производстве, как положительные, так и отрицательные, оказывают негативное воздействие на экономику: вредные товары перепроизводятся, а общественно полезных выпускается недостаточно.

Предыдущая

Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Предположим, что алюминиевые заводы загрязняют окружающую среду: при каждой произведенной единице алюминия в атмосферу попадает определенное количество вредных отходов. Поскольку ядовитые выбросы повышают вероятность заболевания людей, которым приходится дышать загрязненным воздухом, мы имеем дело с отрицательным внешним эффектом.

Рис. 1

Кривая спроса отражает ценность товара для покупателей, а кривая предложения - издержки продавцов. Равновесное количество товара, Qmarket, соответствует точке, в которой значение общей ценности для покупателей за вычетом общих издержек продавцов достигает максимального значения. Следовательно, если абстрагироваться от внешней среды, рыночное равновесие эффективно.

Рис. 2

В условиях отрицательных экстерналий социальные издержки производства алюминия превышают частные издержки. Оптимальное количество алюминия, Qoptimum, следовательно, меньше, чем равновесное количество, Omarket.

Наличие внешнего эффекта означает, что издержки производства алюминия для общества превышают издержки производства алюминия для производителя. Социальные издержки каждой произведенной единицы алюминия включают в себя частные издержки производителей алюминия плюс издержки людей, на которые неблагоприятно влияет загрязнение окружающей среды. На рис.2 представлены социальные издержки производства алюминия. Кривая социальных издержек находится выше кривой предложения, так как она учитывает внешние издержек перекладываемые производителями алюминия на общество. Разница между двумя кривыми отражает издержки загрязнения

Положительные внешние эффекты. Социальные издержки производства превышают частные издержки на многих рынках, однако встречаются и такие рынки, на которых внешние эффекты приносят выгоду другим людям. То есть в этом случае социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Один из примеров - рынок промышленных роботов.

Роботы находятся в авангарде быстро развивающейся технологии. Когда бы компания ни создала модель робота, существует вероятность того, что вскоре она разработает новый, более эффективный образец, который принесет выгоду не только своим создателям, но и обществу в целом, так как он станет частью технологических знаний. Данный тип положительных внешних эффектов называется технологическим переливом.

Анализ положительных внешних эффектов аналогичен анализу отрицательных экстерналии. На рис. 3 представлен рынок роботов. Из-за технологического перелива социальные издержки производства роботов меньше, чем частные издержки. Следовательно, плановик-социолог примет решение о производстве большего количества роботов, чем частный рынок.

Рис. 3

В условиях положительных внешних эффектов социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Оптимальное количество роботов, Qoptimum, следовательно, больше, чем равновесное количество, Qmarket.

В этом случае правительство может интернализировать внешние эффекты с помощью субсидирования производства роботов. Если правительство платило бы фирмам за каждого произведенного робота, кривая предложения сдвинулась бы вниз на сумму субсидии, что привело бы к увеличению равновесного количества роботов. Чтобы гарантировать, что рыночное равновесие равно социальному оптимуму, субсидия должна быть равна ценности технологического перелива.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

На территории Российской Федерации. Рынок - это особенная сфера деятельности, где строятся товарные взаимоотношения между продавцами и покупателями. Внешние эффекты в рыночной экономике играют немаловажную роль. Взаимосвязь между производителями и конечными потребителями основана на децентрализованном механизме ценового сигнала.

Что собой представляют внешние эффекты?

Экономика - это совокупность отношений, которые складываются в производственной, распределительной и потребительской системах. Внешние эффекты в экономике - это влияние деятельности конкретного агента, который беспокоится о благосостоянии жителей России, поэтому контролирует деятельность производителей. Все товары должны быть экологически чистыми и произведены в соответствии с государственными стандартами.

При отрицательных внешних эффектах третье лицо, которое не было вовлечено в сделку, будет нести определенные убытки. Сюда не относятся продавцы и покупатели. Положительные внешние эффекты - это получение выгоды третьими лицами. Цена и рыночная стоимость являются наилучшими носителями информации в области рыночной экономики. Таким образом, участники рыночных отношений смогут получить релевантный сигнал, а также провести координированные усилия. При наличии негативного эффекта от товара или предоставления услуг торговая деятельность не будет приносить ожидаемого дохода, а их общая стоимость не отразит интересы каждого участника. В таком случае не будет оптимальным.

Действия отрицательных и положительных внешних эффектов

Чтобы максимально правильно оценить влияния внешнего эффекта на текущее рыночное равновесие, необходимо составить точный график спроса и предложений. Спрос - это готовность покупателя оплачивать стоимость товара или услуги. Он может выбирать из разнообразных вариантов, чтобы удовлетворить свой потребительский интерес. Таким образом, отображаются все частные предельные выгоды.

Благодаря товарообороту продавцы имеют возможность отразить все издержки для анализа производственного процесса. Внешние эффекты в рыночной экономике способствуют определению неучтенных интересов третьих лиц, которых принято называть экстернами.

Роль отрицательных внешних эффектов на производстве

Вредно для здоровья людей. И в первую очередь отмечено влияние такой отрасли, как экономика. Отрицательный внешний эффект заключается в том, что большинство крупных промышленных заводов грешит сливом сточной воды в ближайшие реки. Происходит выброс в атмосферу такого как диоксид углерода. Он попадает в окружающую среду и негативно влияет на самочувствие людей. Вследствие этих явлений значительно ущемляются их интересы. Жители мегаполисов и небольших поселков не могут купаться в речной воде или дышать чистым воздухом. Земляные участки заражаются, а рыба гибнет в воде. Все перечисленные факторы и эффекты не учитываются в окончательной цене продукции, которую выпускают заводы.

Именно поэтому необходимо позаботиться не только о качестве изготавливаемой продукции, но и следить за чистотой окружающей среды. Выброс вредных веществ в атмосферу и воду влечет за собой серьезные последствия.

Понятие внешних эффектов в современном мире

Сегодня в рыночных отношениях можно наблюдать прямые и неопосредованные связи, которые подразумевают воздействие одного агента на результат деятельности другого. Это и есть внешние эффекты в экономике. Стоит отметить, что такое влияние может быть благоприятным или неблагоприятным.

Стали принимать во внимание потому, что каждый человек хочет жить в чистой окружающей среде. Граждане Российской Федерации хотят, чтобы за производителями и крупными фабриками был установлен контроль, потому что выбросы могут оказывать негативное влияние на общее состояние других людей.

Внешние эффекты в экономике могут развиваться между потребителями и производителями товаров. Пример положительного эффекта - это внешняя отделка зданий, чтобы они имели ухоженный и привлекательный вид. Прохожие люди смогут любоваться фасадом и не волноваться, что он находится в аварийном состоянии. Негативные эффекты заключаются в том, что во время производственного процесса товаров происходит загрязнение окружающей среды.

Регулирование внешних эффектов

В некоторых случаях существующие рыночные механизмы не предоставляют необходимых ресурсов для человека, чтобы были рационально покрыты все потребности. Возникают ситуации между продавцом, покупателем и производителем, которые считаются провальными или несостоятельными. В таком случае рынок не может справиться со всеми возложенными на него функциями. Именно по этой причине в полном объеме не обеспечиваются производственные блага. Внешние эффекты в экономике и их регулирование осуществляется при помощи тщательного анализа.

Специалистами рассматриваются воздействия изменения цен на все рыночные сферы деятельности. Например, увеличение показателей производимого объема кирпича может значительно сказаться на изготовлении и товарообороте бетона. Именно по этой причине необходимо постоянно контролировать последствия собственной деятельности. Субъект хозяйствования не должен наносить ущерб другим фирмам и потребителям.

Плата за внешние эффекты

Снижение прибыли на рынке может наступать в том случае, когда отсутствует плата за внешние эффекты. Плата не производится, если на рынке отсутствуют конкретные ресурсы или блага, которые стали причиной реализации внешнего ресурса.

Огромную и немаловажную роль играет плата за внешние эффекты в экономике. Примеры можно привести разные, в зависимости от ситуации. Если фабрика по производству бумаги использует неограниченное количество чистой речной воды, то руководителям не приходится покупать ее. В конечном результате не производится плата за использованный ресурс. В то же время местные жители города, рыболовы или купальщики не имеют возможности использовать реку для своих целей. В таком случае речная вода становится ограниченной для пользования, потому что у нее нет собственника и она должна иметь свободный доступ для всех. Но во время производственного процесса фабрика по изготовлению бумаги не берет во внимание все возникающие внешние эффекты и занимается выпуском товаров в неэффективном объеме.

Теорема Коуза

Проблема внешних эффектов в экономике имеет традиционный подход для дальнейшего решения. Американский экономист и деятель Рональд Коуз в 1991 году получил звание нобелевского лауреата. Он написал статью под названием «Проблема социальных издержек». В ней были четко обозначены проблемы внешних эффектов, которые касаются и потребителей, и производителей.

Отрицательный внешний эффект в большинстве случаев проявляется во время развития конкуренции между участниками, которые используют природные ресурсы. Особенно это касается тех случаев, когда у каждого субъекта отсутствуют права на использование природного источника. Нобелевский лауреат и экономист сделал вывод, что любые внешние эффекты можно интернализовать при помощи закрепления прав собственности на конкретные объекты. Процесс обмена владения правами может осуществляться в том случае, когда они не повлекут за собой большие трансакционные издержки. Благодаря такому механизму задействуются все стороны взаимоотношений, чтобы найти эффективное решение.

Аспекты теоремы Коуза

Можно выделить несколько основных положений:

  • Стоимость договора между участниками должна быть невысокой. То есть установленная сумма не становится главным препятствием для достижения конкретной цели соглашения. Эти отрицательные эффекты, которые подразумевают появление загрязнения атмосферы, влияют на общее самочувствие и здоровье жителей. Именно поэтому участникам важно договориться между собой и решить все проблемы.
  • Привести в действие теорему Коуза можно в том случае, когда каждый владелец предприятия имеет возможность идентифицировать все источники нанесенного ими ущерба для окружающих людей. Предприниматель должен самостоятельно и легально устранить ущерб, а также все последствия. Когда права на чистый воздух были законодательно оформлены, становится трудно определить, чья производственная деятельность нарушает соглашение. Внешние эффекты в российской экономике помогут предпринимателям избежать возникновения озоновой дыры и в атмосфере.

Интернализация внешнего эффекта

Чтобы заставить предпринимателей и субъектов хозяйственной деятельности следить за всеми выбросами в атмосферу, необходимо интернализовать все внешние эффекты. Интернализация представляет собой полное объединение абсолютно всех субъектов деятельности.

Сегодня существует и другой распространенный способ, который поможет предпринимателю следить за чистотой окружающей среды. Действующим государством могут быть внесены поправки в законодательные акты, чтобы фирмы и компании оплачивали все затраты, которые требуются на восстановление чистоты окружающей природы.

Корректирующий налог возлагается на каждую партию выпуска товара, который позволяет уравнять все предельные частные общественные затраты. Таким образом, можно заставить предпринимателя правильно относиться ко всем внешним затратам.