Современные кубанские казаки. Кубанское казачье войско: история, особенности и интересные факты

Дехтярева Елена Андреевна

Казак, казачество, казачий край…

Казалось бы, очень много мы уже знаем об этой тематике, возрождение казачества открыло перед нами широкий пласт истории, культуры, литературы.

Однако нет, остаются непознанными или хорошо забыты отдельные страницы быта, обрядности, традиций, которые существенно отличают казачество как этносоциальную единицу великой и многонациональной России.

И именно этому посвящена моя работа: «неизвестное об известном» из жизни, службы, быта, фольклора кубанского казачества, их бесценного вклада в общую сокровищницу матери России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Краснодарский край , Новокубанский район , МОУСШ № 3 г . Новокубанска

Краевой конкурс « Моя малая родина »

Учебно - исследовательская работа в номинации

« Гуманитарно - экологические исследования »

Работу выполнила :

Дехтярева Елена Андреевна

10 « Б » класс МОУСШ № 3

Руководитель :

Дехтярева Ирина Викторовна

учитель ОиД высшей кв . категории

2007 – 2008 учебный год

Введение

Ликуй, свободная Россия

Красуйсь на многих ты реках,

И просветляйся, как зарница,

На горизонтных облаках.

Лелей своих сынов Кубани,

Вскорми своих ты удальцов,

Они народные герои,

И в них кипит казачья кровь.

Казак, казачество, казачий край…

Казалось бы, очень много мы уже знаем об этой тематике, возрождение казачества открыло перед нами широкий пласт истории, культуры, литературы.

Однако нет, остаются непознанными или хорошо забыты отдельные страницы быта, обрядности, традиций, которые существенно отличают казачество как этносоциальную единицу великой и многонациональной России.

И именно этому посвящена моя работа: «неизвестное об известном» из жизни, службы, быта, фольклора кубанского казачества, их бесценного вклада в общую сокровищницу матери России.

Слово «казак» не русское. Оно взято из киргизского языка: киргизы с древнейших времен называют себя казаками. Полагают, что слово это перешло к нам от татар, у которых казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В эти отряды набирались лучшие наездники, которыми всегда были киргизы, т.е. казаки, потому и отряды эти назывались казаками.

Понятия «казак», «казаки», «казачество» издавна живут в сознании народов нашей страны. Уже в героическом былинном эпосе, восходящем к Киевской Руси, среди древнейших образов богатырей одним из самых значительных и привлекательных является «старой казак да Илья Муромец да сын Иванович». Первое упоминание о казаках – дозорных южных рубежей – зафиксировано в летописи 14 века, после Куликовской битвы.

В памяти народной старинное вольное казачество запечатлелось как носитель идеалов независимости и справедливости, как принципиальный противник всякого угнетения.

Казаки сыграли важную роль в освоении обширных территорий. Их отряды во главе с такими отважными руководителями, как Ермак, С.И. Дежнев, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, смело проникали в малоизвестные районы Сибири, Дальнего Востока. Но широкую признательность казачество заслужило особенно тем, что на протяжении всей своей истории оно было верным, умелым и мужественным защитником Отечества от посягательств чужеземных захватчиков и поработителей.

Во все времена к казачеству люди относились по-разному. Кто-то восхищался ими, а кто-то ненавидел и бранил их. Тем не менее, лучшие умы прошлого и настоящего посвящали этому сословию сложной судьбы страницы своих литературных произведений: Н. В. Гоголь, И. Варавва, А. Знаменский.

В настоящей работе дана попытка комплексного анализа истории, культуры, обрядности казачества, они имеют очень важное значение для дальнейшего развития этой многогранной общности.

В главе I уделяется внимание переселению запорожского казачества на Кубань и становлению Черноморского Казачьего войска.

Глава II обращает внимание на отличительные черты кубанского казачества: внешний облик, казачий гардероб.

В главе III определена система развития верховой езды и джигитовки у кубанских казаков.

И в IV главе рассматриваются народные традиции, песни, обрядность казачества Кубани.

Наследие кубанского казачества многомерно и многогранно, тем оно и интересно.

I. Начало существования Черноморского казачьего войска

В 1775 году, непосредственно после усмирения бунта в Яицком войске, положен конец существованию Запорожской Сечи на Днепре. На требование правительства сложить оружие часть запорожцев дерзнула отвечать непослушанием и бежала на лодках вниз по Днепру искать преступной службы у султана, большинство же покорилось приговору, произнесенному правительством, и разошлось по ближайшим губерниям для приписки к мирным сословиям.

Немного спустя, по договору, заключенному с Турцией в 1783 году, река Кубань объявлена нашей границей со сторон турецких владений на Кавказе. Имело ли правительство в виду заселение новой границы народом, приученным к войне, или предвидело новую вону с турками, но только оно обратилось к бывшим запорожским казакам с призывом на службу по старому казацкому уряду, только не на старом месте. Призыв нашел много сочувствии у тех, к кому был обращен: разбросанные сечевики охотно стягивались на сборный пункт между Днестром и Бугом, и к 1787 году из них составилось войско в двенадцать тысяч вооруженных и снаряженных для службы казаков.

Кош верных казаков, разделенный на зиму и лето , т.е. на конницу и гребную флотилию, служил с одинаковым рвением и мужеством как на сухом пути, получил имя «верного войска Черноморского», был осыпан царскими милостями, напутствован на свое кавказское новоселье грамотой и хлебом-солью от Матери-Царицы и перебрался на Кубань окончательно в 1792 году.

Зима двигалась сухим путем, а лето водой, по Черному морю. В обоих прибыло на новую Украйну под ружьем около тринадцати тысяч человек.

Запорожские казаки, получили грамоту от императрицы на вечное пользование кубанской землей и Антон Головатый, написал песню в честь этого события

«Ой, тысяча семьсот девяносто першого року»

Ой, тысяча семьсот

Девяносто першого року, гэй!

Выйшов указ вид нашой царици

З Петербургу городу, гэй, гэй.

Ой, вы прощавайтэ, курени казацьки,

Уже ж нам у вас бильш нэ жыты.

Ой вы, прощавайтэ, вы, стэпы буджацьки,

Вжэ ж нам по Вас бильш нэ ходыты, гэй, гэй.

Там будэмо пыты, там будэм гуляты

И рыбу ловыты, гэй!

А вражого турка, та як того зайця,

По скалам гоняты, гэй, гэй!

Ой, що пан Чепига и пан Головатый,

Зибравшы всэ вийско Запорижськэ,

Гэй, выступае та на Кубань-ричку,

На вишне время всэ, гэй, гэй.

Бувай же здорова, Днипр-вода мутная,

Пидэм на Кубань, иншои напьемся.

Бувайтэ здорови, вси курени наши,

Тут вам бэз нас розвалыться, гэй, гэй!

Сообразно с двойственным состоянием казака, поселянина и воина, войско имеет двоякое учреждение – гражданско-военное. По гражданской и по военной частям в совокупности управляет войском наказной атаман.

Казаки служат обязательно 22 года в гарнизонной по войску службе, однако безусловной отставки не получают, но обязываются и в самой отставке соблюдать готовность для полевой службы, когда особенные обстоятельства того потребуют.

Полки, батальоны и батареи Черноморского войска постоянно сохраняют свои личные составы. При сменах с очередных служб они не разрушаются, как это бывает в других казачьих войсках, удаленных от границы, но, можно сказать имеют характер войск постоянных. Поставленный на такую ногу, преданный душой и телом службе царской, черноморец переходит без запинки с недожатой нивы на походный бивак. В военную заповедь обратилась для него поговорка: «як дзвонять, так свьято».

Казак снаряжается для службы из собственного достояния: конем, сбруей, амуницией, обмундированием и холодным оружием; одним огнестрельным оружием он снабжается на счет войсковой казны. Если казак благоденствует в домашнем быту, то и на службу является исправным и бойким молодцом. «Хорош на гумне, хорош и на войне».

Войско Черноморское имеет неотъемлемые достоинства

Вон охоч, бачиш, и негарне,

Як кажуть то нерегулярне,

Та до вiйни самий злий гад.

В скором времени оказалось, что войско Черноморское несшее кордонную службу, стало незаменимой единицей русского воинства.

II. Отличительные черты: народность, вера, казацкий гардероб. Роль женщин в казацкой судьбе.

Черноморцы, а сейчас и некоторые кубанские казаки в станицах говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. На столько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях в быту домашнем и общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном, и выбеленный угол хаты – все напоминает вам на этой далекой кавказской Украйне гетманскую Украину, Наливайка и Хмельницкого.

За исключением небольшого числа инородцев, все кубанские казаки и жители исповедуют православную веру, за неприкосновенность которой их прадеды пролили потоки крови в борьбе с нетерпимостью польского католичества. Жертвующая преданность народа к церкви беспредельна. Не бывает наследства, самого скромного, из которого бы какая-нибудь часть не поступила на церковь. В этом отношении черноморцы остаются верны святому обычаю своих предков: от всех приобретений приносить лучшую часть храму Божию.

Любому кубанцу, интересующемуся историей края и Отечества любопытно посмотреть на казачий гардероб.

Многое было позаимствовано у тех народов, с кем были соседями и с кем воевали.

Первоначально одежда казака была бедна. Слова казак и нищета были синонимами. В старинных песнях можно встретить следующее:

Сыдыть козак на могыли

Тай штаны латае.

Козак – душа правдыва –

Сорочки нэмае.

Со временем казацкое одеяние изменилось неузнаваемо. По признанию знатоков истории казачества (а всего было 12 казачеств в России), одежда запорожских, а затем и кубанских казаков была лучшей из всех.

На голову надевали высокую острую шапку – в полторы четверти высоты, со смушковым околышем в четверть ширины, с суконным чаще красного или зеленого цвета дном, на вате, с серебряной китыцей на самом верху. Околыш шапки часто служил казаку вместо кармана – туда он клал табак, огниво, люльку или рожок с табаком.

Как надел шапку – то он уже и казак.

Кафтан длины до колен, цветной, с травами и разводами, с пуговицами, на шелковых снурках, с двумя сборами назади, с двумя крючками для пистолетов на боках, с небольшими отворотами из бархата на концах рукавов.

Пояса делались из турецкого или персидского шелка. Концы на поясе золотились или серебрились, и к краям привязывались шелковые снурочки.

Надел шапку, кафтан, подпоясался, повесил кинжал, саблю – тогда одевает жупан или черкеску. Это уже просторная одежда, длинная с широкими рукавами. Жупан должен быть другого цвета, чем кафтан.

Поверх черкески надевалась бурка – до пят.

А вот как описаны запорожцы у Кулиша в 1856 году:

« Бывало, каждый год приезжают запорожец в г. Смелу на ярмарку. Разодеты так, что, Боже, твоя воля! Золото да серебро!

Шапка бархатная, красная, с углами, а околыш пальца в три шириною, серый или черный.

С исподи у него жупан из самого дорогого красного сукна, горит как огонь, просто глаза ослепляет. А сверху черкеска с вылетами, или голубая. Штаны суконные синие, широкие- так и нависли почти на переда сапог. Сапоги красные, на ладунке золото или серебро. А сабля при боку вся в золоте – так и горит.

Идет казак и земли не касается, походка легкая!

А как сядут на коней да проедут по ярмарке – то словно искры сверкают. А уж какая храбрость! Бывало, идет казак, смотришь – ну, ей Богу, земли не касается. Только шам, шам, шам – пошел, и пошел!

Общеизвестен факт, что у прародителей кубанских казаков – запорожцев обычно семьи не бывало, и женщины в Сечь не допускались. Однако известно, что в ходе переселения на пожалованные кубанские земли казаки были семейными людьми. Таким образом, следует рассказать и о роли женщины-казачки в судьбе кубанского казака. Традиционно у кубанского казачества было обязательным участие женщин в обычаях и обрядах, связанных с военной службой (проводы на службу и возвращение с нее и другое).

Многие традиции были заимствованы казачками Кубани у населения тех районов, откуда они были переселены, но к середине 19 века сформировались и локальные особенности.

Традиционной обязанностью женщин являлась подготовка амуниции мужа к службе. Они следили за исправностью и чистотой одежды и белья, за свежестью сухого пайка. Если при проверке на построении оказывалось что-то не в порядке, то виноватой в этом считалась жена. Военное снаряжение очень берегли, потому что стоило оно дорого. Главной ценностью считалась лошадь, ее берегли и тщательно за ней ухаживали. Встретив мужа со службы, казачка должна была в первую очередь «коня разнуздать, напоить, накормить, поставить в стойло» и только после этого идти заниматься своими делами.

Если казак был женат, то в проводах на службу главную роль играла жена; если холост – мать.

Женщина всегда выводила коня за ворота. Почему? Если конь споткнется, то казак не вернется… Братья меньшие подавали оружие, это был целый ритуал. По тому, как проходили проводы, женщины пытались угадать вернется ли казак домой, или погибнет. В одной из песен поется:

Свалилась черная шапочка – тебе вбитому, сынок быть.

Оторвался золотой кинжалик – твоей жене вдовой быть.

Посыпались мелкие стрелочки –

Твоим детям сиротами быть.

Плохой приметой считалось, если конь выходил со двора понурив голову; ржание коня было предвестником смерти его хозяина на военной службе.

В некоторых кубанских линейных станицах казак, уже сидя на коне, повязывал жене черную шаль – «печальник». Этот головной убор она должна была носить в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. Если казак погибал, то жена теряла право носить печальник.

Таким образом, казачки Кубани традиционно играли значительную роль в военно-обрядовой сфере, что объясняется спецификой жизни и быта казачества.

III. Искусство верховой езды и лихости

Кубанские казаки в силу исторически сложившихся условий жизни являлись природными кавалеристами. Поэтому неслучайно большое распространение на Кубани получили различные физические упражнения и состязания, связанные с верховой ездой и джигитовкой.

Внимание родителей к обучению детей искусству управления лошадью проявлялось на ранних этапах их жизни.

Через 4о дней после рождения «…отец нацеплял мальчугану саблю, сажал его на коня… возвращая, матери, говорил: «Вот тебе казак». Впоследствии, к началу 20 века, этот обычай несколько упростился: казачонка в раннем возрасте торжественно сажали на коня.

После посвящения начиналось обучение. Когда сыну исполнялось три года, отец сажал его на лошадь. Во время скачки по кругу, темп которой регулировался отцом, ребенок осваивал приемы верховой езды.

В освоении детьми навыков верховой езды и джигитовки осуществлялся принцип постепенности и последовательности, перехода от простых элементов к более сложным.

Подготовка начиналась с индивидуального обучения: «Став против левого бока лошаденки, один мальчуган… с разбега старается сделать прыжок в седло. Поборовшись немало, вскарабкался на спину лошаденки мальчишка».

Образ казака всегда ассоциировался со всадником, что нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках, распространенных на Кубани: «Казак без седла, что черкес без кинжала», «Не гони коня кнутом, а гони овсом», «Не давай коню тощать – в дороге не станет».

Существовало множество изречений, отражавших отношение казака к коню: «Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться».

Анализируя джигитовку как явление культур, в том числе культуры двигательной деятельности, целесообразно рассмотреть основные понятия, ее характеризующие, и их значение в современной науке.

По определению, данному В. Далем, термин «джигитовать» означает: « гарцевать, наездничать, упражняться в конном ристании».

К основополагающим физическим и морально-волевым качествам, необходимым казаку для совершенствования в этом искусстве относят смелость, ловкость, уверенность в себе. Кроме того, важное значение придается постоянной практике в выездке коня.

Различают индивидуальную и групповую джигитовки.

Индивидуальная:

1. Доставание земли

2. Соскакивание с коня

3. Езда стоя

4. Скачка вниз головою

5. Скачка задом наперед

6. Кладка коня (принуждение лошади лечь на землю)

Групповая: (на одной лошади)

  1. Качели (два всадника находятся лицом друг к другу и боком к направлению движения, держась руками за седло; ноги переплетены).
  2. Стоя сзади на чемоданчике (один всадник находится в седле, другой стоит сзади, на крупе лошади, держась за плечи сидящего).
  3. Перевозка пехотинца (всадник поднимает на лошадь стоящего или лежащего человека).
  4. Пирамида и др.

Показательные выступления и соревнования по джигитовке всегда проходили торжественно, при стечении большого количества жителей станиц, в присутствии гостей из соседних аулов.

Известный кубанский историк и общественный деятель П.П. Орлов, обращаясь к казачьей молодежи, призывал: «Пусть кипит у нас военная здоровая жизнь! Не забывайте своего товарища коня. Выезжайте на нем на войну, на игру, на маневры, а после… с лихой джигитовкой неситесь домой мимо ахающей, любующейся вами цветной толпы станичных красавиц».

Благодаря эстетической красоте и спортивной зрелищности джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

IV. Этнокультурные традиции кубанского казачества (песни, пословицы и поговорки, праздники и обряды)

  1. Читаем у Гоголя: «Покажите мне народ, у которого бы не было песен, праздников, обрядов, традиций, устного творчества.

Под песни рождаются и умирают люди, провожают в дальнюю дорогу и славный поход. Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа».

Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живут среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая своей духовностью, питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне, душа чахнет, сердце черствеет.

В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Почему? Потому, что здесь проявился синтез народов и культур самых разных вероисповеданий, языков и наречий.

Вообще –то каждому народу свои песни кажутся самыми красивыми и понятными.

Мне же более всего нравится песенная культура кубанских казаков: то лиричная, то маршевая – то свадебная, то провожающая в последний путь. В качестве примера я хочу привести песни как известные широкому кругу слушателей, так и малоизвестные.

Известно такое высказывание Суворова о музыке и военных оркестрах: «Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, ровняет его шаг; по ней мы танцем и на самом сражении. Старик с большой бодростью бросается на смерть, молокосос, отирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армии».

Невольно соглашаешься с этими словами полководца, когда слушаешь казачий вариант известной солдатской походной песни суворовских времен.

Козачушки, Браво ребятушки!

А где ж ваша маты?

Э, гей, да! Наша маты – разбиты палаты,

Вот где наша маты!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши сестры?

Э, гей, да! Наши сестры – шабельки да востры,

Вот вам наши сестры!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши дети?

Э, гей, да! Наши дети – за поясом плети

Вот вам наши дети!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши жены?

Э, гей, да! Наши жены – ружья заряжены,

Вот вам наши жены!

Данная песня показывает нам жизнь военного казака, чья жизнь в военных походах и битвах, чем и были заняты казаки.

Совсем иная песня, лирическая, мало кому известная, которую пели когда наряжали ветку.

Кукушичка, вои, мая душичка

1. Кукушичка, вои, мая душичка, вои,

Чиво ходишь нивиселая?

2. Чиво ходишь нивиселая, ои,

Нивиселая, зажуренная?

3. Нивиселая, зажуренная, вои,

Чи ни с милым дружком разлученная?

4. Чи ни с милым дружком разлученная,

Пайду с таски ва зиленый сад.

5. Пайду с таски ва зиленый сад,

Сарву цвиток, да свяжу винок.

6. Сарву цвиток, да свяжу винок

Сваиму дружку на галовочку.

7. Сваиму дружку на галовочку, вои

Наси, дружок, да й не скидывай.

8. Наси ж ты, дружок, да й не скидывай,

А миня, ни спакидывай.

Грустная и веселая, широкая и раздольная, песня всегда была спутником русского человека. И не обязательно, чтобы каждый мог хорошо спеть ее. Русский человек испокон веков умел и любил слушать свои родные песни. Они для него – что цветы на нескошенном лугу, что звезды на необъятном куполе теплого летнего неба. Они боль и радость его души. Они сама душа русского человека.

  1. Пословицы и поговорки, относящиеся к малым фольклорным жанрам, широко распространены на территории Кубани. Люди, чья речь была наполнена пословицами, всегда пользовались уважением у населения, считались интересными собеседниками.

Самосознание, т.е. осознание своей общности («родства») и своего отличия от других – важнейший признак, свидетельствующий о появлении новой этнической общности (кубанское казачество).

1. На территории Кубани, наряду с общерусскими пословицами, существовали и их варианты, возникшие в результате замены социальных (статусных) определений индивида на этноним «казак»:

  1. Грим нэ грянэ, казак нэ пэрэхрэстэця – Гром не грянет – мужик не перекрестится.
  2. Казак воюе, а жинка горюе – Воин воюет, а жена горюет.
  3. Казак на кони, а дивка – в пэлэни – Невеста родится, жених на коня садится.

2. Значительное место в пословичной традиции Кубани занимают изречения, содержащие в своих текстах этноним «казак». Основная часть этих пословиц, так или иначе, связана с военизированным бытом казаков:

  1. Казакови без ратища, як дивчине без намиста
  2. Биз коня козак кругом сырота
  3. Умер козак та й лэжить, та й никому затужыть

3. В пословицах отразились и такие категории системы ценностей, как «воля», «отвага», «смелость», «терпение».

  1. Стэп та воля – козацька доля
  2. Колы козак в поли, то вин и на воли
  3. Козак не бойиться ни тучи, ни грому
  4. Тэрпы, козак, горе – будэш пыть мэд
  5. Тэрпы, казак, атаманом будэш

Таким образом, можно отметить следующее:

  1. Исторические пословицы не только свидетельствуют об исторических событиях, но и, что важно, отражают народную оценку этих событий
  2. В пословицах ярко отражается этническое самосознание казачества, как самостоятельной этнической единицы.

Традиционная культура подавляющего большинства этносов не является однородной на всем пространстве, занимаемом народом. Обитание в различных природно-климатических условиях, разнообразие хозяйственной деятельности, миграции и контакты с другими народами и культурами, способствует формированию культурных диалектов, региональных особенностей, которые в различной степени проявляются в календарных праздниках и обрядах. В результате действия этих причин и процессов в культуре этноса образуются региональные особенности.

К числу локальных традиций относится культура кубанского казачества. В данной работе будет отведено должное место одному из календарных христианских праздников, с обрядовой сущностью кубанского казачества.

МАСЛЕНИЦА

Праздник был популярен и в станицах, и в городах и длился неделю, которая в народе называлась – «масныци».

Обязательными блюдами на Масленицу были вареники с творогом, блины и яичница. Особенно обильным был ужин в последний день масленицы, накануне поста. Однако пищи готовили так много, что ее за неделю не съедали. С остатками пищи поступали по-разному: закапывали, отдавали курам, свиньям.

Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряжение, катание на санках с горы и пр.

Столь же широко были распространены скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел и кулачные бои.

Основным же моментом этого праздника были взаимные гостевые визиты, в первую очередь к родственникам по линии жены, подтверждение дружеских связей, т.к. в эту неделю «нельзя ссориться, завидовать».

Помимо основных моментов, в кубанской Масленице встречается немало интересных и важных деталей, бытовавших в пределах отдельных населенных пунктов.

В ст. Николаевской существовало поверье, что блины необходимо печь в первый день, чтобы деньги водились. Практически повсеместно существовал запрет на прядение. В той же станице существовало поверье о том, что можно заполучить власть над ведьмами, если в последний день праздника перед сном положить в рот кусочек сыра, а утром зашить его под кожу ладони.

Рубежом Пасхи является Прощеное воскресенье.

В каждом доме накрывали столы, ходили друг к другу в гости, целовались, кланялись до земли и просили друг у друга прощения: «Кума-сваха, прости меня Христа ради!» - «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает и я прощаю!».

На следующий день начинался Великий пост.

Заключение

Всплеск общественной активности в и интерес общества к вопросам поиска своих исторических корней, родовой памяти, истории семей в значительной мере стимулировал деятельность по изучению данной тематики.

Активная разработка на Кубани казачьей проблематики заострила внимание на изучении истории, культуры, обычаях этнонима – «казачество».

Наше мнение состоит в том, что самобытность, особость казаков позволяет, в любом случае, говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения.

Ведь замечательно, что практически каждая составляющая этой работы подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения, на что и была попытка обратить внимание.

Военное искусство всегда являлось достаточно значимой частью жизни многих народностей и государств. Ведь как только человек взял в руки палку, он начал использовать свою силу для подчинения себе подобных. Эта негативная любовь к насилию преследовала человечество на протяжении всей его истории. Данный факт привел к тому, что в каждой народности появился отдельный класс воинов, отличающихся профессионализмом и беспощадностью.

Следует отметить тот факт, что на территории славянских государств также существовали подобные воинственные касты. История их формирования достаточно интересна, если учитывать тот факт, что на территории современной России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ велись постоянные войны за территориальное господство между различными государствами. Таким образом, постоянные военные конфликты существенно закалили живущее в представленных странах население.

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в данном государстве наиболее известной воинской общиной являются кубанские казаки. Создание этого войска осуществлялось годами, а их деятельность жива по сей день.

В статье будут рассмотрены наиболее яркие этапы развития кубанского казачества, а также специфика данного военного формирования.

Кто такие кубанские казаки?

История Кубанского казачьего войска восходит к очень далеким временам. Сегодня представить всю хронологию существования данного военного формирования достаточно сложно, так как оно до сих пор действует на территории Российской Федерации, о чем пойдет речь далее в статье. Тем не менее, если учитывать исторические факты, то Кубанское казачье войско - это часть всего казачества в Российской империи, которая базировалась на Северном Кавказе. Иными словами, это формирование играло роль современных пограничников.

Из исторических источников известно, что военный штаб кубанского казачества базировался в Екатеринодаре (современное название города - Краснодар). Невзирая на тот факт, что Кубанское казачье войско было типичной военной группой, одним из элементов армии Российской империи, на его базе сформировался свой этнос. Этот факт сегодня позволяет говорить о казаках не просто как о воинах, а как об отдельной национальности, наряду с россиянами, чеченцами, казахами и т. п.

История создания

Казаки Кубанского казачьего войска первоначально не были однородной этнической массой патриотов своего государства. Ведь, как уже указывалось ранее, история создания данного формирования достаточно сложна. Кубанское казачье войско сформировалось из нескольких групп казаков, которых к середине XVIII века было достаточно много на территории Российской империи.

Конечно, прародителями казачьих полков Кубани нужно по праву считать запорожских казаков, которые появились еще в XVI веке. Как мы знаем, они изначально базировались на территории современной Украины, на который находится близ современного города Запорожье. Впоследствии стали угрозой для имперской власти, потому что из организованного военного формирования превратились в обычные разбойничьи группы. Поэтому уже к концу XVIII века казачество как таковое получило статус «вне закона». Однако этот факт не стал окончательной точкой в развитии подобных формирований.

Черноморские казаки

В 1774 году Российская империя получает выход к Черному морю. На этом этапе Турция перестала представлять угрозу, а Речь Посполита, одно из наиболее сильных государств на западе, находилось на грани полного развала. Поэтому потребность удержания казаков на их историческом месте более не требовалась. Помимо этого данные формирования к концу XVIII века стали превращаться в бандитские структуры. Подтверждением этого факта является поддержание казаками Пугачевского восстания. Таким образом, в 1775 году было принято решение о полном уничтожении и всех её обитателей. В этой бойне смогли уцелеть лишь 12 тысяч казаков, которые впоследствии сбежали в устье Дуная.

Войско верных запорожцев

Следует отметить, что появление Задунайской Сечи стало весомым аргументом для Турции, которая заполучила дополнительные силы в составе 12 тысяч воинов. В свою очередь, Российская империя, видя угрозу своим территориальным интересам на юге державы, останавливает процесс ликвидации казаков. Более того, в 1787 году создает Войско верных запорожцев из числа ранее преследуемых участников одноименных полков. С их помощью Российская империи не только укрепляется на юге, но и выигрывает русско-турецкую кампанию 1787-1792 годов.

Создание кубанского казачества

Кубанское казачье войско, фото которого представлены в статье, было сформировано в 1792 году. После русско-турецкой кампании в столицу Российской империи отправляется делегация, во главе которой был поставлен судья Черноморского войска Антон Головатый. Делегация была собрана для того, чтобы просить у «просвещенной монархии» земли для расселения черноморских казаков. Переговоры проходили с марта по май 1792 года. «Руководство» империи не хотело выделять казакам окрестности Тамани и земли на правом берегу Кубани. В данном случае позиция имперской власти была понятна - нежелание создавать подобное запорожцам формирование, которое может в любой момент предать. Однако согласие все-таки было достигнуто. Таким образом, с 1792 года полки Кубанского казачьего войска стали располагаться на территории Тамани и Кубани. Эти земли были переданы им «в вечное и потомственное владение», что в целом подтверждается существованием кубанского казачества сегодня.

История линейных казаков

Следует отметить, что Кубанское казачье войско было сформировано не только исключительно из черноморских казаков. В состав кубанских полков также входили так называемые «линейные казаки», которые стали частью большого военного формирования в 1860 году. Однако история кавказского линейного казачьего войска начинается еще с середины XV века. Прародителем линейных полков были хоперские казаки.

История хоперских полков

Хоперские казаки проживали на территории и Медведица с 1444 года. Но в XVIII веке данные полки предприняли восстание против власти Петра I. Реакция монарха была незамедлительной и жестокой.

В период с 1708 по 1716 года на территориях между указанными реками фактически никто не жил. Однако с 1716 года сюда возвращаются казачьи полки, которые были участниками Северной войны. За военную доблесть во время войны со Швецией хоперским казакам разрешили выстроить свою крепость на исторической родине. Впоследствии войско настолько развилось, что его часть была переведена на Северный Кавказ для защиты границ Российской империи. А в 1860 году, как уже указывалось ранее, данная часть казацкого войска была переведена в состав кубанского военного формирования.

Современный этап развития кубанского казачества

Кубанское войско казаков существует по сей день на территориях, которые были им выделены в конце XVIII века. Это военное формирование исполняет роль негласных пограничников. Нужно отметить факт того, что кубанские казаки были участниками Первой мировой и Великой Отечественной войн. Последний исторический период, который начался с 1945 года, существенно упразднил роль казаков в сфере государственного управления и службы. Тем не менее данное формирование никто так и не расформировал, даже с учетом политической доктрины Советского Союза.

Атаманы Кубанского казачьего войска на протяжении всей истории его существования всеми силами отстаивали права своего народа, который к 1945 году уже можно было назвать совершенно отдельным этносом. После развала Советского Союза на территории Российской Федерации было произведено объединение казацких общин с целью повышения самобытности и прославления этнических меньшинств государства. С того времени существует такая организация, как Кубанское войсковое казачье общество (КВКО).

КВКО

Свою историю КВКО начинает с 1990 года. Первым атаманом данной военной организации стал Владимир Громов. Необходимо отметить, что боеспособность подразделений КВКО находится на достаточно высоком уровне. Подтверждением тому является участие упомянутой организации в Абхазской войне. В 1993 году подразделения КВКО первыми вошли в город Сухум. Позднее Кубанское казачье войско было включено в «Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации». Это значит, что деятельность КВКО стала легальной. Помимо того, существуют регалии Кубанского казачьего войска и своеобразная структура общества. На сегодняшний день организация играет роль больше правоохранительного, нежели военного органа.

Территориальная структура КВКО

Кубанское войсковое казачье общество имеет свою территориальную структуру, что позволяет говорить о значительной развитости не только организации в целом, но и её деятельности. На сегодняшний день структура КВКО состоит из следующих территориальных единиц:

  1. Еёский казачий отдел.
  2. Кавказский казачий отдел.
  3. Таманский казачий отдел.
  4. Екатеринодарский казачий отдел.
  5. Майкопский казачий отдел.
  6. Баталпашинский казачий отдел.
  7. Черноморский казачий округ.
  8. Сухумский особый казачий отдел.

Данная структура позволяет КВКО осуществлять свои правоохранительные функции намного эффективнее и максимально оперативно.

Культура кубанских казаков

Помимо значительной роли в военном секторе Российской Федерации Кубанское казачество является достаточно интересным этническим социальным образованием. Его культурные традиции восходят к запорожским казакам. Кубанские вояки достаточно близки в культурном вопросе с коренными украинцами. Также существует казачья форма Кубанского казачьего войска, дизайн которой также был сформирован исторически.

В статье было представлено Кубанское казачье войско. Истоки формирования и структура данной организации восходят ко времени существования запорожских казаков, которые, по сути, стали прародителями кубанского воинства. Это этническое формирование все еще действует на территории современной России. Будем надеяться, что этот остров славянской культуры не затеряется в пучине веков!

Как передает издание «Живая Кубань», по мнению некоторых кубанских казаков, результаты переписи 2010 года в отношении количества казаков в регионе не соответствуют действительности. В связи с этим они на очередном своем заседании приняли решение организовать собственную перепись населения в Краснодарском крае.

Между тем, в январе 2012 года группа казаков обратилась к Дмитрию Медведеву с требованием опубликовать реальные результаты переписи 2010 года. Они заявили, что Росстат опубликовал сфальсифицированные результаты переписи, так как в них казаки отсутствуют как этнос и представлены только как часть (субэтнос) русского народа. «Мы такого в анкетах не писали, и такого варианта ответа при переписи не было», - говорится в тексте обращения.


Таким образом, из заявления этой группы кубанских казаков следует, что они не русские. Но так ли это на самом деле? Правы ли ЦРУшные историки, которые ведут происхождение казаков то от татаро-монголов, то от иранцев, то от хазар?

В действительности Кубанское казачество произошло от Запорожского казачества, которое, несомненно, явилось не каким-то субэтносом малороссиян, а обычным служилым его сословием. Ибо все войско Малой Руси в пору ее союза с Речью Посполитой разделялось на состоящих и не состоящих в королевском реестре казаков. Нереестровые казаки базировались на порогах Днепра, отчего получили название Запорожских.

Если определять в этнических категориях Запорожское казачество, то оно является наиболее активной частью малороссийского субэтноса (части) великого русского этноса, наряду с великороссийским и белорусским субэтносами. Таковыми себя сознавали лучшие представители кубанского казачества, его цвет.

Например, Николай Степанович Леонтьев, кубанский казачий офицер, который организовал экспедицию в Абиссинию, сделался правой рукой эфиопского короля, главным его военным советником, помог ему разгромить итальянских колонизаторов, а также на дипломатическом уровне сумел улучшить положение абиссинцев. Как явствует из записи в его дневнике, решение организовать экспедицию и отправиться с ней в Эфиопию (Абиссинию) во многом шло у него «из желания показать всему миру, что мы, русские, можем служить Родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке».

Вышеупомянутая же группа кубанских казаков, отказываясь от своих русских корней, становится Иванами, не помнящими своего родства, предателями своих русских православных предков, которые всегда воевали за Веру, Родину и русских народ. А изменники своего народа всегда были презираемы в любом этносе. Сами же казаки своими руками всегда казнили изменников. Тарас Бульба сам казнил собственного сына Андрия, который, пойдя на поводу у блудной страсти, изменил своей Вере и народу. Конечно это литературный герой, но Н.В. Гоголь здесь передал порядок вещей, который реально существовал в Запорожской Сечи.

Разумеется, новых Андриев казнить никто не будет. Но, как известно из библейской истории, предатели обычно сами с собой сводят счеты.

Насколько мне известно, большинство кубанских казаков, несмотря на тяжелое положение русского народа, сознает себя его неразрывной частью и не отказывается от своих предков, проявляя этим подлинное казачье благородство души. Ибо отказываться от своих родителей и предков, особенно, когда они унижены и поруганы, есть нарушение заповеди Божией о почитании родителей и признак слабости духа.

Эта здоровая часть кубанских казаков сознает себя частью великого русского народа, который за десять веков своего существования явил миру тысячи преподобных отцов, а в XX в. - миллионы новых мучеников и исповедников. Который победил Мамая и его орду на Куликовом поле, сбросив татаро-монгольское иго; который изгнал польских оккупантов в 1612 г., сбросив польско-католическое иго; который разгромил Наполеона и Гитлера. Русский народ явил миру непобедимых витязей преподобного Илию Муромца, Евпатия Коловрата, святого Александра Невского, святого Дмитрия Донского, святого адмирала Феодора Ушакова, непревзойденного генералиссимуса Александра Суворова, который любил повторять: «Мы русские - какой восторг!». Вместе со всеми русскими она гордится подвигом воина-мученика Евгения Родионова, не предавшего в чеченском плену Веру, Родину и свой народ.

Истинные кубанцы, хочется верить, знают пророчества великих русских святых о возрождении России, о восстановлении самодержавной монархии на Руси, об объединении всех славянских стран в одно государство. Когда Россия воскреснет, тогда признает своими сынами и дочерями лишь тех, кто не отрекся от нее в лихую годину. Потурченцы же, янычары и униаты, хотя и вышли от нас, но не были наши. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 19). Они лишают себя счастья и в этой жизни, и в будущей. Им не будет места в будущей воскресшей России и в Небесном Иерусалиме. Ибо негодный гражданин своего Отечества, негоден и для Царства Небесного.

В 1960 г. Кубанское Войско празднует столетие своего существования. Однако, впервые казаки появились на Кубани в кон-це 17-го и начале 18-го вв., образовав там впоследствии, вместе с пришедшими с Дона после подавления Булавинского движения некрасовцами, Великое Войско Кубанское, просуществовавшее на Кубани до конца рус-ско-турецкой войны 1736-39 гг.

Причины появления там каз. эмиграции были политического и религиозного харак-тера — гонения на раскольников.

Общепринятое упрощенное толкование церковного раскола таково: по настоянию патриарха Никона духовенство произвело исправление церковных обрядов и книг, а народные массы приняли его за перемену догматов. Встречая серьезное сопротивление, церковь обратилась за помощью к государ-ственной власти, которая обрушилась страш-ными гонениями на раскольников, что выз-вало их бегство туда, куда московским вла-стям было трудно добраться: на Дон, Яик,

Кавказ и дальний север.

Начало раскола на Дону относится к 1672 г., когда беглый монах Иов Тимофеев основал на р. Чир мужской и женский старо-обрядческие скиты. Тогда же раскольники появились на Хопре, Белой Калитве, Медве-дице. Строгая жизнь старообрядцев, поне-сенные страдания за веру вызывали сочув-ствие и поддержку большинства местных казаков. Примитивность верований жителей Дона, не вдававшихся в религиозные дета-ли, их широкая веротерпимость, лишь бы человек веровал в Бога, способствовали мир-ному сожительству староверов и последова-телей никоновской реформы.

Постановление Церковного Собора 1681 года о розыске раскольников естественно по-влекло увеличение их количества на Дону. Особенно много их осело в верховых город-ках.

Вмешательство государственной власти придало преследованию староверов полити-ческий характер, т. к. моск. правительство рассматривало донских раскольников не только как религиозных противников, но и как враждебную по отношению к режиму группу. Действительно, старообрядцы нахо-дят широкую поддержку главным образом среди верховых казаков, настроенных оппо-зиционно по отношению к Москве и вообще недовольных усилением моск. влияния.

Начиная с середины 17-го в., донское ка-зачество, представлявшее до сих пор единую массу, начинает расслаиваться на три нерав-ные части: старшин, домовитых казаков и «голытьбу».

Старшины (бывшие войсковые, поход-ные, станичные атаманы, войсковые дьяки и т. д.) были руководителями казачества, со-храняя свое значение и вес и после сложе-ния с себя полномочий, которыми их в свое время наделил Круг. К их мнению прислу-шивались, принимая во внимание их знания и опыт. Усилению их значения способство-вало и то обстоятельство, что в их руках по-степенно сосредоточивались и материальные средства. Значительное количество старшин было проводниками политики моск. властей. Это понятно: их социально - экономические интересы начинают приобретать другой ха-рактер, чем интересы рядовых казаков. Пе-реход от охоты к скотоводству, а позже и к земледелию, возможность использовать на-емный труд, сосредоточивание в их руках торговых и промышленных предприятий, наличие значительных денежных средств, наконец их значение и вес — все это способ-ствовало тому, что старшины старались вы-делиться из общей массы казаков и стать от нее независимыми. В свою очередь москов-ские власти всячески старались усилить свое влияние на старшин; при их приезде в Мос-кву за ними там ухаживали, делали богатые подарки.

Однако не все старшины поддерживали и проводили моск. политику. Во главе их по-лит. противников — голутвенного казаче-ства были такие видные лица, как Войско-вой Атаман Самойло Лаврентьев, старшины Чюрносов, Мурзенков, Илья Зерщиков, вы-бранный впоследствии, после гибели Булавина, Атаманом Войска.

Голытьба состояла в значительной сте-пени из нового пролетарского казачества, еще не достигшего экономического благопо-лучия Оно непрерывно пополнялось «новоприходцами» — людьми, бежавшими из Мос-ковского государства от крепостного права, от произвола моск. чиновников, от тяжелых налогов и повинностей и от религиозных пре-следований. Придя на Дон, эти люди попали в тяжелое экономическое положение. Зем-леделие было запрещено Войском, охота и рыболовство не могли всех прокормить, цар-ского жалования еле хватало и старым казакам. Война могла бы дать средства к суще-ствованию, но установившиеся отношения с моск. правительством не позволяли осуще-ствить ее в нужных масштабах. Естественно, что голытьба была настроена весьма неприязненно к моск. властям и стояла за казачьи вольности, за независимость Дона. Предста-вители этой группы населения получили на Круге название раскольничьей партии, ибо ее интересы во многом совпадали с интере-сами староверов, в противоположность пар-тии старшинской или московской, проводившей моск. политику.

Между этими крайними группами было старое домовитое зажиточное казачество, обладавшее хозяйством и некоторым матери-альным достатком и занимавшее среднюю позицию по отношению к Москве. Оно стре-милось к независимости Дона, но в то же время желало сохранить хорошие отноше-ния с моск. властями.

Борьба на Войсковом Круге между дву-мя крайними направлениями приобретает особенно острый характер в начале 80-ых годов. Представители раскольничей партии выступают защитниками не только одной религиозной свободы, но главным образом донской независимости и самобытности. Они против вмешательства московского прави-тельства в жизнь Войска. Их противники, во главе с Фролом Минаевым *), проводили на Круге и в Войске московскую политику. Религиозный вопрос отошел на второй план.

Было даже течение в пользу полного отделения от Москвы. Петр Мурзенков, атаман одного из верховых городков, говорил: «Лучше быть на каторге, нежели на Мос-кве». Чюрносов был менее откровенен: «Куды же нам идти на крымского, надобно тут первое очистить, лучше де ныне крымской, чем наши цари на Москве». Его ближайший помощник Кузьма Косой прямо призывал к походу на Москву, да и сам Чюрносов гото-вился к серьезной обороне в случае нападе-ния моск. войск, стараясь организовать союз с терскими и яицкими казаками: «... и письма свои на Яик и на Терек, чтоб не слушали ни

*) Фрол Минаев Кумшацкий, участник разинского похода в Персию, неоднократно выбиравшийся в Атаманы, был проводником моск. политики. Его особенно любил Петр Великий. Умер он мона-хом, под именем Филарета. Его сыновья были вид-ными людьми своего времени. Максим Фролович Кумшацкий не раз бывал походным атаманом, а с 1715 по 1717 был и Войсковым.

царей, ни патриархов, но крепко держались за веру старую. Аще же придет на нас какой опал с Москвы, вы тогда к нам идите... ста-нут же за нас многие орды и калмыки...»

Насколько сильно было значение рас-кольников, видно из того, что в 1681 г. Войсковой Атаман С. Лавреньев разрешил по-пу Самойле выполнять церковные службы по старым книгам, что было подтверждено Кругом. Их политические противники — старшины писали о своем шатком положе-нии в Москву и даже просили воронежского воеводу расправиться с раскольниками на Медведице. Но воевода, опасаясь вооружен-ного конфликта со всем Донским Войском, ибо Медведица считалась «казачьим присудом», ответил: «... промыслу учинить не можно, потому что бы не возмутить весь Дон от этого дела...»

Моск. правительство, до сих пор не вы-являвшее определенного отношения к расколу на Дону, но внимательно следившее за происходящим, решило, что обстановка ста-новится серьезной, когда во время обычной общей трапезы после Круга казаки переста-ли «про государское здравие заздравные ча-ши пить, о государском здравии древние обычаи отставили, три года (1684-87) на цер-ковной службе не поминали государя...». В 1687 г. Москва потребовала выдачи раскольничьих вождей, в том числе и С. Лаврентье-ва, заменявшего в это время на атаманском посту ушедшего в поход Фрола Минаева.

Вернувшемуся из похода Минаеву с трудом удалось на Круге настоять на отправке лишь Кузьмы Косого, а Лаврентьеву пришлось «ухорониться».

Распоряжение моск. властей Войском выполнено не было. Даже больше того: в Москву атаманом зимовой станицы был от-правлен сам Чюрносов, главный руководи-тель раскольничьей партии. Атамана Лаврен-тьева Войско не выдавало: первую грамоту оно просто не выполнило, на вторую — по-слало попа Самойла, на 3-ю ответило, что «Атаман Самойло по розыску Войска к рас-колу не причастен к тому же болен и в Мос-кву ехать не может». Составление послед-ней отписки протекало особенно бурно: пять раз собирался Круг, Войсковой Атаман Минаев, опасаясь за свою жизнь, сдав атаман-ство, ушел с Круга. Позже его уговорили опять взять пернач.

Московские приверженцы написали в Москву, что ни в каком случае не надо отпускать Чюрносова обратно на Дон, ибо об-становка и настроение такие, что может произойти такой же «мятеж», что и при Разине. 5-го марта 1688 г. Чюрносов и вся зимовая станица в Москве были арестованы.

7-го апреля 1688 г. приехавший из Мос-квы толмач Никитин снова предъявил требование выдать Лаврентьева. На Круге вер-ховой казак - новоприходец уговаривал не делать этого, ибо когда съедутся казаки с верховых городков, то «посыльщикам будет столь добра, что ничье имя не помянится». Его слова не были пустой угрозой: на одну из предыдущих моск. грамот о выдаче Лав-рентьева 7 верховых городков прислали на Круг свои приговоры не выдавать Атамана. Речь новоприходца на Круге была встрече-на очень сочувственно и поддержана многими казаками. Для московской партии созда-лось очень напряженное положение. Ф. Ми-наев «с товарищи», понимая, что дело при-нимает нехороший для них оборот и что да-же их жизни грозит опасность, избили ора-тора «до смерти», а тело выбросили с Круга. Раскольничья партия, не ожидавшая такой сильной реакции, дрогнула и, после долгих уговоров, Круг, а затем и собравшийся съезд всего Войска, постановили отправить в Мос-кву Лаврентьева и др. требуемых лиц.

В данном случае борьба на Круге имела ярко выраженный политический характер. Круг боролся против вмешательства Мос-квы в его внутренние дела, против ограни-чения независимости Войска. Но если часть казаков, особенно верховых городков, гото-вилась к открытому военному столкновению с Москвой, то другая понимала, что теперь Войску не под силу бороться с Московским государством, и что, наоборот, конфликты со столицей могут ускорить ограничение ка-зачьей самобытности.

Для Донского Войска происшедшие со-бытия имели три следствия:

1. Войско потеряло право религиозного убежища, как в 1671 г., после разинского движения, лишилось права убежища поли-тического.

2. Чрезвычайно усилились роль и зна-чение старшин, которые, опираясь на под-держку Москвы, стали управлять Доном по своему.

В мае 1688 г. Лаврентьев и Чюрносов «с торарищи» были казнены в Москве, Одно-временно оттуда пришла на Дон грамота с указанием разгромить раскольничьи «сбори-ща». В августе отряд казаков атамана Ми-хайлова, посланный вместе с калмыками в верховья Дона, уничтожил там раскольни-чьи скиты, также как и их главный городок на Медведице. Около двух тысяч казаков - раскольников с Петром Мурзенком во главе ушли с территории Дона на Куму во владе-ния Шахмала Тарковского. Местное населе-ние встретило их приветливо, a Шахмал, на земле которого они поселились, объявил их своими «тегачами» (гостями, находящимися под народным покровительством). Узнав о намерении казаков построить лодки и зани-маться «добычей зипунов» на море, Шахмал поселил их между р. Сулаком и ее ру-кавом Аграханью, где казаки с новым энергичным атаманом Косткой Ивановым (быв-шим на Дону атаманом Паншина городка), поставили городок, для обороны которого понаделали деревянных пушек с железны-ми обручами (Н. П. Краснов. «Истор. очерки Дона» 1884). Они сохранили свое войсковое устройство, Круг и Войскового Атамана, но должны были принять подданство султану, владельцу кавказских земель, по отноше-нию к которому образовавшееся Войско на Аграхани было в вассальной зависимости. В религиозном отношении со стороны турок была проявлена полная веротерпимость. Со-седями аграханцев были терские и гребенские казаки, относившиеся к ним с полным сочувствием, и кавказские горцы, отноше-ния с которыми, благодаря агитации москов-ских агентов, через некоторое время начали портиться. Средства к существованию аграханцы добывали рыбной ловлей, охотой, и главным образом набегами на московские и персидские селения, царские учуги, суда московских и персидских купцов. Добычу они делили с Шахмалом.

Аграханцы не теряли связи с Доном, где у них осталось много единоверцев. Посылаемые ими туда «подмётные» и «пре-лестные» письма, восстанавливающие рядо-вое казачество против старшин, а главное против Москвы, имели на Дону известный успех. Недовольных донцов они звали к се-бе на Аграхань.

Одновременно аграханские казаки были непрочь перейти и к более активным дей-ствиям. П. Мурзенков, игравший среди них видную роль, грозил вернуться на Дон и «старшинам головы резать, бородами связы-вать и через якоря вешать». Часто расколь-ники принимали участие или бывали про-водниками в набегах горцев на московские земли и казачьи городки.

Такое, казалось бы двойственное, отно-шение к Донскому Войску объясняется тем, что аграханцы в старшине видели лишь верных прислужников Москвы, к которой относились с лютой ненавистью. К голутвенному казачеству они относились гораз-до более терпимо.

Московское правительство всеми мера-ми старается заставить казаков - расколь-ников вернуться на Дон. По его настоянию Донское Войско посылает на Аграхань гра-моты с призывами к возвращению, обещая полную амнистию. Писали к эмигрантам и царские воеводы, но все было безрезультат-но. Московских послов аграханцы били на Круге «ослопами», «сажали в воду», лазут-чиков и агитаторов убивали, а донским ка-закам передали, чтобы они не обращались к ним с подобными предложениями, иначе и войсковых посланцев постигнет та же участь.

В то же время московские власти не раз обращались к кабардинским князьям, татар-ским ханам и мурзам, калмыцким тайшам с призывом уничтожить поселения казаков - раскольников на Аграхани. Писала об этом Москва и к воеводам в Астрахань и на Те-рек, требовала от Донского Войска принять более активные меры военного характера, но все это оставалось без последствий. Ни туземцы, ни воеводы не предпринимали серьезных шагов, ибо аграханцы находились под покровительством Шахмала, очень це-нившего их за морские «способности», а Дон-ское Войско естественно не проявляло боль-шого желания уничтожать своих собратьев, которым многие из казаков, находившиеся на Дону, очень сочувствовали. Донская же старшина, опасаясь кроме этого усиления Войска на Аграхани, неоднократно указыва-ла, что если преследования раскольников на Дону будут продолжаться, то «изменников и дураков явится у них много и туда же в погибель к раскольникам пойдут».

Но преследования продолжались, след-ствием чего в 1692 г. более тысячи казаков - раскольников снова уходят с Дона на Агра-хань. Их приход подтолкнул аграханских казаков на активное выступление против Донского Войска. В 1693 г. большой конный отряд аграханцев разорил казачьи городки по среднему течению Дона, причем особенно досталось старшине и зажиточным казакам. Этот набег вызвал серьезные репрессии со стороны Москвы. Были посланы многочис-ленные царские войска для уничтожения Аграханского Войска. Под их давлением оно целиком переселилось вглубь гор, но начав-шиеся трения среди самих казаков и порча отношений с туземцами повлекли его распа-дение. Часть аграханцев переселилась к гребенским казакам, а другая, более значи-тельная, ушла на Кубань, где расселилась по ее течению, от устьев Лабы до самого мо-ря. Впоследствии казаки аграханцы, осев-шие на Кубани, вошли в состав Великого Войска Кубанского, оформившегося на Ку-бани после подавления Булавинского дви-жения.

Было образовано в 1860 году из Черноморского казачьего войска и Кавказского линейного казачьего войска. Войсковой праздник кубанских казаков 12 сентября - в День святого благоверного князя Александра Невского.

Императрица Екатерина ІІ в 1792 году разрешила казакам переселиться на Кубань. Каждый год в годовщину высадки первых казаков на Тамань. Кубанские казаки были свободным военизированным сельскохозяйственным населением. Войском управляли кошевые и куренные атаманы, позже управление передали наказным атаманам, которых назначал российский император. Во главе станиц и хуторов стояли выборные атаманы, которых утверждали атаманы отделов. К началу царствования Николая II Кубанская область делилась на семь частей.

Вторая половина XIX и начало XX веков - расцвет казачества. Казаки обладают большими земельными наделами, имеют отличное от других губерний России управление. Тогда в России существовали 11 казачьих войск численностью 4,5 млн человек. Наиболее крупные - Донское, Кубанское и Терское войска.

Казаки активно участвовали во всех войнах России XVIII-XIX веков и в Великой Отечественной войне. Во время Гражданской войны и в первые десять лет после нее большевики проводили политику расказачивания, направленную на ликвидацию казачества как сословия, социальной и культурной общности. Это вылилось в репрессии, сжигание станиц, взятие в заложники, переселение бедняков на земли, ранее принадлежавшие казакам. Установление советской власти на Дону и Кубани шло вместе с захватом местного управления, арестами, казнями, убийствами, грабежами. Меморандум Краевой Рады гласит, что за весну-осень 1918 года на Кубани погибли 24 тыс. человек. Некоторые казаки отступили в Крым, оттуда переехали за границу.

Возрождение казачества началось в 1990-х годах. Тогда начали активно пробуждать казачье самосознание, формировать управление из числа потомственных казаков. Указ президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ» в 1995 году придал возрождению казачества организованный характер. В Краснодарском крае казаки начали активно участвовать в управлении, атаман стал заместителем главы администрации, а Кубанское казачье войско получило финансовую поддержку. В Краснодарской краевой филармонии 12 октября 1990 года прошел Всекубанский учредительный съезд казаков. В декабре 2005 года приняли закон «О государственной службе российского казачества».

В 2006 году в Краснодаре восстановили главный войсковой храм кубанского казачества - Александро-Невский собор. Он находится на пересечении улиц Красной и Постовой. Прежний войсковой собор в 1932 году взорвали по решению городского совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов, тогда он находился на пересечении улиц Красной и Соборной (Ленина).


Структура и управление

Руководит войском атаман.

Первым атаманом Кубанского казачьего войска был с 1860 до 1861 года граф Николай Евдокимов. Первым атаманом после возрождения войска в 1990 году стал Владимир Громов. С февраля 2008 года этот пост занимает казачий генерал, заместитель губернатора Краснодарского края Николай Долуда.

Современное войско состоит из казачьих отделов: Баталпашинского, Ейского, Екатеринодарского, Кавказского, Лабинского, Майкопского, Таманского, Черноморского округа и Абхазского особого казачьего отдела.

Фильм «Парадный расчет: возвращение на Красную площадь»

Фильм «Парадный расчет: возвращение на Красную площадь» рассказывает о полугодовой подготовке сотни казаков Кубанского казачьего войска к юбилейному параду Победы на Красной площади в Москве.

Для казачества Краснодарского края это большая честь и ответственность: впервые казакам предстояло повторить путь их предков, которые 70 лет назад вышли на площадь во время первого военного парада Победы в июне 1945 года.

От первых тренировок до ночной и генеральной репетиции в Москве: съемочная группа канала «Кубань 24» сопровождала казаков во время каждого этапа подготовки.

Спецрепортаж: Казачье образование в Краснодарском крае

В октябре 2014 года на телеканале «Кубань 24» вышел специальный репортаж о развитии казачьего образования в Краснодарском крае.

Кубанское казачество сегодня

Казаки активно участвуют в различных сферах жизни Краснодарского края. Они улицы, вместе с полицией охраняют правопорядок на массовых мероприятиях и масштаба, . Дополнительные казачьи дружины с июля 2014 года могут самостоятельно патрулировать улицы без сотрудников полиции. Казаки охраняли проведение , в Сочи и в 2014 и 2015 годах.

В Краснодаре находится единственный казачий пост в России. В теплое время года казаки каждое воскресенье в центре краевой столицы церемонию развода почетного караула «Час славы Кубани».

С 2007 года казаки проводят трехдневные военно-полевые сборы. В 2015 году они в Абинском районе и собрали 1,5 тыс. человек. Тогда губернатор Кубани Вениамин Кондратьев создать в муниципалитете центр подготовки казачьей молодежи. Это не единственный пример работы казаков с молодежью - в краснодарских школах существуют казачьи классы, в 2015 году на Дне города в казачата 332 первоклассника. В Северском районе летом казачий лагерь выходного дня. В Выселковском районе в июле 2015 года финал турнира по армейскому рукопашному бою среди казачьей молодежи.

Кубанские казаки принимают участие в междугородных и международных мероприятиях, таких как и конный казаков юга России, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сотня кубанского казачьего войска во главе с атаманом в 2015 году впервые за 70 лет участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. В Краснодаре 25 апреля годовщину принятия закона «О реабилитации репрессированных народов». По традиции в этот день проходит большой казачий парад.

Для долгосрочного развития Кубанского казачьего войска в 2015 году из бюджета больше 1 млрд рублей. Кроме того, согласно поправкам в Земельный кодекс страны, у казаков появилось право без торгов получить участки под сельхозпроизводство.