Портал интересных увлечений.

Чем интересен Версаль в окрестностях Парижа. Что посмотреть и чем заняться в самом дворце и окружающем парке, все интересные места Версаля.

Даже во Франции с ее обилием архитектурных шедевров Версальский дворец представляет собой совершенно исключительный по красоте и историческому значению памятник. На постройку дворца король потратил колоссальную сумму, составившую в пересчете на нынешние деньги 260 млрд. евро, а площадь только внутренних залов достигает 67000 кв. метров. Посещение Версаля является обязательным для всех туристов, которым посчастливилось провести в Париже больше одного дня. Тех, кто сомневается в этом, убедят изложенные ниже 10 причин посетить любимую резиденцию Людовика XIV, прозванного Королем-Солнце.

Популярные экскурсии в Версаль

Самые интересные экскурсии - это маршруты от местных жителей на Трипстере . Начинать интереснее с (увидеть все интересные места и наметить маршруты прогулок). А затем выделить день на поездку во дворец Людовика XIV: - 4-часовая экскурсия по залам дворца и парку.

Дворец Версаль: 10 самых интересных мест

1. Образец для подражания

Когда по приказу Короля-Солнце в 1661 г. началось сооружение дворца в Версале, вряд ли он рассчитывал, что завершение строительных и отделочных работ будет иметь место уже при его преемниках. Дворцовый комплекс должен был продемонстрировать мощь и величие королевской власти. Архитекторы Версаля - Л. Лево и А. Ленотр - сумели спроектировать здание в духе классицизма, поражающее не только размерами, но и внутренней гармонией. Аристократичная красота фасадов органично сочеталась с роскошью внутреннего убранства и парком, не имевшим равных в Европе.

Очень быстро Версаль приобрел репутацию идеального жилища монарха, и правители других стран пожелали построить у себя нечто подобное.

Находясь под впечатлением от резиденции французских королей, Петр Первый в Петергофе возводит свой символ имперского величия. Превзойти французский образец должен был не только Петергофский дворец, но и парк, и, надо признать, благодаря Большому каналу это удалось. Если бы не было Версальского дворца, не была бы построена и резиденция савойских королей - Венария Реале под Турином, и одна из жемчужин Баварии - резиденция Людвига II Херенкимзее. Даже спустя столетия Версаль продолжал вдохновлять королей и архитекторов.

2. Экскурсии на русском языке

Огромная очередь из туристов в Версаль

Перед посещением Версаля не обязательно погружаться в исторические монографии и скачивать карту местности: в Париже легко найти как групповые, так и индивидуальные экскурсии с трансфером. Их тематика отличается разнообразием. Хотите вам расскажут в мельчайших подробностях историю строительства Версаля, а хотите - поведают тайны отношений королей и их фавориток. Есть экскурсии по Версалю Людовика XIV и Версалю Марии-Антуанетты, по русским местам Версаля (да, есть и такие), по парку и т. д. Стоимость их зависит от программы и продолжительности: самая недорогая обойдется в € 40-50. Но главный плюс посещения дворца с экскурсией - это возможность попасть внутрь без очереди, гид побеспокоится о билетах заранее.

Турфирмы, предлагающие экскурсии в Версаль, широко представлены в Сети: можно искать в Гугле, можно на . Заказав экскурсию заранее, вы избавите себя от очередей и сможете осмотреть дворец с максимальным комфортом.

Кстати, билеты нельзя назвать очень дорогими: посещение одного дворца стоит € 18, а комплексный осмотр, включающий дворец, Трианоны и сад - € 20.

3. Транспортная доступность

Если в XVII в. Версаль считался отдельным населенным пунктом, то сегодня это фактически пригород Парижа: дворец и столицу отделяет друг от друга меньше 20 км. Самостоятельно добраться до Версаля очень легко: достаточно сесть на одну из электричек RER (линия C), отправляющихся каждые 20 минут.

Билет на электричку стоит всего € 7, время в пути - около 40 минут. С вокзалов Сен-Лазар и Монпаранс отправляется еще один поезд - SNCF (время в пути — 35 минут, цена билета около € 3,5), но станция, на которую он прибывает, находится достаточно далеко от дворцового комплекса. Ходит до Версаля и автобус №171: он не только дешевле электрички (всего € 3), но и подъезжает практически к самому входу.

4. Зеркальная галерея в Версале




Вытянувшаяся вдоль фасада Зеркальная галерея является одним из главных помещений дворца. Здесь короли устраивали пышные балы и приемы; праздновали свадьбы и принимали прошения. Невозможно перечислить все исторические и знаменательные события, связанные с Зеркальной галереей. Так, в этих стенах Людовик XV в 1745 г. встретил будущую мадам де Помпадур, а в 1919-м подписанный здесь мирный договор положил конец Первой мировой.

В галерее мало что изменилось со времен Людовика XIV: все так же отражают позолоченный декор 357 зеркал, все так же выходят в сад 17 огромных окон, а с потолка свешиваются гигантские хрустальные люстры. Не хватает разве что серебряной мебели, отданной на переплавку еще в 17 веке, но ее отсутствие компенсируют позолоченные статуи, роскошные вазы и великолепная роспись сводов потолка, достигающего в высоту 10,5 м. Поскольку длина галереи - 73 м (ширина - 11 м), то немудрено, что пока придворные неспешным шагом доходили от одного ее конца до другого, между ними успевали вспыхивать романы и созревать интриги.

Версальский дворец на карте Парижа

Версаль расположен по адресу: Place d’Armes, Versailles, Франция.

Экскурсия в Нойшванштайн - как добраться
5 самых красивых замков Баварии - самостоятельно и с гидом

В истории европейской архитектуры нет другого примера подражания, как подражание Версальскому дворцу , множество дворцов и парков было построено в стиле Версаля, послужившего отправной моделью архитекторам и дизайнерам.

Роскошный Версальский дворец и его великолепные парки и сады, изысканные оранжереи и замечательные фонтаны оказали просто волшебное влияние на архитектурную и строительную мысль Европы 18 века.

В Версале монархи и королевский двор жили в невероятной роскоши и развлекали себя создавая невероятное количество интриг и тайн Версаля. У истоков этого коварной традиции стоит Людовик XIV, пережив своего создателя, его творение традицию с успехом использовали потомки, но самого расцвета «интрига-плетение» достигло при Марии-Антуанетте.

Давайте посмотрим и мы на это великолепие, и начнём прямо с самого Версальского дворца - королевского дома.


Саша Митрахович 02.01.2016 10:29


Это основное строение комплекса, дом Французских королей. Попасть в него можно пройдя через «Королевские ворота» - вызолоченную решётку, украшенную королевскими атрибутами, гербом и короной.

Второй этаж предназначен для королевской семьи - на северной стороне располагались Большие салоны короля, их семь штук, а на южной размещались покои женской половины королевской семьи. Первый этаж занимали королевские придворные.

Во дворце насчитывается около семисот комнат, а тронный зал, где короли принимали послов и важных персон, назван Салоном Аполлона. Тронный зал также использовали под балы, театральные постановки и спектакли.

Зеркальная галерея - наиболее впечатляющее и известное помещение Версальского дворца , галерея играла важную, если не основную, роль в истории дворцовой жизни. Здесь проводились самые роскошные и пышные мероприятия королевского двора, балы, празднества и королевские бракосочетания.

Зеркальная галерея получила такое название за огромные зеркала, заполнявшие пространство между 17 больших арочных оконных проёмов, выходивших на роскошные Версальские сады и парки, создавая необычайный эффект пространства и света. Всего насчитывалось более 350 зеркал. Высота потолков галереи достигала 11 метров, при длине в 73 метра и ширине 11.
В истории Версальского дворца был период, когда мебель в Зеркальной галерее была выполнена из чистого серебра, неплохое вложение капитала, но к началу 18 века в виду больших военных расходов, мебель переплавили на монеты.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:07


Напротив расположена Оружейная площадь, от которой берут начало три аллеи, разделенные двумя зданиями - Большой и Малой конюшней, в которых одновременно размещалось до 2500 лошадей и 200 карет.

В грандиозном Дворце содержатся бесценные произведения искусства, которые вместе с необычайной красотой парков создают один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:11


Сразу же за оградой находится первый из трех идущих друг за другом дворов, так называемый двор министров, в глубине которого стоит статуя Людовика XIV. Через второй двор, Королевский, въезжали королевские кареты, а последний двор, Марбр, окружен постройками первоначального здания Людовика XIII. Со стороны, противоположной входу, выходит на парк один из самых красивых фасадов длиной 580 м.

Центральная его часть выполнена по проекту Лево (1678-80), два боковых крыла и окончательная отделка здания сделана Ардуэн-Мансаром. Два длиннейших этажа оживляются выступами и колоннами, прерывающими монотонность здания. Нижний этаж построен в виде рустованных арок, а высокие окна верхнего этажа обрамляются пилястрами.

Центральный павильон предназначался для королевской семьи, два боковых крыла - для кровных принцев, а аттик - для придворных.

С Королевского двора можно войти во дворец, а точнее, в первую галерею Исторического музея, рассказывающего об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV Следующий зал, называемый Королевским, имеет овальную форму. Это помещение было спроектировано архитектором Габриелем (1770) для празднования свадьбы будущего короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:14


После второй галереи верхнего этажа расположена Капелла, посвященная Св. Людовику Французскому. Это помещение, богато декорированное белыми и золотыми лепками, считается шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710).

Великолепные барельефы на пилястрах и арках выполнены Ван Клеве. Следующее помещение, называемое Салон Геркулеса, было построено в 1712 и декорировано в 1736 Робером де Котте. Здесь хранятся два великолепных полотна Веронезе “Ужин Христа в доме Симона Фарисея” и «Елизир и Ребекка». На этом же этаже расположены шесть залов Больших королевских апартаментов, являющихся типичным образцом стиля Людовика XV, где отдавалось предпочтение использованию ценных материалов.

Но самым роскошным, без сомнения, является шедевр декоративного искусства Лебрюна Галерея зеркал, построенная в 1687 году. Славу этой галерее принес его оригинальный декор: 17 зеркал, отражающих свет, который проникает через 17 расположенных напротив окон.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:19


Сады заслуживают особого внимания, это ярчайший образец разбивки французского парка. Сады Версаля, совместно с Большим и Малым парками занимают площадь более 100 гектаров. Это прекрасное пространство было спроектировано Ленотром, которому удалось гармонично соединить природу с искусством и со вкусами короля.

После спуска по террасе, попадаешь к фонтану Латоны (1670), этот замечательный фонтан украшен фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны, эта триада восседает на поставленных пирамидой концентрических бассейнах.

От фонтана берёт начало аллея Тапи-Вер, она выведет к другому великолепному фонтану Аполлона, где Туби (1671) изобразил божественную колесницу, запряжённую четвёркой лошадей, которая вырывается из воды, а тритоны в это время трубят в свои раковины, возвещая о пришествии бога. Газоны за фонтаном Аполлона заканчиваются у Большого канала (ширина 120 м), который тянется на 1560 м и заканчивается большим бассейном.

Шато де Версаль или Версальский дворец признан крупнейшим историческим музеем мира.

Дворец включен в список всемирно культурного наследия ЮНЕСКО. Большая часть открыта для посещения туристами.

До строительства архитектурного шедевра, Версаль считался деревней. В настоящие дни Версаль является пригородом Парижа, куда съезжаются туристы из разных стран. В 1623 году Людовик XIII построил охотничий замок в деревне Версаль. Замок предназначался для отдыха. Небольшое здание в виде охотничьего замка стало основой строительства самого дорогостоящего и экстравагантного здания в мире.

Строительство дворца начал Людовик XIV в 1661 году. Действия короля вызвали некоторые противоречия среди голодающего народа, министров, но никто не посмел в открытую выразить свои недовольства. В строительстве принимали участие самые лучше в то время архитекторы Луи Ле Вау и Жюль Ардуэн. Возведение садов осуществлялось по проекту Андре Ле Нотре. О внутреннем интерьере и парковых скульптурах заботился Шарль Лебрен. Под строительство, возведение садов, дорожек, фонтанов была расчищена огромная площадь в 14970 гектар.


На всей территории дворца насчитывается 1400 фонтанов, а так же 400 потрясающих скульптур. В строительстве участвовали более 36000 рабочих. После завершения строительства Шато де Версаль мог вместить в себя до 5000 человек. Однако, несмотря на сумму денежных средств, а это более 250 миллиардов евро (по современным меркам), дворец имеет некоторые недостатки. В нем можно было жить только летом, в зимний период времени проживание в нем было невозможным, т.к. не было отопления, большая часть каминов не подлежала эксплуатации.

Строительство Версальского дворца было окончательно завершено к концу жизни Людовика XIV. Он был резиденцией королевской семьи с 1682 по 1789 год.

Величие Версальского дворца показывает, насколько властен и богат был монарх. Апартаменты короля находились в центре дворца, что символизировало абсолютную власть монарха. Король-Солнце был уверен в том, что сам Бог выбрал его правителем Франции.


Стоит отметить, что Петр Великий в качестве гостя имел возможность пребывать в Версальском дворце в 1717 году. Великолепие сооружений и садов привели Петра I в восторг. По возвращению в Россию Петр Великий перенял некоторые идеи, которые были применены в строительстве Петергофского дворца.

Во время войны значительная часть строений пострадала. Но, несмотря на шаткое финансовое положение в королевстве, Людовик XVI выделил часть средств на восстановление дворца и садов. В 1760 году большая часть повреждений была отремонтирована.

После падения монархии, Версальский дворец попал в руки нового правительства. В результате, в 1792 году часть мебели и других предметов роскоши была продана, а произведения искусства были переданы в музей, а именно в Лувр.

Среди архитектурных сооружений дворцового комплекса выделяют Малый и Большой Трианон.

Большой Трианон построен в 1687 году по приказу Людовика XIV. Сейчас Большой Трианон используется Президентом Франции для приема важных гостей.



Малый Трианон был построен в период с 1762 по 1768 год. В малом Трианоне жила любовница Людовик XV мадам де Помпадур. Позднее, в 1774 году Людовик XVI отдал здание королеве Марии-Антуанетте.



Шедевром Версальского дворца является Зеркальный зал, площадь которого составляет 73 метра. Из 17 окон Зеркального Зала открывается восхитительный вид на парк. Зал получил свое название из-за наличия семнадцати арок с зеркалами. В зале проводились важные события и празднования.

Вообще внутреннее оформление отличается роскошью. Повсюду можно наблюдать резьбу по дереву и камню, расписные потолки, дорогостоящую мебель, стены украшают многочисленные картины известных художников.


Версальский парк заслуживает особого внимания. На возведение парка ушло 10 лет. Версальский парк является прекрасным примером французского садового дизайна. Цветники и аллеи выполнены в строгой симметрии.

Деревья имели строгие геометрические формы. Кроны формировались в виде шаров, пирамид, квадратов.

Цветники всегда благоухали. Как только цветы увядали, их заменяли новыми. Деревья и другие растения привозили со всех провинций Франции. Тысячи людей участвовали в создании сада.

Заслуживает внимания, и Большой канал, протяженность которого составляет 1670 метров. Работы по созданию канала длились 11 лет. Канал создавали под руководством Андре Ле Нотре. Большой канал был местом для многочисленных водных зрелищ во времена правления Людовика XIV. В настоящее время, любой желающий может прокатиться на лодке по каналу у Версальского дворца.

(Versaille Palace) под Парижем, тот самый грандиозный Версаль — великолепная резиденция королей Франции, великое коллективное творение лучших французских архитекторов и ландшафтных мастеров. Созданная Людовиком XIV с ясной целью затмить все до той поры построенное в Европе, и действительно затмившая.

  • Версаль — памятник «Королю-солнцу», наглядная визуализации идеи: монарх — центр мироздания

Охотничий замок в Версале, ставший громадным дворцом, превратился в образец для подражания по всей Европе. Остается он эталоном и сегодня. Грандиозность идеи и изящность ее воплощения на практике не может оставить равнодушным!

  • Королевский дворец в Казерте, построенный для итальянской ветви Бурбонов
  • российские Верхние и Нижние сады в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе
  • Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Испании под Сеговией
  • Херренкимзее в Германии
  • множество архиепископских, герцогских резиденций и частных резиденций

в той или иной мере заимствовали идеи, реализованные при создании Версальского дворца и парка!

Впрочем, и сам он материализовался не из воздуха. Бытует мнение,что идея о постройке новой резиденции возникла у Людовика XIV после визита в замок Во-ле-Виконт. Построенный под Парижем королевским казначеем Николя Фуке и богатством отделки затмившим все существовавшие во Франции до него!

Версальский дворец в цифрах

Полная длина садового фасада превышает полкилометра (670 метров). Во дворце более 700 помещений, 1 252 камина и 67 лестниц. На мир Версальский дворец смотрит на мир через 2 153 окна.

Общая площадь здания превышает 67 000 квадратных метров. А весь комплекс с парком раскинулся на 8 км2. Чем не самодостаточная страна?

Дворцовые апартаменты и по сей день поражают роскошью отделки. Особенно выделяются: Зеркальная галерея, зал длиной 73 метра, шириной 10.5 и высотой 12,5 метров, Апартаменты короля, окна которых выходят на внутренний Мраморный двор, Большие и Малые королевские покои.

Сумма, потраченная на строительство и отделку Версальского дворца только в эпоху Людовика XIV составила 26 миллионов ливров!

Королевские апартаменты

Королевская спальня находилась в центральной части дворца на втором этаже и окнами выходила на Мраморный двор. Перед спальней находилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната «Ой-де-Бёф» (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз»), получившая название по овальному окну в крыше.

  • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
  • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
  • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
  • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
  • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха выставлена напоказ.

Личные покои: спальня, кабинет, приемные — все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

  • Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части дворца. Королевская спальня располагалась на оси симметрии, именно здесь «Король-солнце» и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет)

При Людовиках XV и XVI, спальня использовалась для традиционных церемониалов lever («вставание») и coucher («отход ко сну»). Слева от спальни находится «Ой-де-Бёф», а справа — некогда располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник еще в царствование Людовика XIII, отца правившего впоследствии столь долго и столь блестяще «Короля-Солнца» Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа был превращен в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта его часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию, причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

  • Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу, заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов. Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения Франции немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание за счет удлинения боковых крыльев, обрамляющих сегодня так называемый Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 году и руководит постройкой уже другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение: возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания, достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк, а декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров и возникает красивейшая Королевская капелла, начатая Мансаром и законченная Робертом де Котте.

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан: Большого Трианона (Le Grand Trianon, Трианон по-французски означает павильон).

  • Впоследствии, во времена Первой империи, его превратил в одну из своих официальных резиденций первый император Франции Наполеон Бонапарт

После смерти старого короля (в 1714 году) двор перебирается в Париж, а в Версале селят делегации иностранных государств. В 1717 году здесь гостит и российский царь Петр I, впоследствии воплотивший многое из увиденного в загородной резиденции Петергоф под Санкт-Петербургом.

Людовик XV и XVI

Французский двор возвращается в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца в это время, в общем, незначительны, и в основном касаются его интерьеров.

В обширном дворцовом саду для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца логически завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

В царствование Людовика XVI Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превращается в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился большей части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска (в 1871 году в Зеркальной галерее Версаля Вильгельм I был провозглашен императором Германии). Здесь же в 1919 году был подписан и Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Часы работы и цены на билеты

Дворец открыт для посещений в любой день недели, кроме понедельника . С 9 до 18.30 с мая по сентябрь и 9 до 17.30 с октября по апрель.

Билет в Версальский дворец, оба Трианона, парк (2018 год) обойдется в 20 €. 25 € стоит билет на 2 дня.

Посетители в возрасте до 18 лет вне зависимости от гражданства и граждане Евросоюза до 26 лет проходят бесплатно.

Цитата сообщения Всемирное наследие ЮНЕСКО: Франция. Дворцы и парки Версаля. Часть 1

В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Францу́зской Респу́блике значится 37 наименований (на 2011 год), это составляет 3,8 % от общего числа (936 на 2011 год). 33 объекта включены в список по культурным критериям, причём 17 из них признаны шедеврами человеческого гения (критерий i), 3 объекта включены по природным критериям, каждый из которых признан природным феноменом исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii), а также 1 смешанный объект, также попадающий под критерий vii. Кроме этого, по состоянию на 2010 год, 33 объекта на территории Франции находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Французская Республика ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 27 июня 1975 года.

Эксперты ЮНЕСКО решили, что французская гастрономическая культура с ее ритуалами и сложной организацией достойна включения в престижный Список нематериального культурного наследия. Впервые в мире этот статус получила национальная кухня, что свидетельствует о «ее повсеместном признании» .
Эксперты Межправительственного комитета ЮНЕСКО удовлетворили просьбу Франции в искусстве алансонского кружева - вошли в Список нематериального наследия человечества.
Еда - это часть французского национального самосознания. Нормандская, прованская, бургундская и эльзасская кухни различаются между собой так же, как жители этих регионов. «Надо сказать, французская кухня подвергается многочисленным влияниям, что позволяет ей создавать новые блюда и новые вкусы. Сложно переоценить значение этой открытости, особенно учитывая особенности современного общества», - отмечает Юбер де Кансон (Hubert de Canson), заместитель постоянного представителя Франции при ЮНЕСКО.

Версальский дворец и парк

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.



Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.



С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина.



Chapel_and_Gabriel_Wing_Palace_of_Versailles
Северный вид



Южный фасад.Версаль 2



В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германским войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений



Вид на дворец из парка


Versailles_-zicht_op_de_Écuries
История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.




La Victoire sur l"Espagne Marsy Girardon Versailles

Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.


Людовик XV

После смерти Людовика XIV в 1715 году, пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I, во время своего визита во Францию, останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).



Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.



Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца; а также личные покои Людовика XV - малые аппартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в аппартаменты Мадам Дюбарри) и малые аппартаменты Короля на третьем этаже - на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).



Малый Трианон,дворец


Малые апартаменты короля.Кабинет золотого сервиза



Игровой салон Людовика 16



Мадам Дюбарри
Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения аппартаментов дочерей Людовика XV.


Одни из ворот





Незыблимость власти.Французский королевский двор.


В отделке ворот символы короля-«солнца»



Золотые ворота.



Версальский дворец; камень Сен-Лё,



Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления, Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI, и был завершен только в ХХ веке (Verlet, 1985).



Зеркальный зал



Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра/ Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро/ Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро. Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро.



Фасад дворца.Часы Людовика 14.
Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери.[источник не указан 859 дней] Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.


Импратор Август



Римские бюсты



Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии
Фонтаны Версаля

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.








Архитектурные элементы отделки дворца
5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось.
Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.



Провозглашение Германской империи в 1871 г.



Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.


Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.
В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.


Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.



Мраморный двор Версаля
После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году. Версальский дворец

Родившиеся во дворце

В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей: Филипп V (король Испании), Людовик XV, Людовик XVI,
Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе, Усадьба Рапти в Луге, Гатчине и в Рундале (Латвия), а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.

Интерьеры дворца
Бюсты и скульптуры


Bust of Louis XIV by Gianlorenzo Bernini





Busts in the Hall of Mirrors


Buste de Louis XV, Jean-Baptiste II Lemoyne (1749),апартаменты дофина,Луи 15


Мадам Клотильда



Buste de Charles X, 1825, François-Joseph Bosio







Мария-Антуанетта



François Paul Brueys



Зеркальная галерея




/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/01/Chateau_de_Versailles_2011_Howdah_Phra_Thinang_Prapatthong_2.jpg/800px-Chateau_de_Versailles_2011_Howdah_Phra_Thinang_Prapatthong_2.jpg" middle" border="0">














Salle des croisades






Спящая Ариадна



Escalier Gabriel



Petit_appartement_du_roi



Потолок вестибюля


Вход с вестибюля


Вестибюль


Salle des gardes de la reine


Салон Луи 14,медальoн с изображением римского легионер


Salon de Vénus, Louis XIV en empereur romain, Jean Varin



Герб Луи-Филлипа

Картины


Прием перских послов Людовиком 14, COYPEL Antoine



Creator:Claude Guy Hallé (Français, 1652-1736)



Король-солнце, Jean-Léon Gérôme (Français, 1824-1904)



Модель лестницы послов



Лестница.послов






Декор вестибюля,


Мария -Жозефина Саксонская и граф Бургундский, Морис Кантен де Латур(автор)


La remise de l"Ordre du Saint-Esprit, Nicolas Lancret (1690-1743)

Апартаменты Людовика 14








Апартаменты Дофина

Аллегории,потолочная роспись,










Королевская опочивальня в золотом.










Синий кабинет



Покои в Большом Трианоне



Марии- Антуанетты



Кровать Мадам Помпадур



Покои Наполеона

Декор дворца

Ангелы,потолок салона приемов



Petit_appartement_du_roi





Библиотека



Большой кабинет,



Салон Дианы


Геркулес



Зеркальная галерея



Герб Людовика 14

Люстры и канделябры










Столовые и камины


Josse-François-Joseph Leriche,туалет королевы